Татуировки и украшения алтайской принцессы. О татуировках и украшениях алтайской принцессы Мумия принцессы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многим известна история женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала или принцессы Кадын .

После того, как принцессу достали из естественного места захоронения, где она покоилась, как считает наука, более 2 тысяч лет, её переместили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке, где она находилась вплоть до сентября 2012 года. В настоящее время мумия находится в Национальном музее имени Анохин, где, как говорят учёные, ей предоставили все условия для комфортного пребывания.

Сегодня хотелось бы приоткрыть тайну принцессы Алтая, которая так и не открылась ученым, но которую удалось узнать альтернативным способом через осознанные сновидения.

…Итак, во сне мне удалось переместиться в то время, когда жила принцесса, и оно оказалось намного древнее, чем предполагали ученые, а также увидеть ее историю и узнать ее настоящее имя. Ведь Кадын, в переводе с тюркского, это просто «госпожа», а «Принцесса Укока Очы-Бала» — это имя, которое дали мумии журналисты и жители Республики Алтай. Укок — от имени плато, где она и была найдена.

…Впереди простирается прекрасная долина, окаймленная величественными горами. Где-то внизу извивается серебряной лентой река. Я слышу внутри себя, что это Алтай, плато Укок, что здесь жила та самая принцесса Алтая…

И вдруг, сгустился густой туман, а когда он развеялся, то та же долина показалась другой и река имела другое русло. Но горы были также величественны. По берегам реки виднелись, словно россыпь камней, белые юрты, а вдали – табун лошадей.

И вот я уже вижу источник света. Это круглое, если смотреть сверху, каменное сооружение, наподобие Стунхенджа. Верхушки огромных камней – мегалитов еще освещало уходящее солнце. Но что-то сияло из центра сооружения так, что световой столб уходил в небо.

Возле храма, а внутренний голос сказал, что это был храм, стояли люди и несколько лошадей. На головах у мужчин и женщин красовались странные головные уборы в виде островерхих шапок с отворотами, которые были расшиты голубыми и розовыми камнями. Люди кутались в темные шерстяные или войлочные одеяния.

Но вот в храм из-под нависающей скалы вошли три девушки-жрицы. Две из них были похожи как две капли воды. А одна, как мне показалось, была их помоложе моложе, почти девочка. Они были не похожи на собравшуюся толпу. На них были надеты белые рубахи до пят, подпоясанные золотыми поясами. А на головах были еще более странные головные уборы. Что-то наподобие обруча с плоским и очень высоким гребнем сзади, из-под которого спускались стянутые в пучок длинные черные волосы.

…Вдруг, я оказалась в теле самой молодой жрицы.

«Я теперь знала, что это храм Света. И, что еще есть храм Огня за горами на востоке.

Сегодня мы должны совершить выход навстречу нашим братьям и сестрам со звезд, откуда мы пришли, чтобы они нам могли бы передать изумрудный кристалл, который бы отвел от этих мест полчища демонов из низких миров. Люди, что собрались у храма ждали вместе с нами.

На мне были одеты специальные ритуальные предметы, как и на моих старших сестрах–близнецах. Они были сделаны из золота и изображали драконов, грифонов, лошадей. Это были браслеты и ожерелье, серьги и пояс, а также круглая свастика на лбу. Моих сестер звали Уэдэ и Удэйэ. Так же мы были защищены рисунками на теле, которые были самыми сильными оберегами, ведь этот мир был таким диким и враждебным. Но мы пришли хоть чуть- чуть его исправить.

И вот мы запели древний гимн и звуки слились со светом, испускаемым древним кристаллом, что мы положили в основание храма, еще как только пришли на эту планету. Свет понесся вверх, разрезая пространство и время. И вот на его луче стал проявляться зеленый блеск. Вот он ярче и ярче и вот уже изумрудный кристалл завис в луче света. Мы протянули руки и он упал к нам в ладони и был горячим.»

