Способы профилактики стресса. Правильная профилактика стресса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Укрепление здоровья в пожилом возрасте Геннадий Петрович Малахов

Профилактика эмоциональных стрессов

Одна из главных причин предрасположения к любым болезням – эмоциональный стресс.

Если человек неустойчив эмоционально, нервозен, постоянно «смакует» переживания на работе, дома и т. д., ни о каком здоровье не может быть и речи. Значит, надо взять себя в руки и начать трезво относиться к окружающему. Следующий шаг – это физическая нагрузка. Она помогает человеку разрядиться, расслабиться. Хорошо подойдут пешие прогулки, бег трусцой, занятия гантелями. Кроме обычных физических упражнений можно применять описанную в этой книге китайскую гимнастику по преобразованию мышц, а для женщин – упражнения по сбрасыванию жира и другие системы упражнений.

Если у вас имеются сильные эмоциональные зажимы, то применяйте методику очищения полевой формы жизни. Это поможет избавиться от эмоционального хлама и почувствовать внутреннюю свободу и независимость.

Питание при стрессе должно быть насыщено биологически активными веществами: витаминами, минеральными солями, ферментами и т. п. Ежедневно употребляйте в пищу хлеб или суп из проросшего зерна и другие продукты с высоким содержанием витаминов. Витамином А в форме бета-каротина вас обеспечит морковный сок. Необходимый при стрессе витамин Е находится в хлебе из проросшего зерна в более чем достаточном количестве. Пейте свежевыжатые соки и ешьте салаты из овощей, в которых находится много кальция и магния.

Из других пищевых добавок полезны пивные дрожжи, рыбий жир.

Очень хорошо помогают бороться со стрессами лекарственные травы. Многие из них обладают свойством вызывать расслабление и успокаивать: шлемник, хмель, ромашка, пустырник сердечный, страстоцвет, валериана, розмарин, шалфей, мята перечная. Чай из смеси шлемника, котовника кошачьего и хмеля – прекрасное средство для снятия напряжения. Хвощ служит источником кальция и кремния, как и овсяная солома, а люцерну особо рекомендуют добавлять к другим травам, поскольку она богата питательными веществами и хорошо очищает организм. Мята лимонная поднимает настроение и снимает напряженность, этими же свойствами обладает вербена, а венерин башмачок устраняет тревогу. Женьшень, аралия и одуванчик тонизируют.

Избегайте сахара, изделий из муки тонкого помола, кофеина, алкоголя, жареного и напитков типа колы. Причиной стресса могут быть молочные продукты, они часто вызывают аллергию, как и шоколад, томаты, яйца и добавки, содержащиеся в продуктах, прошедших обработку, в том числе мясо. Вместо сахара или его искусственных заменителей употребляйте мед. Чеснок и лук полезны для иммунной системы. Пчелиная пыльца, прополис, маточное молочко и сотовый мед защищают от стресса. Ежедневно от одного до трех раз в день выпивайте стакан воды с 1 ч. ложкой яблочного уксуса и 1 ч. ложкой меда.

Для успокоения и расслабления очень хорошо подходят теплые ванны с добавлением в них 1 л упаренной урины, а также различные виды самомассажа. Для массажа применяйте эфирные масла2 герани, лаванды, майорана, мелиссы лекарственной, апельсина, розы, мандарина, ромашки, шалфея мускатного, кедра и сосны.

Стресс снижают некоторые минералы: кунцит, розовый кварц, янтарь, аметист, бирюза.

Из книги ЖИТЬ ТРЕЗВЫМИ автора Анонимные Алкоголики

24. Избегать эмоциональных сложностей Влюбиться в вашего доктора, медсестру или в такого же пациента, как вы – старая романтическая история. Вылечившиеся алкоголики тоже восприимчивы к любовной лихорадке. Алкоголизм не создает иммунитета от какого– либо обычного

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Юлия Алешина

Анализ эмоциональных переживаний Мы уже выяснили, что консультанту следует говорить максимально кратко, акцентируя и уточняя то, что действительно является важным и представляет интерес с психологической точки зрения. Но на основании чего консультант решает, что

