Тема урока Классика и современность. Классика Классика (от лат

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока:

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

Проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

Выражение личностного отношения к музыке,

Систематизация знаний о музыке.

Коррекционно-развивающие:

Развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

Развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

Развивать представления, память, воссоздающее воображение,

Развивать зрительное и слуховое восприятия.

Развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

УМК:

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.

    Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.

    Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

    М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

    С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».

    Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».

    Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».

    «Битлз»- «Вчера».

    К.Кельми «Замыкая круг».

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

    Организация начала урока.

    Актуализация знаний.

    Основной этап урока.

    1. Беседа

      Продолжение беседы.

      Слушание музыки.

      Дыхательные упражнения.

    Вокально-хоровая работа.

    Распевание

    Работа над песней.

    Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

II. Актуализация знаний.

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

Что нас в ней привлекает.

А какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.

III. Основной этап урока.

Беседа.

Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.

Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.

Слайд №4.

Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

Какое из этих произведений можно отнести к классике?

Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

Как вы думаете, почему?

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

Понравилась музыка?

Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

IV.Вокально-хоровая работа.

    Распевание.

              1. Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,

                с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

    Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов ).

Когда музыка бывает вам необходима?

Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

Какое впечатление произвела на вас песня?

Современна ли эта песня?

Почему?

О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

Точность исполнения мелодии;

Фразировку;

Дикцию.

V. Подведение итогов урока.

Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

Как вы понимаете это высказывание?

Какое искусство мы называем классическим?

Какая музыка нужна современному человеку?

Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №17.

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. Слайд №18.

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

    сообщение о группе «Битлз»,

    найти интересные сайты о музыке.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

    1.http://classic-music.ru

    2.http://ru.wikipedia.org

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)

№5

Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект урока музыки в 7 классе.

Тема: «Классика и современность»

Учитель: Фёдорова

Юлия Владимировна

Стаж: 25 лет

Санкт-Петербург

2013

Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока:

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

Проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

Знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

Выражение личностного отношения к музыке,

Систематизация знаний о музыке.

Коррекционно-развивающие:

Развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

Развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

Развивать представления, память, воссоздающее воображение,

Развивать зрительное и слуховое восприятия.

Развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
  • Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

  • М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
  • С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
  • Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».
  • Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
  • «Битлз»- «Вчера».
  • К.Кельми «Замыкая круг».

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация знаний.
  3. Основной этап урока.
  1. Беседа
  2. Продолжение беседы.
  3. Слушание музыки.
  4. Дыхательные упражнения.
  1. Вокально-хоровая работа.
  1. Распевание
  2. Работа над песней.
  1. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

II. Актуализация знаний.

Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

Что нас в ней привлекает.

А какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.

III. Основной этап урока.

Беседа.

Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.

Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.

Слайд №4.

Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

Какое из этих произведений можно отнести к классике?

Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

Как вы думаете, почему?

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

Понравилась музыка?

Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

IV.Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание.
  1. Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
  2. с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
  1. Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов ).

Когда музыка бывает вам необходима?

Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

Какое впечатление произвела на вас песня?

Современна ли эта песня?

Почему?

О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

Точность исполнения мелодии;

Фразировку;

Дикцию.

V. Подведение итогов урока.

Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

Как вы понимаете это высказывание?

Какое искусство мы называем классическим?

Какая музыка нужна современному человеку?

Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.

Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №17.

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека. Слайд №18.

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  1. сообщение о группе «Битлз»,
  2. найти интересные сайты о музыке.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

  1. 1.http://classic-music.ru
  2. 2.http://ru.wikipedia.org

Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

- образовательные: знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный); актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, выражение личностного отношения к музыке, систематизация знаний о музыке;

развивающие: обогатить мировосприятие, расширить его спектр; художественный вкус учащихся, музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному; коммуникативные навыки; развитие вокально-хоровых еавыков; слушательской культуры;

- воспитательные: уважение к музыке разных эпох и композиторов, воспитывать умение работать в коллективе.

Проблемный вопрос:

Ожидаемый результат:

1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Умение работать с учебником.

6. Уметь работать в группе.

7. Выразительно, эмоционально воспринимать и исполнять музыку (вокализация инструментальных тем, исполнение песен).

Тип урока: вводный.

