Стеклянный зверинец анализ. Стеклянный зверинец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Актуальность исследования обусловлена восстребованностью творчества Т. Уильямса и в американском, и, прежде всего, в отечественном литературоведении. Разработка данной темы позволяет раскрыть богатый нравственно-этический потенциал творчества драматурга. Результаты новаторских устремлений художника, о котором идёт речь в исследовании, многообразны в эстетическом плане и требуют дальнейшего теоретического осмысления, успешный результат которого обогатит наше представление о выразительных возможностях драмы.

Цель: Проанализировать пьесу «Стеклянный зверинец», выявить мировоззренческие и эстетические особенности, определить специфику поэтики пьесы. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть некоторые биографические сведения Т.Уильямса;

· Выявить особенности влияния собственной жизни на мировоззрение и творчество драматурга.

Имя американского драматурга Теннесси Уильямс (1911-1983) – одно из самых ярких в современной американской и мировой литературе. Став еще при жизни легендой, он по праву считается одним из лучших драматургов ХХ столетия, чьи произведения надолго поселились на театральных подмостках мира, продолжая озадачивать режиссеров поиском универсального ключа к ним. Его драматургия сочетает в себе тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес – живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди – противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество, но, несмотря на это, способные торжествовать моральную победу: зная, что обречены на гибель в прагматическом обществе, они не отрекаются от своих идеалов .



На протяжении всего творчества Теннесси Уильямс проявил постоянное стремление к эксперименту, новаторству, увлечение экспрессионистскими приемами, активное использование символа, подтекстового начала . Таким образом, он разработал концепцию пластического театра. Манера письма американского драматурга отличается высокой эмоциональностью и открыта для прямого выражения авторских настроений.

«Стеклянный зверинец» - первая пьеса Уильямса, принесшая ему широкую известность. В пьесе отчетливо проступили ведущие темы драматургии Уильямса: одиночество людей, их взаимное непонимание, стремление спрятаться от жестокости жизни в придуманном мире, беззащитная ранимость красоты, обреченность людей, эмоционально привязанных к прошлому . Пьеса в определенной степени является автобиографической. Она построена на воспоминаниях главного героя Тома Винфилда об оставленных им матери и сестре.

Уильямс мастерски показывает саму атмосферу воспоминаний - призрачную, полную ностальгии и поэзии. В пьесе воссоздана мучительная попытка Тома вырваться из-под власти матери, Аманды Уинфилд. Образ Аманды, один из самых выразительных женских образов в творчестве Уильямса, олицетворяет тип дамы-поведения, которая объединяет трезвую практичность с массой причудливых иллюзий, пагубных для ее мечтательной дочери. Лаура Уинфилд похожа на сестру Уильямса – Розу (у нее померк рассудок, начались галлюцинации и апатия, ей сделали операцию на мозг, она перестала видеть кошмары, но из нее ушла жизнь и ясное сознание), безумие которой писатель тяжело переживал. Лаура предстает перед зрителем в нежных бликах ее стеклянного зверинца, изящные фигурки которого она постоянно перебирает . В самой Лауре воплощен идеал беззащитной красоты, слишком нежизнеспособной в жестоком мире. Все трое - Лаура, Аманда и Том - «беглецы», которые не принимают того, как устроен мир, и пытаются убежать от него.

Рассказанная Уильямсом история распада одной семьи бесхитростна: мать, сын и дочь не в силах больше переносить безысходность существования втроем в вымышленном иллюзорном мире, в реальность которого верит мать, Аманда. Она же, хотя и наделена огромным жизнелюбием и оптимизмом, не способна вписаться в контекст нового послевоенного общества, как и не может она и смириться с тем, что вместе с множеством поклонников ушла ее юность и муж.

Аманда считает, что единственная романтика, которую может позволить себе ее сын Том, - это ускорить продвижение по службе; а дочери надо думать об удачном замужестве. Хрупкая болезненная Лаура (очень закомплексованная девушка, т.к. пережив тяжелую болезнь в детстве, ее нога стала короче другой; она - символ беззащитной красоты) пытается в угоду матери понравиться холостому Джиму О"Коннору, но терпит сокрушительный провал и вряд ли когда-нибудь сможет оправиться от пережитого потрясения. Мать в этом обвиняет сына, и тот уходит из семьи, решив начать новую жизнь . Но сделать этого так и не смог, ведь он носит в душе незаживающую рану и клеймо отверженного. Таким образом мы видим семейный и межличностный конфликт.

Можно с уверенностью сказать, что коллекция стеклянных зверушек – это художественный символ пьесы. Хрупкие фигурки олицетворяют и человеческое одиночество, и эфемерность жизненных иллюзий, и ломкость самого окружающего мира героев.