Удэйэ (На портрете Алтайская принцесса изображена не в тех одеждах, в которых ее захоронили. Ее захоронили в специальных одеждах, в которых она никогда не ходила при жизни. На этом портрете же она — в одеянии жрицы кристалла)

Но тут я вылетела из тела и увидела всех со стороны. Девушки положили кристалл на алтарный камень и он растворился на нем, испустив ярчайшее сияние. Задрожала земля и горы. А внутренний голос сказал: «так был закрыт портал в темный мир, откуда в мир людей проникали демоны»

И вот картинки поплыли передо мной. А голос продолжал: «сейчас ты увидишь историю». И вот как в тумане внизу рушатся города Атлантиды, и волны потопа накрывают сушу. А вот гигантский ледник начал двигаться с севера, как было сказано, после погружения в пучину Гипербореи, что произошло аж через 2 тысячи лет после гибели Атлантиды. Тысячелетия мелькали как запись кинопленки.

А голос продолжал: «Любая катастрофа планетарного масштаба изменяет Кристалл планеты. Он разрушается, и очень долго потом восстанавливается, но восстановиться до первоначального состояния, увы, не может. Во время таких встрясок нарушаются энергетические, пространственные и временные параметры. При этом открывается множество порталов в параллельные миры, в другие инопланетные миры Вселенной, как высшие, так и низшие, населенные голодными духами-демонами. То есть раскрываются миры света и тьмы и все это перемешивается, проходы запутываются и образуются пространственно-временные тупики и лабиринты. Наступает хаос и агрессивные темные пространства с их сущностями начинают захватывать мир. Нарушается эволюционное развитие планеты. Именно в такие времена наступали великие переселения народов, когда неизвестно откуда взявшиеся орды дикарей начинали крушить цивилизации. Именно в это время наступают временные искажения. И потом ученые не могут разобраться в датировке событий или ставят совсем не ту дату. И то что было 10 тыс лет назад исследования относят к двум тысячам или наоборот к миллионам лет назад. То есть полная путаница. И ни один метод ученых не определит правды, ибо даже на физическом плане породы и предметы будут с измененным временем.

Так открылся жуткий пространственный портал в районе пустыни Гоби, и стали оттуда вываливаться демоны, которых можно было увидеть невооруженным глазом. (Их образы дошли до нас в страшных масках Тибета, Монголии, в азиатских сказаниях.)(Позже этот портал открывался в эпоху Великого переселения народов. Тогда через него вывалились орды дикарей из параллельных миров).

Но во все времена через порталы приходили и помощники из далеких звездных систем».

Так пришли три сестры в горы Алтая чтобы охранять один из порталов и закрыть выходы в темные миры. Алтайские легенды донесли до нас кое-что о сестрах-близнецах, правда имена их забылись, как и их младшей сестры.

И вот снова я вижу, как эти девушки в длинных белых одеяниях держат в руках какие-то приборы, излучающие световые лучи. И с помощью них они передвигают огромные камни и ставят их в круг, а затем по спирали. Так строили храмы Света и Огня, чтобы закрыть темные порталы и оградить местных людей от воздействия демонов и сил тьмы, как было сказано. Еще было сказано, что простой человек попадая в зону портала может погибнуть, разматериализоваться, резко состариться, смотря в какой близости от провала находится. Так что эти места были опасны для людей, и причем еще представляли постоянную угрозу землетрясений.

Только посвященные жрецы и жрицы могли проходить через порталы в светлый мир, так как обладали той энергетикой, которая выдерживала переход. Но темные дыры и тупики были опасны и для них.

Было сказано, что Уэдэ, Удэйэ и их сестра пришли на Землю через портал на Алтае 10 тысяч лет назад и жили там очень долго, практически не изменившись и оставшись молодыми около 4 тысяч лет. Все это время они хранили входы в другие миры. Они создали общину. Нечто вроде монастыря при храмах и люди тоже помогали им.

Но как сказал внутренний голос, примерно 6 с половиной тысяч лет назад случилась новая катастрофа. Именно она связана с библейским потопом, произошедшим в Месопотамии. именоо она открыла огромный черный портал в пустыне Гоби, откуда стали вылетать демоны и материализовать себе тела людские.

И тут я снова вдруг оказалась в том храме, в теле той же девушки.

«…Кристалл света, который мы привезли с далекой звезды что-то потускнел. Странные всполохи в небе уже какой день. И это землетрясение чуть не повалило древние камни храма. И трясет постоянно, день за днем. Горы трещат. И эти ливни. Что-то случилось. Старшие сестры сказали, что похоже нам не справиться, но мы сделаем все что можем, что бы нам это ни стоило.

Сегодня будет последний обряд мы либо закроем дыру в темный мир либо погибнем в этих телах, как говорят люди. На самом деле гибели нет, есть только смена тела и все…

Но эта планета должна остаться жить.

