Конспект оод по музыке для детей подготовительной группы. Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Стоит ли отдавать ребёнка в музыкальную школу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке - вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка - такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка - это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая - насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии . Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Музыкальная школа – начальное звено, первая ступень музыкального образования. Сегодня мы поговорим о том, как проходит прием в музыкальную школу.

Задачи музыкальной школы

Задачи музыкальной школы – привить любовь к музыке, развить музыкальные способности детей, сформировать музыкальные эстетические вкусы, вовлечь детей в процесс музицирования, воспитать грамотного слушателя, понимающего серьезную музыку. Выявить наиболее способных и талантливых учащихся и подготовить их к поступлению в высшие музыкальные учебные заведения.
Задач много. Чтобы реализовывать эти задачи, каждый год проходит прием детей в музыкальные школы.

В последние годы наблюдается приток учащихся в музыкальные школы. Этому способствует, как мне кажется, передачи и шоу на телевидении, возросшее количество конкурсов разных уровней. Меняется мышление родителей. Приходит понимание, что в ребенка нужно вкладывать время и, как ни странно, деньги. Пусть и не большие, но обучение в музыкальной школе влечет определенные траты – плата за обучение, покупка инструмента, костюмы и фонограммы на выступления и конкурсы (если ребенок дорос в профессиональном плане до такого уровня).

Но эти постоянные домашние задания и ежедневное «пиликание» на инструменте, которое так не по душе бывает соседям!

Однако представьте радость и гордость за своего ребенка, когда у него появятся первые, пусть даже самые скромные результаты. И тогда вы поймете, что все траты – и денежные, и временные, стоят того.

У меня в классе занимаются дети обычных родителей, с обычным средним достатком, какой только может быть у жителей небольшого городка. Отношение к поездкам на конкурсы разное: у одних это уже цель в жизни. А есть учащиеся, у которых наметился определенный прогресс в обучении и которых уже можно выставлять на конкурсы довольно высокого уровня, но они по разным причинам не участвуют в конкурсах. Одна из мам мне прямо сказала, что на эти цели у них нет денег. Но совсем недавно город и школа помогли материально организовать поездку на конкурс.
Видели бы вы этого ребенка после выступления! Девочка светилась от счастья! И когда я спросила, понравилось ли ей выступать, она ответила коротко и емко: «Очень». Но сказано это было так проникновенно!
А мама девочки, внимательно слушая всех выступающих, вдруг произнесла: «Знаете, я вдруг поняла: это (конкурсы) – так заразительно! Спасибо за то, что убедили поехать на конкурс».

Но это мама. А представьте слезы радости бабушки и дедушки – у внучки высокий результат – победа на Международном конкурсе!
И теперь обучение перешло на более высокий уровень – не любительский, лишь бы ребенок был чем-то занят, а профессиональный уровень. Потому что ученики и их родители видят уровень других детей и стремятся к дальнейшим результатам и победам.

Все выше сказанное – лирическое отступление. Мы уже убедились в важности занятий музыкой и приведем детей в музыкальную школу. Но как же преподавателям встретить потенциального ученика? Как проверить наличие музыкальных данных?

Музыкальные способности можно развить. Однако у каждого ребенка разный начальный уровень, разная отправная точка. Музыкальные способности – это не только присутствие музыкального слуха. Это еще и наличие других факторов, необходимых для полноценного обучения. А насколько плодотворным будет развитие музыкальных способностей, можно выявить лишь в ходе систематических занятий.

Привлечение детей в музыкальную школу

Хорошо, если в музыкальной школе организованы подготовительные группы, которые посещают дети дошкольного возраста. Но есть дети, музыкальные способности которых проявляются позже, в школьном возрасте. В этом возрасте возможен прием учащихся на баян, аккордеон, духовые, народные щипковые инструменты. С разделением обучения по шести и восьми — летней программе появилась возможность принимать детей школьного возраста и на другие специальности. Дети старшего возраста будут обучаться по шестилетней программе и успеют закончить школу и получить свидетельство. Для маленьких же детей предусмотрено восьмилетнее обучение.

