Современные интеграционные процессы в мире и в европе. Экономическая интеграция Развивая интеграционные процессы умную печать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Международное разделение труда, международное производство создают ре­альные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап раз­вития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятст­вий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономи­ческого обмена. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэконо­мический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению наци­ональных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хо­зяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальны­ми хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различ­ных формах

Мировой процесс экономической интеграции развивается на двух уровнях:

На межгосударственном уровне;

На уровне непосредственных производителей (на микроуровне)

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических от­ношений между ними, в том числе создания филиалов за границей.

На межгосу­дарственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономи­ческих объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспе­чение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между стра­нами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной эконо­мической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные эко­номические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономи­ческими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами.

Рассмотрим подробнее эти уровни.

2.1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН

Простейшая интеграционная форма – зона свободной торговли , где ликвидируются ограничения в торговле (прежде всего – таможенные пошлины) между странами-участницами. Следующая ступень – таможенный союз , где зона беспошлинной торговли дополняется единой внешнеторговой политикой, включая единый внешнеторговый тариф в отношении других стран. Третья форма – общий рынок, где к компонентам таможенного союза добавляется свобода передвижения капиталов и рабочей силы. Кроме того, возникает необходимость согласования хозяйственной политики. Четвертая форма межстрановой интеграции – экономический союз, который можно характеризовать как общий рынок + экономическая и валютно-финансовая политика. Пятая форма - полная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.


Экономическая интеграция стран неизбежно сопровождается их всесторонним политическим, социальным, культурным, информационным, идеологическим сближением, вплоть до появления наднациональных органов.

Интеграция становится потребностью стран на достаточно высоком уровне их развития, когда оказываются в основном исчерпанными внутренние резервы экономического роста

Наиболее значительными международными региональными торговыми блоками являются:

1 .Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

2.Европейский Союз (ЕС). В него входят 15 стран: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Дания, Бельгия, Люк­сембург, Нидерланды, Греция.

3. Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ): Ис­ландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): США, Канада, Мексика.

5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС): Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

6. Торговый пакт "Меркосур": Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

7. Южноафриканский комитет развития (САДК) : Ангола, Бот­свана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Сва­зиленд, Танзания, Зимбабве.

8. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА): Кот-д"Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

9. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК): Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бу­тан, Непал.

10. Андский пакт: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боли­вия.

Бенилюкс

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром - Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами.

Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны.

Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.

С 1930 гг. предпринимались попытки экономического сближения БЛЭС и Нидерландов путем заключения различного рода договоров.

5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торговые договоры с третьими странами.

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля I958 г. и вступил в силу I ноября I960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств. За ним последовали и другие договоры:

о свободном передвижении лиц по территориям трех государств
и переносе пограничного контроля на их внешние границы (1960 г.);

протокол о полной отмене пограничного контроля между тремя странами и Конвенция об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.); и др.

Государства – члены: Бельгия, Люксембург, Нидерланды.

Местонахождение – Брюссель (Бельгия).

введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.) и др.

Основными целями Бенилюкса являются:

свободное движение товаров, услуг, капитала, т. е. ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин, количественного контингентирования, а также иных ограничении;

свободное передвижение граждан стран Бенилюкса из одной страны в другую без паспорта и визы, постоянное проживание, найм на работу, пользование системой социального страхования без какой-либо дискриминации, применение той же
налоговой системы, которая действует в отношении граждан страны, на чьей территории данное лицо пребывает (каждая из сторон гарантирует своим гражданам исключительное право работы на своей территории в государственных учреждениях и в некоторых профессиях);

координация экономической, финансовой и социальной политики;

проведение единой внешнеторговой и внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, прежде всего установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

Комитет министров;

рабочие группы;

Совет Экономического союза;

комиссии;

генеральный секретариат;

объединенные службы;

Межпарламентский консультативный комитет;

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам;

арбитражная коллегия;

судебная палата.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, и др.).

