Современный балет: театр Бориса Эйфмана. Театр балета Бориса Эйфмана: планы на новый сезон Сюжеты и идеи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Создает собственную труппу, «Ленинградский Новый балет», сегодня известную театралам всего мира как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Концепция «Нового балета» была для своего времени новаторской и смелой - он изначально создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли новой труппы - «Двухголосие» и «Бумеранг» - принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за балетмейстером репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 70-х - начала 80-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише театра появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Обращаясь к сюжетам классики, хореограф осваивает все новые жанры. Он создает спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, передававшего предельный накал страстей героев - такие, как балеты «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Легенда», «Тереза Ракен», «Идиот », «Поединок », «Мастер и Маргарита » и другие.

Эйфман-режиссер сумел заставить зрителя не просто любоваться красотой танцевальной ткани своих спектаклей, но активно сопереживать действию. Помимо творческих поисков, театр под руководством Бориса Эйфмана одним из первых в России разработал собственную модель организации и планирования театрального дела на принципах государственного и частного партнерства.

Труппа танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих классическим танцем и искусством драматического перевоплощения, покоряет западную публику. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман - удивительный театральный волшебник, - пишет авторитетный театральный критик Клайв Барнс в газете „Нью-Йорк Пост“. - Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться - это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI».

Один из ведущих балетных критиков США Анна Кисельгоф называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман».

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии своими спектаклями «Чайковский », «Я - Дон Кихот», «Красная Жизель », «Русский Гамлет », «Анна Каренина », «Чайка», «Онегин». 22 ноября 2011 г. на сцене Александринкого театра в Петербурге состоялась мировая премьера балета «Роден», посвященного судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Автор более сорока спектаклей, Борис Эйфман определяет жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Языком танца художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия: о поисках смысла жизни, о столкновении духовного и плотского в интимном мире человека, о познании истины.

«Всю свою творческую жизнь я занимаюсь расширением границ возможностей балетного театра и, в первую очередь, - поиском языка тела, способного выразить жизнь духа. Для меня танец - это не физический процесс, а духовный. Язык тела - более древний, более глубинный способ общения. В нем зафиксированы рефлексы чувственной жизни многих поколений людей. Расшифровать эти знаки, воплотить их в эмоционально насыщенное произведение балетного искусства - наша цель», - говорит Борис Эйфман.

Важный этап в жизни театра начался в 2009 году, когда Правительством Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В настоящее время возведение зданий этого уникального учебного заведения инновационного типа практически завершено, и в сентябре 2013 года оно должно будет принять первых учеников. Также летом 2009 года были подведены итоги конкурса на лучший архитектурный проект «Дворца танца Бориса Эйфмана» на Набережной Европы. Сегодня обогащение балетного репертуара современной России и реализация этих двух стратегических проектов - главные ориентиры в долгосрочных планах балетмейстера и его театра.

Источник: официальный сайт Театра балета Бориса Эйфмана

Этот коллектив был основан в 1977 году и носил различные названия («Новый балет», «Ленинградский ансамбль балета», «Ленинградский театр современного балета»). Первоначально его задача заключалась в том, чтобы привлечь к современному балету интерес молодого зрителя. Возможно, поэтому и руководить новым коллективом поручили Б. Эйфману - молодому хореографу, едва перешагнувшему свое тридцатилетие.

Действительно, в первое трехлетие в репертуаре труппы преобладали сочинения молодежной тематики, исполняемые под так называемую «современную музыку». Так, в «Прерванной песне» - спектакле, посвященном памяти чилийского поэта Виктора Хары,- на сцене играла рок-группа, в «Искушении» использовалась симфоджазовая музыка Р. Уэйкмена, в «Двухголосии» - записи «Пинк Флойд», в «Бумеранге» - группы «Махавишна». Однако уже и в этот период становления коллектива в его репертуаре были сочинения, явно выходящие за «молодежные» рамки, балеты, значительные по замыслу и интерпретации («Под покровом ночи», те же «Двухголосие» и «Бумеранг»).