В подготовительных группах упор в занятиях делается на хоровое пение, слушание музыки, ознакомление с музыкальными инструментами, занятия ритмикой и начальные элементы музыкальной грамоты.
Подготовительные группы могут функционировать как в музыкальных школах, так и при общеобразовательных школах. Цель таких групп – привлечение детей к занятиям музыкой, отбор способных ребят для учебы в музыкальной школе. Однако при отборе следует обращать внимание на факт заинтересованности детей и желания учиться играть и петь, а музыкальные способности можно постепенно развить.

Кроме организации подготовительных групп преподаватели музыкальных школ могут проводить прослушивания в общеобразовательных школах и в детских садиках. Можно подготовить распечатанные приглашения, в которых написать приблизительно следующий текст:

Уважаемые родители! У вашего ребенка хорошие музыкальные данные. Приглашаем обучаться в музыкальную школу.

Телефон для справок. Фамилия преподавателя музыкальной школы. Можно указать инструменты, на которых возможно обучение, чтобы родители заранее обдумали и приняли решение – на каком инструменте обучать своего ребенка.

Есть следующий вариант привлечения детей в музыкальную школу. На родительском собрании в школе и в садике преподаватель музыкальной школы делает сообщение о наборе в музыкальную школу и отвечает на все возникшие вопросы по поводу содержания обучения, о музыкальных специальностях, о важности музыкального воспитания.

Перед проведением приемных экзаменов в музыкальную школу можно воспользоваться возможностями местных средств массовой информации – телевидения, радио, газет с размещением объявлений о приеме.

Такая работа по привлечению детей в музыкальную школу подойдет для молодого преподавателя, который только набирает свой класс. Там, где популярность школы уже утвердилась и ведется постоянная работа по пропаганде музыкального искусства, солисты и коллективы школы известны среди населения, дети и преподаватели постоянно выступают в концертах, родители сами будут приводить своих детей в музыкальную школу. И в школе не будет проблем с контингентом.

Приемные экзамены

Итог работы по привлечению детей в музыкальную школу – приемные экзамены. Цель экзаменов – выявить музыкальные способности детей: слух, ритм, память, а также уровень общего развития и эмоциональность. Большое значение в процессе обучения играет работоспособность и заинтересованность детей. Эти качества вырабатываются в ходе учебного процесса.

Вступительные экзамены проводятся весной, в конце мая – начале июня.

Родители поступающих детей заполняют заявление о приеме в школу (Для скачивания бланка заявления кликните на картинку).

Перед приемными экзаменами проводятся консультации. Цель консультаций – знакомство с абитуриентами и доведение до сведения родителей и детей экзаменационных требований. Консультации проводятся в непринужденной обстановке, чтобы дети могли проявить себя. На консультации рекомендовано разучить песню, которую дети будут петь на экзамене. Провести музыкальные игры, заняться ритмикой, послушать произведения, определить их характер, темп.

Консультацию обычно проводит преподаватель сольфеджио, а комиссия наблюдает за работой и поведением детей. Консультация длится около сорока пяти минут. Обычно проводят одну – две консультации, после чего дети сдают вступительный экзамен, результат которого – прием учащихся в музыкальную школу.

Как же проверить музыкальные данные абитуриентов, какие задания выполняются детьми при приеме в музыкальную школу – поговорим в .

Ирина Белан
Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе

«Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе »

В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования и развития детей является одной из центральных задач в дошкольной педагогике . Искусство и художественная деятельность оказывают глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка, преобразуют его, формируют в нем качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры , развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Подготовка детей к школе – одна из главных задач воспитания ребенка шести лет. Перед нами педагогами стоит задача – формирование всесторонне развитой личности. Значительную роль в решении этой проблемы отводят искусству, в частности музыке . Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребенка, в том числе умственного. В. А. Сухомлинский писал : «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Внимание ребенка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ними музыка , и его мысль рисует яркую картинку; эта картина просится в слово».

