Скульптор Коненков: биография, творчество и интересные факты. Коненков Сергей Тимофеевич: биография, скульптуры, личная жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Русский Роден

Конёнков Сергей Тимофеевич
10 июля 1874 - 9 октября 1971

Корин Павел Дмитриевич. Портрет скульптора Сергея Конёнкова
Колоритная внешность знаменитого скульптора давала богатую пищу для творческой фантазии художника. Корин воплотил на холсте образ исключительной психологической напряженности. Пластичный объем головы, решительная поза, ярко светящиеся глаза, над которыми нависли кустистые брови, распущенные волосы, словно их разметал ветер, — все это говорит о человеке ярком и необыкновенном. Горящие краски полотна, необычное освещение создают фантастическую игру света и тени, повышенную динамичность.
Биография скульптора здесь -
В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творчеством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой.
Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрывающий узы» (1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело.

С.Т. Конёнков. Самсон, разрывающий узы.
Работа вызвала возмущение Совета академии. «...Обострённая экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я неплохо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это сознательно, по праву творца на художественную гиперболу».Заступничество Куинджи, яростная защита дипломной работы скульптора Репиным, одобрительные слова профессора Матэ и голосование «за» Беклемишева определили решение совета в пользу Коненкова большинством всего в один голос. Ни о какой заграничной командировке не могло быть и речи. Коненков уехал в Москву, а над статуей «Самсона», как ему стало известно много лет спустя, была учинена настоящая расправа. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. «Самсона» пронесли мимо древних сфинксов. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило на глазах и под руководством маститых чиновников академии. К теме «Самсона» скульптор возвращался не единожды. И если в начале своего творческого пути он показал исполина, только стремящегося разорвать узы, то пришло время показать Самсона, который, победив страдания, разорвал цепи рабства и распростер свои руки навстречу свободе и грядущему.

С.Т. Конёнков.Самсон 1957 г. Гипс. Москва, Центральный выставочный зал
Самсон предстает перед нами на фоне молнии, символизирующей очистительную грозу революции. Самсон потряс устои старого мира. Валяется поверженный в прах отвратительный хищный золотой телец с папской тиарой на голове. Рушатся цепи рабства, цепи колониализма. "Весь мир насилья мы разрушим!"
У ног Самсона десятиструнная арфа, символ музыки революции и мировой гармонии, к которой вместе со всем человечеством идет Самсон - Человек солнца! Особое место в творчестве Конёнкова занимала тема музыки. Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини.

С.Т. Конёнков.«Паганини». Мрамор. 1908 г.
Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер выполнил в 1908 г. Гениальный итальянский музыкант увлек ваятеля своей огненной музыкой, бурным творческим размахом, неукротимым духом своего искусства. Мастер изобразил Паганини, прижимающим к плечу скрипку в момент наивысшего творческого напряжения. Имя Паганини стало символом мятежного и свободного духа. Позднее несколько раз в разных вариантах скульптор возвращается к образу Паганини.





С.Т. Конёнков.Паганини. 1956 г. Дерево
Конёнков восхищался творениями Иоганна Себастьяна Баха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину его произведений. И вот однажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора, стоявшем в углу мастерской, скульптор, по его словам, вдруг увидел лицо Баха. Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом. «Мой резец словно вела его музыка», — рассказывал Конёнков.


С.Т. Конёнков.«Иоган Себастьян Бах». Мрамор. 1910. Собрание Н. Ф. Микули. Москва.
В 1909—1910 годах в творчестве Конёнкова оживают об¬разы русских сказок, былин и сохранившейся в крестьян¬ских поверьях языческой мифологии. Работая над сказочными и фольклорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным камнем, их формы скульптор находил и выявлял в самой структуре древесного ствола, в причудливых извивах корней, в сучках и наростах.

С.Т. Конёнков.«Старичок-полевичок» (1910)

С.Т. Конёнков. Стрибог. ГТГ. 1910г..

