Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". Библиотечный урок "Путешествие по следам литературного героя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема:


Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Тема:

Произведение Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Выживание главного героя на необитаемом острове

Цель урока:

    знакомство учащихся с представителем зарубежной литературы Д.Дефо;

    обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу, на примере главного героя романа «Приключение Робинзона Крузо»;

    донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Задачи:

    Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо».

    Выявить знание текста обучающимися.

    Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

    Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

    Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

    Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

    Показать учащимся глубоко воспитательное значение книги.

    Убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека.

    Научиться находить выход в экстремальных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Метапредметные умения:

    познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал;

    регулятивные : организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;

    коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

    • личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества .

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя, книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”, выставка рисунков учащихся, иллюстрации к произведению, словарь незнакомых слов, нужных для урока, музыкальная миниатюра, передающая звуки моря, иллюстрация «Робинзон Крузо» художник И. Ильинский, компьютер, проектор, тетрадь, учебник, раздаточный материал.

Форма работы : индивидуальная, в парах, фронтальная.

Словарная работа : приключенческий, психологический роман.

Тип занятия: урок открытия новых знаний с использованием технологии нестандартного подхода к изучению нового материала, элементов системно-деятельностного подхода к обучению, здоровье-сберегающей технологии и ИКТ.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа и т.д.

Знакомство с биографией писателя (Инсценировка образа писателя ).

3 мин

Беседа по прочитанному материалу.

Работа с текстом

5 мин

Актуализация знаний

5 мин.

Изучение нового материала (исследование )

25 мин.

Выводы в результате работы

2 мин.

Рефлексия

1 мин

Домашнее задание

1 мин.

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Н.П. Смирнов-Сокольский.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Ф.Тютчев.

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно стоят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе .

Выясняю эмоциональный настрой обучающихся, для этого провожу тест о настроении. (в листках эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на начало урока» обучающиеся ставят знак «+», в зависимости от настроения).

Так себе

Хорошее

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

Ход урока

Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления . Учитель предлагает поразмышлять : Какой же путь самый трудный . Выслушав всех, учитель воспроизводит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

    Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо».

    Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)

    Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Как они связаны с темой нашего урока? (В любой ситуации нужно оставаться человеком).

    Над чем нам сегодня необходимо задуматься?

Цель урока : (на слайде) знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.

Гипотеза урока: Произведение « Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове. В 1660 году в Лондоне в семье мясника родился Даниель Дефо. Это был веселый жизнелюбивый мальчишка, предводитель в играх, умеющий за себя постоять. Больше всего на свете любит путешествовать в неведомые и таинственные края, каких немало было в огромной столице. Отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал в Академию, готовящую пасторов. С усердием и интересом занимался мальчик историей, географией, физикой, астрономией. Даниель не стал пастором, его жизнь была связана с политикой, коммерцией, литературой. Он неоднократно достигал богатства и неоднократно в одночасье терял то, что приобретал долгие годы: становился жертвой мошенников и кредиторов.

Учитель: О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки (рассказ историков + оценка ученика + учителя = итоговая ).

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. Запись

Учитель : Дополнит информацию эксперт. (рассказ эксперта + оценка ученика + учителя = итоговая.

Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна.
Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире.
Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. Но раскупался роман быстро.


Работа с текстом романа.

Беседа, делимся впечатлениями .

Учитель:

    Понравился ли вам роман?

    Что больше всего запомнилось?

    Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Кто такой Робинзон? (человек, живущий вдали от людей ) Запись

Учитель : в романе Робинзон сам рассказывает историю своей жизни.

Учитель : - Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность).

Учитель :

    Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

О жизни Робинзона Крузо до острова расскажут нам биографы.

(рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова)

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины". Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинее. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. «мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". "благоразумием я никогда не отличался".

    Каким показан герой до острова? (дерзкий юноша, жаждущий приключений, слабый, неопытный)

Физкультминутка .

    На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

    Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

    Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

    Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

    Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

    Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

    Солнце! (Руки вверх).

Работа с текстом произведения.

