Как был убит великий советский режиссер мейерхольд. Культура & ШоуБиз Расстрелянный театр Мейерхольда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Художник эмигрировал из России и собирается просить политическое убежище во Франции. Художник рассказал, что его и Шалыгину подозревают в совершении насильственных действий сексуального характера. require(["inlineoutstreamAd", "c.

Карл Казимир Теодор Майергольд (так Мейерходльда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе. Родители его были лютеранами, отец занимался виноделием. Карл Казимир закончил пензенскую мужскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году он принимает православие и меняет имя на Всеволод. Имя было выбрано неслучайно - так звали русского писателя, критика и поэта Гаршина, обличавшего в своих книгах социальную несправедливость. Говорят, вместе с именем человек выбирает себе судьбу. Гаршин в 33 года покончит жизнь самоубийством - шагнет в лестничный проем. Мейерхольд проживёт дольше. Но смерть его будет не менее страшной.

Сам исполнитель Young Thug на съемки ролика не явилсяВ субтитрах к видео создатель клипа отметил, что рэпер не явился на съемки, поэтому ему пришлось импровизировать. Стааке получил бюджет в 100 тысяч долларов, договорился с актерами, а также собрал декорации и реквизит.

В 1896 году Мейерхольд переходит учиться в класс Владимира Немировича-Данченко в театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества. Вместе с другими выпускниками училища, будущими легендами русского театра Ольгой Книппер, Иваном Москвиным, он становится актёром только что созданного Художественно-общедоступного театра. Дебютом Мейерхольда стал Василий Шуйский в первой постановке нового театра «Царь Фёдор Иоаннович». После Всеволод сыграет ряд ярких ролей.

Но настоящая слава ждала Мейерхольда вовсе не на актёрском поприще. В 1902 года Мейерхольд начал ставить сам в Херсоне. Театр он назвал «Новая драма». За три года Мейерхольд выступил автором... 200 постановок.

В 1906 году Мейерхольда приглашают в Петербург. Сама Вера Комиссаржевская предложила ему возглавить её собственный Драматический театр. Всеволод Мейерхольд всего за один сезон выпустил 13 премьер, попасть на которые было невозможно, настолько большим успехом у публики пользовались спектакли «Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева и др.

Театр "Ленком" в 1500-й раз сыграет спектакль "Юнона и Авось"

Первое представление состоялось более 35 лет назад - 8 июля 1981 года."Именно этот день считается днем рождения спектакля, поведавшего со сценических подмостков пронзительную историю любви русского графа-путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Калифорнии Кончиты", - отметили в пресс- службе, добавив, что с тех пор "Юнона и Авось" неизменно собирает полные залы. Сегодняшнее представление также пройдет с аншлагом. "Все билеты проданы", - сообщается на официальном сайте "Ленкома".

Позже Мейерхольд ставит в императорских театрах - в Александринском «У царских врат» Гамсуна, «Шут Тантрис» Харта, «Дон Жуан» Мольера и др., в Мариинском - оперу «Орфей и Эвридика» Глюка.

После Октябрьской революции нарком просвещения Луначарский приглашает Всеволода Мейерхольда возглавить театральный отдел Наркомпроса.

В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Мейерхольда «Театр РСФСР-I». Далее его переименовывали в «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа.

"Совместные переживания" в Центре имени МейерхольдаВ тесной черной комнате рассаживаются примерно полсотни зрителей, но не так, как в обычном театре, а по спирали: если посмотреть сверху, получается улитка. Над головами сидящих иногда загорается зеленая лампочка, а на стену проецируется что-то вроде звездного неба, по которому вместо метеоритов летят цифры. Перед началом каждому зрителю выдают бумажку с номером и одной репликой (у каждого - своя). Если загорается ваша цифра, вы должны произнести реплику, а если горит зеленая лампочка - можете рассказать историю вашей первой любви.

Далее площадка обретает окончательное название - Государственный театр имени Мейерхольда (ГосТиМ). В 1934 году Всеволод Мейерхольд ставит «Даму с камелиями» с блистательной Зинаидой Райх. Мейерхольд женился на актрисе в 1922 году, оставив ради неё семью с тремя детьми.

Но... постановка не нравится Сталину. А это - приговор. Пресса клеймит режиссёра жуткими рецензиями, коллеги злорадствуют. Райх не выдерживает травли на мужа и пишет письмо «отцу народов», где обвиняет Сталина в том, что он мало что понимает в театральном искусстве. Театр закрывают.

