Теории социальной стратификации. Теория социальной стратификации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Теория Карла Маркса . Маркс считается основоположником систематического и научного изучения понятия «класс». По мнению Маркса, класс – это группа людей, которые находятся в одинаковом отношении к средствам производства. Используя данный критерий, он выделял два основных класса – промышленники или капиталисты (те, кто владеет средствами производства) и рабочий класс (те, кто продает рабочую силу, зарабатывая себе на жизнь). Отношения между этими классами, по мнению Маркса, являются эксплуататорскими. Другими словами, промышленники недоплачивают рабочим за их труд, получая, тем самым, прибыль для себя.

Важным в теории Маркса является то, что он впервые обратил внимание на то, что в основе различий между социальными группами лежат объективные критерии – экономическое неравенство.

Теория Макса Вебера . Вебер, соглашаясь с рядом положений классового подхода Маркса, тем не менее, предложил собственные критерии для описания социальной структуры. Прежде всего, он считал недостаточным предложенное Марксом деление общества только по одному, экономическому критерию. Тем более, он был не согласен с тем, что основополагающим в существовании общества являются только экономические факторы. По его мнению, наука, религия, идеи и идеалы столь же значимы в обществе, как и экономические взаимоотношения между людьми.

Вебер считал, что социальная стратификация в обществе базируется на трех факторах: доход (экономический фактор), власть (политический фактор) и престиж (социальный фактор).

Доход Вебер, как и Маркс, понимал с позиций владения. Но разница состояла в том, что Маркс, определив понятие дохода, пытался описать поведение индивида (рабочий продает свой труд, капиталист получает сверхприбыль). Вебер же пытается ответить на вопрос – сколько человек имеет денег или других материальных ценностей. На основе уровня дохода он разделял общество на богатых, бедных и средний класс.

Власть , по Веберу, это способность осуществлять свою волю в рамках существующих социальных отношений, не считаясь с оказываемым сопротивлением. При этом власть не всегда связана с экономическими факторами. Например, власть может проистекать из авторитета, определенной социальной позиции или физической силы.

Престиж – это высокие социальные стандарты, степень уважения или почитания, которое получает личность со стороны окружающих. Вебер считал, что престиж базируется не только на статусе индивида в социальной иерархии, но и на этнической и семейной принадлежности, религии, образовании. Например, принадлежность к древнему дворянскому роду считается престижной, хотя и не дает ее владельцу никаких формальных привилегий. Престижным считается проживание в столице, а не в маленьком городке и т.д.



Описанные три фактора (доход, власть, престиж) являются относительно независимыми. В одних случаях они могут проявляться совместно. Например, бизнесмен имеет высокий доход, оказывает влияние на принятие решений и обладает высоким положением в обществе. В других случаях, человек, согласно одним критериях, занимает высокое положение, согласно другим – может находиться на более низких ступеньках социальной иерархии. Например, быть профессором университета – престижно (социальный критерий). Но уровень доходов профессора не очень высок (экономический критерий).

Теория П. Сорокина . Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трех видов; экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество (1)по критериям дохода, накопления; (2)по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец; (3)по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений и навыков, которые оцениваются и вознаграждаются со стороны членов общества.

Точку зрения П.Сорокина успешно развивал его ученик, представитель функционализма Т.Парсонс , который полагал, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом нахождение человека в определенном социальном слое зависит от следующих причин:

Биологическое происхождение и предписанные статусы (человек занимает то или иное положение в обществе в зависимости от его происхождения, родственных связей, физических качеств и способностей);

Набор ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

Владение материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияния на другие слои общества и т.д.).

Теория У.Уотсона . Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У.Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели стратификационной структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона. Автор делит общество на три класса: высший класс, средний класс и низший класс, а также считает целесообразным выделить и промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе. Очень часто представители этого класса даже не знают точно размеров своих империй.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуаций в обществе.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государств, однако, в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.

4. Низший-средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в западных, социально стабильных странах наиболее многочислен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера. В связи с этим для представителей данного класса очень важным моментом является экономическая, социальная и политическая стабильность в обществе. Выступая за стабильность, они являются основной поддержкой существующей власти.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни. В те моменты, когда его представители осознавали свои интересы и сплачивались для достижения целей, условия существования их улучшались.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система -- это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни другого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождающий классовые противоположности, не будет заменен общественным, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профессия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе социальным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее -- результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических различий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого представления сыграли труды российского, а с 1930 г. -- американского социолога Питирима Александровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889--1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяжение в группировку сходных в отношении этих признаков индивидов».

Он структурировал людей на следующие важнейшие группы:

  • 1) расовую;
  • 2) половую;
  • 3) возрастную;
  • 4) семейную;
  • 5) государственную;
  • 6) языковую;
  • 7) профессиональную;
  • 8) имущественную;
  • 9) правовую;
  • 10) территориальную;
  • 11) религиозную;
  • 12) партийную;
  • 13) психоидеологическую.

Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в единое целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например, профессионально партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной на основе таких элементарных признаков, как имущественный, профессиональный, правовой. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал возможности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» в социальном пространстве -- многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в которых осуществляется взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набором диспозиций (от лат. dispono -- размещаю, располагаю). Диспозиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отношение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude -- привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным классом».

Габитус -- это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности. В то же время габитус как система усвоенных индивидуальными и коллективными агентами динамических стереотипов мышления и действия способствует освоению и преобразованию определенной социальной позиции. Бурдье называет габитус «системой предрасположенностей» и «порождающей способностью» к производству схем восприятия, мышления и действия.

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образованию габитуса -- сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс.

Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объективных условий, имеют одинаковый habitus». Теоретически сконструированный (возможный) класс нельзя отождествлять с реально существующим классом.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокупность социальных условий, объективно детерминирующих классовую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно построить теоретическую (претендующую на объективность) классификацию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся изменить свою позицию в объективной классификации или даже заменить сами принципы, согласно которым эта классификация осуществляется». Важно также учитывать социальную траекторию агента -- «эволюцию его свойств во времени», которая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции».

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.

Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления стратификационных теорий – марксизм, функционализм и веберианство.

Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами. Главный тип стратификации, согласно марксизму, это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. Поэтому марксистская теория стратификации подвергалась критике прежде всего за экономический редукционизм и одномерность.

В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение . В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Таким образом, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные . Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми и межклассовыми . К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причем подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Вся функционалистская стратификационная схема выглядит как длинная непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональных групп. На этой шкале нет разрывов, нет четкого деления на классы, нет классовой борьба, как нет и ее предпосылок. "Классы" в этой концепции – это статусно-престижные группы. Функционалистская теория стратификации подвергалась критике по разным направлениям. Ее главными недостатками считается отсутствие внимания к власти, богатству и собственности как основаниям стратификации; преувеличение индивидуально-достижительского характера неравенства и недооценка фактора наследования статусной позиции; игнорирование борьбы, которую ведут между собой различные классы и страты за власть, престиж и материальные ценности. Фактически функционалистская теория стратификации, доминировавшая в 50-60-е годы ХХ века, отражала специфическую ситуацию США, где никогда не существовало и не существует ни идеологии рабочего класса, ни его политического движения, а социальная иерархия большинством американцев понимается как система свободно организованных статусных групп, членство в которых зависит от индивидуальных способностей. Альтернативная и марксизму, и функционализму модель социальной стратификации, получившая широкое распространение с 70-х годов, - веберианская стратификационная теория , поскольку основывается на идеях М.Вебера. Вебер предложил плюралистический подход к анализу социальной стратификации. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три таких структуры :· экономическую, · социокультурную · политическую; Соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями:"класс","статус" "партия". Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета , которые прямо не определяются отношениями собственности. Таким образом, у Вебера и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной щкалы социально-профессиональных позиций функционализма, появляется множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. В нем учитываются и такие факторы, как гендер, возраст, этнос и т.д., связанное с которыми неравенство не сводимо к другим типам социального неравенства, к примеру - классовому.

Многосложность социальной стратификации, ее факторов, динамики и последствий, многообразие ее типов, а также усложнение стратификационных структур общества обусловили собой возникновение нескольких социологических теорий, каждая из которых опирается на свою методологию, формулирует свои понятия, в свете которых анализирует и объясняет социальную реальность. Можно выделить наиболее распространенные из них в современной социологии.

1. Теория социально-классовой структуры. Ее центральные понятия: социальный класс, классовая структура общества, классовые отношения. Эту теорию обычно связывают с марксистской социологией. Однако понятие класса и классовой борьбы возникло раньше марксисткой теории. Но стратифицирующая роль классов в возникновении, развитии и углублении социального неравенства в борьбе за жизненные ресурсы и социальные статусы исследовались теоретически и на систематизированном эмпирическом материале К. Марксом и его последователями основательно и аргументировано. Понятием класс в марксистской социологии описывают большие, массовые группы людей, отличающиеся 1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства, 2) по их отношению к средствам производства, 3) по их роли в общественной организации труда, 4) способам получения доли общественного богатства и 5) по ее размеру, объему. Ведущим фактором социального расслоения общества и социального неравенства между различными классами является отношение к средствам производства (владение, использование, распоряжение средствами производства).

Особенность марксистского определения социального класса заключается в том, что оно акцентирует внимание не только на стратификационную роль владения/невладения средствами производства, но и на фактор общественного разделения труда, на функцию и место в экономике, а так же на способах распределения общественного богатства и его доли, которая тем или иным способом достается разным классам.

Дифференциация общества на основе отношения к средствам производства (по формам и видам собственности) расслаивает население на неравные классы по критерию богатства и бедности, по доминирующей роли в экономике и политике, по ресурсам жизнеобеспечения, потребления. Потенциальная конфликтогенность такого расслоения при определенных условиях актуализируется в острой классовой борьбе. Классовое расслоение охватывает не только социально-политическое положение, но и является основой формирования и развития классового сознания.