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Акцентирование эмоциональных переживаний Эмоции всегда присутствуют в рассказе, причем как более поверхностные, легко осознаваемые, так и более глубокие, скрытые от самого рассказчика. Своеобразными знаками эмоций в речи являются прежде всего наречия и прилагательные,

Из книги Искусство не стареть автора Томас Ханна

Из книги Прогнозирующая гомеопатия Часть 1 Теория подавления автора Прафулл Виджейкар

Из книги Пиявка – ваш домашний доктор. Гирудотерапия для разных типов людей автора Лариса Леонидовна Геращенко

Глава 10 Результат нервно-мышечных стрессов «Стариковская» осанка и «черная метка»Наше исследование типов мышечных рефлексов, вызванных стрессом, привело к следующему фундаментальному выводу. Существует два основных типа рефлексов, вызываемых стрессом. Оба они лежат в

Из книги Самые модные диеты автора В. Конышев

Назначение лечения при эмоциональных проблемах Поведение человека, связанное с эмоциями, подсознательными моторными и сенсорными импульсами и чувством внутреннего удовольствия или дискомфорта, обусловлено особыми подкорковыми структурами, расположенными в участках

Из книги Ортотрофия: основы правильного питания и лечебного голодания автора Герберт Макголфин Шелтон

Последствия современных стрессов и гирудотерапия Слово «стресс» в средствах массовой информации встречается сегодня, пожалуй, так же часто, как «бизнес». Возможно, эти два понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, и одно порождает другое. Большинство из нас смирились с

Из книги Боль в твоем сердце автора Лууле Виилма

Старайтесь уходить от стрессов Многие реакции организма, вызываемые гормонами, производимыми в состоянии стресса, ведут к увеличению жирового запаса.Если мы просто реагируем на стресс, а не пытаемся с ним работать, перерасти его, то многие из нас начинают переедать,

Из книги Исцеление по рецептам Макса Люшера, Кацудзо Ниши, Юлианы Азаровой автора Анна Чуднова

Голодание при эмоциональных стрессах Горе, волнение, гнев, шок и прочие эмоциональные раздражения почти так же чреваты снижением желания есть и практической невозможностью усвоения пищи, как и боль, лихорадка и сильное воспаление. Отличным примером этого является

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо

Учебник языка стрессов Все сущее есть жизнь, независимо от того, ощущаем ли мы это или пока еще нет.Видимый и невидимый мир составляет единое целое, будучи зеркальным отражением друг друга, неважно, признаем мы это или нет.Общение есть сохранение жизни, ибо общение являет

Из книги Красота и здоровье женщины автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Избавляемся от эмоциональных «заноз» Бывает, общего ментального и эмоционального очищения, чтобы исправить ситуацию, недостаточно. Если негативный настрой «пропитал» все ваше существо и, как вы ни стараетесь его изгнать, он не уходит, вам лучше поработать с конкретными

Из книги Похудеть может каждый автора Геннадий Михайлович Кибардин

Освобождение от стрессов Благожелательное общение продлевает жизнь и делает ее более приятной. В дружной семье человек легко справляется с внешними стрессами, он более устойчив психологически и эмоционально, зная, что у него есть место, где его всегда поймут и поддержат.

Из книги автора

Домашние животные и снятие стрессов Очень хорошо лечат нервные заболевания и помогают преодолевать стрессы домашние животные.На одном из первых мест по эффекту воздействия и доступности находятся кошки. Сейчас даже в больницах используют кошек для лечения

Из книги автора

Три урока для эмоциональных женщин Научитесь расслаблятьсяСамым простым и эффективным способом эмоциональной тренировки является расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их

Из книги автора

Снятие стрессов Чтобы справиться со стрессом, вам необходимо выполнить одно из условий: избавиться от источника стресса, например не вступать в открытый конфликт; изменить свое отношение к ситуации, позволив людям быть такими, какие они есть, принимая без

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу . Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом .

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные , поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации ). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Продолжение следует…


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

И в пожилом возрасте встречаются у каждого второго пенсионера, а то и чаще, ведь не многие наши старики обращаются к специалистам или делятся своим мироощущением с родственниками.