20 июня 1939 года в Ленинграде Мейерхольда арестуют. В это же самое время в его московской квартире идёт обыск. В протоколе обыска сохранена жалоба 3инаиды Райх - актриса протестует против методов НКВД. Менее чем через месяц Райх убили. Кто - не установлено.

Мейерхольд написал из Лубянской тюрьмы Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого). Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били - больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты».

Минкультуры упрекнули в значительном финансировании "Сатирикона" с единственной постановкой

Минкультуры упрекнули в значительном финансировании "Сатирикона" с единственной постановкой"В 2017 году театр "Сатирикон" получит 235 миллионов рублей финансирования. В прошлом году театр получил в целом примерно 213 миллионов. Знаете, сколько было постановок? Одна", - сказал Пожигайло на заседании рабочей группы совета во вторник.

© Предоставлено: Аргументы и Факты © Public Domain

После практически месяца допросов и пыток Мейерхольд подписывает показания против самого себя. Его обвиняют в том, что он - агент, участвующий в антисоветской работе.

В обвинительном заключении звучит: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР. Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».

В 1955 году Верховным судом СССР гения режиссуры Мейерхольда посмертно реабилитировали.

  • Антон Адасинский: «Чтобы сыграть Мейерхольда, мне даже грим не нужен»
  • «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию новый лайнер «В. Мейерхольд»

Большинство россиян проигнорируют Великий пост.
По данным «Левада-центра», соблюдать все ограничения намерены два процента опрошенных. Частично соблюдать пост, например, отказаться от мяса и алкоголя, собираются около 18 процентов респондентов, а четыре процента планируют поститься в последнюю, самую строгую неделю поста.Ограничить на время поста употребление спиртных напитков готовы 30 процентов россиян, сократить потребление развлекательной информации - 19 процентов, отказаться от занятий сексом готовы 15 процентов респондентов.Великий пост у православных христиан начался 27 февраля и продлится до 15 апреля. Завершится пост с началом Пасхи.

За что расстреляли Мейерхольда? Думается не за "великий талант", как нас пытаюся уверить Вульф, Сванидзе и иже с ними. Конечно, мало верится и в шпионаж в пользу Англии и Японии. Думается не последнюю роль сыграла давняя дружба с Л. Троцким. Плюс гомосексуализм "гения", о котором вулфы и сванидзе стыдливо умалчивают. А между тем известно, кого Сталин называл "мерзавцами".

Кому-то может показаться, что с Мейерхольдом обошлись слишком жестоко. Может быть. Но мне вспоминается такой факт, о котором помалкивают поклонники "гениального режиссера": в 1937 году Мейерхольд написал Сталину письмо, в котором предлагал расстреливать "врагов народа" на сцене его театра. Для приближения сцены к зрителю, так сказать...
Ну и, как говориться, за что боролся, на то и напоролся. И как после этого не верить и Божий Суд на Земле и в Высший Промысел?!

Оригинал взят у kosarex в Причина гибели Мейерхольда



Портрет В.Мейерхольда, 1916 г. Б.Григорьев

Есть жизнь реального Мейерхольда, есть посмертная слава, которую ему либеральная общественность стала клепать по случаю оттепели времен Хрущева. Либеральная общественность желала возвеличить нерусские жертвы, чтобы забыть о русских жертвах сталинизма. Недаром столько сил было потрачено на восхваление Тухачевского, прославившегося кровавым подавлением крестьянского восстания на Тамбовщине, после которого население только Тамбовской области сократилось с 2,5 до 1 миллиона человек. Восхваление Мейерхольда тоже имело свой смысл. Его театр всегда считался скандальным, где желание режиссера выпендриться превалировало над понятиями искусства и эстетики. В соцреалистических постановках, где не было выкрутас, превалировали шаблоны. Подтекст восхвалений был прост - мы и кухарку выдадим за гения культуры, политики, философии, короче, чего угодно.

