А нужны ли современным детям старые, добрые сказки? Нужны ли для развития ребенка сказки? Нужны ли сказки в наше время.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для любого родителя развитие ребенка входит в число основных, приоритетных задач. Мы покупаем массу развивающих игр и игрушек, мы, порою, даже сами в них играем, составляя компанию своему маленького человечку. Вот только есть одна проблема: часто мы забываем о самом доступном, самом традиционном методе развития ребенка – о чтении ему сказок. Да, различные развивающие методики — это хорошо, малыша надо учить считать, читать и т.д., но именно сказки способствуют развитию детской фантазии, увеличению словарного запаса и т.д. Но самое главное в них то, что они формируют у ребенка нравственные ценности, вед не всегда и не все из нас могут понятно объяснить «что такое хорошо, а что такое плохо».

Что дают сказки ребенку?

Такие понятия, как этика, как мораль, одновременно являются и абстрактными, и привязанными к конкретному действию / поступку, к конкретной ситуации, к обществу. Объяснить их универсально просто невозможно, но развитие ребенка подразумевает обучение, т.е. рассказ и объяснение, в том числе и этих составляющих жизни. Истории взрослых для этого не годятся, ведь в них практически всегда присутствует масса вариантов. Повзрослев, мы сами начинаем понимать, что «хороший» — это далеко не всегда «чисто белый», а «плохой» — это «безупречно черный». Нашему же сокровищу объяснение требуется прямо сейчас. Ему необходимо понимание основных понятий, а с «полутонами» он уж разберется сам, когда повзрослеет. И тут сказки оказывают неоценимую помощь. В них четко обозначено «плохой – хороший»: Иван – хороший, молодец, Кощей – плохой; Василиса – хорошая, добрая, Змей Горыныч – плохой, злой, страшный.

А давайте вспомним историю «Колобок». На самом деле в ней не все просто, как кажется сразу. Да, Колобок – хороший. Он никому не желает зла, просто гуляет, а Лиса – плохая, ведь она его съела. Но почему она его съела? А ведь потому, что он не слушался. Он ушел от дедушки, от бабушки, был непослушным и случилась беда. Получается, что даже такая элементарная сказка закладывает в детском сознании понимание важности послушания, необходимости прислушиваться к советам взрослых и т.д. Хотя зависит это от нас (родителей), ведь мы можем рассказать эту историю и в свете того, что Колобка собирались съесть бабушка и дедушка. Его непослушание было способом спасти свою жизнь.

Совет ! Перед тем, как рассказать ту или иную сказку – подумайте, что именно он должен из неё вынести, а также о том, как правильно её вам объяснить. Последнее очень важно, ведь малыш может увлеченно слушать и даже не задать вопроса, но усвоит все услышанное, а вот как усовит – зависит от рассказчика, т.е. от мамы / папы. Если в сказке есть «сомнительное», «двусмысленное» место, то лучше его опустить или изменить с потребностями в развитии ребенка в конкретный момент.

Есть одна история. Как-то повзрослевшая дочь (лет 16-ти) спросила у мамы, какие она ей пела колыбельные в детстве. Мама привела пример песни про волчонка: «…не ложись на края, придет серенький волчок… и т.д.», а конце «утащит». Через несколько минут шокированная дочь ответила:

— Это же просто ужастик какой-то! Пришел волк, утащил ребенка в лес, закопал и т.д.! теперь понятно, почему я так плохо спала в детстве и почему мне снились кошмары!

А ведь здравый смысл в этой истории есть. Малыш ведь понимает смысл «в лоб». Даже при кажущемся хаосе мыслей в детской голове, там все четко систематизировано, на всем есть свои ярлыки и т.д. Вот и получается, что задуматься надо не только о сказках, которые рассказываются для развития, но и даже о песенках, которые поются.

В докомпьютерные времена, до эпохи всеобщей продвинутости весь воспитательный и развивающий процесс ребенка был построен на сказках, причем собственного сочинения, подходящих под конкретны момент. Если не слушается, то бабушка быстренько придумывала сказку «о мальчике из тридевятого царства, который не слушался и его…тра-ля-ля…». Если плохо кушает, то звучала история «о мальчике, который отказался съесть волшебную кашу и стал / превратился и т.д.». Да, сейчас намного проще найти книжку в магазине, в интернет-сети, даже на сайте нашего клуба родителей есть отдельный раздел с , но будет ли конкретная история соответствовать потребностям конкретного момента / конкретной ситуации? Мало того, «заводская» сказка ограничивает детскую фантазию. В ней четкий сюжет, после которого идут выводы. Все! А если прибегнуть к «собственному изготовлению», то участие в процессе может принять и сам ребенок. Он сможет самостоятельно придумать развитие событий, а наша задача лишь направить его фантазию в правильное русло. Колобок не послушался и в конце он должен быть наказан за это, вот только к этому маленький рассказчик должен прийти сам.