Многие люди, независимо от их возраста и места проживания испытывают депрессию. Она характеризуется различными стадиями и симптомами. Некоторые люди даже и не подозревают об этом состоянии у себя в организме, но оно присутствует.

Это состояние происходит из-за множества факторов: плохая экология, постоянные стрессы, перенапряжения на работе, постоянная усталость, нервные срывы и многое другое.

Но важно помнить то, что это состояние чревато различными последствиями, и во многих случаях может перейти в серьезные заболевания, если не взяться и наблюдать состояние своего здоровья, ведь здоровье, прежде всего, зависит от человека и от его отношения к своему здоровью.

В этом состоянии может находиться абсолютно любой человек: молодой, пожилой, полный, худой, врач, преподаватель, человек с высоким уровнем дохода и с небольшим достатком, красивые девушки и не очень. При депрессии не бывает временных промежутков и не должно быть определенного возраста. В детстве дети тоже могут перенести такое состояние здоровья.

Но, различие возрастной депрессии в том, что детская, мало понятна специалистам, и до конца они не разобрались, почему она происходит в раннем возрасте. Научно еще не доказано, а вот оправданий депрессии в старости достаточно.

Пожилая женщина и престарелый мужчина могут много переживать, нервничать, страдать, сама того не понимая, в большинстве случаев такое состояние перерастает в депрессию.

Пожилые люди, с возрастом, становятся более раздражительными, и чувствительны ко многим ситуациям. Хронические болезни, которыми раньше болел человек, сказывается в пожилом возрасте, после этого происходит раздражительность и подавленность.

Пожилые люди в состоянии депрессии не хотят встречаться с родственниками, им ничего не хочется делать, неприятны им большинство вещей, которые происходят в их жизни, ничего не их. Обратившись в непрофессиональную клинику за диагностикой и лечением, врач неправильно поставил диагноз и назначил не совсем те лекарства, которые следует пить.

С возрастом произошла деформация, и человек стал подавлен и раздражителен, так как организм неправильно лечение вовсе отторгал. Изменяется память при депрессионных состояниях. Выйти из этого состояния с возрастом становится все сложнее, поэтому легче в молодом возрасте делать профилактику этого заболевания.

Если к специалисту обратиться в запущенной стадии в пожилом возрасте, то по истечению некоторого времени можно вылечить это состояния.

Требуется регулярное системное лечение. Специалистам к таким заболеваниям следует отнестись тщательно, качественно и составить индивидуальный план лечения. Также вместе с лечением депрессии следует полностью сделать диагностику состояния здоровья.

Тот орган, который наиболее распространяет раздражители и требует лечения, нужно лечить в первую очередь. Два заболевания нужно лечить одновременно. Особенно нужно обратить на состояние давления.

Если вы заметили депрессивное состояние, подавленность и стресс в пожилом возрасте, можно обратиться в частную клинику или пансионат для пожилых людей. Сеть пансионатов «Лотос» в СПб lotos-spb.ru в своем штате имеет высокопрофессиональных специалистов, которые помогут пенсионеру почувствовать себя лучше. В таких заведениях для пожилых людей реабилитируют после перенесенного инсульта или инфаркта.

Если родственники не опустили руки, терпят упреки пожилого человека, страдающего депрессией, идут за помощью к специалисту, то заболевание еще можно вылечить. Помогают не только медикаменты. Нужно проявлять терпение, к пожилому человеку. Каждый может оказаться в такой нелегкой ситуации.

В любом случае, подавленное состояние, депрессия и стресс в пожилом возрасте поддается лечению, важно как можно раньше показать престарелого человека специалистам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Воронежский Базовый Медицинский Колледж

Сообщение

«Стресс в пожилом возрасте и пути его преодоления»

Проверила: преподаватель Высоцкая Алла Анатольевна

Выполнила: Студентка 228 группы Кочанова Екатерина

Воронеж 2012

Для многих людей переход на пенсию сопровождается стрессами, тоской и апатией, а пенсионный возраст ассоциируется со старостью и болезнями, поэтому и воспринимается как настоящая катастрофа и вызывает психологический кризис, особенно у тех, кто на работе был занят активной творческой деятельностью. Теперь она сменяется бездействием и пустотой. голову приходят мысли о приближающейся старости, о всевозможных ограничениях, вызванных состоянием здоровья, о необходимости уступить молодежи свое рабочее место и признаться, что здесь уже могут обойтись без тебя. Не все могут найти в себе силы не допустить подобных мыслей или спокойно смириться с ними.

