Тематическая неделя «Россия — многонациональная страна». Конспект занятия "Детям о России" Для детей старшей и подготовительной групп Предполагаемый результат в реализации данного проекта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Патриотизм» - Гипотеза: Выводы: Создание портрета идеального солдата: Тема: «Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии». Патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.

«Патриотическое воспитание» - Волонтеры. Цель и задачи Программы. Конференция отцов. Направления работы школы по патриотическому воспитанию школьников. 7. Юные таланты. Анкетирование по выявлению степени удовлетворенностью учебно-воспитательного процесса. Сроки реализации Программы: 6. Экология и мы. Программа патриотического воспитания школьников.

«Военно-патриотическое воспитание» - Достижения учащихся. Физические упражнения и активный отдых дают снижение сердечно-сосудистых заболеваний. Пригодилась ли знания по физической культуре – 57 % , остальные не ответили. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников». Анкетирование юношей. Военно-патриотическое воспитание школьников.

«Гражданско-патриотическое воспитание» - Использование различных учебно-воспитательных форм работы в организации гражданско-патриотического воспитания. Ставропольский государственный университет. Нормативные документы, информационно-методические материалы Министерства образования РФ, Государственные стандарты РФ об образовании. Роль учителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.

«Гражданско-правовое воспитание школьников» - Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Гражданское и правовое воспитание школьников. Викторина между учениками и родителями (мероприятие ко дню Конституции). Урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся по теме «Государственные символы России».

«Гражданское образование» - Реальные проблемы. Главная цель гражданского образования. Некоторые примеры. Пермский край. Хороший союзник. Обучение правам человека. Гражданское образование. Пермская область. Проект Федеральной целевой программы. Гражданское образование в России и ее регионах. Потенциальные участники процесса. Общественно-консультативный совет.

Всего в теме 23 презентации

Досуг для детей старшей группы «Россия-многонациональная страна»

Тюлина Л.М. воспитатель ГБОУ школа1460

Цель: сформировать представления детей о том, что Россия многонациональная страна;

Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности мордовского, ингушского, дагестанского народов;

Побуждать интерес детей к национальным костюмам;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине-России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

Знакомить детей с государственной символикой России, Ингушетии, Мордовии, Дагестана

Оборудование и материалы: Магнитофон, проектор, презентация «Россия-многонациональная страна», карта России, национальные костюмы, куклы в национальных костюмах, магниты, блюда, картинки «Национальные костюмы народов России», указка.

Звучит песня «Моя Россия» сл. Соловьева Н. муз. Струве Г.

Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России) слайд 2

Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия . (Слайд 3)

Граждане России называются... россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

В-ль: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы. Какие?

Дети: (герб, гимн, флаг) (Слайд 4)

В-ль: Зачем стране нужны герб и флаг ? (Слайд 4)

(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

В-ль: Как вы думаете, много ли людей разных национальностей живут в России? (слайд 5-6)

В.Степанов «Российская семья» (слайд 7-8)

Ребенок:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

В-ль: Чем же народы отличаются друг от друга?

(У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Разная еда. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)

В-ль: А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде?

Дети: Дети и воспитатели одеты в разную одежду.

В-ль: (В национальную: в русский и мордовский костюм, ингушский)

Ребята, вы все родились в Москве.

Стихотворение «Родня» В. Борисов

Ребенок:

Я- москвич, в Москве родился,
Я с Москвою породнился, и теперь моя родня
Здесь, под боком у меня.

Боровицкий холм - мой дед,
Вдаль глядит он столько лет!
От него берёт размах город на семи холмах.

Бабка мне - Москва-река, в сером камне берега.

Кремль московский - мой отец, он и крепость, и дворец.

Площадь Красная -мне мать.
О судьбе её великой можно в песне,
Можно в книге быль и небыль рассказать.

Нет! Не только для меня -всей стране Москва - родня,
Потому что бьётся в ней сердце Родины моей!

В-ль: Вы-москвичи, но ваши родители, ваши бабушки, дедушки живут в разных уголках России. У кого-то в Мордовии, у кого-то в Ингушетии, а также в Дагестане. Сегодня мы отправимся в путешествие по этим республикам. Садитесь в автобус, мы отправляемся.

