Витрувианский человек - канонические пропорции человека. "Витрувианский человек": инженерный проект или высокое искусство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» - только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

Витрувианский человек - Леонардо да Винчи. Рисунок пером, акварелью и металлическим карандашом в дневниках мастера. 1490. 34,3 х 24,5 см


Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.

«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

«Витрувианский человек» - остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Леонардо да Винчи и его Витруавианский человек.

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Леонардо да Винчи.

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» - только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

«Витрувианским человеком» называют широко известную иллюстрацию Леонардо да Винчи к книге о древнеримском архитекторе Витрувии. Картинка была размещена в дневнике автора и содержала двойное изображение обнаженного мужчины. Фигуры наложены друг на друга, но отличаются положением рук и ног. Леонардо сопроводил изображение Витрувианского человека подробным описанием. Сейчас картинка хранится в галерее во Флоренции и считается образцом «канонических пропорций».

Вопрос авторства

Одной из главных тайн легендарного Витрувианского человека является вопрос о том, кто же на самом деле его создал. В 2012 году появились заявления о том, что нарисовал иллюстрацию совсем не Леонардо. Предполагаемым автором знаменитого изображения может быть его друг, талантливый архитектор Джакомо Андреа де Феррара. Как раз в 90-х годах XV века - время создания Витрувианского человека - тот работал над темой пропорций.
Клаудио Сгарби, историк архитектуры из Италии, уверен, что нарисовал иллюстрацию именно Джакомо. Леонардо мог заинтересоваться его работой, а затем внести в нее свои правки или попросту перерисовать человека, усовершенствовав его контуры. Что в далеком XV веке происходило на самом деле, пока точно не установлено.

Кто был моделью

Не сохранилось никаких описаний модели, с которой мог быть нарисован Витрувианский человек. Нет и свидетельств о том, что в означенный период времени Леонардо писал с кого-то изображение голого мужчины. Возможно, моделью был сам автор.
Леонардо мог рисовать себя в редкие минуты досуга. Процесс отображения на бумаге собственного обнаженного тела не выставлялся мастером напоказ, поэтому не было и свидетелей его работы над Витрувианским человеком. Искусствоведы считают, что Леонардо немного приукрасил действительность во славу чистой науки. В конце концов, его задачей было создание Идеала, а не отображение реальности.

Что означают круг и квадрат

Наибольшие споры вызывает вопрос, почему автор вписал Витрувианского человека в указанные геометрические фигуры. В дневнике Леонардо есть запись о том, что человек древнего мира являл собой микрокосмос, «мир в миниатюре».
Круг и квадрат, как базовые фигуры геометрии, отражают существующие во Вселенной закономерности. Вполне естественным было желание художника просчитать пропорции идеального человеческого тела с помощью математических законов соотношения сторон этих фигур.

Неразгаданный шифр

Леонардо хорошо известен своей любовью к загадкам и шифрам. Современные ученые и искусствоведы считают, что при создании Витрувианского человека тоже не обошлось без тайных знаков. Самым явным называют пятиконечную звезду, которую представляет собой фигура мужчины. «Лучи» - это голова, руки и ноги персонажа.
5-конечная звезда, или пентакль, в Средние века и эпоху Возрождения считалась защитным амулетом. Та же фигура с вписанным в нее человеком еще в Древнем Риме символизировала бога Марса. Схожее изображение можно встретить у немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского («Пентаграмматон Агриппы»).
Некоторые обыватели ошибочно считают, что скрытая в фигуре Витрувианского человека звезда свидетельствует об интересе художника к оккультным наукам. На самом деле, сатанисты используют в своих ритуалах перевернутую звезду, печать козлоподобного идола Бафомета. Но этот символ едва ли имеет отношение к работе Леонардо по изучению строения тела человека.

Витрувианский человек.

