§4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам(КТС) в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.

Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В ч. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ. Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях: 1) отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения; 2) наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации; 3) наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям, однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения; 4) подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным. Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления N 2 от 17 марта 2004 года Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(в редакции Постановления 28 декабря 2006 года № 63) пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений. Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с реализацией трудового права работника, что является основанием для обращения работника за защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке.

В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ТК РФ. Во-первых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права. Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права. Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе. Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты. В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске установленного срока для обращения в КТС. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС должен доказать работник, пропустивший указанный срок.

Законодательством не определены уважительные причины пропуска срока для обращения в КТС. В связи с чем, исходя из закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ принципа процессуальной аналогии, КТС может указать в качестве уважительных любые причины пропуска срока, в том числе имеющиеся в отдельных нормативных правовых актах и судебной практике. В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями к числу уважительных причин пропуска сроков для защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения за защитой нарушенного права, в том числе и отсутствие правовых знаний, не позволяющее иметь информацию о последствиях нарушения прав и свобод. В ч. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"(в редакции Постановления от 28 декабря 2006 года № 63) говорится о том, что в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права могут рассматриваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, например, болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Перечисленные в законодательстве и судебной практике уважительные причины пропуска срока для защиты работником нарушенного права КТС обязана учесть в качестве таковых. Однако КТС может признать уважительными и любые другие причины пропуска работником срока для обращения с заявлением о защите нарушенного права. Например, в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в КТС организации следует признавать обращение в КТС структурного подразделения, поскольку в этом случае работник своевременно реализует право на обращение в КТС, которое по его выбору может быть реализовано как путем обращения в КТС структурного подразделения, так и путем обращения в КТС организации. Прохождение одного из этих путей не может рассматриваться как неуважительная причина при следовании другим путем, поскольку работник воспользовался имеющимся у него правом. Более того, обращение в КТС структурного подразделения следует рассматривать в качестве факта, прерывающего действие срока, установленного для обращения в КТС. Поэтому при обращении работника в КТС организации после рассмотрения его заявления в КТС структурного подразделения, куда он обратился своевременно, вывод о пропуске срока для обращения в КТС не соответствует требованиям законодательства, так как работник реализовал свое право своевременно. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения в комиссию.

В ч. 2 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что при наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС, она может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

В связи с чем напрашивается вывод о том, что наличие уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой в КТС влечет возникновение обязанности рассмотреть заявленные в комиссии требования по существу. Тогда как отсутствие таких причин при наличии соответствующего ходатайства представителя работодателя позволяет КТС отказать в рассмотрении заявленных требований по существу. Хотя отказ в рассмотрении заявленных работником в КТС требований с пропуском установленного законодательством срока противоречит вышестоящим по юридической силе нормам.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл применения законов, в том числе и КТС. Отказ от рассмотрения заявленных работником в КТС требований по причине пропуска срока противоречит ст. 18 Конституции РФ, так как в этом случае смыслом деятельности становится проверка причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права, а не применение норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Поэтому отказ КТС от рассмотрения заявленных работником требований по существу со ссылкой на ст. 386 ТК РФ позволяет поставить вопрос о конституционности этой нормы в Конституционном Суде РФ. Однако и до его рассмотрения КТС не лишена права на основании ст. 18 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, давать заявленным работником требованиям правовую оценку и при отсутствии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС. Причем в этом случае КТС может констатировать нарушение права работника, но отказать в его восстановлении по причине пропуска срока для обращения за защитой. Данное решение будет иметь правовое значение. Во-первых, оно может быть использовано работником для восстановления нарушенного права в административном порядке, то есть путем обращения в государственные органы надзора за соблюдением норм трудового права или в вышестоящий орган либо к вышестоящим должностным лицам, которые обязаны восстановить нарушенное право независимо от сроков, прошедших с момента нарушения. В связи с чем решение КТС, которым отказано в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока для обращения за защитой с констатацией факта нарушения прав работника, становится основанием для их реализации в административном порядке. Во-вторых, решение КТС об отказе в удовлетворении заявленных работником требований по причине пропуска срока, которое имеет в своем содержании установленный факт нарушения трудовых прав работника, может быть использовано для их восстановления в судебном порядке. После КТС работник может обратиться в суд, который вправе признать причины пропуска срока для обращения за судебной защитой уважительными. В связи с чем решение КТС становится доказательством нарушения трудовых прав работника и также может послужить основанием для их реализации в судебном порядке.

Отказ от рассмотрения требований работника в КТС по причине пропуска срока означает, что они вообще не становятся предметом рассмотрения органом, наделенным таким правом законодателем, то есть выполняющим государственные функции. Тогда как ст. 33 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные обращения, в том числе и по урегулированию индивидуальных трудовых конфликтов, в государственные органы и органы местного самоуправления. Смыслом таких обращений является их рассмотрение по существу, а также получение гражданином квалифицированной помощи. КТС государством наделена функцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, выступая в качестве третейского суда, созданного сторонами трудовых отношений. В связи с чем у КТС возникает обязанность дать правовую оценку заявленным работником требованиям независимо от срока нарушения его прав. После чего работник может воспользоваться решением КТС по своему усмотрению. Следовательно, конституционные нормы обязывают КТС дать правовую оценку заявленным работником требованиям, относящимся к ее компетенции, независимо от сроков нарушения его прав.