В подготовительной группе приобщаем детей к музыкальной культуре , продолжаем воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке .

При анализе музыкальных произведений учим ясно излагать свои чувства, мысли, способствуем развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

В разделе «Слушание музыки » детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства : живописи, литературе. Большое внимание уделяем развитию словаря эстетических эмоций – ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения . Музыка развивает ребенка и умственно. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке . Музыкальный репертуар , используемый, для слушания позволяет расширить кругозор детей , запас музыкальных впечатлений дает детям разносторонние знания об окружающем.

У детей подготовительной группы более ярким становится стремление исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки , так же как и речь, воспринимаются слухом. Во время пения обращается внимание детей на активность губ , четкое произношение согласных в конце слова; вырабатываем дикцию при помощи специальных упражнений : шуток – прибауток, потешек, скороговорок.

В работе с детьми вводим наглядное моделирование для эффективного усвоения материала. На их основе разработаны дидактические игры «Громко – тихо» , «Быстро – медленно» и другие. Помимо музыки и движений , детей знакомим с особенностями устной речи : окраской голоса, мимикой, жестами. Составной частью умственного развития детей является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления. Активация умственной деятельности достигается тем, что каждый раз детям предлагаю более сложное задание : иной сложный вариант того же задания, другую игровую ситуацию, новое музыкальное произведение . Расширяя познания дошкольников , развивая их умение логически мыслить, не упускаю из поля зрения и такую важную задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Музыка привлекает детей к речевой основе , заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни.

Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания оказывают музыкально – дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребенка. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю , усложняю, создаю посильные затруднения, что позволяет детям искать новые способы достижения цели, активизирует их.

Большое место в умственном воспитании и развитии детей принадлежит музыкально – ритмической деятельности. Подбирая игры, пляски, хороводы, упражнения и творческие задания, учитываю, прежде всего, методы и приемы работы над конкретным материалом. Работа над всеми видами музыкально ритмических движений начинаем с восприятия музыки , с ее анализа детьми. При работе с детьми подготовительной группы используем «пальчиковые игры» - они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. Игры эти очень эмоциональны, можно их проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. С помощью «пальчиковых игр» можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. На занятиях учим детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение . Выразительная разговорная речь тесно связана с движениями (жестами, музыкальной интонацией , становится тем самым «мостиком» , который связывает движение и музыку .

В результате систематической работы по умственному воспитанию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети приобретают навык активных самостоятельных действий.

Музыкальные занятия , праздничные утренники вызывают у детей особый интерес , и эти формы музыкальной деятельности помогают увидеть умственную активность детей , поисковые качества, творческое начало в их действиях, познавательный интерес, работоспособность, самостоятельность, а в целом – готовность к учебной деятельности в школе .

Публикации по теме:

Большое внимание уделяю созданию обучающей среды. Дизайн логопедического кабинета оказывает успешную адаптацию детей к новым условиям и обеспечивает.

Информационный буклет для родителей по подготовке детей к школе Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть,.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Роль семьи в подготовке ребенка к школе Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Конспект организованно-образовательной деятельности.
Художественно - эстетическое развитие. Музыкальное воспитание.

«В парке музыкальных загадок» (в подготовительной к школе группе)

Автор: Гарипова Зульфия Раисовна, музыкальный руководитель, МБДОУ№13 «Рябинка», город Азнакаево Республика Татарстан.
Описание: конспект музыкального занятия. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ.

Цель : Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
Прививать любовь детей к музыке.

Задачи:
Образовательные:

- закрепить знание детей о зиме, через слушание музыки, пение.
- обогащать словарный запас, учить детей высказывать свои чувство, мысли о прослушанном произведении.
- упражнять детей в различении ритмических рисунков.
Развивающие :
- развивать у детей чувство ритма и слух.
-формировать певческий голос.
-развивать творческие способности: фантазию, воображение.
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.