Как еще сказка помогает в развитии ребенка?

Помимо объяснения моральных ценностей, сказка еще очень хорошо отражается на развитии детской речи. В прошлом сказки рассказывали даже младенцам, над колыбельной. Сейчас же мы все (меняем памперс, даем игрушку, кормим и т.д.) делаем в тишине, по большому счету. А потом огорчаемся, что ребенок мало / плохо / неправильно говорит, а также мало приспособлен к социуму. А ведь в большинстве случае достаточно просто рассказывать ребенку сказочные истории и потом не придется тратить уйму денег на развивающие игрушки, на посещение центров развития ребенка и т.д. с первых месяцев своей жизни подсознание маленького человечка улавливает, воспринимает буквально все. Его правильное развитие, создание правильных основ именно в подсознании играет более важную роль для человека в целом и для его развития в частности.
Выбор сказок всегда должен быть аккуратным, осознанным. Они должны учить доброте, морали, этике и современные мультики для этого малопригодны! Сказка должна дать ответы на детские вопросы, а не поставить дополнительные. Только в этом случае она положительно отразится на развитии ребенка.

Вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Следите за обновлениями на сайте сайт, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:

Нужны ли для развития ребенка сказки? was last modified: Декабрь 22nd, 2016 by Koskin

Сказки играют большую роль в развитии личности ребёнка. Именно сказки влияют на развитие мышления, фантазии, правильной речи. Сказка стала неотъемлемой частью воспитательного процесса ещё в древние времена.

С помощью сказок родители могут в доступной форме объяснить малышам, что такое добро и зло. Форма сказочного изложения более понятна детям, чем скучный рассказ о прописных истинах.

Сказки для детей — неотъемлемая часть развития малыша.

Поэтому родители, которые хотят научить своего ребёнка чему-то или объяснить ему что-то, должны обратиться к главному языку детства, а именно – к интересным и одновременно мудрым сказкам. Место сказок в жизни малыша невозможно переоценить.

Они помогают малышам научиться говорить, формулировать свои мысли. Так же, с помощью сказок ребёнок учится общаться с окружающими его людьми и постигает азы норм поведения.

Для чтения сказок нужно выбрать подходящее время, когда ребёнок спокоен и находится в хорошем настроении.

Наиболее оптимальный вариант – чтение сказки перед сном. Это очень подходящее время для того, чтобы в спокойной атмосфере прочитать сказку, а потом обсудить её со своим ребёнком.

Читая сказку, не нужно торопиться и отвлекаться.

Причём малыш должен чувствовать, что вы тоже получаете удовольствие от этого процесса. В этом случае малыш получит гораздо больше положительных эмоций и пользы от сказки.
Неоценима роль сказки и в воспитании детей. Знакомясь со сказочными персонажами, ребёнок учится понимать героев сказок, их состояние и поступки, сопереживает им и верит в то, что добро обязательно победит зло.

Чтение сказок – это не только возможность развлечь ребёнка, но хороший способ устранить тревожное состояние малыша. Благодаря сказкам дети расширяют свой словарный запас, а их речь становится связной, логичной, красивой, образной и эмоциональной. Сказочные истории развивают навыки общения, учат детей формулировать вопросы, правильно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях

Как уже говорилось выше, в сказках добро всегда побеждает зло. Это один из существенных моментов в воспитании ребёнка.

Именно уверенность в этом поможет ребёнку в будущем справляться с различными жизненными ситуациями. Конечно, реальная жизнь далека от сказок и неизбежно вносит свои коррективы, но то, что попадает в подсознание человека в детском возрасте, остаётся с ним на всю жизнь.

Наверное, все замечали, что дети часто просят одну и ту же сказку читать несколько раз. В этом нет ничего страшного, наоборот, это только приветствуется. Ребёнок не всегда может с первого раза понять смысл, который заложен в сказку, поэтому неоднократное чтение сказки помогает ему лучше разобраться в ней. Как только малыш до конца понимает смысл, заложенный в сказку, он теряет к ней интерес.

Каждый ребёнок в сказке выделяет места, которые ему наиболее интересны.

Сказка, пожалуй, самое доступное средство воспитания и развития ребёнка. И это было актуально многие годы назад, актуально сейчас и будет актуально в будущем. Будет ошибочно думать, что в наше время роль сказок в жизни ребёнка играет не такую уж значительную роль.