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей, состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга.
При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет полномочен решать не только экономические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия - Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург - Экономико-социальный
совет; Нидерланды - Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам государственных чиновников.

В связи с возникновением новой международной группировки (ЕЭС) странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС,
куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

Ликвидация Бенилюкса уничтожила бы результаты долгих лет сотрудничества;

Существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;

Малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

Приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

Три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.

В.И. Лафитский, заместитель директора ИЗиСП, кандидат юридических наук

В последние годы в юридической литературе появилось много работ, посвященных развитию и моделям региональной интеграции.

Наиболее глубоко процессы региональной интеграции развиваются в рамках Европейского союза. В настоящее время он объединяет 28 государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы, сочетая в себе признаки как международного, так и государственного образования.

Иная модель региональной интеграции сформировалась в Северной Америке. Ее основной целью было создание общего рынка: на первом этапе - Соединенных Штатов и Канады (Соглашение 1989 г.), на втором этапе - США, Канады и Мексики (Соглашение 1994 г.). Идет сложный процесс обеспечения начала третьего этапа развития общего рынка, когда он распространит свое действие на все государства Америки. Был подготовлен проект Соглашения о зоне свободной торговли Америки от 21 ноября 2003 г., участниками которого должны стать 34 государства этой части света. Но процесс согласования к моменту издания книги еще не завершен.

По той же модели идет развитие ряда других интеграционных объединений, в том числе Экономического сообщества западноафриканских государств (16 государств), организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 государство), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (10 стран).

Третья модель региональной интеграции сформировалась в Центральной Америке, в Африке, арабских государствах. Ее особенность заключается в том, что помимо общего рынка она предполагает создание отдельных наднациональных институтов, что сближает ее с моделью Европейского союза.

Так, еще в 1907 г. был учрежден Верховный Суд Центральной Америки. С декабря 1960 г. действует общий рынок государств этого региона. В 1991 г. был сформирован Центральноамериканский пар-

ламент. В его состав входят представители шести государств: Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора. Из центральноамериканских государств в нем не представлена только Коста-Рика.

Конституционный акт от 11 июля 2000 г. преобразовал Организацию африканского единства в Африканский Союз. В настоящее время он объединяет 53 государства Черного континента (в состав Союза не входит только Марокко, в настоящее время еще четыре государства приостановили свое участие в Союзе). Сформированы Общеафриканский парламент, Комиссия, Центральный банк развития, ряд других институтов, созданных по образу общеевропейских институтов и органов.

В марте 2005 г. начался новый этап в развитии Лиги арабских государств. Были поставлены задачи формирования общего рынка, парламента, иных учреждений, объединяющих усилия 22 арабских государств.

Стремительно интеграционные процессы развиваются и на постсоветском пространстве. Их особенность заключается в создании и параллельном существовании разных моделей, отличающихся глубиной интеграции. Эти вопросы являются предметом подробного анализа во многих частях книги, поэтому ограничимся анализом двух вопросов, связанных с ключевыми задачами права в обеспечении интеграционных процессов.

Постановка первого вопроса связана с качеством учредительных документов постсоветских интеграционных объединений с участием Российской Федерации.

Долгое время для многих из них был характерен такой дефект, как абстрактность формулировок. Как следствие из общей массы договоров и соглашений, заключенных, например, в СНГ, примерно 75% бездействуют, а остальные имеют крайне низкий эффект.

Остановимся на одном примере. Знаменитое Ялтинское соглашение «О формировании Единого экономического пространства» от 19 сентября 2003 г. составлено всего на трех страницах, которые ограничиваются в основном призывами и декларациями. Но с таким «правовым инструментом» никакой правовой акт действовать не может. В нем не было четкого плана действий. Соглашение не предусматривало эффективной системы органов. Его текст не содержал норм, которые могли бы обеспечить его исполнение, в том числе посредством принуждения.

