Женские образы в произведениях м горького. Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

/ / / Роль женских образов в пьесе Горького «На дне»

Сколько знаменитых и великих произведений в творчестве Максима Горького. Он посвятил свою жизнь написанию реалистичных работ, которые показывают нам сущность того общества, той жизнь. Одной из самых известных его пьес я считаю « ». Автор пьесы, одним из первых смог высказать в своем творении ту реальность, которая поглотила мир, он смог показать истинную жизнь и существование людей, которые скатились в самый низ жизни. И что самое интересное, Горький не открывает читателям причины, он показывает последствия, которые привели к плачевным результатам.

Вчитываясь в сюжет пьесы, мы открываем перед собой страшную и жестокую картину. Мы наблюдаем за жизнями главных персонажей, которые совершенно потеряли всякий смысл. Они ничтожны. Актер видит спасение в бутылке и алкоголе, Анна умирает от болезни, Настя пытается заработать на жизнь проституцией. И все это – результат жизни на дне – страшный и жестокий. У людей с такой судьбой нет будущего. Они потеряли веру в счастье и в нормальное существование.

Если обратить внимание на женские образы, которых достаточно много в пьесе, мы видим, что эти женщины абсолютно беспомощны. А ведь женщина ассоциируется у нас с образом матери. А какие дети могут родиться у таких женщин. Что они увидят в такой грязи, как они смогут выкарабкаться из бедности. Какое будущее их ждет? Серое и страшное!

Какие же женские персонажи представлены нам – читателям. Вначале мы знакомимся с Квашней. Она торгует пельменями, она абсолютно безразлична к семейной жизни, она не терпит мужчин, и мысль о замужестве прогоняет прочь. Ее смысл – денежные отношения. Будущее ее мало интересует, оно в ней умерло. Поэтому, продолжения ее рода не может быть.

Другой персонаж – Анна. Она спокойная, добрая женщина. Вот ей бы стать матерью и вырастить хороших детишек. Но, судьба распоряжается по-другому. Анна сильно больна. Эта болезнь не поддается лечению и вскоре женщина умрет. Она всем надоедает своим постоянным кашлем, она раздражает своего собственного мужа, который поскорее мечтает о ее смерти. Какой может быть ее жизнь? Несчастной или даже ужасной. Она умирает в муках, зная, что никому не нужна.

Образ Насти – наивной девицы, которая занимается любовными похождениями, дабы заработать на жизнь, низкий и беспомощный. Она сочиняет небылицы о своем неправдивом романе, живет рассказами из книжек. Что может быть с ней в дальнейшем? Как отмыться от такой грязи и стать настоящей женщиной. Наверное, это уже невозможно.

Есть другой персонаж – Наталья. Наравне с остальными она тянется и стремится к хорошему, она отзывчивая и добрая. Но, окружающая обстановка, угнетающие люди вокруг также волокут ее на дно. В конечном итоге, она понимает, что вера в хорошее – это большая глупость. Она ожесточается и закрывается ото всех.

Василиса – сестра Наташи – властная и самолюбивая. Возможно, судьба уже сломала ее, немного раньше. Поэтому, перед читателями она предстает черствой и жестокой.

Вот и скажите, какое будущее может быть в таком обществе. Женщины – продолжательницы рода – совершенно не верят в хорошее, их совершенно не интересует семейная жизнь и дети. Основная часть такого общества – это бедные люди, которые не верят в будущее и не хотят ради него жить.

/ / / Роль женских образов в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М. Горького « » наполнена различными женскими персонажами, у каждого из которых своя роль. Читая пьесу, мы знакомимся с такими интересными женскими образами, как Анна, Квашня, Наташа, Василиса, Настя. И у каждой женщины своя история, которая трогает и удивляет.

Все эти женщины пытаются выжить в той социальной неровности и бедности. Квашня занималась торговлей пельменями. Она привыкла считать себя свободной женщиной. Ее роль в данной пьесе не совсем черствая и грубая. В одном из эпизодов пьесы она проявляет жалость к страдающей Анне и пытается накормить ее горячими пельменями.

Квашня с опаской относится к мужчинам, так как ее неудачное замужество не оставило в ее памяти ничего хорошего. Ее муж умер и она радовалась от этого, она была счастлива, что, наконец, избавилась от него. Какое же чувство может возникнуть у нас, у читателей к этой женщине после таких слов. Но, мы не в праве судить. Ведь никто не знает, как относился покойный муж к своей жене. В то время избиение женщины считалось совершенно нормальным, поэтому, возможно, и Квашня не один раз попадала под горячую руку. Все это вызвало у женщины страх замужества, и она зареклась больше не соглашаться на предложения мужчин.

