Айвазовский иван константинович биография и картины. Технический вопрос: Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г.


Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. , Санкт-Петербург. Wikipedia.org

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г.


Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.


Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.


Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.


Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.


Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.


Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море.

Среди волн. 1898 г.


Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. , г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет


Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.


Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Вконтакте

Часто Айвазовского любят называть баловнем судьбы. Это неудивительно - популярность пришла к нему еще в молодости и оставалась с художником до последних дней жизни, а его картины всегда очень тепло принимались публикой. Айвазовский в числе тех художников, о которых знают даже люди, далекие от изобразительного искусства, и творчество которых нравится абсолютному большинству. Такому успеху Айвазовский обязан, конечно, своему уникальному таланту: его часто величают "певцом моря". Действительно, художник всю свою жизнь и все творчество свое посвятил этой стихии, в бесконечном ряде полотен каждый раз по-новому открывая ее. Ниже представлен рассказ, относительно краткий, о биографии и творчестве Айвазовского, интересные факты и особенности исполнения, сформировавшие уникальный стиль мариниста.

Биография. Детство

Ованес Айвазян - таково настоящее имя художника - родился 17 (29) июля 1817 года в древнем крымском городе Феодосии в семье обедневшего купца Геворка (Константина) Айвазяна. Геворк писал свою фамилию на польский манер - Гайвазовский. Семья их едва сводила концы с концами, и Ованес, младший сын, уже с десяти лет начал подрабатывать.

Талант мальчика проявился очень рано. Дом Айвазянов стоял на окраине города, на возвышенности, откуда открывался необыкновенный вид на море. Восприимчивость будущего художника позволила ему вобрать в себя всю красоту бескрайней морской стихии, чтобы позже воплотить ее в своих бессмертных полотнах.

Но и тогда Ованес уже рисовал. Благодаря счастливому случаю, коими изобилуют биография и творчество Айвазовского (которому при жизни неизменно сопутствовал лишь успех), его рисунки заметил градоначальник Казначеев. Он высоко оценил способности мальчика и принял горячее участие в его судьбе. Казначеев подарил ему краски и бумагу для рисования и обучал у городского архитектора, затем отправил в Симферополь в гимназию. Там, в Симферополе, талант Айвазяна тоже был замечен, и было решено хлопотать о его зачислении в

Президентом Академии в те годы был Оленин, известный покровитель искусств, много сделавший для русской культуры. Разглядев в Айвазяне необыкновенное дарование, он и принимает решение об определении 13-летнего мальчика в Академию.

Учеба в Академии художеств

В Академии Ованес Айвазян (он изменит это имя на "Иван Айвазовский" несколько позже, в 1841 году) попал в пейзажный класс к М. Н.Воробьеву, одному из известнейших живописцев начала XIX века. Воробьев прославился не только своими картинами, но и в немалой мере целой плеядой знаменитых художников, которых он воспитал (и Айвазовский - в их числе). Воробьев сразу заметил склонность своего ученика к морю, и потом всячески поддерживал и развивал ее. Он сам был одним из лучших пейзажистов своего времени, и Айвазовский воспринял и усвоил многое из его индивидуальных черт мастерства. Это хорошо чувствуется в картине "Берег моря ночью. У маяка" (1837).

Во время учебы в Академии Айвазовский также активно знакомится с произведениями искусства, собранными в Эрмитаже и частных коллекциях. Тогда же он участвует в Академической выставке с двумя полотнами: "Этюд воздуха над морем", его первая картина, и "Вид на взморье в окрестностях Петербурга".

Поездка в Крым

Весной 1838 года Айвазовский, по решению совета Академии, отправляется на два года в Крым для совершенствования своего мастерства. Естественно, художник выбирает местом своего пребывания Феодосию, город, в котором прошло его детство. Там он много пишет с натуры: создает эскизы, небольшие этюды.

Там же Айвазовский написал свое первое крупное полотно с натуры: "Ялта" (1838). В этой картине заметно влияние другого известного русского пейзажиста, однако именно в Крыму начинает оформляться оригинальный стиль художника. Это более заметно в картине "Старая Феодосия" (1839). В полотнах, созданных на крымском побережье, художник стремится создать образ конкретного места, запечатлеть уникальные, характерные черты места.

В 1839 году Айвазовский по приглашению Раевского отправляется в военно-морской поход к берегам Кавказа. По впечатлениям, оставленным с той поездки, позже он напишет "Десант Н. Н.Раевского у Субаши" (1839).

В 1840 году Айвазовский возвращается в Петербург, где официально заканчивает обучение и ему присваивают звание художника.

Италия

Летом 1840 года Айвазовский в качестве пансионера Академии в числе других едет в Рим для усовершенствования своего мастерства. Там он много путешествует, делая бесчисленное количество набросков, эскизов, позже дорабатывая их в мастерской. Здесь окончательно складывается творческий метод художника: удивительная чуткость к неуловимым оттенкам состояния стихии, способность запоминать в подробностях картинку, а потом в мастерской дорабатывать эскизы на основе увиденного. Многие полотна он создавал вовсе без эскизов с натуры, по памяти.

В Италии за три года он создает, помимо других картин, более 30 полотен крупного формата - работоспособность поистине необыкновенная. Это виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Соренто. Но, кроме них, появляются и произведения действительно монументальные: "Сотворение мира. Хаос" - самое масштабное из всего, созданного им в Италии. Все работы художника отличает безупречная цветовая композиция, выдержанная в едином и стиле и как нельзя лучше передающая все нюансы настроения пейзажа.

Он и позже будет неоднократно возвращаться к итальянским пейзажам, создавая уже по памяти в мастерской новые полотна.

Северные моря

На родину Айвазовский возвращался художником с мировым именем. Он был удостоен звания академика, а также причислен к Главному морскому штабу. Тут же появляется объемное и сложное задание: написать все русские морские порты на Балтийском море. Так появляется большая серия картин, среди которых - виды Крондштата, Ревеля, Свеаборга. Все они сочетают в себе документальную точность в передаче деталей и одновременно поэтическую одухотворенность.

