Болгарская литература в XX веке. Современная литература болгарии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Болгарская литература в XX веке

Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала огромное влияние на общественно-политическую жизнь Болгарии и на болгарскую литературу. В сентябре 1923 г. в Болгарии произошло народное вооруженное восстание, направленное против монархо-фашистского режима. Восстание было жестоко подавлено монархо-буржуазными реакционными властями.

Во время второй мировой войны царское болгарское правительство, учитывая давние симпатии болгарского народа к России, не осмелилось официально объявить войну СССР. Но фактически Болгария находилась на стороне фашистской Германии и помогала ей в войне против Советского Союза. В тяжелых условиях войны и кровавого террора, разорения хозяйства и падения культуры демократические силы страны стали объединяться в антифашистский Отечественный фронт под руководством Болгарской коммунистической партии. В стране началось движение сопротивления фашизму, появились партизанские отряды. В ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. болгарский народ, возглавляемый своей коммунистической партией, поднял всенародное восстание, сверг фашизм при помощи Советской Армии и установил народно-демократическую власть.

Огромное значение для развития болгарской литературы имела деятельность Георгия Димитрова (1882—1949), выдающегося борца и руководителя болгарского рабочего движения.

Димитров пристально изучал процесс развития болгарской культуры и литературы. Его книга о литературе, искусстве и науке", вышедшая в 1949 г., охватывает широкий круг проблем болгарской культуры, искусства и литературы за последнее столетие, дает меткие, .научно правильные характеристики творчества многих болгарских писателей. Уделяя большое внимание классикам, Димитров заботился и о состоянии современной болгарской литературы.

Глубокая идейность, интернационализм, патриотизм, антифашистская направленность — эти черты восприняты прогрессивной литературой Болгарии. И Георгий Димитров немало способствовал этому.

В 20-е годы в Болгарии создается фронт революционной, антибуржуазной и антимонархической литературы, которую, по меткому выражению критика Бакалова, часто называют «сентябрьской литературой». Здесь и представители старшего поколения — критики Г. Бакалов и Т. Павлов, поэт Д. Поля-нов и молодые поэты — Христо Смирненский, Крум Кюляв-ков, Христо Ясенов, Гео Милев и др.

В этот период выходят коммунистические журналы «Ново време* (редактор Благоев), «Младеж» (редактор Т. Павлов), «Черновы смях» и др. Журналы собирали вокруг себя передовые силы литературы. После запрещения этих журналов возник еженедельный литературный журнал «Ведрина», который редактировал писатель-демократ А. Страшимиров. Прогрессивные и пролетарские писатели разоблачают и показывают антинародную сущность буржуазной действительности и обращают свои взоры к Советскому Союзу. В их творчестве возникают темы революционной борьбы и Октябрьской революции. К лагерю прогрессивной литературы принадлежат в это время и такие писатели, придерживавшиеся общедемократических взглядов, как Елин Пелин, Стаматов, Багряна и др.

Христо Смирненский 1898-1923

Значительным революционным поэтом Болгарии этого периода является Христо Смирненский. Его литературная деятельность началась в 1915 г. в сатирических журналах «Болгарин» и «Смех и слезы». Первая и вторая Балканские войны 1912 и 1913 гг., а затем первая мировая война открыли перед молодым поэтом пучину бедствий народных, он начинает осознавать классовую сущность войны и в своих стихотворениях называет ее «роковой бойней» (стихотворение «Молитва жителя столицы», 1917). В процессе нарастания революционного движения в стране (Владайское восстание солдат в 1918 г.) Смирненский встает на сторону революции. В соответствии с этим и в творчестве поэта возникает тема революционной борьбы. В стихотворении «От великого до смешного» он рисует картину торжествующего хода революции.

Под влиянием Октябрьской социалистической революции и бурных революционных событий в Болгарии взгляды и творчество Христо Смирненского эволюционируют от общедемократических позиций к коммунистическому мировоззрению и от критического реализма к реализму социалистическому. Его произведения стали печататься в коммунистической прессе: «Работнически вестник», «Младеж», «Червоны смях». В 1920 г. Смирненский вступает в комсомол, а в 1921 — в коммунистическую партию. Большое влияние на формирование эстетических взглядов и творчество поэта оказали Горький и Маяковский. Смирненский принимает активное участие в политической деятельности, пишет агитационные стихи, которые он называет «злободневками», поднимает самые актуальные вопросы современности. Он становится крупнейшим представителем пролетарской поэзии Болгарии. Будучи поэтом политическим, он в то же время выступает как подлинный лирик. Лучшая часть его революционной лирики вошла в замечательный сборник «Да будет день!» (1922) и в сборник «Зимние вечера» (1923).

Характеризуя сущность поэзии Смирненского, критик Г. Бакалов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, подъем, страсть и движение, движение — таково содержание поэзии Смирненского» ".

Ряд стихотворений и поэм он посвящает Октябрю, международному рабочему движению, Советскому Союзу: «Красные эскадроны», «Три года», «Москва», «Углекоп», «Политическая зима», «Русский Прометей», «Пролетарий», «Массы», «Гнев рабов», «Эпидемия конференций», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Буря в Берлине», «Иоганн» и др.

Одним из лучших произведений Смирненского является стихотворение «Красные эскадроны» (1920), посвященное Великой Октябрьской социалистической революции. Рассказывая о походе конницы Буденного против белополяков, поэт характеризует образ красных эскадронов как символ мировой революции, к которой обращены взоры трудящихся всей земли:

Ах, летите, эскадроны! Взор огромный, взор мильонов

К вам надеждою прикован и огнем любви живым.

Руки крепкие сплетая, о свободе мир мечтает,

Потрясен и очарован вашим кличем боевым.

Даже самое интимное — любовь — у поэта неразрывно связано с революцией, с борьбой:

А ты, подруга, цвет моей надежды,

Восторженно и смело проходи

К весенним дням, горящим впереди!

Целую светлые твои одежды.

Зарю целую праздника людей Кораллом крови пролитой моей.

Христо Смирненский — первый болгарский поэт, в творчестве которого видно начало формирования нового метода — социалистического реализма — в болгарской литературе. Он реально показал силу революционной, социалистической идейности, впервые в болгарской поэзии создал образ пролетарского революционера.

в следующий период (1918—1920) превалируют декадентские настроения и мотивы, и, наконец, в последний период (1921— 1925) поэт порывает с декадентством и вступает на путь революционной литературы.

Октябрьская революция и революционные события в Болгарии, знакомство с поэзией Маяковского производят перелом в мировоззрении Гео Милева. В январе 1924 г. в статье «И свет во тьме светит», показав картину Сентябрьского восстания 1923 г. и зверскую расправу фашистов над восставшими, Милев заявил: «Мы, интеллигенция, не можем оставаться беспристрастными к тому, что пережил народ в сентябре, не только из простой человечности, но и, прежде всего,— из ревности к делу народа. Как огненная роса, падает на наши сердца кровь, пролитая народом». Поэт считал, что нет сил, которые смогли бы остановить или предотвратить социальную революцию.

Милев отходит от символизма и считает, что искусство должно служить народу. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Пламя», он писал: «Место поэта не на Парнасе, не в объятиях муз, а на кипящей арене жизни, среди народа» *. В творчестве Милева возникает тема революционной борьбы — поэмы «Ад», «День гнева», «Сентябрь». В них главную роль играет народ, борющийся за свою свободу.

Лучшим произведением Гео Милева является его поэма «Сентябрь», в которой художественно показан революционный энтузиазм масс. Поэма состоит из 12 глав, составляющих три части. В первой части (главы 1—5) показан всенародный революционный подъем, во второй части (главы 6—11) — картины фашистского террора и в третьей части (глава 12) выражена твердая вера в грядущую победу революции.

Главный герой поэмы — трудовой народ — противопоставлен фашистской буржуазии. Поэма звучит оптимистически и полна уверенности в грядущей победе, которая принесет людям счастье:

Нам сентябрь будет маем!

Пусть воспрянут

Для свободы Человеческие всходы, —

И земля нам будет раем!

Будет раем!

За свою литературно-общественную деятельность, и в частности за поэму «Сентябрь», Гео Милев был привлечен к суду и убит фашистскими палачами.

Революционная поэзия Милева, призывающая народ к борьбе за социализм, созданная на новой основе интонационного стиха, вошла в золотой фонд революционной болгарской поэзии.

Жестокий фашистский террор, установившийся в Болгарии после Сентябрьского восстания 1923 г., тяжело обрушился на прогрессивную и особенно революционную литературу. В 1925 г. были казнены X. Ясенов, Г. Милев и др. Были закрыты прогрессивные издания, передовые писатели преследовались. Многим нисателям-коммунистам (Г. Бакалову, Т. Павлову, К. Кюлявкову и др.) грозила смерть, и им пришлось эмигрировать из Болгарии. В литературе усилились тенденции эстетства. Многие писатели отошли от современной тематики и частично нашли себе убежище в историческом прошлом или проповедовали мистику и смирение.