Уже в этой пьесе прослеживается неповторимый стиль Уильямса - то подчеркнуто конкретный и ироничный, то пронизанный высоким лиризмом и пафосом, отмеченный поэтическими интонациями и метафоричностью.

В образах уильямовских «беглецов» отчетливо заметное влияние литературной традиции американского Юга (В. Фолкнер, Г. П. Уоррен и др.), которому характерен мотив «утраченного рая» .

«Стеклянный зверинец» выдвигает концепцию нового пластического театра, которая реализуется в пьесе с помощью:

Экрана - Здесь очень часто используется экран, цель которого, подчеркнуть того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важных в композиционном отношении. Надпись или изображение на экране усиливают намёк в тексте, помогают доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах..

Освещение - Очень интересно задумано освещение в пьесе. Сцена видится как бы в дымке воспоминаний. Луч света падает на актёра или какой нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображении мадонн. Свободная, основанная на творческой фантазии применение света очень ценно. Оно придаёт сцене подвижность и пластичность.

Музыка - Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе – это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчёркивает соответствующие эпизоды. Музыка возникает между сценами, как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит в основном Лауре, и поэтому звучит особенно ясно, когда действие сосредотачивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают её саму

Введение фигуры рассказчика.

На протяжении всего творческого пути Теннесси Уильямс вбирал и переосмысливал сквозь призму своего мировоззрения множество различных традиций. Драматург старался найти всё новые и новые словесные формы для описания внутреннего мира своих героев.
Его мастерство и индивидуальность заключается в создании поэтической атмосферы в произведениях, тончайшей разработке характеров, создании подтекста, символизме.

Литература

1. Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. / В. Бернацкая - М.: «Суфлер», 1993. - № 3. - 215 с.

2. Вульф В. От Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США, и не только о ней. 70-е годы. / Ред.: Вульф В.Ф. - М.: «Искусство», 1982. -264 с.

Место действия: Переулок в Сант-Луисе.

Часть Первая: В ожидании визитера.

Часть Вторая: Визитер приходит.

ВРЕМЯ: Сейчас и в прошлом.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Аманда Вингфилд (мать)

Маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место. Ее роль должна быть тщательно создана, а не скопирована с устоявшегося образца. Она не параноидальна, но ее жизнь сплошная паранойя. В ней можно многим восхищаться; она во многом смешна, но ее можно любить и жалеть. Безусловно, ее стойкость сродни героизму, и хотя подчас ее глупость невольно делает ее жестокой, в ее слабой душе всегда просматривается нежность.

Лора Вингфилд (ее дочь)

Тогда как Аманда, не найдя соприкосновения с реальностью, продолжает жить в мире своих иллюзий, положение Лоры еще тяжелее. В результате болезни в детстве она осталась калекой, одна ее нога несколько короче другой, и на нее надет браслет. На сцене этот дефект достаточно лишь контурно обозначить. В следствии этого, отчужденность Лоры достигает того предела, когда она, подобно стекляшке из своей коллекции, становится слишком хрупкой, чтобы жить вне полки.

Том Вингфилд (ее сын)

А также повествователь пьесы. Поэт, работающий в магазине. По природе он не бесчувственен, но чтобы выбраться из западни, он вынужден действовать без жалости.

Джим О"Коннор (визитер)

Обыкновенный приятный молодой человек.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ

Будучи "пьесой-воспоминанием", Стеклянный Зверинец может быть представлен с широкой свободой исполнения. Ситуационные наброски и тонкости направления играют особенно важную роль из-за крайней деликатности и незначительности самого повествовательного содержания. Экспрессионизм и все другие нетрадиционные драматургические приемы имеют своей единственной целью приближение к истине. Использование нетрадиционных приемов в пьесе не означает еще, или, по крайней мере, не должно означать, попытку освободиться от обязательств взаимодействия с реальностью или истолкования опыта. Скорее, это есть, или, должно быть, старание обнаружить более близкий подход, более проникающее и живое выражение самих вещей. Пьеса незамысловато реалистичная, с подлинным Фригидейром и настоящим льдом, персонажами, которые разговаривают в точности, как разговаривает публика, соответствует академическому пейзажу и имеет то же достоинство, что и фотография. В наше время каждый должен понимать непринципиальность фотографического в искусстве: то что жизнь, истина или реальность это органические понятия, которые поэтическое воображение может воспроизвести или предложить в своей сущности только через превращение, через преобразование в иные формы, отличные от тех, что обнаруживаются в явлении.

Эти замечания не готовились как предисловие только к этой конкретной пьесе. Они касаются представления о новом пластическом театре, который должен сменить выдохшийся театр реалистических традиций, если, конечно, театр должен вновь обрести свою жизненность как часть нашей культуры.