Методы и приемы:
Словесные: вопросы, словесное объяснение.
Наглядные: показ иллюстраций, портрета композитора.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Предварительная работа:
- беседа о зимних изменениях в природе
-рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
- разучивание песен, игр, стихов на зимнюю тематику.
Оборудование : картины зимы, портрет А.Вивальди, маленькие и большие снежинки, иллюстрация скрипки, нотки вырезанные из картона, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники на каждого ребенка, султанчики на каждого ребенка.
План
-организационный момент
-приветствие

Упражнение «Саночки»
-песенное творчество «Спой свое имя»
-слушание «Зима» А.Вивальди из цикла времена года
-распевание «Метель»
-музыкальная игра «Простучи ритм»
-пение «Под новый год» Зарницкая, Шумлин.
-муз. ритм. движение «Танец снежинок»
-итог занятия

Ход занятия.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята. Ребята я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Вижу у вас сегодня хорошее настроение и хочу пригласить вас в парк музыкальных загадок. В волшебном парке за правильные ответы вы будете получать волшебные нотки.
Музыкальный руководитель : Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель : Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята на чем мы сможем быстрее добраться в парк?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята можно по разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках».Ребята посмотрите как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем).Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли.

Упражнение: «Саночки»

Музыкальный руководитель : По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки.(выполняют упражнение под музыку).
Музыкальный руководитель : Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.
Музыкальный руководитель : Здесь есть волшебная нотка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».

Песенное творчество «Спой свое имя»

: Развивать творческие способности детей, умение импровизировать.
(ребята пропевают имена и проходят через ворота).
Музыкальный руководитель: А теперь присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Музыкальный руководитель : Ой, ребята здесь еще одна волшебная нотка. Посмотрим, что на ней написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в парке, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Музыкальный руководитель : Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Вивальди из цикла времена года-«Зима».Слушайте внимательно, можете закрыть глазки чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.

Слушание: «Зима» А. Вивальди

: Развивать умение определять характер, средства музыкальной выразительности.
Музыкальный руководитель : Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети: суровую……
Музыкальный руководитель: Вначале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра, который метет снег. Природа как будто скована стужей. Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель : Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов.
Музыкальный руководитель : Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель : Молодцы! какой инструмент солировал? (если не угадают, загадываю загадку)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: скрипка.
Музыкальный руководитель : Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер?
Дети – ууууу
Музыкальный руководитель : Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним как надо правильно стоять во время пения.
Если хочешь стоя петь
Головою не верти
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Раз! Вдох! И запел
Птицей звук полетел
Руки, плечи – все свободно
Петь приятно и удобно.

Распевание: «Метель».


Музыкальный руководитель :С ветром прилетела еще одна нотка, сейчас посмотрим что на ней. Ребятки здесь же снежинки. Нам предлагают сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие…….

Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».

развивать ритмический слух.
Музыкальный руководитель : А теперь музыкальная загадка.(звучит отрывок песни).Как называется эта песня?
Дети: «Под новый год».
Музыкальный руководитель : какой характер этой песни?
Дети – Веселый, радостный, задорный.
Музыкальный руководитель : Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.

Пение «Под новый год».

работать над чистотой интонации, артикуляцией.
Музыкальный руководитель: Последняя нотка приглашает нас на танцплощадку. Везде сугробы, поэтому пойдем на площадку шагом.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу.
Музыкальный руководитель : Как приятно смотреть на падающие снежинки. Как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите султанчики.
А пока девочки готовятся танцевать мальчики должны взять музыкальные инструменты. А какие инструменты подойдут больше для танца снежинок. (если мальчики затрудняются ответить загадывая загадку).
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон.
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.

Танец снежинок.

Музыкальный руководитель : Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Вот и подошло к концу наше путешествие в парк. Сейчас вспомним, чем мы занимались в парке?
Ребятки, посмотрите, почти все получили волшебные нотки. Те ребята у кого нет нот, не расстраивайтесь. На следующих занятиях вы будете активней и тоже получите нотки. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся

отличник образования РБ

Никитина Джамиля Фаридовна

На первом уроке я знакомлю детей с бабушкой Музыкой, параллельно, ведя разговор об их бабушках. Дети с удовольствием рассказывают о них и запоминают главные особенности бабушки Музыки: что она бывает весёлой и грустной, медленной и быстрой, громкой и тихой.

