Аксаков что написал для детей. Произведения сергея тимофеевича аксакова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе 1 октября 1791 году в дворянской семье. Детство писателя прошло в имении Ново-Аксаково среди степной природы.

Крестьянская жизнь, наряду с природой, будоражили ум мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нём не только сострадание, но в первую очередь, глубокое уважение. Именно женская половина дворни знакомила мальчика с народно - поэтическим творчеством: песни, сказки, святочные игры. «Аленький цветочек» - сказка Аксакова была записана им по памяти из рассказа ключницы. Слушая на сон грядущий сказки, маленький Аксаков не подозревал, что одна прославит его на весь мир.

В детстве Сергей очень любил читать. Большое впечатление на мальчика произвели сочинения Ксенафонта, Хераскова, произведения Суморокова, Карамзина. Одна из самых любимых детских книг Аксакова Сергея Тимофеевича – сказки «Тысяча и одна ночь».

В 1801 году Аксаков был определён в Казанскую гимназию. С 1804 старшие классы гимназии были преобразованы в 1 курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом. В годы учёбы в университете(1804-1807) Аксаков участвует в создании рукописных журналов. В них публикуется первое литературное произведение Аксакова – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.

После окончания Университета, Аксаков переезжает в Санкт-Петербург и поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов». В то же время он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы.

Воспоминание о периоде жизни с 1812 по 1826 г.г. легли в основу литературного произведения Аксакова «Литературные и театральные воспоминания»(1856-1858).

В эти годы Аксаков проживает преимущественно в поместье Надеждино Оренбургской губернии и занимается в основном переводческой деятельностью. Переводит Аксаков произведения таких авторов, как Мольер, Софокл, Скотт.

С 1828 по 1830 годы Аксаков становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника. Кроме того, он пишет статьи и в другие издания.
Позднее, в 1958 году, ряд своих критических статей публикует Аксаков в сборнике «Разные сочинения С.Аксакова».

В 1833 году Аксаков становится сначала инспектором Константиновского землемерного училище, а позже директором Константиновского межевого института. В конце 30-х Аксаков окончательно оставляет службу и сосредотачивается на ведении хозяйственных и семейных дел. В наследство от отца достаются ему крупные поместья. Здоровье писателя ухудшается настолько, что он не может писать сам и диктует свои сочинения дочери.
В 40-х годах начинает Аксаков написание произведения «Семейные хроники».

В 1845 году он начинает, а в 1846 издаёт книгу о рыбалке под названием «Записки о рыбалке». Книга заслужила единодушное признание критиков и читателей. При жизни Аксакова произведение издавалось трижды.

История написания «Семейной хроники» растянулась на 1,5 десятилетия. Наконец, в1956 году вышло первое издание романа. В том же году выходит продолжение «Хроник» под названием «Детские годы Багрова – внука». В качестве приложения к этому роману была опубликована сказка Аксакова «Аленький цветочек» (Сказка ключницы Пелагеи). Сказку «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков посвятил своей внучке. Сначала Аксаков сказку назвал «Оленькин цветочек»(1858).

На титульном листе сказки Сергей Тимофеевич Аксаков написал: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой». Лучшие русские писатели пробовали себя в жанре сказки, Сергей Тимофеевич Аксаков, благодаря этой сказке приобрёл всемирную известность. В этом году исполняется 152 года сказке Аксакова «Аленький цветочек». Нет ни одного ребёнка, который не знал бы этой, написанной Сергеем Тимофеевичем Аксаковым сказки.

Отец Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В «Семейной Хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а также характеристику своих родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровых, вторые - Куроедовы - под фамилией Куролесовых. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать.
Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии и в Казанском же университете, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступив первоначально в гимназию в 1799 году, С. Т. Аксаков вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни, по собственному утверждению С. Т. Аксакова. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. Отзываясь в своих «Воспоминаниях» вообще неодобрительно об уровне тогдашнего гимназического преподавания, С. Т. Аксаков отмечает, однако, нескольких и выдающихся учителей, каковы: воспитанники Московского университета И. И. Запольский и Г. И. Карташевский, надзиратель В. П. Упадышевский и учитель русского языка Ибрагимов. У Запольского и Карташевского С. Т. Аксаков жил в качестве пансионера. В 1817 году Карташевский породнился с ним, женившись на его сестре Наталье Тимофеевне, на той красавице Наташе, история которой составляет сюжет неоконченной повести того же названия, продиктованной автором незадолго до смерти.