Этапным спектаклем для труппы был поставленный Б. Эйфманом в 1980 году балет «Идиот» (по мотивам романа Ф. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. Чайковского). Художественная смелость балетмейстера оказалась оправданной: вопросы жизни и смерти, разлада мечты и действительности, страстного стремления человека к счастью и его фатального столкновения с реальной жизнью - все это свойственно и проблематике романа Достоевского, и гениальному сочинению Чайковского. С этого времени в пестром, казалось бы, калейдоскопе сочинений Б. Эйфмана (с 1978 года - единственный хореограф труппы) ясно обнаруживается интерес к вечным темам и сюжетам, проблемам добра и зла, любви и ненависти, рабства и свободы. Впрочем, ставит хореограф и балеты комедийные, даже буффонадные («Безумный день» по мотивам комедии П. Бомарше или «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира).

В период становления коллектива в нем работали известные ленинградские артисты А. Осипенко и Д. Марковский. Их вдохновенное, выразительное мастерство не только украшало спектакли, но и служило своеобразным камертоном для молодых артистов. Из них выросли свои мастера - В. Гальдикас, В. Морозова, В. Михайловский - и интересные солисты - Н. Голубцова, И. Емельянова, О. Калмыкова, Т. Корочкова, Р. Куприев, В. Мухамедов, С. Фокин. Театр современного балета, как и «Хореографические миниатюры »,- труппа гастрольного характера. Его творчество с интересом и пониманием встречали зрители Москвы и Новосибирска, Киева и Тбилиси, Гданьска и Будапешта, Бухареста и Хельсинки.

А. Деген, И. Ступников, 1988

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.

Хореограф Борис Эйфман, биография, фото которого интересуют всех любителей балета, заслуживает если не любви, то хотя бы безмерного уважения. Он всегда шел в искусстве своим путем, умел отстаивать свою точку зрения и находить новые, порой гениальные сценические решения. У его балета множество поклонников по всему миру, гастроли его труппы начиная с 70-х годов всегда проходят при аншлагах, и сегодня Эйфман находится на этапе творческого роста, так что впереди у зрителей еще немало удивлений.

Детство

Борис Эйфман (дата рождения - 22 июля 1946 года) появился на свет в маленьком сибирском городе Рубцовске, куда семья переехала перед войной в связи с мобилизацией Якова Эйфмана, инженера, для строительства тракторного завода. Мама Бориса работала врачом. В 1951 году семья возвращается на историческую родину в Кишинев. Будущий хореограф с раннего детства имел большую тягу к самовыражению при помощи пластики. Поэтому ни у кого не вызвало удивления, когда Борис Эйфман записался в студию балета при Дворце пионеров, где быстро стал одним из лучших учеников. Уже тогда он отличался небывалым трудолюбием и был абсолютно влюблен в танец, в пластику человеческого тела, в движение.

Путь в профессию

В 1960 году Борис Эйфман, биография которого уже навсегда была связана с балетом, поступает на только что открытое хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Он приходит в мастерскую Рашели Иосифовны Бромберг, которая уже знала его по занятиям в студии. Чуть позже она передает ученику руководство хореографическим кружком во Дворце пионеров. Так Эйфман одновременно учится и учит, постигая профессию все глубже.

Когда в 1964 году он окончил училище, в нем созрело желание продолжать учиться, и он поступил в Ленинградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова, на балетмейстерское отделение, которое и окончил в 1972 году. Уже с первых шагов в училище Эйфман больше интереса проявлял к постановкам, чем к танцу. У него было свое видение сцены и представления о выразительных возможностях тела танцовщика, которые он мечтает выплеснуть на зрителя.

Карьера хореографа

Борис Эйфман - хореограф с большим стажем. Он начал ставить первые спектакли еще во время учебы. Его первые постановки в Ленинграде в начале 70-х годов - «Жизни навстречу» на музыку Кабалевского, «Икар» по произведению А. Чернова и В. Арзуманова, «Фантазия» А. Аренского - стали настоящим открытием для балетной публики. Уже тогда он тяготел к модерну, смело сочетая различные выразительные средства. Его постановки с самого начала демонстрировали стремление к созданию яркого синтетического зрелища, в котором органично сочеталась литературная основа, декорации, костюмы, свет и танец с сильным драматическим началом.

В 1972 году дипломная работа Эйфмана «Гаяне» на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета наделала много шуму: необычная хореография, тонкая прочувствованность образов - все это произвело неизгладимое впечатление на публику и критику.

