Возникновение эпохи возрождения. Предвозрождение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Италия — лучшее место для того, чтобы легко разобраться в истории искусств. Здесь шедевры буквально на каждом шагу.

Из этой статьи Вы узнаете:

«Rinascimento»: ri - «снова» + nasci - «рождённый»

Надеюсь, все слышали понятие «ренессанс». Рожденный заново, рожденный снова. Или — Эпоха Возрождения. Почти всегда это понятие применяется к области искусства: живопись, литература, архитектура, и т.д. Кстати, сюда можно отнести и науку.

Боттичелли, Рождение Венеры

Теперь разберемся, а что же, собственно, родилось заново? Это особый тип культуры, которая уже вышла за рамки Средневековья, но лишь предшествует эпохе Просвещения.

Впервые термин ввел Джорджо Вазари (итальянский гуманист). Имеется ввиду некий существенный шаг вперед во всех сферах жизни социума, а особенно — в сфере культурной. Расцвет, выход из тени, преображение.

Борьба между Средневековьем и Античностью

Если пока еще не очень понятно — объясню проще. Дело в том, что Средневековая культура, живопись, поэзия, да сама жизнь людей были очень сильно зависимы от церкви, иерархии в обществе и религии. Средневековое искусство — это религиозное искусство, личность здесь теряется, не имеет значения.

Кстати, на страницах моего блога несколько иностранных языков!

Вспомните средневековые католические фрески, полотна. Это весьма пугающие образы, угодные церкви. Тут святые, праведники, а в противовес Страшный суд, ужасные демоны, чудовища. Создавалась ситуация, когда быть собой, иметь обычные человеческие страсти, желания — верный путь в ад. Только чистый сердцем, праведный христианин мог надеяться на спасение, прощение.

Доманико Венециано, Мадонна с младенцем

Ренессанс характеризуется антропоцентризмом и . В центре его — человек, его деятельность, мысли, стремления. Такое подход свойственен эпохе Античной Культуры. Это Древний Рим, Греция. На смену язычеству приходит в Европе христианство, вместе с этим полностью меняются каноны искусства.

Рафаэль Санти, Мадонна в зелени

Теперь же человек рассматривался, как личность, важная составляющая общества. Человек получил в искусстве свободу, которую ему никогда не давали строгие законы религиозной культуры Средневековья.

Возрождение, извините за тавтологию, возрождает период Античности, но это уже ее более высокий, современный уровень. Европа попадает под его влияние в период с XV по XVI века. В Италии будут немного другие хронологические рамки Эпохи Возрождения, я расскажу чуть позже.

С чего все началось?

Все началось с падения Византийской Империи. Если Европа долгое время была под властью церкви, то в Византии никто не забывал про искусство Античного периода. Люди бежали из распадающейся империи. Они взяли с собой книги, картины, везли в Европу скульптуры и новые идеи.

Падение Византийской империи

Козимо Медичи во Флоренции основывает Академию Платона. Скорее, возрождает ее. Все это под впечатлением от выступления одного византийского лектора.

Растут города, растет влияние сословий, таких как ремесленники, торговцы, банкиры, мастеровые. Им абсолютна не важна иерархическая система ценностей. Смиренный дух религиозного искусства им непонятен, чужд.

Появляется современное течение — гуманизм. Именно оно оказывает мощное влияние на новое искусство Эпохи Возрождения. Европейские города стремились обустроить у себя прогрессивные центы науки и искусства.

Данная область вышла испод влияния Церкви. Конечно, Средние века с их кострами, сжиганием книг, отбросили развитие цивилизации на десятилетия. Теперь, огромными шагами Возрождение стремилось наверстать упущенное.

Итальянское Возрождение

Изобразительное искусство становится не только важной составляющей эпохи, но и необходимым видом деятельности. Людям теперь нужно искусство. Почему?

Рафаэль Санти, портрет

Наступает период экономического подъема, а с ним — гигантский сдвиг в умах людей. Все сознание человека больше не было направленно лишь на выживание, появляются новые потребности.

Изобразить мир таким, какой он есть, показать реальную красоту и реальные проблемы — вот задача тех, кто стал знаковыми фигурами итальянского Ренессанса.

Считается, что данное течение появилось именно в Италии. Причем возникло еще с XIII века. Тогда первые зачатки нового течения появляются в работах Парамони, Пизано, затем Джотто и Орканья. Окончательно оно укоренилось только с 1420-х годов.