Реальный же Мейерхольд был ценее советской власти тем, что сходу принял её всю - со всей демагогией, грабежами, расстрелами, марксизмом. Такие ценились, таким давали деньги и многое прощали. Мейерхольд ставил свои эксперименты, власть умилялась. Но Мейерхольд остался такой же внесистемной личностью, какими были стихийные большевики перед революцией. Он писал доносы на всех подряд, забывая золотое правило - коллективный поток доносов всегда убедительнее индивидуальных. У него бывали нервные срывы. Он не понимал, что за внешней эксцентричностью сплошь рядом должен стоять расчет и холодный ум. В итоге он стал мешать и раздражать власть. Чем, например, должен был ответить Илья Эренбург на донос Мейерхольда? Не просто личным доносом, а коллективным, когда десятки, если не сотни его симпатизантов, должны были обнажить перья и марать бумагу словно труп резать в анатомическом театре. Совершенно не случайно нам не дают полную картину доносов того времени. Слишком многое станет видно.

Мейерхольду отомстили большим большевистско-чекистским коллективом.
Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника.

После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался.

На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера. Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь.

За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года».

Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами.


Да, ту же Райх могли арестовать, но наказание заранее планировалось как публичное, чтобы не было сомнений, дескать, взяли Мейерхольда в общем порядке. Думаю, что не через много лет было рассказано о том, что Мейерхольда замочили в сортире, кой кому рассказали сразу. Надо же своих порадовать. И убийство Зинаиды Райх тоже образцово-показательно - не только убили, но и глаза вырезали, чтобы не было сомнений, мол, убили, но случайно и при ограблении. Всё здесь символично от мочения в сортире до вырезания глаз.

Но не менее символично, что нам правды не сказали, а наоборот попытались запудрить мозги. Андрей Вознесенский и Альфред Шнитке даже песню написали в его честь, где нам уныло впаривали, будто Мейерхольд был гением.

«...В.Э. Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 г. в 9 часов утра в Ленинграде. В тот же день в ленинградской и московской (на Брюсовском) квартирах, на даче в Горенках и в кабинете Мастера в Оперной студии им. Станиславского были проведены обыски. На Брюсовском энкавэдэшники первым делом изъяли копии всех писем 3.Н. Райх на имя Сталина и Ежова, паспорт и партбилет Мастера. Причём, они так торопились, что не удосужились даже вывезти архив В. Э. Мейерхольда, а запихали бумаги - без описи! - в сорок папок и оставили их в доме. […]

Тем не менее, 65-летнего Мейерхольда арестуют и расстреляют. Значит, в силу каких-то обстоятельств Сталин изменил мнение о B. Э. Мейерхольде. Почему?

И случайно ли в ночь с 14 на 15 июля 1939 г. в своей квартире в Брюсовском переулке зверски убьют 3. Н. Райх, и убийцы никогда не будут найдены?

В чем же тогда причина столь резкого изменения отношения Сталина к Мейерхольду? Завязка трагедии «Отелло» начинается с носового платка. Мастер мечтал поставить спектакль на круглой арене так, чтобы в прологе все зрители видели этот платок с монограммой Отелло в уголке.

Завязка моей гипотезы ареста мастера - конверт, банальный советский почтовый конверт с письмом 3. Н. Райх.

Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре «письмо, которое после закрытия театра, но ещё до ареста Мейерхольда Райх написала И. Сталину». Копия этого письма и была изъята во время обыска квартиры на Брюсовском (под № 1 в описи НКВД). Уверен, что 3. Райх написала и отправила в апреле-мае 1939 г. письмо, не показав его мастеру. По ощущению Л.В. Варпаховского письмо для адресата было оскорбительным и уничижительным: «Решительный и гневный текст в таком примерно смысле: как, вы, грузин, можете судить о русском театре, что вы понимаете в режиссуре, чтобы оценить... и т.д.» Это более чем вероятно - во множестве воспоминаний мемуаристам запомнились слова 3. Райх, что Сталину не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда.

В октябре 1997 г. я поделился этой гипотезой с И.П. Уваровой. Она подтвердила факт письма, рассказав мне, что в 1939 г. М.Ф. Гнесин пришёл в гости к Мейерхольдам. Разговор не клеился, в семье была какая-то напряжённая, тягостная атмосфера тревожного ожидания, и гость заторопился уходить. В. Мейерхольд вышел провожать его в прихожую, извинился и шёпотом сказал: «Михаил Фабианович, вы извините нас. Дело в том, что Зинаида Николаевна написала и послала Сталину письмо, не согласовав его со мной». Уже потом вышел сборник документов, подготовленный В. Колязиным, из которого видно, что энкавэдэшники изъяли при обыске из квартиры В.Э. Мейерхольда копию этого злосчастного письма 3. Райх к Сталину на шести листах. Это было второе письмо 3.Н. Райх Сталину . Первое она написала 29 апреля 1937 г. ещё до злосчастной статьи в «Правде», до закрытия театра. Кстати, и первое письмо к вождю она скрыла от Мейерхольда.