Особенно среди прочих выделяется "Ревель" (1844) - настолько прозрачный и легкий, с нежнейшими оттенками неба и воды, пейзаж представляет собой лирическое произведение, образец поэзии.

В 1845 году Айвазовский вместе с экспедицией Литке путешествовал в Турцию, Грецию и Малую Азию. Результатом этой поездки позже станут несколько видов Константинополя, берегов Турции и пролива Босфор; самая известная картина из тех мест - "Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" (1846). Картины приобретают заметный романтический оттенок, во многом созвучный поэзии Пушкина о море, интересные эффекты лунного и солнечного света.

Морские сражения

Все еще будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский создал немало батальных картин, изображающих морские сражения русской флотилии. В них он воспел славу русского оружия и доблесть моряков. Наиболее известные полотна - это "Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года" (1848) и "Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года" (1848), на которых запечатлены ключевые морские сражения Российской империи.

Также Айвазовским были изображены эпизоды из Русско-турецкой войны и обороны Севастополя. В частности, несколько картин были посвящены знаменитому бригу "Меркурий", одержавшему победу в неравном бою с двумя турецкими линкорами.

В картинах сражений битва не заслоняет образ моря: они искусно сплетаются, и в батальной сцене одним из героев является море, величественное и своеобразное.

Мастерская в Феодосии

В 1846 году Айвазовский начинает постройку собственного дома и мастерской в Феодосии. После экспедиции Литке он в основном живет и работает там, наведываясь в Петербург и в Москву. С натуры он больше не пишет; работает лишь в мастерской, полагаясь на свою память. Он активно участвует в общественной деятельности, организует свои выставки, в 1847 году получает звание профессора петербургской Академии художеств.

В 1860-70-х годах наступает расцвет его творчества. Создаются картины "Море" (1864), "Черное море" (1881). Их необыкновенная сила в том, что, кроме внешней красоты, Айвазовский очень точно передал внутреннее состояние, характер и настроение моря, буквально одухотворил его. Это заметили и высоко оценили многие выдающиеся деятели искусства того времени.

Айвазовский продолжал создавать картины до конца своей жизни. Одно из последних его произведений, "Среди волн" (1898), некоторыми считается вершиной творчества художника. Лишенное каких бы то ни было деталей - обломков мачт, людей - изображение разбушевавшегося моря величественно в своей неудержимости. Действительно, это грандиозный итог творчества великого мариниста.

Особенности творчества

Многие художники так или иначе обращались к морской теме на протяжении своего творчества. Однако именно Айвазовский посвятил морю всего себя без остатка. Из сочетания этой бесконечной любви к морским просторам и способности к восприятию легчайших оттенков настроения природы выросло исключительное своеобразие его творчества.

Биография и творчество Айвазовского начинались во времена романтизма. Творчество известных русских поэтов того времени - Жуковского, Пушкина - во многом повлияло на формирование его стиля. Однако наибольшее впечатление из всех знаменитых современников на Айвазовского произвел живописец Карл Брюллов и его работы. Это отразилось позже в батальных картинах художника.

Романтизм Айвазовского заключается в том, что при всей живости картин упор делается не на реалистичность, достоверность, а на общее впечатление, на настроение пейзажа. Поэтому очень много внимания уделяется цвету: каждая картина выдержана в определенном тоне с бесконечным количеством оттенков вариаций, вместе создающих единое целое, гармонию всех элементов пейзажа. Особенное внимание Айвазовский здесь уделял взаимодействию воды и воздуха: он выписывал за один сеанс и то, и другое, благодаря чему создавалось ощущение единства пространства.

В более поздние годы он стал постепенно обращаться к реализму: в 70-х годах это лишь некоторые элементы, и романтическое направление преобладает, однако в 80-х они занимают все больше и больше места: исчезают эффектность, красочность, драматические сюжеты, на смену приходят более спокойные неброские пейзажи, тем не менее также наполненные поэзией и очарованием.

Наиболее известные картины

Практически все наиболее известные картины уже были упомянуты в ходе рассказа о биографии и творчестве Айвазовского. Для детей 10 лет и старше, может быть, стоит упомянуть и самую "растиражированную" картину художника - "Девятый вал" (1850). Драматический сюжет - рассвет на море после сильного шторма и люди, сражающиеся со стихией, - воспевает превосходство, мощь природы, и бессилие человека перед ее величием.

Личная жизнь

Рассказывая о биографии и творчестве художника Айвазовского, мы обошли стороной его личную жизнь. А женился он в 1848 году на Юлии Яковлевне Грефс. По его собственным письмам, все произошло необыкновенно быстро - "в две недели" после знакомства он женился, и в браке Юлия Яковлевна подарила ему четырех дочерей. Однако семейная жизнь не сложилась, и через некоторое время последовал развод.

В 1882 году Айвазовский женился второй раз - на вдове феодосийского коммерсанта Анне Бурназян. Несмотря на отсутствие светского образования, она обладала природным чувством такта и чуткостью, и с большим теплом заботилась о своем муже.

В середине лета 1817 года, а именно 17 июля в провинциальном городке Феодосия, что находится в Крыму, в семье местного бедного купца родился мальчик. Он оказался пятым ребенком в семье, где ни достаток, ни образование членов семьи не предвещали рождение гения. Однако пройдут годы, и именно ему суждено будет прославить свое имя, город и родину несравненными картинами, достойной уважения гражданской позицией и человечностью. Во всем мире этого человека называют по фамилии - Айвазовский, а биография его кратко будет изложена в данной статье.

Родители будущего художника по национальности были коренные армяне. После бегства от турецкого гнета с исторической родины они некоторое время жили у родственников в Галиции. В Феодосию беженцы попали скорее случайно. Однако шло время, и этот тихий городок оказался тем местом на земле, где они и решили поселиться навсегда.

И. К. Айвазовский — автопортрет

Это интересно! Область Галиция в XIX веке являлась территорией Восточной Польши со столицей в городе Галич. Позднее столицей области стал Львов. В настоящее время это территория Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская и частично Тернопольская области).