Всего можно выделить 4 крупных этапа становления эпохи:

  1. Проторенессанс (то, что происходило в Италии);
  2. Раннее Возрождение;
  3. Высокое Возрождение;
  4. Позднее Возрождение.

Рассмотрим каждый из периодов подробнее.

Проторенессанс

Все еще тесно связан со средневековьем. Это период постепенного перехода от традиций старого времени к новому. Проходило в период от 2-й половины XIII века до XIV века. Немного замедлил свое развитие из-за глобальной эпидемии чумы в Италии.

Эпоха Проторенессанс, Андреа Мантенья, алтарь Сан Дзено в Вероне

Живопись данного периода лучше всего характеризуют работы мастеров Флоренции Чимабуэ, Джотто, а так же Сиенской школы — Дуччо, Симоне Мартини. Конечно, самой главной фигурой проторенессанса считается мастер Джотто. По истине реформатор канонов живописи.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 года. Можно сказать, это время плавного перехода к новому течению. Все еще много заимствовано от искусства прошлых лет. К нему примешиваются новые течения, образы, добавляется много повседневных мотивов. Живопись и архитектура, литература становятся все менее образными, все больше «человечности».

Раннее возрождение, Basilica di Santa Maria del Carmine, Firenze

Высокое Возрождение

Пышный расцвет Эпохи Возрождения приходится на 1500 — 1527 годы в Италии. Его центр переносится из Флоренции в Рим. Благоволит новому настроению папа Юлий II, что существенно помогает мастерам.

Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти, Высокое Возрождение

Он, человек предприимчивый, современный, выделяет средства на создание предметов искусства. Пишутся лучшие в Италии фрески, строятся церкви, здания, дворцы. Считается совершенно уместным заимствовать черты Античного в создании даже религиозных сооружений.

Самые знаковые художники Италии эпохи Высокого Возражения это Леонардо да Винчи, и Рафаэль Санти.

Я была в Лувре в марте 2012 года, туристов было не много и я спокойно и с удовольствием смогла посмотреть на картину «Мона Лиза», которую еще называют «Джоконда». Действительно, в какую бы сторону зала ты не пошел, ее глаза всегда смотрят на тебя. Чудо! Не правда ли?

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Позднее Возрождение

Проходило с 1530 по 1590-1620-е годы. Историки договорились свести творчество данного периода в единый только условно. Было так много новых направлений, что глаза разбегаются. Это касается всех видов творчества.

Тогда в Южной Европе восторжествовала Контрреформация. Очень настороженно стали смотреть на излишнее воспевание человеческого тела. Появилось много противников яркого возврата к Античности.

Веронезе, Брак в Кане, позднее Возрождение

Как итог такой борьбы появляется стиль «нервного искусства»- маньеризм. Тут изломанные линии, надуманные цвета и образы, иногда слишком неоднозначные, а иногда — преувеличенные.

Параллельно с этим появляются работы Тициан и Палладио. Их творчество считается знаковым для позднего Возрождения, оно совершенно не подвержено кризисным течениям того века.

Философия тех периодов находит новый объект изучения: «универсальный» человек. Тут философские течения переплетаются с живописью. Например, Леонардо да Винчи. Его работы — представление об отсутствии границ, пределов для человеческого разума.

Если вам или вашему ребенку надо подготовиться к ЕГЭ и ГИА, то на сайте Foxford для школьников, вы сможете это сделать. Обучение для учеников с 5 по 11 класс по всем дисциплинам, которые присутствуют в российских школах. Помимо базовых курсов по основным предметам, на портале есть специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам. Доступные дисциплины для обучения: математика, обществознание, русский язык, физика, информатика, химия, история, английский язык, биология.

Эпоха захватывает Север

Да, все началось в Италии. Затем, течение продвигалось дальше. Всего пару слов хочется сказать о Северном Возрождении. Позднее всего оно пришло в Нидерланды, Германию и Францию. Там не было Возрождения в том классическом смысле, но новый стиль покорил Европу.

Превалирует готическое искусство, а познание человека отходит на второй план. Выделяются Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

Лучшие представители целой Эпохи

Мы поговорили об истории этого интереснейшего периода. Давайте теперь подробнее рассмотрим все его составляющие.