Скажу честно, тяжело и больно читать это письмо. Из текста явственно вычитывается, что его автор, как минимум, человек неадекватных реакций. Правда, она сама признаётся в письме, что «я сейчас очень больна - больны мозги и нервы от всего, что происходит». Пожалеем её, до чего довела людей эта проклятая власть!

Я не буду анализировать всё письмо, отсылаю интересующихся к первоисточнику. Но два момента хотелось бы выделить. Уже в самом начале она пишет: «Я с Вами все время спорю в своей голове, всё время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве. Я в нём живу больше 20 лет; [...] Вы были заняты не тем (искусство - надстройка) и правы по тому закону, который Вы себе поставили, и правы по-своему - в этом Ваша сила, - я её признаю. [...] Вы должны понять его всю силу и не ограничивать своими вкусами».

Не знаю, что думал адресат, читая эти строки, но вряд ли радовался.

А в заключение она пишет: «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. Свидание сразу с 1) матерью Маяковского, сестрами его, 2) с Мейерхольдом и Сейфуллиной. Об организации этого свидания сейчас напишу Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом. Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград, Карповка, 13, Дом Ленсовета, кв. 20. Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный. Зинаида Райх».

Концовка письма не понятна. Создаётся впечатление, что она перепутала адресата с поклонником - назначает ему сроки свидания (через шесть дней после отправки письма), да и сама интонация выдает, даже стыдно вымолвить, какую-то игриво-провинциальную барышню - «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. [...] телеграфируйте мне коротенько [...] Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный». Хоть убей, ничего не понимаю.

Но этот и другой сюр в письме (его там более чем достаточно) можно понять, если представить, в какой жуткой социально-психологической атмосфере они жили в эти годы. Видимо, есть пределы социальной адаптации личности, и не у всех защитные механизмы мозга пластичны до бесконечности. Конечно, определённую роль сыграли и болезнь 3. Райх, и специфическое актёрское восприятие и понимание мира... Второе письмо, о котором говорил Варпаховский, из материалов по делу Мейерхольда исчезло, мне не удалось его прочитать. Но ярость и гнев 3. Райх как женщины и артистки, лишившейся с закрытием театра в одночасье всего, что составляло смысл её жизни, - работы, аплодисментов, поклонения зрителей, восхищения вчерашних друзей - по-человечески понятны. Более того, известно, как она билась во время болезни, стараясь разорвать привязывающие её к кровати верёвки, как трепетно ухаживал за ней Мейерхольд, как, в конце концов, к ней вернулся рассудок...

Эсхилу с Софоклом и не снилось, что пережил тогда Мейерхольд, и всё же...

И всё же вполне допустимо предположение, что основанием для резкой смены отношения Сталина к Мейерхольду, унижения мастера в Кремле и истинной причиной его ареста послужило злосчастное письмо Райх, приведшее Сталина в ярость. Зная отношение мастера к 3.Н. Райх, можно предположить, что он её не «сдал», чем только усугубил свою вину в глазах кремлёвского адресата, - значит, и он, Мейерхольд, считает так же».

Дадамян Г.Г. , Новый поворот, или культура моего поколения, СПб, «Балтийские сезоны», 2010 г., с. 247-255.

Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше , Метерлинка и радикализма».
Одним из учеников Мейерхольда был Игорь Ильинский. Но молодой актер ушел от известного режиссера. Мейерхольд ставил спектакль «Клоп», где Ильинский играл Присыпкина. В одной из сцен Мейерхольд предложил ему залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги — такой вот творческий поиск у режиссера был.
На что Игорь Владимирович ответил: «Я не знаю, какого вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда!» После чего спрыгнул со стола и ушел...Мейерхольд один из первых спектаклей "Земля дыбом" посвятил "первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому».

Оригинал взят у ukhudshanskiy в

Оригинал взят у prong777 в Как Мейерхольд писал доносы на коллег

Оригинал взят у maxfux в Как Мейерхольд писал доносы на коллег

На прошлой неделе читала интервью с дочерью выдающегося театрального режиссера Леонида Варпаховского. Она создала в Канаде профессиональный русский драматический театр. Журналист расспрашивал ее не только о созданном ею театре, но и об ее известном отце.