Бегство от геноцида и семейные неурядицы в семье Айвазянов во многом повлияли на паспортные данные будущего гения, а именно:

  • имя Геворк, данное при рождении отцу, в русском варианте звучит как Константин;
  • фамилия семьи была изменена для конспирации на польский манер;
  • имя сына Ованес в русском языке созвучно с именем Иван.

Таким образом, мальчик, рожденный, как Ованес Айвазян, свои первые шаги по жизни сделал, как Иван Константинович Гайвазовский. Пройдут годы и уже в зрелом возрасте художник-гений еще раз сменит свою фамилию на Айвазовский.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков - успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг - поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста - «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Личная жизнь Айвазовского

Год 1848 знаменателен для художника не только рождением шедевров. В этот год Айвазовский заключает брак с Юлией Грефс - дочерью петербургского врача английского происхождения. Брак казался счастливым, но не во всех отношениях. С одной стороны, Иван Константинович называл свою жену главным вдохновителем и музой его творчества. Но с другой - «камнем преткновения» у супругов оказались различные взгляды на место жительства. Супруга мечтала о столице и светском обществе. Душа же художника искала покой, уединение и темы для своих картин. Айвазовский не мыслил себя без Феодосии, Крыма и Черного моря.

В 1858 году супруги расстались и не виделись в последующем практически 20 лет. Только в 1877 году чета Айвазянов была официально разведена.

На второй брак Айвазовский решился только через пять лет после завершения бракоразводной процедуры. Его избранницей стала вдова известного в Феодосии коммерсанта Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Невзирая на большую разницу в возрасте (Анна была младше Ивана Константиновича на 40 лет), их союз можно было назвать счастливым, а чувства истинными. Семейная идиллия продолжалась почти 18 лет, пока ее не прервала смерть художника.

Женщины Айвазовского

Это интересно! После кончины супруга убитая горем вдова дала обет не покидать стен дома, в котором он умер. Клятву свою Анна сдержала, и за 25 лет она ни разу не вышла из флигеля, примыкавшего к художественной галерее Феодосии.

За эти годы через Феодосию прошла Первая мировая война. Здесь же Анна встретила и приход Советской власти. Пережила вдова и немецкую оккупацию в годы Великой отечественной войны. Умерла Анна Айвазовская-Бурназян в 1944 году. Похоронена она в Феодосии, рядом с мужем во дворе местного собора, в котором его крестили и венчали.

Полезное видео: Айвазовский Иван Константинович- биография

Художник - меценат - гражданин

Ни для кого не секрет, что за годы, когда Айвазовский писал картины, он сумел заработать приличный капитал. Это открывало великому художнику огромное поле деятельности как меценату. Так на его деньги в родной Феодосии открывается художественная галерея и школа для юных художников.

Зная не понаслышке о вечной проблеме Феодосии - питьевой воде, Иван Константинович строит на свои средства фонтан и прокладывает в город 20-тикилометровый водопровод от родника, бившего на территории его имения. По завершении строительства все это он подарил любимой Феодосии.

Кроме этого он финансировал еще и прокладку железной дороги в порт Феодосии. В 1892 году состоялось ее торжественное открытие, что стало решающим фактором для активного развития крупнейшего торгового порта Крыма.

В подтверждение многогранности интересов художника можно назвать его почетное членство в Одесском обществе археологов и любителей древностей. И неспроста в Феодосии, на горе Митридат, на деньги художника был построен музей исторических артефактов.

Это интересно! К большому сожалению, в 1941 году уникальное здание музея Феодосии, построенное по проекту Айвазовского, в результате бомбардировок было разрушено.

Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».

Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.

Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств. Родители могут предложить детям школьного возраста совершить морское путешествие с художником-маринистом И. К. Айвазовским, познакомиться с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.

Первый урок «Русский маринист И. К. Айвазовский: творчество и биография для детей».

Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа.

Родился художник в 1817 году в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. С детства Иван увлекался игрой на скрипке и рисованием.

Так случилось, что об удивительных способностях мальчика стало известно градоначальнику Алексею Ивановичу Казначееву, который и сыграл в жизни художника значительную роль. В 1830 году А. И. Казначеев был назначен губернатором Таврии и переведен на службу в Симферополь. Талантливого мальчика он определил в Симферопольскую гимназию. В 1833 году по окончании гимназии Айвазовского послали учиться в Петербургскую Академию художеств, где он получил уроки живописи у профессора М. Н Воробьева, познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.

В 1834 году Айвазовского прикомандировали к французскому живописцу Ф. Таннеру в качестве помощника. Вскоре выяснилось, что ученик превзошел своего учителя. На академической выставке картина Айвазовского «Этюд над облаками» получила всеобщее признание. Вскоре Ф. Таннер, сраженный победой помощника, сделал все, чтобы восстановить против него самого царя. Молодому художнику угрожали большие беды. Помогло лишь заступничество профессора А. И. Зауервейда.

Окончил Академию с золотой медалью, И. К. Айвазовский уезжает в качестве пансионера Академии художеств за границу, совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы. В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.

В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.

Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке.

Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы. Он мог написать картину за несколько часов, в один прием.

Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.

Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848)…)

В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…

«Девятый вал» (1850)


Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.

Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.

На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.

Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.

Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:

  • Каким изображено море?
  • Какие чувства оно вызывает?
  • Какое время дня показал художник?
  • Видят ли моряки берег?
  • Почему один из моряков машет красным платком?
  • Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
  • Всегда ли человек может управлять природой?


Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.

Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.

Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.

Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:

  • Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
  • Что такое морской штиль?
  • В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
  • Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?

Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.

Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!

Иван Айвазовский — гений. Его картины - подлинные шедевры. И даже не со стороны техники исполнения. На первый план здесь выходит удивительно правдивое отображение тонкого характера водной стихии. Естественно, возникает желание понять природу гениальности Айвазовского.

Любая частичка судьбы была нужным и неотрывным дополнением его таланта. В этой статье мы с вами попробуем хоть на сантиметр приоткрыть двери в удивительный мир одного из самых известных маринистов в истории - Ивана Константиновича Айвазовского.

Само собой разумеется, что живопись мирового уровня предполагает наличие большого таланта. Но особняком всегда стояли художники-маринисты. Передать эстетику «большой воды» сложно. Сложность здесь, прежде всего в том, что именно на полотнах, изображающих море, наиболее явственно ощущается фальшь.