Однако и в условиях жесточайшего фашистского террора прогрессивная и революционная литература продолжала развиваться. В этих тяжелых условиях активно выступали: критики Г. Бакалов и Т. Павлов; поэты Н. Хрельков, X. Радев-ский, М. Исаев; прозаики К. Белков, Г. Караславов, О. Василев. Их публицистическая и художественная деятельность свидетельствовала о революционных настроениях в стране и находила живой отклик в народе. На первый план выдвигается тема борьбы против фашизма.

Антон Страшимиров 1872-1937

Сложно и противоречиво творчество прозаика и драматурга Антона Страши-мирова. Будучи настроен демократически, он тем не менее часто впадал в либерально-буржуазные или националистические ошибки. Однако многие важные проблемы общественной жизни раскрыты в его произведениях верно и с большой художественной силой. Мировой резонанс получил его антифашистский роман «Хоровод» (1926). Писатель гневно разоблачил зверства болгарского фашизма при подавлении Сентябрьского восстания 1923 г. Это яркое и талантливое произведение пользовалось широкой популярностью в стране и объективно сыграло большую революционную роль.

Значительным произведением был и роман «Рабы» (1926—1930), затрагивавший вопросы борьбы македонского народа за свое освобождение.

В политическом отношении Страишмиров считал себя писателем, стоящим над партиями. Это привело к тому, что он не понял политики коммунистической партии. Однако творчество Страшимирова в лучших своих образцах реалистично, направлено против врагов народа и тем самым служит трудовому народу Болгарии.

Наиболее значительными писателями-антифашистами были Л. Стоянов и К, Кюлявков.

Людмил Стоянов начал свое литературное творчество как символист. Только к началу 30-х годов он переходит на сторону борющегося народа и одновременно на позиции реализма и революционного искусства. .

В своих публицистических работах Л. Стоянов говорит о давящей политической атмосфере в Болгарии, отливается на статью А. М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», публикует антивоенные и антифашистские статьи. В 1935 и 1937 гг. он участвует в международных конгрессах писателей в Париже и Мадриде, выступает как друг Советского Союза, ведет в Болгарии активную пропаганду советской книги. Все это выдвинуло Л. Стоянова в первые рады борцов против фашизма, за мир и прогресс. В 1936 г. Л. Стоянов впервые посетил Советский Союз, побывал в Москве, Ленинграде, Киеве. Он много переводил с русского на болгарский: «Слово о полку Игоревен, произведения Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Горького, Маяковского, Н. Островского.

Лучшими произведениями Стоянова являются повести «Серебряная свадьба полковника Матова» (1929—1933), «Холера» (1935) и «Мехмед Синап» (1936), а также сборник стихов «Земная жизнь».

В повести «Серебряная свадьба полковника Матова» рассказывается история семейной жизни полковника Матова и его служебной карьеры. На примере его семьи писатель разоблачает буржуазную мораль. Показывая служебную карьеру Матова, Стоянов подвергает бичующей критике весь монархо-фашистский строй Болгарии. Матов участвовал в подавлении революционного движения в Болгарии, издевался над солдатами, преклонялся перед начальством, приветствовал возник-новение фашизма в Европе. Жизненная карьера Матова дает возможность писателю показать всю общественную жизнь Болгарии, заклеймить прежде всего военщину и царский двор и разоблачить нравы этого общества, его мораль.

В повести «Холера» вскрыта сущность второй Балканской войны 1913 г., бессмысленной и преступной бойни. Это одно из лучших антивоенных произведений в мировой литературе. Повесть написана, как и барбюсовский «Огонь», в форме дневниковых записей солдата-фронтовика. Писатель показывает ужасы войны, бессмысленную гибель солдат, изображает просветление сознания солдат, нарождающийся протест против войны. Стоянов показывает, как антивоенные настроения солдат перерастают в революционное сознание. Заканчивается повесть описанием антивоенного митинга в Софии, участники которого поют «Интернационал*.

Не лишена повесть и некоторых недостатков: схематичности, частичного стилистического воздействия декаданса — телеграфной отрывочности языка. Исторический сюжет из событий конца XVIII в. в повести «Мехмед Синап» перекликается с событиями после Сентябрьского восстания. Батрак Синап выступил против турецких пашей и беев, чтобы накормить бедняков своего села. Эта ситуация и образ Синапа напоминали болгарскому народу, стонущему под игом монархо-фашистских правителей, что покоряются только слабые и безвольные, а мужественные и решительные героически борются и побеждают.

Сборник стихотворений «Земная жизнь», составленный из произведений 1928—1939 гг., характеризуется глубокой гражданской лирикой, разработкой темы войны, интернациональных мотивов, темы родины, патриотизма.

Лучшими стихотворениями сборника являются: «Не могу без людей», «Европа», «Родина», цикл «Испания» и др.

После освобождения от фашизма и установления в Болгарии народно-демократического строя Стоянов принимает активное участие в общественно-политической, научной и литературной жизни страны. Его избрали действительным членом Болгарской Академии наук, он вступил в коммунистическую партию. В послевоенный период вышел ряд новых произведений Стоянова: роман «На рассвете», драма «Желтая звезда», цикл стихов «Великий день», стихотворение «Русскому народу», сборник стихотворений «За железным занавесом» и др. Выходит собрание сочинений Стоянова, большого мастера слова, ставшего на путь социалистического реализма.

Когда в 1919 г. возникает боевой сатирический журнал коммунистической партии «Червен смях», первым его редактором становится К. Кюлявков . Непосредственное участие в революционной борьбе наложило свой отпечаток на поэзию Кюлявкова, которая стала развиваться в русле так называемой «сентябрьской литературы», посвященной революционной борьбе народных масс. Кюлявков принимает активное участие в популяризации и переводах на болгарский язык произведений советских писателей.

После Сентябрьского восстания 1923 г. Кюлявков, преследуемый охранкой, эмигрировал из Болгарии и несколько лет жил в Советском Союзе. По решению БКП он в 1940 г. возвратился на родину и возглавил группу революционных писателей.

В исключительно трудных условиях второй мировой войны Кюлявкову удалось нелегально выпустить два номера антифашистской газеты «Патриот» (1944). Важное значение для организации литературных сил на борьбу с фашизмом имели литературно-политические статьи Кюлявкова 1942—1943 гг.: «Талант и вдохновение», «Поэт и гражданин», «О политической литературе». В них отражалась борьба против реакционной литературы, за становление литературы социалиста ческого реализма. В первый период существования свободной Болгарии Кюлявков принимает участие в создании Союза писателей. В последние годы жизни он руководил Художественной академией.

Литературное наследство Кюлявкова составляет свыше тридцати книг. Он выступал как поэт, прозаик и драматург. Главным героем всех его произведений является борец-коммунист. Его пьеса «Борьба продолжается» была первой революционной драмой в Болгарии. Перу Кюлявкова принадлежат также комедия «Борсановы» и драма «Первый удар», в которых разрабатываются проблемы коммунистической морали, показана борьба за становление нового человека.

Действие пьесы «Борьба продолжается» происходит в 1943 г., когда особенно сильно поднялась волна партизанского антифашистского движения в Болгарии. Ее главные герои — подпольщики учитель Симо и его жена Вера. Фашистский провокатор Ненов проникает в подпольную организацию и в партизанский отряд. Потеря бдительности подпольщиками приводит к гибели многих партизан. Но антифашистское партизанское движение еще больше растет и ширится, в его ряды вливаются новые силы, — борьба продолжается.

Никола Вапцаров 1909-1942

Важная веха в развитии болгарской поэзии социалистического реализма — творчество Николы Вапцарова. Литературная деятельность его начинается с 1926 г., но большая поэтическая сила и художественная самостоятельность его произведений становятся очевидными, когда в 1930 г. он публикует стихотворения «Эпоха», «Родина», «Горький». Первый сборник его стихотворений — «Песни мотора» — выходит в 1940 г.

Стихи Вапцарова лиричны и полны революционного пафоса. Основная тема его стихов — борьба трудящихся за свои права, за социальную справедливость. Главный герой его стихов — народ. Лирический герой Вапцарова живет и трудится вместе с народом.

Поэт задумывается о судьбах человечества, об угрожающей ему войне. В стихотворении «Нет, теперь мне не до поэзии» передается эта тревога за судьбу людей:

Вот ты пишешь, а рядом где-то

Вместо рифмы взорвался снаряд,

Озаряют небо ракеты,

И кругом города горят.