Леонид Варпаховский был учеником Мейрхольда и молодой актер просто боготворил. своего учителя. Но в 1936 году 28-летнего Варпаховского арестовывают «за содействие троцкизму», и в Москву он возвращается уже только в 1956,

После реабилитации Варпаховский случайно узнает, что сидел он, оказывается, по доносу своего учителя Всеволода Мейрхольда о том, что «это чуждый нам человек». Дочь Варпаховского рассказывает, что после того, как отец это узнал, он два дня пролежал лицом к стене. Копию этого письма она до сих пор хранит у себя в Канаде.

Всеволод Мейерхольд встретил большевистскую революцию с восторгом.

В 1917 году он пришел в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. К этому моменту Мейерхольду исполнилось 43 года, он был отцом трех взрослых дочерей, апологетом придуманного им «нового театра»… и главным режиссером Императорских театров: драмы и оперы - Александринского и Мариинского - в Петербурге. Свою задачу он теперь видел в том, чтобы средствами революционного агитационного театра помогать новой власти.

В 1919 г. он вступил в ВКП(б), несколько месяцев возглавлял Театральный отдел Наркомпроса. Ощутив себя этаким театральным диктатором от большевизма, Мейерхольд объявил "Театральный Октябрь", надел кожаную тужурку, прицепил парабеллум и потребовал от всех театральных деятелей следовать по его пути. Тем, кто не захочет или не сможет, он угрожал, не более и не менее, как расстрелом.

Коммунистическая пресса под его руководством активно атаковала академические театры: МХАТ и другие. Мейерхольд призывал к бунту против старого театра, «кто этим восторгается, лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство, из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового, коммунистического мира».

В 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР и одним из первых спектаклей "Земля дыбом" посвятил "первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому».

Одним из учеником Мейерхольда был Игорь Ильинский. Но молодой актер ушел от известного режиссера. Мейерхольд ставил спектакль «Клоп», где Ильинский играл Присыпкина. В одной из сцен Мейерхольд предложил ему залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги — такой вот творческий поиск у режиссера был. На что Игорь Владимирович ответил: «Я не знаю, какого вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда!» После чего спрыгнул со стола и ушел.

От революции до конца 20-х годов велись активные художественные дискуссии, которые часто могли превращаться в политическую демагогию. Без задания «сверху» люди разных убеждений обвиняли друг друга в том, за что потом их арестовывали - за буржуазность, мистицизм, формализм.

как-то в начале 30-ых годов, когда обсуждения художественных ценностей произведений могли уже заканчиваться и арестами и закрытием театров, Мейерхольд на публичном собрании всеуслышание назвал спектакль Таирова "Родина" примером чистейшего формализма.
Таиров к нему обратился:
- Всеволод Эмильевич, вы же не видели этого спектакля! Вас не было на спектакле!"
На что Мейерхольд ответил коллеге:
- Да, я не видел спектакля, но мне о нем подробно рассказывали".

(Во время борьбы с формализмом Мейерхольд мог спокойно обвинять коллег , что по тем временам приводило к закрытию театра и аресту режиссера.)

После 1934 года публичные разносы уже регулировались решением партии, достигали уровня дикой грубости и имели целью устранение людей.

Мейерхольд тесно дружил с Тухачевским. И, видимо, очень переживал, когда Тухачевского арестовали. 12 июня 1937 года Тухачевского расстреливают, а через пять дней Мейерхольд пишет в газете «Советская культура»

«Недрогнувшей рукой мы обезглавили гнусную кучку заговорщиков, осмелившихся посягнуть на счастье и жизнь страны Советов. В эти дни все наши помыслы обращены к нашему народу, завершающему дело социалистического строительства, к нашей героической партии большевиков руководимой гениальным вождем трудящегося человечества товарищем Сталиным».

В начале 30-х годов Театр Мейерхольда выехал на гастроли за границу. Первым городом, где предстояло продемонстрировать достижения театрального искусства страны Советов, был Берлин. Здесь Мейерхольд встретился с великим русским актером Михаилом Александровичем Чеховым, незадолго до этого покинувшим СССР.

На свидание с Михаилом Чеховым Мейерхольд, имевший, возможно, тайное поручение уговорить артиста вернуться на родину, отправился с женой, актрисой его театра Зинаидой Райх. Как вспоминал потом Михаил Чехов, он сказал Мейерхольду: "Вам не надо возвращаться в Москву, вас там погубят". Услышав это, Зинаида Райх набросилась на Чехова, выкрикивая: "Подлость! Провокация! Мы этого не потерпим!.."

