Чем отличаются народы друг друга география. Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несмотря на то что понятия «народ» и «нация» употребляются разными авторами в разных смыслах, мы все же будем исходить из общепринятых и наиболее употребляемых в мировой науке и в общественно-политической практике смыслов. Понятие «народ» имеет более обыденный смысл. Под ним, как правило, подразумевается население страны. Британский, испанский, бразильский, канадский, австралийский, китайский народы - население соответствующих государств. Эти названия ничем не отличаются от вариантов «народ Великобритании», «народ Австралии». Тот же самый смысл у языковых обозначений жителей страны по ее названию (политонимов) - австралийцы, бразильцы, британцы, испанцы, канадцы и т.п. Под ними понимаются все жители страны разной этнической принадлежности, включая людей иммигрантского происхождения. Условно эту общность можно назвать государственным народом, т.е. народом по государству. В определенных ситуациях или в политико-административных целях иммигранты (тем более если они не граждане) не считаются частью соответствующего народа. В России в понятие российского народа не входят временные трудовые иммигранты, и россиянин - это тот, кто имеет российский паспорт, а также дети этого гражданина или гражданки.

Однако понятие «народ» используется равным образом применительно к этническим общностям (в России в последние два-три десятилетия в таких случаях используется еще и термин «этнос»). Поэтому есть понятия «армянский», «русский», «татарский», «чеченский», «чувашский» и другие народы, и есть понятие «народы России» наряду с понятием «российский народ». Всего в Российской Федерации, согласно переписи населения 2002 г., проживает 158 народов или этнических групп, а вместе с подгруппами (например, казаки и поморы в составе русских, кряшены и сибирские татары в составе татар, кубачин-цы и кайтащы в составе ларгинцев) общее число этнических «единиц» составляет около 2001. В 1994 г. была опубликована энциклопедия «Народы России», в которой содержатся сведения о населяющих страну этнических общностях - народах. В 2009 г. вышло уникальное издание «Народы России. Атлас культур и религий». Иногда синонимом может быть понятие «национальность». Но это только в России. В остальном мире понятие «национальность» (nationality) означает гражданство той или иной страны. Россияне уже научились отвечать в визовых анкетах на вопрос о национальности словом «Россия», но внутри страны национальность по-прежнему означает этническую принадлежность.

Понятие «нация» более строгое. Оно нагружено символическим и эмоциональным смыслами, но по сути своей подразумевает народ в форме государственного территориального сообщества. Нация - это категория социальной классификации, за исключительное обладание которой борются две формы человеческих общностей - этнические и государственные. Как категория и как политический инструмент она мало что дает для понимания общества и управления им, но порожденные на ее основе доктрины и практики, называемые национализмом, являются одним из наиболее значимых явлений новой и современной истории. Но если в настоящее время невозможно отказаться от употребления понятия «нация», то представляется допустимым называть нациями как этнические общности (этнонаций), так и государственные сообщества (согражданства). При этом у последних ресурсов и аргументов на признание за ними данного обозначения больше. Поэтому для политического менеджмента наиболее приемлема формула «Россия - это нация наций».

Подобная формула доминирует в мировой политической практике. Таков и современный научный взгляд на нацию. По мнению американского антрополога К. Вердери, «нация - это аспект политического и символического/идеологического порядка, а также мира социального взаимодействия и чувства. В течение многих веков она являлась важным элементом системы социальной классификации»1. Поскольку коренное значение этого слова «быть урожденным», то под нациями понимались самые разные сообщества: гильдии и корпорации, землячества в старинных университетах, феодальные сословия, массы людей и групп, имеющих общую культуру и историю. Это понятие изначально служило инструментом отбора, ибо сплачивало в общую массу одних людей, которых нужно отличать от других, существующих бок о бок с этими первыми. Критерии отбора менялись в зависимости от времени и контекста. «В современную эпоху, - пишет К. Вердери, - нация стала мощным символом и основой классификации в международной системе национальных государств. Ею обозначаются отношения между государствами и их подданными, а также между одними государствами и другими; это идеологический конструкт, играющий важную роль в определении позиций субъектов как в рамках современного государства, так и в рамках международного порядка. Это значит, что нация имеет решающее значение для определения способа связи государства со своими подданными, который отличает их от подданных других государств а также для его внешнего окружения».