С. Конёнков. Род 1874 г. "Лесовики


Сергей КонЁнков. «Лесовик» 1909
Конёнков достиг больших успехов как мастер-портретист. Его творения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1930 г.)
В портрете Ф. Шаляпина мы ощущаем величие духа, пламенный темперамент и подлинный артистизм гениального русского певца.
«Песню и музыку нельзя вылепить в буквальном смысле этого слова. Но в белокаменной глыбе мрамора - своя музыка. Ее надо только вызвать и оживить. В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки. Шаляпин - властитель. Голос был ему послушен, как скульптору мрамор» , так описывал Коненков свою работу над портретом Шаляпина.

Портрет И. П. Павлова. 1952 г. Мрамор. (Скульптура выполнена в гипсе в 1929 г.)
В портрете И. П. Павлова нас захватывает красота человеческой мысли, неиссякаемой мудрости. «Я встретился с ним летом 1929 года в Нью-Йорке. С первой же встречи ученый поразил меня своей простотой и непосредственностью. У меня сразу же появилось ощущение, будто я давным-давно знаю этого человека. Недаром говорят, что глаза - зеркало души человека. А глаза академика Павлова ярко выражали всю его пытливость и проникновение в глубину жизни»-, так передал скульптор свои впечатления от встречи с выдающимся ученым.

С. Т. Конёнков. Портрет Ф.М. Достоевского
Но, пожалуй, нигде Конёнков не достигал такой глубины психологической характеристики, как в портрете Ф. Достоевского, одной из лучших работ мастера. Сложность, противоречивость творчества русского писателя, его мучительные сомнения и раздумья, поиски выхода, трагическая обреченность и вместе с тем сильная воля, ясный ум — все это выражено в портрете.
Конёнков не случайно избрал полуфигурную композицию. Здесь все несет смысловую нагрузку — и поза, и опущенные ссутулившиеся плечи, и особенно руки, передающие жест отчаяния и безысходности.


С.Т. Конёнков. Автопортрет
Высшим достижением художника в портретном искусстве явился его замечательный «Автопортрет», за который в 1957 году он был удостоен Ленинской премии. Человек огромного творческого горения, взлета фантазии, вдохновенной мысли предстает перед нами в его «Автопортрете». Гордо приподнята голова, вдаль устремлен взор, развеваются волосы. Для портрета характерны широта, размах, величавость. Это творец, художник-гражданин, сын своего народа.
Коненков так рассказывал о своем замысле: «Когда в тиши своей мастерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому, как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление к будущему, в царство постоянной правды и справедливости»!.
Конёнкову удалось создать в «Автопортрете» глубоко типический образ художника-современника, человека высокого накала чувств и сильных страстей. «Автопортрет» достойно венчает серию скульптурных работ художника, посвященную людям искусства.

Иисус Христос (С. Конёнков). Оказавшись в 1924 году в Нью-Йорке, Коненков достаточно быстро снискал славу лучшего портретиста Америки и вскоре смог жить, не меняя московских привычек. По пуританскому Бродвею он расхаживал в косоворотке, с неизменным котом Рамсесом на плече и в сопровождении молодой супруги, ногти которой вызывающе отливали изумрудным перламутром. А его нью-йоркская мастерская вскоре получила такую же экстравагантную популярность, как и флигель на Пресне. Все изменилось буквально в один день, в начале 30-х, когда супруга Коненкова Маргарита привела в мастерскую некоего Тихона Шмелева, члена общества "Ученики Христа ", основанного в начале XX века Чарльзом Тейзом Расселом. После этого непримечательного события неожиданно для всех Сергей Коненков отказался от многих выгодных заказов и на долгие десять лет практически отгородился от общества. Именно в эту пору появляются первые коненковские изображения Христа, пророков и апостолов, а также эскизы к космогониям.

С.Т.Конёнков. Христос, идущий по водам. 1935г.



Сергей Конёнков. «Христос» Гипс тонированный 1933
Совершенно особенная страница в жизни знаменитого скульптора - его женитьба на Маргарите Ивановне Воронцовой.
Знаменитый скульптор Сергей Коненков влюбился в свою будущую жену Маргариту по...фотографии:«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки - необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!».