Что если бы тогда она могла только предположить, что через несколько лет ее всемирно прославленного мужа арестуют и убьют на Лубянке, а ее саму зарежут в ее же квартире.

Оригинал этого поста находится по адресу http://ukhudshanskiy.dreamwidth.org/7474066.html

________________________________________ ________

Знаете такое мерзкое существо Сванидзе?
которое на днях вместе с остальной спец. подобравшейся группой пламенно бросилось за защиту присвоившего выделенные средства на театр так называемого "режиссера" Серебренникова? - ..что за Серебренникова поручились, в частности, певец Филипп Киркоров, телеведущие Андрей Малахов, Иван Ургант, Николай Сванидзе и Ксения Собчак ... Вот этот Сванидзе тоже беспоился за своего близкого по духу Мейерхольда.

Оригинал взят у mpotapoff в о Мейерхольде

<...> Имя Мейерхольда сейчас не принято произносить без эпитета "гениальный" или по меньшей мере "великий" и г-н Вульф здесь не исключение. Вот в своих "истЕрических хрониках" Сванидзе тоже превозносит Мейерхольда, как театрального гения всех времен и народов.А вот мнение знаменитого русского публициста М. Меньшикова, расстрелянного в 1918 г. идейными сотоварищами Мейерхольда буквально на глазах семьи:

"Неужели серьезно г-н Мейерхольд укоренился на императорской сцене?
Недавно я в первый раз видел г-на Мейерхольда на субботнике Литературно-художественного общества. Я просто каменел от изумления: неужели это-то и есть знаменитый г-н Мейерхольд, актер, о котором столько кричали - правда, еврейские газеты? Неужели талантливая когда-то г-жа Комиссаржевская именно этого тощего, рыжеватого, некрасивого господина с шапкой курчавых волос сделала избранником своего вкуса, своей полубезумной любви к театру? Правда, г-жа Комиссаржевская рассталась наконец с г-ном Мейерхольдом, убедившись, что он губит ее театр, как пришлось ей расстаться с г-ном Флексером (Аким Волынский), который тоже тщился что-то сделать умопомрачительное на ее сцене. Но каким образом забракованный даже второстепенной сценой незначительный еврей вдруг выскочил в режиссеры Императорского Александрийского театра? Прямо чудеса творятся в нашем несчастном отечестве! В Петербурге говорят, что г-н Мейерхольд понравился всего лишь одной полковнице, и та сделала ему протекцию. Так неужели первый театр в России, наш национальный театр, в зависимости от вкуса какой-то штаб-офицерши, совершенно неизвестной отечеству?

Дело, конечно, вовсе не в том, что г-н Мейерхольд еврей. Будь это гениальный человек, он мог бы быть готтентотом, и с этим все примирились бы. Но г-н Мейерхольд всего лишь несколько растрепанный, взбудораженный, нервно взвинченный, притом вполне посредственный представитель иудейской расы.
Гениальные люди большая редкость, но даже талантливый был бы находкой - однако тут талантом даже не пахнет. Сужу по той лекции, которую весьма развязно прочел нам г-н Мейерхольд о "театре исканий". Господи, какая это была чепуха!

Надо сказать, что субботники Литературно-художественного общества посещаются более или менее избранной публикой - писателями, художниками, театралами, людьми, знакомыми и с лучшей русской, и с европейской сценой. Иметь смелость
выйти перед таким партнером с газетной статьей декадентского пошиба - одно это уже свидетельствует о бесталанности г-на Мейерхольда. Талант, когда не в ударе, молчит: он первый презирает свою случайную пустоту и страшится выносить ее на сцену. Не то - претензия, не то - подделка под талант. Подделка думает, что
публика дура, не заметит подделки - стоит ошеломить ее какой-нибудь "Синей птицей", или сопоставлением Леонида Андреева с Гёте, или ловко закрученными фразами о новом, неведомом, небывалом, непостижимом искусстве "исканий".

