Упражнения для развития прыжковой ловкости. Подвижные игры на развитие ловкости

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ловкость – это понятие комплексное, оно определяет способность человека быстро координировать движения в соответствии с изменяющейся обстановкой. Ловкость включает скорость реакции, координацию, чувство равновесия, .

Иными словами, ловкость – это умение точно и быстро выполнять координационно сложные движения, что-то вроде физического интеллекта. Обладая скоординированностью и точностью движений, организм находится в определенном тонусе и не позволит застать себя врасплох.

Ловкость – это врожденное качество , однако при усердных тренировках, особенно если начать их в младшем школьном (или лучше дошкольном) возрасте, даже неуклюжий и медлительный ребенок сможет повысить свою скорость и развить ловкость в движениях.

Обычно невысокие люди более ловки в движениях, нежели те, кто имеет рост выше среднего. Они с рождения обладают хорошей способностью скорее перемещать тело в различные точки пространства – им это делать удобнее. Но и высокие (а также очень высокие) люди могут развить в себе и ловкость, и быстроту реакции.

С ловкостью тесно связана реакция и координация, поэтому развивая реакцию и скорость ориентации в пространстве, мы тем самым будем развивать и ловкость в целом.

Самый простой и надежный способ развития вышеперечисленных качеств – регулярные занятия спортом.

Не обязательно одним видом, и необязательно таким, который рекомендуется для увеличения ловкости – исподволь сделает свое дело. Но, тем не менее, существуют разновидности спортивных занятий, которые целенаправленно развивают координацию и быстроту тела.

Виды спорта для ловкости и реакции

  • Баскетбол
  • Футбол
  • Волейбол
  • Хоккей
  • Теннис и настольный теннис
  • Бадминтон
  • Водные лыжи
  • Прыжки с вышки
  • Единоборства

Упражнения на ловкость и реакцию

(выполняются самостоятельно или с партнером)

    1. одновременно по прямой, высоко поднимая бедра.
    2. Мяч катится свободно по прямой, а вы быстро перепрыгиваете его на одной или на двух ногах.
    3. Партнер на расстоянии 5 м передает вам мяч ногой – вы пытаетесь от него увернуться.
    4. Прыгаете через гимнастическую скамью и ведете одновременно мяч или бьете мяч об стену.

  • Стараться сохранить равновесие, стоя на одной ноге минуту. Руки при этом разведены в стороны, голова поворачивается по сторонам, без фиксации взгляда (это помогает держать равновесие). Когда навык достаточно разовьется, можно будет закрывать глаза – это сложнее.
  • Стоять на одной ноге напротив стены, кидать в стену мяч и ловить его после отскока. Смотреть при этом только на мяч.
  • Несколько минут : стоя на левой ноге, подпрыгнуть, приземлившись на правую.
  • Сохранять равновесие в транспорте, не держась за поручни, удерживаясь исключительно при помощи ног.
  • Простое жонглирование: взять по теннисному мячу в руки, подбросить правой мяч и поймать его, проделать то же левой. Чуть усложняем: левая рука подбрасывает мячик – правая ловит. И наоборот.
  • Прыгать на месте, поворачиваясь на 90 градусов в стороны и одновременно вести мяч.
  • Кувырки разнообразные. Для усложнения: подбросить мяч, кувыркнуться и поймать мяч.
  • , успевая сделать хлопок между отжиманиями.
  • Ходьба на руках: партнер держит вас за ноги, а вы катите перед собой руками мяч.
  • Прыжки через барьеры. Бег с препятствиями.

Сопутствующие упражнения

  • Хождение по скамье, рельсам, бревнам и брусьям
  • Игры с мячом – самые разнообразные
  • Жонглирование двумя предметами (можно и тремя, но это уже дополнительная сноровка)
  • по пересеченной местности
  • Детские игры, типа «Вышибал»
  • Снежки
  • Паркур – но осторожно
  • Шутеры, гонки и симуляторы на компьютере – но в меру
  • Прыжки на батуте: с падением на спину, на колени, на живот и с поворотом на 180 и 360 градусов.

Как правило, реакция зависит от скорости работы мозга: чем быстрее человек воспринимает информацию и думает, тем быстрее он реагирует на окружающий мир и его сюрпризы.

