Афоня ты мне рубль должен. Кому Афоня рубль должен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

День Советской армии и Военно-морского флота
Немного об истории праздника 23 февраля от призыва В.И. (Ульянова) Ленина "Социалистическое Отечество в опасности!" до Дня защитника Отечества.
Исторически обоснованные, я бы сказал фундаментальные исследования по вышеназванной теме было проведено прекрасным российским учёным, доктором исторических наук Андреем Владиславовичем Ганиным. Российским историком, исследователем военно-политической истории России и сопредельных государств, офицерского корпуса русской армии, истории Генерального штаба и казачества конца XIX- первой четверти XX веков. (http://orenbkazak.narod.ru/Pehlivanov.pdf)

Нельзя в угоду конъюнктуре,
Рвать историческую связь.
Стремясь к сомнительной культуре,
Былую Славу опошлять.

Достоинство и честь солдата
Всегда хранили нашу Русь.
Отечество славянам свято!
Я подвигом дедов горжусь!

Недавно прочёл статью, Александра Новака " Что мы празднуем 23 февраля и 8 марта"
Возмущению моему не было предела. Его версия, связанна с переходом календаря на новый стиль. 8 марта был праздничным днем для всех интернационалистов. До революции (по старому стилю), этот праздник у нас отмечался 23 февраля. А после перехода на новый стиль привычка отмечать что-то 23 февраля осталась. Вот и искали какие-то близкие даты, в общем повод, вспомнили о дне создания Красной Армии, вот и нашлось оправдание для 23 февраля (сразу вспомнилось 7 и 4 ноября). Так мы и получили 2 праздника, известные в народе как мужской и женский день. А ещё, по мнению А. Новака, эта дата тесно связана с еврейским праздником Пурим. (http://allpravda.info/content/1391.html)
Я понимаю, что нам меняют историю в угоду западной идеологии, воспитывая безнравственность и бездуховность у молодёжи. Пытаясь запутать всё так, чтобы человек начал сомневаться. Но есть вещи святые для каждого человека, особенно Русского. Да, мы живём в другом строе, в другом государстве, но при этом это наше Отечество. Прошу уважать армию, которой больше нет и традицию, которой уже без малого 99 лет, но не за выходные дни, а за Патриотизм и героизм, проявленный солдатами и офицерами в первой мировой войне. Мы отмечаем День защитника Отечества - 23 февраля. Раньше он назывался День Советской армии и Военно-Морского флота. А ведь история этого праздника не так однозначна и, до сих пор, по поводу даты 23 февраля историки ведут споры. День защитника Отечества, - предмет столкновений разных взглядов на наше прошлое.
Начну с того, что в 1918 году, шла первая мировая война и Молодому Советскому государству нужна была армия для защиты от внешней интервенции. Декрет об образовании РККА Ленин подписал 15 января 1918 года. В условиях, когда старая армия отступала, а новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия ещё только создавалась. Германское командование нарушило перемирие и 18 февраля 1918 г. начало наступление по всему фронту. Советское правительство с целью защиты государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. В Пскове, с получением известия о начале наступления немецких соединений, 19 февраля был организован военно-революционный штаб обороны города в составе Б.П. Позерна, М.П. Ушарнова и др. В городах: Пскове, Острове, Опочке, Новоржеве ввели осадное положение. 28 января 1918 года СНК РСФСР принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Вскоре вышли декреты 11 февраля 1918 года о создании Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) и от 28 февраля 1918 года о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)… Но ни один из этих декретов не был подписан 23 февраля, а первые регулярные части появились у большевиков только в марте, и те практически состояли из солдат и офицеров старой армии.
Отдельные историки считали, что это связано со значимой победой над немецкими войсками в боях под Псковом и Нарвой. Но и тут всё неоднозначно. Многие высказывают сомнение считая этот факт политическим мифом, ведь нет никаких документальных подтверждений этого факта. В документах того времени в газетах нет даже упоминаний о значимых победах в те дни. В 1919 году отмечая годовщину праздника, газеты не описывали значимых событий и побед. Подобные упоминания начали появляться гораздо позднее. Что все-таки произошло под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года? Меня очень заинтересовал этот вопрос в чисто военном аспекте.
Да, на Северном фронте велись боевые действия. С 18 февраля германцы, начали наступление, перебрасывая войска на поездах и автомобилях, просачивались небольшими передовыми отрядами по всему Северному фронту и почти не встречая сопротивления остатков деморализованной старой Русской армии. А вот 23 февраля в 15 верстах от Пскова авангард германцев получил первый жесткий отпор боевого отряда красноармейцев, и германцы отступили под огнем.
Псков защищали наспех собранные войска под командованием русского офицера болгарского происхождения, бывшего полковника Генерального штаба царской армии Йордана (Юрдана, Иордана) Юрьевича (Георгиевича) Пехливанова. 4 и 2-й красноармейский полк Черепанова, сформированный из солдат Северного фронта, отряды латышских стрелков, псковских красногвардейцев, питерских рабочих и солдат, а также отступившие сюда остатки частей 70-й пехотной, 15-й кавалерийской дивизий, двух ударных батальонов старой армии. Отмечено участие в боях под Псковом и Нарвой офицеров 15-го Украинского гусарского, 15-го Татарского уланского, Копёрского пехотного полков, и многих добровольцев. Они сражались не из симпатий к новой Советской власти, а за своё Отечество, за честь России. В тот период и перешли на службу в РККА многие боевые генералы, офицеры и солдаты старой Русской армии, для кого Честь, Отечество, Патриотизм были основной причиной противостоять германскому нашествию.
