Аргументы сочинения егэ. Cочинение ««Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с МЬсквой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же перспективы его развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то на стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«-...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, - негодует профессор.

- «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете», - вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера - местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Цолиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих - характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения...

Последний аккорд шариковской деятельности- донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствовала. Из-за того что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулась нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдью легче управлять. У нее все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому, повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет! ..

Творчество М. А.Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века.

В основе повести “Собачье сердце” лежит великий эксперимент. Главный герой - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но она носит трагикомический характер. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения, и возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни: он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Ведь сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

  1. Новое!

    В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления и наказания, добра и зла, личной ответственности человека и за свои деяния, и за судьбы мира. Главным...

  2. Новое!

    Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество....

  3. «Собачье сердце» - сатирическая повесть, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной ему России. В соответствии с общественной ситуацией 20-х годов XX века в произведении действуют представители интеллигенции (профессор Преображенский,...

    В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности...

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума» – такой комментарий дают специалисты Федерального института педагогических измерений.
Действительно, мы встречаем немало примеров в литературе, когда чувства выступают против разума. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее – разум или чувства, что нужно для их развития.

Художественные произведения по вашей теме:

Астафьев, В. П. Пастух и пастушка / В. П. Астафьев. – М. : Советская Россия, 2010.

Ахматова, А. А. Лирика / А. Ахматова. – М. : Эксмо, 2014.

Бронте, Э. Грозовой перевал : [роман: пер. с англ.] / Э. Бронте. – М. : Эксмо, 2012.

Булгаков, М. А. Собачье сердце : повести, рассказы / М. Булгаков. – М. : Мартин, 2013.

Бунин, И. А. Темные аллеи; Окаянные дни : повести, рассказы / И. Бунин. – М. : Мартин, 2015.

Гончаров, И. А. Обломов : роман / И. Гончаров. – М. : АСТ, Москва, 2012.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : [сборник] / А. Грибоедов. – М. : Эксмо, 2015.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : [роман] / Ф. Достоевский. – М. : Эксмо, 2015.

Есенин, С. А. Стихотворения; Поэмы; Повести; Рассказы / С. Есенин. – М. : Эксмо, 2015.

Закруткин, В. А. Матерь человеческая : повесть и рассказ / В. Закруткин. – М. : Профиздат, 1986.

Карамзин, Н. М. Бедная Лиза : повести / Н. М. Карамзин. – М. : Детская литература, 2012.

Куприн, А. И. Гранатовый браслет; Олеся; Юнкера / А. Куприн. – М. : Эксмо, 2014.

Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени : [роман] / М. Ю. Лермонтов. – М. : Белый город, 2014.

Остен, Дж. Чувство и чувствительность : [роман] : пер. с англ. / Дж. Остен. – М. : Эксмо, 2012.

Островский, А. Н. Бесприданница; Гроза : пьесы / А. Н. Островский – М. : Равновесие, 2007.

Пушкин, А. С. Евгений Онегин : [роман в стихах, стихотворения] / А. Пушкин. – СПб. : Азбука: Азбука-Аттикус, 2014.

Пушкин, А. С. Капитанская дочка : повесть / А. Пушкин. – СПб. : Азбука: Азбука-Аттикус, 2014.

Ремарк, Э. М. Три товарища : [роман: пер. с нем.] / Э. М. Ремарк. – М. : АСТ, 2014.

Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц : [сказочная повесть] / авт. текста и рис. Антуан де Сент-Экзюпери; пер. с фр. Норы Галь. – М. : Эксмо, 2015. – 99 с.

Скотт, В. Айвенго : роман: пер. с англ. / В. Скотт. – М. : АСТ: Хранитель, 2007.

Толстой, Л. Н. Анна Каренина : [роман] / Лев Толстой. – М. : Эксмо, 2013.

Толстой, Л. Н. Война и мир : [роман: в 4 т.] / Л. Толстой. – М. : Эксмо, 2013.

Тургенев, И. С. Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе; Дворянское гнездо; Отцы и дети / И. С. Тургенев. – М. : АСТ: Астрель, 2009.