Вот почему развивать реакцию нужно еще и психологическим путем. Здесь будут очень полезны математические вычисления в уме и решение задач на сообразительность, причем на время.

Каждому из нас в детстве доводилось слышать о том, как хорошо быть ловким, что те, кто обладает этим качеством, способны все делать быстро, аккуратно и правильно. Но что же такое ловкость, как развить в себе это качество, как стать ловким ?

В широком смысле под ловкостью понимается способность человека совершать перемещения своего тела в пространстве, причем делать это таким образом, чтобы движения отличались максимальной скоростью, точностью и эффективностью. Для того, чтобы стать ловким, необходимо развить в себе ряд способностей, таких как выносливость, скорость, ведь как можно назвать ловким человека, передвигающегося со скоростью улитки, с трудом переставляющего собственные ноги и при этом постоянно жалующегося на собственную усталость?

Лучшим решением для того, чтобы развить в себе ловкость являются занятия каким либо видом спорта. Спорт способен научить человека правильно реагировать на стремительно меняющиеся ситуации, принимать решения без долгих раздумий, причем делать это с максимальной степенью эффективности. На самом деле, тяжело представить себе футбольного форварда, который в острых игровых ситуациях останавливается перед воротами соперника и начинает думать о том, как ему поступить дольше и чем это для него может закончиться?
Отличной тренировкой для ловкости станут такие игры как баскетбол, хоккей, футбол. Кроме того, чтобы приобрести это замечательное качество, можно порекомендовать занятия велосипедными поездками по пересеченной местности, горнолыжным спортом, сноубордом.

Позитивно на ловкости также отразятся упражнения, выполняемые на гимнастических снарядах. Кроме развития непосредственно ловкости, они позволяют комбинировать различные движения и элементы, вырабатывая координацию движений и чувство баланса.

Свою несомненную пользу в вопросе тренировки ловкости доказали акробатика и различные ее элементы, которые одновременно с ловкостью помогают развить такие важные физические качества как быстрота, сила, выносливость и смелость. Кроме того, тренировкой ловкости может считаться и основной выбранный вами вид спорта, особенно если заниматься ним в нестандартных условиях, к которым вы не привыкли.

Все упражнения, направленные на развитие ловкости, рекомендуется выполнять перед началом основной . При этом необходимо помнить о том, что данный вид упражнений сопряжен с физическими нагрузками, поэтому их выполнение должно начинаться с самых простых, переходя постепенно к более сложным. Так как тренировки на ловкость требуют значительных нервных напряжений, ими лучше не злоупотреблять, тщательно дозируя их количество.

Как стать ловким тем, кто не занимается каким-то определенным видом спорта или не может тратить много времени на тренировки? Таким людям можно порекомендовать несколько упражнений, которые, кстати, могут быть взяты на вооружение и спортсменами. Все эти упражнения могут быть выполнены как дома, так и в спортзале или на улице.

1. Возьмите пару мячей и постарайтесь провести их пользуясь только ногами по прямой. Постарайтесь выполнить упражнение как можно быстрее, при этом как можно выше поднимая бедра ваших ног.
2. Запустите катиться мяч, и пока он совершает свое движение по прямой, попробуйте перепрыгивать его со скоростью, на которую вы максимально способны.
3. Это упражнение требует определенного уровня подготовки и кроме ловкости развивает координацию движений. Возьмите в руки два предмета и попробуйте ими жонглировать.
4. Передача мяча самому себе при помощи ударов об стену. Сложность упражнения заключается в том, что при этом вы должны совершать прыжки через скамью.

Приведенными примерами список упражнений, направленных на развитие ловкости, конечно же не ограничивается, но для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки и начать тренировать ловкость - их вполне достаточно. Регулярное их выполнение позволит вам не только стать ловким, но и вернуть вашу физическую форму к нормальному состоянию.

Помните о том, что ловкость является залогом спортивных побед, а также отличным подспорьем в борьбе с собственной неуверенностью.

Что значит "развивать ловкость"? Это, в первую очередь, умение в определённый момент сделать необходимое двигательное движение — настолько быстро, чтобы предотвратить совершение какого-либо действия. Другими словами, это те движения, которые помогают человеку справляться с любыми по сложности возникшими затруднениями — справляться быстро, достаточно чётко, и как можно правильнее. И, естественно, понятно, что данное качество в человеке нужно вырабатывать с самого раннего возраста.

