Темные боги: легенды, мифы, имена богов и покровительство. Боги смерти в разных культурах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Практически в каждой мировой культуре есть своё олицетворение смерти. Греческий бог Аид, владыка царства мёртвых, известен, пожалуй, всем. Мы же собрали 10-ку устрашающих ликов смерти, о которых мало кто слышал.

Миктлантекутли (ацтеки)


Ацтекский правитель подземного мира, правящий самой нижней его частью - девятой преисподней - изображался как залитый кровью скелет с ожерельем из человеческих глазных яблок или же в виде человека с оскаленным черепом вместо головы. На службе у Миктлантекутли , такое имя было у этого бога, были пауки, совы и летучие мыши.

Супай (инки)


Супай был богом смерти и правителем загробного царства (Уку Пача) инков. . Хотя он ассоциировался со смертью, в мифологии инков преисподняя не обязательно рассматривалась как негативный аспект смерти. Считается, что подземные источники являются необходимым аспектом для поддержания жизни живых и мертвых. Поэтому инки хоть и очень боялись Супая, но безмерно почитали преисподнюю и ее бога. В честь Супая проводили различные ритуалы и торжества.

Танатос (Греция)


Танатос – гречекий бог ненасильственной смерти. Он изображался, как юноша с крыльями и мечом. Утверждали, что Танатос ненавиди и людей, и бессмертных богов Олимпа. При этом он был единственным из греческих богов, который не переносил подношения.

Донн (Ирландия)


Донн - ирландский властитель одиночества и смерти, который, по преданию, обитает на острове у юго-западного побережья Ирландии. Ирландцы верят, что Донн вызывает бури и топит корабли, чтобы заполучить больше душ в свое царство. Считается, что Донн не всегда был богом – раньше он был смертным человеком. Он сын Милесиуса, который был убит в бою, когда вместе со своими братьями сражался за Ирландию. Изображали Донна чаще, как фигуру в чёрном балахоне с капюшоном.

Мэн По (Китай)


В китайской мифологии у смерти женское лицо. Мэн По - госпожа забвения, которая служит в китайском царстве мертвых Ди Юй. Когда душа готова к перевоплощению, именно Мэн По отвечает за то, чтобы душа забыла свою прежнюю жизнь и отправилась в Ди Юй. Чтобы помочь людям забыть о прошлой жизни, она варит специальный чай «Пять ароматов чая забвения». Считалось, что после того, как душа проходит очищение от грехов, она воскресает в новом воплощении.

Седна (эскимосы)


В мифологии эскимосов Седна является хозяйкой подземного мира Адливуна и богиней моря. Седна когда-то была красивой смертной женщиной, которая жила на побережье со своим отцом. Её мать умерла, когда Седна была еще совсем маленькой. Из-за ее красоты мужчины со всего света пытались добиться ее признательности, но никому этого не удавалось. По легенде, Седна погибла от рук своего отца и с тех пор мстит всем живым.

Анку (кельты)



Бретонцы, жившие на северо-западе Франции, считали, что Анку является олицетворением смерти. Его изображали, как высокого худого мужчину с белыми волосами или как скелет в сопровождении двух призраков. В некоторых культурах считалось, что Анку - первый сын Адама и Евы. Другие же утверждали, что человек, умерший в поселении последним в году, становится Анку. Анку означает «жнец мертвых». Когда опускается темнота, Анку на своей похоронной телеге, запряженной скелетами лошадей, ездит по сельской местности и собирает души умирающих. После того, как его тележка заполняется, Анку доставляет свой груз Анаону - царю подземного мира.

Гильтине (Литва)


Гильтине – богиня смерти и чумы - была молодой привлекательной женщиной, которую погребли заживо. Когда через 7 лет ей удалось выбраться из могилы, она стала страшной старухой с длинным синим носом и ядовитым языком, которым она облизывала обречённых на смерть. Гильтине часто изображают как скелет с косой, а ещё она может превращаться в змею. Гильтине бродит по кладбищам, облачённая в саван, и облизывает трупы, чтобы извлечь яд, которым она будет убивать живых.

