Актер коротыгин. Значение каратыгин василий андреевич в краткой биографической энциклопедии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Театр: Роли:

Могила В.А. Каратыгина на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) , Санкт-Петербург - 13 (25) марта , Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных . Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова .

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской , видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем учил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик, близкий к декабристам. 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова . Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря ». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

  • «Цыганы ». Драматическое представление в 2 к., взятое из поэмы А. С. Пушкина
  • «Мал да удал, или Записки гусарского полковника» (Les memoires d’un colonel de hussards). Водевиль в 1 д. Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр.
  • «Адольф и Клараб или Два арестанта» (Adolphe et Clara, ou Les deux prisonniers). Ком. в 1 д. Марсолье, Бенуа-Жозеф”Б.-Ж. Марсолье. Пер. с фр.
  • «Фанни, или Мать и дочь соперницы» (La mere et la fille). Ком. в 5 д. Эмпи (Adolphe Simonis Empis) и Э. Мазера. Пер. с фр.
  • «Антоний» (Antony). Тр. в 5 д. Перед. с фр. Драма А. Дюма .
  • «Изора, или Бешеная» (Isaure). Ком. в 3 д. Теодора, Бенжамена и Франсиса. Пер. с фр.
  • «Елизавета и граф Эссекс». Тр. в 5 д. Перед. с нем. в стихах тр. в прозе И.-Г. Дика «Graf Essex».
  • «Полночь, или Кто прежде поцелует» (Minuit, ou La veille du jour de l’an). Ком. в 1 д. Дезодра и А. Сен-При. Перед. с фр. в вольных стихах
  • «Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Mirandolina). Ком. в 3 д. К.-Л. Блума. Переделка ком. К. Гольдони «Трактирщица». Пер. с нем.
  • «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (Defiance et malice, ou Le prete rendu). Ком. в 1 д. М. Дьелафуа. Пер. с фр. в стихах;
  • «Мария, или 17 лет из жизни женщины» (Маrie, ou Les trois epoques). Драма в 3 д. М. Ансело (Marguerite-Louise Virginie Ancelot). Пер. с фр.
  • «Все или ничего» (Tout ou rien). Драма в 3 д. Поля де Кока . Пер. с фр.
  • «Кин, или Гений и беспутство» (Kean, ou Desordre et genie). Ком. в 5 д. А. Дюма . Пер. с фр.;
  • «Эсмеральда, или Четыре рода любви» (Der Glockner von Notre-Dame). Драма в 5 д. с прологом «Алый башмачок» Ш. Бирх-Пфейффер. Сюжет заимств. из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери ». Пер. с нем.
  • «Король Лир » (King Lear). Тр. в 5 д. Шекспира. Пер.;
  • «Кай-Марций Кориолан» (Coriolanus). Историческая тр. в 4 д. Пер. тр. в 5 д. В. Шекспира
  • «Она помешана» (Elle est folle). Драма в 2 д. Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр..
  • «Братья-враги, или Мессинская невеста» (Die Braut von Messina). Тр. в 3 д. Ф. Шиллера . Пер. с нем..
  • «Мономан, или Помешанный» (Le monoman). Драма в 5 д. Ш. Дюверье (Charles Duveyrier). Пер. с фр.;
  • «Живая покойница» (La nonne sanglante). Драма в 5 д. О. Анисе-Буржуа . Пер. с фр.
  • «Испытание, или Завязка и развязка» (Discretion). Ком. в 1 д. Ф. Дюмануара и Камиля. Пер. с фр.;
  • «Еврей, или Слава и позор». Тр. в 4 д. Перед. с фр. Драма в 5 д. В. Сежура «Diegarias» в стихах
  • «Графиня Клара д’Обервиль» (La dame de St. Tropez). Драма в 5 отд. О. Анисе-Буржуа
  • «Предок и потомки» (Les burgraves). Драма в 3 д. В. Гюго . Пер. с фр. в стихах и в прозе
  • «Мечтания Тасса» (Une vision de Tasse). Мелодрама в 1 д. в стихах. Пер. с фр.
  • «Кастильская честь». Драма в 1 д. (5-е д. тр. В. Гюго «Эрнани»). Пер. с фр. в стихах

Литература

  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова , В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов , В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. - М .: Искусство , 1989. - С. 173 - 236. - 320 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-210-00345-0

Ссылки

  • Материалы к биографии В.А. Каратыгина / Сообщ. В. Надпорожный и А.А. Киреев // Русская старина, 1889. - Т. 63. - № 7. - С. 159-161.
  • Шенрок В. Мочалов и Каратыгин // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 3. – С. 521-536; Т. 94 - № 4. – С. 97-110.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 марта
  • Родившиеся в 1802 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 1853 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Актёры по алфавиту
  • Актёры Российской империи
  • Актёры XIX века
  • Персоналии:Александринский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Биографический словарь
  • - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