Еще по теме § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам:

  1. § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (КТС)
  2. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам
  3. § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)
  4. § 8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
  5. § 8. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право -

  • 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
  • 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
  • 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
  • 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
  • 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
  • 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
  • § 1. Понятие субъектов трудового права
  • § 2. Классификация субъектов трудового права
  • § 3. Правовой статус субъектов трудового права
  • § 4. Граждане как субъекты трудового права
  • § 5. Работодатели как субъекты трудового права
  • § 6. Представители работников как субъекты трудового права
  • § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
  • § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
  • § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
  • § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
  • § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
  • § 1. Система отношений в трудовом праве
  • § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
  • § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
  • § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
  • § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
  • § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
  • § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
  • § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
  • § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
  • § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
  • § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
  • § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
  • § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
  • § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
  • § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
  • § 6. Структура и содержание коллективного договора
  • § 8. Структура и содержание соглашений
  • § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
  • § 2. Понятие занятости и занятых граждан
  • § 3. Понятие безработного гражданина
  • § 4. Правовой статус безработного гражданина
  • § 5. Понятие подходящей работы
  • § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
  • § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
  • § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
  • § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
  • § 10. Понятие общественных работ
  • § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
  • § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
  • § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
  • § 4. Стороны трудового договора
  • § 5. Содержание трудового договора
  • § 6. Порядок заключения трудового договора
  • § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
  • § 8. Запрещение принудительного труда
  • § 9. Виды трудовых договоров
  • § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
  • § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
  • § 12. Испытательный срок
  • § 13. Понятие перевода на другую работу
  • § 14. Виды переводов на другую работу
  • § 15. Перемещение работников
  • § 16. Изменение существенных условий трудового договора
  • § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
  • § 18. Отстранение от работы
  • § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
  • § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
  • § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
  • § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
  • § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
  • § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
  • § 25. Трудовая книжка и ее назначение
  • § 26. Персональные данные работника
  • § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
  • § 1. Понятие рабочего времени
  • § 2. Виды рабочего времени
  • § 4. Учет рабочего времени и его виды
  • § 5. Порядок учета рабочего времени
  • § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
  • § 7. Ненормированный рабочий день
  • § 8. Гибкий график работы
  • § 9. Сменная работа
  • § 10. Разделение рабочего дня на части
  • § 1. Понятие времени отдыха.
  • § 2. Виды времени отдыха
  • § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
  • § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
  • § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
  • § 6. Нерабочие праздничные дни
  • § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
  • § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
  • § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
  • § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
  • § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
  • § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
  • § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
  • § 3. Системы оплаты труда
  • § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
  • § 5. Исчисление средней заработной платы
  • § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
  • § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
  • § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
  • § 9. Формы материального стимулирования труда работников
  • § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
  • § 1. Понятие гарантий в сфере труда
  • § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
  • § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
  • § 5. Гарантии работникам при увольнении
  • § 7. Гарантии выборным работникам
  • § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
  • § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
  • § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
  • § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
  • § 1. Понятие дисциплины труда
  • § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
  • § 3. Поощрения за труд
  • § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
  • § 5. Понятие дисциплинарного проступка
  • § 6. Виды дисциплинарных взысканий
  • § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
  • § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
  • § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
  • § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
  • § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
  • § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
  • § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
  • § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
  • § 7. Виды материальной ответственности работника
  • § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
  • § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
  • § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
  • § 12. Снижение размера материального ущерба
  • § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
  • § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • § 5. Государственное управление охраной труда
  • § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
  • § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
  • § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
  • § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
  • § 3. Ученический договор и его виды
  • § 4. Содержание ученического договора
  • § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
  • § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
  • § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
  • § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
  • § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
  • § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
  • § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
  • § 8. Особенности регулирования труда надомников
  • § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
  • § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
  • § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
  • § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
  • § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
  • § 2. Полномочия государственной инспекции труда
  • § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
  • § 4. Государственный энергетический надзор
  • § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
  • § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
  • § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
  • § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)
  • § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
  • § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)
  • § 6. Вынесение решения КТС и его исполнение
  • § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (КТС)
  • § 9. Освобождение работников от судебных расходов
  • § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
  • § 1. Понятие коллективного трудового спора.
  • § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
  • § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
  • § 7. Реализация права на забастовку
  • § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
  • § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
  • § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
  • § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
  • § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
  • § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
  • § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
  • § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
  • § 2. Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений
  • представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

    КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности, решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

    В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

    Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

    Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством

    и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам

    В ч. 1 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако КТС не имеет полномочий для отказа работнику в принятии заявления по мотиву пропуска срока для обращения в комиссию за защитой своего права.

    Как уже неоднократно отмечалось, реализация норм трудового права происходит по правилам гражданского процессуального законодательства. В п. 4 ст. 1 ГПК РФ закреплен принцип процессуальной аналогии, который предполагает использование в регламентации деятельности КТС норм гражданского процессуального законодательства по аналогии в части, не урегулированной трудовым законодательством. Поэтому возможные случаи отказа в принятии заявления работника КТС должны быть определены на основании ст. 134 ГПК РФ. Из этой статьи следует, что КТС вправе отказать в принятии заявления работника в следующих случаях: 1) отсутствия у КТС полномочий для рассмотрения поступившего заявления, разрешение которого отнесено к компетенции других органов, например, работник обратился в КТС структурного подразделения по вопросу, который может быть решен только руководителем организации, а не структурного подразделения; 2) наличия вступившего в законную силу решения суда, государственной инспекции труда или КТС по спору между теми же сторонами, о том же предмете

    и по тем же основаниям, но при этом наличие решения КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации; 3) наличия в производстве КТС аналогичного заявления по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям,

    однако наличие такого заявления в КТС структурного подразделения не препятствует обращению в КТС организации, и наличие указанного заявления в КТС организации не препятствует обращению в КТС структурного подразделения; 4) подачи заявления недееспособным лицом, что подтверждается исключительно вступившим в законную силу судебным решением о признании гражданина недееспособным. Данный перечень оснований для отказа в принятии заявления КТС является исчерпывающим. Пропуск срока к числу таких оснований не отнесен. Следовательно, КТС обязана принять заявление работника независимо от сроков нарушения его прав.