Масау (индейцы хопи)


В мифологии хопи Масау больше известен как скелет-человек, который является лучшим другом людей и стражем их загробной жизни. Именно Масау, по мнению хопи, научил людей сельскому хозяйству, а также неоднократно предупреждал их о различных надвигающихся опасностях.

Айта (этруски)


Этрусскую смерть называли Айта, это был демон с головой волка. Он проводит души живых вниз, в подземный мир и охраняет их там. На погребальных урнах Айта изображался в виде бородатого мужчины в меховой шапке, сделанной из волчьей шкуры.

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.


У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.


Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.


Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.


Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Л. Сулнберн


Аид

Буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Просьба не смеятся



Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.


В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.


Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).


Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.


Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.


С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона Кора

("девушка", "дева") . богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).


В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).



Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).


Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.



В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.


В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.

Геката

Богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.



По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.



Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.


Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.



Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.


Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос Фанат

Бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.


В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.



Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.



У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.


Рыщут и Злоба, и Смута, и
страшная смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то непронзенного ловит,
Или убитого тело за ногу волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Гомер "Илиада"


Керы

 . демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").


Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.



Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер


Эринии Эриннии

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.



Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.


Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.



Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.


Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.


Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.


Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.


Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").


Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.


С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.


В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

Страх перед непродолжительностью бытия или утраченные нами ныне знания тому причиной, но абсолютное большинство народов, населяющих планету, свято верят в то, что жизнь вовсе не заканчивается со смертью, а продолжается в иных, загробных мирах. В каждой языческой религии царство мёртвых описывают по-своему, но в чём-то эти описания поразительно схожи.

Боги смерти

Во владениях Чёрной Погибели

Известный всем сказочный Кощей Бессмертный, оказывается, вовсе не был холостяком. Его законной супругой числилась владычица смерти и зимы, царица ночи, грозная славянская богиня Морана (она же Марена, Мара, Моржана, Тёмная Богородица, Чёрная Погибель). В преданиях она описывается по-разному: то черноволосой молодой красавицей в расшитом драгоценными камнями платье, то уродливой старухой в нищенских отрепьях. Наружность Мораны напрямую зависела от времени года. Когда богиня только вступала в мир людей, ведя за собой зиму, она была ещё в полной силе, а на исходе тёмного времени года дряхлела и не могла противостоять могучему Солнцу - Яриле, вместе с которым к людям приходила весна. Символами Тёмной Богородицы традиционно считались черепа, серп и ворон. Птица возвещала приближение своей госпожи, черепа напоминали о том, что все живое когда-нибудь обратится в прах, а серпом Морана собирала смертную жатву - перерезала нити жизни тех, кому приходило время умирать. Владения богини простирались от берега речки Смородины. Чтобы попасть гуда, следовало перейти Калинов мост, соединяющий Явь (мир живых) и Навь (царство мёртвых).
Постоянных капищ в честь Мораны не возводили, поскольку считалось, что лучше всего оказывать ей почести поблизости от мест, где человеческие души отправлялись в царство мёртвых, - возле крады (погребального костра) или рядом с поминальными курганами. В дар Чёрной Погибели несли цветы, солому, фрукты и овощи. Лишь иногда, в случае крайней нужды обрести её благосклонность, в жертву приносили животных, забивая их прямо у алтаря. По окончании требы полагалось разобрать капище Мораны, а её идола сжечь либо выбросить в реку, чтобы вода или огонь очистили округу от присутствия смерти. Прибегали к помощи богини и в случае эпидемий среди домашних животных или членов общины, а также при угрозе нападения врагов или начала войны. Тогда с идолом хозяйки Нави обходили селение, прося у неё защиты от болезней.
Хотя Морана и числилась самым мрачным и опасным для человека божеством, ей воздавали должное как участнице непрерывного круга бытия. Наши предки верили, что без увядания и смерти не может быть ни обретения свободы в ином мире, ни перехода к новой жизни, ведь за ледяной зимой всегда приходит весна, возрождающая все живое.