В гимназии С. Т. Аксаков переходил в некоторые классы с наградами и похвальными листами, и 14-ти лет от роду, в 1805 г., поступил уже в число студентов только что основанного Казанского университета. Для помещения последнего была отведена часть гимназии, а некоторые преподаватели назначены профессорами, и лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Слушая университетские лекции, С. Т. Аксаков в то же время продолжал по некоторым предметам учиться в гимназии. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки - высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали.

В своих «Воспоминаниях» С. Т. Аксаков говорит, что в университетские годы «детски увлекался в разные стороны страстностью своей природы». Этими увлечениями, сохранившимися почти на всю жизнь, явились - охота во всех ее видах и театр. Кроме того, с 14-ти лет он начал писать, а вскоре и печатать свои произведения. Первое стихотворение его помещено было в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки», сотрудники которого старались подражать карамзинской сентиментальности и подписывались мифологически-пастушескими именами: Адонисов, Ирисов, Дафнисов, Аминтов и т. п. Стихотворение «К соловью» имело успех, и, поощренный этим, С. Т. Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и известным впоследствии математиком Перевозчиковым, основал в 1806 г. «Журнал наших занятий». В журнале этом С. Т. Аксаков явился уже противником Карамзина и последователем А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», отстаивая идеи первого начинателя славянофильства. Страсть к театру сказалось еще в университете тем, что С. Т. Аксаков устроил студенческую труппу, среди которой сам выделялся несомненным сценическим дарованием. В 1807 г. семейство Аксаковых, получившее большое наследство от тетки, Куроедовой, переехало из деревни сначала в Москву, а в следующем году - в Петербург, для лучшего воспитания дочери в столичных учебных заведениях: и здесь сценические интересы всецело овладели С. Т. Аксаковым, поступившим, по совету Карташевского, переводчиком в комиссию составления законов.

Страстное желание усовершенствоваться в декламации привело его к близкому знакомству с актером Я. Е. Шушериным, знаменитостью конца прошлого и начала нынешнего столетия, у которого молодой театрал, в разговорах о театре и в декламации, проводил большую часть свободного времени. Впоследствии С. Т. Аксаков рассказал об этом в очерке под заглавием: «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», как Дмитревский, Яковлев, Семенова и др. Этот очерк, как и прочие театральные воспоминания (1812-1830), заключают в себе много ценных данных для истории русского театра первой трети настоящего столетия. Кроме театральных знакомств, С. Т. Аксаков приобрел и другие знакомства - с мартинистами В. В. Романовским, старинным приятелем семейства Аксаковых, и Лабзиным, а также с известным адмиралом А. С. Шишковым. Масонство не привлекало к себе С. Т. Аксакова, сближение же с Шишковым шло очень успешно, чему много способствовало декламаторское дарование молодого писателя. С Шишковым С. Т. Аксакова познакомил один из сослуживцев по комиссии составления законов - известный впоследствии своими литературными связями А. И. Казначеев, родной племянник адмирала. В доме Шишкова С. Т. Аксаков неоднократно устраивал спектакли. Оставив в 1811 году службу в комиссии, которая мало привлекала молодого театрала, он уехал сначала в 1812 году в Москву, а затем в деревню, где провел время нашествия Наполеона, записавшись вместе с отцом своим в милицию. Во время последнего московского пребывания С. Т. Аксаков через Шушерина близко познакомился с целым рядом московских литераторов - Шатровым, Николевым, Ильиным, Кокошкиным, С. Н. Глинкой, Вельяшевым-Волынцевыи и др. Несколько раньше этого времени он приступил к переводу Лагарпова переложения трагедии Софокла «Филоктет», предназначавшейся для бенефиса Шушерина. Эта трагедия напечатана в 1812 г. Годы 1814-1815 С. Т. Аксаков проводил в Москве и Петербурге. В один из приездов в Петербург он близко сошелся с Державиным, опять-таки благодаря своему уменью выразительно читать. В 1816 году С. Т. Аксаков написал «Послание к А. И. Казначееву», напечатанное впервые в «Русском Архиве» 1878 г. В нем автор негодует на то, что нашествие французов не уменьшило галломании тогдашнего общества.