В этом отношении оно разительно отличалось от учредительных документов, сформировавших единое экономическое пространство Европейского союза, Северной Америки, ряда других регионов мира. В них самым тщательным образом регламентированы основы организации единого рынка, основные направления политики по формированию единого экономического пространства, закреплены механизмы их исполнения, согласительные, третейские и судебные процедуры, что исключает либо затрудняет возможность неисполнения их норм.

Все учредительные договоры формируют прочный фундамент единого экономического пространства. Так, например, Договор об учреждении Европейского сообщества подробно регламентировал различные стороны общей экономической системы Европейского союза. Этим вопросам было посвящено около 100 страниц тщательно отработанных правовых норм. Какое-либо подробное их описание займет слишком много времени, поэтому ограничимся упоминанием основных разделов этого акта:

  • «Принципы»;
  • «Гражданство»;
  • «Политика Сообщества»;
  • «Свободное движение товаров» («Таможенный союз», «Запрет на введение количественных ограничений государствами - участниками Сообщества»);
  • «Сельское хозяйство»;
  • «Свободное движение лиц, услуг и капиталов» («Рабочие», «Право на предпринимательскую деятельность», «Услуги», «Капиталы и платежи»);
  • «Визы», «Политическое убежище и другие вопросы, имеющие отношение к обеспечению свободы передвижения лиц»;
  • «Транспорт»;
  • «Общие правила, касающиеся конкуренции, налогообложения, сближения законодательства»;
  • «Основы экономической и финансовой политики»;
  • «Занятость»;
  • «Общая торговая политика»;
  • «Таможенное сотрудничество»;
  • «Социальная политика, образование, профессиональная подготовка и молодежь»;
  • «Культура»;
  • «Здравоохранение»;
  • «Защита прав потребителей»;
  • «Трансъевропейские сети»;
  • «Промышленность»;
  • «Экономическое и социальное единение»;
  • «Научные исследования и технологический прогресс»;
  • «Охрана окружающей среды»;
  • «Сотрудничество в целях содействия развитию»;
  • «Экономическое, финансовое и технологическое сотрудничество

с третьими странами».

Вышеуказанные элементы сформировали единый фундамент региональной интеграции, который был еще более укреплен в последующих документах Европейского союза, в том числе в Лиссабонском договоре 2009 г. Самым тщательным образом был проработан правовой формат единого экономического пространства по Соглашению о свободе торговли в Северной Америке. В этом документе 22 главы. Объем текста - около 150 страниц. При этом отметим, что указанный документ даже не ставит задачи какого-либо дальнейшего сближения трех государств Северной Америки, развития (углубления) форм региональной интеграции по примеру Европейского союза.

Как правило, документы, учреждающие основы общего экономического пространства, содержат четкую программу его построения с разбивкой по этапам и с указанием тех целей, которые должны быть осуществлены межгосударственными объединениями; учреждают разветвленную систему институтов и органов; обеспечивают разрешение возникающих споров; предусматривают необходимость «инвентаризации» правового пространства интеграционных объединений для устранения нормативных правовых актов, препятствующих углублению интеграции.

Такие же краеугольные камни правовой организации должны быть заложены и в фундамент формирующегося единого постсоветского экономического пространства.

Вторая ключевая задача права в обеспечении интеграционных процессов - содействие в унификации национального законодательства. Наиболее успешно она решается в рамках Европейского союза.

Не менее интересен опыт и других интеграционных объединений, в том числе скандинавских и латиноамериканских государств, более приближенных к реалиям развития интеграции на постсоветском пространстве.

Скандинавские государства - Швеция, Дания и Норвегия - были первыми в решении задач унификации законодательства. В 1870 г. они созвали первую Конференцию по нордическому праву, которая впоследствии созывалась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий скандинавских юристов по сближению правовых систем региона. В 1880 г. был принят первый единообразный правовой акт - Закон об оборотных документах, призванный облегчить формирование общескандинавского рынка.

С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скандинавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впоследствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного союза.

В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран, к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. - Финляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные движения скандинавских стран создали Объединенный комитет Нордического социал-демократического рабочего движения, который выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе. С этой целью была выработана программа согласования действий правительств в различных сферах политической, социально-экономической и правовой жизни.

Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г., когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции был образован Нордический совет, в который, помимо указанных стран, вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной из основных целей Совета стало формирование единого рынка труда.

Контуры нового регионального объединения были оформлены Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в преамбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества Нордических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе единообразных норм законодательства . В Договоре особо отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2), единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4) и уголовных наказаний (ст. 5), а также в иных областях, которые будут определены участниками Договора (ст. 6).

Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых национальными парламентами государств - участников Договора. В работе Совета участвуют также представители автономных образований - Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских государств - Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия обязывающих решений, но согласно Договору его рекомендации должны приниматься парламентами.

В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий орган - Нордический совет министров, что существенно расширило возможности обеспечения интеграции в таких сферах, как культура и средства массовой информации, экономика и бизнес, образование и научные исследования, окружающая среда, законодательство и правосудие, благосостояние, Нордический регион и окружающий мир. Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизируются в ежегодных планах действий соответствующих министров государств - участников Договора (в общей сложности в настоящее время такие планы формируются по одиннадцати направлениям), а также комитетов старших должностных лиц министерств.

Многие из них находят воплощение в унифицированных законодательных актах. Практически полностью гармонизировано законодательство по вопросам заключения и исполнения коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным документам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.

В последние годы заметно усиливается роль других правовых средств, в том числе рекомендаций, принимаемых в целях консолидации усилий скандинавских стран в решении общих задач. В качестве примера можно указать резолюцию Нордического совета от 11 апреля 2013 г. о взаимодействии в целях усиления безопасности и защиты от киберугроз и компьютерных атак.

Той же цели служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в середине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские страны Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).

Значительных успехов в обеспечении унификации законодательства добились и государства Латинской Америки. Впервые эта задача была сформулирована еще С. Боливаром. Но конкретное воплощение она получила только к концу XIX в.

В 1875 г. по инициативе Правительства Перу было созвано совещание ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потребности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права . Приоритетным направлением было признано создание единообразных законов в сфере международного частного права. Было разработано несколько проектов. Но поддержки они не получили. Более успешной была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглашений по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского права, ратифицированных Аргентиной, Боливией, Колумбией и Перу. Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте - Кодекс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панамериканской конференции в Гаване и ратифицированный пятнадцатью государствами . Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и процессуального права.

В последние годы одним из основных инициаторов унификации латиноамериканского права выступает Организация американских государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юридический комитет за более чем вековую историю подготовил большое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов по вопросам не только международного частного права, но и доступа к правосудию, права на информацию, предотвращения дискриминации и т.д.

Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Ибероамериканским институтом процессуального права в 1988 г. был разработан Ибероамериканский модельный гражданский процессуальный кодекс, который впоследствии был воспринят многими государствами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией (1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.), Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).

Но самый большой импульс процессу унификации законодательства придало создание общего рынка. В 1960 г. была учреждена Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. - Венесуэла, в 1967 г. - Боливия. Помимо этого формировались более узкие региональные объединения - Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская группа (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.).

С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправительственные совещания (Группа Рио).

Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского общего рынка - МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur). Его участниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай и

Уругвай 1 . В дальнейшем к МЕРКОСУР на правах ассоциированных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу и Эквадор.

Новое региональное объединение ставит цели не только экономической, но и политической и правовой интеграции. В декабре 2004 г. было принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУР, в состав которого вошли по 18 представителей от каждого государства-участника, а также девять членов от Венесуэлы, подавшей заявление о вхождении в Южноамериканский общий рынок.

Изучение опыта интеграции скандинавских и латиноамериканских государств представляет особый интерес в свете задач не только по созданию Единого экономического пространства, объединяющего Россию, Беларусь и Казахстан, но и по укреплению других интеграционных объединений с участием России. Правовые задачи не исчерпываются рассмотренными проблемами. На постсоветском пространстве, как и в Скандинавии и Латинской Америке, существуют разноуровневые интеграционные объединения. Обеспечение их гармоничного сосуществования, повышение эффективности их деятельности и взаимодействия - такие задачи в основном могут быть решены только средствами права. Поиск таких средств и стал предметом этого монографического исследования.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

Предпосылки интеграции

Со второй половины ХХ века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

(Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.)