Учитель:

Как называется литература, в которой произведение насыщено интересными событиями, приключениями? ( приключенческая литература )

- Перечислите приключения Робинзона Крузо (убежал из дома, кораблекрушение, попал на необитаемый остров, спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами)

Учитель:

Один-одинёшенек жил Робинзон

На острове необитаемом.

Учитель: Какие слова ассоциируются со словом «остров»? (необитаемый, страх, одиночество, надежда, выживание, отчаяние и т.д.) Запись

Учитель: Давайте проверим, как вы внимательно прочитали отрывок из произведения «Робинзон Крузо». «Лови ошибку» (самопроверка) . Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

    Робинзон решает добраться до корабля.

    Строительство корабля. (плота)

    Герой снаряжает лодку. (плот)

    Выбор места для жилья и ночлега.

    Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз)

    Построение жилища.

Выполнение задания, самопроверка .

Ответ: 2, 3,5

Оценка

3 б – «5»

Учитель :

Мы, современные люди, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые где-то сеют пшеницу, пекут хлеб, выпускают электролампы, строят дома, шьют одежду. Все мы вместе можем всё. Но, по отдельности – очень мало.

Но жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации. Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник .

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить.

Я предлагаю вам, ребята, вместе проанализировать действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо.

- Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет? ( он бегал по берегу, кричал, плакал. )

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь)

- Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд:

Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? (Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.)

Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.

Откройте свои учебники (стр. 213 ) и книги, где указан дневник Робинзона. Я вам буду называть всё то, что Робинзон записывал в дневник как «зло», а вы мне по тексту найдите, что наш герой относил к «добру».

Как дневник характеризует героя? (Пошел путем размышления)

«Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование».

- Что начал делать Робинзон Крузо, чтобы облегчить своё существование на острове? (переправил на остров всё необходимое, что могло бы ему пригодиться, построил палатку и т.д.)

Учитель : Ответьте, пожалуйста, сколько рейсов совершил Робинзон, чтобы перевезти необходимые ему вещи? (12)

Задание : посмотрите на список предметов и вещей на слайде и в каждом из столбиков выберите 5 лишних.

В любой ситуации, в том числе и в экстремальной, человеку необходимо такое важное качество как внимательность . А теперь я проверю вашу внимательность по прочтении книги. Ответьте мне на вопросы :

    Где провёл свою первую ночь на острове Р. Крузо? (На дереве)

    Каких животных взял с корабля Р. Крузо? (Двух кошек и собаку)

    Как Р. Крузо перевёз продукты и вещи с корабля на берег? (На плоту)

    Где выбрал Робинзон место для жилища и почему? (На склоне холма)

    Почему Р. Крузо решил покинуть своё первое место стоянки? (Место болотистое, низменное у самого моря, не было близко пресной воды).

    Как отмечал Р. Крузо дни пребывания на острове? (Делал зарубки на столбе)

    Какие зерновые культуры посеял Робинзон на своём острове? (Рис, ячмень)

    Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? (Деньги)

    Какую первую вещь своими руками изготовил Р. Крузо? ( Плот)

    Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (Ящик плотника)

    Какие животные водились на острове Р. Крузо? (Козы, черепахи, птицы)

    Какие съедобные плоды росли на острове? (Дыни, виноград, лимоны)

    Кого из первых животных на острове приручил Робинзон Крузо? ( Козу)

    Сколько времени пробыл Робинзон на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)

    Что сделал Робинзон, чтобы отпугивать птиц, наносящих вред его урожаю? (Повесил подстреленных птиц на высоком столбе)

    Где Р. Крузо хранил свои запасы? (В пещере)

    Из чего сделал лопату Р. Крузо? (Из железного дерева)

    Когда Робинзон испёк себе первые лепёшки из зерна? (На 4-й год жизни на острове)

    Какой посудой пользовался Р. Крузо? ( Глиняной)

Молодцы!

Учитель : Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость, настойчивость ).

Составление кластера.

Запись в тетрадь.

Учитель : А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:

Как вы думаете, пригодится лично вам эта книга? Почему?