Здесь необходим музыкальный показ и первым открытием для детей является то, что музыку нужно уметь слушать. Ведь недаром у нас два уха и один рот. Сначала слушать, после – говорить. Это важно, в жизни пригодится точно! С первых уроков они понимают, что нужно научиться слушать и слышать. Даже не важно что или кого: бабушку ли Музыки или шелест ветерка, или своего друга. Воспитывается внимательность и умение сосредотачиваться во время слушания музыки. Понимая и разделяя такие понятия, как шумовые и музыкальные звуки, дети учатся воспроизводить музыку голосом, используя главный музыкальный инструмент – неповторимый и самый красивый, свой тембр голоса. Исходя из практики и наблюдений, выяснилось, что зачастую высокий тембр голоса отсутствует у детей вследствие родовых травм, приобретенных страхов и психосоматический реакций организма позже. И потому координация между слухом и голосом выравнивается путём использования голосовых упражнений. Я прошу детей рисовать голосом какой-нибудь персонаж и раннее, проиллюстрированной музыкальной сказки, например, Волка – низкий голос, Динозаврика с маленькими глазками – высокий голос, с маленькой головой – голос чуть пониже, с толстой шеей – средний голос, толстым животом – низкий голос и тяжёлым хвостом – переход на хрип. Рисуя голосом персонажей из сказок в ходе игры, дети теряют страх перед взятием нот в верхнем или низком регистрах. И, впоследствии, гамму до-мажор поют чисто, не боясь осуществлять переход из грудного регистра в головной. Самыми нотами считаются ре, ми, фа. В основном все дети поют их чисто, а вот с нотой соль многие дети боятся использовать головной резонатор, так как брать высокие ноты приходится искусственно. Когда же они понимают, как это делать, они теряют страх и с удовольствием поют на верхах. Только нельзя допускать перегрузки связок, всё нужно делать аккуратно, не громко.

Эти волшебные семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – подобны радуге, и каждая нота имеет свой цвет: до – красная, ре – оранжевая, ми – жёлтая, фа – зелёная, соль – голубая, ля – синяя, си – фиолетовая. Учимся узнавать ноты и писать их, используя наглядность в виде большого нотного стана с разноцветными нотками.

__________________________________________________________________________________

В Индии, например, по сей день используется ладовая система «шрутти», содержащая в себе 22 звука в октаве, а на ближнем востоке – арабо-персидская ладовая система, содержащая 17 звуков в октаве. Но в это мы маленьких музыкантов пока не посвящаем.

Здесь уместна песня из мирового шедевра, мюзикла «Звуки музыки», композитора Роджерса – «Нотная азбука». Можно её разучить и петь глядя в визуальное пособие. Детям нравится.

До – воробышко гнездо

Ре – деревья во дворе

Ми – котёнка накорми

Фа – в лесу кричит сова

Соль – играет детвора

Ля – запела вся Земля

Си – поём мы для того,

Чтоб опять вернуться в До.

Даже позднее записывая ноты в обычную нотную тетрадь, мы разукрашиваем их. Дети запоминают сначала ноты по цвету, после по местонахождению на нотном стане. И процесс обучения нотной грамоте происходит радостно и незаметно. По той же системе мы изучаем ноты басового ключа во втором полугодии. Очень помогает пособие Е.Королёвой «Музыка в сказках, стихах и картинках».

Также, помогает выстраивать интонацию слуховой анализ. С первых уроков через слуховые ощущения мы учимся определять «количество птичек на ветке» (количество звучащих единовременно нот). Определять самую звонкую птичку – верхний голос, а также самую мудрую, старую – низкий голос. Также мы «гуляем» по большому нотному стану с разноцветными нотками от ДО наверх и вниз. Можно вырезать из картона девочку, дети с удовольствием разукрасят её и дадут имя. И тогда уже гуляет не пальчик ученика от ноты к ноте, а реальный персонаж – девочка Света. Дети бережнее и внимательней «выгуливают» её, лучше чувствуют направление движения нот: вверх или вниз по гамме. Таким образом у детей формируется ощущение звуковыстоности.