Методы урока: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуаций.

Метапредметные связи: русский язык, литература, история, английский язык, фотоискусство.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Дидактический материал: учебник «Музыка. 7 класс»Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: - М.: Просвещение, 2013; Хрестоматия музыкального материала. 5 класс.

Музыкальный материал:

    Вступление «Рассвет на Москве-реке» (фрагмент) к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского;

    Балета «Ромео и Джульетта» (фрагмент «Монтекки и Капулетти») С.С.Прокофьева;

    Увертюры «Эгмонт» (фрагмент). Л.Бетховена;

    Ария «Память» из мюзикла «Кошки». Э.-Л.Уэббер;

    «Битлз»- «Вчера».

Оборудование: интерактивная доска, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку (регулятивные УУД: волевые качества)

II. Введение в тему (слайд № 2).

Краткая беседа о летних встречах с музыкой.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас после каникул здоровыми, отдохнувшими и веселыми. Были ли у вас за это время встречи с музыкой? Какую музыку вы слушали, исполняли? (Ответы обучающихся.)

III . Сообщение темы урока.

Учитель: - Вы, конечно же, обратили внимание на слова, которые сегодня расположены на доске - КЛАССИКА и СОВРЕМЕННОСТЬ. Именно они являются темой нашего сегодняшнего урока.

IV. Основной этап урока.

1. Дискуссия по вопросу «Что такое классика», «классическая»?

Учитель: - Что, по-вашему, означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? (Индивидуальные высказывания ребят.)

2. Работа с учебником.

Учитель: - Давайте уточним.Откройте учебник. Найдите и прочитайте информацию о том, что такое «классика».

3. Обобщение знаний.

Учитель: - И так, классика – это…(ребята продолжают ответ). Верно!

4. Слушание музыкальных фрагментов знакомых ребятам (увертюра «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М.Мусоргского, «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена и ария кошки «Память» из мюзикла Э.-Л.Уэббера «Кошки»), с последующим их анализом. (Групповая форма работы.) Проблемное задание.

Учитель: - Предлагаю послушатьфрагменты музыкальных произведений, напеть их и заполнить вот такую таблицу (слайд № 2), работая в группе. (Звучит музыка. Ребята выполняют задание. )

5. Дискуссия по вопросу « Что такое стиль

Учитель: - Сейчас, слушая музыку и заполняя таблицу, вы самостоятельно определяли стиль эпохи, стиль национальный, стиль автора. Объясните, пожалуйста, что такое «стиль». (Ответы обучающихся.)

6. Работа с учебником.

Учитель: - Давайте уточним.Откройте учебник. Найдите и прочитайте информацию о том, что такое «стиль». (Индивидуальная работа ребят.)

7. Обобщение.

Учитель: - И так, стиль – это…(ребята продолжают ответ). Верно!

8. «Классика» (слайд № 3).

Учитель: - Подумайте, какой из прозвучавших фрагментов можно отнести к классике? Давайте напоем эти мелодии. (Хоровая вокализация музыкальных фрагментов.)

Учитель: - Давайте послушаем ваши ответы. (Каждая группа дает ответы.)

(Если мнения ребят разделятся, то необходимо ввести понятие «классика жанра».)

9. Знакомство с понятием «классика жанра». Работа с учебником.

Учитель: - Прочитайте информацию о том, что такое «классика жанра» в учебнике. (Индивидуальная работа ребят.)

10. Обобщение

Учитель: - Теперь вы знаете, чтоне только лучшие образцы серьезной музыки, но илучшие образцы легкой музыки могут быть названными классическими. Примером тому является ария Память из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л.Уэббера. Хотите разучить ее? (Да.)

11. Вокально-хоровая работа над арией «Память» (слайд № 4).

12. Работа с иллюстративным рядом учебника (с. 7) – группа «Битлз». Краткая информация о группе. Цель: углубить знания уч-ся о том, что современная музыка тоже может быть названа «классикой».

Учитель: - И вновь обратимся к учебнику. Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля , основанная в 1960 году , в составе которой играли Джон Леннон , Пол Маккартни , Джордж Харрисон , Ринго Старр . С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.

13. Слушание и исполнение песни «Битлз» - «Yesterday» (слайд № 5).