Двадцатилетняя Маргарита Воронцова.фото
Знакомство состоялось, и Конёнков увлёкся этой девушкой из провинции, хотя и был старше ее на 22 года. Маргарита вскоре переступила порог его мастерской и на шесть следующих лет стала его музой, моделью и гражданской женой. Родители отказали в руке дочери маститому художнику из-за большой разницы в возрасте. Но в 1922 году Маргарита Ивановна и Сергей Тимофеевич все-таки стали официально мужем и женой.

Портрет Маргариты Конёнковой (дерево). 1918 год.

"Магнолия" — последний портрет Маргариты Конёнковой в стиле ню. Этой женщиной был очарован знаменитый Альберт Эйнштейн, и, возможно, они объединили бы свои судьбы, если бы Сергея Конёнкова срочно не отозвали на родину, но это тема другого поста.


Кресла из пней. Работа С. Т. Конёнкова
Конечно, я только прикоснулась к творчеству знаменитого скульптора, чтобы вспомнить о нем в связи со 140 годовщиной со дня его рождения. При желании можно открывать страницы его жизни и творчества, где Сергей Тимофеевич Конёнков предстанет перед вами человеком ярким и необыкновенным.
Галерея его работ -

(1874-1971) русский скульптор

Как художник, Коненков Сергей Тимофеевич сложился еще в XIX веке, но он сумел найти свое место и в быстро развивающемся искусстве века двадцатого. Он прошел долгий путь, но всегда был верен главному принципу - реалистическому изображению действительности. По своей творческой концепции Коненков сближается с такими известными мастерами, как А. Бурдель и Огюст Роден .

Сергей Тимофеевич Коненков родился в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям.

Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Коненкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями.

После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Коненкову пришлось одновременно с учебой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Сергеем Коненковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.

Выпускная работа Сергея Коненкова - скульптура «Камнебоeц» - была удостоена малой золотой медали, а автор был награжден стипендией имени П. Третьякова. Она давала право годичной командировки за границу.

Вместе со скульптором П. Клодтом Коненков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Сергей Тимофеевич Коненков посетил мастерскую известного скульптора О. Родена и был покорен его экспрессивной, модернистской лепкой.

Поездка за границу имела и другие результаты. Сергей Коненков понял, что ему недостает специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев.

Однако вскоре у Сергея Тимофеевича Коненкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Коненков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником Архипом Куинджи .

Ожесточенную дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Сергея Коненкова - статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Коненковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только Илья Репин и А. Куинджи, они высоко оценили его работу, а Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии все же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 гаду Сергей Коненков был избран академиком живописи.

В последующие годы он перешел от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Коненков выставил так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображен. В 1916-1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени.

Интересно, что в эти годы Сергей Тимофеевич Коненков сближается с большевиками и как своеобразный гимн революции создает фигуру «Нике», запечатлев в ней образ одной из революционерок.

В 1912-1913 годах Сергей Коненков вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приемы и осваивает опыт античных скульпторов.

По возвращении в Россию он становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти свое место в новой действительности. Вначале ему это удается, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти настороженно приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского , Коненков, только что ставший профессором ВХУТЕМАСа, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки.

Из Риги он вместе с выставкой отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. Начиная с 1924 года, Сергей Коненков живет вдалеке от Родины. До 1945 года скульптор работал в Америке и Италии. В это время для него основным жанром становится заказной портрет, а также детали архитектурного оформления различных зданий. Одновременно, по инициативе Максима Горького , художник создает галерею портретов деятелей русского искусства и науки - бюсты М. Горького, Александр Довженко , Ивана Павлова , Фёдора Шаляпина .

Вернувшись после Второй мировой войны в Москву, Сергей Тимофеевич Коненков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюст Ленина или передовых колхозников, Коненков создает образы Людвига Бетховена и Никколо Паганини , которые традиционно считались реформаторами в музыке.