Тютчев, Ф. И. Стихи о любви / Ф. Тютчев; вступ. ст. Е. Марковой. – М. : Эксмо, 2009.

Фонвизин, Д. И. Недоросль : комедия / Д. И. Фонвизин. – М. : Равновесие, 2009.

Чехов, А. П. Рассказы; Пьесы / А. Чехов; ред.-сост. Л. Д. Страхова. – М. : АСТ: Олимп, 2000.

Шекспир, У. Ромео и Джульетта : [трагедия]. Сонеты / У. Шекспир; пер. с англ. Б. Пастернака, С. Маршака. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

Щербакова, Г. Н. Вам и не снилось; История в стиле рэп; Три любви Маши Передреевой; Косточка авокадо : [повести] / Г. Щербакова. – М. : Эксмо, 2012.

Цитаты для написания сочинений

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).

«Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни» (О. де Бальзак).

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М. Пришвин).

«Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой» (В.Г.Белинский).

«Если чувства будут неистинны, то и весь наш разум окажется ложным» (Тит Лукреций Кар).

«Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни» (Август Платен).

Критическая литература

Бабаев, Э.Г. Из истории русского романа ХIХ века: Пушкин, Герцен, Толстой / Э. Г. Бабаев. – М. : Издательство МГУ, 1984. – 270 с.

Монография посвящена историческим, социальным и нравственным исканиям русского романа XIX века. В центре внимания автора – поэтика «свободного романа» А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и её восприятие и развитие в эпических жанрах у А. И. Герцена («Былое и думы») и Л. Н. Толстого («Анна Каренина»).

Э. Г. Бабаев – российский литературовед, доктор филологических наук, профессор МГУ. Занимался историей русской литературы и журналистики XIX века, в частности творчеством Л. Н. Толстого.

Горбачев, А. Ю. Русская литература от Карамзина до Горького: новые грани / А. Ю. Горбачев. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 224 с.

В книге анализируются произведения русской литературы, большинство из которых давно признаны классическими. Исследовательская часть работы основана на методологии целостного анализа, которая предполагает обнаружение смысловой связи между литературой и действительностью, литературой, личностью и социумом, литературой, сознанием и психикой.

Колобаева, Л. А. Проза И. А. Бунина: в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям / Л. А. Колобаева. – М. : Издательство МГУ; Самара: Учебная литература, 2004. – 88 с.

В художественном мире И.А. Бунина, рассмотренном в предлагаемой книге, выделено главное – «трагические основы» национального русского характера и исторической судьбы России, бунинское понимание сущности человеческой личности, роли природы в жизни современного человека, его отношение к смерти, любви и др. Крупным планом дан анализ рассказов Бунина, включенных в школьную программу по литературе: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Автор книги, профессор МГУ Л. А. Колобаева, стремится взглянуть на эти произведения по-новому, предлагая свою трактовку универсального, художественно-философского их содержания, обозначая существенные черты поэтики Бунина, его творческих новаций.

Лион, П. Э. Любовная лирика А. Ахматовой / Лион, П. Э., Лохова, Н. М. // Лион, П. Э., Лохова, Н. М. Литература. – М. : Дрофа, 2000. – С. 427–431.

Авторы рассматривают основные особенности любовной лирики Ахматовой. Через все творчество проходит динамика образа женщины в поэзии: любовные переживания в молодости, драма, переживаемая женщиной-поэтом в среднем возрасте, а в позднем творчестве перевешивают тема любви к Родине, размышления о судьбе поэта в связи с судьбой народа, а также усиливаются философские и религиозные мотивы.

Мильдон, В. И. «Ум с сердцем не в ладу» («Горе от ума» А. С. Грибоедова) // Мильдон, В. И. Вершины русской драмы. – М. : Издательство МГУ, 2002. – С. 43-65.

На примере «Горя от ума» и др. произведений автор показывает национальное, жанровое своеобразие русской драмы, ее вклад в мировое эстетическое развитие – такова цель первой книги из новой серии «Классики жанра», выпускаемой издательством МГУ. Отличие отечественной драмы от зарубежных образцов автор связывает с особыми представлениями о судьбе и назначении человека, его месте в истории.