    В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Из чего следует, что пропуск срока для обращения в КТС за защитой нарушенного права может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных работником требований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, ч. 3 п. 5 Постановления № 2 от 17 марта 2004 года Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" пропуск срока в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применен КТС только в том случае, если полномочный представитель работодателя заявил ходатайство об отказе в удовлетворении требований работника по причине пропуска срока для обращения в КТС. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона индивидуального трудового спора обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поэтому при наличии подобного ходатайства именно представители работодателя обязаны доказать пропуск срока для обращения работника в КТС.

    В ч. 2 ст. 14 ТК РФ закреплено правило о том, что течение сроков, с которыми связано прекращение прав и обязанностей, в частности по удовлетворению требований работника КТС, начинается на следующий календарный день после даты, которой определено окончание трудовых отношений. Из чего следует, что срок для обращения в КТС начинает свое течение на следующий день после календарной даты, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как с указанного дня прекращаются отношения, связанные с нарушением трудового права работника, что является основанием для обращения работника за

    защитой нарушенного права в установленном законодательством порядке. В связи с чем представители работодателя, заявившие ходатайство об отказе работнику в удовлетворении требований по причине пропуска срока для обращения в КТС, должны доказать одно из следующих юридически значимых обстоятельств, закрепленных в ч. 2 ст. 386 ГПК РФ. Вопервых, получение работником информации о нарушении права. Представители работодателя обязаны знакомить работника со всеми приказами (распоряжениями), касающимися его трудовой деятельности, в письменной форме. Отсутствие письменных доказательств ознакомления работника с действиями (бездействием) работодателя лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Поэтому отсутствие письменных документов об ознакомлении работника с приказом (распоряжением) полномочного представителя работодателя, повлекшим нарушение его права, не позволяет доказать наличие у работника информации о таком нарушении. В подобной ситуации срок для обращения в КТС должен исчисляться с момента указанного работником, то есть с указанной им даты получения информации о нарушении права. Во-вторых, представители работодателя для удовлетворения ходатайства об отказе в иске работника по причине пропуска срока для обращения в КТС могут доказать обстоятельства, в силу которых работник должен был узнать о нарушении своего права. Например, при переводе работника из одного структурного подразделения в другое, когда определенное структурное подразделение указано в трудовом договоре работника, он должен узнать о нарушении своего права с момента фактического перевода. Если работник в течение трех месяцев работал в новом структурном подразделении и не обжаловал в КТС действия работодателя по его переводу, то срок обращения в КТС следует исчислять с момента фактического перевода работника в другое структурное подразделение независимо от того, когда он был ознакомлен с приказом (распоряжением) работодателя о переводе. Таким образом, обстоятельствами, доказанность которых позволяет сделать вывод о том, что работник должен был узнать о нарушении своего права, являются действия представителей работодателя, повлекшие изменение условий труда работника, которые не могли оказаться для него незамеченными. В остальных случаях, например при лишении работника премии, работодатель должен доказать ознакомление работника с документами, на основании которых ему не произведены соответствующие выплаты. В подобной ситуации допустимыми являются письменные доказательства, в частности приказ (распоряжение) полномочного представителя работодателя, на котором имеется подпись работника, обратившегося за защитой в КТС.

    В ч. 2 ст. 386 ТК РФ говорится о том, что в случае пропуска срока по уважительным причинам КТС может его восстановить. Вопрос об уважительности причин пропуска срока может стать предметом рассмотрения на заседании КТС только в том случае, когда работодателем заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении иска работника по причине пропуска срока для обращения в КТС, а также доказаны обстоятельства, свидетельствующие о пропуске

    установленного срока для обращения в КТС. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС должен доказать работник, пропустивший указанный срок. Законодательством не определены уважительные причины пропуска срока для обращения в КТС. В связи с чем, исходя из закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ принципа процессуальной аналогии, КТС может указать в качестве уважительных любые причины пропуска срока, в том числе имеющиеся в отдельных нормативных правовых актах и судебной практике. В ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями к числу уважительных причин пропуска сроков для защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения за защитой нарушенного права, в том числе и отсутствие правовых знаний, не позволяющее иметь информацию о последствиях нарушения прав и свобод. В ч. 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" говорится о том, что в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права могут рассматриваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться за разрешением индивидуального трудового спора, например, болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. Перечисленные в законодательстве и судебной практике уважительные причины пропуска срока для защиты работником нарушенного права КТС обязана учесть в качестве таковых. Однако КТС может признать уважительными и любые другие причины пропуска работником срока для обращения с заявлением о защите нарушенного права. Например, в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в КТС организации следует признавать обращение в КТС структурного подразделения, поскольку в этом случае работник своевременно реализует право на обращение в КТС, которое по его выбору может быть реализовано как путем обращения в КТС структурного подразделения, так и путем обращения в КТС организации. Прохождение одного из этих путей не может рассматриваться как неуважительная причина при следовании другим путем, поскольку работник воспользовался имеющимся у него правом. Более того, обращение в КТС структурного подразделения следует рассматривать в качестве факта, прерывающего действие срока, установленного для обращения в КТС. Поэтому при обращении работника в КТС организации после рассмотрения его заявления в КТС структурного подразделения, куда он обратился своевременно, вывод о пропуске срока для обращения в КТС не соответствует требованиям законодательства, так как работник реализовал свое право своевременно. Таким образом, КТС может признать уважительными любые причины пропуска работником срока для обращения в комиссию.