Устройство Экрана. Есть только одна существенная разница между оригинальной и постановочной версиями пьесы. Это отсутствие в последней устройства, которое я включил в качестве эксперимента в первичный текст. Устройство состояло из экрана на который проецировались слайды с изображениями или заголовками. Я не жалею, что это устройство было изъято из оригинальной постановки на Бродвее. Чрезвычайная сила исполнения, свойственная Мисс Тэйлор, позволила до предела упростить материальное наполнение пьесы. Но я думаю, что некоторым читателям будет интересно узнать как было задумано это устройство. Именно поэтому я прилагаю эти замечания к публикуемому тексту. Образы и надписи, проецируемые на экран сзади, падали на часть стены между передней комнатой и местом для столовой, которая мало чем отличалась от других помещений, когда не использовалась по назначению.

Их назначение вполне очевидно - акцентировать определенные ценности в каждой сцене. В каждой сцене какая-то мысль (или мысли) является структурно наиболее значимой. Основная структура или нить повествования может легко ускользнуть от внимания зрителей в такой эпизодичной пьесе как эта; содержание может показаться фрагментарным с недостатком архитектурной целостности. Однако, это не столько недостаток самой пьесы, сколько недостаточно внимательное восприятие зрителем. Надпись иди образ, появляющийся на экране, должен усилить содержание, которое неявно уже присутствует тексте, и позволить выделить главную мысль легче и проще, чем если бы вся смысловая нагрузка лежала только на репликах героев. Помимо структурного предназначения, экран, я думаю, внесет позитивный эмоциональный элемент, который трудно определить, но роль которого не менее важна.

Продюсер или постановщик с воображением всегда сможет найти и другое применение этому устройству, помимо тех, что были упомянуты в этой статье. На самом деле, возможности самого устройства куда более обширны, чем возможности его применения в этой конкретной пьесе.

МУЗЫКА. Другой внелитературный акцентирующий прием в пьесе - это музыка. Единственная повторяющаяся мелодия, "Стеклянный Зверинец", появляется в определенных моментах пьесы для эмоционального усиления. Как музыка уличного цирка, она появляется в отдалении, когда вы, находясь вдали от проходящего оркестра, скорее всего, думаете о чем-то другом. В такой обстановке кажется, что она продолжается почти непрерывно, то вплетаясь, то исчезая из поглощенного сознания; это легчайшая и нежнейшая музыка в мире и, возможно, самая грустная. Она отражает поверхностную яркость жизни, но с оттенком неизменной и невыразимой грусти, лежащей в ее основании. Когда вы смотрите на изящное стеклянное изделие, две вещи приходят на ум: как оно прекрасно и как легко оно может разбиться. Обе эти идеи должны быть вплетены в повторяющуюся мелодию, которая то появляется, то исчезает из пьесы, словно ее приносит непостоянным ветром. Это связующая нить и соотношение между повествователем с его отдельным местом во времени и пространстве, и героями его рассказа. Она появляется между эпизодами как возвращение к душевным переживаниям и ностальгии - определяющим условиям всей пьесы. Главным образом, это музыка Лоры, и потому мелодия выступает наиболее отчетливо, когда внимание сосредотачивается на ней и на красивой хрупкости стекла, ее прообраза.

Теннесси Уильямс

Стеклянный зверинец

The Glass Menagerie by Tennessee Williams (1944)

Действующие лица

Аманда Уингфилд - мать. Эта маленькая женщина обладает огромным жизнелюбием, но не умеет жить и отчаянно цепляется за прошлое и далекое. Актриса должна тщательно создать характер, а не довольствоваться готовым типажом. Она отнюдь не параноик, но ее жизнь - сплошная паранойя. В Аманде много привлекательного и много смешного, ее можно любить и жалеть. Ей, несомненно свойственно долготерпение, она даже способна на своего рода героизм, и хотя по недомыслию иногда бывает жестока, в душе ее живет нежность.

Лаура Уингфилд - дочь. Не сумев установить контакт с действительностью, Аманда тем сильнее держится иллюзий. Положение Лауры гораздо серьезнее. Она в детстве перенесла тяжелую болезнь: одна нога у нее чуть короче другой и требует специальной обуви - на сцене этот недостаток должен быть едва заметен. Отсюда - ее растущая обособленность, так что в конце концов она сама становится похожей на стеклянную фигурку в своей коллекции и не может из-за чрезмерной хрупкости покинуть полку.

Том Уингфилд - сын Аманды и ведущий в пьесе. Поэт, который служит в лавке. Его гложет совесть, но он вынужден поступать безжалостно - иначе не вырваться из западни.

Джим О"Коннор - гость. Милый и заурядный молодой человек.


Место действия - улица в Сент-Луисе.

Время действия - Теперь и Тогда.