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран.

Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.

Предпосылки интеграции следующие:



1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран – интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.



3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

5. «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли – НАФТА.

В переводе с латинского «интеграция» значит слияние, соединение отдельных частей в целое, общее, единое. Общее определение термина можно сформулировать как объединение, сближение или слияние частей, образующее общее, единое целое, но при этом сохраняя свою идентичность.

Страны могут сближаться, образуя при этом различные союзы, например, торговый, экономический, политический, культурный и так далее, сохраняя тем самым свою национальную идентичность. Основной целью интеграции можно назвать расширение объемов товаров и услуг, которые основаны на эффективном обеспечении деятельности, например, интеграционные процессы в торговле.

Интеграция также включает в свое и явления в разных сферах жизни общества и государства: политической, культурной, экономической и других. Интеграционные процессы в современном мире представляют собой примеры движения, развития определенной системы, в которой связь участников становится сильнее, а их самостоятельность при этом уменьшается, начинают появляться новые формы взаимодействия. Как ранее, так и сейчас, в эпоху соременных технологий, интеграционные процессы сопровождаются значительным прогрессом в науке, экономике, культуре и даже политике.

Развитие таких процессов в современном мире на микро- и макроуровнях - важнейший признак интеграции. На микроуровне интеграция происходит посредством взаимодействия денежных средств отдельных компаний и предприятий через формирование экономических соглашений, сделок и договоров между ними, через создание филиалов в других странах. Интеграционные процессы также могут создаваться и в других сферах помимо экономической. На макроуровне интеграция бывает мирового масштаба и регионального. Она основывается на развитии мирового рынка, производства и коммуникаций.

В современном мире в экономической сфере существует несколько видов интеграционных процессов. Одной из самых простых форм служит зона В такой зоне различные торговые ограничения между странами, участвующими в союзе, отменяются, а также снимаются торговые пошлины. Второй формой можно назвать таможенный союз. В нем кроме зоны устанавливается еще внешнеторговый тариф, единый для всех, и проводится в отношении других стран.

Третья, более сложная форма интеграционного процесса, это Он обеспечивает участникам союза и свободную взаимную торговлю, и единый внешнеторговый тариф, свободу передвижения и, соответственно, капитала, а также согласование политики экономической. Ну и, наконец, высшая форма межгосударственной интеграции в области экономики - это экономический и валютный союз, который совмещает все указанные выше формы интеграции. На этом этапе появляется политическая интеграция со своими едиными органами управления.

Наряду с интеграционными процессами возникают и специальные объединения, особенностью которых является успешное их развитие на уровне регионального значения.

На современном этапе глобализации происходит активизация участия национальных систем в мировых процессах. Возрастает плотность экономических взаимосвязей на региональном уровне. В условиях изменения политической структуры мира и перехода от биполярного мира к деполяризации и многополярности возрастает роль региональных союзов, так или иначе тяготеющих к формирующимся «полюсам» или «центрам силы» и оказывающих влияние на тенденции мирового экономического развития. Современная экономическая ситуация характеризуется неопределенностью перспектив мирового экономического роста на фоне перемещения центра мировой экономической активности с Запада на Восток, из Америки и Европы в Азию, из развитых регионов в развивающиеся. Соответственно растет влияние крупных развивающихся экономик и региональных интеграционных союзов с их участием.