…И вот мы снова пробуждаем древний кристалл под основанием храма. Теперь наш гимн и заклинания должны навсегда закрыть вход в те миры. И мы останемся здесь и не сможем вернуться домой в этих телах. Но наше решение не отменить.

Кругом поплыл туман, под звуки бубна и тайных звуков заклинаий. И вот кристалл загорелся фиолетовым, а затем слепящее белым светом. Загремел гром, и задрожала земля и камни. И тут свет залил все. И больше я ничего не видела кроме него. Когда же снова появились видения мира, то камни храма оказались расколоты на множество мелких камней, скала что была сзади (там была дорога домой и там же была дорога в мир демонов, два пути разветвлялось) стала гладкой и темной. Дороги назад уже нет. Мы остались здесь и силы оставили нас. Больше нет связи с домом, а наш кристалл вошел глубоко в землю и закрыл собою дыру в темный мир, и заодно и в наш мир тоже. Темное здесь на Земле, в пространстве этого трехмерного мира всегда рядом со светлым. Таково это пространство.

Но гром продолжал греметь и из-под земли показались всполохи пламени. Демоны пытались снова вырваться на свободу. Удэйэ сказала, что только наши знаки на теле (татуировки) остановят их. Поэтому мы собрали общину людей и сказали им все как есть. И то, что мы оставляем свои тела здесь, и где следует их похоронить, чтобы навсегда запечатать вход в темный мир, чтобы больше не было бедствий на этой земле.

И сказала она, чтобы люди передавали всегда своим потомкам, о том, что нельзя нарушать наши курганы и место погребения кристалла. Иначе начнутся бедствия для всех сторон и народов и языков . (Конечно это был смысл ее речи, ведь она говорила на языке того времени и того народа)

…И вот в специальных тайных местах мы погрузились в медитацию, чтобы покинуть тела. И вот мы свободны, но мы не отправимся домой, мы останемся пока здесь, чтоб помогать людям»..

И тут снова меня окружил туман, и я уже вижу все со стороны. Странно как то как в старой хронике поплыли кадры. И вот уже похороны жриц, шаман читает заклинания, горят специальные травы, на жрицах специальные одежды с высоченными головными уборами, означающими путь, дорогу, и специальные амулеты, чтобы наглухо закрыть проход демонов в этот мир.

Но вот вроде пронеслось очень много времени. И передо мной все та же долина.

И внутренний голос продолжил свой рассказ. «Когда ваши лжеученые раскопали могилу Удэйэ, а именно так звали ту, которую вы считаете принцессой Алтая, они нарушили энергетику и древнего кристалла и все то, что сделали сестры. Вот почему на Алтае начались землетрясения тогда. Сестры как могут до сих пор сохраняют кристалл и спасают землю Алтая и в целом планету, потому что именно на Алтае находится ключевой портал – северные ворота в Шамбалу – страну высшего света, а так же дороги к другим планетам, но и одновременно дороги в низшие миры антимира. Подобный портал есть в горе Кайлас на Тибете.

Если нарушить хотя бы один из них и дать возможность перевеса темным силам – пострадает не только планета Земля, как узловой пункт на стыке мира света и антимира, но и вся Солнечная система и вся галактика Млечный путь, расположенная на перекрестке миров. Люди даже не догадываются о последствиях. Одно из которых возможно поймут астрономы. Это — образование гигантской черной дыры, которая может поглотить всю галактику. Так было сказано.

И еще было сказано, что Удэйэ, алтайская принцесса, как назвали ее люди, очень благодарна тем, кто сейчас в наши с вами дни боролся за возвращение ее мумии на Алтай. Конечно, в идеале ее должны были положить туда, где нашли. Но представители темных сил в лице ученых уже сделали свое черное дело, раскопав курган и почти уничтожив мумию, отливая ее кипятком из вечной мерзлоты. Внутренний голос назвал это преступлением.

Удэйэ, принцесса Кадын и ее сестры до сих пор помогают и заботятся о людях Алтая и Земли. Именно они сделали так чтобы не было жертв при землетрясениях. Землетрясения не месть алтайской принцессы, а следствие раскопок.

Нельзя дальше вести раскопки в том районе. Сестры пытаются скрыть древние курганы и святилища от лжеученых, похожих на маленьких детей, потрошащих куклу, чтобы узнать, что у нее внутри. Но потрошат они бомбу замедленного действия. Так было сказано….