Ловкость - это?

Итак, с понятием ловкости мы уже определились. Это та сила, которая помогает нам с помощью поступательных движений найти выход из сложившейся в определённый период времени ситуации. Любой родитель знает — чтобы ребёнок вырос сильным и ловким, нужно вырабатывать эти качества с самых юных лет. Сила, ловкость, выносливость — три определяющих успешного будущего каждого подрастающего индивидуума.

Также данные качества вырабатываются на занятиях физической культуры сначала в детских садах, а после в школах и высших учебных заведениях. Самое простое — это спортивные игры, а после — спортивные секции. Неоспоримо, что занимаясь любым видом спорта — будь то футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, борьба, плавание — развитие ловкости и силы у ребёнка будет происходить в обязательном порядке.

Начиная с ранних лет

Развитие ловкости у детей — процесс не такой простой, как кажется с первого взгляда. Неверно думать, что ловким ребёнок может стать, если будет заниматься исключительно спортом.

Развитию ловкости также способствуют акробатические упражнения — взять, к примеру, любимый всеми детьми батут. Помимо ловкости на нем хорошо разрабатывается координация движений. Большую роль также играет и статика, а именно умение надолго фиксировать тело в различных позах. Хороший пример — занятия йогой. Вообще, очень важно сначала заинтересовать ребёнка, постепенно приучая его к постоянным занятиям. Следует помнить, что запас должен периодически обогащаться, иначе резко снижается способность к обучению. На сегодня существует несколько видов ловкости.

Какой бывает ловкость?

Виды ловкости делятся на четыре основных типа.

  • Первый — общая ловкость. Она подразумевает умение выполнять любые новые двигательные упражнения.
  • Второй — специальная ловкость. Другими словами, это способность координировать свои движения, находясь в определённой ситуации. Специальная ловкость делится на два подвида: акробатическая и прыжковая. Акробатическая направлена на умение защищаться во время игры, правильно совершать броски. Прыжковая включает в себя приобретённые навыки, при которых ребёнок способен контролировать тело без какой-либо опоры. Очень хорошо, когда можно сочетать оба вида ловкости — это могут быть подвижные игры, высоту, глубину, различные упражнения на равновесия или просто жонглирование мячиками.

Прислушиваясь к физиологам

Как говорят ведущие физиологи (к примеру, ловкость - это двигательная находчивость, постепенно перерастающая в умственную. Также физиологи определили, как должен справляться человек с возникающей ситуацией — правильно, быстро, рационально, находчиво. Как говорит Бернштейн, ловкость напрямую связана с функцией управления. А это значит, что главную роль здесь играет нервная система. Однако физиолог не называет ловкость исключительно физическим качеством, таким как сила, быстрота, либо выносливость. Он склоняется к тому, что физическая и психологическая стороны этого качества примерно равны друг другу.

Возраст - не помеха?

Естественное развитие ловкости (его пик) приходится на старший Именно этот период наиболее благоприятен для развития основных физических способностей. Большое значение играют систематические занятия с применением разнообразных по сложности упражнений.

Итак, опираясь на всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что ловкость - это комплексная психомоторная способность, своеобразный показатель сформированности двигательного опыта. Специалисты уверены, что чем сложнее движения и действия, тем совершенней сама ловкость. А как охотно реагируют дети, когда у них что-то получается! Здесь идёт прямая цепочка - старание, результат, радость от успеха, желание сделать ещё лучше.

Спортивная ловкость

Ловкость спортсменов развивается с помощью спортивных игр. Это может быть баскетбол, челночный бег, ручной мяч, футбол и многое другое. Основываясь на изучениях ловкости у спортсменов, были обозначены её составляющие. Это, в первую очередь, координация осознанно выполненных движений, а также быстрота усвоения приобретённого навыка и быстрота реакции по произведённому сигналу. Развивать ловкость необходимо по разным причинам. Уже доказано, что чем больше ребёнок освоит новых видов движений, тем лучше будут протекать его психологические процессы — мышление, память, восприятие.