Человек Ренессанса

Главное, понять — а кто же такой человек Эпохи Возрождения?
Тут нам помогут философы. Для них объектом изучения выступал разум и возможности человека, который творит. Именно разум отличает Человека от всего остального. Разум делает его Подобным Богу, ведь Человек может творить, создавать. Это Creator, Создающий новое, постоянно развивающийся человек.

Он находится на пересечении Природы и Современности. Природа одарила его невероятным даром — совершенным телом и мощным интеллектом. Современный мир открывает бесконечные возможности. Обучение, фантазия и ее реализация. Нет границ тому, на что способен человек.

Витрувианский человек, Леонардо Да Винчи

Идеал человеческой личности теперь: доброта, сила, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Самое главное здесь — свобода личности.

Представление о человека меняется — теперь он свободен, полон сил и энтузиазма. Конечно, такое представление о людях подвигало их самих на что-то великое, значимое, важное.

«Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». (Поджо Браччолини, XV век).

Развитие Науки

Период XIV-XVI века стал знаковым в развитии науки. Что происходит в Европе?

  • Это период Великих географических открытий;
  • Николай Коперник меняет представление людей о Земле, доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца;
  • Парацельс и Везалий делают огромный скачок в медицине и анатомии. Долгое время вскрытия, изучения анатомии человека было преступлением, осквернением тела. Знания о медицине были абсолютно неполными, а все исследования — запретными;
  • Никколо Макиавелли исследует социологию, поведение людей в группах;
  • Появляется идея «идеального общества», «Город Солнца» Кампанеллы;
  • С XV века активно развивается печатное дело, было издано множество трудов для народа, научные, исторические труды становятся доступны любому;
  • Началось активное изучение древних языков, переводы античных книг.

Иллюстрация к книге Город Солнца, Кампанелла

Литература и Философия

Самый яркий представитель эпохи -Данте Алигьери. Его «Комедия» или «Божественной комедией» восхищались современники, ее сделали образцом чистой литературы Эпохи Возрождения.

В целом, период можно охарактеризовать, как прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Свободные сонеты Франческо Петрарки о любви раскрывают глубины души человеческой. В них мы видим тайный, сокрытый мир чувств, страдания и радости от любви. Эмоции человека ставятся на первый план.

Петрарка и Лаура

Джованни Боккаччо, Никколо Макиавелли, Лудовико Ариосто и Торквато Тассо прославили эпоху своими произведениями абсолютно разных стилей. Но, стали классическими для Ренессанса.

Конечно же, романтические новеллы, истории любви и дружбы, забавные истории и трагичные романы. Здесь «Декамероне» Боккаччо, например.

Декамерон, Боккаччо

Пико делла Мирандола писал: «О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».
Знаменитые философы этой эпохи:

  • Леонардо Бруни;
  • Галилео Галилей;
  • Никколо Макиавелли;
  • Джордано Бруно;
  • Джаноццо Манетти;
  • Пьетро Помпонацци;
  • Томмазо Кампанелла;
  • Марсилио Фичино;
  • Джованни Пико делла Мирандола.

Интерес к философии резко возрастает. Свободомыслие перестает быть чем-то запретным. Темы для анализа — самые разные, современные, злободневные. Нет более тем, которые считаются неподобающими, а размышления философов более не идут лишь в угоду церкви.

Изобразительное искусство

Одно из самых быстроразвивающихся направления — живопись. Еще бы, ведь появилось так много новых тем. Теперь художник тоже становится философом. Он показывает свой взгляд на законы природы, анатомию, перспективы жизни, идеи, свет. Нет более запретов для того, кто обладает талантом и желает создавать.

Думаете, тема религиозной живописи теперь не актуальна? Совсем наоборот. Мастера Возрождения создавали удивительные новые картины. Старые каноны уходят, их место занимают объемные композиции, появляются пейзажи, «мирские» атрибуты. Святые одеты реалистично, они становятся ближе, человечнее.

Микеланджело, Сотворение Адама

Скульпторы тоже с удовольствием используют религиозную тематику. Их творчество становится более свободным, откровенным. Человеческое тело, анатомические подробности — больше не под запретом. Возвращается тема античных богов.

Красота, гармония, равновесие, женское и мужское тело выходят на первое место. В красоте человеческого тела нет запрета, стыдливости, порочности.

Архитектура

Возвращаются принципы и формы античного римского искусства. Теперь преобладают геометрия, симметрия, большое внимание уделяется поиску идеальных пропорций.
Снова в моде:

  1. ниши, полусферы куполов, арки;
  2. эдикулы;
  3. мягкие линии.