    В ч. 2 ст. 386 ТК РФ сказано о том, что при наличии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС она может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

    В связи с чем напрашивается вывод о том, что наличие уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой в КТС влечет возникновение обязанности рассмотреть заявленные в комиссии требования по существу. Тогда как отсутствие таких причин при наличии соответствующего ходатайства представителя работодателя позволяет КТС отказать в рассмотрении заявленных требований по существу. Хотя отказ в рассмотрении заявленных работником в КТС требований с пропуском установленного законодательством срока противоречит вышестоящим по

    юридической силе нормам. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл применения законов, в том числе и КТС. Отказ от рассмотрения заявленных работником в КТС требований по причине пропуска срока противоречит ст. 18 Конституции РФ, так как в этом случае смыслом деятельности становится проверка причин пропуска срока для обращения за защитой нарушенного права, а не применение норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина. Поэтому отказ КТС от рассмотрения заявленных работником требований по существу со ссылкой на ст. 386 ТК РФ позволяет поставить вопрос о конституционности этой нормы в Конституционном Суде РФ. Однако и до его рассмотрения КТС не лишена права на основании ст. 18 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, давать заявленным работником требованиям правовую оценку и при отсутствии уважительных причин пропуска срока для обращения в КТС. Причем в этом случае КТС может констатировать нарушение права работника, но отказать в его восстановлении по причине пропуска срока для обращения за защитой. Данное решение будет иметь правовое значение. Вопервых, оно может быть использовано работником для восстановления нарушенного права в административном порядке, то есть путем обращения в государственные органы надзора за соблюдением трудового законодательства или в вышестоящий орган либо к вышестоящим

    должностным лицам, которые обязаны восстановить нарушенное право независимо от сроков, прошедших с момента нарушения. В связи с чем решение КТС, которым отказано в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска срока для обращения за защитой с констатацией факта нарушения прав работника, становится основанием для их реализации в административном порядке. Во-вторых, решение КТС об отказе в удовлетворении заявленных работником требований по причине пропуска срока, которое имеет в своем содержании установленный факт нарушения трудовых прав работника, может быть использовано для их восстановления в судебном порядке. После КТС работник может обратиться в суд, который вправе признать причины пропуска срока для обращения за судебной защитой уважительными. В связи с чем решение КТС становится доказательством нарушения трудовых прав работника и также может послужить основанием для их реализации в судебном порядке.

    Отказ от рассмотрения требований работника в КТС по причине пропуска срока означает, что они вообще не становятся предметом рассмотрения органом, наделенным таким правом законодателем, то есть выполняющим государственные функции. Тогда как ст. 33 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные обращения, в том числе и по урегулированию индивидуальных трудовых конфликтов, в государственные органы и органы местного самоуправления. Смыслом таких обращений является их рассмотрение по существу, а также получение гражданином квалифицированной помощи. КТС государством наделена функцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, выступая в качестве третейского суда, созданного сторонами трудовых отношений. В связи с чем у КТС возникает обязанность дать правовую оценку заявленным работником требованиям независимо от срока нарушения его прав. После чего работник может воспользоваться решением КТС по своему усмотрению. Следовательно, конституционные нормы обязывают КТС дать правовую оценку заявленным работником требованиям, относящимся к ее компетенции, независимо от сроков нарушения его прав.

    § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (КТС)

    Полномочия КТС по урегулированию трудовых споров определены законодательством. В соответствии со ст. 385, 391 ТК РФ КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, которые непосредственно рассматриваются в суде, то есть отнесены к подведомственности районных (городских) судов и мировых судей. Из данного в ст. 381 ТК РФ определения индивидуального трудового спора следует, что КТС может рассматривать неурегулированные между работником и работодателем разногласия по вопросам применения норм трудового права, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Из содержания ст. 385, 391 ТК РФ напрашивается вывод о том, что КТС может рассматривать споры только лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Прекращение трудовых отношений влечет отнесение возникшего трудового спора к компетенции суда. Однако, если заявление подано работником до прекращения трудовых отношений, КТС обязана рассмотреть его по существу и дать правовую оценку, в частности правам и обязанностям работника и работодателя, возникшим до прекращения трудовых отношений. Права работника после прекращения трудовых отношений могут быть восстановлены в судебном порядке, а также административным путем.

    Споры об установлении или изменении индивидуальных условий труда отнесены к компетенции КТС только в случае необходимости применения норм права. При установлении новых или изменении существующих условий труда работника должны быть соблюдены общие принципы правовой регламентации, в частности, равенства перед законом, равной оплаты за труд равной ценности, недопустимости принудительного труда и т.д. В связи с чем КТС по заявлению работника может проверить соблюдение работодателем этих принципов при установлении новых или изменении существующих условий его труда.

    По соглашению между работником и работодателем КТС может рассматривать и другие заявления работников, при разрешении которых права работников корреспондируют в обязанности работодателя. В частности, КТС может рассматривать заявление об установлении факта получения заработной платы работником в определенном размере, что влечет возникновение у работодателя соответствующих обязанностей. Однако КТС не имеет полномочий по разрешению заявлений, которые влекут за собой возникновение обязанностей не у работодателя, а у других лиц, например у страховщиков по выплате страховых платежей. Такие решения, исходя из принципа диспозитивности, могут быть признаны незаконными по заявлению лиц, права которых нарушаются в результате их вынесения. Следовательно, КТС может выносить решения, которые влекут возникновение обязанностей исключительно у работодателя, а

    требовать выполнения этих обязанностей работник может за время нахождения с ним в трудовых отношениях.

    В соответствии с ч. 2 ст. 385 ТК РФ индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал возникшие разногласия при непосредственных переговорах с представителями работодателя. Однако отсутствие данных о проведении таких переговоров не может служить законным основанием для отказа в принятии заявления работника КТС. В этом случае КТС может провести предварительное заседание либо поручить отдельным членам КТС, представляющим работников и работодателя, провести переговоры между представителями работника и работодателя по вопросу урегулирования возникших разногласий. Отсутствие соглашения между работником и представителем работодателя по поводу урегулирования возникших между ними разногласий позволяет назначить дату их рассмотрения на заседании КТС.

    В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в комиссии. Следовательно, в КТС должен существовать журнал регистрации заявлений работников, в котором должны быть отражены даты поступления и рассмотрения заявления работников, а также результаты их разрешения, в частности, об отказе или полном либо частичном удовлетворении заявленных в КТС требований.