Известные картины Ивана Константиновича Айвазовского

Самое интересное для Вас!

Семья и родной город

Отец Ивана был человеком коммуникабельным, предприимчивым и способным. Долгое время он жил в Галиции, позже перебрался в Валахию (современную Молдавию). Возможно, некоторое время он путешествовал с цыганским табором, ведь Константин говорил на цыганском. Кроме него, кстати, этот любопытнейший человек владел польским, русским, украинским, венгерским, турецким языками.

В конце концов, судьба занесла его в Феодосию, которая совсем недавно получила статус порто-франко. Город, в котором еще совсем недавно проживало 350 жителей превратился в оживленный торговый центр с населением в несколько тысяч человек.

Со всего юга Российской империи доставлялись грузы в Феодосийский порт, а обратно уходили товары из солнечной Греции и яркой Италии. Константин Григорьевич, небогатый, но предприимчивый успешно занялся торговлей и женился на армянке по имени Рипсиме. Спустя год у них родился сын Габриэл. Константин и Рипсиме были счастливы и даже начали задумывать о смене жилья - небольшой домик, построенный по приезду в город, стал тесноватым.

Но вскоре началась Отечественная война 1812 года, а вслед за ней в город пришла эпидемия чумы. В это же время в семье родился еще один сын - Григорий. Дела Константина резко пошли вниз, он разорился. Нужда была столь велика, что из дома пришлось продать почти все ценные вещи. Отец семейства занялся тяжбенными делами. Ему очень помогала любимая жена - Репсиме была искусной рукодельницей и часто ночи напролет вышивала, чтобы позже продать свои изделия и поддержать семью.

17 июля 1817 года на свет появился Ованнес, ставший известным всему миру под именем Ивана Айвазовского (фамилию он сменил только в 1841 году, но мы будем называть Ивана Константиновича так уже сейчас, все-таки прославился он как Айвазовский ). Нельзя сказать, что его детство было похоже на сказку. Семья была бедной и уже в 10 лет Ованнес пошел работать кофейню. Старший брат к тому времени уехал учиться в Венецию, а средний как раз получал образование в уездном училище.

Несмотря на работу, душа будущего художника по-настоящему цвела в прекрасном южном городе. Неудивительно! Феодосия , несмотря на все старания судьбы, не хотела лишаться своей яркости. Армяне, греки, турки, татары, русские, украинцы - мешанина традиций, нравов, языков создавали красочный фон феодосийской жизни. Но на первом плане было, конечно, море. Именно оно привносит тот самый колорит, который никому не удастся воссоздать искусственно.

Невероятная удача Вани Айвазовского

Иван был очень способным ребенком - сам выучился играть на скрипке и сам же начал рисовать. Первым его мольбертом была стена отцовского дома, вместо холста он довольствовался штукатуркой, а кисть заменял кусочек угля. Удивительного мальчика заметили сразу пара видных благодетелей. Сначала на рисунки необычного мастерства обратил внимание феодосийский архитектор Яков Христианович Кох.

Он же дал Ване первые уроки изобразительного искусства. Позже, услышав игру Айвазовского на скрипке, ним заинтересовался градоначальник Александр Иванович Казначеев. Произошла забавная история - когда Кох решился представить маленького художника Казначееву, тот оказался с ним уже знаком. Благодаря патронату Александра Ивановича, в 1830 Ваня поступает в Симферопольский лицей .

Следующие три года стали важной вехой в жизни Айвазовского. Учась в лицее, он отличался от других совершенно невообразимым талантом к рисованию. Мальчику было тяжело - сказывалась тоска по родным и, конечно, морю. Зато он сохранил старые знакомства и завел новые, не менее полезные. Сначала перевели в Симферополь Казначеева, а позже Иван стал вхож в дом Натальи Федоровны Нарышкиной. Мальчику разрешали пользоваться книгами и гравюрами, он постоянно работал, искал новые сюжеты и приемы. С каждым днем мастерство гения росло.

Знатные покровители таланта Айвазовского решили ходатайствовать о его приеме в Петербургскую Академию художеств, отослали в столицу лучшие рисунки. Просмотрев их, президент Академии Алексей Николаевич Оленин писал министру двора, князю Волконскому:

«Молодой Гайвазовский, судя по рисунку его, имеет чрезвычайное расположение к композиции, но как он, находясь в Крыму, не мог быть там приготовлен к рисованию и живописи, чтобы не только быть посланным в чужие края и учиться там без руководства, но даже и так, чтобы поступить в штатные академисты Императорской Академии художеств, ибо на основании § 2-го прибавления к установлениям ее, вступающие должны иметь не менее 14-ти лет.

Рисовать хорошо, по крайней мере, с оригиналов человеческую фигуру, чертить ордена архитектуры и иметь предварительные сведения в науках, то, дабы не лишать сего молодого человека случая и способов к развитию и усовершенствованию природных его способностей к художеству, я полагал единственным для того средством высочайшее соизволение на определение его в академию пенсионером его императорского величества с производством за содержание его и прочее 600 р. из Кабинета его величества с тем, чтобы он был привезен сюда на казенный счет».

Соизволение, которого просил Оленин, было получено когда Волконский показал рисунки лично императору Николаю. 22 июля Петербургская Академия художеств приняла на обучение нового ученика. Детство закончилось. Но Айвазовский ехал в Петербург без страха - верно чувствовал, что впереди были блистательные свершения художественного гения.

Большой город - большие возможности

Петербургский период жизни Айвазовского интересен сразу по нескольким причинам. Конечно, немаловажную роль сыграло обучение в Академии. Талант Ивана дополнялся такими нужными академическими уроками. Но в этой статье хочется прежде всего рассказать о круге общения молодого художника. Поистине, Айвазовскому всегда везло на знакомых.