Основные заслуги И.Г. Пехливанова связаны именно с русской военной службой, поэтому болгарских исследователей эта сторона его деятельности мало интересовала. Отечественные авторы, в свою очередь, не интересовались И.Г. Пехливановым в советское время по той причине, что он был царским офицером, а также изменником советской власти. Сведения о том, что он успел послужить не только у красных, но и у белых, либо оставались неизвестными, либо тщательно скрывались. Современных российских исследователей И.Г. Пехливанов не привлекает, поскольку он был одним из создателей Красной армии, ее первых военных специалистов, тогда как изучение этой темы не пользуется большой популярностью в новой России. В итоге его имя (нередко с ошибками в русских текстах, одной из самых распространенных среди которых стала перемена местами имени и отчества офицера) фигурирует в основном, лишь в советских обобщающих работах, посвященных обороне Петрограда или зарождению Красной армии, а также болгаро-советской дружбе.
Практика исключения важнейших сюжетов из нашего прошлого, исходя из соображений текущей конъюнктуры, продолжает демонстрировать свою порочность. Вследствие игнорирования вклада И.Г. Пехливанова в создание Красной армии до сих пор остаются малоизученными и подвергаются искажению некоторые ключевые моменты начального периода советского военного строительства.
Настоящий шквал антибольшевистской публицистики последних двух десятилетий связан со стремлением целого ряда авторов принизить значимость празднования Дня защитника Отечества 23 февраля показать неосновательность исторической подоплёки событий вокруг 23 февраля 1918 г. и даже то, что такой праздничной дате не место в современном календаре. События обороны Петрограда в феврале-марте 1918 г. самым тесным образом связаны с деятельностью И.Г. Пехливанова. Обращение к архивным документам, отражающим его деятельность в этот период, показывает несостоятельность попыток переписывания истории и подчеркивает огромное фактическое и моральное значение февральско-мартовских событий для судеб Советской России и зарождавшейся Красной армии. Пожалуй, единственным автором, который серьезно изучал события февраля-марта 1918 г. под Псковом, был советский историк П.А. Николаев. Он же наиболее подробно в советский период изучал биографию И.Г. Пехливанова, хотя допустил в этом вопросе ряд ошибок и неточностей.
Обращение к документам по этой теме сегодня позволяет не только дать современную не идеологизированную интерпретацию событий обороны Петрограда, но и открывает ряд прежде неизвестных фактических данных. И.Г. Пехливанов был одним из тех офицеров старой армии, которые стояли у истоков создания новой Красной армии. Через призму его биографии можно проследить основные сложности начального этапа существования Советских Вооруженных сил, процесс развала старой армии, зарождения и развития Красной гвардии и Красной армии, процесс перехода от хаоса партизанского периода к регулярным формированиям.
И.Г. Пехливанову принадлежат интересные проекты организации Вооруженных сил Советской России. Представляет немалый интерес история его бегства из Советской России и ее подоплека. До сих пор все эти сюжеты не привлекали внимания исследователей.
В будущем многие чины из офицерского состава царской армии, стали первыми командирами в рядах народной Красной Армии*. Всего в части, формировавшиеся штабом 1-го корпуса РККА в Петрограде по призыву Ленина "Социалистическое Отечество в опасности!" вступили с 23 февраля по 8 марта 17 тысяч добровольцев, 10 тысяч отправились на фронт. В рабочие отряды вступило 20 тысяч из них, на боевые позиции отправились 7 тысяч бойцов. К началу марта они создали хотя и непрочный, но заслон против германцев, активно воспрепятствовав их дальнейшему продвижению на Петроград.
Но силы были неравны. В ходе тяжелых кровопролитных боёв кайзеровским войскам удалось, быстро подтянуть резервы из тылов, создав значительный перевес в живой силе и артиллерии, 24 февраля они прорвались на окраину Пскова, в ночь на 25-е февраля вышли к центру города. А 28-го овладели всем городом, уличные бои не прекращались, город трижды переходил из рук в руки. На помощь обороняющимся войскам Красной Армии из Питера прибыло подкрепление в составе: батальона 1-го корпуса Тукумского латышского полка, 2-го запасного пулеметного полка регулярной Красной Армии и красногвардейцы петроградских заводов. Мощным контрударом германцы были остановлены возле железнодорожной станции Торошино.
Командование Красной Армии положительно оценило действия И.Г. Пекливанова, командовавшего в тяжелейших условиях прорыва фронта, паники и хаоса, сумевшему организовать войска и остановить наступление.
Под городом Нарвой у железнодорожных станций Йыхви и Кохтла героически отличился бронепоезд путиловских красногвардейцев, его огневая мощь и внезапность появления заставила немцев отступить. Но под натиском превосходящих сил пехоты и артиллерии во избежание невосполнимых потерь красногвардейцы с боями оставили Нарву. Отходили войска поэтапно части 3-го красноармейского полка Северного фронта, латышские отряды Клявс-Клявина и Азина, венгры-интернационалисты Бела Куна, эстонский ревельский отряд Пыльда, рабочие отряды из Петрограда. Но на других участках фронта германо-австрийские дивизии успешно и неудержимо продвигались вперед. Войсками под Нарвой руководил бывший командующий 12-й армией генерал-лейтенант Д. Парский, комендантом Нарвы назначили наркомвоенмора матроса Дыбенко, вождя Центробалта и героя Октября, который, однако, преступно бросил город, с эшелоном своих матросов уехал в Гатчину и насильно захватил с собой еще и Парского. 7-го "после драки" Дыбенко прикатил в Ямбург, где сумевший сбежать от него Парский успешно наладил оборону. Но ненадолго, Дыбенко сбежал и поехал кататься по России дальше, видимо, не смея показаться на глаза своим подчиненным и начальникам. По возвращении он был предан суду, исключен из партии и приговорен к расстрелу, однако по ходатайству Коллонтай помилован и дальнейшими подвигами в гражданской братоубийственной войне заслужил прощение и восстановление в партийных рядах. Так 3 марта, в день заключения Брестского мира, в ходе упорных и жестоких боёв пала героическая Нарва. Это и было основной причиной заключения Брестского мира. Конечно позорного, но необходимого для становления молодого Советского государства. Многие офицеры-герои Нарвской обороны впоследствии перешли в белое движение и активно воевали на фронтах гражданской войны, возможно поэтому 23 февраля 1919-1921 гг., не отмечался.