В том же году С. T. Аксаков женился на дочери Суворовского генерала, Ольге Семеновне Заплатиной. Мать последней была турчанка Игель-Сюма, взятая 12-ти лет при осаде Очакова, окрещенная и воспитанная в Курске, в семействе генерала Воинова, Игель-Сюма умерла 30-ти лет. О. С. родилась в 1792 году. Тотчас после свадьбы С. Т. Аксаков отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил С. Т. Аксаков безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась. В 1821 году Тим. Ст. согласился наконец выделить сына, у которого было уже четверо детей, и назначил ему в вотчину село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губ. Это самое село встречается в «Семейной Хронике» под именем Парашина. Прежде чем переехать туда, С. Т. Аксаков отправился с женой и детьми в Москву, где провел зиму 1821 года. В Москве он возобновил знакомства с театральным и литературным миром, завязав теснейшую дружбу с Загоскиным, водевилистом Писарев ым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом кн. А. А. Шаховским и др., и напечатал перевод 10-й сатиры Буало, за что его избрали в члены «Общества любителей российской словесности». Летом 1822 г. С. Т. Аксаков опять отправился с семейством в Оренбургскую губернию и оставался там безвыездно до осени 1826 года. Занятие хозяйством не удавалось ему; притом подрастали дети, их надо было учить; в Москве можно было искать должность.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. Переехав с 6-ю детьми на постоянное жительство в Москву, С. Т. Аксаков возобновил еще с большей интимностью дружбу с Писаревым, Шаховским и проч. Он взялся за прозаический перевод «Скупого» Мольера (1828 г.), переведя еще раньше, в 1819 г., стихами «Школу мужей» того же автора; он явился деятельным защитником своих друзей от нападок Полевого, уговорил Погодина - издававшего в конце двадцатых годов «Московский Вестник» и от времени до времени и без того уделявшего место театральным заметкам С. Т. Аксакова -завести особое «Драматическое прибавление», которое сплошь писалось им одним. Враждовал с Полевым С. Т. Аксаков также и на страницах «Атенея» Павлова и «Галатеи» Раича. Наконец, в «Обществе любителей российской словесности» С. Т. Аксаков прочитал свой перевод 8-й сатиры Буало (1829 г.), обращая из нее к тому же Полевому резкие стихи. Вражду с Полевым со страниц журналов С. Т. Аксаков перенес на почву цензуры, сделавшись с 1827 г. цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета; эту должность он получил благодаря покровительству А. С. Шишкова, бывшего тогда министром народного просвещения. Цензором С. Т. Аксаков прослужил 6 лет, несколько раз при этом временно исправляя должность председателя комитета. В 1834 г. он перешел на службу в межевое училище. Служба эта продолжалась тоже 6 лет, до 1839 г. Сначала С. Т. Аксаков состоял инспектором училища, а затем, когда оно было преобразовано в «Константиновский межевой институт», - директором его. В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после отца, умершего в 1837 г. (мать умерла в 1833 г.).