Наиболее содержательны и ярки стихотворения Вапцарова «Вера», «Завод», «Поединок», «Горький», «Доклад», «Борьба так беспощадна и жестока!».

Вапцаров — поэт больших масштабов: он пишет о родине и обо всем мире, его герои думают о вселенной и о пшеничном зерне, об отдельном человеке и обо всем человечестве. Его герои — борцы против ужасов капитализма. Они верят, что жизнь станет лучше, прекрасней, мудрее...

За то чтобы жизнь людей стала лучше, прекрасней, мудрее, коммунист Вапцаров боролся всю свою жизнь. После нападения фашистов на Советский Союз Вапцаров переходит на нелегальное положение, становится членом военного комитета коммунистической партии и работает организатором боевых отрядов. Но не оставляет он и литературного творчества, создавая значительные антифашистские произведения («Антенны» и др.). 4 марта 1942 г. Вапцаров был арестован охранкой и подвергся жестоким пыткам. Ему был вынесен смертный приговор, и 23 июня 1942 г. его расстреляли фашистские палачи.

В 1952 г. Николе Вапцарову Всемирным Советом Мира посмертно присуждена Международная премия мира.

После победы народно-демократической революции 9 сентября 1944 г. в Болгарии утвердился народно-демократический строй. Болгарская литература в период от 1944 г. до наших дней получила неограниченные возможности свободного и всестороннего развития. Этот новый период в болгарской литературе характеризуется развитием социалистического реализма как основного метода литературы. Современная литература народной Болгарии творчески использует народные богатства в области искусства, наследие классиков болгарской литературы. Огромное значение в становлении метода социалистического реализма в болгарской литературе имеет творчество Горького, Маяковского и всей советской многонациональной литературы. Большинство болгарских писателей активно включились в литературную жизнь, стали на службу народу. Возникли новые издания: газета «Литера-турен фронт», журналы «Нововреме», «Изкуство», «Септемв-ри», сатирический журнал «Съершел».

Коммунистическая партия Болгарии постоянно мобилизовывала писателей на выполнение новых задач. Так, в известном письме Г. М. Димитрова к болгарским писателям (1945) говорилось: «Наш народ нуждается в подлинно народной художественной литературе, как в хлебе и воздухе, в такой литературе, которая своей глубокой правдивостью и высокой эмоциональностью поднимет его культурный и идейный уровень, укрепит преданность и любовь к народу и родине, усилит ненависть к фашизму и ко всем врагам народа, будет бичевать все гнилое и разлагающее здоровый народный организм...»

Состоявшийся в декабре 1948 г. V съезд Болгарской коммунистической партии подвел итоги развития болгарской литературы за первые годы народной власти и отметил ее большие достижения. Появились значительные произведения, завоевавшие признание широких кругов болгарских читателей. Перед писателями съезд поставил задачу дальнейшего развития литературы социалистического реализма.

Лучшие болгарские писатели обращаются главным образом к изображению в своих художественных произведениях современной действительности, к анализу процессов глубоких социалистических преобразований, происшедших в жизни народа. Широкого развития достигла сатира, бичующая пережитки буржуазной идеологии.

Больших успехов добились критика и литературоведение. Наиболее плодотворно работает в области эстетики, критики и литературоведения академик Тодор Павлов (родился в 1890 г.). Его самые значительные работы опубликованы в двухтомном сборнике «За марксистскую эстетику, литературную науку и критику» (1954—1955).

В поэзии активно действуют представители старшего поколения— К. Кюлявков, Л. Стоянов и др., вливаются в литературу молодые поэты.

Большое место в поэзии занимает гражданская лирика, отражающая партизанскую борьбу, революционный переворот 9 сентября 1944 г., победу народа в Отечественной войне, социалистическое строительство.

Интересна «Баллада о коммунисте» В. Андреева, в которой он воспевает стойкость и героизм коммунистов — лучших сынов болгарского народа:

Звал он твердо, что минуты его сочтены,

Но величье и гордость в глазах его были видны.

Грудь палач ему резал: «Ты железный. А все же согнись».

«Нет, я крепче железа, — ответил он. — Я коммунист!»

Развивается гражданская, философская, пейзажная и интимная лирика, представителями которой являются В. Ханчев, В. Петров, Г. Джагаров, Д. Методиев, Б. Димитрова, П. Пе-нев, Л. Стефанова и др.

После 1944 г. развивается болгарская проза. В ней прежде всего нашла отражение борьба болгарского народа против капитализма и фашизма, партизанское движение.

В романе X. Русева «По кручам» показана борьба партизанского отряда, руководимого коммунистом Руменовым. Партизанское движение ширится, сливается с операциями наступающей Советской Армии. Писатель рисует картины восстания болгарского народа в сентябре 1944 г. и радость народа, освободившегося от фашизма. Раскрытию этой же темы посвящены романы Д. Ангелова «На жизнь и смерть», Г. Ка-раславова «Простые люди», К. Каляева «Живые помнят».

Одним из наиболее значительных романов, в которых показывается крушение. старого мира, является роман Д. Ди-мова «Табак», получивший широкую известность не только в Болгарии, но и за рубежом. В романе изображена борьба между монополистами табачной промышленности и рабочими и крестьянами, связанными с производством табака. Рельефно нарисована фигура дельца Бориса Морева, совершающего головокружительную карьеру — от мелкого чиновника до директора крупной табачной фирмы «Никотиниана».

Монополистический капитал в буржуазной Болгарии подчинял себе все — торговлю, политику, власть, насаждал фашизм, растлевал морально людей. Его тлетворное влияние показано на примере судьбы простой девушки Ирины. Она мечтала о трудовой жизни, о врачебной деятельности. Но, встретившись и соединив свою судьбу с Борисом Моревым, для которого нет ничего святого, она докатывается до полного бесчестья и предательства.

С победой народной власти на первый план в литературе выдвигается тема строительства новой Болгарии. Одним из первых разрабатывал эту тему в книге «Перевал молодежи» Г. Караславов. В ней рассказывалось о трудовых подвигах молодежи, о возникновении нового, социалистического отношения к труду, к людям.

О первых шагах организации коллективного труда крестьян на селе рассказал Стоян Даскалов в романе «Своя земля» (1952). Особенно живо процесс кооперирования болгарского крестьянства отображен в романе А. Гуляшки «МТ станция». События романа развиваются в житнице Болгарии—* Добрудже. Это высший этап кооперирования крестьянства — механизация сельского хозяйства, социалистическая перестройка деревни. Писатель показывает роль Коммунистической партии Болгарии в этих сложных процессах. Удача писателя — создание образов агронома Павлова, секретаря парторганизации Илии, токаря Марина и др. Писателю удалось осветить не только профессиональную или общественную деятельность своих героев, но и глубоко проникнуть в их характеры, чувства и настроения, показать их в быту, на фоне чудесных пейзажей Добруджи.

Интересен роман Ивана Мартинова «Шахтеры». В нем отражен процесс индустриализации страны, рост рабочего класса, опоэтизирована профессия рабочего-горняка.

В романах К. Каляева «Семья ткачей» и А. Гуляшки «Семь дней нашей жизни» глубоко разрабатываются проблемы новой морали, возникающей на основе коренных преобразований общества.

Растет художественное мастерство писателей. В последнее время особенно заметно их стремление проникнуть в существенные явления жизни, глубоко показать характеры людей, создать запоминающиеся и волнующие образы, изобразить широкую панораму жизни болгарского народа.

Во время шумных ревизионистских атак 1956—1957 гг., которые имели место в ряде стран, в Болгарии также проходила дискуссия по кардинальным проблемам развития литературы, метода социалистического реализма, понимания принципа партийности литературы. Однако в Болгарии, где современная литература выросла на традициях прогрессивной демократической и революционной литературы прошлого, не было сколько-нибудь заметных ревизионистских выступлений. Болгарские писатели продемонстрировали свое идейное единство, тесную связь с народом и преда"нность высоким коммунистическим идеалам.

В связи с пятнадцатилетней годовщиной со дня освобождения Болгарии от фашизма на специальной сессии Союза болгарских писателей были подведены итоги основным достижениям свободной болгарской литературы за 15 лет. Премиями имени Димитрова были отмечены писатели: Г. Караславов — за роман «Обыкновенные люди» (о рабочем и социалистическом движении в Болгарии), Д. Талев — за трилогию «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день», Д. Ангелов — за роман «На жизнь и смерть», А. Гуляшка — за роман «Безоблачно», С. Дичев—за роман «За свободу», Н. Фуранджиев — за сборник стихов «Я ходил по твоим путям» и В. Ханчев — за сборник «Стихи в колчане».