Анна показана читателю абсолютно несчастной женщиной. Она находится при смерти, и с этим уже ничего не сделаешь. Ее тяжелое состояние вызывает сострадание у всех, кроме собственного мужа. Он жестокий и черствый. Он неоднократно избивал Анну, а она терпела все обиды и считала их нормой семейной жизни. Ее персонаж демонстрирует обобщенный образ всех женщин того времени. Практически все они попадали под жестокость мужчин и терпели это. Поэтому, в такой страшной ситуации именно смерть могла стать единственным выходом для Анны.

Разгульная девица Настя постоянно увлечена чтением любовных романов. Она мечтает встретить свою любовь, она придумывает сказки о своих любовных женихах, которых каждый раз именовала по-разному. Она отговаривалась на все насмешки соседей и все твердила им про настоящую любовь. Только вот все это – фантазии, ведь Настя была проституткой. Ее окружала грязь и унижение. И единственное спасение было в алкогольном стакане.

Василиса – особая женщина, у которой внешность абсолютно противопоставлена внутреннему уродливому миру. Она жестокая и бесчувственная, она подталкивает своего любовника на убийство собственного мужа, она изъедает свою младшую сестру за то, что ее бросил любовник. В этой женщине нет души. Она суха и черства.

Наташа – сестра Василисы, была достаточно мягким и чувственным человеком. Она не решается уехать с Пеплом в Сибирь. Василиса, ненавидя ее, закрывает Наташу дома и избивает, чуть ли не до смерти. Героиня спасается, после чего попадает в клинику и больше не хочет возвращаться в этот страшный дом.

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает. Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Начало XX-го века стало переломным моментом в русской литературе. Старые, «избитые» истины совершенно отвергаются новым поколением, происходит уход от классических традиций: эротика не является запретной, печаль - возвышенной, а радость - личной. Смена политического и общественного строев неизбежно привела к смене курса русской литературы.
Подняв голову, народ захотел, чтобы литература стала отражением существующей реальности. Правительство поддержало это начинание, к тому же большинство читающей публики было из низших слоев общества, они не смогли бы оценить высокий полет мысли, поэтическое вдохновение и метания противоречивой души. Время требовало новых тем, новых подходов, новых писателей.
Максим Горький стал мастером социалистической литературы. Кто не знает его «Песнь о буревестнике», предвестника революции? Кто не знает его глубоко современного тому времени роман «Мать»? Но истинную славу и признание Горький получил за свою пьесу «На дне».
В произведении писатель затрагивает тему социальных «низов». Никто до него не рисковал писать на эту тему настолько остро и реалистично. Горький не стал заниматься глубоким психоанализом и раскрывать причины распада человеческой личности. Он взял, так сказать, «конечный результат» этого распада. Перед зрителем раскрылась страшная картина, в которой нет места надежде. Да, надежды на спасение нет ни у кого: Анна в итоге умирает, Клещ и Актер окончательно сопьются, Наталья ожесточится, Ваську Пепла посадят в тюрьму… Но это тоже лишь результат той жизни, которой живут герои пьесы «На дне». Самое страшное заключается в том, что все они не имеют будущего, их жизнь закончена задолго до физической смерти…
У таких людей нет завтрашнего дня, как бы ужасно это ни звучало. Безнадежное состояние этих людей автор подчеркивает особым положением женских образов в пьесе. Не забываем, что женщина – мать, а дети – будущее. А какие матери могут выйти из этих несчастных женщин? Да и в этой ужасной обстановке разве могут вырасти здоровые дети? И какой может быть у них характер, устремления? Так Горький утверждает жестокость мира «низов» и невозможность его будущего, его вымирание.
Но каковы же они, женщины-нищие? Посмотрим на них повнимательнее. Торговка пельменями Квашня - одна из первых женщин, которая появляется на сцене. Она уверяет, что никогда ни за кого не выйдет замуж: «Чтобы я,- говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Её грубость уже никого не шокирует, к ней все привыкли. Квашня - образ женщины, которая вместо семьи выбирает «товарно-денежные отношения», она живет только для себя и не хочет больше ни о ком заботиться. Будущее в ней умерло, она не оставит после себя никого, кто мог бы о ней вспомнить.
Следующий персонаж – Анна. Она больна чахоткой и скоро умрет, это понимают все, даже её муж. Клещ искренне уверен, что её болезнь, а, в конечном итоге, и жизнь, мешают ему выбраться из нищеты. Он ждет, чтобы жена умерла, и нет в нем ни капли жалости: «Вот погоди… умрёт жена…» И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный, больной кашель. Лишь единственный раз муж с нежностью заговаривает с Анной - когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…». Анна могла бы стать хорошей матерью, она добра, спокойна, терпелива, но автор показывает ее смерть, не давая ей развиться, и, таким образом, отбирая надежду еще у одной семьи.
Настя и Наташа стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но они чувствуют собственное бессилие перед затворами этой «тюрьмы». Девушки стремятся вырваться из «низов» каждый по-своему: Настю спасает вымышленный ею роман со студентом, Наташу – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь. Но Настя так и останется со своими иллюзиями. Этим автор подчеркивает полную реалистичность описываемого. Настя так и не выберется из этого «болота», потому что, кроме фантазий, у неё ровным счетом ничего нет.
Наташа, пожалуй, самый светлый образ пьесы. Она тоже не сможет вырваться со «дна», так как среда полностью «поглощает» её. Изначально эта девушка добра и отзывчива. Именно она привела утешителя Луку, именно она обнаружила, что Анна скончалась, так как, видимо, только ей по-настоящему было дело до больной. Но спустя некоторое время Наталья оказывается сломленной. В конце четвёртого акта она «мечется в беспамятстве» и предрекает себе невеселый конец: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая».
И последний женский образ в пьесе – Василиса, сестра Наташи. У обеих героинь много общих черт характера - воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». Автор пытается объяснить её характер словами Насти: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Василиса тоже не сможет быть матерью, так как ненавидит своего мужа.
Горький проводит перед читателем вереницу женских характеров, но он лишает их женственности, изящества и красоты, утверждая, что «внизу» все равны в своем горе, и даже сильные женщины сгибаются под этой непосильной тяжестью. Женские образы этого произведения подчеркивают безысходность «дна», его ужасающую правду.