    В связи с этим в журнале следует указывать и существо заявленных работником в КТС требований.

    В ч. 2 ст. 387 ТК РФ говорится о том, что КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Нарушение сроков рассмотрения заявлений в КТС не может влечь для работника неблагоприятных последствий. В частности, нахождение заявления работника в КТС прерывает течение сроков обращения за судебной защитой. Данный срок исчисляется с момента вручения работнику копии решения КТС, а при отказе от его получения с момента извещения о результатах рассмотрения заявления КТС.

    Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС с участием работника, подавшего заявление, или уполномоченного им лица. Полномочия представителя работника в соответствии со ст. 53 ГПК РФ оформляются доверенностью, которая может быть заверена по месту работы или жительства работника, либо письменным заявлением работника в КТС. Специальные полномочия,

    в частности, на подписание заявления от имени работника, по заключению соглашения с работодателем, отказу от заявленных требований, по обжалованию решения КТС, по предъявлению решения КТС к исполнению и получению сумм, должны быть оговорены в доверенности или письменном заявлении работника, поданном в КТС. Работник либо его полномочный представитель должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте проведения заседания КТС по рассмотрению поданного заявления. Такое извещение должно быть сделано в письменной форме, например, работник может расписаться на своем заявлении, указав

    в нем назначенную дату и место проведения заседания КТС.

    Рассмотрение спора в КТС в отсутствие работника или его полномочного представителя допускается лишь на основании его письменного заявления с просьбой рассмотреть заявление в его отсутствие. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС, если они не просили о рассмотрении заявления в отсутствие работника, рассмотрение спора откладывается. В случае повторной неявки работника или его представителя на заседание КТС при отсутствии заявления о рассмотрении заявления в отсутствие работника КТС вправе вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. Снятие заявления с рассмотрения является правом, а не обязанностью КТС. Решение о снятии заявления с рассмотрения КТС может быть принято, если работник либо его представитель надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления. Решение КТС о снятии заявления работника с рассмотрения не препятствует новому обращению в КТС в пределах трехмесячного срока с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае, если работник не был надлежащим образом извещен о времени и месте повторного проведения заседания КТС либо предъявил документы об уважительности причин отсутствия, решение КТС о снятии заявления с рассмотрения должно быть отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. В подобной ситуации КТС продолжает рассмотрение первоначально поданного работником заявления. В связи с чем срок подачи заявления исчисляется с момента его поступления в КТС.

    КТС полномочна рассматривать заявления работника в случае присутствия на ее заседании не менее половины членов, представляющих работников и работодателей. При этом состав КТС должен состоять из равного количества лиц, представляющих работников и работодателей.

    Заседание КТС по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, должно проходить с применением норм гражданского процессуального законодательства. Заседание КТС ведет председательствующий на нем. Председательствующим на заседании КТС может быть председатель КТС, его заместитель, секретарь КТС либо другой член КТС. Заседание КТС состоит из нескольких частей.

    Подготовительная часть проводится для решения вопроса о возможности или невозможности рассмотрения заявления на данном заседании КТС. В назначенное время председательствующий открывает заседание КТС и сообщает, какое заявление подлежит рассмотрению. После чего КТС проверяет явку участников процесса, других лиц, приглашенных на ее заседания для рассмотрения данного заявления, проверяет представленные по рассматриваемому заявлению документы. На основании явки в судебное заседание приглашенных лиц, предоставления истребованных документов КТС делает вывод о возможности или невозможности проведения заседания по рассмотрению заявления работника по существу. Основаниями для отложения разбирательства являются неявка надлежащим образом извещенных работника или его представителя, не просивших о рассмотрении заявления в их отсутствие, отсутствие необходимых для разрешения заявления истребованных документов. Неявка представителей работодателя, а также непредставление им необходимых для рассмотрения заявления документов не должны признаваться законными основаниями для отложения разбирательства в КТС. В данном случае КТС должна рассматривать заявление по имеющимся документам, так как неявка представителей работодателя не может быть обусловлена уважительными причинами.

    Подготовительная часть заседания КТС может быть закончена решением о рассмотрении заявления по существу. В этом случае свидетели, явившиеся для рассмотрения этого заявления, удаляются из зала заседания КТС. При наличии законных оснований КТС вправе отложить рассмотрение заявления по существу. При отложении заседания комиссия вправе заслушать явившихся свидетелей с тем, чтобы в дальнейшем их не приглашать на заседание КТС. Об отложении заседания КТС делается отметка в протоколе, в котором явившиеся лица расписываются, поскольку в нем должны быть определены новые дата и место проведения заседания КТС.

    Рассмотрение заявления работника по существу начинается с доклада председательствующего или иного члена КТС, знакомившегося с поступившим от работника заявлением. После этого председа-тельствующий выясняет у работника, поддерживает ли он свои требования, у представителя работодателя признает ли он заявленные работником требования, а также предлагает работнику и представителю работодателя урегулировать своим соглашением возникшие разногласия. Заключенные на заседании КТС соглашения обязательны для исполнения, имеющиеся в их содержании обязанности работодателя могут быть реализованы по правилам приказного производства. Отказ работника от поданного заявления позволяет КТС вынести решение о возвращении заявления работнику, что лишает его права повторно обратиться

    в КТС по этому же вопросу. Признание представителем работодателя заявленным работником в КТС требований влечет вынесение КТС решения об их удовлетворении без исследования других доказательств. В тех случаях, когда стороны индивидуального трудового спора настаивают на рассмотрении заявления по существу, КТС исследует имеющиеся доказательства. Вначале объяснения по существу заявленных требований дает работник, обратившийся с заявлением в КТС, либо его полномочный представитель. Затем объяснение дает представитель работодателя, присутствующий на заседании КТС. После чего КТС исследует представленные сторонами доказательства, в частности, опрашивает свидетелей, оглашает представленные документы. Отсутствие неисследованных доказательств, представленных на заседание КТС, позволяет прекратить рассмотрение заявления работника по существу.