Физкультминутка «Автобус»

Первая остановка-Мордовия . (Дети находят республику Мордовия на карте и показывают) (Слайд 9)

Так как Мордовия-это республика, то у нее есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг) (Слайд 10)

Мордовский народ бережно чтит традиции своего народа. До сих пор хранят национальную одежду своих предков.

Мордовский национальный костюм - это часть многовековой культуры мордовского народа.

Мужская рубаха- называется панар. Рубахи носили на выпуск и подпоясывались пояском.

Основа женского костюма рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой. Верхняя распашная одежда-типа халата из белого холста. Обязательной частью женского костюма являлся пояс с богатой вышивкой, шерстяными кистями, металлическими бляхами. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. (Слайд11-12-13-14)

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. (Слайд15) Распространены у мордвы различные ремёсла и промыслы: резьба по дереву, изготовление мордовских кукол, шитье мордовского национального костюма, вышивка, бисероплетение и др.(Слайд15)

Максим поет песню на мордовском языке

Слушание: Мордовская песня «Песня про маму» (Тидей)

В-ль: А я предлагаю вам поиграть в мордовскую игру:

«Ветер - ветерки» («Варма-варминеть» (с бубном) мордовская игра

В-ль: Что ж, отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

Мы приехали в следующую республику: Ингушетию (найти и показать на карте)

Ингушетия-чудесный край, который богат историей, великолепной природой, каменными башнями и гостеприимными жителями.

Как и у каждой республики у Ингушетии есть свой флаг и герб (слайд 16)

Ингуши трепетно хранят память о предках. Здесь также можно увидеть богатые народные костюмы, а также людей, которые исполняют народные танцы с гордостью за свою малую родину (слайд 17-18-19)

Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. (Слайд 20)

Скалистые горы и ледяные реки, бегущие по ущельям - вот характерный пейзаж этих мест. (Слайд 21)

А также архитектурные памятники Средневековья: боевые башни (слайд 22)

Сохранились народные промыслы – резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, ковроткачество, вышивка золотыми и серебряными нитями. (слайд 23-24)

Слушание: музыка Ингушетии

В-ль: В Ингушетии дети тоже любят играть и мы с вами поиграем.

Чечено-ингушская народная игра Утушка (Бобешк)

А мы с вами снова садимся в автобус и отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

В-ль: Мы в республике Дагестан (находим и показываем на карте)

Рассматриваем флаг и герб республики (слайд 25)

В этой республике, как и в любой другой была своя национальная одежда.

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, украшений. (слайд 26-27)

Голову покрывал красивый шелковый платок. (слайд 28) Как прекрасны девушки в своих национальных костюмах (слайд 29)

Мужской костюм состоял из рубашки, штанов,бешмета (одежда в виде кафтана со стоячим воротником), черкески (кафтан, верхняя одежда без ворота) с газырями, кожаных сапог-ичигов и меховой папахи. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором. (слайд 30)

В-ль: Как красива природа Дагестана.

В дагестанском крае очень много разнообразных пещер. (слайд 31)

Все они уникальны, красивы. Самая большая из них имеет длину в сто двадцать пять метров. Она имеет восемь залов, которые соединяются между собой узкими туннелями. В одном из этих залов с потолка свисают разноцветные прекрасные сталактиты.

А как прекрасны горы (слайд32). Чарующая их красота захватывает.

А водопады... (слайд33)

Природа поражает своей чистотой (слайд34)

В-ль: Предлагаю послушать национальную музыку Дагестана.

Слушание: музыка Дагестана

Девочка и мальчик танцуют национальный танец

В-ль: Ребята, а что же нас всех объединяет? (слайд 38)

Дети: Единая Россия

В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в знакомую вам игру «Золотые ворота».

Русская народная игра: «Золотые ворота»

В-ль: Россия-великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, ее традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защитить свою Отчизну. Вы дети России-вы надежда и будущее нашей страны.


ГАЛИНА ИВАНКИНА

Актуальность проекта:

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

В процессе диагностирования детей выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.