Наличие подобных способностей благотворно влияет и на общее состояние — значительно экономится расходование физических сил. При этом специалисты делают акцент на разновидностях упражнений.

Первые — те, в которых присутствует элемент внезапности и полностью исключаются стереотипные движения, вторые — упражнения, направленные на высокую координацию, третьи — специальные задания, направленные на резкие изменения направления, темпа, амплитуды. Вообще, важно знать, что спортивная ловкость - это упорный труд, которому должны предшествовать более лёгкие упражнения. Идеальной для начального этапа считается лёгкая атлетика - именно в этом виде спорта задействованы все группы мышц, а нагрузка на них производится равномерно и планомерно. Как говорят сами спортсмены, именно после занятий лёгкой атлетикой можно смело отправляться в другие виды спорта.

И в завершение

Ловкость - уникальная человеческая способность быстро и точно реагировать на изменения. Как показывает практика, людям, обладающим этим качеством, в жизненных ситуациях получается быстрее найти верное решение, свести к минимуму все отрицательные стороны. Нельзя стать ловким за несколько месяцев, если позади остались годы бездействия. Нельзя надеяться на большее, не прилагая соответствующих усилий. Нельзя нагружать себя сверх меры, надеясь на то, что от этого и результат будет значительно лучше. Необходимо терпение - постепенно переходить от первичных лёгких занятий к более сложным и длительным.

Только планомерная работа над собой, как физическая, так и психологическая, поможет не стоять на месте, а двигаться вперёд, с лёгкостью принимая новые удары судьбы и давая им достойный отпор. Сила, ловкость и выносливость - качества, присущие только сильному духом человеку.

Упражнения на координацию движений полезны всем, но, в первую очередь, спортсменам, поскольку они развивают ловкость и быстроту, помогают победить в соревнованиях. Тем, кто уверен, что ловкость – это врожденное качество, хочется сказать, что разработаны специальные упражнения, которые помогают совершенствованию и развитию данной способности.

Что подразумевает понятие «ловкость», происходит которое от «ловить» — «лов? Для предков от этого умения зависела добыча достаточного количества пищи, т.е. охота и рыбалка. Под понятием «ловкость» подразумевается комплекс качеств: быстрота реакции, гибкость, подвижность, точность движений, скоординированность. Если они нормально развиты, у организма появляется тонус, не позволяющий застать врасплох в неожиданных ситуациях: турист, перепрыгивая через кустарник вблизи незамеченного ручья, сможет в полете правильно среагировать потому, что у него развита координация движений.

Перед тем, как приступать к тренингу, необходимо оценить с помощью несложных тестов текущий уровень координации, для чего потребуется встать на одну ногу, поднять повыше согнутую вторую. Минуту постояв в таком положении, повторить тренинг для другой ноги. Это поможет понять, на какой ноге выполнять его легче, насколько легко это делать? Повторить предложенный тест с закрытыми глазами, удерживаясь по 30 секунд на каждой ноге. Если сделать тест сложно, значит, необходимы упражнения на развитие координации. Доказано, что в течение жизни лучше удается развить больше одну руку и ногу.

Как правильно делать упражнения на координацию движений

Целью комплекса является научиться перемещать тело независимо от зрительных ощущений и мозга:

  • Стоя на одной ноге (руки в стороны) сохранять равновесие в течение минуты. Сменить ногу и повторить тренировку. Голову во время выполнения поворачивать поочередно в стороны, не фиксируя взгляд. По мере роста навыка, выполнять тренинг с закрытыми глазами.
  • Встать на одной ноге напротив двери или стены. Бросить мяч, а когда он отскочит от стены, стараться поймать снаряд, не глядя на него. То же проделать, сменив ногу.
  • Из положения «стоя на одной ноге», подпрыгнуть, сменив в полете ноги, чтобы приземлиться на другую. Во время следующего прыжка, вернуться в исходную позицию. Выполнять действия несколько минут.
  • В транспорте удерживать равновесие исключительно с помощью ног, т.е. не держась за поручень.
  • «Жонглирование». В каждую руку взять по мячу, подбрасывать их вверх и ловить поочередно — то левой, то правой рукой: какой рукой снаряд подбрасывают, той же и ловят.
  • Усложнить предыдущие действия можно так: снаряд подбрасывается правой рукой, ловится — левой. Затем, наоборот.
  • Теперь мячи подкидывают одновременно, но, как и в предыдущем тренинге, ловит мяч «правой» руки рука левая, а подброшенный левой рукой снаряд – правая.