В Петербург Айвазовский приехал в августе. И хотя он был наслышан о страшной питерской сырости и холодах, летом ничего этого не ощущалось. Иван целыми днями гулял по городу. По-видимому, душа художника заполняла тоску по привычному югу прекрасными видами города на Неве. Особенно Айвазовского поражал строящийся Исаакиевский собор и памятник Петру Великому. Массивная бронзовая фигура первого императора России вызывала у художника подлинное восхищение. Еще бы! Именно Петру был обязан существованием этот чудный город.

Удивительный талант и знакомство с Казначеевым сделали Ованеса любимцем публики. Причем публика эта была очень влиятельной и не раз помогала молодому дарованию. Воробьев, первый учитель Айвазовского в Академии, сразу понял, какой талант ему достался. Несомненно, этих творческих людей сближала еще и музыка - Максим Никифорович, как и его ученик, тоже играл на скрипке.

Но со временем стало очевидно, что Айвазовский перерос Воробьева. Тогда он был направлен в качестве ученика к французскому маринисту Филиппу Таннеру. Но с иностранцем Иван не сошелся характерами и по причине болезни (то ли выдуманной, то ли настоящей) ушел от него. Вместо этого он начал работать над серией картин для выставки. И следует признать, полотна он создал впечатляющие. Именно тогда, в 1835 году он получает серебряную медаль за работы «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Но увы, столица была не только культурным центром, но и эпицентром интриг. Таннер пожаловался начальству на непокорного Айвазовского, мол, чего это его ученик во время болезни работал на себя? Николай І, известный приверженец дисциплины, лично распорядился убрать картины молодого художника с выставки. Это был очень болезненный удар.

Айвазовскому не давали хандрить - вся общественность яро воспротивилась безосновательной опале. О прощении Ивана ходатайствовали Оленин, Жуковский, придворный художник Зауервейд. Сам Крылов лично приезжал утешить Ованеса: «- Что. братец, француз обижает? Э-эх, какой же он… Ну, Бог с ним! Не горюй!..». В конце-концов справедливость восторжествовала - император простил молодого художника и распорядился выдать награду.

Во многом благодаря Зауервейду Иван смог пройти летнюю практику на кораблях Балтийского флота . Созданный всего лишь сто лет назад флот был уже грозной силой Российского государства. И, конечно, для начинающего мариниста нельзя было сыскать более нужной, полезной и приятной практики.

Писать корабли без малейшего представления об их устройстве - преступление! Иван не гнушался общаться с матросами, выполнять мелкие поручения офицеров. А по вечерам он играл для команды на своей любимой скрипке - посреди холодной Балтики было слышно чарующее звучание черноморского юга.

Обаятельный художник

Все это время Айвазовский не прекращал переписку со своим старым благодетелем Казначеевым. Именно благодаря ему Иван стал вхож в дома Алексея Романовича Томилова и Александра Аркадьевича Суворова-Рымникского, внука знаменитого полководца. На даче у Томиловых Иван даже проводил летние каникулы. Именно тогда Айвазовский познакомился с русской природой, непривычной для южанина. Но сердце художника воспринимает красоту в любом ее виде. Каждый день, проведенный Айвазовским в Питере или окрестностях, добавлял что-то новое в мироощущение будущего маэстро живописи.

В доме Томиловых собирался цвет тогдашней интеллигенции - Михаил Глинка, Орест Кипренский, Нестор Кукольник, Василий Жуковский. Вечера в такой компании были чрезвычайно интересны для художника. Старшие товарищи Айвазовского приняли его в свой круг без проблем. Демократичные тенденции интеллигенции и необычайная одаренность юноши позволили ему занять достойное место в компании друзей Томилова. По вечерам Айвазовский часто играл на скрипке на особый, восточный манер - уперев инструмент в колено или поставив его стоймя. Глинка даже включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный Айвазовским.

Известно, что Айвазовский был знаком с Пушкиным и очень любил его поэзию. Смерть Александра Сергеевича была очень болезненно воспринята Ованесом, позже он специально приезжал в Гурзуф, именно в то место, где проводил время великий поэт. Не менее важной для Ивана стала встреча с Карлом Брюлловым. Недавно закончивший работу над полотном «Последний день Помпеи», он приехал в Петербург и каждый из студентов Академии страстно желал, чтобы именно Брюллов был его наставником.

Айвазовский учеником Брюллова не был, но часто общался с ним лично, и Карл Павлович отмечал талант Ованеса. Нестор Кукольник посвятил Айвазовскому пространную статью именно по настоянию Брюллова. Опытный живописец видел, что последующее обучение в Академии будет для Ивана скорее регрессом - не осталось преподавателей, которые могли дать что-то новое молодому художнику.

Он предложил совету Академии сократить срок обучения Айвазовского и отправить его за границу. Тем более, что новая марина «Штиль» завоевала на выставке золотую медаль. А эта награда как раз давала право на поездку за границу.

Но вместо Венеции и Дрездена Ованеса отправили на два года в Крым. Едва ли Айвазовский не был рад - он снова окажется дома!

Отдых…

Весной 1838 года Айвазовский приезжает в Феодосию. Наконец он увидел семью, любимый город и, конечно, южное море. Безусловно, Балтика обладает своим шармом. Но для Айвазовского именно Черное море всегда будет источником самого светлого вдохновения. Даже после такой долгой разлуки с родными, художник на первое место ставит работу.

Он находит время для общения с матерью, отцом, сестрами и братом - все искренне гордятся Ованесом, самым перспективным художником Санкт-Петербурга! В то же время Айвазовский напряженно работает. Он часами пишет полотна, а после уставший идет к морю. Здесь он может почувствовать то настроение, то неуловимое волнение, которое с малых лет вызывало в нем Черное море.

Вскоре в гости к Айвазовским приехал вышедший в отставку Казначеев. Он наравне с родителями радовался успехам Ованеса и первым делом попросил показать его новые рисунки. Увидев прекрасные произведения, он не медля взял художника с собой, в поездку по Южному берегу Крыма.

Конечно, после столь длительной разлуки вновь оставлять семью было неприятно, но желание прочувствовать родной Крым перевесило. Ялта, Гурзуф, Севастополь - везде находил Айвазовский материал для новых полотен. Казначеев, отбывший в Симферополь, настоятельно звал художника в гости, но тот вновь и вновь огорчал благодетеля отказом — работа превыше всего.