В начале тридцатых годов круг знакомств С. Т. Аксакова изменился. Писарев умер, Кокошкин и Шаховской отошли на второй план, Загоскин поддерживал чисто личную дружбу. С. Т. Аксаков начал подпадать под влияние, с одной стороны, молодого университетского кружка, который составляли Павлов, Погодин, Надеждин и сын его, Константин Сергеевич, с другой же - под благотворное влияние Гоголя, знакомство с которым началось с 1832 г. и продолжалось 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме С. Т. Аксакова Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь, С. Т. Аксаков Гоголю первому читал свои беллетристические произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Дружба с Гоголем поддерживалась и личными сношениями, и перепиской. Отрывки из воспоминаний С. Т. Аксакова о Гоголе напечатаны в 4-м томе полного собрания сочинений, под заглавием: «Знакомство с Гоголем». Под тем же заглавием в «Русском Архиве» 1889 г., а затем отдельным изданием появились не напечатанные еще черновые материалы для воспоминаний, выписки из писем, многие письма Гоголя к С. Т. Аксакову целиком и т. п. В 1834 г. в альманахе «Денница», изданном Максимовичем, известным ученым и другом Гоголя, С. Т. Аксаков поместил небольшой рассказ «Буран», который свидетельствовал о решительном повороте в его творчестве: С. Т. Аксаков обратился к живой действительности, окончательно освободившись от ложноклассических вкусов. Идя неуклонно по новому пути реалистического творчества, он уже в 1840 г. начинал писать «Семейную Хронику», которая, впрочем, в окончательном виде появилась только в 1846 г. Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в «Московском Сборнике» 1846 г. Затем в 1847 г. появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 г. - «Записки ружейного охотника Оренбургской губ.", в 1855 г. - «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти охотничьи «Записки» С. Т. Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями. «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», - говорил С. Т. Аксакову Гоголь. И. С. Тургенев в рецензии по поводу «Записок ружейного охотника» («Современник», 1853 г., т. 37, стр. 33-44) признал описательный талант С. Т. Аксакова первоклассным.

Ободренный таким успехом, уже на склоне лет, С. Т. Аксаков явился перед публикой с целым рядом новых произведений. Он принялся за воспоминания литературного и, главным образом, семейного характера. В 1856 г. появилась «Семейная Хроника», имевшая успех необычайный. Критика разошлась в понимании внутреннего смысла этого лучшего произведения С. Т. Аксакова. Так, славянофилы (Хомяков) находили, что он «первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения»; критики-публицисты (Добролюбов), наоборот, находили в «Семейной Хронике» факты отрицательного свойства. В 1858 г. появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука», имевшие успех меньший. «Литературные и театральные воспоминания обратили на себя малое внимание, хотя заключают много ценного материала и для историка литературы, и для историка театра. Для характеристики последних лет жизни С. Т. Аксакова важны сведения в «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева и воспоминания M. H. Лонгинова («Русский Вестник», 1859 г., No 8, а также статья в «Энциклопед. Слов.", изд. русск. писат. и учеными, т. II). Лонгинов рассказывает, что здоровье С. Т. Аксакова пошатнулось лет за 12 до кончины. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла весьма опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением.

Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в редкие минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Сюда относится «Собирание бабочек», появившееся в печати после его смерти в «Братчине» - сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова, в конце 1859 г. Осенью 1858 г. С. Т. Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провел в ужасных страданиях, несмотря на которые, продолжал еще иногда заниматься литературой и написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами» (последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской Беседе» 1859 г.) и повесть «Наташа», которая напечатана в том же журнале.

Сочинения С. Т. Аксакова много раз выходили отдельными изданиями. Так, «Семейная Хроника» выдержала 4 издания, «Записки об ужении рыбы» - 5, «Записки ружейного охотника» - 6. Первое полное собрание сочинений, составляющих почти полную автобиографию С. Т. Аксакова, появилось в конце 1886 г. в 6-ти томах, изданное книгопродавцем Н. Г. Мартыновым и редактированное частью И. С. Аксаковым, который снабдил его ценными примечаниями, а частью П. A. Ефремовым, который сообщил изданию значительную полноту в библиографическом отношении.

Аксаков Сергей Тимофеевич появился на свет в 1 октября 1791 году в Уфе, а умер в Москве в 1859 -м. Это русский писатель, общественный деятель, чиновник, мемуарист, литературный критик, а также автор книг об охоте и рыбалке, собирании бабочек. Он является отцом славянофилов, общественных деятелей и писателей Ивана, Константина и Веры Аксаковых.

В этой статье мы рассмотрим произведения Аксакова в хронологическом порядке.