Написан ряд современных пьес, большинство которых посвящено темам революционно-освободительного движения и борьбе Болгарской коммунистической партии и народа за построение социализма и становление новой, социалистической морали (пьесы О. Васильева, К. Зидарова, К. Кюлявкова). Драматургия привлекла к себе ряд поэтов (И. Пейчева, И. Ра-доева, В. Петрова), создающих «лирические драмы». Успешно развивается в Болгарии и публицистическая и интеллектуальнофилософская драма, создателями которой являются Н. Русев, Г. Джагаров, Л. Стрелков и др.

Только в условиях народно-демократического строя стал возможным такой могучий рост новой болгарской литературы. Еще большие перспективы открываются ей в будущем.

Болгарская литература - самая древняя из славянских литератур. Устная, так называемая народная, болгарская словесность представляет собою продукт сложного влияния национальных элементов, как и сама болгарская национальность, которая есть сложный продукт тюрко-славянского смешения. Еще не установлены пути экономического, политического и культурного влияния в эпоху VIII-X вв.; так же не установлен ряд исторических событий. - Вот почему нелегко открыть пути, по которым переходили идеи и формы поэтического творчества болгар. Однако это не означает, что национальная стихия исключительно господствует в творчестве болгарских писателей. Очень много идей и форм в народном поэтическом творчестве Болгарии было заимствовано у чужих народов. Народное поэтическое творчество Болгарии ограничивалось лирикой и эпосом. Болгарская народная лирика отличается богатством, глубиной и нежностью чувства. Она охватывает: 1. обрядные песни, 2. любовные песни и 3. элегии. Исследования болгарского фольклора доказывают, что содержание обрядных песен связано с первобытной религией болгар. Самое характерное в них то, что они проникнуты утилитарным духом, представляют собою обыкновенные молитвы о хлебе, здоровьи, богатстве и т. д. Любовная лирическая песня болгарского народа обаятельна. Любовное чувство в ней не противоречит реальности, трезво ее отражает и лишь очень редко этот реализм доходит до банальности. Тяжелая жизнь за время турецкого рабства нашла свое отражение в прекрасных народных элегиях; лучшие из них: «Гроба на Бояна», «Булка варви, булка варви», «Пиле писна». Болгарский эпос делится на: героический, исторический и бытовой. Героический эпос начинается с XV века - эпохи, когда отстаивали болгарскую независимость от турецкого завоевания: крали - Марко, Секула Детенце, Янкул и Момгил; воеводы: Дайчин-воевода, Дете Голомеше. - Вот герои, которых воспевал болгарский народ. Характерно, что болгарский народ в своем поэтическом творчестве обходит молчанием таких царей, как Борис и Симеон, в то время как другие народы Балканского полуострова в своем героическом эпосе изображают выдающихся представителей царских родов. Это объясняется глубокими следами, которые оставило в культуре болгарского народа учение богомилов. Богомильство было истолковано как «церковная ересь», между тем как в действительности это была неорганизованная пропаганда среди трудовых слоев болгарского (и даже балканского вообще) населения, призывающая к свержению владык, государственной власти, власти церкви и правящих сословий. Это было анархическое течение, революционизировавшее гл. обр. крестьянство. На развитие народного песнотворчества и устной словесности богомильство и борьба с ним оказали огромное влияние. К героическому эпосу относится и эпос гайдуков (хайдути). Гайдуки являются продуктом более поздней эпохи, периода национальной борьбы болгар в XIX в. Это - сильные личности, ведущие борьбу против турецкой власти, против фанариотов и притеснителей народа болгарского происхождения. В эпосе гайдуков воспевались исторические деятели, одаренные мифически-героическими чертами. Более выдающимися эпическими личностями из гайдуков являются: Страхил-воевода, Стоян, Ненчо, Татунго, Чавдар и т. д. Содержанием исторического эпоса является борьба последнего болгарского царя Ивана Шишмана против турок. Бытовой эпос охватывает все области обыденной жизни болгарина. Центральное место занимают отношения женщины к мужу и свекрови. Немалое значение имеют народная легенда и сказка - фантастическая и бытовая. Легенды были созданы богомильством. По содержанию они являются странным сочетанием философской и «еретической» мысли и стремятся объяснить темные места в Евангелии. По форме и стилю они напоминают апокрифы (см.).

Древняя литература

Б. Л. зародилась в связи с стремлением государства обратить в христианство язычников болгар. Во второй половине IX в. политическое положение Болгарии было критическим. Находясь в соседстве с великой Византийский империей, на пути, ведущем из Зап. Европы к Востоку, она была объектом постоянных нападений и завоеваний. Ее существованию угрожали как Византийская империя, так и Паннония. При этом голод, постигший страну в IX в., еще больше ухудшил ее экономическое положение. Родовая аристократия оторвалась от народа. Подражая византийским вельможам, она жила в роскоши и довольстве, а народные массы бедствовали. Одна часть ханства, которая слилась с болгарской аристократией славянского происхождения, приняла христианство. Другая вместе с большинством народа отстаивала старые языческие верования. Чтобы спасти свою власть и государство, царь Болгарии Борис принужден был насильственно окрестить болгарский народ (райя). Акт крещения был встречен со стороны ханства бунтом, который был подавлен. После этого перед царем Борисом стояла очень сложная задача - удовлетворить умственные запросы народных масс. Решить ее помогли ему не только византийский император и патриарх, но и те его подданные славянского и болгарского происхождения, которые уже успели сделаться носителями византийской образованности. Началась усиленная лит-ая деятельность; она выражалась в переводах с греческого на славянский яз. священных и церковно-служебных книг. Кроме Евангелия, Деяний апостолов и их толкований, были переведены еще псалтырь, миней, апокалипсис и ряд творений святых отцов. Более выдающимися литературными памятниками древнего периода Б. Л., заканчивающегося в 1393, и среднего периода, длившегося до появления книги Паисия, являются следующие: «Зографское и Марийское евангелия», «Саввина книга» и «Супрасалский сборник». От св. Климента сохранились: «Житие святых Кирилла и Мефодия», «Синайский требник» и «Похвальное слово святому Кириллу»; от Ионы Екзарха: «Небеса», «Шестоднев»; от Черноризца Храброго: «Защита болгарской письменности», «Презвитер Козма», «Беседа против богомилов»; от неизвестных авторов - жития всевозможных святых и много апокрифов. Из повестей дошли: «Троянская повесть», «Александр Великий», «Валаам и Иосафат»; из хроник: «Хроника Метафраста» и «Летопись Георгия Амартола». Особой литературной отраслью стали сборники поучений и житийных повестей, в первоначальной редакции связанные с греческим епископом Дамаскиным Студитом, а в дальнейшем обросшие иным материалом, но все же сохранившие название «дамаскинов».

От среднеболгарского периода остались: «Синодик Бориса», «Добромирское евангелие», «Охридский апостол», «Рассказы Эзопа» и многочисленные жития святых и написанные патриархом Ефтимием Тирновским: «Житие святого Николы Софийского», «Абагар», «Копривщенский Дамаскин» и т. д. Продукция этой переводной литературы настолько усилилась, что Болгария стала снабжать этой литературой другие славянские страны.

В эпоху турецкого ига Болгария не проявила в отношении развития литературы никаких признаков жизни: факт, который говорит очень много о характере этого ига, о низком политическом уровне народных масс, об их отсталости. Вначале XVIII в., в связи с национальным пробуждением болгар, лит-ая жизнь крепнет.