Учитель: - Вам наверняка знакомы их песни. Послушайте одну из них. (Звучит песня «Yesterday». На доске текст песни на английском языке. Дети по желанию могут подпевать.)

V. Обобщение темы урока.

«Мозговой штурм»

Учитель: - Можно ли назвать музыку, прозвучавшую сегодня на уроке, современной? (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Может ли классика, классическая музыка быть современной, а современная классической?

VI . Рефлексия.

Учитель: - Нужна ли вам эта музыка? Обоснуйте ответ. (Ответы обучающихся.)

Учитель:- В завершении урока прошу вас составить синквейн по выбору: «Классика». «Современность». (По выполнении задания, листы с синквейном обучающиеся сдают учителю.)

VII . Итог урока.

Домашнее задание (слайд № 6): творческая тетрадь, с. 6. Задание № 3 (Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой. Объясните свой выбор и обсудите его с одноклассниками.)

Объявление оценок.

Выход из класса.

Приложение № 1

На пустынной аллее

Вслед за вспышкою света

Будет тьмы полоса.

Так и в жизни…

Я помню всё, ведь прошлого вновь

Что дано лишь однажды,

В суете мы теряем,

Выпиваем до дна…

Но не жаль мне

Сейчас того, что прожита жизнь –

Жизнь, что знала я одна.

Не смотри сейчас назад –

Вдруг сердце закричало.

Всё, что в прошлом – в нём должно остаться,

А ночь – лишь дня начало.

Пусть найдёт меня утро

Без единого вздоха,

Без биенья в груди.

Жаль, что поздно,

Но всё же знаю – счастлива я.

Все мученья позади.

Бесконечным маскарадом

Сквозь ветви свет струится.

Встанет солнце – и померкнет память –

Как призрак растворится.

Протяните мне руку!

Как легко было в прошлом –

Вы любили тогда…

Тенью света

Я в ночь иду, и память моя

Засыпает навсегда.

Приложение № 2

Yesterday

Yesterday ,

Oh, I believe in yesterday.

Suddenly,

Oh, yesterday came suddenly.

Why she

I said,

Yesterday,

Oh, I believe in yesterday.

Why she

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

I said,

Something wrong, now I long for yesterday.

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Mm-mm-mm-mm.

Просмотр содержимого презентации
«Классика и современность»

Классика и современность

Выполнил: учитель музыки МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.


«Классика и современность»

Стиль эпохи

(фамилия композитора)


«Классика и современность»

Стиль эпохи

(старинная или современная музыка)

Вступление «Рассвет на Москве-реке»

Стиль национальный (русская или зарубежная)

«Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

(фамилия композитора)

М.П.Мусоргский

Увертюра «Эгмонт»

зарубежная

Ария «Память» из мюзикла «Кошки»

С.Прокофьев

Л.Бетховен

зарубежная

Э.-Л.Уэббер


Ночью На пустынной аллее Вслед за вспышкою света Будет тьмы полоса. Так и в жизни… Я помню всё, ведь прошлого вновь Оживают голоса.

Счастье, Что дано лишь однажды, В суете мы теряем, Выпиваем до дна… Но не жаль мне Сейчас того, что прожита жизнь – Жизнь, что знала я одна.

Не смотри сейчас назад – Вдруг сердце закричало. Всё, что в прошлом – в нём должно остаться, А ночь – лишь дня начало.

Утро – Пусть найдёт меня утро Без единого вздоха, Без биенья в груди. Жаль, что поздно, Но всё же знаю – счастлива я. Все мученья позади.

Бесконечным маскарадом Сквозь ветви свет струится. Встанет солнце – и померкнет память – Как призрак растворится.

Руку – Протяните мне руку! Как легко было в прошлом – Вы любили тогда… Тенью света Я в ночь иду, и память моя Засыпает навсегда.


Yesterday

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

Something wrong, now I long for yesterday.

Yesterday,

Love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.

Mm-mm-mm-mm.

Yesterday ,

All my troubles seemed so far away,

Now it looks as though they"re here to stay,

Oh, I believe in yesterday.

Suddenly,

I"m not half the man I used to be,

There"s a shadow hanging over me,

Oh, yesterday came suddenly.

Had to go I don"t know, she wouldn"t say.

