Занятие по рисованию на тему «Сказочные домики» в старшей группе. Конспект занятия по рисованию в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Тема: «Бабочка»

Пр.сод.: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать рисунок в технике «монотипии». Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал и оборудование:

Для воспитателя: иллюстрации с изображением бабочек, лист альбомной бумаги сложенной пополам, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Для детей: вырезанный контур бабочки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Организация детей и методика проведения занятия

На мольберте расставлены картинки. На столах перед детьми вырезанные контуры бабочек, кисти на подставках.

1. Вводная беседа.

Педагог. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети. Бабочка.

Педагог. Верно. Ребята, а как вы догадались, что это загадка про бабочку?

Дети. У нее четыре крыла, она сидела на цветке и потом улетела.

Педагог. Верно.

Посмотрите, сколько красивых бабочек к нам прилетело.

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением разных видов бабочек.

Дети рассматривают картинки.

Ребята, про бабочку сложено немало стихов. Сейчас я прочитаю вам одно из них.

Бабочка.

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал:

Бабочка, скажи мне

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко после скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка

В золото одета:

Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

А. Павлова

Педагог. Бабочки хотят посмотреть, как мы умеем рисовать. На этой картинке красные бабочки, на этой – желтые. Все они веселые и красивые. А теперь посмотрите на столы: на них тоже прилетели бабочки. Но они чуть грустные – их забыли раскрасить.

2. Постановка цели :

Мы с вами сейчас превратимся в художников и поможем нашим бабочкам стать красивыми.

3. Рассматривание 2- х вариативных образцов по цвету.

Педагог. Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько у бабочки крыльев?

Дети. Четыре.

Педагог: правильно. Два с одной стороны и два с другой. А какие они по форме: разные или одинаковые?

Дети. Одинаковые.

Педагог: а как расписаны крылья?

Дети: рисунок с одной и с другой стороны одинаковый.

Педагог. Молодцы. Вы очень внимательны. Противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть имеющие одинаковую форму и рисунок. А чем питаются бабочки?

Дети. Нектаром цветов.

Педагог. Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок.

Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом – предметной монотипией.

4. Частичный показ:

1.Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.

2.На правой половине листа нарисовать половину бабочки.

3.Левую сторону прижмем к правой и тщательно разгладим.

Откроем лист… Что получилось?

II часть

5. Индивидуальная работа с детьми:

Дополнительное рассматривание образцов;

Напоминание;

Уточнение;

Похвала.

Воспитатель предлагает детям показать в воздухе обрисовывающем жестом контур крыльев (верхнее большое, нижнее поменьше).

Воспитатель напоминает, что нужно рисовать жидкими красками. Нарисовать силуэт и закрасить фон, быстро накрыть и сделать отпечаток. Пока просыхает силуэт, показать детям разновидность оформления крыльев бабочек.

Вся бабочка оказалась раскрашенной! Да вы же волшебники! Какие красивые и радостные бабочки! Давайте положим их на стол – пусть высохнут. А мы поиграем.

III з аключительная часть.

В конце занятия все работы детей вывешиваются на доску или раскладываются на столе.

Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения бабочек. Отмечает детей, которые внесли дополнения в свои работы.

Подвижная игра «Бабочки».

С помощью считалки выбирается водящий. Он сидит на стульчике вместе с сачком (шапочка).

Дети-бабочки выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

Ведущий выходит ловить бабочек, они от него улетают.

Молодцы! Как вы хорошо играли! Берите своих бабочек, пусть они украшают нашу группу.

Играет тихая музыка, воспитатель развешивает рисунки .

Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками

А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.

Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них - дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.

Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.

Изобразительные умения старшего дошкольника

Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.

Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.

Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают из брызг, передают через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.

Рисуем овощи

Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:

  • дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
  • дошкольники рисуют геометрическую форму;
  • корректируют внешний вид овоща;
  • намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
  • раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.

Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.

Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.

Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).

Рисуем животных

Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя - добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.

Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.

Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:

  • находите центр листа, где будет располагаться животное;
  • рисуете овал (тело);
  • с одного края намечаете нос в виде морковки;
  • рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
  • намечаете траву, солнце, тучки;
  • далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.

Изображение овечки, щенка

  • рисуете круг (туловище);
  • определяете наклон головы;
  • намечаете овал (голову);
  • туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
  • на голове рисуете глаза;
  • намечаете палочками четыре ноги;
  • прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
  • разукрашиваете.

Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот :

  • изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
  • начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
  • схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
  • изобразите глаза, рот;
  • вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
  • сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.

Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.

Рисование «Грибы» в старшей группе

Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.

Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.

Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:

Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака - более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  1. Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  2. Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  3. Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.

Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Рисуем осень

Октябрь - это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание - когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант - изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.

Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

Рисуем пернатых

Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):

  • нарисуйте овальное туловище;
  • сверху круглую голову;
  • шея идет от головы по овалу;
  • на туловище прорисовываете треугольные крылья;
  • к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
  • на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
  • от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
  • раскрасьте

Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.

От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.

На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями - длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.

Как писать конспект по изобразительной деятельности

Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.

  • Тема занятия. Обычно берется из программы.
  • Цель . Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
  • Материал . Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
  • Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.

Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Оформление тарелочки разными способами рисования».

Программное содержание :

    Продолжать учить детей рисовать методом тычка.

    Закреплять умение правильно держать кисточку.

    Развивать мелкие мышцы руки.

    Закреплять умение подбирать цвета.

    Воспитывать аккуратность при рисовании красками.

Материал: 1/2 альбомного листа с нарисованным контуром тарелки, гуашь, две кисточки и все остальные принадлежности для рисования (подставка для кисточек, салфетки, тряпочки и др.). Два демонстрационных образца: на одном контур тарелки, нарисованный простым карандашом, на другом–тарелка, закрашенный способом тычка. Картинки-тарелочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель загадывает детям загадку

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется (тарелкой)

Воспитатель показывает картинку – тарелки, предлагает детям повторить загадку 2-3 раза, чтобы запомнить, а вечером рассказать маме с папой.

- Чтение рассказа . Послушайте Сказку о грустной тарелочке

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, ровненькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

Кто это плачет?

Это, я тарелочка. Я плачу.

А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.

Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, - отвечает тарелочка.

А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.

Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, - ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Разминка:

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Дети вначале без краски выполняют тычки по линии контура тарелки. Это самое главное условие при рисовании способом тычка. Закрашивание по линии позволит детям лучше понять формы предметов. Рисунки получаются правдоподобнее и ярче. Многократность движений кисточкой по контуру поможет лучшему развитию мелких мышц руки.

Воспитатель: - А теперь наберите гуашь на кисточку и начинайте рисовать тычками по линии контура щенка, а потом внутри. Во время работы воспитатель напоминает затрудняющимся детям о приемах рисования.

Отложите ваши кисточки и, пока будет сохнуть краска, давайте поиграем.

Физкультминутка: «Буратино»

После физкультминутки дети рисуют кончиком тонкой кисти не отрывая кисти от показанной линии на тарелочки.

ИТОГ:

Воспитатель: - Полюбуемся тарелочками, какие они красивые! Дети с воспитателем рассматривают все рисунки.

Приложение:

Цель: учить детей рисовать животных способом тычка. Упражнять в умении рисовать кисточкой разными способами, закрепить цветовое восприятие. Расширить знания детей о животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить отвечать на вопросы. Закрепить предлог «под».
Развивать внимание, память, мышление через дидактическую игру «Собери картинку», отгадывания загадок, через рассказывание ранее изученных стихотворений. Закрепить счет в пределах пяти, умение сравнивать две группы предметов,название геометрических фигур (полукруг, овал,треугольник).
Развивать мелкую моторику (работа с кисточкой), общую математику через физические минутки, создания игровых ситуаций.
Вызвать интерес к занятию.
Воспитывать любовь к животным, аккуратность в работе, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
мольберт, магнитная доска, материалы для показа последовательности работы (две кисточки с мягким и жестким ворсом), детские поделки (грибы и яблоки), бумажные цветы для поляны, картина с изображением березы, два игрушечных дерева.
Раздаточный материал:
Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, салфетка, 2 кисточки, баночка с водой, разрезные картинки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ежей, разучивание стихотворений, лепка поделок: грибов и яблок, чтение рассказов: Е.Чарушина «Ёж» и Ю.Дмитриевой «Ёжик».

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Воспитатель: Закройте глазки.
Я буду вам читать стихотворение, а вы представляйте себе все,о чем услышите в этом вам также поможет красивая тихая музыка.

Что такое луг?
Ковер травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Представили себе эту красоту? Откройте глаза: вот он луг - перед вами (на ковре разложены разноцветные бумажные цветы)
Ой,ч то это? (под цветами находятся конверты), возьмите по одному. Интересно,что там?