В 1922 году был подписан Указ о торжественном праздновании 23 февраля четвертой годовщины рождения Красной Армии.

В 1923 году торжественно в масштабах всей страны отмечался 5-летний юбилей Красной Армии, праздник стал всенародным.

С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В 1995 году Государственная Дума России принимает федеральный закон "О днях воинской славы России". Согласно этому закону 23 февраля значится как "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитника Отечества".

Но, уже в 2002 году Государственная дума принимает постановление о переименовании 23 февраля просто в День защитника Отечества, и с тех пор он становится нерабочим днем (официальным выходным).
Вот так из праздника исключили историческую связь, всего лишь убрав из описания праздника упоминание о победах Красной Армии над кайзеровскими войсками 23 февраля 1918 г., как недостоверный исторический факт. Давайте оставим в покое идеологию и отдадим должное подвигу наших революционных предков, не возводя на них напраслину. И будем отмечать те даты, которые нам больше по душе.
А 23 февраля – любимый, всенародно празднуемый день, когда мужчины принимают поздравляем, поскольку все они наши защитники земли Русской и Отечества! Независимо от национальности, чинов, званий и политических предпочтений.
*Желающим узнать больше о роли русского офицера болгарского происхождения, бывшего полковника Генерального штаба царской армии Йордана (Юрдана, Иордана) Юрьевича (Георгиевича) Пехливанова в создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и о его судьбе, рекомендую прочесть публикацию А. В. Ганина. "Болгарин, защитивший Россию: Судьба Иордана Пехливанов".
Андрей Владиславович Ганин – российский историк, доктор исторических наук исследователь военно-политической истории России и сопредельных государств, офицерского корпуса русской армии, истории Генерального штаба и казачества конца XIX-первой четверти XX веков.

November 18th, 2016

О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

Дипломная работа начинающего сценариста

Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

Чем Куравлев лучше Высоцкого?

Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

Луч света в темном царстве

В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

Плохой человек - редиска

В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

Третьим будешь?

А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

Нарочно не придумаешь

Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

Песни о далекой Родине

В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.


Вячеслав Капрельянц, 2016


Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…

  • О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

    13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

    Дипломная работа начинающего сценариста

    Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

    Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

    Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

    Чем Куравлев лучше Высоцкого?

    Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

    Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

    Луч света в темном царстве

    В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

    Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

    И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

    Плохой человек - редиска

    В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

    Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

    Третьим будешь?

    А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

    Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

    Нарочно не придумаешь

    Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

    Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

    Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

    А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

    Песни о далекой Родине

    В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

    В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.

    О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

    13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

    Дипломная работа начинающего сценариста

    Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

    Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

    Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

    Чем Куравлев лучше Высоцкого?

    Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

    Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

    Луч света в темном царстве

    В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

    Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

    И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

    Плохой человек - редиска

    В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

    Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

    Третьим будешь?

    А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

    Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

    Нарочно не придумаешь

    Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

    Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

    Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

    А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

    Песни о далекой Родине

    В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

    В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.



Рассказать друзьям