Связь понятий «нация» и «государство» отражена в сложной категории нация-государство (nation-state). Это есть общепризнанное обозначение всех суверенных государств мира, входящих в Организацию Объединенных Наций. Среди суверенных государств-членов ООН нет таких, которые не считали бы себя национальными государствами, даже если в их конституциях и доктринах признается сложный характер населения и отдельные его группы также называют себя нациями. Как пишет французский политический социолог Д. Кола, «нация представляет собой продукт определенных социальных условий и не является продолжением природы другими способами. Нация есть не что иное, как государство-нация: политическая форма территориального суверенитета над подданными и культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация группы, накладываясь друг на друга, порождают нацию».

Особого внимания заслуживают взгляды на природу нации немецкого философа Ю. Хабермаса, который, в частности, замечает: «Мировое сообщество, как уже следует из его названия - "Объединенные нации" - сегодня политически состоит из национальных государств. Это отнюдь не тривиальный факт. Исторический тип государства, впервые возникший с Французской и Американской революциями, распространился по всему миру. После Второй мировой войны, благодаря процессам деколонизации, сформировалось третье поколение национальных государств. Эта тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказали свои преимущества как перед городами-государствами (или федерациями таковых), так и перед современными преемниками старых империй (последний из которых, Китай, как видим, именно сейчас переживает процесс глубокой трансформации)».

Согласно Хабермасу, национальные государства последнего поколения - это «наследники империй», вышедшие из их состава и уже самим этим фактом доказавшие свои преимущества перед государствами - «преемниками старых империй». В таком случае Россия конечно же оказывается в числе последних, а Грузия, Украина и остальные «непреемники», видимо, по самому факту правовой непреемственности пребывают в составе национальных государств со всеми их преимуществами. Чем многоэтничные Украина, Грузия, Казахстан или Узбекистан отличаются от России с точки зрения нациестроительства, непонятно. Какие такие свои преимущества эти государства продемонстрировали перед Россией, - еще более непонятно. Ни с точки зрения экономической и социальной ситуации, ни с точки зрения консолидации управляемого населения и эффективности центральной власти, ни с точки зрения утверждения национального самосознания и уважения прав меньшинств, ни в каком другом отношении эти страны не могут быть названы в числе успешных, а тем более «примерных» для России государств. Россия - гораздо более успешно самоопределившееся национальное государство, чем большинство тех, которых Хабермас зачисляет в национальные государства, появившиеся после распада СССР.

Что касается Китая, то при всей его многоэтничности он является одним из наиболее сильных и успешных национальных государств мира именно с точки зрения «юридически оформленного и высокодифференцированного административного аппарата», а также с точки зрения обладания вооруженными силами и полицией, которая сохраняет внутреннюю и внешнюю автономию государства и имеет монополию на насилие внутри государства. В России, как и в Китае, все эти признаки в добавление к организационному единству и контролю над собственными территориями налицо. Проблема сепаратизма, с которой столкнулась России в Чечне, и Китай - с Тибетом, никак не могут считаться обстоятельствами, вычеркивающими эти страны из числа национальных государств. Таким образом, нет причин, которые не позволяют считать эти два крупных и сильных образования современными (значит, национальными) государствами.

Сегодня все мы живем в национальных обществах, которые обязаны своей идентичностью политическому единству государств. Однако современные государства стали возникать до появления «наций» в современном их понимании. Две политические сущности - современное государство и современная нация - сплавились в форму национального государства не ранее конца XVIII столетия. Но в юридическом и политическом контекстах мы обычно пользуемся понятиями «нация» и «народ» как взаимозаменяемыми. Хотя, помимо прямого юридического и политического значения, термин «нация» указывает на общность, сформированную по критерию единства происхождения, культуры и истории, а часто также общего языка. Поэтому отнюдь не случайно понятие «нация» имеет двоякое значение - Volknation и Staatsnation - «культурная нация» (или этнонация) и государственная (или гражданская) нация.

