Чем занимался болконский старший у себя дома. Отъезд князя Андрея на войну

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается и «обнажает» свои чувства перед читателем. Автор романа списал образ князя со своего деда – князя Волконского. Возможно, именно поэтому Толстой пишет о нем с теплотой и за маской сурового старика проглядывает глубоко чувствующий и чувствительный человек.

Впервые мы встречаем упоминание о Николае Андреевиче на вечере Анны Павловны Шерер. Мы узнаем о нем, как об отце княжны Марии Болконской, который очень богат, но при этом скуп. «Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый», говорит о нем Анна Павловна.

Мы не знаем точного возраста князя, однако, по описаниям можем судить, что он довольно пожилой человек. Он был невысок, с маленькими руками и кустистыми бровями. Однако его выдавали молодые блестящие глаза, в них скрывалась его жизненная сила. И двигался он, как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

А уж более занятого человека найти сложно. В Лысых горах все было подчинено строгому распорядку. Кстати, именно в этом князь видел причину отсутствия у него каких-либо болезней. Он считал, что болеют только «дураки да развратники». Поэтому князь был постоянно занят, об этом можно судить даже по его кабинету, в котором все указывало на постоянную кипучую деятельность рук и ума и огромную жизненную силу отца Андрея и Марии Болконских.

Князь считал, что деятельность и ум – две добродетели. И помимо собственной деятельности он также определял распорядок дня дочери, чтобы не оставалось места праздности, которую, наряду с суеверием, он считал источником человеческих пороков. А чтобы развить в Марии ум, он сам занимался с ней наукой, не желая, чтобы она «была похожа на … глупых барышень».

Николай Андреевич очень уважаем и известен в обществе. Он лично знаком с императрицей Екатериной II и князем Потемкиным, а также является старым товарищем Кутузова. И даже несмотря на его ссылку из столиц и то, что у него не было значения в государственных делах, он все же пользовался непререкаемым авторитетом в обществе.

Несмотря на внешнюю суровость и строгость князь Болконский очень любит своих детей. Он не стал продвигать сына по службе, но при прощании с ним еле сдержался и уже наедине с собой дал волю чувствам. Он частенько был груб со своей дочерью, но мысль о том, что она выйдет замуж и оставит старика-отца, была для него тяжела, потому что он не мог представить своей жизни без Марии.

Дети же, в свою очередь, любят и почитают отца. Княжна говорит, что он очень добр и выговаривает своей гувернантке: «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтобы другие это делали».

Николай Андреевич – настоящий патриот. Поэтому он очень тяжело переживает нападение Наполеона на Россию и умирает «с горя».

Автор романа описывает князя Николая Андреевича Болконского с такой теплотой и любовью, что читатель начинает видеть в суровом старике любящего отца. В образе героя Лев Николаевич Толстой отразил все поколение русских патриотов – людей, которые всегда будут уважаемы и необходимы в своей стране.

2 вариант

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” представляет собой сборник философских тем, которые раскрываются с разных сторон и взглядов. В нём поднимаются проблемы патриотизма, ложного героизма, жизни, единства, любви и семьи. Война 1812 года служит лишь обширным фоном, где персонажи взаимодействуют друг с другом. Одним из самых почитаемых персонажей считается Николай Болконский, приоритеты и ценности которого заставляют верить людей в лучшее. Что же из себя представляет данный персонаж?

Николай Болконский является довольно зажиточным князем и отцом Марии Болконской. Его точный возраст не раскрывается на протяжении всех томов романа. Тем не менее большинство склоняются к тому, что он уже старый человек. Для собственного возраста Николай очень энергичный и активный человек. Причиной такого крепкого здоровья является идеальная дисциплинированность Болконского. За свою жизнь он успел честным путём сколотить состояние. Но богатство не испортило его душу. Николай продолжает усердно трудиться.

Николай Болконский отличается строгостью и серьёзностью. Его контроль над дочерью не знает границ. Отец самостоятельно планирует распорядок дня Марии. В итоге, у юной девушки не остаётся времени на развлечения и отдых. Но Николай оправдывает это тем, что интеллект и любая деятельность человека являются высшей силой, несущей добро и процветание. Герою чужды празднества и ветреный образ жизни. Тем не менее спартанское воспитание помогло Марии освоить множество наук и стать очень просветлённой барышней.