Холод девятого мира

Доблестные скандинавские воины, с честью павшие в бою, попадали в чертоги Вальхаллы, где их ждали нескончаемые пиры и новые подвиги в битвах. А что же происходило с прочими усопшими? Они отправлялись в самый нижний из девяти миров - Хельхейм, царство мрачной Хель, дочери хитроумного Локи и великанши Ангрбоды. Какое занятие предначертано их дочурке, родители узнали рано: однажды в детстве будущая хозяйка мёртвых предстала им в виде разлагающегося трупа. Родители сочли это знаком её судьбы.
Впоследствии Хель являлась людям либо в образе огромной бледнокожей красавицы с очень светлыми голубыми глазами, либо в виде полутрупа (одна её половина оставалась все так же прекрасна, а другая выглядела как скелет с клочьями сгнившей плоти). Скандинавы полагали, что её наружность зависит от того, как относился к смерти человек, которому она явилась. Если он считал смерть ужасной, не верил в потустороннюю жизнь, Хель оборачивалась к нему той стороной, что представляла собой скелет. Но если человек воспринимал смерть как часть естественного хода жизни, она показывала умирающему свой прекрасный облик.
Отношение к смерти как к логическому продолжению земного существования считалось в Скандинавских странах более правильным, ведь всё равно рано или поздно каждому придётся встретиться с ней лицом к лицу, так пусть же это лицо окажется прекрасным. Впрочем, в последний из девяти миров, как гласит легенда, Хель забирала умерших младенцев, а также тех, кто скончался «от хворей и старости», погибших в бою без славы и чести.

Знаете ли вы что…

В 1907 году некий доктор из Массачусетса взвесил человека до и после смерти. После смерти тело потеряло в весе 21 грамм. Считается, что именно столько весит человеческая душа, уходящая из мёртвого тела.

В отличие от некоторых других загробных царств, во владениях северной богини не было ни адского огня, ни вечных мук. Ведь на севере смерть отождествлялась с холодом, и оказавшиеся в Хельхейме страдали от вечной тьмы и стужи. Попасть в нижний мир без приглашения хозяйки не могли не только смертные, но даже могущественные боги. Когда в Хельхейм попал бог весны и света прекрасный Бальдр, его великий отец - глава скандинавского пантеона Один - не смог вызволить юношу.
Согласно поверью, обращаться к Хель за советом и помощью людям следовало лишь в самом крайнем случае, если не оставалось другого выхода. Советы «матери мертвецов» часто были жёсткими, хотя и вели к благу вопрошающего, выполнять их следовало в точности, иначе ослушнику грозило наказание.
Летописи сообщают, что иногда Хель являлась к людям и начинала страшную жатву. Во время средневековой эпидемии чумы она бродила по селениям в чёрном плаще, с метлой и граблями в руках. Там, где она пускала в ход грабли, кое-кто оставался в живых, но в тех местах, где Хель пользовалась метлой, вымирали целые общины от мала до велика.

Аид, «гостеприимный и щедрый»