С 1971 года Борис Эйфман работает балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой. Его спектакли со студентами училища показывались на сцене Кировского театра. Здесь он ставит «Жар-птицу» И. Стравинского, «Встречи» Р. Щедрина, «Прерванную песню» Калныньша. Эти работы делают Эйфмана известным, в том числе за рубежом, так как театр возит спектакли на зарубежные гастроли. Также в этот период начинающему балетмейстеру выпадает возможность сделать несколько фильмов-балетов для телевидения.

Театр Б. Я. Эйфмана

Попробовав свои силы на одном из лучших театров страны, Борис Эйфман понял, что в таких академических заведениях ему не удастся в полной мере реализовать свои замыслы. И он все силы бросает на создание собственного театра.

В 1977 году его усилия дают результат: он открывает при Ленконцерте театр «Новый балет». Набрав труппу по своему вкусу, Эйфман начинает творить. Хореограф выбирает непривычные для советского театра произведения и ставит совсем не В своих спектаклях балетмейстер стремится найти ответы на животрепещущие вопросы бытия, в первую очередь он апеллирует к молодежной аудитории, стараясь говорить с ней на близком ей языке рок-музыки и современного танца.

С 80-х годов он начинает регулярно гастролировать за рубежом, в частности ежегодно посещает Нью-Йорк, где гастроли театра Эйфмана стали традиционными и очень ожидаемыми. В России театр также имеет невероятную популярность, хотя долгие годы не имеет своего здания. Только в 2010 году строится Академия Бориса Эйфмана, а Дворец танца, о котором мастер мечтает долгие годы, пока так и находится на стадии проекта.

Выдающиеся работы

Борис Эйфман, биография которого - это путь новатора и борца, создал театр, чтобы выбирать репертуар по своему усмотрению. Афиша театра поражает разнообразием жанров. В ней есть балеты-буфф: «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Интриги любви», программы камерных балетов: «Метаморфозы», «Автографы», сказки: «Жар-Птица», «Пиноккио». Эйфман всегда стремился ставить спектакли с качественной литературной основой, так в репертуаре появились «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Поединок», «Идиот». Уже первые работы показали, что театр Эйфмана готов к экспериментам, так в его афише появились постановки «Под покровом ночи» Бартока, «Двухголосие» на музыку Баррета, «Искушение» Уэйкмана. За свою творческую жизнь Борис Эйфман уже поставил более 40 балетов, среди которых самыми известными считаются «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Реквием».

Награды

Народный артист Борис Эйфман, биография которого есть путь преодоления, в последние годы избалован наградами. До 90-х годов его не желали отмечать государственными наградами, чтобы не поощрять новаторское балетное искусство. Но после перестройки все изменилось, балетмейстер получил звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств. Он был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», несколькими орденами иностранных государств. Эйфман является неоднократным обладателем премий «Золотая маска», «Золотой софит» и «Триумф».

Личная жизнь

Борис Эйфман всегда является объектом пристального внимания СМИ и поклонниц. Хореографу приписывают немало романов, еще бы: знаменитый, импозантный, молодой, свободный. Разве женщины могут пройти мимо такого мужчины равнодушно? Самым громким его романом были отношения с красавицей актрисой Анастасией Вертинской. Но все завершилось ничем. И Эйфман женился на солистке своего балета Морозовой Валентине Николаевне. Они долгое время проработали в театре бок о бок, для нее мастер поставил несколько интересных партий. В 1995 году у пары родился сын Александр. Валентина смогла полностью реализоваться в театре Эйфмана как танцовщица. А сегодня продолжает работать рядом с ним педагогом-репетитором, оказывая мужу значительную помощь и поддержку.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев,
О. Габышев, А. Ситникова, Д. Фишер и другие.

Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.

Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

Борис Эйфман - знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.


После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.


Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике "беспуантовый балет", танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.


Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название - Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.


В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой .


Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».


Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста - Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.


Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет - и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Проекты

  • 1980 - «Поединок»
  • 1981 - «Покорение стихии»
  • 1982 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1984 - «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
  • 1986 - «Интриги любви»
  • 1987 - «Мастер и Маргарита»
  • 1990 - «Человеческие страсти»
  • 1994 - «Дон Кихот, или Фантазии безумца»
  • 1997 - «Красная Жизель»
  • 1998 - «Мой Иерусалим»
  • 1999 - «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»)
  • 2001 - «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»
  • 2005 - «Анна Каренина»
  • 2009 - «Онегин»
  • 2013 - «По ту сторону греха»
  • 2017 - «Вчера, сегодня, завтра»


Рассказать друзьям