    По окончании рассмотрения заявления по существу председа-тельствующий предлагает сторонам индивидуального трудового спора изложить свою позицию с учетом исследованных на заседании КТС доказательств.

    После чего КТС удаляется для вынесения решения. Резолютивная часть решения должна быть оглашена в этом же заседании КТС. Затем КТС может поручить одному из ее членов, участвующих

    в заседании, составить полный текст решения на основании результатов голосования членов КТС. На заседании КТС ведется протокол одним из ее членов, стороны индивидуального трудового

    спора могут принести замечания на протокол, которые либо удостоверяются одним из членов КТС, присутствовавшим на ее заседании, либо рассматриваются на заседании КТС с участием членов КТС, участвовавших в заседании КТС, на котором велся оспариваемый протокол. Члены, участвовавшие в этом заседании, должны составлять большинство при рассмотрении замечаний на протокол заседания КТС. В соответствии с ч. 7 ст. 10 ГПК РФ представители сторон индивидуального трудового спора вправе фиксировать ход заседания с помощью средств аудиозаписи. На основании ст. 71, 185 ГПК РФ протокол заседания КТС, материалы, фиксирующие ход заседания КТС, являются доказательствами при ведении индивидуального трудового спора в суде. Названные документы могут быть использованы работником и при обращении в органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

    Таким образом, полученные в ходе заседания КТС документы могут быть использованы сторонами индивидуального трудового спора в качестве доказательств.

    В ч. 6 ст. 387 ТК РФ говорится о том, что протокол заседания подписывается председателем КТС либо его заместителем и заверяется печатью комиссии. Однако в том случае, когда

    Деятельность комиссии состоит в выслушивании каждой стороны правоотношений во время заседания. Сначала дают слово заявителю, затем – администрации. Детали и важные вопросы уточняются в ходе процесса. Участникам спора дозволяется:

    Каждая из сторон имеет право дать отвод члену комиссии, но он должен быть мотивированным. В этот список попадают:

    1. Личная заинтересованность.
    2. Дружеские отношения с заявителем или ответчиком.

    Разрешением каких проблем не занимается орган?

    Иногда комиссия по трудовым спорам не имеет права рассматривать трудовые конфликты (Статья 385 ТК РФ).

    ТК РФ Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

    Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

    Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

    Разрешение следующих споров не в юрисдикции комиссии:

    • о нормах выработки, времени, обслуживании;
    • о размерах окладов и ставок;
    • о трудовом стаже, назначении пенсий;
    • о распределении жилья работникам предприятия;
    • недоплата или неправомерное взыскание;
    • невыплата сверхурочных, отпускных и командировочных;
    • проблемы по линии материальной ответственности.

    Если ваше недовольство связано с проблемами из списка, обращение в комиссию по трудовым спорам не принесет желаемого результата.

    Какие работники могут обратиться за помощью?

    Любой работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам самостоятельно или при содействии профсоюза, если не получилось решить проблему, переговорив с руководством.

    Временные рамки: три месяца с момента конфликта или спора. Заявление подается лично или пересылается по факсу.

    Теперь вы знаете, кто может обратиться за помощью в комиссию по трудовым спорам.

    В течение какого срока должны изучить дело?

    Согласно 387-й статьи Трудового Кодекса РФ , комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в течение десяти дней со дня подачи заявления. Если истечение срока припадает на выходной или праздник, то датой окончания лимита считается следующий рабочий день. Этот аспект предусматривается 14-й статьей ТК.

    ТК РФ Статья 14. Исчисление сроков

    Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

    Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

    Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

    Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    Заявление принимает член комиссии, наделенный полномочиями регистрировать такие документы. Порядок регистрации не утвержден законом и принимается непосредственно комиссией, документ необходимо зафиксировать в специальном журнале, который в ведомстве секретаря КТС.

    Этапы осуществления

    Споры в коллективе при участии КТС разрешаются в несколько этапов (ТК РФ Статья 383). Существует такой порядок создания споров в сфере труда.

    ТК РФ Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

    Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    Написание заявления

    Этот документ подает пострадавшая сторона, когда конфликт не получается решить в мирных переговорах. Написать можно от руки или набрать текст компьютере, по стандарту подойдет лист А4, размеры бумаги роли не играют. Главное – текст без исправлений, если поправки были, лучше переписать набело. Излагать нужно только проверенную информацию, поскольку она может привести к тем или иным санкциям.

    Важно! Заявление считается неправомерным, если заявитель не поставил личную подпись.

    Пишется в двух экземплярах, первый – для комиссии, другой пострадавшая сторона оставляет у себя. Но только поставив предварительно отметку о принятии копии.

    Как правильно оформить?

    В начале пишут:

    Свою позицию работник обязан обосновать, ссылаясь на законы и нормативные акты, которые подтверждают его аргументы.

    В конце текста нужно добавить прошение, чтобы проблему рассмотрели и приняли решение. Отдельными пунктами указываются дополнительные бумаги, прилагаемые к документу.

    Подготовка документов

    Это второй этап работы. Пострадавшей стороне нужно собрать копии приказов, ведомостей оплаты, свидетельские показания. Хотя комиссия имеет право вызывать свидетелей и специалистов, наличие письменных показаний не будет лишним.

    Ведь не редкими являются случаи, когда человек меняет решение, может заболеть или по какой-либо причине отсутствовать в городе в то время, когда проводится заседание.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Письменные доказательства нужно представлять в оригинале или заверенными копиями. В этом кроется главная проблема, поскольку не всегда работодатель согласен предоставить улики против себя. Но закон выдвигает именно такое условие.

    Если же раздобыть нужный документ не удалось, а у работодателя он имеется, пострадавшая сторона имеет право на заседании комиссии потребовать, чтобы начальство предоставило нужную бумагу. Но требуется предварительно аргументировать, что конкретно этот документ доказывает.