Они пришли на смену холодным готическим очертаниям. Например, знаменитый Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Вилла Ротонда. Именно тогда появляются первые Виллы — загородное строительство. Обычно, крупные комплексы с садами, террасами.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Огромный вклад в архитектуру внесли:

  1. Филиппо Брунеллески - его считают «отцом» ренессансной архитектуры. Он разработал теорию перспективы и ордерную систему. Именно он создал купол Флорентийского собора.
  2. Леон Баттиста Альберти - прославился тем, что переосмыслил мотивы раннехристианских базилик* времён Константина.
  3. Донато Браманте - работал в период Высокого Возрождения. Знаменит за выверенные пропорции.
  4. Микеланджело Буонарроти - главный архитектор Позднего Возрождения. Создал собор Святого Петра, лестницу Лауренцианы.
  5. Андреа Палладио - родоначальник классицизма. Создал свое течение, называемое палладианство. Трудился в Венеции, проектируя крупнейшие соборы и дворцы.

В эпоху Раннего и Высокого Возрождения были построены лучшие дворцы Италии. Например, Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано. Также, палаццо Питти.

Преобладали цвета: синий, желтый, пурпурный, коричневый.

В целом, архитектура того времени отличалась устойчивостью с одной стороны, а с другой — это плавные линии, полукруглые переходы и сложные арки.

Помещения делались просторные, с высокими потолками. Украшались древесным или лиственным орнаментом.

*Базилика — церковь, собор. Имеет прямоугольную форму и один, или несколько (нечетное число) нефов. Свойственно раннехристианскому периоду, а сама форма произошла от древнегреческих и римских храмовых построек.

Стали использоваться новые строительные материалы. Основание — каменные блоки. Стал обрабатываться разными способами. Появляются новые строительные растворы. А еще — это период активного использования штукатурки.

Декоративным и конструкционным материалом становится кирпич. Используются так же глазурованный кирпич, терракота и майолика. Много внимания уделяется декоративным деталям, качеству их проработки.

Теперь и металлы используются для декоративной обработки. Это медь, олово и бронза. Развитие столярного дела дает возможность делать удивительно красивые, ажурные элементы из дерева твердых пород.

Музыка

Все сильнее влияние народной музыки. Быстро развивается вокальная и вокально-инструментальная полифония. Особенно преуспела здесь Венецианская школа. В Италии появляются новые музыкальные стили — фроттола и вилланелла.

Караваджио, Музыкант с лютней

Италия славится смычковыми инструментами. Складывается даже борьба виолы и скрипки за лучшее исполнение одних и тех же мелодий. Новые стили пения захватывают Европу — сольная песня, кантата, ораторий и опера.

Почему именно Италия?

Кстати, а почему именно в Италии началась эпоха Возрождения? Дело в том, что большая часть населения жила в городах. Да, это ситуация, несвойственная для периода XIII-XV веков. Но, если не было бы особых обстоятельств, появились бы все шедевры Эпохи?

Торговля и ремесла быстро развивались. Было просто необходимо учиться, изобретать, совершенствовать продукты своего труда. Так появлялись мыслители, скульпторы, художники. Товары нужно было делать более привлекательными, книги с иллюстрациями лучше продавались.

Торговля — это всегда путешествия. Людям были необходимы языки. Они видели много нового в странствиях, пытались внедрить это в жизнь своего города.

Васари, Флоренция

С другой стороны, Италия — наследница Великой Римской Империи. Любовь к прекрасному, остатки античной культуры — все это сосредоточено в городах Италии. Такая атмосфера просто не могла не подвигнуть людей талантливых на новые открытия.

Ученые считают, что еще одна причина — именно западный, а не восточный тип христианского вероисповедания. Считается, что это особая форма христианства. Внешняя сторона католической жизни страны позволяла некое свободомыслие.

Например, появление «антипап»! Тогда сами понтифики спорили за власть, используя негуманные, совершенно незаконные методы достижения цели. Народ следил за этим, понимая, что в реальной жизни католические устои и мораль не всегда действуют.

Теперь Бог становился объектом теоретического познания, а не центром жизни человека. Человек был четко отделен от Бога. Конечно же, это давало почву для разного рода сомнений. В таких условиях развиваются наука, культура. Естественно, искусство становится оторванным от религии.