Как актера я совершенно не знаю г-на Мейерхольда: кажется, никогда не видал его ни в одной пьесе. В этом отношении я должен довериться вкусу Ю. Д. Беляева; а он на днях писал следующее: "Актер г-н Мейерхольд преплохой. Эта фигура, эти жесты, этот голос! "Стоит древесно, к стене примкнуто"..." Вот отзыв нашего лучшего театрального критика. Но если так, если г-н Мейерхольд даже актер преплохой, то скажите, какими же неисповедимыми судьбами этот бесталанный еврейчик попал не только в актеры, но даже в режиссеры императорской труппы? "


"Фи!" - скажет кто-то - "этот Меньшиков ничего не понимает в искусстве! Да еще антисемит вдобавок". Не буду спорить, кому-то может показаться вершиной театрального мастерства таскание по сцене двери в течении всего спектакля. Или чтение монолога, стоя на руках. Мне же такие сценические приемы представляются заурядной халтурой. Наверное халтурой они показались и Сталину, поэтому и прикрыт был сей театр абсурда. Ну а насчет "антисемитизма" - не знаю комуверить: Меньшикову, считающему Мейерхольда евреем или В. Вульфу, у которого Мейерхольд немец, да еще и дворянских кровей. Впрочем, это неважно.

Весьма смутили меня и описания ужасных пыток, которым подвергался опальный режиссер в застенках НКВД. Не то, что бы я не верил в пытки вообще - на Руси подследственных колотили всегда, начиная от хана Мамая и кончая нынешним "демократическим" отделением милиции. Но вот в случае с Мейерхольдом не верится как-то. Обычно интеллигенция той поры "сдавала" своих друзей, родственников без всяких пыток. Да и то обстоятельство, что Мейерхольд рассказывает об ужасных
пытках в письме к Сталину кажется по меньшей мере странным. Вряд ли такое письмо найдет своего адресата.


За что расстреляли Мейерхольда? Думается не за "великий талант", как нас пытаюся уверить Вульф, Сванидзе и иже с ними. Конечно, мало верится и в шпионаж в пользу Англии и Японии. Думается не последнюю роль сыграла давняя дружба с Л. Троцким. Плюс гомосексуализм "гения", о котором вулфы и сванидзе стыдливо умалчивают. А между тем известно, кого Сталин называл "мерзавцами".

Кому-то может показаться, что с Мейерхольдом обошлись слишком жестоко. Может быть. Но мне вспоминается такой факт, о котором помалкивают поклонники "гениального режиссера": в 1937 году Мейерхольд написал Сталину письмо, в котором предлагал расстреливать "врагов народа" на сцене его театра. Для приближения сцены к зрителю, так сказать... Ну и, как говориться, за что боролся, на то и напоролся. И как после этого не верить и Божий Суд на Земле и в Высший Промысел?!

________________________________________ _______
Ещё немного о его театральных вывертах
Оригинал взят у netrmed в Вся правда о жизни и смерти Мейерхольда

Портрет В.Мейерхольда, 1916 г. Б.Григорьев

«Бешеный гений»


Карл Казимир Теодор Мейергольд родился в Пензе в семье обрусевших немцев, владельцев винно-водочного завода. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка.

Так появился Всеволод Мейерхольд - будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского . Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко . В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами.

Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции.

Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше , Метерлинка и радикализма».

Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской , а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад».

Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. "Маскарад" шел в действующем репертуаре даже после опалы и смерти создателя вплоть до 1947 года. Спектакль «Маскарад. Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. Фокиным.

«Театральный хамелеон»

Советскую власть Мейерхольд встретил восторженно и оказался лидером нового революционного искусства. В 1918-м он вступил в партию и получил пост председателя театрального отдела Наркомпроса (аналог министерства образования). Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами. Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому.

Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа - биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу.

Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра.

На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова.

Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных».

Ищите женщину...

После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх?".


Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. 1930 год.

В открытом театре имени себя - Государственном театре им. Мейерхольда (ГосТиМ) - главной актрисой, музой и второй женой стала красавица Зинаида Райх. Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была младше его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх. Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных. Судя по тому, какой чудовищной была их смерть, ее молитвы были услышаны.

Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин . Боготворивший жену режиссер уволил приму Марию Бабанову за то, что ей больше аплодировала публика.

Факт: Пресса восторгалась нечеловеческими страстями и криками героинь Райх. В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги.

Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет. Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами. Она могла закатить публичную сцену, не считаясь с местом и статусом присутствующих. Однажды на крупном правительственном мероприятии в Кремле набросилась на всесоюзного старосту М.И. Калинина , известного своими похождениями с юными балеринами, со словами: "Все знают, что ты бабник!".

В 1937 году Иосиф Сталин посмотрел спектакль с Райх и сказал, что это слишком буржуазная постановка, после чего театр был закрыт, а в прессе началась организованная травля.


Актриса Зинаида Райх.