Что касается вокального сольфеджирования, то дети с удовольствием учатся дирижировать через игру «человек-оркестр», а также петь ноты. Я использую первую часть сборника «Сольфеджио» Б. Калмыкова, Г. Фридкина. Училась по нему и я. Нахожу его очень удобным. К тому там много примеров народной музыки. Хотя, можно использовать и другие пособия, например Н. Ладухина.

Параллельно с работой над координированием слуха и голоса, ведётся огромная работа над ритмом. Воспитать в маленьком человеке верное ощущение ритма и времени, это, я считаю, залог его дальнейшего успеха в жизни. И это не пустые слова. Как часто мы видим способных и талантливых людей, но, зачастую, неприспособленных к современным реалиям жизни. Неприспособленность эта возникает из-за отсутствия чувства ритма, темпа, и метра. Жить в ритме, который тебе диктуют жизненные обстоятельства, это основа гармонии, счастья. Хаббарт: «Жить в мире высоких скоростей с тихоходными людьми небезопасно». На музыкальных примерах (в основном даю темы из народного музыкального творчества, позже объясню почему) дети учатся играть на знаменитых инструментах Орфа: ложки, трещётки, барабаны, ксилофоны и многие другие. Попадая в такт музыки и совпадая с ней по ритму, на своих инструментах, дети, входят в экстатическое состояние музыкального единства, у них появляется чувство значимости, ощущение своего творческого начала. Кстати, даже при самых незначительных победах, я прошу ребёнка погладить себя по голове, похвалить себя. Это важно – с детских лет поощрять себя за труд и результат, чтобы поддержать желание заниматься дальше. И, конечно же, педагог делает поощрение в виде пятёрки.

Важно также, чтоб ребёнок запомнил, что бабушку Музыку мы просчитываем до четырёх. Очень хорошо помогают читать ритм «два барата»: Ти и Та. Ти – маленькие, шустрые, быстрые, и обозначаем мы его вот так (рис.а):

А Та большой и важный брат, обозначаем мы его вот так(рис. Б):

Ти-ти-та у них сидит внутри, как будильник и работает в ритме музыки. И это здорово.

Воспитанию чувств ритма и темпа помогает написание ритмических диктантов. Педагог на одной ноте проигрывает ритмическую схему. Ребёнок записывает её в тетрадь, предварительно проиграв её на ударном инструменте и проговорив вслух словами ти и та. Очень важно, что он почувствовал себя маленьким композитором. К ритмической схеме он может приписать разноцветные нотки по своему усмотрению, попробовать сыграть своё произведение, дать ему название. Зачастую дети дома с родителями сочиняют и слова к своей музыке, получается песенка собственного сочинения. Развивается огромный интерес к своему творчеству, ребёнок понимает, что может сам сочинить музыку и про мышку, и про осень, и, конечно же, про маму.

Интерес к игре на фортепиано растёт из урока в урок. Так как до полного изучения подготовительного нотного курса, я не сажаю их за инструмент сразу, как в музыкальной школе, а садятся они сами, когда уже хорошо ориентируются в нахождении нот в любой октаве, пении сольфеджио. Дети сами просятся играть, происходит это само собой с большой радостью и удовольствием. Необходимо проделать с ними упражнение. Певоначально, мы вешаем, как на крючок, на третий палец «пальтишки» или «плащики». При расслабленной руке дети должны чувствовать свой третий палец и опору.

Потом уже свободную руку с чувствительным третьим пальцем переносим на клавиатуру.