Не видел тонких рук таких даже у дождя…

Э. Э. Каммингс

«Стеклянный зверинец» - пьеса-воспоминание, поэтому ставить ее можно со значительной степенью ободы по отношению к принятым методам. Тонкий, хрупкий материал ее непременно предполагает умелую режиссуру и создание соответствующей атмосферы. Экспрессионизм и другая условная техника в драме преследует одну-единственную цель - как можно ближе подойти к правде. Когда драматург использует условную технику, он отнюдь не пытается, во всяком случае, не должен этого делать - снять с себя обязанность иметь дело с реальностью, объяснять человеческий опыт; напротив, он стремится или должен стремиться найти способ как можно правдивее, проникновеннее и ярче выразить жизнь как она есть. Традиционная реалистическая пьеса с настоящим холодильником и кусочками льда, с персонажами, которые изъясняются так же, как изъясняется зритель, - это то же самое, что и пейзаж в академической живописи, и обладает тем же сомнительным достоинством - фотографическим сходством. Сейчас, пожалуй, все уже знают, что фотографическое сходство не играет важной роли в искусстве, что правда, жизнь - словом, реальность - представляют собой единое целое, и поэтическое воображение может показать эту реальность или уловить ее существенные черты не иначе, как трансформируя внешний облик вещей.

Эти заметки - не просто предисловие к данной пьесе. Они выдвигают концепцию нового, пластического театра, который должен прийти на смену исчерпанным средствам внешнего правдоподобия, если мы хотим, чтобы театр, как часть нашей культуры, снова обрел жизненность.

Экран . Между первоначальным текстом пьесы и ее сценической редакцией есть только одно существенное различие: в последней нет того, что я в порядке опыта предпринял в оригинале. Я имею в виду экран, на который с помощью волшебного фонаря проецируются изображение и надписи. Я не сожалею, что в идущей ныне на Бродвее постановке экран не используется. Поразительное мастерство мисс Тейлор позволило ограничиться в спектакле самыми простыми аксессуарами. Однако я думаю, кое-кому из читателей будет интересно знать, как возникла мысль об экране. Поэтому я восстанавливаю этот прием в публикуемом тексте. Изображение и надписи проецируются из волшебного фонаря, расположенного за кулисами, на часть перегородки между передней комнатой и столовой: в остальное время эта часть не должна ничем выделяться.

Цель использования экрана, полагаю, очевидна - подчеркнуть значение того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важны в композиционном отношении. В пьесе, состоящей из отдельных эпизодов, в частности в «Стеклянном зверинце», композиция или сюжетная линия могут иногда ускользнуть от зрителей, и тогда появится впечатление фрагментарности, а не строгой архитектоники. Причем дело может быть не столько в самой пьесе, сколько в недостатке внимания со стороны зрителей. Надпись или изображение на экране усилит намек в тексте, поможет доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах. Я думаю, что помимо композиционной функции экрана важно и его эмоциональное воздействие. Любой постановщик, обладающий воображением, может самостоятельно найти удобные моменты для использования экрана, а не ограничиваться указаниями в тексте. Мне кажется, что возможности этого сценического средства гораздо более широки, нежели те, что использованы в данной пьесе.

Музыка . Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе, - это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчеркивает соответствующие эпизоды. Такую мелодию услышишь в цирке, но не на арене, не при торжественном марше артистов, а в отдалении и когда думаешь о чем-нибудь другом. Тогда она кажется бесконечной, то пропадает, то снова звучит в голове, занятой какими-то мыслями, - самая веселая, самая нежная и, пожалуй, самая грустная мелодия на свете. Она выражает видимую легкость жизни, но в ней звучит и нота неизбывной, невыразимой печали. Когда смотришь на безделушку из тонкого стекла, думаешь, как она прелестна и как легко ее сломать. Так и с этой бесконечной мелодией - она то возникает в пьесе, то снова стихает, будто несет ее переменчивым ветерком. Она словно ниточка, которой связаны ведущий - он живет своей жизнью во времени и пространстве - и его рассказ. Она возникает между сценами как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит преимущественно Лауре и потому звучит особенно ясно, когда действие сосредоточивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают ее самое.

Освещение . Освещение в пьесе условное. Сцена видится словно в дымке воспоминаний. Луч света вдруг падает на актера или на какой-нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображениях мадонн. Вообще в пьесе можно широко использовать такое освещение, какое находим в религиозной живописи - например, Эль Греко, где фигуры как бы светятся на сравнительно туманном фоне. (Это позволит также более эффективно использовать экран.) Свободное, основанное на творческой фантазии применение света очень ценно, оно может придать статичным пьесам подвижность и пластичность.

Картина первая

Уингфилды живут в одном из тех гигантских многоклеточных ульев, которые произрастают как наросты в переполненных городских районах, населенных небогатым людом из «среднего класса», и которые характеризуют стремление этого самого большого и по существу самого закабаленного слоя американского общества избежать текучести, дифференциации и сохранить облик и обычаи однородной механической массы. Входят в квартиру с переулка, через пожарный ход - в самом названии некая символическая правда, потому что эти громады-здания постоянно охвачены медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния. Пожарный ход, то есть, собственно площадка и лестница вниз, составляет часть декорации.