«Буран»

В течение 1820-1830 годов основной творческой деятельностью Сергея Тимофеевича были переводы, а также литературная и театральная критика, создано несколько стихотворений. Свое первое значительное произведение он написал лишь в 1833 году. Это был очерк «Буран», опубликованный спустя год анонимно в альманахе под названием «Десница». Основу этого произведения Аксакова составляет реальное событие, о котором писатель знал со слов его очевидцев. Уже этот очерк нес в себе главные черты последующего творчества автора, основной из которых был интерес к действительности. В этом произведении уже намечаются характерные свойства аксаковской поэтики, по которым мы узнаем этого автора. С. Машинский писал о данном творении, что картина бури выписана с такой выразительной силой, лаконичностью красок и мужественной простотой, как мог писать до тех пор в прозе лишь Пушкин. Произведение после публикации получило очень высокие оценки различных критиков. Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил выполненное Аксаковым описание бурана. Позже, спустя 20 лет, к опыту этого автора обратится Лев Толстой при создании рассказа «Метель».

Продолжаем описывать произведения Аксакова. Список их дополнят «Записки» об охоте и рыбалке. С конца 1830 годов в жизни Аксакова начинается новый период. Он, как и мечтал, оставил государственную службу, сосредоточившись всецело на ведении семейных и хозяйственных дел.

«Записки о рыбалке»

Произведения Аксакова претерпевают существенные тематические изменения в 40-х годах. Тогда он приступил к созданию «Семейной хроники», а позже, в 1845 году, решил написать книгу, посвященную рыбалке. Работа над ней была закончена через год, и в 1847 году она под названием «Записки о рыбалке» вышла в свет. По форме данное произведение представляет собой подборку очерков рыболова. С единодушным одобрением было встречено и это творение Аксакова. Существенно дополненное и переработанное издание вышло в 1854 году под названием «Записки об уженье рыбы», а еще спустя два года появилось третье.

«Записки ружейного охотника»

В 1849 году начинается работа Сергея Тимофеевича над произведением об охоте. В 1852 году оно было напечатано. По стилю данное творение напоминало предыдущее: главы его представляли собой очерки. Книга эта также скоро стала популярной, а тираж данного произведения был мгновенно распродан. И вновь восторженные отзывы различных критиков, в том числе Гоголя, Тургенева, Чернышевского.

«Семейная хроника»

В 1840 году приступает Аксаков к созданию «Семейной хроники». Однако затем внимание его переключается на вышеупомянутые книги об охоте и рыбалке, и лишь в 1852 году возобновилась работа над этими мемуарами. Отдельные эпизоды произведения Аксакова публиковались по мере написания в периодике. Небольшой отрывок уже в 1846 году был напечатан, а в 1854 году появился в «Москвитянине» первый эпизод из «Семейной хроники», за которым последовал четвертый (в «Русской беседе» в 1856 году) и пятый (в «Русском вестнике» в 1856 году). В это же время вышли «Воспоминания», ставшие в дальнейшем третьей, отдельной книгой трилогии. В вышедшее в 1856 году второе издание вошли еще два отрывка из этого произведения, которое наконец приобрело окончательный вид. Выход «Семейной хроники» был связан с цензурными трениями. Аксаков также опасался реакции своих соседей и родственников, которые не хотели огласки семейных тайн. Поэтому писатель изменил многие географические названия и лица. Книга знакомит читателя с картиной помещичьего быта в провинции. Трилогия эта заняла важное место в отечественной литературе, встретив восторженный прием как критиков, так и читателей.

«Детские годы Багрова-внука»

Произведение это создавалось в период с 1854 по 1856 год. Автор хотел создать уникальную в своем роде книгу для детей, которая должна быть написана как будто для взрослых, не подделываясь к возрасту аудитории, с отсутствием нравоучения. Появление на свет этого произведения Аксакова для детей произошло в 1858 году. В книге показывается трансформация внутреннего мира героя с возрастом. Сказки Аксакова, список которых состоит, строго говоря, лишь из одного произведения – «Аленький цветочек», некоторые считают почему-то многочисленными. Это и понятно: такую красивую сказку мог создать лишь опытный автор. Аксаков и являлся очень опытным, но работал в основном в других жанрах. Произведение это было размещено автором в качестве приложения к книге «Детские годы Багрова-внука». Произведения Аксакова для детей, как вы видите, немногочисленны, но очень интересны и популярны даже сегодня.