Учитель:

Рефлексия (слайд)

Домашнее задание:

    Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров.

    У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере.

Проверка эмоционального настроя учеников на конец урока

Урок внеклассного чтения по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Цель:

Проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученики прочитали роман; вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению.

Задачи:

Образовательные.

1. Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.

2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Подготовка к занятию: На каникулы учащиеся получают задание прочитать роман Даниэля Дефо, за неделю до занятия объявляется конкурс рисунков по роману.

Ход занятия

Слово учителя

Обыгрывание темы урока

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью музыки (Отрывок Вивальди «Шторм»)

Беседа

· Какие ассоциации вызвала у Вас музыка?

Тревожная мелодия, в ней слышен шум ветра, звук волн, разбушевавшаяся стихия.

· Случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку?

· Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

Слайд 2

Рассказ ученика (ученик заранее готовит выступление)

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.

Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».

Прототип

Слайд 3

У этой книги был реальный прототип. Известно, что в XVIII веке на острове Мас-а Тьерра жил Александр Селькирк, которого спас от вынужденного заточения знаменитый мореплаватель Кук. Но реальный герой пробыл на необитаемом острове (с 1962 года остров Робинзона Крузо) 4 года и 4 месяца, почти потеряв за это время человеческий облик и разучившись говорить. Даниэль Дефо взялся за хорошо известный факт, переменил имя героя, «перенес остров», из Тихого Океана в Атлантический, отодвинул время действия примерно на 50 лет назад, увеличил срок пребывания героя на острове в несколько раз, а само повествование против прежних - на сотни страниц.

Беседа

· Понравилась ли Вам история, рассказанная Дефо? Вот Эдуард Кук писал: «Слушая рассказы о человеке, который долго жил на необитаемом острове, многие люди заключили, что жизнь такого человека должна быть очень интересной. Что же в ней может быть интересного читателю? Разве это ученый, который в полном одиночестве мог сделать выдающиеся открытия? Ничего подобного: это всего лишь простой матрос, единственным занятием которого было изыскать средства для продолжения жизни своего заключения и собеседника которого были лишь козы». Согласны вы с мнением путешественника?

· Чем нам интересна эта история?

· А были ли вы внимательными читателями? Проверим.

Викторина (состязание команд)

Часть 1. Морской словарь

Слайд 4

Поясните значение терминов

Капитан (начальник корабля)

Штурман (человек, прокладывающий курс)

Палуба (пол корабля)

Трап (лестница)

Камбуз (корабельная кухня)

Штиль (полное безветрие)

Риф (подводная скала)

Банка (скамейка)

Швартовы (верёвка, которой судно привязывают к причалу)

Честь 2. Вопросы внимательному читателю

Слайд 5

Из какой страны отплыл Робинзон в своё долголетнее путешествие? (из Бразилии)

Слайд 6

Сколько лет прожил Робинзон на острове? (28лет 2 месяца и 19 дней)

Слайд 7

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? (Рис, ячмень) Кто может подробнее рассказать историю с выращиванием этих культур? (Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, так как. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.)

Слайд 8

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? (астронома. строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра)

Часть 3. Блиц-тур

Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов.

Слайд 9

1. Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?

Ночлег

1. На берегу

2. На дереве

3. В пещере

Слайд 10

2. Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег с помощью…

Переправа

1. Шлюпка

2. Плот

3. Лодка

Слайд 11

3. «Много лет она была мне надёжным помощником, служила мне верой и правдой. О, как бы дорого я дал, чтобы она заговорила!». Что же это за друг?

Друг

1. Кошка

2. Попугай Попка

3. Собака

Слайд 12

4. Сколько лодок построил Робинзон Крузо?

1. 2

2. 1

3. 3

Часть 4

· Надеюсь, Вы полюбили книгу и с удовольствием примите участие в представление сцен. Я буду читать отрывок из ромена, а вы в соответствии со своей ролью изображаете прочитанное. Ученики импровизируют.

Сцена 1

Актёры: Ветер, Робинзон, деньги.

Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я все же взял деньги с собой; и, завернув их в кусок парусины, стал обдумывать, как соорудить еще один плот. Но пока я собирался, небо нахмурилось, ветер, дувший с берега, начал крепчать, и через четверть часа совсем засвежело.

Сцена 2

Актёры: дикари, пленники, Робинзон

Я спрятался за этой вершиной и стал смотреть в подзорную трубу. Дикари теперь вернулись к своим лодкам. Их было не менее тридцати человек. Они развели на берегу костёр и, очевидно, готовили на огне какую-то пищу. Что они готовят, я не мог рассмотреть, видел только, что они пляшут вокруг костра с неистовыми прыжками и жестами, как обычно пляшут дикари. Продолжая глядеть на них в подзорную трубу, я увидел, что они подбежали к лодкам, вытащили оттуда двух человек и поволокли к костру. Видимо, они намеревались убить их. До этой минуты несчастные, должно быть, лежали в лодках, связанные по рукам и ногам. Одного из них мгновенно сбили с ног. Вероятно, его ударили по голове дубиной или деревянным мечом, этим обычным оружием дикарей; сейчас же на него накинулись ещё двое или трое и принялись за работу: распороли ему живот и стали его потрошить.

Сцена 3

Актёры: Беглец, Робинзон

Несчастный беглец, несмотря на то что я убил обоих его врагов (по крайней мере, так ему должно было казаться), был до того напуган огнём и грохотом выстрела, что потерял способность двигаться; он стоял, как пригвождённый к месту, не зная, на что решиться: бежать или остаться со мной, хотя, вероятно, предпочёл бы убежать, если бы мог.

Я опять стал кричать ему и делать знаки, чтобы он подошёл ближе. Он понял: ступил шага два и остановился, потом сделал ещё несколько шагов и снова стал как вкопанный.

Тут я заметил, что он весь дрожит; несчастный, вероятно, боялся, что, если он попадётся мне в руки, я сейчас же убью его, как и тех дикарей.

Я опять сделал ему знак, чтобы он приблизился ко мне, и вообще старался всячески ободрить его.

Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Через каждые десять-двенадцать шагов он падал на колени. Очевидно, он хотел выразить мне благодарность за то, что я спас ему жизнь.

Я ласково улыбался ему и с самым приветливым видом продолжал манить его рукой.

Наконец дикарь подошёл совсем близко. Он снова упал на колени, поцеловал землю, прижался к ней лбом и, приподняв мою ногу, поставил её себе на голову.

Это должно было, по-видимому, означать, что он клянётся быть моим рабом до последнего дня своей жизни.

Я поднял его и с той же ласковой, дружелюбной улыбкой старался показать, что ему нечего бояться меня.

· Вы, конечно же, помните, как назвал Робинзон своего нового друга? А почему? (Робинзон назвал друга в честь дня недели).

Рефлексия

Слайд 13

Гуманист - деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

· Можно ли гуманистом назвать автора романа? А кого ещё?

· Какие черты характера проявил Робинзон Крузо? Приведите примеры.

· Кому вы бы посоветовали прочитать книгу?

Подведение итогов викторины, конкурса рисунков.

Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие
сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и
удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).
Класс: 5.
УМК: Меркин Г.С. Учебник по литературе за 6 класс. Изд­во: 10­е изд.
стер. – М. 2012.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитательные:

Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной
личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и
осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического
мировоззрения учащихся.
Развивающие:


Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также
к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию
речевых навыков. Способствовать развитию образного, абстрактного
мышления.
Образовательные:
Познакомить учеников с биографией и основными этапами
творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества
английского писателя. Продолжать работу по формированию читательской
компетенции через использование различных педтехнологий на основе анализа
литературного произведения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация
Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо,
иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, текст.
Формируемые компетенции: социально­личностная компетенция,
учебно­
ценностно­смысловая и личностная компетентности учащихся,
познавательная компетентность, информационная и коммуникативная
компетентности, ценностно­смысловая и общекультурная компетентности.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, парные, групповые,
фронтальные.
Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.
1.
­ Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо»
Этапы урока
на английском языке (у детей на столе на английском языке).
I WISH TO BE A SAILOR (я хочу быть моряком)
MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York
(был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть

широкая река; there is/are - имеется), with ships coming and going (с
кораблями приходящими и уходящими).
When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my
time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.
How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток),
flowing (текущий; to flow - течь), always flowing, toward the far­away sea (по
направлению к далекому морю)!
I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они
приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind
(распростертыми на ветру).
I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they
must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many
wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые
они увидели/с которыми столкнулись).
I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я
думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue
sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves
beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть
прекраснее).
My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу).
But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not
bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый
день в пыльном магазине).
I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the
world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и
никем другим).
My mother was very sad (печальна) when I told her.
A sailor"s life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many
storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели
крушение; wreck - крушение).
She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea,
and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в
воду).
Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me.
"How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she
said.
But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое
решение было принято; to make up one’s mind - принять решение), and a
sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).
When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant
home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).
2. Постановка цели урока.

­ Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня
на уроке?
­ Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?
­ Для чего прозвучала музыка?
­ Что вы услышали за этими звуками?
­ О чем же пойдет речь на уроке?
3. Биография Дефо.
­ Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для
вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с
презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на
английском языке, есть ли сходство? (Приложение 1.)
4.
История создания романа и главный прототип Робинзона
(сообщение ученицы с презентацией). (Приложение 2.)
Что удивило вас в этой истории?
5. Физкультминутка (проводит ученик).
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Были проведены исследования к изучению этого произведения.
Это исследование поможет нам при изучении произведения.
1 ученик представляет исследовательскую работу на тему
«Прототипы Робинзона Крузо».
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно,
кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все
представленные версии могут иметь место, и эти факты интересны нам и
помогут в установлении истории создания романа.
Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во
время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» было два, как минимум.
Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был
врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова
II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море.
Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества.
Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он
причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он
был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками. После
своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием
«Удивительные приключения Хенри Питмана».
Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман
и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие
детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из
рассказов Питмана.
Второй прототип Робинзона Крузо ­ шотландский моряк Александр
Селькирк. В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал
кругосветное плавание. Моряк Александр Селькирк служил на нём боцманом.
Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил
высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части
Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку
дали немного еды и воды. Селькирк надеялся, что его вскоре подберёт какое­
нибудь судно.
Когда­то на острове, куда высадили Селькирка, жили люди и у них
были домашние животные. Они не дали Селькирку умереть с голоду. Сначала
Селькирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в
их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была
только с одеждой – её грызли крысы. Селькирк приручил диких кошек – они и
спасли его от грызунов.
Александр Селькирк рассчитывал пробыть на острове месяц­полтора,
но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и
4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.
Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал
популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах
всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не
умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил
публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.
Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему
изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и
угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость
раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал
лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему
поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к

берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической
лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.
В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой
археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки
археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк
построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно
было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных
приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А.
Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что
вместе с человеком на борт были подняты и какие­то математические
инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове
охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.
Говорят, что встреча Александр Селькирк с Даниелем Дефо состоялась
в одном из портовых кабачков. История Селькирка вдохновила Дефо на
написание романа «Робинзона Крузо». Только
в романе Даниель
Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил к
сюжету аборигенов и «заставил» героя провести на необитаемом острове
почти 28 лет!
В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел
представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают,
обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр.
Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек
превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир,
становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как
человек «делает себя сам».
Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа,
а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ
отличается количеством страниц, их осталось не более половины.
Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа
Дефо пользовался реальными историями, случившимися с реальными людьми,
причем прототип был не один.
2 ученик. «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман
Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»
Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения,
написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его
продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в
литературной критике, изучая роман Дефо.
«Робинзонада» ­ эпический литературный жанр, описывающий
поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества,
цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие
на их пути. «Робинзонады» ­ это один из популярных жанров в мировой
литературе.
Мы узнали, что Робинзонада - поджанр приключенческой

литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»
живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей
на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна,
«Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса,
«Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.
В более широком смысле под робинзонадой понимаются все
произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например,
«Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных
личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады
подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане, а также,
например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.
Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить
следующие:
1.
Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус
Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
2.
3.
Как
Внуков Н.А. Один.
Голдинг У. Повелитель мух.
видите, среди перечисленных мною произведений, которые
отнесены к жанру «робинзонады», можно увидеть и произведения XIX века,
и XX века, как серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о
его будущем, так и те, которые являются пародией.
Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин
«робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также
узнали последователей этой темы.
Как вы думаете, чем нам помогут эти исследования при изучении
произведения?
7. Викторина. (Работа в группах). Вы готовили вопросы по уроку и на
знание текста произведения. Высшую отметку получит группа, которая
задаст самые интересные вопросы и ответит на предложенный блок от
соперников.
1 группа.
­ Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3­х томов: 1­й –
1719 г., 2­й – 1719 г., ­ «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3­й – 1720 г. –
«Серьезные размышления Р. Крузо».)
­ Англичане XVII­XVIII веков иногда слышали от моряков о людях,
живших какое­то время на необитаемых островах, назовите причину, по
которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был
жестокий обычай оставлять на островах в чем­либо провинившихся
матросов.)
­ Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк.
Марко Поло.

­ Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское
путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.
­ Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на
остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он
боялся, что на острове водятся хищные звери.)
­ Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие
инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на
берег. Нашел на острове в хижине.
2 группа.
­ Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку.
Морских свинок. Попугая.
­ Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе.
На плоту. На шлюпке.
­ По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом
должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен
от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно
море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)
­ В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и
брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)
­ Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками
Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)
­ Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу?
(Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)
3 группа.
­ Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую,
которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)
Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину.
Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград,
апельсины.
­ Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в
ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в
дневнике.
­ Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о
будущем. Вел дневник.
­ Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из
пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.
­ Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду?
(Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
4 группа.
­ Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их
отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил
чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

­ Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев.
Глиняной. Деревянной.
­ На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил
животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.
­ Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный,
бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу
домой». «Мы вернемся домой».
­ Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря.
Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.
­ Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.
5 группа. Разгадать кроссворд. (Приложение 3)
Вопросы от учителя всем группам.
­ Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку.
Пятницу и попугая. Пятницу и собаку. Почему?
­ Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров,
описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
­ Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел
остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии,
настойчивости и труду.
8. Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам
в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло
Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2
вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные
оценивают Робинзона и корреспондента.
9. Беседа с учениками, работа с текстом.
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить,
а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё,
что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и
внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так
поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он
находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске
истины).
10. Рефлексия.
­ Подтвердились ли ваши знания о романе?
­ Чем был интересен урок?
­ Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
11. Синквейн со словом «Робинзон».
12. Подведение итогов. Отметки.
Так кто же такой «Робинзон» и почему сейчас это имя стало нарицательным?

Чему учит нас этот роман?
Домашнее задание.
1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для
выживания?
2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?
3 группа – Нарисовать иллюстрацию к роману. Почему выбрали этот
эпизод?
4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)
5 группа – Каким я увидел Робинзона.
1.
2. Урнов Д. М. Дефо. ­ М., 1978.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008.
Литература
Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса
1. Набор
информационных
инструментов
2. Биография
3. Исследовательские
работы
4. Текст на
английском языке
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Форма
предъявлени
я
информации
Презентация www
.900

Igr
. net ,
Сообщение,
презентация
Защита
Чтение
http://ppt4web.ru/literatura/defo­
puteshestvennik.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Дани
ель
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/2486
4/
http://lingualeo.com/ru/jungle/robins
on­crusoe­1­frank­19987#/page/1

Тема урока : Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Цели : показать значение романа Д. Дефо для формирования личности; развивать навыки анализа текста и сопоставительного анализа.

Планируемые результаты : знание содержания книги о Робинзоне Крузо; понимание мотивов поступков героя, причин изменения его взглядов на жизнь; владение элементами сопоставительного анализа текста.

Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к роману, рисунки учащихся.

Ход урока : 1. организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) пересказ эпизодов романа «Робинзон Крузо» (пересказ может сопровождаться описанием иллюстраций и рисунков к роману.)

2) Беседа по роману «Робинзон Крузо»

(в основе-вопросы учебника: 1-3 уровня (стр.202)

Дополнительные вопросы:

Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Почему Робинзон заявил, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Почему Робинзон назвал недобрым час, когда он взошел на корабль?

Как он распорядился своей судьбой?

Какие черты характера проявлял молодой Робинзон?

Что осуждает он сам в себе в начале своего рассказа?

Что помогло Робинзону во время кораблекрушения выбраться на берег?

Как вел себя Робинзон в первые дни на острове?

Как он боролся с одиночеством?

Что изменилось в его отношении к жизни на третий год его пребывания на острове?

Почему Дефо увеличил срок пребывания своего героя на острове по сравнению с прототипом?

В чем схожи отношения Робинзона с Ксури (в начале романа) и с Пятницей и чем они отличаются?

Какую роль сыграл Пятница в жизни Робинзона?

Как изменился Робинзон за время испытания?

Что помогло ему преобразовать необитаемый остров?

Что вначале было целью путешествий Робинзона и к чему он пришел в результате своей жизни на острове?

3. Аллегорический смысл романа Д. Дефо (слово учителя).

В литературе того времени популярным был жанр аллегорической притчи (вспомним: аллегория-это иносказание). Утвердилась традиция, согласно которой почти любое произведение о жизни и судьбе человека предполагало не только буквальное, но и аллегорическое прочтение. Судьба не сразу забросила Робинзона на необитаемый остров. Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в плен. Если говорить об аллегорическом смысле событий, то кораблекрушение стало для него чем-то вроде расплаты за грехи, трагическим концом жизни.

Тогда как же можно аллегорически рассматривать жизнь Робинзона на необитаемом острове?

Жизнь на острове стала своеобразным возрождением, путем самопознания человека, искуплением грехов и, наконец, спасением. Робинзон постепенно начинает понимать, каково истинное предназначение человека.

История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода. Она подтверждает, что труд явился условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но и основой развития всего человечества. Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Иными словами, проходит постепенно все начальные стадии эволюции. Дефо со вкусом и основательностью пишет, как устроены жилье и быт Робинзона, как герой заново проходит путь, уже пройденный человеческой цивилизацией. Он учится добывать огонь, защищать себя от жары и холода; изобретает способ обжига глины, сам лепит горшки. При этом Робинзон сознает, что его испытывает и направляет по правильному пути высшая сила – Божественное Провидение. Постепенно Робинзон не только преодолевает отчаяние, но и учится быть благодарным судьбе за то, что ему ниспослано, находить радость в простых вещах. В этом и проявляется Божья благодать. Робинзон не стремится к отшельнической жизни. Наоборот, он старается окружить себя возможным комфортом, жить как цивилизованный человек. После кораблекрушения герою удается перевезти с разбитого корабля необходимые вещи, которые, по существу, являются символами цивилизации. Эти вещи сделаны руками других людей, уже потому Робинзон как бы не один на острове, он чувствует поддержку.

Все ли зависит от Божьего промысла или человек способен влиять на жизнь своей волей? Как соотносятся Божий промысел и воля человека? Эта проблема уже тогда волновала мыслителей. Как Дефо решает эту проблему?

Робинзон пытается найти соотношение, равновесие между стремлением улучшить свое положение и подчинением Божьей воле. Он не унывает, принимая случившееся с ним как должное. В то же время он не пассивен, а деятелен и энергичен.

Дефо вводит в повествование дикарей, когда Робинзон достигает душевного спокойствия, когда в его душе воцаряется мир-теперь Робинзон может учить других тому, что постиг сам.