Действие пьесы - воспоминания человека, и потому обстановка нереалистична. Память своевольна, как поэзия. Ей нет дела до одних подробностей, зато другие проступают особенно выпукло. Все зависит от того, какой эмоциональный отзвук вызывает событие или предмет, которого коснется память; прошлое хранится в сердце. Оттого и интерьер видится в туманной поэтической дымке.

Когда поднимется занавес, зрителю откроется унылая задняя стена здания, где обитают Уингфилды. По обе стороны здания, которое размещается параллельно рампе, - теснины двух узких темных переулков; они уходят вглубь, теряясь посреди перепутанных бельевых веревок, мусорных ящиков и зловещих решетчатых нагромождений соседних лестниц. Именно этими переулками выходят актеры на сцену или уходят с нее во время действия. К концу вступительного монолога Тома сквозь темную стену здания начнет постепенно просвечивать интерьер квартиры Уингфилдов на первом этаже.

Теннесси Уильямс

Стеклянный зверинец

The Glass Menagerie by Tennessee Williams (1944)

Действующие лица

Аманда Уингфилд - мать. Эта маленькая женщина обладает огромным жизнелюбием, но не умеет жить и отчаянно цепляется за прошлое и далекое. Актриса должна тщательно создать характер, а не довольствоваться готовым типажом. Она отнюдь не параноик, но ее жизнь - сплошная паранойя. В Аманде много привлекательного и много смешного, ее можно любить и жалеть. Ей, несомненно свойственно долготерпение, она даже способна на своего рода героизм, и хотя по недомыслию иногда бывает жестока, в душе ее живет нежность.

Лаура Уингфилд - дочь. Не сумев установить контакт с действительностью, Аманда тем сильнее держится иллюзий. Положение Лауры гораздо серьезнее. Она в детстве перенесла тяжелую болезнь: одна нога у нее чуть короче другой и требует специальной обуви - на сцене этот недостаток должен быть едва заметен. Отсюда - ее растущая обособленность, так что в конце концов она сама становится похожей на стеклянную фигурку в своей коллекции и не может из-за чрезмерной хрупкости покинуть полку.

Том Уингфилд - сын Аманды и ведущий в пьесе. Поэт, который служит в лавке. Его гложет совесть, но он вынужден поступать безжалостно - иначе не вырваться из западни.

Джим О"Коннор - гость. Милый и заурядный молодой человек.


Место действия - улица в Сент-Луисе.

Время действия - Теперь и Тогда.

Не видел тонких рук таких даже у дождя…

Э. Э. Каммингс

«Стеклянный зверинец» - пьеса-воспоминание, поэтому ставить ее можно со значительной степенью ободы по отношению к принятым методам. Тонкий, хрупкий материал ее непременно предполагает умелую режиссуру и создание соответствующей атмосферы. Экспрессионизм и другая условная техника в драме преследует одну-единственную цель - как можно ближе подойти к правде. Когда драматург использует условную технику, он отнюдь не пытается, во всяком случае, не должен этого делать - снять с себя обязанность иметь дело с реальностью, объяснять человеческий опыт; напротив, он стремится или должен стремиться найти способ как можно правдивее, проникновеннее и ярче выразить жизнь как она есть. Традиционная реалистическая пьеса с настоящим холодильником и кусочками льда, с персонажами, которые изъясняются так же, как изъясняется зритель, - это то же самое, что и пейзаж в академической живописи, и обладает тем же сомнительным достоинством - фотографическим сходством. Сейчас, пожалуй, все уже знают, что фотографическое сходство не играет важной роли в искусстве, что правда, жизнь - словом, реальность - представляют собой единое целое, и поэтическое воображение может показать эту реальность или уловить ее существенные черты не иначе, как трансформируя внешний облик вещей.

Эти заметки - не просто предисловие к данной пьесе. Они выдвигают концепцию нового, пластического театра, который должен прийти на смену исчерпанным средствам внешнего правдоподобия, если мы хотим, чтобы театр, как часть нашей культуры, снова обрел жизненность.

Экран . Между первоначальным текстом пьесы и ее сценической редакцией есть только одно существенное различие: в последней нет того, что я в порядке опыта предпринял в оригинале. Я имею в виду экран, на который с помощью волшебного фонаря проецируются изображение и надписи. Я не сожалею, что в идущей ныне на Бродвее постановке экран не используется. Поразительное мастерство мисс Тейлор позволило ограничиться в спектакле самыми простыми аксессуарами. Однако я думаю, кое-кому из читателей будет интересно знать, как возникла мысль об экране. Поэтому я восстанавливаю этот прием в публикуемом тексте. Изображение и надписи проецируются из волшебного фонаря, расположенного за кулисами, на часть перегородки между передней комнатой и столовой: в остальное время эта часть не должна ничем выделяться.