В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобожденный человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Коненкова - девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности.

На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Сергея Коненкова патриархом русского искусства.

Личное дело

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874—1971) родился в деревне Караковичи Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. После смерти матери воспитывался дядей. Рисовать научился у заезжего иконописца, иконы Конёнкова висели во многих домах села. С отличием окончил гимназию в Рославле, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За выпускную работу «Камнебоец» был удостоен малой золотой медали и стипендии имени Павла Третьякова, дававшей право годичной командировки за границу. Во Франции Конёнков посетил мастерскую Огюста Родена и был покорен его творчеством. Вернувшись на родину, был принят в петербургскую Академию художеств.

Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающей узы» (1902) вызвала споры преподавателей. В революционный 1905 год по распоряжению администрации Академии она была уничтожена, чтобы не будоражить студентов. Несмотря на критику профессоров, скульптор получил звание свободного художника. Его мастерская на Пресне стала местом сбора богемы Москвы и Петербурга. Это, однако, не помешало ему принять участие в уличных боях 1905 года. По собственному признанию, он закупил браунинги и возглавил одну из рабочих дружин. Под впечатлением событий создал цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В 1907 году выставил совсем другую, мирную «Лесную серию» — деревянные изваяния языческих богов, — которую до революции постоянно пополнял новыми работами.

После Октябрьской революции участвовал в плане «монументальной пропаганды». В 1918 году создал барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который открывал Владимир Ленин. В 1922 году женился на Маргарите Воронцовой, с которой отправился в США для участия в выставке русского и советского искусства. Поездка, рассчитанная на несколько месяцев, растянулась на 22 года.

В Нью-Йорке основным жанром для Конёнкова стал заказной портрет и архитектурное оформление различных зданий. По инициативе Максима Горького создал галерею скульптурных портретов деятелей русского искусства и науки, включая самого Горького. В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Во время Второй мировой войны Конёнков входил в Комитет помощи России. В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР. Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем знаменит

Сергей Конёнков

Скульптора, популярного и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, и за границей, называли «русским Роденом». Еще в 1902 году Конёнков начал поиски нового пластического языка, который позволял не рассказывать сюжет, а выражать эмоциональный смысл образа. Тогда же он представил на суд Академии художеств своего «Самсона». Профессоров смущала модернистская трактовка библейского сюжета, разрушившая классические пропорции фигуры. Молодого скульптора поддержали лишь Илья Репин и Архип Куинджи, Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Разбитый по приказу администрации Академии гипс много позже был восстановлен мастером и получил название «Освобожденный человек».

О чем надо знать

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». К американскому периоду его творчества относятся рисунки-размышления на библейские темы. Конёнков также писал Сталину письма с предсказаниями о начале Второй мировой войны, конце света и других событий. Часть пророчеств сбылись. Существует версия, согласно которой жена Конёнкова Маргарита добилась расположения Эйнштейна и выведывала у него тайную информацию об атомной бомбе для советской разведки. Маргарита была также знакома с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Прямая речь

«Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлеченные им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчел. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьевых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. “Степан! Заводи!” — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечесаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников», — вспоминал писатель Михаил Лобанов.

5 фактов о Сергее Конёнкове

  • Конёнков одним из первых среди русских скульпторов обратился к изображению обнаженного женского тела. Часто его работы созданы в традициях народного искусства («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918) и другие).
  • В 1974 году к столетию скульптора был открыт музей, в который входят мастерская, где он работал, квартира и кабинет. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни.
  • Некоторые критики отмечают, что главным периодом творчества Конёнкова был дореволюционный; тонкую одухотворенность своих ранних работ мастер, по их мнению, не смог превзойти.
  • Конёнков — почетный гражданин Смоленска.
  • Умер от воспаления легких, не дожив всего трех лет до предсказанного им для себя 100-летнего рубежа.