Недзвецкий, В. А. От Пушкина к Чехову. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Недзвецкий. – М. : Издательство МГУ, 1997. – 192 с.

В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Впервые обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты творчества русских писателей XIX–XX вв. Серия предлагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз. Автором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» и «Смерть Поэта» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя и др.

Нефагина, Г. Л. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы / Г. Л. Нефагина. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 416 с.

Пособие изложено в соответствии с программой по русской литературе для поступающих в вузы. В него включены необходимые сведения по теории литературы, истории русской литературы от ее истоков до конца XX века. В пособии даются краткая характеристика литературного периода, основные этапы творчества писателя, если этого требует программа, анализ произведений, заключающий в себе ответы на наиболее типичные на вступительных экзаменах вопросы.

В соответствии с современными требованиями в пособие включены тесты и тестовые задания, которые позволяют проверить уровень знания литературного процесса и конкретных художественных произведений, подготовиться к вступительным экзаменам.

Пьецух, В. А. Русская тема. О нашей жизни и литературе / В. А. Пьецух. – М. : Глобулус, ЭНАС, 2005. – 224 с.

Книга известного писателя В. Пьецуха впервые собрала воедино создававшиеся им на протяжении многих лет очень личностные и зачастую эпатажные эссе о писателях-классиках: от Пушкина до Шукшина. Литературная биография, как ключик к постижению писательских творений и судеб, позволяет автору обозначить неожиданные параллели между художественными произведениями и бесконечно богатой русской реальностью.

Русова, Н. Читаем русскую лирику: хрестоматия с пояснениями / Н. Русова, В. Шевцов. – Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2001. – 222 с.

Необычность этой хрестоматии заключается в том, что каждое стихотворение сопровождается краткими пояснениями его художественной специфики, а также другими комментариями о его достоинствах и особенностях. Хрестоматия включает 83 стихотворения 60 российских поэтов – от Державина до Бродского.

Книга предназначена старшеклассникам, абитуриентам, студентам, учителям – всем, кто хочет не только читать, но и понимать русскую поэзию.

Сахаров, В. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики: пособие для студентов и учителей литературы / В. Сахаров. – М. : Русское слово-РС, 2006. – 320 с.

В книге известного писателя и литературоведа, доктора филологических наук Всеволода Сахарова увлекательно, с привлечением новых архивных материалов рассказывается о жизни и творчестве выдающихся русских поэтов-лириков эпохи романтизма: Д. Давыдова, И. Козлова, Н. Языкова, Д. Веневитинова, А. Кольцова, В. Бенедиктова, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Фета, К. Случевского, а также о лирике А. Пушкина.

Сухих, И. Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (от Гоголя до Чехова). – СПб. : Лениздат; КомандаА, 2013. – 496 с.

«Русская литература для всех. Классное чтение!» – это увлекательный рассказ об авторах и их произведениях. Это книга для тех, кто хочет ближе познакомиться с феноменом русской литературы, понять, что она значит в нашей жизни, почувствовать, какое влияние она оказывает на каждого из нас, и убедиться в том, что без нее мы были бы совершенно другие. Она будет интересна и весьма полезна школьникам, студентам и просто жителям страны, чья литература входит в мировую сокровищницу культуры.

Тарасов, Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского («закон Я» и «закон любви») //Тарасов, Б. Н. «Тайна человека» и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. – СПб. : Алетейя, 2014. – С. 253-271.

В книге Б. Тарасова рассматриваются основные проблемы творчества Чаадаева, Тютчева, Достоевского, духовные подходы и критерии, которые могут служить мерилом текущих и грядущих социально-исторических тенденций. Автор раскрывает «вечные» вопросы, исходя из «невидимой» взаимосвязи между психологией и историей, между качеством душевно-духовного состояния людей и действительным содержанием «прогресса». Писателей и мыслителей, оказавшихся вовлеченными в особый диалог, при всех их личностных и творческих различиях, объединяет органически воспринятая христианская традиция, которая дает онтологически выверенный иерархический ключ для «внутреннего» понимания «внешних» процессов жизни. Человековедение и историософия Чаадаева, Тютчева, Достоевского анализируются на разнообразном историко-культурном и современном материале. Их идеи соотносятся с размышлениями других русских писателей и философов, а также целого ряда зарубежных мыслителей о мире человека в эпоху перехода от модерна к постмодерну, с дискуссиями о месте и роли России и Запада на путях исторического движения.

Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э. Я. Фесенко. – М. : Академический проект, 2013. – 653 с.

В книге рассматриваются вопросы, объединенные общей идеей осмысления проблемы «герой–автор», позволяющей понять духовные, художественные и интеллектуальные искания русской классической литературы. Центральная проблема книги – становление личности в российском обществе. Все ее главы внутренне связаны между собой, так как в них идет речь о литературно-¬философских исканиях русской классики. В работе привлечены литературоведческие исследования и пла¬сты критической литературы XIX - нач. XXI века, сделана попытка рассмотреть концепцию героя в русской реалистической литературе XIX века.

Статьи из периодических изданий

Белозерова, Е. В. «Но без любви, без солнечных лучей такой же мир бездушный и бесстрастный…». Вечер поэзии Ф. И. Тютчева // Литература в школе. – 2013. – № 2. – С. 39.

Блинова, З. В. Вечная бедная Лиза. Опыт прочтения повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Литература в школе. – 2005. – № 1. – С. 29-31.

Влащенко, В. И. «Жалкая привычка сердца…» Печорин и Вера . К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2014. – № 10 – C. 7.

Иванченко, Н. И. Эрих Мария Ремарк Роман «Три товарища» // Литература в школе. – 2009. – № 3. – С. 47-49.

Коровин, В. И. Татьяна Ларина и Евгений Онегин // Литература в школе. – 2015. – № 2. – С. 2 ; № 5 – С. 10.

Лебедев, Ю. В. Самонадеянный ум и самовлюбленное сердце в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Литература в школе. – 2013. – № 9 – С. 2.

Севастьянова, Е. К. «Мысль семейная» и «мысль народная» в «Капитанской дочке» // Уроки литературы. – 2007. – № 7. – С. 3-8.

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Тема разума и чувств в романе М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Читатель видит людей, вопреки здравому смыслу погрязших во лжи, алчности, низменных чувствах, зависти, подлости и чванстве. Скупость и взяточничество, трусость и лизоблюдство, ханжество и глупость — вот качества, характерные для неразумного общества.
Воланд и его свита как лакмусовая бумага проявляют всю низменность человеческой натуры.
Автора тревожит то, что человек мегаполиса в погоне за материальными благами окончательно забывает об истинных, вечных ценностях и человеческих чувствах. Сцена сеанса чёрной магии в варьете демонстрирует всю масштабность человеческого грехопадения.
В произведении показана массовая дезориентация, нравственная извращённость общества.

М. А. Булгаков «Роковые яйца»

В повести отражена проблема научного прогресса. Преследуя собственные цели, профессор Рокк бездумно использует изобретение Персикова и вместо больших кур случайно выводит гигантских гадов, выращивает гигантских рептилий, чудовищных страусов.
Эти монстры становятся угрозой для всей цивилизации. В этой нелепой катастрофе гибнут жена Рокка Маня, тысячи неповинных людей и сам Персиков.

Тема разума и чувств в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

В повести профессор Преображенский совершает операцию по преобразованию собаки в человека, пересадив ей человеческий гипофиз.
Учёным движет его разум, жажда познания, стремление изменить природу. Но порой всё это оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это ещё не человек, потому что в нём нет души, нет любви, чести и благородства.
Постепенно милый, но хитрый и наглый Шарик превращается в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Пёс, приобретший внешний облик человека, остался, по сути, дворняжкой, которая побежит туда, где его покормят, и уважать будет того, кто кормит, не испытывая при этом никаких иных чувств.
Произведение стало предостережением, обращённым ко всему человечеству. Особенно это актуально в настоящее время, когда человек достиг огромных успехов в развитии своего разума: появились мощные компьютеры, телефоны, роботы, покорён атом. Но странно, что именно эта сила человека, его быстрые шаги по пути прогресса заставляют всё больше тревожиться за судьбу самого человека и всей планеты.

Лекция, реферат. Тема разума и чувств в творчестве М.А. Булгакова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Рассказать друзьям