По мере прочтения произведения Николай Болконский открывается с лучшей стороны. За маской скупости и непритязательности скрывается довольно эмоциональный и ранимый человек. Он по-настоящему любит собственных детей и боится, что в 1 день они оставят его в угнетающем одиночестве. Именно поэтому Болконский и боится отпускать своих отпрысков во взрослую жизнь, контролируя каждый их шаг и действие. Дети не осуждают его за такой характер. Они стараются поддерживать его любыми способами.

Николай Болконский является человеком с активной гражданской позицией. Его можно считать настоящим патриотом собственного Отечества. Автор показывает переживания персонажа, когда начинается Отечественная война. В нём отражено поколение настоящих воинов, готовых постоять за Родину. Это качество делает Николая почитаемой личностью в обществе.

Николай Болконский считается одним из самых добродетельных людей во всём романе. В нём сочетается некая холодность души и ясность ума. Через его призму идей, взгляды и приоритеты Болконского Толстой пытается показать настоящего патриота своего государства. Этот персонаж выступает примером нравственного, честного и добропорядочного человека. Писатель призывает всех почитать таких людей, на которых держится общество.

Сочинение про Николая Болконского

В сочинении мне хотелось бы попробовать раскрыть образ Николая Болконского. Рассмотреть его через призму идей, понятий, образа жизни. Конечно, этот герой не несет такой колоссальной смысловой нагрузки, как Наташа Ростова или князь Андрей, но нельзя сводить к минимуму его значение и не пытаться заострить внимание на его персоне, тем более, что этот герой очень нравится самому автору. Дело в том, что прототипом Николая Болконского был родной дед Толстого, к которому он, вероятно, очень хорошо и тепло относился.

Итак, князь Николай Болконский - отец Андрея Болконского и Марьи. Чтобы обозначить некоторые особенности его внешности, обратимся, непосредственно, к роману. Толстой пишет о нем: «старый человек», который «возбуждал во всех своих гостях чувство почтительного уважения», «невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями…».

Что касается его характера, человеком он был порядочным, деятельным. Несмотря на то, что он живет в деревни, он терпеть не может безделья, праздного образа жизни. При Павле Первом он был сослан в деревню. Большую часть своего времени он тратит на свою любимую дочь. Также он занимается написанием мемуаров.

Он довольно требовательно относится к своей дочери, иногда придирается по мелочам, хоть и горячо любит ее, к князю Андрею он довольно сдержан в проявлении своих чувств. Очевидно, что ведет себя таким образом князь совершенно не потому, что ему безразлична судьба его детей, а потому, что он хочет, чтобы из них выросли достойные честные люди, которые своей основной своей задачей считают – жить честно и достойно. Также его заботит честь семьи, достоинство.

Николай Болконский заинтересован в том, что происходит в стране, все военные действия, события ему известны. Он на все имеет свою точку зрения.

К хозяйству своему он также очень внимательно относится, он очень близок к народу, и, по возможности, старается сделать для него все, что в его силах. Он является воплощением безмерной любви к людям, ко всем тем, кто находится рядом с ним. Именно поэтому, он и воспитал таких достойных и высоконравственных людей.

Когда перечитываешь текст романа «Война и мир», невольно обращаешь внимание на то, с какой любовью, с каким трепетом Л.Н. Толстой описывает этого замечательного человека. Выдержке, благородству, человеколюбию этого человека, действительно, стоит поучиться.

«Доктор Живаго» - роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

  • Почему важно мечтать? Итоговое сочинение

    Мечтания позволяют установить цель, к которой следует стремится, при этом мечта, как правило, представляет собой довольно высокую цель, такую, которую трудно достичь, такую, которую достигнуть иногда вообще не представляется возможным

  • Все люди, проживающие на земле, знают о войнах. О них всегда говорят, вспоминают и конечно боятся повторения этих страшных событий в наше время. Родители и учителя в школе, постоянно напоминают и рассказывают обо всех ужасах военного времени

    Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману

    Николай Болконский.
    Николай Болконский-дворянин и важный вельможа, ведущий жизнь отшельника, добровольно отдалившись от общества.