Необходимо проделать с ними упражнение на разные пальцы, главное, чтоб они двигались в зеркальном отражении друг от друга. У каждого педагога свои хитрости, главное, чтобы было удобно, легко брать звук. Процесс звукоизвлечения дожжен быть естественным и удобным. В конце года они спокойно играют гамму До-мажор в прямом и расходящемся движении, хроматическую гамму, арпеджио (оно даётся труднее всего, поэтому я практикую пение трезвучия на каждом уроке) и аккорды. Аккорды дети любят, так как это самый простой вид аккомпанемента к их песенкам. В конце первого года обучения дети поют песенки под собственное сопровождение в тональности до-мажор.

Сейчас очень востребованы и популярны сборники И.Корольковой «Крохе-музыканту» 1 и 2 части.

Яркие иллюстрации и последовательно грамотно изложенный нотный материал дают свои поразительные результаты. При изучении басового ключа мне помогают пьесы из сборника Лещинской «Малыш на роялем»

Также очень полезно давать детям переписывать номера по сольфеджио со скрипичного ключа в басовый, при этом, не забывая раскрашивать нотки в цвета радуги. Помогает визуальная наглядность в виде большого нотного стана и разноцветных нот уже в басовом ключе. Здесь нам помогают полюбить басовый ключ такие сказочные персонажи, как Медведь, Волк, баба-Яга, ДедМорз и т.д.

Обращение к народному творчеству, фольклору не случайно. В связи с компьютеризацией, урбанизацией и очень малым общением с живой природой, происходит утрачивание связи с прошлым. Дети мало знают народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных. К сожалению, современные родители мало читают или не читают вовсе на ночь сказок, не поют колыбельных. А ведь это так благоприятно сказывается на психике ребёнка. Дело в том, что в каждом из нас существует генетическая память – память предков. Она придаёт нам силы, питает нас своим соком. Чувствуя в себе род, мы являемся неотъемлемой частью своего народа. Это важно для человека, поэтому питать его фольклорным творчеством, это всё равно, что питать молоком матери на духовном уровне. Потому, в качестве музыкальных иллюстраций я использую народную музыку: русскую, башкирскую, татарскую, грузинскую, украинскую. Чтобы детям понятнее было архаичное звучание фольклорной музыки, мой концертмейстер стилизует, осовременивает его. Все минусовые фонограммы звучат народно, но в контексте современной pop -культуры. Дети с удовольствием поют такие народные песни, как «Ходила младёшенька», «Виноград», «Ой рано, на Ивана», «Весёлые гуси», «Коляда»; башкирские – «Ай, Уралым», попурри на темы известных башкирских народных песен, татарская «Круглое озеро», грузинская «Мчит Арагве вдаль» и так далее. Очень полезна практика работы с микрофонами в студии и на сцене. Дети поначалу привыкают к тембру своего голоса, после начинают его любить, находят свои тембральные особенности, «изюминки». А прослушивание своих вокальных записей учат их анализировать свой голос и трансформировать его в лучшую сторону.

В течение года начинающий музыкант овладевает общими музыкальными понятиями и знаниями, а также начальными основными навыками. Он умеет:

Петь и дирижировать по нотам по сборнику Калмыкова-Фридкина с 1 по 30 номера

Писать ритмические и интонационные диктанты в размере 2/4 в тональности до-мажор на 8 тактов

Делать анализ музыкального произведения, умеет рассказать, какая была бабушка Музыка – грустная или весёлая, быстрая или медленная. Умеет просчитать и прохлопать её.

Играть гамму до-мажор

Играть аккомпанемент к 1 – 2 детским простейшим песенкам тональности до-мажор, используя полный функциональный оборот T – S – D – T .

Играть любую из пьес сборника «Крохе-музыканту» Корольковой по 1 части и первой половины 2 части. (самые продвинутые из учеников доходят до конца второй части).

Петь под минусовую фонограмму с микрофоном.

Сочинять свои мелодии и записывать их в нотной тетради.

Процесс введения в огромный мир музыкального искусства очень творческий и разнообразный. А построенный на любви становится для ребёнка незабываемым и результативным!



Рассказать друзьям