Восемнадцатилетним юношей приехал Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971) в Москву и был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. То, что иные проходят в течение пяти-шести лет, Коненков усвоил за два года и, по существу, стал мастером. Но тяга к знаниям была в нем нaстолько сильна, что он не оставил училища и, закончив полный курс, выполнил работу, принесшую ему громкое имя. Это была статуя «Камнебоец». «Камнебоец» был впервые показан на XXVII передвижной выставке в Москве и произвел подлинный фурор. Молодого мастера горячо поздравил Василий Иванович Суриков.

Осень 1899 года. Коненков приезжает в Петербург, в Академию художеств, продолжать образование. Профессор Владимир Александрович Беклемишев любезно встретил своего старого знакомого.

Они познакомились в девяносто шестом году в Риме. Петербургский профессор тогда же пригласил Коненкова в академию. Предложение было заманчивым. Академия давала глубокие знания в области перспективы и анатомии. Ее воспитанники превосходно владели рисунком. Эта школа воспитывала высокую культуру труда. Успешное окончание академического курса сулило заграничную двухгодичную командировку.

Очень скоро выяснилось, что художественный метод профессора Беклемишева решительно не удовлетворяет двадцатипятилетнего Коненкова. В Москве он привык к тому, что скульптуру следует вести по общей форме, а не по силуэту. Этот прием одобряли его московские профессора Сергей Иванович Иванов и Сергей Михайлович Волнухин. И сами они так работали. Разница в приемах имела принципиальный характер. Как можно, пренебрегая пластическими возможностями трехмерной модели, то есть пластикой общей формы, создавать образ, в основе которого одухотворенная мысль, сильное чувство?

С юношеских лет Коненкова увлекала легенда о благородном титане. Самсон верно служил своему народу, защищая его от покушений филистимлян. Тогда враги решили одолеть Самсона хитростью и обманом. Филистимляне подкупили коварную Далилу, поручив ей выведать тайну силы Самсона. Доверчивый титан открыл ей свое сердце, и Далила, опьянив народного богатыря, остригла семь кос Самсона. В них была его сила. Филистимляне выкололи Самсону глаза и сковали его медными цепями. Но прошло время, и у богатыря снова отросли волосы, к нему вернулась былая сила, и он обрушил на угнетателей колонны и стены храма, в котором они глумились над ним.

С первых же дней пребывания в Академии художеств Коненков, не переставая, думал о Самсоне. Библейский богатырь в сознании художника стал русским народом, ослепленным, связанным по рукам и ногам жестоким российским самодержавием.

В академической мастерской Коненков работает над фигурой Самсона вдохновенно. Он стремится наполнить скульптуру-символ духом современной борьбы.

Как ни могуч натурщик-грузчик из псковских мужиков, не сгибавшийся под тяжестью тридцатипудовой ноши, он не мог обладать такими мышцами, которые в неистовом порыве напряг легендарный Самсон, великан, жаждавший свободы. Единственный путь решения темы - смелая гиперболизация образа. «Самсон» должен стать воплощением всенародного протеста, носителем пафоса разгорающейся борьбы.

События памятного весеннего дня помогли скульптору обострить политический смысл конкурсной работы «Самсон, разрывающий узы». А произошло следующее. Высота статуи - четыре с половиной аршина - потребовала сооружения лесов. Стоя наверху, увлекшись лепкой головы, Коненков оступился, упал и сломал правую руку. Потерять правую руку в разгар работы – невыносимо обидно. Через два месяца кончалось конкурсное время. Выход был один - лепить левой рукой. Работал скульптор исступленно и в полтора месяца закончил статую.

Когда «Самсона» установили в Малом зале академии, статую впервые увидели Репин и Беклемишев. Репину работа понравилась. Беклемишев был недоволен.

Гиперболизация форм, обостренная экспрессивность и динамика коненковской скульптуры ничего общего не имели с установками академии, предпочитавшей «тишь да гладь» - жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм.

Художественный совет длился два дня. Вокруг работы разгорелись ожесточенные споры. Академистов смущало, что Коненков нарушил обычные пропорции. Они вершками измеряли работу, не вникая в ее смысл.