Записала Валерия КОЛЬЦОВА

Алтайское плато Укок (фото: из открытых источников)

Мумия Алтайской принцессы

В 1993 году археологи во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока. Никто и не предполагал, чем закончатся эти раскопки одинокого кургана на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем).

Пройдя находки железного века, археологи копали дальше, пока не наткнулись на саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Алтайская принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см). Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.

На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Такой увидели алтайскую мумию нашедшие ее археологи

Также вместе с телом алтайской принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Татуировки «Алтайской принцессы»

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже - «Белой госпожой». Но наиболее известное название для найденной мумии - Алтайская принцесса Укока. Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайна Алтайской принцессы

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами.

Реконструкция погребения «Алтайской принцессы»

Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»? В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок, некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Мумия «Алтайской принцессы» в лаборатории

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей - более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей - шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Воссоздание образа Алтайской принцессы

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность. Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Принцесса Укока - факты

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было.

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек - мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини - «Принцессы Укока».

Принцесса Укока

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное - «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

​Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохранивших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.

Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Алтай - регион с богатейшим историческим прошлым. К концу VI века до н.э. предскифская эпоха Горного Алтая вошла в период своего расцвета. На Алтае возникали и достигали расцвета могущественные племена бронзового и железного веков, проходили войска средневековых кочевников-завоевателей. Свидетельством этого расцвета стали сотни тысяч археологических памятников.

Первые курганы на Алтае были изучены археологами еще в 1865 году. Описания захоронений пролили свет на многие традиции древних народов, населявших Алтай. Особенно интересны с научной точки зрения раскопки курганов на плато Укок. Именно в этом месте древние люди с почестями хоронили своих предков. На разных языках «укок» означает «слушай небеса», «погребальные носилки» или «сундук».

Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности… Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей.

Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, - одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Реконструкция погребального обряда знатной женщины. Экспозиция Национального музея им. Анохина.

Курган Ак-Алаха-3 на плато Укок состоял из двух захоронений - пазырыкского и тюркского. Насыпи обоих курганов были варварски повреждены, многие камни местные жители унесли для строительства домов. Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было так называемое впускное погребение знатного кара-кобинца. Его погребение успели ограбить еще в древности. Под могилой знатного мужчины археологи обнаружили нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы сооружены примерно в IV–III веках до н.э. Получается, что воин защитил принцессу от грабителей.

Женщина лежала на боку в позе новорожденного младенца. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шубу. Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу тяжелого парика составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка - высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой, в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи.

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой.

Ученым удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву. Некоторые детали указывает на то, что женщина могла быть жрицей или шаманкой. Например, многочисленные татуировки, покрывающие обе руки от плеч до пальцев: олень с клювом грифона и рогами козерога, баран с закинутой назад головой, пятнистый барс с длинным закрученным хвостом, фантастический зверь с когтистыми лапами и тигриным хвостом. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы - орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.

Специалисты московской лаборатории Герасимова в 2010 году по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру «принцессы Укока». Анализ ДНК показал, что внешность женщины была вполне европейской.

Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее новосибирского , где ее исследовали ученые. Они, кстати, неоднократно высказывались в том плане, что никакой принцессой мумия не является, все это плод современного мифотворчества и фантазии журналистов.

Однако коренные алтайцы имеют на этот счет собственное мнение и связывают многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые - даже о необходимости снова ее захоронить. И назвали крайний срок - 2014 год. Если прах принцессы не вернется на Алтай, обещали шаманы, то нас ждут еще более страшные катаклизмы - и даже конец света.

Татуировка с изображением фантастического животного на плече мумии женщины, прозванной Алтайской принцессо й.

В это время в музее Горно-Алтайска шла реконструкция, которая позволила бы обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Например, был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность.

В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горный Алтай на вертолете и доставили в ее новое жилище. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд - просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.

Всю эту историю научные сотрудники музея рассказывают туристам в огромном музейном зале «Комплекс плато Укок». И в финале огорчают посетителей: увидеть саму мумию невозможно. Такое решение принято и из духовных, и из практических соображений. Не стоит тревожить прах умерших. К тому же сохранить мумифицированное тело можно только при соблюдении целого ряда правил. И кем бы ни была эта знатная женщина, для мировой истории и культуры она имеет огромное значение. После визита к принцессе у каждого возникает желание узнать историю алтайского народа чуть подробнее.