Something wrong, now I long for yesterday.


Домашняя работа

творческая тетрадь, с. 6., задание № 3

"Классика и современность"

Классикой (от лат. classicus - совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.

Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и др.

Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако

век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально - палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль - стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются ее новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими сверстниками, и с людми далекого прошлого - как бы побывать в разных временах.

В музыкальном театре.

Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т. п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д.

Опера (от итал. opera - труд, сочинение) возникла в Италии на рубежеXVI-XVII вв. Опера, по определению, это "сценическое представление, в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою, т. е. пением действующих лиц (отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая самыми сложными симфоническими сочетаниями". Музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отд. ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет скрытые пружины поведения действ. лиц, их сложные внутр. взаимоотношения , часто непосредственно выражает главную идею произв.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены.

Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спктакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. "Полупение-полуречь" называется речитативом.

Одна из орсобенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувтсва своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании. В массовых сценах звучит хор, который нередко выступает одним из главных

действующих лиц оперы или коментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (гномера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.

Опера «Иван Сусанин».

Опера () "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувтсво сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

(1-й акт - в селе Домнино, 2-й - в Польше, 3-й - в избе Сусанина, 4-й - в лесах, эпилог - в Москве на Красной площади).

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя", в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха - Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи". Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина - он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Драму душевных переживаний передает романс Антониды ("Не о том скорблю, подруженьки"), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор "Славься!", написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

С оперы началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

Опера "Князь Игорь"

Страницам русской истории посвящена и опера "Князь Игорь" (), члена содружества русских композиторов Могучая кучка. В основу сюжета оперы положена патриотическая поэма Древней Руси "Слово о полку Игореве", дополненная другими историческими документами, летописями. Она посвящена не победам, которых немало знало русское оружие, а поражению, в результате которого князь был пленен, а его дружина уничтожена.

Драматургия оперы строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские - князи Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, ее брат Владимир Галицкий, и половцы - хан Кончак, его воины.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах - во городе Путивле, во втором и третьем актах - в половецком стане.

Время: 1185 год.

Пролог. В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя - хор "Солнцу красному слава!" Внезапно землю окутывает мрак - начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.

1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.

Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье ("Ни сна, ни отдыха измученной душе..."). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии ("О, дайте, дайте мне свободу..."). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.

Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется - не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)

3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).

Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

В музыкальном театре.

Балет (от итал. balleto - танцевать) возник в эпоху Возрождения в XIV - XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы.

Балет - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы. Они выполняют роль, аналогичную пению в опере. И в опере и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения.

Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как па-де-де (танец вдвоем), па-де-труа (танец втроем), гран-па (большой танец). Так называют отдельные номера балета. А красивым итальянским словом адажио, обозначающим темп движения музыки, в балете называют медленный лирический танец главных героев.

Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и характерный. Характерные танцы включают в себя движения, распространенные в народной и бытовой культуре. Классический танец - более условный, богатый образной символикой, его особенность и в том, что исполняется он на пуантах.

Режиссером балетного спектакля является балетмейстер (от нем. - balletmeister), который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает "рисунок" танца, жесты и пластические решения образов.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижеру симфонического оркестра. Главное в его работе - умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены.

Современный балетный спектакль во многом отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Этого требует новый музыкальный язык современного балета.


Классика Классика (от лат. сlassicus – совершенный, образцовый, первоклассный) – это такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Что означает слово «классика»?


Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего. А.В.Луначарский Анатолий Васильевич Луначарский () русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.


Сергей Прокофьев () Альфред Шнитке () Родион Щедрин (р. 1932)




















Достижения Песня «Yesterday» Пола Маккартни из альбома «Help!», уже через два года была записана более тысячи раз, что является рекордом «Гиннесса». Группа внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки. Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему «The Beatles» стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века, продав по всему миру более 1 миллиарда пластинок. «Битлз» считается величайшей группой всех времён и народов. Телевизионное шоу Эда Салливана с «The Beatles» (1964) собрало зрителей. Группа «The Beatles» получила звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.



Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всем ее неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка… Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать. Д.Д.Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович () советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий и одной Государственной премии СССР.




Интернет-ресурсы:



Рассказать друзьям