Самым известным из богов смерти, безусловно, следует считать Аида, или Гадеса, которому поклонялись обитатели Древней Эллады (Греции). После победы над титанами молодые боги Олимпа разделили между собой сферы влияния: Зевсу досталась земля, Посейдону - морская пучина, а Аид получил подземные чертоги царства мёртвых, названного по его имени. С той поры именно владыка загробного мира решал, обретёт покой душа усопшего или будет мучиться целую вечность. Изображали хозяина царства мёртвых обычно в облике зрелого мужчины, холодного и бесстрастного, словно сама смерть. Среди атрибутов Аида чаще всего упоминаются волшебный шлем, дарующий своему владельцу способность становиться невидимым, и рог изобилия, наполненный либо разными плодами, либо самоцветами и драгоценными металлами. Последнее неудивительно, ведь древнеримское имя Аида - Плутон (с латыни - «богатство», «изобилие»). Так что помимо страха обитатели Древнего мира испытывали к богу мёртвых почтение и даже любовь за его способность наградить богатством того, кого он считал достойным.
Подземное царство Аида находилось, по преданию, на крайнем западе, на самом берегу Океана. Чтобы попасть в него, следовало заплатить Харону, перевозящему души мёртвых через реку Стикс, из-за которой не было возврата к жизни. Вход в Аид охранял трёхголовый пёс Цербер, бдительно следящий, чтобы мимо него не пробрался ни один живой человек. Некоторым, однако, это удавалось. Мифы повествуют об отважном певце Орфее, отправившемся в загробные чертоги за своей возлюбленной Эв-ридикой. А царь Итаки Одиссей навещал Аид ради того, чтобы находившийся там прорицатель Тиресий указал ему дорогу на родной остров.
Самый же известный из мифов об Аиде повествует о том, как он влюбился в Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, похитил девушку и унёс под землю, чтобы сделать своей женой. Де-метра так горевала по дочери, что земля перестала плодоносить, людям угрожала голодная смерть. Тогда Зевс договорился с Аидом, что тот станет отпускать супругу на две трети года наверх, к родителям, и лишь треть года будет проводить вместе с ней в подземном мире. В Древней Греции считали, что из-за этого и чередуются времена года.

Вечно живой хранитель Миктлана

Высадившиеся на берега Америки христианские миссионеры, услышав о девяти кругах смертного пути ацтеков, были совершенно убеждены, что речь идёт о языческом аде. Возможно, отчасти они были правы, но индейцы не боялись путешествия в царство мёртвых, поскольку знали, что для большинства из них оно неизбежно (ведь туда попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, скончавшихся в тяжёлых родах). Путь в главный загробный мир ацтеков - Миктлан - был необыкновенно труден и тернист. Он располагался под землёй где-то далеко на севере, а чтобы попасть туда, нужно было одолеть целых девять кругов испытаний - от горы, усеянной острыми, словно бритва, камнями, до ягуара, пожиравшего сердца тех, кто навсегда покинул мир живых. Путь в Миктлан длился целых четыре года, и за это время усопшие полностью забывали, что когда-то были людьми.
Хозяин Миктлана - бог Миктлантекутли - представал обычно в виде залитого кровью скелета, украшенного повязкой из совиных перьев и ожерельем из человеческих глаз. На рисунках его иногда можно увидеть с разинутым ртом: индейцы верили, что днём он пожирает звезды и луну, а затем возвращает их обратно на небосклон. Супруга Миктлантекутли - Миктлансиуатль - выглядела как скелет, облачённый в дорогие украшения и юбку из ядовитых змей. Сопровождали мрачную чету их посланницы совы, чей крик над домом означал неминуемую смерть кого-то из семьи.
Боги смерти у ацтеков были жестокими и требовали обильных кровавых жертв. Частью ритуала для хозяев Миктлана был даже каннибализм. Лучших пленников убивали на их алтарях и разделывали, затем часть мяса отдавали богам, а остальное раздавали в пищу самым уважаемым членам общины. Кости тоже шли в дело: из черепов в честь Миктлантекутли и его жены возводили целые стены и пирамиды.

Славянская мифология
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…
Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

Мифология майя
Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.
Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском Дне Мёртвых (Día de Muertos). Во времена ацтеков подобное празднество, посвящённое мертвым, проходило в середине лета, в месяц Miccailhuitontli (24 июля-12 августа).

Кими (Cimi) - бог смерти

Апух — в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

Греческая мифология
Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454).
Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.
В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии “Алкестида” (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аи́д у греков (или Гаде́с; у римлян Плуто́н (греч.— «богатый», также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи,брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Египетская мифология
Анубис , в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса - город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Шумеро-аккадская мифология
Эре́шкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эре́шкигаль - старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала - бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эре́шкигаль - семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эре́шкигаль направляет “взгляд смерти”. Упоминается в Некрономиконе” в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища») — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Был богом преисподней («обширного жилища»). Центром его культа был город Куту.