Новая болгарская литература

Новая болгарская литература связана с периодом политического ренессанса Болгарии. Эпоха национального возрождения, национально-революционной, освободительной борьбы имеет свою литературу. Она начинается книгой монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского (1762) - «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских». Эта книга сыграла огромную культурную роль в жизни болгарской нации. Характер этой литературы в ее дальнейшем развитии был гл. обр. пропагандистско-публицистический. Писатели XVIII в. изображали жизнь болгарских народных масс под политическим и экономическим игом турок и под духовным игом фанариотов и болгар-ренегатов. Эту жизнь они изображали мрачными красками в несколько романтическом тоне. Они призывали народные массы к восстанию против угнетателей. Чем больше разгоралась национальная борьба, тем больше эта литература теряла свой романтическо-сентиментальный тон и приобретала тон революционного реализма. Со второй половины XIX в. она развивается под господствующим влиянием русской литературы, в связи с национально-политическими чаяниями болгарской буржуазии, ориентировавшейся на Петербург. Самыми характерными представителями этой эпохи являются: Славейков Петко (см.) (1827–1895), Каравелов Любен (см.) (1837–1879) и Ботев Христо (см.) (1847–1876). Эти писатели и поэты, которые были в то же время политическими деятелями и революционерами, завещали новейшей Б. Л. боевые мотивы. Они подчиняли поэзию задачам освободительного движения болгарского народа, их творчество было проникнуто непреодолимой ненавистью ко всем угнетателям. Наиболее характерна в этом отношении поэзия Ботева; она представляет собой сплошной бунт против экономического и политического рабства. В ней доминирует элемент социальный над национальным. Мотивы поэзии Ботева мы встречаем на всем протяжении развития Б. Л. после освободительной войны. В истории новейшей Б. Л. борются две тенденции: одна - искусство должно служить народу; другая - искусство должно быть чистым искусством, т. е. фактически - служить турецкой и болгарской буржуазии. В период, близкий к освободительной войне, почти все поэты и писатели в начале своего творчества являются носителями первой тенденции. Не составляет исключения и Иван Вазов (см.) (1851–1922). Но если творчество Ботева - революционный призыв к борьбе, то творчество Вазова полно примиренческих тенденций. Типичный представитель мелкой буржуазии, Вазов рано порвал с революцией, с своим деклассированным и интеллигентским идеализмом. Он - поэт внешнего. Внутренние процессы жизни ему были недоступны. Вазов не смог понять установки радикальной, социалистической и анархической интеллигенции, относился враждебно к ней и после войны 1914–1918 открыто перешел на сторону врагов социалистического движения. Во время войны он проявил себя шовинистом, склонным впрочем к руссофильству до 1917. Единственное, что связывает его с социалистической интеллигенцией, это его давнишнее прошлое, плодом которого является «Эпопея забытых»: в ней он воспевает легендарных уже революционеров: Левского, Раковского, Бенковского, Ботева и др.

Развивающаяся капиталистическая действительность воспринималась мелкобуржуазной интеллигенцией, крестьянством и рабочими или через призму народничества, или через призму социализма. Народничество - течение, которое в Болгарии характеризовалось идеализацией докапиталистической формы хозяйства, дало своих представителей в литературе в лице Тодора Влайкова-Веселина, А. Страшимирова и П. Тодорова (во второй период его творчества). Второе течение, продолжившее традиции Ботева, представляют в литературе Д. Полянов (который и по сию пору остается болгарским Демьяном Бедным), Андрейчин, Христов, Чворов и Петко Тодоров (в первый период их творчества). Начало деятельности этих писателей совпадает с усилением рабочего движения, с созданием рабочей партии. Петко Тодоров накануне своей смерти выражал уже в своем творчестве идеологию крупной буржуазии. Из его произведений больше известны идиллии, где он рисует действительность, которой капитализм еще не коснулся. Иван Андрейчин прошел через французский декаданс, чтобы закончить жизнь на поприще учителя и потерять свой сочный талант. Развертывающаяся буржуазная действительность, отличающаяся своим блеском, но бессодержательная, опьяняющая и подкупающая открывшейся для интеллигенции возможностью быть на содержании буржуазии, бросающей ей (этой интеллигенции) крохи своей прибавочной стоимости, - все это повлияло на творчество Кирилла Христова, Яворова и целого ряда молодых поэтов и писателей - их последователей. И они от буржуазного анархо-индивидуализма спустились в пропасть символизма и декадентства, чтобы закончить свои творческие пути: Кирилл Христов - тупым и озлобленным шовинизмом, а Яворов - самоубийством. Фаланга поэтов, следующих за ними, воспевает пустоту и бессмыслие буржуазной жизни. Более выдающиеся из них: Троянов, Н. Лилиев, Кремен, Рачев, Н. Райнов и др. Родоначальник их школы, отражающей жизнь буржуазии в литературе, - Пенчо Словейков, сын Петко Словейкова. Но если у него был бесспорно талант, оплодотворенный поэзией Гёте и Гейне, то этим не отличались его последователи. Школа Пенчо Словейкова разнится от школы Вазова многообразием мотивов внутреннего характера и формой, отражающей это содержание. Творчество Пенчо Словейкова отражает высший этап в развитии буржуазии, который характеризуется уже богатством культуры. Переход от мелкохозяйственных к капиталистическим формам производства изобразил в своих произведениях Алеко Константинов (1863–1897). Его «Бай-Ганио» в литературной и культурной истории Болгарии занимает такое же место, как «Мертвые души» Гоголя в русской литературе. С иронией, свойственной его таланту и переходящей часто в сарказм, Алеко Константинов рисует в «Бай-Ганио» нарождающуюся новую буржуазию. Его художественное творчество было сильным оружием в руках политической партии, к которой он принадлежал, выступающей против ростовщиков и капиталистов. Этого не могли простить Алеко Константинову реакционеры-народники, - нынешний оплот реакции и фашизма в Болгарии: они его убили. Особое место в Б. Л. занимает Стоян Михайловский (1851–) - сатирик. Линия его политического развития идет от одной крайности к другой. Своим сарказмом он бьет то по буржуазии, то по рабочему классу, чтобы закончить затем свою жизнь идеологом фашизма. Буйный рост рабочего движения, поднявшегося после войны 1914–1918 до небывалой высоты, получил свое выражение в поэзии Христо Смирненского - родоначальника пролетарской поэзии. Он развивает мотивы поэзии Ботева в обстановке болгарской действительности после мировой войны. Пафос его поэзии - безграничная любовь к русской революции и непреодолимое желание итти по ее пути. Центральным мотивом его поэзии является буря - символ революции. Россия - надежда угнетенного человечества, страна «красных эскадронов», которые несут бодрость всему человечеству, - «страна северного Спартака». Призыв к борьбе, революция и СССР - вот мотивы пролетарской поэзии в Болгарии. Кроме Смирненского эти мотивы составляют содержание творчества Поляно Расцветникова, Чагановского, Кюлявкова и др. Смирненский не дождался «праздника» своих братьев - освобождения пролетариата от ига капитала. В июне 1923 он умер от чахотки в расцвете своих творческих сил, в момент обострения классовой борьбы, когда соотношение политических сил в стране переменилось. Буржуазные партии подготовляли переворот, чтобы взять власть в свои руки. Началось капиталистическое наступление, сопровождавшееся неслыханным белым террором. Этот момент в литературной жизни Болгарии характеризуется стремлением известных пролетарских поэтов, писателей и критиков (Расцветникова, Карамийчева, Г. Цанева и др.) подняться до «общечеловеческого» в искусстве, заговорить о «чистом искусстве» и расширить мотивы пролетарской поэзии. Выраженный на яз. политики, этот литературный факт означал измену идеям рабочих и крестьянских масс Болгарии. Логическим концом было полное ренегатство этих литераторов, проявившееся впоследствии и в политической жизни. Июньские события 1923 привели к крутому повороту в экономическом и политическом развитии Болгарии и в развитии ее компартии. Быстрое изменение политического положения продиктовало такое же изменение политических лозунгов, быструю смену старого курса партии новым. Этот курс привел БКП к сентябрьскому восстанию. Сентябрьское восстание, героизм восставшего народа, зверская месть буржуазии при разгроме восстания - имеют тоже свою поэзию - сентябрьскую. Это восстание, близкое нам по времени, но ставшее уже легендарным, имеет свою эпопею - мощную поэму Гео Милева - «Сентябрь». В момент бешеной реакции Гео Милев имел дерзость сказать то, чего никто не дерзнул сказать. За эту дерзость он поплатился жизнью. Кризис партии после поражения сентябрьского восстания отозвался на пролетарских поэтах. Стихи и рассказы той части писателей, которые начали свое отступление еще перед сентябрьским восстанием, имеют несомненно художественную ценность, но им нехватает бодрого боевого чувства, которое, спустя два месяца после сентябрьского поражения восстания, снова ожило в рядах революционеров. Эти произведения дышат сентиментальным романтизмом, душевной подавленностью и лишены революционной перспективы; они явились гранью, отделившей их авторов от революционного движения и компартии.

Список литературы

Кръстев К., д-р, Етюды и критики (Этюды и критика), София, 1894

Благоев Д., Обществено-литературни въпроси (Общественно-литературные вопросы), София, 1903

Ключаров Ив., Героическото в българската народна песни (Героическое в болгарской народной песне), «Литературен Алманах», ч. III, София, 1911

Пенев Б., Българската литература (Болгарская литература), Курс лекций в Софийском университете, 1913–1914

Бакалов Г., Българската литература и социализма (Б. Л. и социализм), 2-е изд., София, 1919

Ангелов Б. и Арнаудов М., История на българската литература (История Б. Л.), чч. I и II, София, 1923–1925.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Елена Соковенина

Лето в разгаре, гамак под яблоней и шезлонг на балконе распростерли свои нагревшиеся от солнца объятия. Все, чего недостает — хорошей книги. Главное, успеть там оказаться перед тем, как магическое место займет ваше дитя, если вы родитель, или ваш родитель, если наоборот.