Транспортировка саркофага с мумией на вертолете из Новосибирска в Национальный музей им. Анохина.

Справка

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Его объем был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир. Реконструкция погребения с точностью показывает все детали традиционного захоронения. Женщина лежит на правом боку, слегка поджав ноги. Это символизирует, что она уходит в мир иной так же, как и пришла в этот мир, - в позе новорожденного младенца.

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай),Казахстана, Монголии и Китая.



Антропологическая реконструкция

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.


Пазырыкские татуировки

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесенные татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Фантастический зверь - деталь татуировки. Второй Пазырыкский курган. Руденко "Сокровища Пазырыкских курганов".

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.

Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык , долина р. Большой Улаган . Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок , Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.



Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2


Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин ,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?


Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рождении детей и т.д.).

Татуировки Алтайской принцессы


Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.



Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.


Плечи - одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.


Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.


В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца - показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.


Священная сажа

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.


Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.


Татуирование - сакральный ритуал

Создание несмываемых рисунков на теле - это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация - это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.


Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.


Украшения Алтайской принцессы

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.


Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).



Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.



Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.



Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.


Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.


Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.


В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.


Добраться на плато Укок довольно сложно, оно лежит на высоте 3 тысяч км и считается священной территорией у алтайцев, ведь по их верованиям именно здесь, у подножья гор Тавын-Богдо-Ола расположен вход в горный мир. На протяжении тысячелетий здесь успело побывать множество народов, свидетельством чему служат многочисленные археологические памятники Укока: каменный век, эпохи скифов, гуннов и сарматов.

В 1993 году в разгар археологической экспедиции ученые из Новосибирска наткнулись в одном из курганов на уникальное женское захоронение. Археологи датировали свою находку серединой I тысячелетия до н.э. – временем расцвета Пазырыкской культуры на территории Алтая. На протяжении столетий в ледяной линзе вечной мерзлоты кургана памятника Ак-Алаха-3, хранилась мумия представительницы пазырыкской знати в богатом убранстве и в сопровождении шестерки коней.

Несмотря на то, что анализы ДНК находки указывают на ее европеоидные корни (Пазырыкская культура, берущая свое начало от селькупов, относится к культурам Передней Азии) алтайцы объявили, что археологи нашли легендарную «принцессу Кадын», считающуюся прародительницей всего алтайского народа. Именно на основании этого, алтайцы требуют возвращения останков «принцессы» на родину (находка хранится в Новосибирском музее археологии и этнографии).

Памятник Ак-Алаха-3, в состав которого входит 2 кургана (пазырыкский и тюркский) расположен по соседству с другим курганным комплексом Ак-Алаха-1, состоящим из пяти курганов скифского времени. Когда на место раскопок прибыли археологи, оба кургана были повреждены местными жителями, растаскивавшими для своих нужд камни, а также бульдозерами, равнявшими здесь землю.

Курган, в котором покоилась мумия алтайской принцессы, имела впускное захоронение знатного кара-кобинца, которое вскрыли и ограбили много столетий назад. Именно эта вторая могила, сооруженная чуть позже, чем расположенная ниже женская могила, и сохранила в целости и сохранности захоронение принцессы.

Захоронение принцессы представляло собой заполненный льдом лиственный сруб 3,6 х 2,3 х 1,1 м, внутри которого располагалась длинная (2,7 м) колода-склеп, также изготовленная из лиственницы. Она была украшена аппликациями с изображениями оленей, несших мистическое значение (вероятно, олени должны были сопровождать человека по дороге в «иной» мир). Сам сруб был изготовлен без единого гвоздя, а крышка колоды была прибита к основанию четырьмя медными гвоздями.

На то, что в кургане захоронен не обычный человек, указывает лиственная колода – как правило, в них хранили только членов царских семей, шаманов и детей, а ее форма, напоминающая шаманскую лодку «ротык» была призвана отнести душу принцессы к ее предкам.