Друзья, спасибо, что читаете мои статьи! Надеюсь, удалось прояснить важные моменты об итальянском Возрождении.

Читайте так же о Италии и итальянских , на которых вы с легкостью сможете посетить самые интересные и красивые места страны.

Подписывайтесь на обновления, делайте репосты моих статей. Так же при подписке вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы. До скорых встреч!

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 10651

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется :

Кризисом феодализма;

Зарождением капитализма;

Формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

Созданием крупных национальных государств и формированием наций.

Эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.


Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это :

Переосмысление античности;

Сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

Светский характер и содержание.

Познавательная направленность искусства.

Рациональность искусства Возрождения.

Антропоцентризм.

Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

Происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375 ) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428) . Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466) , автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

На смену эпохе раннего Возрождения пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, я это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие , на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение , которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546) , доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522) , стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) – автор остросатирических работ.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Развитие гуманистических воззрений - в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников». Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616) - создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард Ш», сонетов. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы (испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного «Дон-Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи»). Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор таких литературных произведений как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660).

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» . В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д"Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем :

Термин «Возрождение» означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

Гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Если главным основанием культуры Возрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именно вокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи, например проблемы государственности, экономики. В политической культуре огромное значение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу «Государь» Никколо Макиавелли . Не случайно почти все правители в XVI в. обладали сильными характерами с ярко выраженными индивидуальными чертами. Это привело к поляризации морали и аморальности. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения, и поэтому с присущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты власть имущих. Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открыто заняли главное место. Воплощением политической и моральной беззастенчивости были не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII, Франциск I, Екатерина Медичи и др. И все же гуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной, духовной сфере, и особенно в искусстве.

Эпоха Возрождения имеет мировое значение в истории становления и развития культуры в странах Западной и Восточной Европы. Период идейного и культурного развития приходится на 14-16 вв., когда на смену религиозного доминирования и системе вассалитета возникла культура светского характера. Возрождается интерес к , откуда и берет название период Ренессанса.

История возникновения

Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться – торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

Именно в это время появляется общественно-философское движение под названием «гуманизм».

Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности – она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма. В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: и .

Периоды

Проторенессанс

Проторенессанс начался во 2-й половине 13-го столетия и закончился в конце 14-го века.

Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур. Он наполнил религиозные композиции светским содержанием, наметил переход от плоского изображения к рельефному, а также изобразил интерьер в живописи. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.

После смерти Джотто ди Бондоне на Италию обрушивается эпидемия чумы и активное развитие периода завершается.

Раннее Возрождение

Длительность периода Раннего Возрождения составила не больше 80-ти лет (1420-1500 гг). За время этого этапа не произошло существенных изменений в области искусства, и лишь некоторые элементы из классической древности дополняли работы художников того времени. Но к концу 15-го века средневековые основы полностью заменяются примерами античной культуры, что наблюдается как в концепции картин, так и в мелких деталях.

Высокое Возрождение

Самым непродолжительным, но в то же время пышным периодом Ренессанса стал третий этап, названный Высоким Возрождением. Продлился он всего 27 лет (1500-1527 гг.). После вступления на престол Юлия II центр влияния искусства Италии перемещается в Рим. Новый римский папа привлек ко двору самых талантливых итальянских художников, что привело к активному развитию культуры и искусства:

  • Возводятся шикарные монументальные здания.
  • Пишутся картины и фрески.
  • Создаются уникальные скульптурные творения.

Каждая отрасль искусства тесно переплетается друг с другом, гармонируя и развиваясь в унисон. Идет более основательное изучение античности.

Позднее Возрождение

Последний период Возрождения охватывает примерно 1590-1620 годы. Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства. На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация. Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности в культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела.

Контрреформация – это католическое движение, целью которого было восстановление христианской и римско-католической веры. Начало развития наблюдалось после высказывания своих идей Кальвином, Цвингли, Лютером и другими европейскими реформаторами.

Во Флоренции противоречия привели к тому, что появилось направление под названием маньеризм.

Маньеризм – это западноевропейский художественный и литературный стиль, возникший в 16-м веке. Особенности маньеризма: утрата гармонии между духовным и телесным, человеком и природой.

Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует. В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима (1527 г).

Постройки в стиле “маньеризм”

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки. Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их , которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

Искусство

В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов , который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

  • Использование объемных композиций.
  • Изображение пейзажей на задних планах.

Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

  • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
  • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
  • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
  • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

Все тонкости ремонта ванной комнаты:

Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи

Одной из ключевых фигур в становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи. Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции. Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео. Приятного просмотра!

Выводы

В эпоху Возрождения наступил невиданный ранее , который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры. Как пример, где за основу взяты светлые тона мрачной Скандинавии. Или же , получивший широкое применение в Америке.

Почему роль эпохи Возрождения заметна больше, чем значение какой-либо другой эпохи? Потому что концепция эпохи Возрождения была достаточно жизнеутверждающей, излучающей веру в то, что человек способен на многое. И деятели этого времени доказали правдивость подобных мыслей своими работами, идеями. Ренессанс не остался в учебниках или музеях, он вдохновлял и продолжает вдохновлять множество людей. Идеи меняются, дополняются или переосмысляются, но человеку не просто приятно, но и важно думать, что его деятельность не бесполезна.

Творения эпохи Возрождения мы можем видеть не только на альбомах известных исполнителей (например, Lady Gaga – «Artpop»), но и в качестве принта. Часто можно увидеть нежную Венеру Боттичелли на футболках, а Мона Лиза Леонардо да Винчи и вовсе где только не использовалась. Поэтому ренессанс ближе, чем вы думаете, и знать важные принципы, основные признаки и особенности произведений и деятелей того времени просто необходимо тем, кто считает себя образованным человеком. А помочь вам сможет эта статья, где всё описано кратко и доступно.

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

  1. Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
  2. Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
  3. Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
  4. Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
  5. Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.

Философия

Философия эпохи Возрождения – это множество философских школ, объединенных общими идеями. Отказ от теоцентризма заставляет людей сконцентрироваться на собственных возможностях, тем самым ими провозглашается гуманистическая эпоха.

Идеи эпохи Возрождения обращены к античной культуре, из которой мыслители не только осваивали знания, но и перерабатывали их. Из этого складывались следующие принципы, ценности эпохи:

  1. Антропоцентризм;
  2. Признается право человека на творческое самовыражение, свободу. Человек-творец;
  3. Всё сущее в мире понимается через человека;
  4. Эстетика важнее науки и морали, культ тела.

Рассмотрим некоторые философские направления и идеи Ренессанса подробнее.

Гуманизм

В европейских широтах гуманизм распространился в XIV – середине XV вв. Это философское направление имело антиклерикальную направленность. Отныне мыслители доказывают, что задатки личности не из милости даны Богом, а становятся результатом собственных усилий людей. Человек имеет право на активную, творческую деятельность, реализацию индивидуальности и свободы.

Философия гуманизма прорывается в литературу, поэтому известные гуманисты эпохи Возрождения взялись за перо. Ещё великий Данте Алигьери в « » уже иронизирует по поводу фанатических заблуждений христианства и его полуграмотных толкователей. Данте верит в добродетель человечества, не как в качестве божьей воли, а в порядке осознанного решения личности. Однако первым гуманистом считают итальянского поэта . В своих стихах он проповедовал идеалы любви и земной радости, которых мы можем добиться и без божьей воли. Он сомневается в загробных наградах за благочестие, однако знает способ достичь реального бессмертия души. Как это сделать? Заниматься творческой, активной деятельностью, ведь бытие происходит лишь здесь и сейчас, другого шанса не будет.

Мыслители эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла и другие) исповедовали страстную веру в умственный и физический потенциал человека, который еще не раскрыт. А потому философия гуманизма несет жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм обрел целостную систему взглядов, вызвав настоящую революцию в культуре и мировоззрении новых людей.

Антропоцентризм

Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «άνθροπος» - человек и «centrum» - центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания. Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.

От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.

Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.

Натурфилософия

Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.

Характерные черты философии таковы:

  1. Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
  2. Стремление отделить философию от теологии;
  3. Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
  4. Познание природы сочетается с мистицизмом.

Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.

К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.

Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.

Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.

Пантеизм

Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:

  1. идеалистический (природа – это проявление божественной силы)

  2. натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).

То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.

Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.

Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).

Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.

Культура и искусство

Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.

Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.

Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.

Живопись

Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.

Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв.). Это объемные и выходящие за
рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое
провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.

На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.

Литература

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности. Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.

Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории. Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других. Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.

Поэты

«Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.

Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали .

В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот . Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога. В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.

Композиторы

В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.

В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».

Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.

Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.

Архитекторы

«Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена. В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.

Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.

Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказать друзьям