Хабермас напоминает, что в римском словоупотреблении nation относилось к сообществу людей одного и того же происхождения, еще не объединившихся в политическую форму государства, но связанных совместным поселением, общим языком, обычаями и традициями. В таком значении оно использовалось вплоть до начала Нового времени. Однако не следует думать, что «сообщество людей» или «совместное поселение» было лишено иерархических, сословных исключений. «Нациями» в старой Германской империи были всего лишь правящие сословия из разных владений («стран»), и именно аристократия обрела политическое существование в качестве «нации». А остальные были всего лишь «частными подданными». Нация знати превратилась в нацию народа («третьего сословия») в результате усилий ученых, интеллектуалов, представителей городских образованных средних классов. Если хотите, современные нации появились именно в результате идеологии национализма, а не наоборот. Хабермас выделяет специфику и уникальное достижение национального государства, которое оказалось возможным благодаря объединяющей идее нации: «Эта первая современная форма коллективной идентичности послужила катализатором преобразования раннего современного государства в демократическую республику. Национальное самосознание народа составило тот культурный контекст, который способствовал росту политической активности граждан. Именно национальная общность породила новый тип взаимосвязи индивидов, ранее совершенно чуждых друг другу. Тем самым национальное государство смогло решить сразу две проблемы: оно учредило демократический способ легитимации на основе новой и более абстрактной формы соци¬альной интеграции» .

Наделение населения политическими правами, переход от статуса подданных к статусу граждан продолжается до сих пор. Невозможно отрицать разную степень социальной интеграции в рамках современных наций. Наций с абсолютно лояльными гражданами, всецело солидарными друг с другом и с властью, без внутренних коллизий и даже открытых конфликтов, в мире просто не существует. Мы не найдем на политической карте мира такого государства, которое отвечало бы идеальному представлению о национальном государстве. В Великобритании и Испании много лет действует сепаратистское подполье; в Канаде и Бельгии существуют двух- и трехобщинные разноязыкие части страны и жесткие сепаратисты; в Аргентине, Чили и Греции при режиме военных хунт сажали и убивали политических оппозиционеров и т.д. Свои довольно специфические представления о правах человека существуют в странах Азии, а в мусульманских странах трудно вести речь о суверенном личностном статусе женщин. Тем не менее все эти страны числятся среди национальных государств.

Нацию следует понимать как принимаемую на массовом уровне идею о суверенном и солидарном сограждан-стве, а не как буквальное наличие всех присущих ей атрибутов. Из этого следует, что юридическая принадлежность к государственной общности, само по себе членство в гражданской нации придают «добавочный политический и культурный смысл вновь обретенной принадлежности к общности полноправных граждан, активно способствующих ее упрочению» (Хабермас). Именно идея нации затрагивает сердца и умы людей в большей степени, чем абстрактные понятия прав человека и народного суверенитета.

Заметим, что в историческом Российском государстве (Российская империя - СССР - Российская Федерация) понятие гражданства с момента его появления в эпоху Петра I и Екатерины II также не ограничивалось юридическим статусом. Оно означало одновременно принадлежность к единой историко-культурной общности (российскому или советскому народу) и стремление «активно способствовать ее упрочению», т.е. служить Отечеству и защищать Родину.


Но и те, кто сами записываются в переписях как «русские», живут по-разному, у них различные обычаи и традиции, а порой и религия.

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» - мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Я – русский

В советское время термин «этнос» был очень популярен. В самом общем виде этнос – это группа людей, которых объединяют общее происхождение, язык, культурные и хозяйственные практики. Однако «чистых» этнических групп не бывает, какие-то признаки всегда различаются.

Но для стройности картины термин «этнос» иногда объявляется тождественным понятию «народ». Так, выделяют этнолингвистические группы, а в них – обособленные части-народы. Например, в славянскую группу входят русские, украинцы, поляки и другие народы с родственными славянскими языками.

У каждого этноса, входящего в группу, есть общие с другими этносами черты – в обрядовости, фольклоре, истории. Но есть и свое индивидуальное прошлое, специфика образа жизни, стремлении провести границы – «мы такие, мы живем так-то, а они – по-другому». Ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность в 8-9 лет на основе знаний о стране, родном языке, образе жизни родителей.

Группа людей становится этносом, а затем – нацией, когда осознает свою общность с другими и одновременно непохожесть на них. Немаловажную роль в этом играют связь с определенной географической территорией, появление конструкта родины в широком смысле.

Более того, членом этноса можно стать. В процессе ассимиляции эмигрант может настолько принять обычаи, традиции, историю новых сограждан, что начинает называть себя «русским», «американцем», «финном». Это называется «поменять этническую идентичность».

Ментальный код русского

Говоря о взаимосвязанных этнических процессах, многие ученые идут дальше, используя понятие «этос». Он обозначают схожесть привычек, нравов и менталитета.

О принадлежности к той или иной народности говорят внешний вид человека, его самосознание, культура и быт. Одним из самых ярких проявлений национального характера русских является стиль жизни, который кардинально отличается от западных норм.