Для нашего сегодняшнего обзора совершенно неважно, кем именно вы являетесь — все равно найдете что-нибудь для себя. Но зато очень важно вот что: если ваше место в гамаке или шезлонге оказалось занято, не жадничайте, читайте вслух. А если вы стоите перед тем, кто занял ваше место, не нойте попусту. Нойте со смыслом: просите, чтобы вам читали.

Итак, сегодня — болгарские писатели.

Павел Вежинов (1914-1983)

Несси не был, как может показаться, кибером или каким-нибудь другим искусственно созданным организмом. Те, кто хорошо знают людей и умеют провидеть будущее, понимают, что этого никогда не случится. Даже если человечество внезапно окажется на пороге неотвратимой биологической гибели, оно и тогда не создаст своего искусственного человекоподобного продолжения, построенного на других принципах

(“Белый ящер”, пер. Л. Лихачевой)

Однажды, где-то в середине 1960х, редактор болгарской газеты “Шершень” написал роман. Редактор был не только редактором, но и сценаристом, и писателем. Роман назывался “Белый ящер”. Это была история в модном духе: о победе разума, о свободе от запретов. О сексуальной революции, сделавшей то, что люди называли чувствами, простым отправлением естественных потребностей. О мутанте, появившемся в результате эксперимента homo super, наделенном могущественным интеллектом и почти лишенным инстинктов. И о главном: то, что веками с упрямством, достойным лучшего применения, люди пытаются выбрать: либо разум, либо чувства, — является на самом деле одним целым, неделимым, не способным к существованию по отдельности.

Павла Вежинова (которого на самом деле звали Никола Делчев Гугов) любили называть экспериментатором. Говорили, он и швец, и жнец, и на машинке тоже может. И впрямь, писатель подавался то в детектив, то в реалистическую прозу для детей и юношества, то в фантастику. Тут так и хочется резюмировать: “Искал себя!”. Но это было бы сказано, не разобравшись.

Потому что себя писатель уже нашел. То, что хотелось бы сказать читателям, он нашел на фронте, между 1941 и 1945, когда шла Вторая мировая война, а сам он был военным корреспондентом. Он слишком хорошо понял, что такое идея homo super, руководствующегося тем, что принято называть чистым разумом. Как это стало модно говорить, электроники. Или, если хотите, атомной энергетики. В такие времена часто забывают о том, что, по существу, представляет собой радость. Простые человеческие слабости кажутся глупостью, простые шутки кажутся слишком простыми и… но Павел-то Вежинов был настоящий писатель! Кому, как не ему было доподлинно известно: обычная жизнь вообще не бывает обычной. И уж тем более, не бывает скучной. Она только может такой казаться. Надо только это объяснить. На нужном, понятном новому читателю языке. И даже так: юным читателям — по-своему, взрослым — по-своему. А поскольку сказать все нужное писатель хотел именно юным, то он и занялся фантастикой.

И у него получилось. Примерно так становятся классиками, а Павел Вежинов — как раз он.

Некоторые книги:

Белый ящер

Гибель «Аякса»

Летучие мыши появляются ночью

Мой первый день

Ночью на белых конях

Происшествие на тихой улице

Синие бабочки

(Атанас Василев Джавков, 1921-1995)

“- Опусти хвост, - сделала замечание мама Лиса. - Могут подумать, что ты возгордился.

- Почему?

- Потому что, когда лисица возгордится, она задирает хвост.

Лисенок опустил хвост, но вдруг посмотрел на папу Лиса и крикнул:

- Погляди на отца! Он идет, задрав хвост.

- Ему есть чем гордиться, - ответила мама Лиса

(“Приключения Лисенка в воздухе”, пер. Е. Андреевой)

Один писатель стал писателем еще, когда учился в школе. То есть в гимназии города Бургаса. И, представьте, его печатали в местной газете. Сначала он публиковал миниатюры, юморески, фельетоны и иронические стихи. Правда, одновременно, чтобы прокормить семью, приходилось продавать газеты в киоске у пристани, зато покупатели с их разговорами были отличными героями для рассказов. А в свободное время Атанас смотрел на пристань и вздыхал. Он мечтал стать моряком. Так мечтал, что однажды двенадцатилетнего Анастаса обнаружили спрятавшимся в трюме одного парохода, направлявшегося в Грецию.

Шло время Двадцатишестилетнего писателя пригласили в газету “Шершень” (редактором которой как раз и был Павел Вежинов). Рассказы и сатирические пьесы выходили отдельными книгами. Однажды писатель увлекся и вышел на сцену — в сатирическом варьете для театра “Сливен”, для которого писал пьесы по совместительству. Штатным драматургом он числился уже пять лет, но это варьете получилось слишком удачным. Компетентные органы поспешили заметить редакции, что задача газеты — писать, а не играть в театре, и спустя некоторое время писатель Априлов стал сам себе писатель. По собственному, как указывалось в заявлении об уходе, желанию. В 37 выяснилось, что можно позволить себе жить без всякой зарплаты, на писательские гонорары.

А он писал. Писал все время, что бы ни происходило в его жизни. Романы и повести для взрослых, и для детей. И еще тексты популярных песен. И, конечно, пьесы. А также сценарии для кино и радио. И для цирка. И для телепередач и детских сериалов.

У всего этого есть одна общая черта: все, что написал Борис Априлов, с удовольствием читали и дети, и взрослые.

Некоторые книги на русском:

Приключения Лисенка в воздухе

Морские приключения Лисенка

Cамые новые приключения Лисенка

“- Эх, жaль, что сейчaс не зимa, — вздохнул сержaнт Мaкрев.

— А зaчем нaм зимa? — покосился нa него инспектор Пaнтифлюшек.

— А зaтем, что тогдa мы могли бы одеться во все белое, кaк снежинки, взобрaться нa эстaкaду и спрыгнуть с нее нa крышу aвтобусa. Автобус проходит под эстaкaдой, a мы — бух вниз, и нa крыше! А что? Идет снег, a мы — просто-нaпросто две крупные снежинки… А уж с крыши кaк-нибудь дa проберемся внутрь

(“Похищение автобуса”, пер. М. Качауновой)

Об этом человек с бородой, похожем на отца Пеппи Длинныйчулок — правителя острова Веселия, что где-то в южных морях – почти ничего не известно. И в самом деле — что можно сказать о писателе, если он юморист? Разве что только добавить: еще киносценарист. Но поскольку переводов на русский крайне мало, и фильмы “Музикален момент”, и “ Петък вечер” мы можем посмотреть только на языке оригинала, ограничимся “Похищением автобуса”. Романом о том, как инспектор уголовного розыска Пантифлюшек был вынужден расследовать — нет, даже не расследовать, а преследовать! — угнанный автобус со всеми пассажирами. Который не соблюдает никаких остановок, зато честно соблюдает правила дорожного движения. Вы спросите, а что же пассажиры? А они, как ни странно, ничего. То есть, они сначала ругались — всем же на работу, но потом подумали и решили, что это к лучшему.

Похищение автобуса (1987)

Безнадежный случай (из сб. “Индюшка с бриллиантами”).

(1902-1966)

Итак, снимите шляпу и слушайте меня внимательно!

После того, как наш ученый всесторонне развил свою теорию о химическом составе тканей человеческого тела, в голову ему пришла мысль, что сочетаться браком может лишь та пара, „химические» типы которой совпадают. Охваченный этой навязчивой идеей, он пошел еще дальше: предложил подвергать предварительному химическому анализу всех желающих вступить в брак

(“Водородный господин и кислородная барышня”, пер. М. Качауновой)

Вы уже сняли шляпу? Отлично. Так и положено делать перед человеком, которого называют отцом современной болгарской фантастики, первым открывшим издательство фантастической литературы. Не в Америке, не в Британии, а в Болгарии, которой до научной фантастики оставалось не меньше десяти лет, да и того, может быть, не было бы, когда бы не примчавшийся из Мюнхена молодой человек со связкой книг в чемодане!

На книгах стояло имя “Жюль Верн”, а молодой человек, который решительно был намерен открыть своей родине “новую литературу”, изучал в Мюнхене торговое дело. К тому же он был литератором. Раз, два — и оба упомянутых компонента дают единственно закономерную реакцию: открытое на собственные деньги издательство “Аргус”.

Что с того, что оно просуществовало всего два года? Там выпустили сборники “Синяя хризантема” Минкова и “Смерть” своего компаньона Владимира Полянов а. В оформлении знаменитого Ивана Милева ! Основатели издательства мечтали найти и объединить у себя все значимые имена мировой фантастики, а это было, конечно, немного слишком. Но главное они успели — открыли фантастику для Болгарии.