…перед боем!

В это время Айвазовский познакомился с еще одним замечательным человеком. Николай Николаевич Раевский - храбрец, выдающийся командир, сын Николая Николаевича Раевского, героя обороны батареи Раевского в Бородинской битве. Генерал-лейтенант участвовал в Наполеоновских войнах, Кавказских походах.

Этих двух непохожих на первый взгляд людей сблизила любовь к Пушкину. Айвазовский, с малых лет восхищавшийся поэтическим гением Александра Сергеевича, нашел в Раевском родственную душу. Долгие захватывающие разговоры о поэте закончились совершенно неожиданно - Николай Николаевич предложил Айвазовскому сопровождать его в морском походе к берегам Кавказа и посмотреть на высадку русского десанта. Это была неоценимая возможность увидеть что-то новое, да еще и на столь любимом Черном море. Ованес сразу согласился.

Конечно, эта поездка была важна в плане творчества. Но и тут были неоценимые встречи, умолчать о которых будет преступлением. На пароходе «Колхида» Айвазовский познакомился со Львом Сергеевичем Пушкиным, братом Александра. Позже, когда пароход присоединился к основной эскадре, Иван познакомился с людьми, которые для художника-мариниста были неисчерпаемым источником вдохновения.

Перейдя с «Колхиды» на линкор «Силистрия», Айвазовский был представлен Михаилу Петровичу Лазареву . Герой России, участник знаменитого Наваринского сражения и первооткрыватель Антарктиды, новатор и грамотный командир, он живо заинтересовался Айвазовским и лично предложил тому перейти с «Колхиды» на «Силистрию» для изучения тонкостей флотского дела, которые, несомненно, пригодились бы ему в работе. Казалось бы куда дальше: Лев Пушкин, Николай Раевский, Михаил Лазарев - некоторые за всю жизнь не встретят даже одного человека такого масштаба. Но у Айвазовского совершенно другая судьба.

Позже его познакомили с Павлом Степановичем Нахимовым , капитаном «Силистрии», будущим командиром русского флота в Синопском сражении и организатором героической обороны Севастополя. В этой блистательной компании совершенно не терялся молодой пока Владимир Алексеевич Корнилов, будущий вице-адмирал и капитан известного парусника «Двенадцать апостолов ». Айвазовский с совершенно особой страстью работал в эти дни: обстановка была уникальной. Теплое окружение, любимое Черное море и изящные корабли, которые можно было изучать сколько душа пожелает.

Но вот пришло время высадки. Айвазовский лично хотел принять в ней участие. В последний момент обнаружили, что художник совершенно безоружен (еще бы!) и ему выдали пару пистолетов. Так Иван и спустился в десантную шлюпку — с портфелем для бумаг и красок и пистолетами за поясом. Хотя его шлюпка в числе первых причалила к берегу, лично Айвазовский бой не наблюдал. Через несколько минут после высадки был ранен приятель художника — мичман Фредерикс. Не найдя врача, Иван сам оказывает раненому помощь, а потом на шлюпке доправляет на корабль. Но по возвращению на берег Айвазовский видит, что сражение почти окончилось. Он не медля ни минуты принимается за работу. Впрочем, передадим слово самому художнику, который в журнале «Киевская старина» описывал высадку почти сорок лет спустя — в 1878 году:

«…Берег, озаренный заходящим солнцем, лес, далекие горы, флот, стоящий на якоре, катера, снующие по морю, поддерживают сообщение с берегом… Миновав лес, я вышел на поляну; здесь картина отдыха после недавней боевой тревоги: группы солдат, сидящие на барабанах офицеры, трупы убитых и приехавшие за уборкой их черкесские подводы. Развернув портфель, я вооружился карандашом и принялся срисовывать одну группу. В это время какой-то черкес бесцеремонно взял у меня портфель из рук, понес показывать мой рисунок своим. Понравился ли он горцам — не знаю; помню только, что черкес возвратил мне рисунок выпачканным в крови… Этот «местный колорит» так и остался на нем, и я долгое время берег это осязаемое воспоминание об экспедиции…».

Какие слова! Художник увидел все — берег, заходящее солнце, лес, горы и, конечно, корабли. Чуть позже он написал одну из лучших своих работ «Десант у Субаши». А ведь этому гению угрожала смертельная опасность во время высадки! Но Судьба берегла его для дальнейших свершений. Во время отпуска Айвазовского ждало еще путешествие по Кавказу, и напряженная работа над превращением этюдов в настоящие полотна. Но он справился с честью. Как и всегда, впрочем.

Привет, Европа!

Вернувшись в Петербург, Айвазовский получил звание художника 14 класса. Обучение в Академии закончилось, Ованес перерос всех своих учителей и ему дали возможность путешествовать по Европе, естественно, с государственным содержанием. Уезжал он с легкой душой: заработки позволяли помогать родителям, да и самому жить достаточно комфортно. И хотя сначала Айвазовский должен был посетить Берлин, Вену, Триест, Дрезден — больше всего его тянуло в Италию. Там было столь любимое южное море и неуловимая магия Апеннин. В июле 1840 года Иван Айвазовский со своим другом и однокашником Василием Штернбергом отправились в Рим.

Эта поездка в Италию была очень полезной для Айвазовского. Он получил уникальную возможность изучать работы великих итальянских мастеров. Часами он простаивал у полотен, срисовывал их, пытаясь понять тот тайный механизм, который делал творения Рафаэля и Ботичелли шедеврами. Старался бывать во многих интересных местах, например, доме Колумба в Генуе. А какие пейзажи он находил! Апеннины напоминали Ивану его родной Крым, но со своим, другим шармом.

Да и чувства родства с землей не было. Зато сколько возможностей для творчества! А Айвазовский всегда пользовался возможностями ему предоставленными. О уровне мастерства художника красноречиво говорит примечательный факт: картину “Хаос” захотел купить сам Папа Римский. Кто-кто, а понтифик привык получать только лучшее! Сметливый художник отказался от оплаты, просто подарив “Хаос” Григорию XVI. Папа не оставил его без награды, вручив золотую медаль. Но главное — это эффект подарка в мире живописи — имя Айвазовского прогремело на всю Европу. В первый, но далеко не последний раз.