    Благодаря колоссальной силе воли и твердости духа, дослужился до высшего армейского руководящего поста. Но несгибаемый характер сыграл с Николаем злую шутку: он позволял ему быть благородным гражданином, приносящим пользу обществу, а с другой стороны - делал его тяжелым, резким человеком, которого не каждый может выдержать. Видимо из-за своей дерзости, которой кто-то из высших должностных лиц оскорбился, князь и был сослан в поместье в Лысых Горах, где муштровал своих детей, как муштруют солдат, и ломал их характеры.

    Николай все стремится подчинить себе: в его поместье царит строгий распорядок, нарушение которого грозит домашним-детям и слугам - суровым наказанием (чего только стоит прощание с сыном, идущим на войну, в соответствии с расписанием отца).

    Жизнь дочери Марьи и сына Андрея так же подконтрольны ему. Мы не видим в романе детства Андрея и Марьи, но глядя на воспитание внука Николая, становится понятно, что князь не позволял своему потомству быть детьми и делать все, что положено детям. Они выросли в суровой атмосфере, близкой к армейской, когда весь день расписан поминутно. Их эмоции и проявления характера пресекались, отец всегда относился к ним, как к взрослым, требуя, чтоб они вели себя «как подобает детям Николая Болконского».
    Вспомним, как своего грудного внука старик уже именовал «маленьким князем Николаем». «Маленький» здесь-не ласкательная приставка, а знак того, что есть еще князь Николай «большой». То есть, Николенька не маленький, а просто младший, а это не мешает ему с пеленок именоваться князем.
    Николай Болконский, умеющий пресекать свои слабости, не терпим к слабостям других. Он любит своих детей и желает им счастья, но из-за своей жесткости не может осознать, что детей нужно воспитывать лаской и даже немного баловать, не подавлять их характеры, агрессивно навязывая свое видение мира. Дети должны сами постичь мудрость, на пути к которым они, возможно, столкнутся с неприятностями, но эти неприятности сделают их сильнее. А те тепличные условия, которые создал для них отец, губят их - они не имеют собственного опыта общения с внешней средой и полагаются лишь на опыт отца. Но чужой опыт-это не собственный. Им не на что опереться, поэтому столкновения с жизнью так трудны для Марьи и Андрея.
    Николай Болконский старается уберечь детей от жизненных искусов, но при этом он подавляет их собственное «я». Он предпочитает видеть свою дочь Марью незамужней старой девой, которой чужда глупость и безнравственность, царящая в высшем обществе. Но счастлива ли сама Марья? Отец настолько сильно подавил ее характер, что она выдает его желания за свои: она уже заранее смирилась с ролью старой девы и приняла ее, не в силах противостоять мнению отца. Единственной отдушиной для Марьи в этом суровом, солдатском мире, созданном ее отцом и не подходящем для жизни женщины, является религия и переписка с подругой Жюли. Но даже эти сокровенные, личные вещи отец стремится контролировать. Если чтению личной переписки Марья не находит сил сопротивляться, то в религию она вцепилась, как утопающий в соломинку: заберите ее последнюю отдушину - и она задохнется.

