Актеры Самойловы и их биография. Подробности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Хотя оппозиция в СССР существовала всегда (как в принципе в любом гос-ве), диссидентство, как движение, определяют сроками с 1960-х (т.н. ‘’оттепель’’) до 1989 – года, когда была отменена норма лишения гражданства и высылки диссидентов, они же получили возможность восстановить советское гражданство.

Кто такие диссиденты?

В массовом сознании существует миф, что советские диссиденты были оголтелыми либералами-западниками, мечтающими о ‘’правильном’’ капитализме и истово ненавидящими социализм, ‘’совок’’. Да, такая группа реально существовала и была влиятельна в диссидентском движении, но хватало и других групп, находящихся подчас на противоположных флангах политического спектра. Людмила Алексеева, сама диссидентка, выделяет следующие группы

1) ‘’Истинные’’ коммунисты – люди левых взглядов, считавшие, что в СССР произошло искажение социализма и марксизма-ленинизма и выступавшие за революционное преобразование страны для ‘’правильного’’ социализма.

2) Выше упоминавшиеся демократы-западники

3) Русские националисты – подразделялись на ‘’имперцев’’, нацболов, евразийцев. Сторонники особого пути России. Зачастую выступали за синтез двух антикапиталистических идеологий – большевизма и фашизма (в их понимании). Некоторые были сторонниками возрождении монархии.

4) Националисты остальных народов СССР. Взгляды варьировались от требований более полного развития национальной культуры до требований полной независимости от СССР. При СССР зачастую провозглашали себя либералами, на деле же, после прихода к власти, строили этнократические режимы, близкие к фашистским. Очень часто в своих взглядах сочетали русофобию и, само собой, антисоветизм.

В социальном составе диссиденты представляли преимущественно интеллигенцию – ученые, поэты, писатели, врачи, инженеры, техники и т.д.

Где они сейчас?

Как уже выше упоминалось, диссиденты фактически ‘’выиграли’’ (вернее им ‘’сдались’’) у власти в 1989-м. Тогда еще проводились первые выборы по новому избирательному закону в Верховный Совет, который вводил ‘’альтернативные’’ выборы, т.е. кроме членов КПСС мог баллотироваться кто угодно, ну за исключением невменяемых и уголовников (впрочем, строго говоря, выборы альтернативными в СССР были всегда – беспартийные тоже избирались всегда, другое дело их число ограничивали, но все же). В результате высший орган госвласти Союза был заполнен всякими ‘’демократами’’, ‘’правозащитниками’’ и прочими, принявшимися немедленно демонтировать страну. Дошло до того, что в КПСС появилась своя ‘’демократическая’’ фракция, чья цель состояла фактически в уничтожении социализма и постройки на его руинах ‘’цивилизованного’’ капитализма.

Но, как часто бывает, плодами революций (и контрреволюций) зачастую пользуются не те, кто их осуществлял. Диссиденты, надеявшиеся поучаствовать в дележке пирога общенародной собственности, были отодвинуты в сторонку номенклатурой, ГБшниками, бывшими комсомольцами, ‘’красными директорами’’, уголовниками и пр. – теми, кто сейчас составляют российскую, прости господи, ‘’элиту’’.

В результате, многие советские диссиденты живут по заграницам.

Людмила Алексеева.

Первая правозащитница в СССР, одна из создателей Московской Хельсинской группы в СССР, которая следила за ‘’нарушениями’’ прав человека в СССР и помогала диссидентам. В эмиграции получила гражданство США, работала на радиостанциях ‘’Голос Америки’’ и ‘’Свобода’’, написала для Конгресса США работу о диссидентском движении в СССР. Получила гражданство РФ в 1994-м. Живет в РФ, является бессменным председателем Московской Хельсинской группы. До 20123 года эта группа финансировалась различными международными организациями, преимущественно американскими. Некоторые из них:

Европейская комиссия;

Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США);

Национальный фонд в поддержку демократии (США);

Фонд «Открытое Общество» (фонд «Сороса»);

Агентство США по международному развитию;

Оппозиционер, участвует в различных антивластных выступлениях против ‘’диктатуры’’. От гражданства США не отказывалась (впрочем, Конституцией РФ двойное гражданство не запрещается), ее дети и внуки граждане США и постоянно проживают в США.

«Вот он в эфире говорил: „Я правозащитник. Ребята, я, Сергей Ковалёв, беру на себя ответственность. Выходите, сдавайтесь, и вас сейчас на машинах вывезут в ваши части“. А на самом деле они вышли, их взяли в плен, потом этих пацанов кастрировали, изнасиловали…»

Небезызвестная Валерия Ильинична прямо , что Ковалев поддерживал Басаева

А что он поддерживал Басаева в 1995 году, так он был совершенно прав, потому что Басаев в 1995 году - это не Басаев 2005 года. Тогда Басаев действительно мог считаться Робин Гудом, он ничего дурного не делал, он защищал свою страну. И, действительно, чеченцы дали ему орден, и дали за дело, потому что он пытался остановить войну.