Введение:

является всемирно известным рисунком созданным Леонардо да Винчи в 1487 году. Его работа, основана на работе Витрувия. Человек по имени Маркус Витрувий Поллион (р. с. 80-70 до н.э., умер после с. 15 г. до н.э.), римский писатель, архитектор и инженер, активный в 1-м веке до нашей эры. Ж ив был ещё в период рождения и жизни Иисуса Христа. Известно что, да Винчи, назвал свой рисунок человека вписанного в квадрат и круг в честь древнего ученого " ". Большинство людей не знают что 2000 лет назад существовал гениальный ученый, Vitruvious, который как и да Винчи в своё время, создавал рисунки и чертежи механизмов, но он ещё пытался вывести математический код или универсальную математическую формулу на основании которой создатель творил человека, которая по его представлениям несомненно существовала.

Вот как Ветрувий описывал человеческое тело.

  1. Расстояние от кончика среднего пальца, самого длинного, до основания из четырёх пальцев, самого низкого равняется ширине ладони.
  2. Длина ступни состоит из трёх ладоней.
  3. локоть состоит из шести ладоней.
  4. четыре локтя это высота человека или 24 его ладони.
  5. ширина шага соответствует расстоянию в четыре ладони.
  6. расстояние между кончиками пальцев разведённых человеческих рук составляет его высоту.
  7. 1/10 его высоты составляет расстояние от подбородка до линии волос.
  8. 1/8 его высоты составляет расстояние от подбородка до макушки.
  9. 1/4 его высоты составляет расстояние от сосков до макушки.
  10. 1/4 его высоты составляет maximum ширины плеч.
  11. 1/4 его высоты составляет расстояние от кончика руки до локтя.
  12. 1/8 его высоты составляет расстояние от подмышки до локтя.
  13. 2/5 его высоты составляет длина руки.
  14. 1/3 длины его лица составляет расстояние от носа до подбородка.
  15. 1/3 длины его лица составляет расстояние от бровей до линии волос.
  16. 1/3 длины лица составляет длина ушей.
  17. Центром окружности является пупок человека.

На рисунке, выполненном пером и чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша на бумаге, изображается обнаженная мужская фигура в двух наложенных позициях с разведенными руками, с ногами сведёнными вместе, вписанные в квадрат и отставленных друг от друга руками и ногами и одновременно вписанных в круг. При внимательном рассмотрении рисунка выясняется, что центром круга является пуп человека, а центром квадрата его половые органы. Рисунок иногда называют каноном пропорций, или реже, пропорцией человека. Он хранится в Галерее dell"Accademia в Венеции, Италия, и, как и большинство работ да Винчи выполненных на бумаге, выставляется для всеобщего обозрения только время от времени.

Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, 1487, 34,4 ? 25,5 см (13,5 ? 10,0 В)

Работы римского архитектора Витрувия (Маркус Витрувий Поллион), описывающий совершенство человеческой формы в геометрических терминах, были источником вдохновения для многих художников эпохи Возрождения. Только один из них, несравненный и гениальный Леонардо да Винчи, был успешным в изображении правильной пропорции выполненной в работе “Витрувианский человек ”, и в результате чего этот рисунок впоследствии стал самым известным рисунком в мире, признанным каноном пропорций физического тела человека и красоты. Только обширные знания в анатомии и геометрии позволили Леонардо да Винчи решить эту задачу, выполнить этот уникальный рисунок.

Рисунок основан на корреляции идеальных человеческих пропорций с геометрией которые описывались древним римский архитектором Витрувием в третьей книге его трактата De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру, как источник имеющий основную долю среди классических заказов для художников. Другие художники пытались изобразить это на холсте, с меньшим успехом. Чертеж традиционно назван в честь его создателя, который развил идею и сделал описание математических и геометрических пропорций.