На самом деле сказка, особенно если её правильно подобрать, оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие малыша, его поведение. Не последнюю роль сказки играют в воспитании уверенности детей в себе и в своих возможностях. В наши дни всё большую популярность набирают аудиосказки.

В последнее время все чаще возникает в сети и в личном общении вопрос о сказках для детей. Такие вопросы сильно разнятся между собой и могут быть прямо противоположными. Например, недавно в сети я наткнулась на статью, пропагандирующую отказ от сказок для детей, а клиенты все чаще спрашивают, какие сказки читать детям: классические или современные.

С одной стороны, понять беспокойство родителей по этому поводу можно, ведь сказка это такая же информация, поступающая к ребенку как, скажем, просмотренный чадом мультфильм или рекламный ролик. То есть, подходить к выбору сказок нужно с умом. С другой же стороны, большинству из нас в детстве читались разные сказки и, что самое главное, никто и не думал подвергать их «фильтрации».

Так что же случилось в современном мире, что вопрос о сказках встал ребром? На мой взгляд, таких причин несколько:

  1. Наличие альтернативы;
  2. Разнообразные новомодные теории воспитания;
  3. Гиперопека.

Давайте обо всем по порядку.

Наличие альтернативы.

Альтернатива появилась не только в способе подачи материала, то есть читаем книгу или смотрим мультфильм, но и в самом жанре прозы. Есть классические сказки и современные. При чем, мне кажется, современные сказки зря недооцениваются. Да, кто-то скажет, что современные сказки более реалистичны и в них стерта грань между добром и злом. Исходя из этого, они и переходят в ряде случаев в разряд недопустимых. С одной стороны, все верно. Ребенок, читая сказку, ассоциирует себя с главным героем и поэтому безукоризненные, добрые персонажи классиков подходят здесь как нельзя лучше. С другой же стороны, мир не стоит на месте. И наши дети уже не те, какими были мы. Видите ли, в современном мире как раз и стирается граница добра и зла. Если хорошо подумать и отбросить идеалистичность на второй план, все мы сможем в каждом подметить хорошие и плохие качества. Каждый человек в одной ситуации поведет себя как настоящий герой, а в другой убежит как последний трус. И это не показатель «плохости» или «хорошести», это просто нормальный ход вещей.

Так стоит ли читать ребенку современные сказки? Ответ однозначен: Стоит. Конечно же, тут нужно сделать поправку на умеренную цензуру, но хотя бы в ознакомительных целях ребенку не помешает разнообразить сказочное «меню» современными произведениями. Следует отметить, что многие современные сказки требуют последующего обсуждения их содержания с маленьким читателем. Они зачастую не предлагают модель «это хорошо, а это плохо», а, следовательно, как и в жизни, подобный материал следует обсудить и прийти с ребенком к ряду выводов.

Разнообразные новомодные теории воспитания.

Есть у меня знакомые, которые просто помешались на так называемом «воспитании реальностью». Для тех, кто не знает, это метод воспитания, предполагающий, что ребенок сталкивается с реальными «жизненными» последствиями своих действий и разбирается в сложившейся ситуации сам (по мере возможности, конечно). Но мои знакомые пошли дальше. Насколько? Настолько, что табуировали все сказки в доме.

Судя по растущим объемам литературы, предлагающей разные теории воспитания, я думаю, что мои знакомые, к сожалению, не единственные в своем роде. Тут дело упирается в правильное понимание предлагаемых идей и не «перегибание палки» в какую-то сторону.

Например, воспитание реальностью подразумевает столкновение с последствиями своих реальных действий, а не мечтаний. Если ребенок разбил вазу, то он не получит карманных денег, так как маме будут нужны деньги на покупку новой вазы. Но, на мой взгляд, данный подход никак не отрицает развитие воображения и пробуждение добрых чувств по результатам прочтения сказок. Так что, прежде чем окончательно решить, читать ли ребенку сказки, в данном случае родителям стоит подумать над тем, читать ли им литературу по воспитанию детей.

Гиперопека.

Это вообще отдельная тема для разговора. Скажу лишь только, что на мой взгляд, в нынешнем стремительном и под час жестоком мире некоторые родители, «доведенные до ручки» происходящим вокруг, пытаются все больше оградить своих детей от негативных внешних воздействий. Оно то и правильно, но опять же, если не перегибать палку. Например, недавно я встретила вариант Красной Шапочки, где волк в угоду гуманистическим мамам, представляется положительным персонажем. И это лишь одна из множества таких сказок. Тут нужно иметь в виду одну простую вещь: ваш ребенок - не дурак. Он все прекрасно понимает, осмысливает и делает правильные выводы. Плюс ко всему, детская психика не настолько ранима, как это принято считать в современном мире. У детей есть множество разных, полезных и работающих психологических защит. Так что считать оригинальных вариант «Красной Шапочки» травмирующим для ребенка просто нет нужды.