Последний, правда, в свое время пытался спасти свою репутацию, что чеченские робин гуды все-таки перегибают палку в отношении русских

Выступая в среду в Москве на церемонии вручения ему награды Ичкерии "Рыцарь чести", С.Ковалев, частности, сказал, что наиболее распространенными формами притеснения являются выселение русских из квартир и конфискация имущества, а также похищение людей с целью получения выкупа.
По словам правозащитника, "преступники и мародеры, конечно не имеют национальности, но трудно понять, почему чеченцы, воевавшие за честь и достоинство, позволяют притеснять своих соседей, которым они помогали и которых выручали во время войны".
Как отметил С.Ковалев, "особенно непонятными" для него являются факты похищения православных священнослужителей. По его мнению, "это оскорбление не только христианства, но и ислама".

Надо сказать, что чеченцы такого вояжа Ковалева не оценили.

«Это просто очковтирательство. Обвинения прокуратуры в отношении меня были повторены по всем СМИ, потрясли весь мир, разрушили мою репутацию - и теперь мне говорят, что они никогда этого не делали! […] даже сейчас они не пытаются исправить свои объявления, это по-прежнему размещено на их сайте в точно таких же выражениях. Мне по-прежнему инкриминируется „создание“ этих изображений, хотя в судебном заседании было установлено, что я не участвовал в их производстве»

Справедливый британский суд, кстати, вежливо послал дедушку yа три буквы, заявив, что тот просто ‘’неправильно понял’’ британскую прокуратуру. Это вам не Совок обличать!

По словам Марининой, причиной конфликтов могла стать чрезмерная ревность Ланового:

Хотя Василий сам всегда был влюбчивым. Но грань он всегда соблюдал, оставался преданным той, с которой жил.


Первой женой Василия стала однокурсница Татьяна Самойлова. Они прожили вместе шесть лет. Позже звезда фильма «Летят журавли» назовет Ланового своей самой большой любовью.



Спустя 10 лет после развода ЛАНОВОЙ и САМОЙЛОВА встретились на съёмках «Анны Карениной»


Счастливы были безумно, - вспоминает Татьяна Евгеньевна. - Я забеременела двойней от Ланового. Васька сказал: «Если сделаешь аборт, я обижусь». Но как было возможно родить? Жить негде - мы ведь обитали в маленькой комнатке, в квартире моих родителей. Нашли подпольного гинеколога - аборты тогда запрещали делать. Врачиха показала мне плод. Я очень плакала, просто захлебывалась от слез.


Когда Василий развелся с Самойловой, он по уши влюбился в другую красавицу советского кино - Зинаиду Кириенко.



Зинаида КИРИЕНКО отказалась стать женой Василия Семёновича


Сейчас, встречая Ланового, говорю ему со смехом: «Вася, какая бы из нас вышла пара долгожителей», - рассказала мне актриса. - А тогда, в конце 50-х, я была чуть ли не единственной, кто его отшил. Приходил к нам в квартиру на Садово-Черногрязской улице, где я жила с тетей, и умолял мою родственницу убедить меня стать его женой.


Во время нашей очередной встречи началась гроза, и мы с Васей спрятались в чулане. Там и состоялся неприятный разговор: я призналась, что Вася не в моем вкусе. Он очень расстроился.


О любвеобильности Ланового тогда в творческих кругах складывали легенды. Коллега Николай Гриценко даже сочинил на него такую эпиграмму:


“Семен Михайлович Буденный, Василь Семеныч Лановой. - один рожден для жизни конной, другой - для жизни половой!”


Второй женой Ланового стала актриса Театра имени Пушкина Тамара Зяблова, которая работала еще и режиссером на телевидении. Когда начался их роман, Василия пригласили в Ялту сняться в фильме «Алые паруса». На черноморский курорт он привез с собой и Тамару. Пока будущий муж в кадре изображал любовь с партнершей Анастасией Вертинской, Зяблова ждала в гостинице.



Однажды актер упросил капитана судна, на котором проходили съемки, подплыть прямо к пирсу, куда выходили окна отеля. Василий эффектно сбежал по трапу с парусника, прокричал ненаглядной в окно признания в любви и тут же сделал предложение.


Я была хорошей подругой Тамары, - говорит Ксения Маринина. - Гуляла у них на свадьбе в Москве. Муж был ее на пять лет моложе. Томочка немного комплексовала по этому поводу, ведь любая женщина в такой ситуации думает, что ей уже много лет. К тому же брак с Лановым был долгожданным и, как получилось, единственным.


Они мечтали о детях, но почему-то откладывали. Васина ревность и тогда проявлялась. Он внимательно следил, на кого и зачем смотрит его жена, и, возможно, устраивал ей взбучки. Хотя Тамара в наших беседах эту тему деликатно обходила. О «своем Васечке» она рассказывала исключительно в положительных интонациях.