Ирландия (кельты)
Бадб (”неистовая”) считалась богиней войны, смерти и сражений. Считалось, что появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши — дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин (”ужасная”, “злобная”), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья. По некоторым сведениям Немаин была женой Нуаду, предводителя Племен богини Дану.

Морриган («Королева призраков») — богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней. Кроме того, в легендах ей приписывается пророческий дар и способность изрекать магические заклинания. В качестве богини-воительницы она помогла богам Туата Де Дананн на поле боя в обеих битвах при Маг Туреид. Её сексуальность подчёркнута в легенде о Кухулине, когда она пыталась соблазнить героя, но была отвергнута им. Морриган известна своей способностью менять облик, часто принимала облик вороны.

Германо-скандинавская мифология

Хель (др.-исл. Hel) — повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.
Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.
Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.
Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной. Её лицо и тело — живой женщины, а бедра и ноги — как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Индия

Кали. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма (”черная мать”) она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой - на его грудь. У Кали четыре руки, на руках -
похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.
На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии. Кали Ма имеет чёрную кожу и уродливое лицо с клыками, испачканными кровью. Над её бровью расположен третий глаз. Её обнажённое тело украшено гирляндами из младенцем, ожерельями из черепов, змей, голов её сыновей, а пояс сотворён из рук демонов.

Восточная мифология

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю, в японской мифологии - богиня смерти, владычица загробного мира. Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских чудовищ.
Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии. Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке. Уничтожив чудовище, герой восстанавливал на земле мир и порядок, освобождал воды или охраняемое сокровище и похищенных людей. Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета — это ее истинный образ.

Эмма — в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом — дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционную вафуку и корону на голове, на которой изображен иероглиф кандзи (яп. царь). Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами — в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги — Идзанами-но ками («богиня», «дух»).


Все нашла в интернете.

Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия

Благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… … Большой словарь русских поговорок

Жанр: рассказ

Бог - Библии это высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя человеческому роду через творение мира и участие в мировой истории. Он создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.… … Подробный словарь библейских имен

Бог посылает по душу - кого. БОГ ПОШЛЁТ ПО ДУШУ кого. Устар. Разг. О приближении смерти. Мой диагноз верный. Просто бог по душу посылает (Л. Н. Толстой. Дневник 1902, 25 дек.). Так как Михайло чует, что бог скоро пошлёт по душу, с этого дня он вверяет всё хозяйство… …

Бог пошлёт по душу Фразеологический словарь русского литературного языка

Бог сошлёт по душу - БОГ ПОСЫЛАЕТ ПО ДУШУ кого. БОГ ПОШЛЁТ ПО ДУШУ кого. Устар. Разг. О приближении смерти. Мой диагноз верный. Просто бог по душу посылает (Л. Н. Толстой. Дневник 1902, 25 дек.). Так как Михайло чует, что бог скоро пошлёт по душу, с этого дня он… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Бог - – Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, носит в Свящ. Писании разные названия. Таковы: Елоаг и Елогим, Иагве и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, славянск. Бог, Господь, Сый. – а) Елоаг и множественное Елогим означает… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Бог Эволюции один из богов Плоского мира, персонаж книг Терри Пратчетта. Впервые он появляется во время событий «Последнего континента» в виде человека с седыми волосами и бородой, с мохнатыми бровями и в длиной белой хламиде. Общее… … Википедия

Книги

  • Бог и есть Благая весть. Размышления о даре Божьей любви - Самом Боге , Джон Пайпер. Эта книга - крик души Джона Пайпера. Он доказывает, что Сам Бог, как это было явлено в смерти и воскресении Иисуса, является окончательным и самым ценным даром Евангелия. Никакое евангельское…
  • Бог не проходит мимо , Юлия Сысоева. Алена ради любимого мужчины отреклась от Христа и приняла ислам. В результате она попадает в лагерь, где готовят террористок-смертниц. Удастся ли ей бежать и спастись от неминуемой смерти?…


Рассказать друзьям