Цель проекта: [ /i]изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России.

Задачи проек та:

Расширение представлений детей о своей стране - России

Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения

Ознакомение детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России, Центра России

Создание в группах предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с культурой народов России

Стимулирование и поощрение уважительного отношения у детей к другим национальностям и народам, проживающим на территории Российской Федерации

Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития цивилизации

Формы работы

Познавательный блок:

презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.

Коммуникативный блок:

изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России.

Социальный блок:

игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении

Чтение художественной литературы:

библиотека детского сада, медиа библиотека.

Художественное творчество :

изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов)

Музыка

ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.

Физическое развитие

подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Определение цели и задач проекта

Составление перспективного плана по реализации данного проекта

Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме

Создание развивающей среды в группах, диагностирование участников проекта

Утверждение проекта на педагогическом совете

Практический этап

Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта

Создание мультимедийных презентаций по теме проекта

Подбор подвижных игр для детей

Сбор и оформление наглядного материала

Создание медиа библиотеки

Сбор и оформление аудиосборников сказок и музыкой народов России

Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по сказкам народов России

Итоговый этап

Обсуждение опыта работы и результатов на педсовете

Обобщение результатов работы, подготовка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений для печати

Темы для изучения :

Материалы для изучения детьми по данному проекту предполагается систематизировать по тематическим блокам:

Географическое положение

Природа: климат, животный и растительный мир

Устное народное творчество

Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура)

Изобразительное искусство, народная музыка

Национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, гостевой и общественный этикет)

Национальные подвижные игры

Рефлексивная продуманность данного проекта:

Результативность данного проекта можно оценить, применяя следующие критерии:

опора на возрастной подход;

сформированность базовых компетентностей дошкольников;

концептуальность воспитательной работы;

наличие целостного воспитательного пространства;

кадровое и материальное обеспечение процесса воспитания;

сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей в воспитании подрастающей личности;

использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность;

вариативность применяемых технологий.

Предполагаемый результат в реализации данного проекта:

Предлагаемый проект ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур народов России.

Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов, населяющих Россию

У детей сформируется уважительное отношение к народам, живущим в России

Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме

Повысится педагогическая компетентность педагогов, рост их творческих способностей

Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что позволит создать прочную основу для реализации данного проекта по поликультурному образованию дошкольников. Убеждена, что во все времена, на любом этапе становления общества, культурно-художественная социализация и духовно-нравственное развитие ребенка остаются актуальными вопросами воспитания.

Публикации по теме:

Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Педагогический проект «Ознакомление с ПДД как фактор формирования здорового образа жизни дошкольников» Педагогический проект: «Ознакомление с правилами дорожного движения как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой» Обоснование необходимости проекта На выбор темы повлияло.

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» (средняя группа) Перспективное планирование в средней группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя.

Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Библиотека изображений:

Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)

Населенный пункт: г. Москва

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.

Цель проекта:

  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
    песнями и танцами.
  • Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

Задачи:

  • углублять и уточнять представления о Родине - России;
  • формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  • о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
  • познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать интерес к страноведческим знаниям.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Актуальность проекта:

  • В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
  • Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
  • В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Предполагаемый результат:

  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

План мероприятий:

  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Развлечение «Народы России».
  • Спортивное развлечение «Игры народов России».
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Создание дидактических игр-пазлы «Народы России».
  • Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.
  • Работа с родителями «Национальные блюда»
  • Подборка « Игры народов России».
  • Подборка «Сказки народов России».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Презентация проекта.

Итог проекта:

  • Открытие мини-музея «Народы России».
  • Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
  • Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
  • Презентация проекта.

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
  • Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
  • Обращение к специалистам.
  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Посещение мини-музея средней группы №8 «Русская матрешка»
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народов России;
  • Чтение сказок народов России.

Презентационно – завершающий:

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • подборка « Игры народов России»;
  • подборка пословицы, поговорки, загадки народов России;
  • подборка «Сказки народов России»;
  • подборка «Иллюстративный материал»;
  • подборка «Методические разработки»;
  • презентация проекта «Народы России»;
  • занятие «Наша страна Россия».