Молодая женщина (около 25 лет) лежала на войлочной подстилке на правом боку, головой на восток и лицом на север. Сверху она была укрыта меховым покрывалом с нашитыми украшениями из золотой фольги, а ее голова покоилась на войлочной подушке. Она была одета в богатый наряд: длинная шелковая рубаха с длинными рукавами и длинная шерстяная юбка с нашитыми бронзовыми подвесками, к которой прикреплен пояс из красного плетеного шерстяного шнура, а на ногах — украшенные аппликацией лучки из белого войлока с подошвой из красного войлока. Рядом с телом лежал войлочный мешочек, в котором были сложены бронзовое зеркало в резной деревянной оправе, кисточка из конского волоса, россыпь стеклянных индийских бусин, коренной зуб и синий порошок вивианит, использовавшийся в качестве красителя. На шее принцессы висела деревянная гривна с покрытыми золотой фольгой подвесками в виде барсов, в ушах были золотые кольца, а мизинцы были обвязаны шерстяной нитью.

В изголовье мумии лежало небольшое блюдо, на которое была брошена горсть кориандра – он считался лекарственным растением и являлся большой редкостью, возможно окуривание тела кориандром должно было помочь душе возродиться.

Почти треть колоды была занята головным убором и париком женщины. Именно эти украшения могли в древности рассказать о своей владелице больше всего, от ее семейного положения, до ее места в племени. Обритая голова пазырыкской мумии была закрыта войлочным париком, покрытым пластичным черным материалом. Он был украшен деревянными накосными украшениями, обернутыми золотой фольгой. Волосы собирались на темени в пучок, на который одевался «конус» из красных шерстяных ниток, а уж его венчала обернутая золотой фольгой фигурка стоящего на шаре деревянного оленя. На парике перед «конусом» лежа еще один олень – его тело было раздвоено, а украшали его рога козерога. Это один из древних образов олицетворяющих Верхний мир и Солнце у народов Центральной Азии. Неудивительно, что на теле женщины позднее нашлась и татуировка с эти изображением. Позади конуса на парике крепился высокий войлочный столбик, символизирующий «древо жизни» — его крону украшали обернутые золотой фольгой деревянные птички, а у подножья располагались такие же олени. Чтобы в случае необходимости столь сложный убор можно было укрыть от непогоды, в могилу был уложен остроконечный колпак с широкими полями. Так как у этого убора есть собрат, найденный далеко от Укока, во втором Пазырыкском кургане, ученые считают, что подобные уборы носили все женщины, хотя вероятность, что их носили только шаманы, не исключена.

Обе руки женщины покрыты искусной татуировкой – ее левое плечо украшено рисунком оленя с рогами оленя и козерога, морду которого украшает клюв грифона. Согласно поверьям индоевропейских народов олень-козерог должен был сопровождать души умерших в «иной» мир.

Пазырыкцы бальзамировали абсолютно всех своих умерших, причем делали они это два раза в год – в конце весны и осенью. Судя по наполнению желудков коней, захороненных в кургане вместе с принцессой, ее похороны пришлись на середину июня.

Чтобы в следующей жизни (или «ином» мире) принцессе было хорошо, вместе с ней в могилу положили ее личные вещи, а также еда и питье. В погребальной камере помимо двух керамических сосудов, украшенных кожаными аппликациями, стояли также сосуды из дерева и рога (его стенки сделаны и рогов яка, а днище является рогом дикого козла). На деревянных столиках лежало мясо.

Вместе с женщиной, в могильную яму опустили шестерых коней рыжей масти, удила, псалии, подвесные бляхи и седельные украшения которых великолепно сохранились в условиях вечно мерзлоты.

Несмотря на то, что по ряду признаков это захоронение относится к разряду обычных, такие вещи, как шестерка коней, лиственничная колода и огромный склеп, дорогая шелковая рубаха и семена кориандра свидетельствуют о том, что это останки женщины из знатного рода или находящейся на особом положении у племени. На то, что она могла быть шаманкой, указывает и тот факт, что она похоронена одна, а пазырыкцы обычно хоронили умерших в родовых курганах-захоронениях, не в пример шаманам, которые давали обет безбрачия и не имели семьи.

После того, как мумия была перевезена в Новосибирск, алтайцы начали требовать вернуть их «прародительницу» назад. Особенно их требования усилились после землетрясения 2003 года, эпицентр которого находился в Чуйской долине, в непосредственной близости от плато. Несмотря на это, выставку, посвященную загадкам принцессы Укока можно и сегодня увидеть в музее Новосибирска, а побывав на плато Укок проникнуться величием этих мест.

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Честная, Искренняя, Добрая Хатун), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    ✪ Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как «далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи» .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет
  2. Моя планета. Вопрос о захоронении мумии вызвал конфликт


Рассказать друзьям