Каратыгин, Василий Андреевич, выдающийся русский актер николаевской эпохи, преимущественно актер трагедии; родился в 1802 году в театральной семье; отец был сначала посредственным актером, потом выделился в качестве режиссера; мать, Александра Дмитриевна — выдающаяся драматическая актриса, игравшая и в трагедиях и в комедиях и бывшая любимицей петербургских зрителей. К театру Каратыгин не предназначался, учился в горном корпусе; но счастливые внешние данные, голос, манеры заставили Каратыгиных переменить первоначальное решение относительно сына, и они, под давлением некоторых своих друзей, стали готовить Каратыгина к театру, причем раньше он занимался с князем Шаховским, потом с Катениным. Дебюты в озеровском «Фингале», в «Эдипе Царе» Грузинцева и в «Танкреде» прошли очень успешно, привлекли внимание к красивому юноше, говорившему так торжественно и выразительно. И хотя еще гремел на сцене Брянский, карьера Каратыгина стала складываться быстро и блестяще. Под влиянием Катенина оформились и талант, и вкус Каратыгина, и даже некоторый налет либерализма, за который Каратыгину пришлось однажды побывать в Петропавловской крепости, впрочем, лишь на немногие дни. Преимущественным репертуаром Каратыгина были классическая или псевдоклассическая трагедия и мелодрама. Он много сделал для успеха пьес Кукольника, Полевого и т.п. Играл Каратыгин и шекспировские роли, от Гамлета и до Кориолана, но, по отзывам большинства писавших о нем, эти великие образы удавались ему плохо, во всяком случае, много меньше, чем Уголино в пьесе Полевого или Людовик XI в исторической мелодраме Делявиня. Последняя роль, судя по сохранившимся отзывам, часто исключительно-восторженным, была кульминационной точкой таланта и искусства Каратыгина. В течение слишком тридцати лет Каратыгин нес амплуа первого трагического актера, переиграл, конечно, множество ролей такого характера, И всегда играл с редкой старательностью, с идеальной добросовестностью и тщательностью, не забывал никаких деталей, обогащал каждое свое исполнение и характерностью и эффектностью. Сохранился рассказ о том, как подготовлялся Каратыгин к роли Людовика XI, каждодневно играя у себя дома, в полном гриме и костюме, перед зеркалом, чтобы довести себя таким путем до идеального перевоплощения в образ. Иногда Каратыгин был и автором пьес, которые играл, приспособлял для русской сцены иностранные пьесы или переводил их. Из ролей русского репертуара следует отметить Чацкого: Каратыгин был первым исполнителем этой грибоедовской роли, играл ее в 1829 году, когда в бенефисы его матери и Сосницкого сыграли отдельно первый и третий акты комедии. 28 февраля 1853 года Каратыгин играл, в последний раз, Прокопа Ляпунова. Через две недели, 13-го марта 1853 года он умер. Каратыгин яркий представитель той школы русского театрального искусства, в которой тщательная отделка ролей и внешняя эффектность исполнения ставились выше искренности и непосредственности сценического переживания и силы сценического темперамента. Для этой школы русского театрального искусства он был представителем столь же типичным и крупным, как Мочалов — для школы противоположной, школы пламенных переживаний и игры по вдохновению. Белинский, сравнивая этих двух крупнейших героев сцены его времени, и ценя искусство Каратыгина, всегда отдавал предпочтение Мочалову со всеми его недостатками, неровностью, невыдержанностью. Каратыгиным Белинский часто любовался, Мочалова любил восторженной любовью. В ровности и всесторонности таланта Каратыгина Белинский даже был склонен видеть иногда «отсутствие таланта», замененного старательной работою и эффектностью внешних средств. Так же расценивали Каратыгина и Мочалова и некоторые другие, писавшие о театре, в том числе Аполлон Григорьев, для которого Каратыгин — «изящно распланированный сад», Мочалов — «лес дремучий». Но и те, которые тяготели к игре Мочалова, охотно признавали в Каратыгине большое мастерство, способность создавать законченные образы и выдерживать их цельно.

Василий Андреевич Каратыгин (1802-1853)

Василий Андреевич Каратыгин - сын Андрея Васильевича Каратыгина. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А.А. Шаховским и П.А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В.А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым, В.К. Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида («Димитрий Донской» Озерова, «Сид» Корнеля), Ипполита («Федра» Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах.

С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин - ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов («Рука всевышнего отечество спасла», «Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский» Кукольника), Иголкин («Иголкин, купец Новгородский» Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета («Отелло» и «Гамлет» Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835).

Критики В.Г. Белинский, Н.И. Надеждин («П.Щ.») отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П.С. Мочалова. *7» Смотря на его игру, - писал Белинский в статье «И моё мнение об игре г. Каратыгина», - вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы…». Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины.»… Его игра становится всё проще и ближе к натуре…», - отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению Каратыгина главной роли в драме «Велизарий» Шенка (1839). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI («Заколдованный дом» Ауфенберга, 1836). Творчество Василия Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона («Каменный гость», 1847, и «Скупой рыцарь», 1852, Пушкина), Арбенина («Маскарад» Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес (в том числе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, «Король Лир», «Кориолан» Шекспира, и др.).

творчество мочалов каратыгин театр

Каратыгин (Василий Андреевич) - знаменитый русский трагик, сын Андрея Каратыгина. Родился 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г.

Учился в горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру.

Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нём следы на всю жизнь.

Более благодетельно для Каратыгина было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греческими и латинскими классиками и с лучшими произведениями французской литературы.

Дебюты Каратыгина на петербургской Императорской сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова) Эдипа ("Эдип в Афинах", Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны.

Уже одна величественная фигура Каратыгина и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передаёт, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем Каратыгин не говорил при этом ни одного слова.

Сначала Каратыгин играл в классической трагедии; затем, с 1828 г., проникает на нашу сцену романтизм, и Каратыгин играет героев новой французской драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана.

Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности Каратыгина. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьёзного репертуара. Дарование Каратыгина не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли.

Лучшие дня

Каратыгин уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники.

Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Мария Стюарт"). У Вольфа указаны 37 переводных комедий и драм Каратыгина, шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др.

Некоторые переводы Каратыгина исполняются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (тоже) и др.

10 марта (26 февраля) 1802 года в Петербурге родился Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый российский актёр-трагик .

Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.

В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.

Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин - ведущий трагик этого театра.

Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.

Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836).

Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Он был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.

Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге.



Рассказать друзьям