Модель глобализации, сформированная развитыми государствами на принципах неолиберализма, в условиях кризиса оказалась неустойчивой и недостаточно гибкой для сохранения динамики развития. Развитые страны фактически использовали все экономические выгоды односторонней глобальной интеграции, связанные с освоением региональных товарных рынков и преимуществ дешевых производственных ресурсов, что стало одной из причин глобального кризиса. Тем не менее были сформированы крупнейшие мировые рынки Северной Америки и Западной Европы, которые все еще играют главную роль в процессах регионализации и выборе стратегий региональной интеграции. Согласно докладу Всемирного банка «Новый взгляд на экономическую географию», на выбор эффективной стратегии региональной интеграции влияет плотность международных экономических связей и удаленность от основных мировых рынков.

Наиболее эффективно интеграция осуществляется в регионах, близких к глобальным рынкам, Центральной Америке и Карибском бассейне, Северной Африке, Восточной Европе. Перспективными с точки зрения активизации региональных интеграционных процессов являются регионы, удаленные от мировых рынков, но с собственными крупными рынками - Восточная Азия, Южная Азия, Южная Америка, Южная Африка, формирующимися вокруг Индии, Китая, ЮАР, Бразилии.

Сложнее всего процессы международной интеграции происходят в регионах с малыми странами, удаленными от мировых рынков. Это регионы «беднейшего миллиарда» - Восточная, Центральная, Западная Африка, острова Тихого океана и Центральная Азия. Данный экономико-географический подход может стать основой для классификации мировых интеграционных процессов, осуществляемых региональными союзами, созданными: развитыми государствами Северной Америки и Западной Европы - НАФТА и ЕС; крупнейшими развивающимися странами, «локомотивами мировой экономики» - МЕРКОСУР, АСЕАН +, БРИКС; странами с переходной экономикой - СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП.

Разница между интеграцией в развитых и развивающихся регионах заключается в возможности выбора стратегии интеграции и разной результативности интеграционного взаимодействия. Более развитые и крупные страны могут выбирать стратегию интеграции и формировать ее в своих интересах. Однако развивающиеся, малые, бедные, не имеющие выхода к морю государства нуждаются в интеграции со странами региона для создания совместных региональных институтов в целях увеличения производственного потенциала и региональных общественных благ, противостояния давлению со стороны глобальных организаций и развития инфраструктуры для доступа к мировым рынкам.

Результаты регионализации экономического пространства также неодинаковы для развитых и развивающихся стран. Положительными результатами региональной экономической интеграции для развитых государств являются: формирование глобальных институтов, влияющих на мировую торговлю и инвестиционные потоки, а также динамику мирового развития; формирование стимулов к экономической конкуренции; формирование моделей регионализации экономического пространства.

Развивающиеся страны получают в ходе интеграции возможности для: увеличения внутренних рынков; формирования общих институтов; создания региональной инфраструктуры; концентрации экономической активности; формирования механизмов обеспечения доступа к социальным услугам и базовой инфраструктуре для отстающих регионов; увеличения производственного потенциала стран региона.

Модели формальной интеграции в различных регионах мира
Процессы региональной интеграции относятся к числу ключевых, формирующих систему международных экономических отношений. Разнообразные интеграционные группировки создавались и создаются в целях обеспечения более глубоких экономических взаимоотношений между интегрирующимися экономиками. Однако результативность интеграционных процессов в регионах неодинакова в силу особенностей взаимодействия национальных экономик в рамках определенных моделей интеграции.

На наш взгляд, современные интеграционные процессы развиваются в рамках формальных моделей регионализации, различающихся по степени равенства или асимметрии экономических потенциалов участников интеграции, в частности:

Модели общего центра
На международном уровне единственной структурой, приближающейся к модели общего центра, можно считать ставшую классической модель европейской интеграции в формате ЕС. На сегодняшний день ЕС является классическим примером формальной интеграции, тесного сотрудничества экономик и высокого уровня развития «интеграции снизу». ЕС является ярким примером институционализированного лоббизма на наднациональном уровне. В отличие от других регионов мира значительная часть лоббистской активности европейских компаний направлена непосредственно на органы власти ЕС.