2. Основная часть:
Дети заглядывают в конверты и находят в них разрезные картинки. Предлагаю собрать разрезные картинки, чтобы получилось целое изображение.
Но прежде загадываю загадку.

Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте. Это кто же?
Ну, конечно, это ….(ёжик)

Значит на ваших разрезных картинках изображен ёж. Дети работают с картинками.
Воспитатель: Вот, значит, кто должен придти к нам в гости: Ёжики. Но что-то они опаздывают.
Давайте поищем их на поляне. Ёжиков мы не нашли. Зато увидели ёлку и дикую яблоню. А это что?
Дети: Грибы.
Воспитатель: Где находятся грибы?
Дети: Под ёлкой.
Воспитатель: Где находятся яблоки?
Дети: Под яблоней.
Воспитатель: Посчитайте, сколько грибов (пять)
А сколько яблок? (пять)
Как можно сказать про количество грибов и яблок?
Дети: Поровну.
Воспитатель: Вот и угощение для ежей нашлось, а самих ежей нет. Где же их взять? Давайте нарисуем?!

Рассказ и показ способа работы, последовательности выполнения.
Выставляется образец.
Образец рассматривается детьми и они уточняют названия частей тела ежа (туловище, голова, носик, глазки, лапки, иголки), уточняется цвет.
Показываю, что ежа надо рисовать крупно, в середине листа. Уточняю геометрические фигуры, которые будут использоваться при рисовании: полукруг,овалы, треугольник.
Показываю,каким способом раскрашиваются мордочка и лапки (кисточка с мягким ворсом).
Акцентирую внимание на том,как правильно рисовать методом тычка (кисточкой с жестким, коротким ворсом). Предлагаю детям нарисовать ежа пальцем в воздухе, проговаривая при этом названия частей тела.
Самостоятельная работа детей:
Работы простым карандашом.
Физкультминутка.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев,где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим,
На пенёчках посидим.
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помажем,
Помахали,покружились,
И домой заторопились.

Работа кисточками и гуашью (во время работы воспитатель наблюдает, советует, помогает).
Тем,кто уже закончил свою работу, воспитатель предлагает взять по одному яблоку и грибку, и угостить своих ежат.

Анализ детских работ:
На магнитной доске-берёза. Дети сами определяют название дерева (ствол белый- берёза).
Затем они приносят своих ежат, и с помощью магнитов прикрепляют их под березу.
Воспитатель: Какие красивые ежата!
Давайте вспомним стихотворение?
(дети читают вместе)
Под березой, на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под деревом лежат
Пять малюсеньких ежат.

И правда наши ёжики как живые. Молодцы! Хорошо умеете рисовать! Занятие закончено!

воспитатель МБОУ г.Астрахани «НШДС №97»

г. Астрахань, Россия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ

План-конспект занятия по предмету «Рисунок»

Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»

Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.

Заволжье

2011 г.

Аннотация

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.

Объяснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

Задачи:

    Обучающие

    знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

    систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

    обучать пользоваться методом визирования

    Воспитательные

    Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели

    Развивающие

    Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память

    Развивать моторику руки ребенка

    Развивать творческие потенциалы ребенка

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

    Словесные - объяснение, беседа

    Наглядные - схемы

    Практические – показ, объяснение

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

Материальное обеспечение:

Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

Методическая таблица «Последовательность ведения работы».

Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2).

Доска, мел

План занятия:

1 этап – Организационный момент 2-3 мин.

    Приветствие

2 этап – Введение 5-7 мин.

    Сообщение темы занятия

    Ознакомление с целью занятия

    Повторение пройденного материала

3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.

    Понятие ПРОПОРЦИИ

    Анализ формы предлагаемого предмета

    Объяснение порядка определения пропорций предмета

4 этап – Практическая работа - 15-20 мин

    Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования

5 этап – Заключительный 5 мин

    Анализ результатов работы

    Подведение итогов.

Ход занятия:

Этап

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.

Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.

Слушают

Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага

Карандаш, рука и глаз

Нет

Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.

Слушают

Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.

Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину

Выбирают правильный вариант.

Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.

Литература:

    Образовательная программа по рисунку.

    Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

    Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

    В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009

Приложение 1

Изображение очень маленькое

Изображение смещено в правый нижний угол

Изображение очень большое

Правильное размещение в листе

Приложение 2

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки



Рассказать друзьям