Замысел « Аленького цветочка » представляет собой художественную обработку (уже не первую) знаменитого сюжета о встрече красавицы и чудовища. Она выходила в печать много раз отдельно, став наиболее издаваемым произведением Сергея Тимофеевича и создав миф «сказки Аксакова». Список творений этого автора еще не закончен, после написания данного произведения им были созданы и другие.


Другие произведения

Работа над трилогией вдохновила писателя, у которого созрел замысел еще одного мемуарного произведения, посвященного периоду его жизни в 1820-1830 годы. Он, однако, не успел воплотить его в жизнь, но в ходе работы создал целый ряд интересных мемуарных очерков. «Знакомство с Державиным», «Биография М. Н. Загоскина» и «Воспоминание о М. Н. Загоскине» появились в 1852 году. В период с 1856 по 1858 год автор создавал мемуарные очерки, которые продолжили серию о А. С. Шишкове, Я. Е. Шушерине и Г. Р. Державине. Книга эта публиковалась в «Русской беседе» частями, а затем, в 1858 году, вошла в сборник под названием «Разные сочинения С. Т. Аксакова». На сей раз мемуары были без восторга встречены критиками, в том числе Н. А. Добролюбовым. Автора обвиняли в пристрастности и субъективности по отношению к своим друзьям молодости.

Последние произведения

«Собирание бабочек» - рассказ, написанный в 1858 году для сборника «Братчина», благотворительного издания в пользу учащихся в Казанском университете. Творение это примыкает тематически к университетским воспоминаниям автора. Оно появилось на свет уже после его кончины. Аксаков за 4 месяца до смерти надиктовал еще одно произведение – «Очерк зимнего дня». «Встреча с «мартинистами» стала последним творением, опубликованным при жизни Сергея Тимофеевича и напечатанным в «Русской беседе» в 1859 году.

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала» , а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди - старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Из послания к М.А.Дмитриеву, 1850

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Т.АКСАКОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1986.
Всем известен С.Т.Аксаков - «певец родной природы» и сказочник. Но мало кто знает его интереснейшие «Литературные и театральные воспоминания», которые звучат неожиданно современно сейчас, когда русскому театру исполнилось 250 лет. Не пропустите также «Историю моего знакомства с Гоголем», содержащую не только воспоминания о великом друге Сергея Тимофеевича, но и переписку с ним. А посему - читайте все три тома от корки до корки.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи // Сказки русских писателей. - М.: Круг чтения, 2001. - С. 64-89.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи / Предисл. А.Шарова; Рис. Л.Ионовой. - М.: Дет. лит., 1985. - 32 с.: ил.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
…и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Собрался купец по торговым делам за море и обещал каждой из дочерей гостинец, какой она пожелает. А меньшой, самой любимой, - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете…»

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА; АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА: Повесть / Худож. А.Иткин. - М.: Дет. лит., 2001. - 349 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Память Аксакова сохранила все события его детства: от первых младенческих лет до поры раннего отрочества. Любовь и ласка матери, «охотничьи походы» с отцом, все звуки, запахи и краски степного края живут в книге, как будто и не прошло с тех пор двух веков…

РАССКАЗЫ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ / Вступ. ст. Н.Пахомова; Рис. Г.Никольского. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.
Ранний очерк С.Т.Аксакова «Буран», главы из повести «Детские годы Багрова-внука», главы из «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» очень хороши для первого знакомства с прозой писателя.

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА; ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА / Вступ. ст. А.Хомякова; Худож. И.Фалалеев. - М.: Новатор, 1996. - 387 с.
«Семейная хроника» рассказывает о двух поколениях семьи Аксаковых, названных здесь Багровыми, с их чадами и домочадцами, крестьянами и дворовыми. На закате XVIII века семейные традиции, уклад жизни русской усадьбы были ещё величественны и незыблемы. Бесценные подробности старины автор передал бережно и любовно.

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Т.АКСАКОВА

Абрамцево: Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. - М.: Сов. Россия, 1981. - 217 с.: ил.

Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 12-13.

Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 15-72.

Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 3-13. - (Б-ка мировой лит. для детей).

Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. - М.: Дет. лит., 1982. - 220 с.: ил.

Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 356-482.

Манн Ю. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели: Биогр. словарь: В 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. - С. 22-24.

Манн Ю. Семья Аксаковых: Ист.-лит. очерк. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.

Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1973. - 575 с.: ил.

Низовский А. Абрамцево // Усадьбы России. - М.: Вече, 2005. - С. 3-9.

Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков // Русские писатели в Москве. - М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 147-165.

Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 4. - С. 214-219.

Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич // Стародуб К. Литературная Москва: Ист.-краевед. энциклопедия для школьников. - М.: Просвещение, 1997. - С. 17-19.

Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 21-49.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Т.АКСАКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.
Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке: По мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Реж. В.Грамматиков. Комп. А.Муравлёв. СССР-Германия-Дания, 1991. В ролях: Е.Темникова, Р.Шегуров, Л.Овчинникова, И.Ясулович и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

Приступая к описанию дичи, я считаю за лучшее начать с лучшей, то есть с болотной, о чем я уже и говорил, и притом именно с бекаса, или, правильнее сказать, со всех трех видов этой благородной породы, резко отличающейся и первенствующей между всеми остальными. Я разумею бекаса, дупельшнепа и гаршнепа, сходных между собою перьями, складом, вообще наружным видом, нравами и особенным способом доставания пищи.

К ним принадлежит и даже превосходит их вальдшнеп, но он займет свое место в разряде лесной дичи. Досадно, что мы не имеем для этих куликов своих русских названий и употребляем одно французское и три немецкие. Впрочем, народ зовет бекаса диким барашком, о чем было сейчас сказано, а вальдшнепа лесным куликом и красным куликом. Печатно называют последнего - слука и говорят, что это название древнее и доныне живущее в народной речи на юге России.

Cказка ключницы Пелагеи

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны - по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

К числу дичи, как я уже сказал, принадлежат не одни птицы, но и звери, как-то: медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы. Мне хорошо известны только зайцы, и о них-то я намерен поговорить теперь.

В Оренбургской губернии, да, кажется, и во всех других, зайцы водятся трех пород: русаки, беляки и тумаки. Я не причисляю к дичи земляного зайчика, или тушканчика, которого в пищу не употребляют. Имя русака происходит, вероятно, не от того, что он живет на Руси, а разве от того, что и зимою хребет спины остается у него серый, как будто русый. Беляк, очевидно, назван по совершенной белизне своей шерсти в зимнее время. Тумак, происходя от совокупления русака с беляком, получил имя, обличающее его происхождение: слово тумак значит помесь. Обыкновенное местопребывание русака и тумака - степь или безлесные горы, беляка - лес. Но всегда есть исключения: иногда и в степи попадаются беляки, иногда и в лесных местах, как, например, около Москвы, водятся русаки, только они почти никогда не ложатся на дневку в большом лесу, а всегда на открытых местах или в мелком кустарнике; старый русак, матерой, как говорят охотники, всегда крупнее и жирнее беляка одного с ним возраста и в то же время как-то складнее: уши у русака острее; лапки его, особенно передние, поменьше и поуютнее, и потому русачий малик (след) отличается с первого взгляда от белячьего.

Диких голубей три породы, но они так различны, что я о каждой буду говорить особо, предварительно сказав несколько слов вообще о их свойствах.

Голубь с незапамятных времен служит эмблемою чистоты, кротости и любви - и не напрасно: все эти три качества принадлежат ему по преимуществу. Чистота его доказана святыми, ветхо- и новозаветными словами. Любовь голубя к голубке и общая их нежность к детям признаны всем народом русским и засвидетельствованы его песнями и поговорками: авторитет убедительный и неопровержимый. Слова ласки и сожаления, голубчик и голубушка, постоянно слышны в речах простого народа. Хотят ли сказать, как ладно живет муж с женой, как согласны брат с сестрой, как дружны между собой приятели и приятельницы, и непременно скажут: «Они живут, как голубь с голубкой, не наглядятся друг на друга». Желая выразить чье-нибудь простодушие или доброту, говорят: «У него голубиная душа».