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть...

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Начнём с рубежных "сказочников". В России, и в Москве в частности, издают не только "Гарри Потера", но и сказки Мадонны. Последняя её книга "Приключения Абди" рассказывает о маленьком мальчике, которому поручено очень важное задание: доставить королеве самое драгоценное ожерелье в мире. Абди постоянно попадает в переделки: сначала его грабят в пустыне, затем бросают в темницу. Но герой Мадонны не унывает, он следует словам своего учителя Эли: "Все, что ни делается – к лучшему". Американские издатели отмечают, кстати, что "Приключения Абди" – самая экзотическая сказка поп-дивы. Древняя мудрость о важности оптимизма, несмотря ни на что, передана образно и с юмором. Для молодого поколения эта идея очень важна.

Мадонна-писательница с каждым днем становится все популярнее: список издателей продолжает расти. Ее книги для детей будут изданы на сорока языках, включая издание по Брайлю, в более чем 110 странах мира. "Приключения Абди" - четвертая из пяти детских книг Мадонны. Предыдущие - "Английские Розы", "Яблоки Мистера Пибоди", "Яков и Семь Разбойников" - с первых дней поступления в продажу заняли лидирующие позиции в списке детских иллюстрированных бестселлеров.

В России книги поп-дивы выпускает издательство "ЭКСМО". Чем же так привлекают опусы Мадонны? С этим вопросом мы обратились в отдел детской редакции издательства.

"Её сказки построены на традиционных сюжетах, - пояснил сотрудник отдела. – Главное их достоинство – это отличные иллюстрации, их делали чуть ли не лучшие художники. Мы решили заняться Мадонной, потому что это достаточно известное имя, нас этот проект заинтересовал. Книги очень хорошо покупают. И уже весной в "ЭКСМО" выйдет её последняя сказка".

Newsinfo: Какие сказки для детей покупают чаще и больше – современные или классические?

ЭКСМО: Современные популярностью практически не пользуются. Книги же покупают родители, а у них очень консервативное отношение к детской литературе. Из современных сказочников, пожалуй, пользуется спросом больше всего Эдуард Успенский.

Newsinfo: А из молодых?

ЭКСМО: Молодые в основном пишут не сказки, а стихи.

Newsinfo: Какие сюжеты преобладают в современных сказках? Они отличаются от классических?

ЭКСМО: Нет, один в один практически. Те же самые цели: добро побеждает зло, но действие происходит не в сказочной стране или сказочном мире, а в современном городе, но прототип постоянно угадывается. Свежего и интересного ничего не вспомню, поскольку наше издательство, как правило, не печатает современные сказки.

Newsinfo: подождите, а как же сказки Мадонны? Это же современные повести?

ЭКСМО: Мы сделали исключение, поскольку это читать и покупать будут. Так же как и "Гарри Потера".

Newsinfo: А кто вообще решает, какие сказки издавать, а какие нет?

ЭКСМО: Детская редакция. Мы руководствуемся тем, насколько интересен и оригинален сюжет, тем, как книга будет продаваться. Безусловно, мы ориентируемся на то, что интересно детям. Сказки не должны содержать злости и плохих выражений.

Newsinfo: Сказки пишутся по заказу издательства или авторы сами приносят готовые произведения?

ЭКСМО: В основном авторы сами приносят, потому что хорошую сказку по заказу сложно написать – это творческий продукт. Да и, как правило, приносят не сказки, а сказочные повести для подростков. Под ними понимаются всевозможные страшилки и прочее. К примеру, в таком направлении работает Дмитрий Юнец. Кстати, что интересно, московских авторов практически нет – Дмитрий не москвич. А чем это может быть связано, я не знаю. Наверное, Москва пресыщена, и нашим писателям сказки не интересны.

В детской редакции издательства "ОЛМА-Пресс" тоже занимаются сказками. Там нам пояснили, что на ура продаются не столько сами сюжеты сказок, сколько оформление. Подарочные книги – самые востребованные на рынке. А если говорить о сюжетах и авторах, то на первом месте – русские народные сказки, уже потом персонажи Андерсена и братьев Гримм. Произведения, которые приносят современные авторы – скорее то, что пишут своим детям, внукам для развлечения. Рукописи несут непрерывно. В последнее время некоторые размещают их в Интернете, где они пользуются большей популярностью.

Екатерина Коровина



Рассказать друзьям