Улучшить реакцию помогут тренировки, выполняемые в непривычных условиях и из необычного положения. Главное, удерживая равновесие, научиться точно и с максимальной скоростью воспроизводить новые движения.

Для начала необходимо научиться простым комбинациям. Чем движения сложнее и быстрее, тем интенсивнее тренировка, значит, нагрузку получает помимо мускулов, нервная система. Развить ловкость помогают командные игры: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Для развития способностей нельзя пренебрегать бегом по пересеченной местности, во время которого приходится перепрыгивать и огибать неожиданные препятствия. Ходьба по бревну, бордюру, рельсу так же поможет развить координацию. Чтобы эти упражнения усложнить, во время выполнения можно перекатывать вокруг туловища мяч, перебрасывать его из руки в руку.

Первое упражнение.

  • Вращать руки в противоположные стороны: правую руку по часовой стрелке, левую – против.
  • Сменить через 15 минут направление, повторить упражнение.

Второе упражнение.

  • Дотрагиваться до темени ладонью одной руки, помещенной на расстояние 10 сантиметров от головы.
  • Другой рукой описывать одновременно параллельно плоскости живота круги.

Третье упражнение.

  • Вытянуть вперед руку, вращать ею по часовой стрелке, а кистью – против.
  • Движения должны быть плавными, без рывков.
  • Сделав их 10-15 раз, сменить руку и повторить все для другой.

Четвертое упражнение.

  • Вперед вытянуть обе руки.
  • Одной постараться изобразить геометрическую фигуру, другой выполнять произвольные движения.
  • Поменять через 15 минут руки и повторить тренинг.

Какие упражнения помогают развивать ловкость и быстроту

Развить координацию, силу спины и рук помогает ходьба на руках, толкание мяча перед собой. Точность, глазомер и реакция улучшаются благодаря перебрасываниям мяча, отскочившего от стены, между партнерами: мяч кидает один игрок, второй ловит его, отскочивший от стены, и возвращает назад аналогичным образом.

Прыжки на месте с одновременным ведением мяча – еще одно упражнение на координацию движений, ловкость и быстроту. Для того, чтобы его усложнить, можно поворачивать корпус на 90 градусов в прыжке в одну, затем, в другую стороны, использовать два мяча. Силу ног и координацию развивают прыжки на двух и одной ноге (боком, спиной или прямо) через гимнастическую скамейку. Сложнее выполнять тренинг, ведя одновременно с прыжками мяч.

Еще одно продуктивное упражнение: подбросить мяч, сделать кувырок, поймать его. Для усложнения, кувырок сделать быстро, встать, подпрыгнуть и в прыжке поймать мячик.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну . Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью , отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия . «Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость».

1) правильно (т.е. адекватно и точно);

2) быстро (т.е. скоро и споро);

3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);

4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)».

Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре , автор выделяет 2 «разряда» ловкости:

1) телесная ловкость;

2) предметная, или ручная, ловкость.

Другой исследователь, Л.П. Матвеев , вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;

2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная», или «предметная», ловкость;

4) ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;

5) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фарфеля, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.

Так, В.С.Фарфель считает основными измерителями ловкости пространство и время . Он выделяет три ступени развития ловкости.

Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения.

Второй ступенью ловкости является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Таким образом, показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений .

В осуществлении ловкого движения велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством , где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости .

В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловк ости:

1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

2) совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

Применение упражнений с необычными исходными положениями;

Зеркальное выполнение упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями.

В понятие ловкость входят следующие компоненты :

1) быстрота реакции на сигнал;

2) координация движений;

3) быстрота усвоения нового;

4) осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.

К показателям ловкости относят следующие факторы :

Способность быстро обучаться;

Использовать двигательный опыт;

Быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию , а игры - игровые упражнения . Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки »: исходное положение - положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную - рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или - «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот.

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.



Рассказать друзьям