Взгляните в это суровое лицо. Оцените строгость взгляда за толстой оправой очков. Примите во внимание, что этот человек не только был сотрудником болгарского посольства в Токио, редактором, выпускающим редактором, помощником библиотекаря. Чтобы вы до конца прониклись, до какой степени он серьезен, — наш герой был корректором. Если человек работает корректором, то по степени серьезности никакие атташе ему в подметки не годятся, пусть они хоть десять раз японские.

Теперь можно приступать к тому, что он написал, этот человек в очках. Вы, например, представляете, что такому можно написать рассказ под названием “Лунатин! Лунатин! Лунатин!” об ученом Гераклите Галилееве, который внезапно высокомерно отвечает на вопросы “о йес!”, хотя совсем недавно был приличным научным сотрудником? А “Даму с рентгеновскими глазами”? А “Водородного господина и кислородную барышню”?

“О йес!” — воскликнет какой-нибудь реальный страшный научный сотрудник и быстро напишет правдивые слова: …мол, отразил, жизнь человека в мегаполисе, технократию и власть рекламы над миром. И еще не забудет точность бытовых зарисовок. И будет совершенно прав: даром, что ли, он научный сотрудник?

А мы со своей стороны добавим: вперед же, за господином в кепи и в белом плаще, из-под которого видны тонкие кривые ноги в брюках гольф. Этот, в плаще, как раз сошел с поезда, а мы до сих пор не знаем, что он сделал с человеком с бородой и мармеладом.

(1919-2007)

Всего час назад под именем Пьера Лорана я перешел границу у Симплона. Под этим именем я намерен следовать дальше по этой живописной стране, которая не знает войн, зато отлично знает секреты международного туризма и издавна славится обилием горных цепей, часовых заводов и шпионов всевозможных национальностей

(“Тайфуны с ласковыми именами”, пер. А. Собкович)

Те, кому доводилось лет двадцать назад лежать на даче под яблоней или под кустом растения, похожего на гигантский укроп, наверняка помнят, как поглощали одну за другой книги об Эмиле Боеве — этом болгарском Штирлице. Или, если хотите, Джеймсе Бонде. О разведчике, элегантно выполняющем опасные задания в стриптиз-барах между двумя романами с прекрасными коллегами из противоположного лагеря. Если так, то тут мало что можно добавить: вы нас понимаете. А если нет, и вы, прочтя это описание, снисходительно пожали плечами, мол, дешевка, то позвольте оппонировать: ха-ха. Во-первых, хорошо написанный шпионский роман — особенный жанр. Любители детективов нас поддержат. А во-вторых, хорошо написанный шпионский роман вышел из-под пера писателя Богомила Райнова, который сам служил в разведке во время Второй Мировой, а после того еще семь лет служил в болгарском посольстве Парижа атташе по культуре. Венеция, Женева, Париж, Лондон и Копенгаген у него настоящие. Короче говоря, писатель свое дело знал.

Что остается добавить? Одна из ярчайших фигур болгарской литературы. Издавался и переводился огромными тиражами. Закончил факультет философии. Поэт. Прозаик. Литературовед. Автор книги о том, как приобретались картины для Национальной галереи (“Странное это ремесло”), и научного исследования о феномене детектива и шпионского триллера. Если встретите книгу Богомила Райнова “Черный роман” — это оно.

Некоторые книги на русском:

Серия об Эмиле Боеве

Господин Никто (1963, экранизация, русс.дубляж)

Что может быть лучше плохой погоды? (1968)

Большая скука (1971)

Наивный человек среднего возраста (1975)

Реквием (1975)

Тайфуны с ласковыми именами (1977)

Умирать — в крайнем случае (1976)

Серия “Три встречи с инспектором”

Инспектор и ночь (1964)

Человек возвращается из прошлого (1966)

Бразильская мелодия (1969)

Черный роман (1970)

Странное это ремесло (1980)

Болгарская литература принадлежит к числу древнейших славянских литератур. Первые памятники болгарской письменности появились еще во второй половине IX в., когда ближайшие сподвижники и ученики славянских просветителей Кирилла и Мефодия поселились в Болгарии и начали активную литературную деятельность. X век вошел в историю болгарского народа как «золотой век» расцвета жанров древнеболгарской письменности, получившей распространение и в других славянских землях. Однако вскоре двухсотлетнее византийское, а затем почти пятисотлетнее османское иго затормозило развитие национальной литературы. Чужеземные поработители безжалостно уничтожали ценнейшие рукописи, разрушали памятники искусства и архитектуры, преследовали творцов-патриотов. Поэтому в конце XVIII - начале XIX в. образованные люди читали в основном рукописные произведения так называемой житийной литературы. Создавали их преимущественно представители духовенства.

В 30 - 40-е годы прошлого столетия в стране ширится освободительное движение. Вместе с ним возрождается и национальная болгарская литература - она становится одним из важнейших факторов борьбы за независимость своего народа. Выступая с патриотическими и революционными идеями, писатели широко используют в своих оригинальных произведениях неумирающее устное творчество народа и опираются на достижения зарубежных писателей, особенно русских. Их любимыми авторами стали Пушкин, Гоголь, а несколько позже - Тургенев, Некрасов, Л. Толстой.

В 50 - 70-х годах XIX в. национально-освободительная борьба болгарского народа против турецких завоевателей достигает наивысшего подъема: ширится движение партизан - гайдуков, возникают крупные революционные организации, вспыхивают массовые крестьянские восстания и самое крупное из них - знаменитое апрельское восстание 1876 г. В это же время в Болгарии появляются самобытные

таланты, и среди них писатель Петко Славейков (1827 - 1895), неутомимый просветитель, одаренный переводчик и собиратель народного творчества, автор лирических стихотворений, басен и патриотических поэм. На его произведениях воспитывалось не одно поколение. Петко Славейкова любовно называют дедушкой болгарской литературы. Яркие национальные характеры впервые запечатлел в рассказах и повестях Любен Каравелов (ок. 1834 - 1879).

Христо Ботев (1849-1876)

Самая яркая личность в болгарской литературе XIX в. - Христо Ботев, выдающийся революционный демократ, публицист и вдохновенный поэт. Он родился в семье учителя в небольшом балканском городке Калофер. В патриотической среде, к которой принадлежал его отец, особенно остро переживали страдания народа. Когда маленький Христо окончил начальную школу, отец, сам получивший образование в России, послал его учиться в Одессу. Два года, проведенные среди русской молодежи, оставили неизгладимый след в жизни Ботева. В России он с увлечением читал Пушкина, Тургенева, Чернышевского, живо интересовался политическими событиями.

За свободолюбивые идеи и пренебрежительное отношение к казенной муштре юношу исключили из гимназии; после скитаний он возвратился на родину. Став учителем, Ботев заменил отца в местной школе.

В своих выступлениях он разоблачал болгарских богачей и торговцев, турецкого султана и его наместников, чинивших беззакония в стране. Местная знать решительно ополчилась против молодого учителя, и ему пришлось покинуть Болгарию.

Христо Ботев.

Осенью 1867 г. Ботев поселился в румынском городке Браила: сюда стекалось много болгарских эмигрантов. Они снаряжали вооруженные отряды для борьбы против ненавистных эксплуататоров. Ботев не раз мечтал вступить в один из таких отрядов знаменосцем. Но военного опыта и знаний у юноши еще не было. Он близко знал самоотверженных борцов из отряда известного воеводы Хаджи Димитра. Он тяжело воспринял их гибель и с грустью писал: «Мы делили с ними печаль и радость, смех и слезы, сидели с ними за богатой и бедной трапезой, беседуя о судьбе нашего поруганного отечества... Делились с ними всем, - только смерть и свободу не могли разделить!»

Почти девять лет прожил в Румынии Ботев. Все эти годы он думал о своей родине, мечтал о народной революции и ради этого работал: сотрудничал в революционных газетах, а затем издавал свои. Вскоре Ботев оказался в центре революционной эмиграции и возглавил Болгарский Центральный революционный комитет, готовивший всенародное восстание в Болгарии.

Гневные статьи Ботева разили одновременно и европейскую и болгарскую реакцию. Они сплачивали передовые силы народа. Ему принадлежат знаменитые слова: «Исповедую единый светлый коммунизм - исцелитель всех недугов общества. Чаю пробуждения народов и будущего коммунистического строя во всем мире» («Символ веры болгарской коммуны»).

Стихи Ботева покоряют искренностью и глубиной чувства. Это своеобразная исповедь человека, посвятившего свою жизнь борьбе за счастье народа. Обращаясь к матери, он говорит: «Не плачь ты, мать, не кручинься, что сделался я гайдуком»; самую большую награду борцу он слышит в словах, которые произносит сам народ: «Он умер, бедняга, за правду, за правду и за свободу».