Какое действие оказывает стресс на организм?

Гормоны стресса и старение.

Уровень гормонов стресса повышается с возрастом, и это является основной вероятной причиной остановки нейрогенеза, или образования новых гормонов. Однако, старея, мозг на самом деле не теряет способность генерировать новые нейроны, и после снятия стресса нейрогенез восстанавливается. К такому выводу пришли учёные, проводившие исследования животных. Так, производство нейронов у животных продолжается в течение взрослой жизни, а резкое падение производства нейронов объясняется высоким уровнем гормонов стресса, вырабатываемых надпочечниками в пожилом возрасте. После удаления надпочечников, у старых крыс был замечен рост новых клеток мозга. Таким образом, можно предположить, что процесс замедления выработки нейронов в виду старения можно обратить вспять.

Стресс и инсульт.

Исследования в Финляндии, в котором на протяжении одиннадцати лет принимали участие около 2000 человек средних лет, показало, что повышенный риск инсульта был связан со стрессом. Так, было обнаружено, что повышение артериального давления как ответ на стресс, может увеличить риск развития инсульта. Симпатическая нервная система отвечает на психическое и эмоциональное напряжение увеличением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания. Такая реакция формирует фундамент для хронической гипертонии и атеросклероза, двух известных факторов риска развития инсульта и сердечно сосудистых заболеваний.

Устойчивый стресс ухудшает способности к обучению.

Длительный или устойчивый стресс может повредить гиппокампу мозга, что усложняет запоминание новых вещей. Исследования показали, что крысы постоянно находящиеся в стрессовом состоянии непрерывно изучали своё окружение так, будто они не умели сохранять в памяти новую информацию. Вероятно, гиппокамп крыс находился под постоянной атакой вредных для этого отдела мозга гормонов, что делало невозможным запоминание. стресс нейрогенез мозг гормон

Стресс ослабляет гематоэнцефалический барьер.

Стресс может значительно увеличить способность вредных химических веществ беспрепятственно проникать через гематоэнцефалический барьер - сложную систему кровяных сосудов, которая защищает мозг от токсинов, циркулирующих в крови. Мы уже писали об этом в одной из прошлых статей, и не будем вдаваться в подробности, однако введём несведущую часть нашей аудитории в курс данной проблемы. Ещё во время войны в Персидском заливе, с целью защиты от химического и биологического оружия, солдаты принимали препарат пиридостигмин. Однако стресс, который был вызван военными действиями, способствовал проникновению препарата в мозг, вызывая головные боли, головокружение и тошноту. Такого ещё ни разу не наблюдалось на фоне спокойной обстановки. В результате было обнаружено ослабляющее воздействие стресса на гематоэнцефалический барьер. Это значимое открытие, поскольку многие лекарства и препараты разработаны в рамках предположения, что они не смогут проникнуть в мозг, следовательно их принятие во время нахождения организма в состоянии стресса может иметь негативные последствия.

Быстрый ответ на стресс на подсознательном уровне.

Наблюдая за отдельными нейронами правой префронтальной коры головного мозга, исследователи из Университета Айовы обнаружили, что эти клети удивительно быстро отвечают на неприятные образы, включающие фотографии увечий и сцен войны. Счастливые или нейтральные фотографии не могли вызвать такой же быстрый ответ. Ответ на отвратительные зрительные стимулы нейроны давали примерно в течение двенадцати сотых секунды, это происходило намного быстрее, чем сам испытуемый осознавал содержимое образов. Выводы напрашиваются сами собой, мозг улучшил систему распознания потенциально опасных или угрожающих раздражителей.

Как же избежать стрессов ?