Цель использования экрана, полагаю, очевидна - подчеркнуть значение того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важны в композиционном отношении. В пьесе, состоящей из отдельных эпизодов, в частности в «Стеклянном зверинце», композиция или сюжетная линия могут иногда ускользнуть от зрителей, и тогда появится впечатление фрагментарности, а не строгой архитектоники. Причем дело может быть не столько в самой пьесе, сколько в недостатке внимания со стороны зрителей. Надпись или изображение на экране усилит намек в тексте, поможет доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах. Я думаю, что помимо композиционной функции экрана важно и его эмоциональное воздействие. Любой постановщик, обладающий воображением, может самостоятельно найти удобные моменты для использования экрана, а не ограничиваться указаниями в тексте. Мне кажется, что возможности этого сценического средства гораздо более широки, нежели те, что использованы в данной пьесе.

Музыка . Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе, - это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчеркивает соответствующие эпизоды. Такую мелодию услышишь в цирке, но не на арене, не при торжественном марше артистов, а в отдалении и когда думаешь о чем-нибудь другом. Тогда она кажется бесконечной, то пропадает, то снова звучит в голове, занятой какими-то мыслями, - самая веселая, самая нежная и, пожалуй, самая грустная мелодия на свете. Она выражает видимую легкость жизни, но в ней звучит и нота неизбывной, невыразимой печали. Когда смотришь на безделушку из тонкого стекла, думаешь, как она прелестна и как легко ее сломать. Так и с этой бесконечной мелодией - она то возникает в пьесе, то снова стихает, будто несет ее переменчивым ветерком. Она словно ниточка, которой связаны ведущий - он живет своей жизнью во времени и пространстве - и его рассказ. Она возникает между сценами как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит преимущественно Лауре и потому звучит особенно ясно, когда действие сосредоточивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают ее самое.

Освещение . Освещение в пьесе условное. Сцена видится словно в дымке воспоминаний. Луч света вдруг падает на актера или на какой-нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображениях мадонн. Вообще в пьесе можно широко использовать такое освещение, какое находим в религиозной живописи - например, Эль Греко, где фигуры как бы светятся на сравнительно туманном фоне. (Это позволит также более эффективно использовать экран.) Свободное, основанное на творческой фантазии применение света очень ценно, оно может придать статичным пьесам подвижность и пластичность.

Картина первая

Уингфилды живут в одном из тех гигантских многоклеточных ульев, которые произрастают как наросты в переполненных городских районах, населенных небогатым людом из «среднего класса», и которые характеризуют стремление этого самого большого и по существу самого закабаленного слоя американского общества избежать текучести, дифференциации и сохранить облик и обычаи однородной механической массы. Входят в квартиру с переулка, через пожарный ход - в самом названии некая символическая правда, потому что эти громады-здания постоянно охвачены медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния. Пожарный ход, то есть, собственно площадка и лестница вниз, составляет часть декорации.

Действие пьесы - воспоминания человека, и потому обстановка нереалистична. Память своевольна, как поэзия. Ей нет дела до одних подробностей, зато другие проступают особенно выпукло. Все зависит от того, какой эмоциональный отзвук вызывает событие или предмет, которого коснется память; прошлое хранится в сердце. Оттого и интерьер видится в туманной поэтической дымке.

Когда поднимется занавес, зрителю откроется унылая задняя стена здания, где обитают Уингфилды. По обе стороны здания, которое размещается параллельно рампе, - теснины двух узких темных переулков; они уходят вглубь, теряясь посреди перепутанных бельевых веревок, мусорных ящиков и зловещих решетчатых нагромождений соседних лестниц. Именно этими переулками выходят актеры на сцену или уходят с нее во время действия. К концу вступительного монолога Тома сквозь темную стену здания начнет постепенно просвечивать интерьер квартиры Уингфилдов на первом этаже.

Перу выдающегося американского драматурга и прозаика, лауреата престижной Пулитцеровской премии Теннесси Уильямса (полное имя - Томас Ланир (Теннесси) Уильямс III) принадлежит пьеса "Стеклянный зверинец" (The Glass Menagerie).

В момент написания этого произведения автор был довольно молод - ему исполнилось 33 года. Пьеса была поставлена в Чикаго в 1944 году и имела громкий успех. Отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса были так многочисленны, что автор быстро стал знаменитым. Это послужило ему хорошим трамплином для начала успешной писательской карьеры.

Очень скоро репликам героев "Стеклянного зверинца" внимали уже в театре на Бродвее, и, получив премию Нью-Йоркского кружка театральных критиков "за лучшую пьесу сезона", пьеса стала считаться хитом.