Глухой тетерев по его величине, малочисленности, осторожности и трудности добыванья беспрекословно может назваться первою лесною дичью. Он не отлетает на зиму; напротив, водится в изобилии в самых холодных местах Сибири. Имя глухаря дано ему не потому, что он глух, а потому, что водится в глухих, уединенных и крепких местах; точно так и последнее имя моховика происходит от моховых, лесных болот, в которых живут глухари. В молодости моей я еще встречал стариков охотников, которые думали, что глухие тетерева глухи, основываясь на том, что они не боятся шума и стука, особенно когда токуют. Мнение это совершенно ошибочно.

Вся лесная дичь живет более или менее в лесу, некоторые же породы никогда его не покидают. Итак, я предварительно рассмотрю и определю, сколько умею, разность лесов и лесных пород.

Я сказал о воде, что она «краса природы»; почти то же можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Породы уток многочисленны и разнообразны. Я стану говорить только о тех, которые мне более или менее коротко известны. Оренбургская губерния по своему географическому положению и пространству, заключая в себе разные и даже противоположные климаты и природы, гранича к северу с Вятскою и Пермскою губерниями, где по зимам мерзнет ртуть, и на юг с Каспийским морем и Астраханскою губерниею, где, как всем известно, растут на открытом воздухе самые нежные сорты винограда, - представляет полную возможность разнообразию явлений всех царств природы и между прочим разнообразию утиных пород, особенно во время весеннего пролета. Но я не стану говорить об утках собственно пролетных: это завело бы меня слишком далеко и при всем том дало бы моим читателям слабое и неверное понятие о предмете. Пролетные утки не то, что пролетные кулики: кулики живут у нас недели по две и более весной и от месяца до двух осенью, а утки бывают только видимы весной, никогда осенью и ни одного дня на одном месте не проводят. Охотникам достаются они как случайная редкость.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, - все живописно и великолепно в нем.

Объемом собственно тела он менее, хотя подлиннее, дрофы и едва ли будет с большого старого гуся, но длинные перья на спине, боках и величина крыльев дают ему вид самой большой птицы. Журавль очень высок на ногах, шея его также очень длинна, и если б нос соответствовал другим членам, как то бывает у куликов, то ему следовало бы быть в пол-аршина длиною, но его нос, крепкий и острый к концу, темно-зеленоватого костяного цвета, не длиннее трех вершков, голова небольшая. Журавль весь светло-пепельного, сизого цвета; передняя часть его головы покрыта черными перышками, а задняя, совершенно голая, поросла темно-красными бородавочками и кажется пятном малинового цвета; от глаз идут беловатые полоски, исчезающие в темно-серых перьях позади затылка, глаза небольшие, серо-каштановые и светлые, хвост короткий: из него, начиная с половины спины, торчат вверх пушистые, мягкие, довольно длинные, красиво загибающиеся перья; ноги и три передние пальца покрыты жесткою, как будто истрескавшеюся, черною кожею.

Собираясь говорить о степной дичи, я считаю нужным рассказать все, что знаю о месте ее жительства.

Слово степь имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной земной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамацком, Белебеевском, Бугульминском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами.

Произведения разбиты на страницы

Сергей Тимофеивич Аксаков вошел в литературу как автор стихов и рассказов, но прославился он благодаря доброй и яркой сказке "Аленький цветочек". Автор рос и взрослел попутно со своим временем, и вся его творческая жизнь отражает собой историю отечественной литературы периода жизни писателя.

Наша литература помнит в нем одного из талантливейших своих мемуаристов, непревзойдённого бытописателя, замечательного литератора, пишущего о природе и, самое главное, как классика русского языка. Любовь к его произведениям по прежнему жива и находит своих почитателей среди людей разных возрастов. Аксаков пытался писать просто и понятно, но также он прекрасно знал всю силу великого и могучего русского языка. Так как произведения автора входят в школьную программу, то читать рассказы и сказки Аксакова люди начинают с младшей школы. Его произведения помогают детям развивать воображение и бережно относиться к природе.



Рассказать друзьям