    Сбор доказательств

    В подтверждение своей позиции работник должен предоставить:

    • трудовой договор на трех листах;
    • выписку с банковского расчетного счета;
    • справки от работодателя;
    • копии утвержденных правил организации труда.

    Доказательствами также могут быть:

    • электронная переписка по корпоративной почте, которую нужно запротоколировать нотариально, юрист может это оформить в своем кабинете или на предприятии;

      Если дело дойдет до суда, документ может служить доказательством только тогда, если доказаны трудовые отношения между сторонами конфликта.

    • аудиозаписи, предварительно нужно отметить, когда, кем и когда эта запись делалась, чьи голоса звучат, и предоставить распечатку содержания бесед.

    Подача бумаг в инстанцию

    Доказательства прилагаются к заявлению, которое подается в комиссию по трудовым спорам. Но при этом нужно аргументировать, что именно какая бумага доказывает. Главное – не количество документов, а их соответствие делу, которое рассматривается.

    Комиссия руководствуется правилом, что ни одно доказательство не имеет предопределяющую силу, т.е., при рассмотрении всех аргументов упор делается на то, какое отношение свидетельство имеет непосредственно к конфликту. Все приложения нужно пронумеровать перед тем, как подавать бумаги на рассмотрение КТС.

    Изложение сути дела

    Заявитель должен четко изложить ситуацию, обстоятельством может являться:

    1. как действие, так и бездействие руководства;
    2. возникновение непредвиденной рабочей ситуации, что предусмотрено коллективным договором;
    3. невыполнение задачи или выполнение не надлежащим образом.

    Предоставление аргументов

    Кроме вышеперечисленных документальных свидетельств, письменными доказательствами считаются:

    • сведения об обстоятельствах, которые имеют отношение к делу;
    • акты, договора, справки;
    • фотографии и чертежи;
    • цифровые и графические записи;
    • карты и планы.

    ВНИМАНИЕ! Если причина конфликта: сотрудника заставили уволиться якобы по собственному желанию, то пострадавшая сторона обязана это принуждение доказать, с помощью свидетелей или аудиозаписей.

    Объяснения виновной стороны

    Работник должен излагать ситуацию, опираясь на свои доказательства. Если речь идет о нарушении какого-то запрета, то необходимо описать, из чего происходил этот запрет, до того, как его нарушили. Нужно еще отметить день, когда был заключен трудовой договор, или причину, на основании которой считается, что проблема касается именно трудовых договорных отношений. Подчеркнуть обязательства, связанные с требованием.

    Вынесение решения

    Решение КТС объявляется в течение пяти рабочих дней после заседания, принимается большинством голосов. Обе стороны получают копии решения. В силу оно вступает на протяжении месяца, за исключением ситуаций, когда это делается мгновенно:

    • если причина, по которой не признали факт трудового договора – несущественна;
    • если речь идет о денежном вознаграждении за работу, которое срочно надо выплатить.

    Инструкция

    Согласно статье 356 Трудового Кодекса РФ, чтобы восстановить и доказать нарушенные права, работник имеет право обратиться в с жалобой, письмом или заявлением, которые пишутся в свободной форме.

    Работодатель должен знать, что не только сотрудник, состоящий с ним в трудовых отношениях, имеет право обратиться в трудовую инспекцию, но и любое другое лицо, в случае, например, незаконного отказа в трудоустройстве.

    К необходимо приложить все , которые подтвердят факт нарушения со стороны работодателя. Это могут быть копии приказов, актов, правил внутреннего трудового распорядка и прочее. В случае невозможности представить копии документов, заявитель должен указать это в своей жалобе.

    Так как анонимные обращения трудовая инспекция не , работник должен в жалобе указать все свои данные (ФИО, адрес, телефон). Но, если все-таки заявитель настаивает на конфиденциальности, то согласно части II статьи 358 Трудового Кодекса РФ, инспекторы обязаны сохранить имя заявителя в тайне. Об этом тоже должно быть указано в жалобе.

    Согласно статье 386 Трудового Кодекса РФ, срок, в течение которого работник может обратиться в трудовую инспекцию, составляет 3 месяца со дня нарушения его прав.

    В случае выявления инспекторами очевидных норм трудового законодательства, работодателю будут предоставлены , которые он обязан будет выполнить, например, восстановить сотрудника в прежней должности.

    Работодатель, получив обязательное предписание трудовой инспекции, может либо и выполнить его в указанные сроки, либо отказаться и обжаловать его в судебном порядке в течение 10 дней со дня получения.

    Трудовая инспекция на основании жалобы работника имеет право провести внеплановую проверку в организации.

    Источники:

    • как обратиться к работодателю

    Почти каждому известно, что работник менее защищен, чем работодатель. Кто из нас не слышал от начальников, что незаменимых у нас нет? Работодателю, зачастую, действительно проще найти нового работника, чем работнику – новую работу с хорошей зарплатой и коллективом. И даже если права работников откровенно нарушаются, достойного отпора работодатели не получают. Просьбы и требования работников игнорируются, защищать права в суде дорого. Остается написать заявление в трудовую инспекцию.

    Вам понадобится

    • Трудовой кодекс
    • Подтверждающие нарушение прав документы

    Инструкция

    В каких случаях следует обращаться в трудовую инспекцию? Если вам кажется, что работодатель нарушил ваши права, полистайте или проконсультируйтесь с юристом (консультации, как правило, бесплатны). Часто бывает так, что работодатель уже при на работу , например, не заключает трудовой договор, или делает срочный договор с открытой датой. Или заключив договор о работе на одной должности, вы с удивлением обнаруживаете, что приходится выполнять работу «за себя, и за того ». Бывает и так, что положенные вам по договору деньги, работодатель решает вовсе не выплачивать, например, . Или рабочее место и условия труда не просто далеки от идеала, а очень далеки. Еще одно распространенное нарушение – неоплачиваемая сверхурочная работа. Или работа без отпуска сверх установленного законом времени. И, конечно, несправедливое увольнение, например, . Этим перечнем нарушения трудового законодательства со стороны работодателей не исчерпываются, и если ваши права ущемляют, заявление в трудовую инспекцию, дабы защитить их.