    Неизвестно когда и при каких обстоятельствах Николай Болконский потерял жену, но становится ясно, что он воспитывал Марью и Андрея самостоятельно. Если бы жива была их мать, она бы, благодаря природному женскому чутью, вырастила их как положено. Но матери не было и отец, закостенелый суровый солдат, делал это, как умел, не понимая, что детей надо воспитывать, а не муштровать, что сыну нужно в какой-то мере предоставлять свободу, а не ломать его характер, а предназначение дочери-не геометрия и заточение, а замужество и материнство.
    Он аристократ до мозга костей, ставящий вопрос о происхождении превыше всего. Он кичится своим благородным происхождением (вспомните родовое древо во всю стену столовой), его сущность наполняют предубеждения и неприязнь по отношению к людям более низкого происхождения. Он ставит на одну планку распутную, подлую француженку м-ль Бурьен и графиню Наташу Ростову, не смотря на то, что Бурьен – блудная девка, а Наташа-глубокая, философская личность. Но обе они ниже по происхождению, обе из другого круга, и всего лишь поэтому князь отожествляет их.
    По какой-то причине князь стремится показать, что и ему ничто человеческое не чуждо, и он стремится к равенству и братству: усаживает за один стол со своей семьей мужика-архитектора.
    Николай Болконский желает своим детям счастья, но он совершает большую ошибку, которая сломает судьбу его сына, а дочь сделает несчастной. Он призывает замечать только положительную, хорошую, возвышенную часть жизни, а плохую, отрицательную, но неотделимую от хорошей, учит игнорировать.
    Но это невозможно: хорошее и плохое, возвышенное и обыденное представляют собой одно целое, как свет и тень, день и ночь. Так аристократия неотделима от крестьянства, а любовь-от бытовых проблем.
    Даже сам роман называется «Война и мир», а не «война или мир»-Толстой стремится показать, что нет на свете абсолютной, идеальной чистоты, так же, как и нет абсолютной грязи. Идеализировать мир-это утопия.
    Этого так и не поймет князь Андрей и, умирая, подумает: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Разумеется, ведь он старался замечать только одну, величественную сторону жизни, а обыденную, прозаическую не принимал, тогда как и одна, и другая сторона представляют собой целостную картину. Из-за этого можно сказать, что Андрей не познал суть жизни из-за того, что запретил себе принимать ее такой, какая она есть.
    Из-за этого непонимания, непостижимости им смысла жизни, Андрей сломал не одну судьбу.

    ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
    "ВОЙНА И МИР"
    В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом "Эпилога", но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в "Эпилоге", в эпизоде клятвы Николеньки.
    Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич - человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский - старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия - не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько). Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.
    Надо еще отметить, что оба Болконских - разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.
    При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын - главный идеологический герой Толстого - скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем - Андрей, но имя это - синоним слова Россия, ведь апостол Андрей - покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа: "несть ни эллина, ни иудея..." Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война - это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим.
    Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей - сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, - под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием "Бонапарта завоевать". Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что "они все такие". Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука - ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: "Погибла Россия!" Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству.
    Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский - Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).
    Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве "птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея "образа и формы", но составляя одну сущность - любовь, -приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец - любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец - слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).
    Так "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него - апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана "Сокровенный Толстой". Но главное - тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы ("Отцы и дети"), в "Войне и мире" развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу.

    Меню статьи:

    Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы. Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль. Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

    Семья Николая Болконского

    Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

    Отношение к дочери

    Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

    Конечно, он понимает, что поступает не совсем правильно, но ничего не может сделать со своим тяжелым характером, который проявляется при каждом, на его взгляд, неверном поступке и действиях Марии.

    Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

    Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. .
    Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

    Отношение к сыну

    Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

    Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с по главам

    Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно. «Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись. И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.


    Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

    Внешность Николая Болконского

    Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

    Характер Николая Болконского

    Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

    Отличительными чертами Николая Болконского являются пунктуальность и строгость. Он никогда не тратит свое драгоценное время впустую. В доме все живут по установленным им правилам и придерживаются строгого распорядка.

    Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.


    Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие. Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

    Предлагаем ознакомиться с в романе Л. Толстого “Война и мир”

    Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

    Отец и сын Болконские в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

    ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
    "ВОЙНА И МИР"
    В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом "Эпилога", но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в "Эпилоге", в эпизоде клятвы Николеньки.
    Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич - человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский - старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия - не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько). Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.
    Надо еще отметить, что оба Болконских - разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.
    При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын - главный идеологический герой Толстого - скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем - Андрей, но имя это - синоним слова Россия, ведь апостол Андрей - покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа: "несть ни эллина, ни иудея..." Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война - это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим.
    Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей - сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, - под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием "Бонапарта завоевать". Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что "они все такие". Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука - ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно - у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: "Погибла Россия!" Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству.
    Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский - Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).
    Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве "птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея "образа и формы", но составляя одну сущность - любовь, -приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец - любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец - слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).
    Так "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него - апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана "Сокровенный Толстой". Но главное - тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы ("Отцы и дети"), в "Войне и мире" развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу.



    Рассказать друзьям