Заступничество Куинджи, яростная защита дипломной работы скульптора Репиным, одобрительные слова профессора Матэ и голосование «за» Беклемишева определили решение совета в пользу Коненкова большинством всего в один голос. Ни о какой заграничной командировке не могло быть и речи.

Коненков уехал в Москву, а над статуей «Самсона», как ему стало известно много лет спустя, была учинена настоящая расправа. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. «Самсона» пронесли мимо древних сфинксов. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило на глазах и под руководством маститых чиновников академии.

Это был гнев, продиктованный бессилием. Художественная общественность подняла «Самсона» на щит. Вот почему реакционная академия поспешила расправиться с крамольной скульптурой.

Коненков, как никто до него из профессиональных скульпторов, чувствовал дерево. Оно для него было живым, одухотворенным материалом. Художник не делал эскизов из глины. Он мыслил в материале. Композиционное мастерство Коненкова - это не результат только непрестанной учебы у великих мастеров, это поэтическое осмысление жизни в образах, которые всегда в его творчестве остросовременны.

Верность теме современности понималась Коненковым как потребностью самовыражения. Он не мыслил работы скульптора без решения самых актуальных вопросов борьбы народа за лучшее будущее. Эта тенденция проходит через все творчество Коненкова.

В годы революции он встает во главе Московского союза скульпторов и руководит осуществлением плана монументальной пропаганды. В мемориальной доске в память павших при штурме Кремля красногвардейцев, в памятнике Степану Разину, кариатидах, декорирующих вход в Главный павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, Коненковым заложены основы советской монументальной пластики.

Когда еще страна залечивала раны войны, люди жили в землянках он первым в советском искусстве в портрете старейшего колхозника В. И. Зуева, в обобщенном образе русской советской женщины «Колхозница», в синтетическом творении, восходящем к античности, скульптурном оформлении музыкального театра в Петрозаводске воспел радость завтрашнего дня.

Петрозаводский театр. Здание украшено скульптурами, фризами и барельефами скульптора С.Т. Коненкова

Нельзя не вспомнить о титаническом и выдающемся по результатам труде Коненкова-портретиста. Им созданы воображаемые портреты гениев человечества Баха, Паганини, Пушкина, Гоголя, Достоевского. Он был дружен с Горьким, академиком Павловым, Шаляпиным, Есениным, Рахманиновым, Эйнштейном. Коненковские портреты этих великих людей - непревзойденные шедевры искусства. За «Автопортрет» 1954 года Сергей Тимофеевич Коненков был удостоен Ленинской премии.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

    Конёнков, Сергей Тимофеевич - Сергей Тимофеевич Конёнков. Коненков, Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич (1874 1971), российский скульптор. Создавал обобщенно символические и фольклорно сказочные образы (Нике, 1906; Стрибог, 1910), психологические портреты (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1874 1971), советский скульптор. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892 96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899 1902).… … Художественная энциклопедия

    - (1874 1971), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Обращаясь преимущественно к мраморной и деревянной скульптуре, создавал обобщённо символические, в том числе… … Энциклопедический словарь

    - (1874 1971), сов. скульптор. В 1960 выполнил бюст Л. (бронза музей С. Т. Коненкова в Москве; мрамор музей «Тарханы»). См. в кн.: Вырыпаев П. А., Л. с нами, Саратов, 1966, с. 101. Лит.: Каменский А., Коненков, М., 1962, с. 116; Коненков С. Т., Мой … Лермонтовская энциклопедия

    Советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в… … Большая советская энциклопедия

    Музей мастерская С. Т. Конёнкова. Москва. Конёнков Сергей Тимофеевич (1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член (1954), Герой Социалистического Труда… … Москва (энциклопедия)

    Барельеф С.Т.Коненкова на стене дома музея в Москве Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля 1874 9 декабря 1971) знаменитый русский (советский) художник, скульптор. Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом». Биография Конёнков родился в … Википедия



Рассказать друзьям