Женские персонажи в пьесе «На дне» разделяют общую участь. Они находятся в буквальном смысле на социальном дне общества. Обитатели ночлежки, мужчины и женщины, ощущают себя выброшенными из жизни. Даже Василиса, жена Костылева, мало чем отличается от тех, кто от нее зави­сит. Жадная и жестокая собственница, она пробивается к своему благополучию любой ценой.

Речь ее раскрывает хищ­ническое ее нутро и вместе с тем показывает присущие имен­но ей качества. «Я тебе, щенку, сказала, чтобы духа твоего не было здесь...» - с этими словами появляется она на сцене, а на возражения Алешки односложно кричит: «Вон!» С Лукой она не вступает в разговоры, а, резко отрубая каждое слово, спрашивает и одновременно приказывает: «Ты кто такой? Ночуешь или жить? Пачпорт! Давай!» Каждое ее слово, обращенное к ночлежникам, полно злобы, желания их унизить, оскорбить. «Чтобы соринки не было! -г кричит она Насте. - Ты чего тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем? Мети пол! Наталью... видела?» Даже равнодушный ко всему Бубнов и тот говорит: «Сколько в ней зверства, в бабе этой». Уходит она со словами: «Эх вы... свиньи...»

Вынуждена продавать себя Настя. Она мечтает о настоя­щей, чистой любви. Конечно, ее язык - это просторечие. Од­нако стоит бедной девушке заговорить о своей небывалой любви, сейчас же ощущается влияние тех лубочных рома­нов, типа «Роковой любви», которыми она увлекается. Отсю­да идут «романтические аксессуары» (ночь, сад, беседка, «леворверт», к тому же заряженный десятью пулями), «пре­дельные» переживания («дрожу от страха и горя», «должен лишить себя жизни», «пропаду от тоски по тебе»), штампо­ванные эпитеты (драгоценная, ненаглядная, любезная, не­забвенная).

И все же у каждого героя есть своя надежда, своя мечта.

Самое пассивное, безвольное и несчастное существо - Анна. Ничего не успела увидеть хорошего в жизни Анна, «над каждым куском хлеба тряслась». Но даже в ней, уми­рающей, теплится мечта, вера в то, что хотя бы после смерти она обретет желанный покой.

Об этом же мечтает и Наташа: «Завтра... придет кто-то... кто-нибудь... особенный». Но всех героев объединяет замк­нутость в своем внутреннем мире, они живут только своими мечтами и надеждами. В первом действии Наташа ещё «от­вергает» Пепла, едва говорит с ним. Она лишь иронически отвечает на его реплики. Да и пришла Наташа в подвал как будто только для того, чтобы показать Луке его место и ска­зать Клещу, где находится его жена. Впрочем, все, по-види­мому, неспроста. Недаром Алешка, по словам Насти, уже распространяет слухи, что Пепел хочет бросить Василису, «а Наташу взять себе...».