Кроме работы, однако, у Ивана была еще одна причина посетить Италию, точнее Венецию. Именно там на острове св. Лазаря жил и работал его брат Габриэль. Пребывая в сане архимандрита, он занимался исследовательской работой и преподаванием. Встреча братьев прошла тепло, Габриэль много расспрашивал о Феодосии и родителях. Но вскоре они расстались. В следующий раз они встретятся в Париже через несколько лет. В Риме Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и Александром Андреевичем Ивановым. Даже здесь, на чужой земле, Иван умудрялся находить лучших представителей земли русской!

В Италии проходили и выставки картин Айвазовского. Публика неизменно приходила в восхищение и живо интересовалась этим молодым русским, который сумел передать всю теплоту юга. Все чаще Айвазовского стали узнавать на улицах, приходить к нему в мастерскую и заказывать работы. “Неаполитанский залив”, “Вида на Везувий в лунную ночь”, “Вид на Венецианскую лагуну” — эти шедевры были квинтэссенцией итальянского духа пропущенного через душу Айвазовского. В апреле 1842 года он отсылает часть картин в Петрбург и уведомляет Оленина о намерении посетить Францию и Нидерланды. Иван уже не просит разрешения на поездку — ему хватает денег, он громко заявил о себе и будет радушно принят в любой стране. Просит только об одном — чтобы его жалование отправили матери.


Картины Айвазовского были представлены на выставке в Лувре и настолько поразили французов, что ему была вручена золотая медаль французской Академии. Но одной Францией он не ограничился: Англия, Испания, Португалия, Мальта — везде, где можно было увидеть столь дорогое сердцу море, художник побывал. Выставки пользовались успехом и Айвазовского единодушно осыпали комплиментами критики и неискушенные посетители. Больше не было недостатка в деньгах, но Айвазовский жил скромно, отдаваясь работе в полной мере.

Художник Главного Морского штаба

Не желая затягивать свой вояж, уже в 1844 году он возвращается в Санкт-Петербург . 1 июля его награждают орденом святой Анны 3 степени, а в сентябре того же года Айвазовский получает звание академика Петербургской Академии художеств. Кроме того, его причисляют к Главному Морскому штабу с правом ношения мундира! Мы-то знаем с каким пиететом относятся моряки к чести мундира. А тут его носит штатский, да еще и художник!

Тем не менее это назначение приветствовали в Штабе, а Иван Константинович (можно его уже и так называть — художник с мировым именем как-никак!) пользовался всеми возможными привилегиями этой должности. Он требовал чертежи кораблей, для него стреляли корабельные пушки (чтобы он мог получше рассмотреть траекторию ядра), Айвазовский даже участвовал в маневрах в Финском заливе! Словом, не просто отбывал номер, а работал прилежно и с желанием. Естественно, полотна были тоже на уровне. Скоро картины Айвазовского стали украшать резиденции императора, дома знати, государственные галереи и частные коллекции.

Следующий год был очень напряженным. В апреле 1845 года Ивана Константиновича включили в состав русской делегации, которая направлялась в Константинополь. Побывав в Турции, Айвазовский был сражен красотами Стамбула и прекрасным побережьем Анатолии. Через некоторое время он вернулся в Феодосию, где купил земельный участок и начал строить свой дом-мастерскую, который спроектировал лично. Многие не понимают художника — любимец государя, популярный художник, почему бы не жить в столице? Или за границей? Феодосия ведь дикая глушь! Но Айвазовский так не считает. Он устраивает в новопостроенном доме выставку своих картин, над которыми работает денно и нощно. Многие гости отмечали, что несмотря на вроде бы домашние условия, Иван Константинович осунулся и побледнел. Но, несмотря ни на что, Айвазовский заканчивает работу и отправляется в Петербург — он все же служивый человек, нельзя относиться к этому безответственно!

Любовь и война

В 1846 году Айвазовский прибыл в столицу и остался там на несколько лет. Причиной тому были постоянные выставки. С периодичностью в полгода они проходили то в Питере, то в Москве в совершенно разных местах, то денежные, то бесплатные. И на каждой выставке обязательно было присутствие Айвазовского. Он получал благодарности, заходил в гости, принимал подарки и заказы. Свободное время в этой сутолоке выдавалось редко. Была создана одна из самых известных картин — “Девятый вал”.

Но стоит заметить, что в Феодосию Иван все же ездил. Причина этого была архиважная — в 1848 году Айвазовский женился. Неожиданно? До 31 года у художника не было возлюбленной — все его эмоции и переживания оставались на полотнах. А тут такой неожиданный шаг. Впрочем, южная кровь горячая, да и любовь, вещь непредсказуемая. Но еще более удивительна избранница Айвазовского — простая служанка Юлия Грейс , англичанка, дочь лейб-медика, служившего императору Александру.

Конечно, этот брак не прошел незамеченным в светских кругах Петербурга — многие удивлялись выбору художника, многие его откровенно критиковали. Устав, по-видимому, от пристального внимания к своей личной жизни, Айвазовский с супругой и в 1852 году уезжает домой, в Крым. Дополнительной причиной (или может основной?) было то, что первая дочь — Елена , уже была в возрасте трех лет, а вторая дочь — Мария , недавно отпраздновала годик. В любом случае, Айвазовского ждала Феодосия Феодосия.

Дома художник пытается организовать художественную школу, но получает от императора отказ в финансировании. Вместо этого он вместе с женой начинает археологические раскопки. В 1852 году в семье рождается третья дочь — Александра . Не оставляет Иван Константинович, конечно, и работу над картинами. Но в 1854 году в Крыму высаживается десант, Айвазовский спешно увозит семью в Харьков, а сам возвращается в осажденный Севастополь к давнему знакомому Корнилову.

Корнилов приказывает художнику покинуть город, спасая его от возможной гибели. Айвазовский повинуется. Вскоре война заканчивается. Для всех, но не для Айвазовского — он еще несколько будет писать блистательные картины на тему Крымской войны.