Модели доминирующего участника
Практика интеграции на основе доминирующего участника наиболее характерна для североамериканской модели односторонней интеграции НАФТА, которая чаще всего рассматривается как классический пример формирования интеграционной структуры под воздействием американских ТНК. Основная интеграционная группировка региона является не столько примером многостороннего сотрудничества, сколько соединением двусторонних американо-канадских и американо-мексиканских отношений в рамках Зоны свободной торговли - ЗСТ без перспектив перехода к более высоким ступеням интеграционного взаимодействия. Создание Североамериканской зоны свободной торговли и тесные контакты государства и частных структур привели к резкому росту инвестиций американских корпораций в регионе. Другой особенностью региональной интеграции является поток миграции из Мексики в США.

Модели межправительственных договоров, которая предполагает существование многочисленных центров власти, связанных с конкретными территориями. Данная модель лежит в основе проектов региональной интеграции в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии - МЕРКОСУР, АСЕАН. Развитие , в отличие от НАФТА, происходит практически в отсутствие тесных контактов государства и частного бизнеса. Субрегиональная интеграция в Латинской Америке остается на достаточно низком уровне, однако перспективы развития интеграционных процессов в регионе связаны с дальнейшим развитием форм интеграционного сотрудничества и расширением количества участников интеграционного блока.

Современной особенностью АСЕАН является взаимодействие малых и средних стран ЮВА преимущественно в сфере экономики, а также реализация принципов «диалогового партнерства» с региональными и нерегиональными игроками. В настоящее время страны АСЕАН заинтересованы в сохранении особого статуса региона как промежуточного звена между полюсами роста в АТР и активно используют блокирование на групповой основе в диалоге с внешними партнерами. АСЕАН играет ключевую роль в формировании модели юго-восточного и азиатского регионализма. В планах переход к более сложным формам взаимодействия и сотрудничества.

Общим для всех моделей является взаимодействие государств в рамках рыночных механизмов, корректируемое в той или иной степени государственными или межгосударственными структурами. Различия касаются следующих основных факторов сотрудничества: уровня экономического развития стран-участниц.

Уровень экономического развития напрямую связан с качеством управления и институтов. Более однородные экономики заинтересованы в развитии общих институтов и более приспособлены к решению проблемы устойчивости регионального союза - ЕС vs НАФТА; количества участников интеграционной группировки. Группировки с различным числом участников имеют разные шансы на успех. Если число стран велико, то вероятность различий между ними более значительна и выше «издержки переговоров»; равенства или асимметрии качественно однородных или разнородных игроков. Чем более однородны участники интеграционного процесса, тем меньше вероятность формирования торгового режима под давлением более сильного игрока и больше равных условий доступа на мировые рынки - ЕС vs НАФТА; наличия «мягких факторов» - этническая идентичность, ментальность и т. п.

Присутствие этих факторов означает более высокую степень «неформального единства» региона и готовность отдельных стран к издержкам - ЕС, МЕРКОСУР vs НАФТА; заинтересованности в развитии новых форм сотрудничества и формировании наднациональных органов - ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР vs НАФТА. На наш взгляд, ценность опыта мировой интеграции заключается в выявлении зависимости результатов интеграции от влияния тех или иных перечисленных выше факторов и констатации ведущей роли региональных союзов на этапе формирования новой системы международных экономических отношений.

Базовыми условиями успешной интеграции, по нашему мнению, являются: наличие стратегии развития региональной интеграции; последовательный переход к более высоким формам интеграционного сотрудничества; достаточно высокий уровень и качество институтов управления; возможность асимметричного по уровню экономических потенциалов характера региональной интеграции при условии формирования однородного, по уровню социально-экономического развития участников интеграционного экономического пространства; возможность асинхронного развития процессов интеграции в рамках единого регионального экономического пространства при наличии общей стратегии и институтов интеграции; необходимость участия интеграционной группировки и ее членов в межрегиональных и глобальных союзах для продвижения коллективных экономических интересов; укрепление внутрирегиональных производственных отношений в целях создания устойчивой, самодостаточной региональной экономической системы; использование «геоэтического подхода» к развитию региональной экономической системы.



Рассказать друзьям