Особая культурная ориентация, общественная деятельность и принятая иерархия ценностей людей, проживающих в России, доказывают их принадлежность к определенному этосу. Осмысление нравственных начал зависит исключительно от воли народа и не связано с указаниями властей.

Прежде чем стать нацией, нужно осознать себя народом

«Нацией» называют социально-экономическое и культурно-политическое единство людей. Нацию могут создавать разные этносы или один. У людей, проживающих в одной стране, могут быть различные языки, уклад жизни, внешность, религия, но их объединяют культура, идеология, политика.

Нация – это рациональный и искусственно созданный механизм, неразрывно связанный с государственностью. Понятие это возникло достаточно поздно, когда потребовалось найти «цементирующие» термины для укрепления позиций существовавших государств и для основания новых.

Термин «народ» возник гораздо раньше, чем понятие «нация». Можно утверждать, что именно этнос формирует государство, а затем уже государство искусственно развивает нацию. Для неё не важны принципы родства, а это полностью исключает вероятность ее органического и живого развития.


Славяне – одна из самых многочисленных групп народов, схожих общностью генезиса и родством языков. На сегодняшний день они населяют земли Центральной и Восточной Европы, занимают территории Сибири и Дальнего Востока. Наряду со всей схожестью, славянские народы по некоторым признакам имеют принципиальные различия.


Генетически противоположные группы

Коллектив ученых во главе с Балановским и Виллемсом провел исследование восточных, западных, южных славян и балтских народов на генетическом уровне. В ходе работы удалось узнать, почему группы существенно различаются.


Для проведения тщательного анализа было представлено около восьми тысяч образцов ДНК из пятидесяти балто-славянских народов. Среди них оказались самые яркие представители популяции – белорусы, русские, украинцы, кашубы, поляки, чехи, болгары, боснийцы и латыши с литовцами. Составить достоверную картину помогли несколько генетических систем: митохондриальная ДНК (по материнской линии), Y-хромосома (по отцовской линии) и аутосомная ДНК (полногеномный анализ).


Результаты исследования подтвердили схожесть между восточными славянами. Русские центральных и южных областей формируют единую группу с украинцами и белорусами. Однако северные русские заметно выделяются из оставшейся части восточных славян. В генетическом плане они существенно ближе к финно-угорским народам.


Из западной группы поляки больше схожи с восточными славянами. А вот чехи и словаки генетически смещены к западноевропейским популяциям, в частности, немцам. Южный и восточный регионы – хорваты, боснийцы, македонцы и болгары – близки с неславянскими соседями по Балканам. Исследование показало, что они больше относятся к грекам, венграм и румынам.


Балтские народы, включающие латышей и литовцев, схожи не только с белорусами, но и с эстонцами, которые говорят на языке финно-угорской группы. Одновременно обнаружена близость по генетическим признакам к мордве и другим волжским народам.


Популяции сравнивались по трем аспектам– географии, генетики, языку. Как выяснилось, наиболее тесная взаимосвязь наблюдается между территориальным положением и генетическими особенностями. Ученые сошлись во мнении, что при размещении по европейским землям славянские народы ассимилировали местные популяциями, которые занимали эти территории еще до их появления. Они приносили с собой язык, вместе с тем впитывая чужой генофонд. Так, восточные и западные славяне составили единую общность, а южная группа приобрела большее сходство с представителями Балкан.

Языковые различия славян

В индоевропейскую семью языков входит славянская группа, по мнению ученых, близкая с балтийской. Она условно подразделена на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский), южнославянскую (болгарский, словенский, сербо-хорватский) и западнославянскую (польский, чешский, словацкий).


Разговорные языки похожи между собой больше, нежели германские и романские. Но при наличии общих черт в грамматическом и фонетическом аспекте они разительно отличаются.

Разница между славянскими языками в основном заключается в письменности. В чешском, польском и словацком она основана на латинском алфавите. Это обосновано католическим влиянием. Использование кириллицы в русском, болгарском и македонском обусловлено влиянием Православной Церкви. И только сербохорватский язык основан на двух алфавитах.


В отдельных славянских языках наблюдается разнообразие позиций ударения. В чешском оно падает на первый слог, в польском же – на следующий за последним. В болгарском и русском ударная позиция вариативна.

В грамматическом аспекте среди славянских языков выделяется болгарский и македонский из-за различий системы инфлексий существительного. К тому же только у них активно используется артикль.