Элегическое настроение и мужественная скорбь сменяются гневной сатирой, когда Ботев говорит о тех, кто «просто душу продает» и смиренно «молится перед образами». Лучшие стихи поэта - «Гайдуки», «Казнь Басила Левского», «Хаджи Димитр» - посвящены борцам за независимость. В них он утверждает величие патриотических подвигов:

Кто в грозной битве пал за свободу - не умирает: по нем рыдают земля и небо, зверь и природа, и люди яесню о нем слагают...

(Перевод А. Суркова.)

Эти строки из баллады «Хаджи Димитр», ставшей народной песней, с полным основанием могут быть отнесены и к самому автору. С началом апрельского восстания Ботев, подобно прославленному воеводе, возглавил отряд гайдуков и отправился на родину добывать свободу исстрадавшимся соотечественникам. В неравной борьбе 1 июня 1876 г. он погиб. По сложившейся традиции ежегодно 2 июня болгарский народ чтит память своего национального героя и всех патриотов, отдавших жизнь за свободу и независимость Болгарии.

Иван Вазов (1850-1921)

Едва смолк голос поэта-борца Христо Ботева, как в той же среде прогрессивных эмигрантов Румынии зазвучали новые стихи - Ивана Вазова. Летом 1876 г. в Бухаресте вышел его первый сборник - «Знамя и гусла», а в следующем году второй - «Горе Болгарии». Оба сборника продолжали и обогащали традиции героической гражданской лирики, заложенные в литературе Ботевым. Первый из них передавал воодушевление народа в канун апрельского восстания, а во втором поэт оплакивал трагическую участь тысяч болгарских семейств, ставших жертвами кровавых расправ завоевателей во время подавления восстания. Этими сборниками начиналась литературная деятельность поэта, которому суждено было стать народным писателем и крупным реалистом прошлого столетия.

Иван Вазов.

Вазов воспитывался на национальных традициях П. Р. Славейкова, Л. Каравелова, X. Ботева и на опыте больших русских писателей. «Пушкин и Лермонтов, - писал он, - давали мне уроки по музыке речи, по красоте форм, по выразительной краткости мыслей».

Проникновенный художник слова и подлинный демократ, Вазов запечатлел эпоху подъема национально-освободительного движения и многообразную, сложную жизнь болгарского народа в пору буржуазного развития страны.

В стихах и прозаических произведениях он волнующе передавал чувства любви и признательности болгар русскому народу - старшему славянскому брату и их освободителю от чужеземного рабства. Еще в середине 70-х годов поэт писал:

Россия! Свято нам оно,
То имя милое, родное,
Оно, во мраке огнэвоэ,
Для нас надеждою полно.

(«Россия», перевод Н. Тихонова.)

«Стены мельницы, хоть и были полуразрушены, все же послужили укрытием для троих обреченных». Иллюстрация Б. Ангелушева к роману И. Вазова «Под игом».

Вместе с русскими войсками в 1877 г. Вазов вступил на болгарскую землю и в новых стихах (сборник «Избавление») прославил первый день свободы и мужество воинов на Балканах. Однако воодушевление народа вскоре сменилось разочарованием. Пришедшее к власти монархическое правительство предало забвению свободолюбивые идеалы деятелей национально-освободительной борьбы. Наступила, как выражался Вазов, «хаотическая эпоха, полная прозаической суровости и мелкой борьбы пробужденных страстей». Миру фальши и насилия, уродливым отношениям в общественной жизни поэт противопоставлял светлые образы безвременно погибших борцов-патриотов. Им он посвятил цикл лирических поэм «Эпопея забытых» (1883). Высокую нравственность, благородство простых болгар он прославил в поэмах «Громада» и «Загорка». Тяжелой жизни эмигрантов, озаренной романтикой борьбы, посвящена повесть «Отверженные» (1884).

Роман Вазова «Под игом» (1889 - 1890) - одно из самых значительных произведений болгарской литературы - посвящен подготовке и проведению апрельского восстания. В этом первом болгарском романе писатель с большой художественной силой отразил многообразные характеры людей и нравы народа, его мечту о свободе. Как живые предстают перед нами простые жители маленького городка и профессиональные революционеры. Писатель утверждает справедливость народной освободительной борьбы. Роман «Под игом» принес автору мировую известность - он переведен на многие европейские языки.

В начале нынешнего века Вазов издает ряд сборников стихотворений, пишет сатирические комедии, исторические драмы, повести и новые романы. Большого мастерства писатель достигает в небольших рассказах. Убежденный гуманист, он выступает з защиту обездоленных и угнетенных тружеников, влачащих убогое существование в буржуазном государстве. В его произведениях нашли отражение различные события из жизни народа.

В стихотворении «Живая история» звучит такое признание поэта:

Тяжелый плуг неволи и мучений
За этот срок всю душу мне вспахал.
Бесчисленных балканских потрясений
Живой историей я стал.

(Перевод Л. Мартынова.)

Заветы Ивана Вазова о долге писателя - быть постоянно в гуще народа, изображать его радости и горе нашли продолжение в творчестве многих мастеров художественного слова - реалистов начала XX в.

Христо Смирненский (1898-1923)

С развитием болгарского пролетарского движения и распространением идей научного социализма в литературе начинается новый этап. Первый крупный его представитель - выдающийся пролетарский поэт Христо Смирненский, родоначальник социалистического реализма в болгарской литературе. Расцвет творческой деятельности Смирненского относится к 1919 - 1923 гг., когда в Болгарии под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции возникло массовое революционное движение, возглавляемое Болгарской коммунистической партией. Смирненский стал пламенным певцом этого движения, провозвестником социалистической революции.

В изданных при жизни поэта сборниках «Да будет день!» (1922), «Зимние вечера» (1923), а также в многочисленных стихотворениях он прославлял подвиги пролетарских деятелей, утверждал идеи интернациональной солидарности трудящихся и мечтал о наступлении дня социальной справедливости, торжества дела пролетариев. Определяя художественное своеобразие творчества поэта, один из критиков-коммунистов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, бунт и движение, движение, движение - вот содержание поэзии Смирненского. А форма ее - феерия огнеструй-ных образов и картин».

К числу выдающихся произведений болгарской литературы относятся стихотворения Смирненского об Октябрьской революции, о победном шествии Красной Армии, о пролетарской Москве: «Северное сияние», «Три года», «Красные эскадроны», «Москва».

В них традиции Вазова - певца русско-болгарской дружбы - обогащены идеями пролетарского интернационализма. Они нашли богатое развитие в творчестве многих современных писателей Болгарии.

Никола Вапцаров (1910-1942)

При жизни Николы Вапцарова, большого национального поэта и мужественного революционера, был опубликован лишь один сборник его стихотворений - «Песни мотора» (1940). Болгарские фашисты 23 июля 1942 г. расстреляли поэта. Но в сознании народа гражданский подвиг Вапцарова остался бессмертным, а его стихотворения приобрели после второй мировой войны большую популярность в самой стране и далеко за ее пределами.

Никола Вапцаров.

Всемирный Совет Мира в 1953 г. посмертно удостоил Николу Вапцарова, как и чешского писателя-героя Юлиуса Фучика, Международной премии Мира.

Вся жизнь Вапцарова, механика и кочегара, коммуниста-подпольщика и поэта, - горение во имя раскрепощения народа, во имя торжества социалистических идеалов.

В каждом стихотворении поэта, кому бы оно ни посвящалось - рабочему, другу, любимой родине, вырастает образ мужественного современника, борца и мечтателя.

Вся поэзия Николы Вапцарова - утверждение радости жизни, выражение исторического оптимизма класса, призванного разрушить мир насилия. В стихотворении «Письмо» он говорит:

О, если бы ты знал, как жизнь люблю я! Как ненавижу праздные химеры! И верю я: сквозь мрак и ночь пройдем мы, ломая льды могучими руками, и солнце вновь на горизонте темном заблещет животворными лучами.

(Перевод М. Павловой.)

В стихах Вапцарова из цикла «Песни о человеке», «Песни о Родине» каждый раз перед нами предстает живой, конкретный человек со своей заботой о друге, с мечтой о неоткрытых мирах и с готовностью отдать жизнь за счастье народа.

Потрясающую стойкость и мужество Вапцаров проявил в фашистских застенках. Здесь он написал задушевное стихотворение жене и другу - «Прощальное», а за несколько часов до казни завершил стихотворение «Борьба так беспощадна и жестока». Последние строки поэта обращены к народу: «Но знай, народ, с тобой в отрядах первых пойдем вперед мы в буре необычной!» Перед расстрелом Вапцаров и его друзья запели песню на слова Христо Ботева: «Кто в грозной битве пал за свободу - не умирает...»

В сегодняшней Болгарии имя Николы Вапцарова стало символом героизма и мужества.



Рассказать друзьям