1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и флаг России.

Тема 2. «Какие народы живут в России»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.

Игровая деятельность детей:

Дидактические игры:

- «Чей костюм?»;

- «Пазлы народы России»;

­-«Узнай наш флаг (герб)».

2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование на темы:

В гостях у сказки.

Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)

  • Аппликация:

Орнаменты для кокошников.

Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):

Жилище народов севера чукчей «Чум».

3.Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры:

- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки».

4.Образовательная область «Речевое развитие»

1.Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»,

- «Пчеловодство. Марийцы».

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

Формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

Развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Составление рассказов по пословицам:

- «Родина краше солнца, дороже золота».

- «Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».

- «На чужбине и собака тоскует».

- «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

- «Смело иди в бой, Родина за тобой».

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».

Чтение стихов о Родине, России, гербе.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

Чтение художественной литературы:
Сказки народов России:

- «Матти – весельчак» - карельская сказка

- «Перя-богатырь» - Коми;

- «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

- «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка;

- «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

- «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;

- «Девушка - хвощина» - якутская сказка;

- «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

- «Айога» - нанайская сказка.

5. Взаимодействие детского сада с семьей.

- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.

Участие в организации мини-музея «Народы России».

Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.

Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)

Тема: открытие мини-музея «Народы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.

В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.

Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты -

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак - жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России - русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов России»

В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.

Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.

Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории Кубани, к кубанскому народному творчеству, укладу жизни казаков, их песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях казачества, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

Проект. Тема: «Живут в России разные, народы с давних пор».

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта :

  • Сформировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • Воспитать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России.
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

Ожидаемые результаты.

  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами.
  • Творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
  • Уважительное отношение к культуре разных народов.

План мероприятий

  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Экскурсия в центральную детскую библиотеку.
  • Развлечение «Народы России».
  • Спортивное развлечение «Игры народов России».
  • Творческие работы семей по теме: «Народы России»
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Подборка «Энциклопедические данные о народах России».
  • Подборка « Игры народов России».
  • Подборка «Сказки народов России».
  • Подборка «Методические разработки».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Презентация проекта.

Проведение праздника ко Дню народного единства «Мы дети твои, Россия!»

Сценарий праздника "Мы дети твои, Россия!"

Цель:

  • воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
  • вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
  • расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
  • формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»

Сегодня наша встреча посвящена празднику - Дню народного единства.

Наш Краснодарский край - многонациональный край. Более 120 национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.

Ребёнок:

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!

Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия - Это Родина!

Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.

Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

«Здравствуйте!» - здороваются дети/

А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!

(Дети исполняют танец) «Кадриль»

(дети одеты в русский народный костюм)

(Фонограмма «Когда-то россияне).

Ведущий : Ребята а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том как они принимают гостей и угощают их чаем.

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/

Взрослый:

У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая - невежливо, можно обидеть хозяев дома.

Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.

«Здоровэньки булы!» - здороваются дети.

Ребёнок:

Украина и Россия - славные друзья,
Без согласия и дружбы - им никак нельзя!
Там и тут народ - славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы - подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию - трепетно любить».

Танец «Казачок!»

(дети одеты в костюмы: сарафан, венок)

(Фонограмма «Ты ж мяне пидманула»)

Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.

Игра: Хлибчик (Хлебец)

Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!

(Гамарджобат) - здороваются дети.

Ребёнок:

В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!

/ И. Михайлов/

Танец «Лезгинка»

(дети одеты в костюмы). (Фонограмма Грузинская лезгинка)

Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!

(Привет) Бахталэс- здороваются дети

Ребёнок:

Цыганки мы - на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!

Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!

Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки - в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.

/Михаил Гуськов/

Танец «Цыганочка»

(дети одеты в костюмы)

(Фонограмма «Циганочка»)

Ведущий:

Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.

Общий хоровод

(Фонограмма «Гляжу в озёра синие в исполнении Е. Шавриной)

Дети хором: «Мы разные, но мы вместе!»

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Счастья Вам всем, мира и радости!



Рассказать друзьям