Религиозные различия

Славянские племена длительный период держались обособлено и нередко воевали между собой. Поэтому между ними ярко выражена разрозненность религиозных представлений.

До принятия христианства главным божеством у восточных славян значился Перун. Многие ученые сходятся во мнении, что часто его называли Сварогом. Считалось, что бог преследует злых духов, которые могут скрываться в человеческом жилище. Задабривали Перуна жертвоприношением зверей и людей.


Взамен языческим храмам восточные славяне строили требища и капища, где проводились все ритуалы. Одновременно предки поклонялись Велесу, имели четкое представление о «рае» и «аде». У восточных славян ярко выражен культ земли. Вместо жрецов, обряды совершали самые старшие мужчины в семье.

На сегодняшний день около 80% русских и белорусов – православные. Среди украинцев этой конфессии придерживается более 76%.

Западные славяне поклонялись Перкунасу. По легенде всадник Витис, изображенный на литовском гербе, олицетворял божество. В древние времена считалось, что у каждого племени есть свой прародитель в виде животного. Например, лютичи поклонялись волкам, считая их священными.

В отличие от восточных народов они не возводили святилищ. Все идолы для поклонений помещались в языческие храмы. Доступ к капищу был только у жрецов. В то время как восточные славяне могли свободно приближаться к святыне.

У современных западных славянских народов православие прижилось в меньшей степени. На территории Польши до 95% католиков. В Чехии и Словакии этот показатель превышает 60%.


В религиозных предпочтениях южные славяне отличаются от западных и восточных так же сильно, как и в генетическом аспекте. Предки считали, что над природой властвуют змеи. Человеческие образы представлены у южных славян в виде женских воинственных божеств. Племена верили, что люди, которые грешили при жизни, превращались в животных. Поэтому звери вполне понимали человеческую речь.

Южные славяне в разный исторический период зависели от влияния Византии и Порты Оттомантской. Поэтому в настоящее время во многих государствах распространен ислам и православие. Македонию на 68% населяют христиане, а вот в Хорватии и Словении до 80% католиков. Жители Боснии и Герцеговины исповедуют ислам.

Специально для тех, кого интересует история и культура славян,
повествование .

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.

Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа , а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация . Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

В чём сходство и различие между нацией и народностью

Нация и народность имеют сходство только в одном — обе эти категории обозначают большие (великие за количеством) общности людей, которые, как правило, проживают на одной территории. Они как бы обозначают множество людей, которые имеют много общего — язык, культуру, историю, название (самоназвание). К этим же понятиям также относится и «народ». Все это — «родственные», «похожие» люди, и в этом сходство данных понятий.

Как правило, народы и народности были сложены уже давно. Считается, что сначала были племена (народности), которые переросли потом в более крупные социальные образования — народы. Получается как бы, что народ объединяет несколько народностей, интегрирует их в новую людскую общность.

Какая разница между нацией, национальностью и этносом

В западной терминологии «национальность» - это гражданство. Если говорят «французская нация» - это означает принадлежность к Франции как к государству. На Западе отличают принадлежность этническую от национальной. Внутри французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству.

А в России существует предыдущая традиция, где национальность означала этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности. Сейчас есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «российская нация», это означает принадлежность к стране и российское гражданство.

Разница между народом и нацией

Опасной может быть борьба со стереотипами с помощью запретительных мер. К примеру, бывший декан философского факультета СПбГУ ученый Юрий Солонин много переводил и комментировал работы немецкого националиста Эрнста Юнгера, у которого были тяжелые и сложные отношения с гитлеризмом. Он и многие выдающиеся умы немецкого народа впоследствии резко разорвали с нацизмом, потому что не приняли антисемитизм. Эрнст Юнгер боролся со стереотипами, и он же был их источником. Был у немцев стереотип, что евреи грабят их нацию, препятствуя развитию немецкого народа.

– Я просто говорю о российской нации, не употребляя слова «народ». На мой взгляд, термин «народ» несколько двусмыслен в политическом плане. Я бы вообще в Конституции заменил фразу «мы – многонациональный народ» на «мы – российская нация». Это ввело бы конкретику и сняло двусмысленность. День народного единства я бы назвал Днем российской нации, что тоже задало бы ему ясный политический смысл.

Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий

Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ ».