Дальнейшая судьба этого произведения также сложилась успешно - много раз оно шло на театральных подмостках и экранизировалось.

В статье представлено краткое изложение "Стеклянного зверинца" Уильямса и анализ пьесы.

Тема

Это произведение не случайно обозначена автором как "пьеса-воспоминание", то есть отчасти написано оно на автобиографическом материале. Можно сказать, что изображенная в пьесе семья Вингфилдов "списана" с собственной семьи драматурга, в которой он вырос. Среди персонажей имеется и мать, подверженная припадкам гнева, и сестра с депрессией, и даже отсутствующий, но словно незримо влияющий на судьбу главного героя, отец.

Иллюзии или действительность - что важнее? Чтобы понять это главному герою придется сделать свой выбор. Экзистенциальная тема уникальности каждого человеческого существа - одна из главных в пьесе.

При этом, по отзывам о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса современных критиков, материал с эмоциональной точки зрения еще подан не с такой силой, как в последующих произведениях драматурга. По сути, это лишь первая, довольно робкая попытка.

Название пьесы

Стеклянным зверинцем автор назвал коллекцию фигурок, которую собирает сестра героя Лаура. По мысли Уильямса эти несколько фигурок из стекла должны были символизировать хрупкость, игрушечность, иллюзорность жизни, в которой обитают персонажи, члены семьи Вингфилд.

Мать и сестра так хорошо "спрятаны" в этом стеклянном мире, поглощены им, что сами, предаваясь самообману, становятся ненастоящими, и не имеют никакого желания задумываться о целях и задачах, которые ставит перед ними действительность.

"Стеклянный зверинец" как пьеса-эксперимент

Итак, пьеса названа пьесой-воспоминанием. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" упомянем вступительное слово повествователя. Он говорит, что воспоминания - вещь нестабильная, у каждого они свои, поэтому какое-то, при сценическом воплощении, должно быть приглушено в зависимости от значимости его для вспоминающего, а какое-то, напротив, подано ярко и выпукло. Для выделения важности отдельных воспоминаний автор в начале пьесы пояснил, какими средствами можно достичь этой художественной задачи.

С точки зрения текстового материала пьеса "Стеклянный зверинец" содержит множество ремарок, что нехарактерно для обычного драматического произведения.

Обозначение времени тоже необычно: "сейчас и в прошлом". Имеется в виду, что монолог поизносится повествователем в настоящее время и рассказывает о прошлом.

Визуальный ряд

На сцене, по мысли Теннесси Уильямса, должен быть установлен экран, на который особый фонарь будет проецировать различные изображения и надписи. Действия должны сопровождать "единственная повторяющаяся мелодия". Это так называемая сквозная музыка, служащая для эмоционального усиления происходящего.

Для акцентировки событий на героя, который находится на сцене, должен падать луч света. Если же персонажей несколько, световым пятном ярче будет выделен тот, чье эмоциональное напряжение сильнее.

Все эти нарушения традиции, по мысли Уильямса, должны подготовить появление нового пластического театра,

Который должен сменить выдохшийся театр реалистических традиций.

Главный герой

Том Вингфилд, главный герой и "повествователь пьесы" - это

Поэт, работающий в магазине. По природе он не бесчувственен, но чтобы выбраться из западни, он вынужден действовать без жалости.

Герой живет в городе Сент-Луисе и работает в компании "Континентальная обувь". Его тяготит эта работа. Больше всего на свете мечтал бы он бросить все и уехать как можно дальше. Там, далеко, он зажил бы своей жизнью, занимаясь лишь написанием стихов. Но осуществить этот замысел невозможно: ему приходится зарабатывать, чтобы содержать мать и сестру-инвалида. Ведь после того как от них ушел отец, Том стал единственным кормильцем семьи.

Чтобы забыться от давящей тоскливой повседневности, герой часто проводит время в кинотеатрах и за чтением книг. Эти занятия его мать подвергает жесткой критике.

Другие действующие лица

В пьесе, кроме Тома Вингфилда, всего четыре персонажа. Это:

  • Аманда Вингфилд (его мать).
  • Лора (его сестра).
  • Значимым действующим лицом для развития сюжета является Джим О"Коннор, визитер, знакомый Тома.

Приведем характеристики этих персонажей, согласно тексту пьесы и замечаниям самого автора.

Лора, сестра Тома. Из-за болезни ноги девушки стали разной длины, поэтому она неловко чувствует себя в обществе посторонних. Ее хобби - стеклянная коллекция фигурок, расположенная на этажерке в ее комнате. Только среди них она не так одинока.

Маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место. Ее роль должна быть тщательно создана, а не скопирована с устоявшегося образца. Она не параноидальна, но ее жизнь сплошная паранойя. В ней можно многим восхищаться; она во многом смешна, но ее можно любить и жалеть. Безусловно, ее стойкость сродни героизму, и хотя подчас ее глупость невольно делает ее жестокой, в ее слабой душе всегда просматривается нежность.

Последним и недействующим персонажем сам повествователь называет отца - на фотографии. Когда-то он покинул семью "ради фантастических приключений".

Она носит название "В ожидании визитера".

Повествование ведет Том, который появляется и двигается по сцене по направлению к пожарному выходу. Он говорит, что своим рассказом поворачивает время вспять, и речь его пойдет об Америке 30-х годов.

Пьеса начинается в гостиной квартиры, где живет Том с матерью и сестрой. Мать с нетерпением ожидает, что сын вот-вот построит свою карьеру в обувной компании, а дочь выгодно выйдет замуж. Она не желает видеть, что Лора нелюдима и не собирается искать любовь, а Том ненавидит свою работу. Правда, мать пыталась пристроить дочь на курсы машинописи, но эта работа оказалась Лоре не под силу.

Тогда мать обратила свои мечты к хорошему браку и попросила Тома познакомить Лору с приличным молодым человеком. Тот приглашает Джима О"Коннора, своего коллегу и единственного приятеля.

Вторая часть

Лора тотчас узнает Джима - она помнит его еще по школе. Когда-то она была в него влюблена. Он играл в баскетбол и пел в школьных постановках. До сих пор она хранит его фотографию.

И пожимая руку Джима при встрече, девушка так смущается, что убегает в свою комнату.

Под благовидным предлогом Аманда отправляет Джима в комнату к дочери. Там Лора признается молодому человеку, что они давно знакомы. И Джим, совсем забывший об этой странной девушке, которую когда-то называл Голубой розой, припоминает ее. Благодаря доброжелательности и обаянию Джима, между ними завязывается беседа. Джим видит, как неловко девушке и как она закомплексована, и пытается убедить ее, что ее хромота совсем незаметна. Не надо думать, что она хуже всех.

Отметим в кратком содержании "Стеклянного зверинца" Теннесси Уильямса кульминацию пьесы: в сердце Лоры появляется робкая надежда. Доверившись ей, девушка показывает Джиму свои сокровища - стеклянные фигурки, стоящие на этажерке.

Из ресторана напротив доносятся звуки вальса, Джим приглашает Лору на танец, и молодые люди принимаются танцевать. Джим говорит Лоре комплименты и целует ее. Они задевают одну из фигурок, она падает - это стеклянный единорог, и теперь его рог отломан. Повествователь подчеркивает символизм этой утраты - из мифического персонажа единорог превратился в обычную лошадку, одну из многих в коллекции.

Однако, увидев, что Лора очарована им, Джим пугается ее реакции и, торопясь уйти, сообщает девушке прописные истины - что у нее все будет хорошо, нужно лишь поверить в себя и прочее. Опечаленная, обманутая в своих мечтах, девушка дарит ему единорога - на память об этом вечере.

Финал

Появляется Аманда. Весь ее вид излучает уверенность, что жених для Лоры найден, и дело почти на мази. Однако Джим сообщив, что ему нужно спешить, чтобы встретить на вокзале невесту, откланивается. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" Уильямса особо отметим способность Аманды сдерживать свои эмоции: улыбаясь, она провожает Джима и закрывает за ним дверь. И лишь после этого дает волю эмоциям и, взбешенная, кидается на сына с упреками, что, мол, к чему же были обед и такие траты, если кандидат занят и т. д. Но и Том взбешен не меньше. Устав беспрестанно слушать упреки матери, он тоже кричит на нее и убегает.

Беззвучно, словно через стекло, зритель видит, как Аманда утешает дочь. В облике матери

Глуповатость исчезает, и появляются достоинство и трагическая красота.

А Лора, взглянув на нее, задувает свечи. Так пьеса окончена.

Эпилог

Приводя краткое содержание пьесы Уильямса "Стеклянный зверинец", необходимо отметить важность заключительной сцены. В ней повествователь сообщает, что вскоре после этого его уволили с работы - за стихотворение, которые он написал на обувной коробке. И Том уехал из Сент-Луиса и пустился в странствия.

При анализе пьесы У. Теннесси "Стеклянный зверинец" стоит отметить, что Том поступает в точности, как его отец. Вот почему в начале пьесы он появляется перед зрителями в форме моряка торгового судна.

И все-таки прошлое в образе сестры преследует его:

О, Лора, Лора, я пытался оставить тебя позади; я верен тебе больше, чем хотел бы!

Его воображение в который раз рисует ему образ сестры, задувающей свечу: "Задуй свои свечи, Лора - и прощай", - с грустью произносит Том.

Мы привели анализ, краткое содержание и отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса.



Рассказать друзьям