Изображение стало примером сочетания искусства и науки эпохи Возрождения и обеспечило большой интерес Леонардо к пропорции. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыткам Леонардо отнести человека к природе. В Британской энциклопедии говорится: "Леонардо предусматривал большое изображение схемы тела человека, он создал , как анатомический рисунок и в то же время, как cosmografia-dell-minor Mondo (космографию микрокосма). Он считал, что если понять математические принципы по которым создано человеческое тело, можно будет по аналогии понять математические принципы создания вселенной. "Кроме того, по мнению некоторых, Леонардо символизировал материальное существование,как квадрат, а духовную жизнь как круг. [Источник: Wikipedia.org]

Витрувий, De Architectura: ПЛАНИРОВАНИЕ храмов, книга 3, глава I

1. Планирование храмов зависит от симметрии: и метод этой архитекторы должны усердно запомнить. Она возникает из пропорции (что по-гречески называется analogia). Доля состоит в принятии фиксированного модуля, в каждом случае, как для части здания и для всего, с помощью которых методом симметрии создаётся на практике. Ибо без симметрии и пропорции в плане невозможно построение храма, то есть, он должен иметь точный разработанный план с рассчитанной симметрией, как можно увидеть на более мелкой модели, это модель построения творцом совершенного человеческого тела

2. Природа так запланировала человеческое тело, что лицо от подбородка до верхней части лба и корней волос составляет десятую часть тела человека, и ладонь от запястья до вершины среднего пальца в такой же степени, головы от подбородка к короне, восьмая часть, от верхней части груди с нижней части шеи до корней волос, шестая часть, от середины груди к короне, четвертая часть, третья часть от высоты лица из нижней части подбородка к нижней части ноздри, нос из нижней части ноздрей к линии между бровями, столько же, от этой линии к корням волос, лоб дается как третья часть. Нога 1/6 высоты тела; локоть1/4 , грудь и 1/4 . Другие члены также имеют свои собственные пропорциональные измерения. И с помощью этих знаний, древние художники и известные скульпторы достигли больших и неограниченных возможностей присоздании своих шедевров.

3. В соответствии с подобной схемой построения человеческого тела, части планируемого храмы должны рассчитываться в таких же пропорциях, чтобы размеры их отдельных частей соответствовали общей сумме всей величины храма. Теперь что касается центра, пупок естественно, точно в центре тела. Ибо если человек лежит на спине, руки и ноги раскинув, то в центре круга размещен его пупок, его тело, руки и ноги будут вписаны в окружность. Так же дело обстоит и с квадратной формой, квадрат вписанный в рисунке, такая же круглая цифра получается. Ибо, если мы измеряем от подошвы ноги до верхней части головы, а также расстояние между раскинутых рук, широта будет найдена равной высоте, как и строения, которые возводятся в квадрат по тем же правилам.

4. Поэтому, если природа запланировала человеческое тело так, что части его соответствует их пропорции к его полной конфигурации, то древние, похоже, имели все основания соблюдать пропорции в процессе выполнения своих работ, они должны были соблюдать точную настройку нескольких частей к общей структуре плана. Поэтому, так как во всех своих работах они придерживались плана, они сделали так, особенно при создании храма, превосходства и недостатки которого, обычно превозносят в последующих веках. [Источник: aiwaz.net]

Геометрические построения Витрувианский человек Леонардо да Винчи.

Предполагается, что в пропорции круг и квадрат отражается Золотое сечение. Здесь мы представляем анализ, который показывает, что это предположение неверно.

Если окружность имеет радиус = 1 контур, сторона квадрата равна:

1,656 для Витрувианского человека

1,618 постоянная Золотого сечения

1,571 примем за состояние: окружности круга = периметру площади

1,772 примем за состояние: площадь круга = площадь квадрата

Рис. 1 Сравнение истинного прямоугольника в золотом сечении с прямоугольником в рисунке Витрувианский человек.

Рис. 2 круг и квадрат на основе пропорции золотого сечения.

Квадратура круга является проблемой, предложенной древними геометрами. Это задача построения квадрата в той же области данного круга, используя только конечное число шагов с циркулем и линейкой.

Рис. 2b Квадратура круга.

Изображение справа: Квадратура круга. области этой площади и этого круга равны

Изображение слева: Окружность круга равна периметру площади.

Рис. 2b Левый показывает круг с радиусом = 1 и квадрат со стороной = 1,571.Окружность круга = 6,28 ... квадрат со стороной 1,571 периметру имеет равное 6,28 .



Рассказать друзьям