    Трудовые инспекции есть почти в каждом городе для того, чтобы контролировать соблюдение трудового законодательства. Вам нужно узнать в любом доступном справочнике адрес и телефон вашей . Подъехав или позвонив туда, вы сможете получить контактные данные инспектора, который курирует вашу организацию.

    Теперь нужно сформулировать жалобу в трудовую инспекцию. В ней должна быть отражена суть вашей претензии и предложения по устранению нарушения. К жалобе нужно приложить документы, подтверждающие, что работодатель ваши права действительно нарушает. Однако, если таких документов у вас нет, например, из-за того, что работодатель их просто не предоставил, не переживайте. Нарушения будут выявлены в ходе проверки.

    Заявление в трудовую инспекцию должно быть оформлено надлежащим образом. В верхнем правом углу напишите наименование учреждения (трудовой инспекции), должность, фамилию и инициалы адресата, чуть ниже – свою фамилию и полное имя, а также адрес и контактный телефон. В тексте следует написать название и адрес организации, нарушившей ваши права, а также контактные телефоны, имена и фамилии генерального директора, и главного бухгалтера, а также, после отступа, изложить суть жалобы и список прилагаемых документов. Внизу страницы следует оставить подпись и расшифровку.

    Целью создания комиссии по трудовым спорам на предприятии является обеспечение защиты прав сотрудников и противодействие недобросовестным работодателям. Создается из представителей обоих сторон и рассматривает индивидуальные споры. Ее решения имеют директивный характер и подлежат немедленному исполнению.

    Зачем нужна комиссия по разрешению трудовых споров?

    Формирование призвано решать проблемы обоих сторон – работодатели тоже часто страдают от недобросовестности работников. Его состав, срок полномочий, характер принимаемых решений и регламент их исполнения закрепляется в положении о комиссии по трудовым спорам. Оно разрабатывается уже после утверждения состава и определения функций, определяет компетенции, срок полномочий и процедуру проведения заседаний. Все его пункты формулируется строго в рамках Конституции и ТК РФ.

    С заявлением в комиссию по трудовым спорам может обратиться, как сотрудник предприятия, так и его руководитель при наличии личного конфликта сторон. Задача комиссии – разобраться по существу, определить виновную сторону в соответствии с действующим трудовым законодательством, особенностями функционирования предприятия и исполняемых сотрудником обязанностей.

    Все действия должно строго соответствовать закону. Вынесенное решение обязательно для исполнения обеими сторонами конфликта. Ни работник, ни работодатель не вправе его проигнорировать. Единственной причиной неисполнения является увольнение по собственному желанию.

    Кто входит в состав комиссии по трудовым спорам?

    Инициировать создание такого внутреннего исполнительного органа может, как коллектив, так и его руководитель. Но, не редки случаи, когда этот призыв остается нереализованным. Работники часто не хотят портить отношения с коллегами, занимая положение судьи. Руководитель предприятия обязан утвердить положение о комиссии и не мешать ее работе. В противном случае к нему применяются меры административной комиссии – работники вправе обратиться в инспекцию по труду и суд.

    В комиссию входит не менее 15 человек. Контроль и регулирование ее работы осуществляют следующие люди.

    • Председатель. За ним всегда последнее слово, он утверждает все решения, без его согласия не осуществляется ни один важный шаг. Избирают его из уже действующих членов комиссии путем открытого голосования.
    • Заместитель. Выполняет функции председатели при его отсутствии и является его советником.
    • Секретарь. Фиксирует все важные моменты на заседаниях, составляет протоколы, оформляет решения. На эту должность выбирают грамотного и опытного человека.
    • Представители работодателя. Их задача – отстаивание и защита интересов работодателя. Назначаются руководителем компании. Особых директивных полномочий не имеют, то есть, диктовать свои условия не могут. Только доводят до сведения присутствующих на заседании позицию руководства.

    К работе в комиссии привлекаются грамотные, инициативные и неравнодушные сотрудники. Им направляется письменное приглашение от имени инициативной группы. Согласившиеся кандидаты на первом же заседании наделяются полномочиями, закрепленными положением о комиссии. Им вручается удостоверение участника комиссии по трудовым спорам.

    С какого момента комиссия считается легитимной?

    Свою работу – прием и рассмотрение заявлений – комиссия начинает только после утверждения положения. Но, первым шагом является обращение к руководству компании и издание на его основе приказа о создании комиссии по трудовым спорам. Без него ее работа считается не законной. Поводом для создания является зафиксированное правонарушение в отношении работника или руководства компании. Опытные руководители инициируют создание комиссии сами еще до возникновения серьезных конфликтов.

    Как выносится решение комиссии по трудовым спорам?

    Любой спор рассматривается только по инициативе пострадавшей стороны – заявление с указанием проблемы регистрируется секретарем комиссии. На его рассмотрение закон отводит 10 дней – в течение этого срока заинтересованные лица оповещаются о времени и месте заседания комиссии.

    • Вопрос выносится на рассмотрение;
    • Выслушиваются представители сторон и их аргументы;
    • Анализируется нормативная база;
    • Формулируется заключение со ссылками на закон (Конституция и статьи ТК РФ);
    • Оформляется протокол собрания и само решение;
    • Копия решения вручается обеим сторонам.

    Вынесенное решение может быть, как в пользу работника, так и руководства. Оно обязано быть объективным и законным. Его исполнение обязательно. Игнорирование влечет за собой санкции, предусмотренные внутренним регламентом предприятия, и обращение в суд.



    Рассказать друзьям