Фундаментальные различия между народом и нацией

Представьте мир, где письменность не существует. Если нет письменности, то нет и стран, которые опираются на письменность. А если нет таких стран, то нет и наций. Нация может существовать только в условиях, если существует страна, основанная на письменности (и с этим — паспорты и другие документы определяющие национальность человека). Зато народность не только существует в условиях отсутствия письменности, но именно в таких условиях и возрождается. Ведь потребность установления принадлежности личности к той или другой группе всегда есть. И народность установляется на внешние признаки — язык, внешний вид, принадлежность к той или иной семье итд.

Можно показатся, что в современных обстоятельствах, когда письменность доминирует, роль народности уменьшается. Но это далеко не так. Есть многие примеры, когда страны прекращают существовать, и с этом — нации. Например, больше нет такой нации как югославцы. Или нет такой нации как чехословаки. В Советском Союзе латыши, эстонцы и литовцы прекратили быть нациями, они стали как прежде — народности. Это в Прибалтике чувствуется до сих пор. Латыши или эстонец — это именно народность, а не нация. Это большое отличие от Финляндии, где финны не являются строго народом, но есть и нация, обозначающая также шведско-говорящих местных людей итд.

В чем разница между национальностью и народностью

Люди в нации должны, в идеале, чувствовать «единение». Это единство состоит из общей истории, расы, языка, культуры и религии. Люди также должны «чувствовать» себя как нацию, иначе они «просто» люди, а не нация. Люди, которые становятся нацией, испытывают национальное пробуждение.

может определить «государство как своеобразное политическое сообщество с собственным набором правил и практики, более или менее отделенным от других сообществ. Для конкретных целей IR [Международные отношения] «государство» относится к современному суверенному государству, которое обладает «правосубъектностью» и признано обладающим определенными правами и обязанностями. [. ]

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию 8 кл — Этнос: нации и народности

  1. Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;
  2. Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;
  3. Определять сходство и различия между нацией и народностью;
  4. Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.
  1. Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.
  2. Что такое «Этносы»? Знакомимся с понятием.
  3. Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.
  4. Народности и нации.

Народники и националисты

Оставаясь только народом, трудно увидеть в другом народе нечто близкое тебе по духу и менталитету. Поэтому выражение «дружба народов» не совсем верное. Дружат не народы, а люди, представляющие разные народы, идентифицирующие себя не только по крови и биологическому родству. Этносы, в которых индивид еще не отделился от коллектива, обладая структурным сходством, как правило, лишены дара общения, более склонны видеть в других этносах если не врага, то чужака (в этом, как нам кажется, источник всех межэтнических конфликтов). И только нации, образуемые свободным индивидуальным выбором ее членов, обретают способность общаться с другими нациями, обмениваться друг с другом своими открытиями и изобретениями. Народы при столкновении своих интересов предпочитают решать свои проблемы силой, нации - договариваться и заключать соглашения.

Тонкая грань отделяет понятие «нация » (слово латинского происхождения, не имеющее русского перевода) от понятия «народ ». Она зафиксирована во всех европейских словарях, но часто не учитывается в русском словоупотреблении. Оба понятия предельно сближаются в нашей речи и сознании, свидетельствуя о том, что, будучи, несомненно, народом (и даже великим народом), русские не всегда и не во всей своей массе осознают себя одной нацией. До сих пор в своих призывах и обращениях мы апеллируем не столько к нации, сколько к народу (власть и народ, интеллигенция и народ), полагая, видимо, что достаточно быть народом, чтобы считать себя нацией. Сложившимся европейским нациям мы противопоставляем себя в качестве не нации, а народа, перекрывая тем самым путь к какому-либо взаимопониманию и общению.

К понятиям «этнос» и «нация»

Свойственное человеку стремление к социальной интеграции требует определенного механизма согласованности в виде определенных культурных установлений, разделяемых представителями всех структурных сегментов общества. Именно единая культура в результате и определяет границы социальной общности, одновременно формируя у ее индивидов представления о единстве на основании общих культурных признаков. Подобные интегративные механизмы свойственны всем известным типам этнокультурных образований: племени, этносу и нации.

Таким образом, возникновение наций обусловлено довольно высоким индустриальным и культурным уровнем развития общества, просвещения народа, развитием средств массовой информации и коммуникации, подготовкой квалифицированных кадров, темпами формирования национальной элиты. Только при таких обстоятельствах вызревание этнической общности в нацию становится необходимым условием дальнейшего прогресса общества.

05 Июл 2018 1057

Рассказать друзьям