Марксистская концепция социально-классовой структуры общества не исчерпывает всех исторически меняющихся оснований, факторов, процессов социальной стратификации. Ее критиковали в прошлом за односторонность экономического подхода. Критикуют сегодня за абсолютизацию классового подхода, который якобы малоприменим к современным социальным процессам. Однако классы как социально-экономические категории существуют во всех индустриальных странах и являются реальными субъектами социальной жизни. Они, конечно, видоизменились по сравнению с теми, что были в XIX и в первой половине ХХ века. Социально-экономические границы между классами, классовая самоидентификация стали менее четкими. Но основные социально-экономические признаки не распались. Классовый анализ социальной структуры общества и состава населения методологически приемлем и применяется к современной трансформирующейся России.

2. Теория социальной стратификации М. Вебера. В начале ХХ века немецкий социолог Макс Вебер выдвинул свою теорию стратификации, получившую широкое признание и развитие в Западной социологии второй половины двадцатого столетия. Ее основные понятия: страта, стратификация, социальное неравенство, распределение доходов, социальный престиж, власть. М. Вебер считал, что общество дифференцируется на страты, отличающиеся друг от друга не только по экономическому положению (на что акцентировал внимание К. Маркс), но и по другим признакам: социальному престижу, властным ресурсам. Экономическое положение, статус, характеристики той или иной страты определяются богатством и доходами, которыми располагают люди, в нее так или иначе включенные. Неравномерность распределения богатства и доходов является источником и основой имущественного неравенства.

Но социальное неравенство не сводится к нему. Особое неравенство коренится в социальной престижности той страты, к которой люди принадлежат. М. Вебер ввел понятие статуса группы как меры ее престижности в сравнении с другими группами по показателям уважения, привилегий, стремления людей приблизиться к ней, включиться в нее.

Наблюдается в современных условиях иерархия престижа различных профессиональных групп (например, чиновничества по сравнению с учительской интеллигенцией). В последние десятилетия явно усиливается стратификация по показателям так называемого престижного (символического) потребления.

Третий стратификационных фактор, по М. Веберу – власть, возможность той или иной страты (и ее представителей) влиять на решение жизненных проблем, используя политическую сферу. Ресурсы власти распределяются неравномерно. Это прежде всего зависит от типа общества, политической системы, места той или иной страты в ней, совокупностью не только прав и свобод, которой люди располагают, но и от уровня образования, материальных ресурсов.

Парадигму социальной стратификации М. Вебера в 60-80-х годах прошлого столетия противопоставляли марксовой. Конечно, она дает возможность фиксировать, социологически измерять более многообразные социальные страты, а не столь массовые, как классы. Методологически ценно и указание на стратификационное значение престижа, власти. Однако для противопоставления этих парадигм все же нет достаточных оснований. Первый стратификационный фактор (имущественное положение), выделенный М. Вебером, во многом совпадает с 4-м и 5-м классобразующим факторам (признаком) в марксисткой социологии, в которой он описан объемнее и конкретнее. М. Вебер обратил внимание на стратообразующую роль политических ресурсов, которыми обладает или не обладает та или иная страта. К. Маркс как будто не выделял их. Но для него было очевидным: экономически господствующий класс господствует и политически, а политические ресурсы являются предметом классового взаимодействия, конфликтогенного по своей природе.

Марксова и веберовская парадигмы взаимодополняют друг друга. И та и другая фиксируют социальное неравенство как следствие стратификации.

3. Репутационная теория. В некоторых англосаксонских и других странах довольно широко распространена репутационная парадигма стратификации. Ее основоположник американский социолог Уильям Ллойд Уорнер (1898 – 1970). Основные понятия: репутация, класс, родовое происхождение, богатство, образование, интеллектуальный труд, физический труд, бедность.

Уорнер использует термин "класс" для обозначения совокупности людей, занимающих особую ступень на иерархической социальной лестнице. Критериями выделения того или иного класса является не только экономическое положение, но и происхождение членов класса, их образование, характер труда, занятость. По этим критериям, показателям на иерархической вертикали располагаются шесть классов:

1) высший класс – совокупность очень богатых людей знатного происхождения;

2) низший высший класс объединяет людей высокого достатка, но не знатного происхождения (не из аристократических родов); Уорнер отметил склонность этих классов кичиться, тщеславиться своим богатством (независимо от его происхождения) и знатностью независимо от богатства;

3) высший средний класс – высокообразованные деловые люди, а также лица, занятые интеллектуальным трудом;

4) низший средний класс – в основном мелкие чиновники (клерки), делопроизводители, банковские кассиры; по классификации Р. Миллса, "белые воротнички";

5) высший слой низшего класса – работники физического труда, рабочие, так называемые "синие воротнички";

6) низший слой низшего класса – бедные люди, хронические безработные, не имеющие устойчивых источников жизнеобеспечения.

Репутационная теория, построенная Уорнером на эмпирическом материале описывает социальные слои (классы) в системе ранговых координат "верх-низ". Ее недостаток – некоторая нечеткость критериев принадлежности людей к тому или иному классу по шкале "верх-низ".



Рассказать друзьям