Последующие годы проходят в сумятице. Айвазовский регулярно ездит в столицу, занимается делами Феодосии, едет в Париж на встречу с братом, открывает таки школу художеств. В 1859 рождается четвертая дочь — Жанна . Но Айвазовский постоянно занят. Несмотря на разъезды, больше всего времени отнимает творчество. В этот период создаются картины на библейские темы, батальные полотна, которые регулярно появляются на выставках — в Феодосии, Одессе, Таганроге, Москве, Петербурге. В 1865 году Айвазовский получает орден Св. Владимира 3 степени.

Адмирал Айвазовский

Но Юлия недовольна. Зачем ей ордена? Иван игнорирует ее просьбы, она не получает должного внимания и в 1866 году отказывается возвращаться в Феодосию. Распад семьи Айвазовский переживал тяжело, и чтобы отвлечься — весь уходит в работу. Он пишет картины, путешествует по Кавказу, Армении, уделяет все свободное время студентам своей художественной академии.

В 1869 году он едет на открытие , в этом же году устраивает очередную выставку в Санкт-Петербурге, а в следующем получает титул действительного статского советника, который соответствовал званию адмирала. Уникальный случай в русской истории! В 1872 году ему предстоит выставка во Флоренции, к которой он готовиться несколько лет. Зато эффект превзошел все ожидания — он был избран почетным членом Академии изящных искусств, а его автопортрет украсил галерею дворца Питти — Иван Константинович встал в один ряд с лучшими художниками Италии и мира.

Через год, устроив очередную выставку в столице, Айвазовский уезжает в Стамбул по личному приглашению султана. Этот год выдался плодотворным — для султана было написано 25 полотен! Искренне восхищенный турецкий правитель жалует Петру Константиновичу орден Османие второй степени. В 1875 году Айвазовский покидает Турцию и направляется в Петербург. Но по пути он заезжает в Одессу — повидаться с женой и детьми. Поняв, что теплоты от Юлии ждать не приходится, он предлагает ей вместе с дочерью Жанной в следующем году отправится в Италию. Жена принимает предложение.

Во время путешествия супруги посещают Флоренцию, Ниццу, Париж. Юлии приятно появляться с мужем на светских приемах, Айвазовский же считает это второстепенным и все свободное время посвящает работе. Поняв, что былого супружеского счастья не вернуть, Айвазовский просит церковь разорвать брак и в 1877 году его просьбу удовлетворяют.

Вернувшись в Россию, он едет в Феодосию вместе с дочерью Александрой, зятем Михаилом и внуком Николаем. Но обжиться на новом месте дети Айвазовского не успели — началась очередная русско-турецкая война. В следующем году художник отправляет дочь с мужем и сыном в Феодосию, а сам едет за границу. На целых два года.

Он побывает в Германии и Франции, навестит вновь Геную, будет готовить картины для выставок в Париже и Лондоне. Постоянно выискивает перспективных художников из России, отправляя прошения в Академию об их содержании. Болезненно он воспринял известие о смерти брата в 1879 году. Чтобы не хандрить — по привычке ушел в работу.

Любовь в Феодосии и любовь к Феодосии

Вернувшись на Родину в 1880 году, Айвазовский сразу же едет в Феодосию и начинает строительство специального павильона для картинной галереи. Он проводит много времени с внуком Мишей, подолгу гуляя с ним, аккуратно прививает художественный вкус. Каждый день несколько часов Айвазовский посвящает ученикам художественной академии. Он работает вдохновенно, с необычайным для возраста энтузиазмом. Но и требует со студентов много, строг с ними и немногие выдерживаю учебу у Ивана Константиновича.

В 1882 году случилось непостижимое — 65-летний художник женился второй раз! Избранницей его стала 25-летняя Анна Никитична Бурназян . Поскольку Анна недавно овдовела (собственно, именно на похоронах ее мужа на нее обратил внимание Айвазовский), художнику пришлось немного обождать, прежде чем делать предложение замужества. 30 января 1882 года Симферопольской св. Успенской церкви “действительный статский советник И. К. Айвазовский, разведенный по указу Эчмиадзинского синоида от 30 мая 1877 г. N 1361 с первою женою от законного брака, вступил вторично в законный брак с женою феодосийского купца вдовою Анной Мгртчян Сарсизовой, оба армяно-григорианского исповедания”.

Вскоре супруги едут в Грецию, где Айвазовский опять работает, в том числе пишет портрет жены. В 1883 году он постоянно пишет письма министрам, защищая Феодосию и всячески доказывая, что ее расположение как нельзя лучше подходит для постройки порта, а чуть позже ходатайствует о замене городского священника. В 1887 году выставка картин русского художника проходит в Вене, на которую, правда, он не поехал, оставшись в Феодосии. Вместо этого он отдает все свободное время творчеству, жене, ученикам, строит картинную галерею в Ялте. С помпой было отпраздновано 50-летие художественной деятельности Айвазовского. Весь высший свет Санкт-Петербурга пришел приветствовать профессора живописи, ставшего одним из символов русского искусства.

В 1888 году Айвазовский получает приглашение посетить Турцию, но не едет по политическим мотивам. Тем не менее, несколько десятков своих картин он отправляет в Стамбул, за что султан заочно награждает его орденом Меджидие первой степени. Через год художник с супругой отправляется на персональную выставку в Париж, где его награждают орденом Иностранного легиона. На обратном пути супружеская чета все-таки заезжает в так любимый Иваном Константиновичем Стамбул.

В 1892 году Айвазовскому исполняется 75. И он едет в Америку! В планах художника освежить свои впечатления от океана, увидеть Ниагару, посетить Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон и презентовать свои картины на Всемирной выставке. И все это на восьмом десятке! Ну сиди себе в чине статского советника в родной Феодосии в окружении внуков и молодой жены! Нет, Иван Константинович прекрасно помнит, благодаря чему он поднялся так высоко. Трудолюбие и фантастическая преданность делу — без этого Айвазовский перестанет быть самим собой. Впрочем, надолго в Америке он не задержался и в том же году вернулся домой. Вернулся, чтобы работать. Таков уж был Иван Константинович.



Рассказать друзьям