Роковым для этой семьи стало письмо актрисы Сталину - отчаянное и дерзкое послание, в котором она заступалась за мужа, осуждала "грузина, ничего не понимающего в русском искусстве" и назначала ему свидание. Во время ареста Райх кричала, что власти погубили ее первого мужа и теперь взялись за второго, и даже написала жалобу на поведение одного из сотрудников НКВД.

Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника.

Реабилитирован посмертно

После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался.

На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера. Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь.

За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года».

Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами.


Фотография НКВД после ареста.

Тело режиссера было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова, Тухачевского и других жертв. Более 70 лет на этом месте находилась кладбищенская свалка и лишь сравнительно недавно была установлена мемориальная плита.

В ноябре 1955 года Мейерхольд был реабилитирован посмертно. В 1991 году в Москве создан театральный Центр его имени.

В начале 1930-х Мейерхольд на гастролях в Берлине встретился с великим актером Михаилом Чеховым (племянником А.П. Чехова ), живущим в эмиграции. Тот советовал не возвращаться в Москву, прямо сказав: «Вас там погубят».

Но режиссер считал свое возвращение делом чести - он не только был неистово предан революции, но и не мог расстаться с обожаемой Зинаидой Райх .

Справка: Впервые Мейерхольд женился еще студентом в 1896 году на подруге детства Ольге Мунт. У супругов родились три дочери, младшая из которых - Ирина - впоследствии вышла замуж за известного актёра театра и кино Василия Меркурьева, а их сын Петр Меркурьев стал актером и музыкальным журналистом.

Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина.

Три справки о смерти

Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин , когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Им выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины.

Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года.

Даже после смерти Мейерхольда по стране носились легенды, согласно которым он якобы в годы Великой Отечественной войны руководил лагерным театром в ГУЛАГе.

«Бешеный гений»

Карл Казимир Теодор Мейергольд родился в Пензе в семье обрусевших немцев, владельцев винно-водочного завода. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка.

Так появился Всеволод Мейерхольд – будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского . Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко . В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами.

Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции.

Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше , Метерлинка и радикализма».

Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской , а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад».

Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. "Маскарад" шел в действующем репертуаре даже после опалы и смерти создателя вплоть до 1947 года. Спектакль «Маскарад. Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. Фокиным.

«Театральный хамелеон»

Советскую власть Мейерхольд встретил восторженно и оказался лидером нового революционного искусства. В 1918-м он вступил в партию и получил пост председателя театрального отдела Наркомпроса (аналог министерства образования). Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами. Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому.

Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа – биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу.

Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра.

На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова.

Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных».

Ищите женщину...

После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх?".

В открытом театре имени себя – Государственном театре им. Мейерхольда (ГосТиМ) - главной актрисой, музой и второй женой стала красавица Зинаида Райх. Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была младше его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх. Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных. Судя по тому, какой чудовищной была их смерть, ее молитвы были услышаны.

Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин . Боготворивший жену режиссер уволил приму Марию Бабанову за то, что ей больше аплодировала публика.

Факт: Пресса восторгалась нечеловеческими страстями и криками героинь Райх. В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги.

Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет. Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами. Она могла закатить публичную сцену, не считаясь с местом и статусом присутствующих. Однажды на крупном правительственном мероприятии в Кремле набросилась на всесоюзного старосту М.И. Калинина , известного своими похождениями с юными балеринами, со словами: "Все знают, что ты бабник!".

В 1937 году Иосиф Сталин посмотрел спектакль с Райх и сказал, что это слишком буржуазная постановка, после чего театр был закрыт, а в прессе началась организованная травля.

Роковым для этой семьи стало письмо актрисы Сталину - отчаянное и дерзкое послание, в котором она заступалась за мужа, осуждала "грузина, ничего не понимающего в русском искусстве" и назначала ему свидание. Во время ареста Райх кричала, что власти погубили ее первого мужа и теперь взялись за второго, и даже написала жалобу на поведение одного из сотрудников НКВД.

Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника.

Реабилитирован посмертно

После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался.

На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера. Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь.

За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года».

Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами.

Тело режиссера было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова, Тухачевского и других жертв. Более 70 лет на этом месте находилась кладбищенская свалка и лишь сравнительно недавно была установлена мемориальная плита.

В ноябре 1955 года Мейерхольд был реабилитирован посмертно. В 1991 году в Москве создан театральный Центр его имени.



Рассказать друзьям