Сначала Робинзон был потрясен кровожадностью дикарей-людоедов. Постепенно он понимает, что они не закоренелые злодеи-им просто неизвестны истинные нравственные ценности. «Перевоспитать» всех дикарей-непосильная задача для одного человека. Робинзон воспитывает, «просвещает» одного из них. Имя, которое дал Робинзон дикарю-Пятница- символично. В пятницу человечество получило искупление грехов, так как был распят Христос. Воскресение же, обретение новой жизни, произошло позже. Возможно, с точки зрения Дефо, человечество находится между Пятницей и Воскресением: разум, воля, труд могут искоренить пороки, грехи прошлого, но к новой жизни люди еще не пришли, они только в поисках истины, на пути к ней.

Робинзон вспоминает, как вели себя по отношению к дикарям колонизаторы, как они истребляли дикарей, не считая их за людей. Робинзон осуждает их, противопоставляет такому взгляду свой, «просвещенный», он считает, что должен нести дикарям все лучшее, что есть в его культуре-культуре цивилизованного европейца.

4. Обучение элементам сопоставительного анализа.

Прочтите и прокомментируйте список «Зло и Добро» из дневника Робинзона.

С помощью этого списка Робинзон попытался доказать самому себе, что в его бедственном положении есть немало хорошего. Например, против безнадежной фразы: «Я заброшен на унылый, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды спастись» стоит оптимистичная фраза: «Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники». Так на каждый отрицательный вывод находился вывод утешительный. Эти размышления оказали Робинзону большую поддержку. Он понял, что унывать и отчаиваться не следует, «так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение». Этот список успокоил Робинзона, он стал гораздо бодрее. Если раньше он только и думал, как покинуть остров, то теперь он стал думать о том, как наладить свою жизнь на острове.

5. Закрепление изученного.

(Работа по вопросам и заданиям рабочей тетради.)

6. Подведение итогов урока.

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления эпохи Просвещения о том, что природа создала человека всесильным: возвращаясь к природе, человек черпает в ней, подобно герою древнегреческих мифов Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение на тему « Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись на месте Робинзона? Без чего вы не сможете обойтись на необитаемом острове?»


Урок литературы в общеобразовательной школе.
5 класс.
Тема «Путешествие Робинзона Крузо»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.
Задачи:
Образовательные:
Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.
Расширение общего кругозора учащихся.
Выявить знание текста учащимися.
Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
Развивающие:
Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения
Воспитательные:
Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.
3. Выставка рисунков учащихся.
5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.
6. Оформленная доска. Эпиграф.
7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
Вступительная беседа
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.
Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма).
Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? (Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)
Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?(море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)
Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.
3. Формулирование темы и целей урока
Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)
Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)
Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо» Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Основная часть
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, Может быть, не хотите.Власть книги огромна.
Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.
Кто является автором произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»? (Даниэль Дефо)
Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак слушаем и смотрим.(ученик рассказывает о писателе от его имени)
Как возник сюжет романа? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.
Понравилось вам прочитанное произведение.
К сегодняшнему уроку вам нужно было нарисовать самые интересные моменты из книги. Некоторые работы я поместила на доску. Итак, какие эпизоды вам понравились больше всего?
Я вижу, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.
Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).
Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?
Я берег покидал туманныйКазалось, он в волнах свинцовых утопал.Вечерний ветр, валов плесканье,Однообразный шум и трепет парусов,И кормчего на палубе взыванье.Как очарованный, у мачты я стоялИ сквозь туман и ночи покрывалоСветила севера любезного искал,Вся мысль моя была в воспоминанье….
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.
– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?
– Агронома, строителя, охотника, рыбака,плотника.
Физминутка–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
– Положительного.
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:
Все ли качества Робинзона всё же положительные?
– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.
– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.
– Кто заменял Робинзону общество человека на острове?– Собаки, кошки, попугай.
– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.
– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.
Прочитайте из текста (чтение текста)
Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.
– Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?
–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.
Подведение итогов урока
– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.– Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.
А теперь вернемся к эпиграфу урока. Вам нужно ответить на вопросы письменно. Как прочитанная книга пригодиться в жизни? Чему она учит?
Домашнее задание.
Письменное задание закончить дома.



Рассказать друзьям