Во втором действии появление Наташи уже ничем не мо­тивировано, и, видимо, Бубнов прав, высказывая предположение, что она «Ваську ждет». Но ей все равно: «Уж пускай лучше он...»

Лишь в третьем действии мы услышим откровенные при­знания Пепла, сделанные в присутствии Луки: «Опять я... снова я буду говорить с тобой... Наташа... Вот - при нем... он - все знает... Иди... со мной!»

«Опять я... снова я...» - эти слова продиктованы не од­ним желанием Пепла уговорить Наташу пойти с ним, чтобы вместе начать честную, трудовую жизнь. В сущности, мы лишь догадываемся о том, что происходит между Пеплом и Наташей. Любовная борьба, стремление Пепла овладеть сердцем девушки, вся сложность отношений этих двух лю­дей скрыта от нас. Основные моменты лирических перипе­тий - отталкивание, приближение, наконец, признание, трагически оборванное Василисой, - обозначены лишь пунктиром.

В пьесе разворачиваются трагические судьбы людей, кот торые, увидев после исчезновения Луки безжалостную прав­ду жизни, оказались перед этой правдой несостоятельными. Неизбежно приходят разочарование, а затем и отчаяние. Но падение героев остается за пределами пьесы. Перед зрителя­ми они уже оказываются жертвами установленного порядка вещей, трагического стечения обстоятельств. Они ничего не могут предпринять. Атмосфера пьесы - атмосфера психоло­гического «дна».

Не только о боге Лука мог бы сказать: «Коли веришь, есть; не веришь - нет». Для него все зависит от того, как это воспринять, доискиваться правды - бессмысленно. «Вра­нье-то... приятнее правды». Это скажет Наташа. Но таков и принцип отношения Луки к людям, и он готов его философ­ски обосновать: «Не всегда правдой душу вылечишь». Разве для вора Пепла, которому не избежать тюрьмы, нужна прав­да? «Она, правда-то, может, обух для тебя», - уверяет Лука. Зачем правда спившейся проститутке Насте? Пусть она уте­шает себя смешными фантазиями о какой-то любви, и на­прасно Барон издевается над ней: «Ты бы не мешал ей... пусть плачет-забавляется».

Пусть Наташа поверит в счастли- вый брак, пусть Актер будет убежден, что излечится от алко­голизма, а Пепел - что найдет счастье в Сибири. Для людей, сброшенных в пропасть, единственное утешение - иллюзия счастья, вера в некую «обетованную страну», о которой Лука говорит в своем знаменитом монологе. Такой взгляд опреде­ляет отношение к людям: они все слепы и несчастны, их надо жалеть: «человека приласкать - никогда не вредно», «во­время человека пожалеть - хорошо бывает». Единственное, что можно сделать для страдающего человечества, - это на­вевать ему те «золотые сны», о которых вспоминает Актер, цитируя Беранже.

Доброта, которой заряжен Лука, позволяет ему облегчить последние страдания смертельно больной Анны, которая ни­чего-то хорошего и не успела в своей жизни увидеть. Смерть страшит ее, ибо смерть - неизвестность. Лука садится возле смертного одра и простыми тихими словами успокаивает умирающую женщину: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться нечего! Смерть - она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь ~-~ отдохнешь, говорится... верно это, милая! Пото­му - где здесь отдохнуть человеку? Ты - верь! Ты - с радостью помирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам - как мать малым детям...»

Горький всем развитием событий показал, что ложное утешение и даже сочувствие не изменяют жизнь. Финал су­ществования людей, поверивших успокоительной лжи, явно говорит об этом: самоубийство Актера, гибель Пепла, исчез­новение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рас­сказы о той «обетованной земле», которая им уготована. Об­легчил Лука, быть может, только последние минуты умирающей Анны. Его проповедь оказалась полезной лишь для умирающих, но не для живых.

Именно ответ, который давало произведение Горького на вопрос о путях к человеческому счастью, ответ, который вос­принимался как сигнал к восстанию, решил его успех. «Зри­тельный зал принимал пьесу бурно и восторженно, как пье­су-«Буревестник», которая предвещала грядущие бури и к бурям звала!» - вспоминал В.И. Качалов. Принцип «Прав­да - бог свободного человека», провозглашенный Горьким, характеризует весь творческий и жизненный путь писателя.



Рассказать друзьям