Для того, чтобы выход на пенсию проходил мягче в психологическом плане, пенсионеру нужно заранее позаботиться о том, чем заняться дома, уйдя на заслуженный отдых, какие увлечения и интересы могут помочь без осложнений преодолеть перемены, связанные с завершением трудовой деятельности. Чтобы переход на пенсию не воспринимался так трагично, нельзя допускать пассивного бездействия - это вызовет пессимистические мысли, хандру, скуку.

Зато увлеченность любимым делом может дать пенсионеру ощущение заинтересованности в его результатах, занятости, удовлетворения. Значительно легче пенсионный возраст встречают те люди, у которых есть любимое занятие, интересы, не связанные с профессиональным трудом. Благоприятным и даже ожидаемым временем пенсионный возраст является для женщин, занятых домом, семьей, воспитанием внуков. Воспоминания о добросовестном труде, приносившем удовлетворение, также могут стать источником положительных эмоций, вызывать уважение окружающих и чувство гордости за свои профессиональные победы. Пожилой человек имеет то, чего не хватает молодым - массу свободного времени, которое можно использовать для реализации, быть может, давно зародившихся планов. Если же их нет, необходимо найти занятие по душе, желательно предполагающее общение с людьми, при котором можно было бы дать совет, обменяться опытом, почувствовать себя кому-то нужным. Завязывание новых контактов сможет обогатить скучную и однообразную жизнь пенсионера, поднять ее на новый уровень. Можно и нужно использовать это время, чтобы серьезно подумать о здоровье и основательно заняться его улучшением; или посвятить свободное время работе по выращиванию овощей и фруктов, разведению цветов на даче и др. Некоторым пенсионерам помогает скрасить жизнь своеобразное общение с домашними животными, забота о них, кормление, выгуливание.

Несколько советов пожилым, как преодолеть стресс:

Занимайтесь спортом -- хоть понемногу, но каждый день -- так вы увеличите свой запас энергии и высвободите эндорфин, который помогает справляться как с физическими, так и с моральными стрессами.

Не относитесь наплевательски к своему здоровью. Незначительные недомогания могут привести к тяжелым заболеваниям, если не начать лечить их вовремя, пока они еще в легкой форме. Не следует относиться к физическим и душевным недомоганиям как к естественному состоянию пожилых людей.

И обратный совет -- не будьте слишком мнительны. Лишние походы по врачам не улучшат вашего морального настроя. Не следует изучать медицинскую энциклопедию, выискивая у себя признаки той или иной болезни, -- это только усугубит стрессовое состояние.

Если вы одиноки, заведите домашнего питомца -- теперь у вас достаточно времени, чтобы заботиться о нем. Собака же или кошка, в свою очередь, удовлетворят вашу потребность о ком-то заботиться и желание быть любимыми нужным, избавят от чувства одиночества. Кроме того, возможно, возникнет общение с такими же собаководами или любителями кошек.

Постарайтесь отказаться от разрушительных привычек -- тяги к алкоголю и курению -- они еще более губительны для пожилых людей, так как организм в достаточной степени изношен и часто не в силах справиться с такой нагрузкой.

Развивайте свои способности. Многие известные музыканты, писатели, скульпторы начинали заниматься любимым делом после 45--50 лет. Это даст вам дополнительный стимул и внесет разнообразие в вашу жизнь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие стресса, его влияние на деятельность всего организма. Профессиональный стресс и его особенности. Основные аспекты и специфика стресса в семье. Значимость стрессовых факторов. Взаимосвязь уровня стресса в семье и профессиональной успешности.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Факторы активизации изучения психологического стресса. Стресс как патогенетическая основа многих заболеваний. Содержание теории стресса Г. Селье, её недостатки. Обзор теорий и моделей психологического стресса (З. Фрейда, Н.G. Wolff, D. Mechanik).

    презентация , добавлен 07.04.2017

    Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

    реферат , добавлен 03.11.2014

    Изучение понятия стресса, который представляет собой состояние чрезмерно сильного, длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку. Способы борьбы и профилактика стресса.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Изучение стресса в жизни студента. Сущность понятия "стресс". Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов.



Рассказать друзьям