И вдруг, спустя несколько лет брака, Зяблова, которой было немного за 40, поняла, что ждет ребенка. Ожидание малыша еще больше ее окрылило. Тамара не спешила уходить в декрет, работала с утроенной силой. Но однажды, возвращаясь вечером из Михайловского, где организовывала Пушкинские вечера, попала в жуткую автокатастрофу. Погибла на месте.


Коллеги очень переживали за убитого горем актера. Поддержать его пытались многие, а первой телеграмму со словами соболезнования прислала Фаина Раневская.

Прошло несколько месяцев, прежде чем в жизни 37-летнего Ланового появилась главная женщина его жизни - Ирина Купченко. И он снова ощутил себя счастливым.



Хорошенькая 23-летняя актриса его же Вахтанговского театра к моменту знакомства с Василием Семеновичем успела побывать замужем, к тому же пережила короткий, но страстный роман с режиссером и плейбоем Андроном Кончаловским, который еще и стал крестным отцом Ирины в кино.


В 1969-м, будучи еще студенткой Щуки, Купченко попала в «Дворянское гнездо» и запоминающе сыграла роль Лизы Калитиной. Об отношениях с Купченко Андрон откровенно рассказал в книге «Возвышающий обман»:


Очень долго у меня ничего не получалось... Состояние было отчаянное, и в этом состоянии у меня было одно желание - ощутить рядом прерывистое женское дыхание. Так начался мой роман с Ирой Купченко...


Случилось это в гостинице «Советской» с фанерными стенами под музыку Перголези: я привез в Ленинград проигрыватель и кучу пластинок итальянского барокко. Помнится, в номере было полно платьев с картины: мы наряжались в них, играя... Роман наш оказался достаточно кратким. К концу картины мы были просто друзьями.



Сначала КОНЧАЛОВСКИЙ влюбился в Ирину, а потом в Беату ТЫШКЕВИЧ


Как говорят актеры, снимавшиеся в «Дворянском гнезде», Андрон там же успел завести интрижку и с польской звездой Беатой Тышкевич.

Беата и Ирина были полными противоположностями. Одна - предельно открытая, другая - замкнутая и очень правильная, - поделился за несколько дней до смерти актер Виктор Сергачев.


Художником в киногруппе Кончаловского был друг режиссера - Николай Двигубский. Говорят, Коле тоже сразу очень понравилась Купченко, но он терпеливо ждал, когда у Ирины и Андрона утихнут страсти, чтобы самому начать ухаживать за этой милой скромницей. В отличие от товарища Двигубский пошел дальше и даже уговорил Ирину стать его женой. Свадьбу они сыграли сразу после выхода «Дворянского гнезда» на экраны. К тому времени молодая жена окончила театральный институт, где, к слову, слыла недотрогой.



Ирочка казалась нам, однокурсникам, целеустремленной, начитанной девушкой, - рассказывает Наталья Дрожжина. - Она дистанцировалась от посиделок с гитарами и радовалась, что педагоги позволяют сниматься, чтобы иметь возможность заработать.


Впрочем, я тоже тогда снималась, и даже в достаточно смелой сцене. Помню, Ира подошла и спросила, сколько мне за это платят, а я призналась, что получаю гонорар, как заслуженная артистка, потому что по сценарию вынуждена сидеть в ванне и изображать русалочку. В ответ Купченко лишь загадочно улыбнулась.


Брак Купченко с Двигубским в бытовом плане оказался непростым. Молодые поселились в мастерской Николая, где спали на продавленном диване. Муж готовил жене луковый суп, а вместо ребенка у них была такса, с которой они с удовольствием возились в перерывах между съемками. Может, поэтому отношения быстро «перегорели». Ира и Коля все больше стали пропадать на работе и в конце концов развелись.



ДВИГУБСКИЙ после расставания с КУПЧЕНКО


Потом Двигубский женился на еще одной бывшей любимой женщине Кончаловского - Наталье Аринбасаровой, а Купченко вышла за Ланового.


Поначалу театральные кумушки не прочили молоденькой Ирине и взрослому долгой семейной жизни. Шептались, что, мол, Вася влюбчивый и едва ли не с каждой своей партнершей по кино имеет любовную связь, а Ира - консерватор и терпеть такие дела не станет. Но всем сплетникам назло они уже 40 лет вместе.


Разумеется, поначалу какие-то трения были, - улыбается Лановой, - но появились два мальчика...



В фильме «Странная женщина» ЛАНОВОЙ и КУПЧЕНКО единственный раз сыграли любовную пару


Сыновья пары, Александр и Сергей, названные так в честь поэтов - Пушкина и Есенина, не пошли по стопам родителей: один окончил факультет журналистики, другой - экономический вуз. Но это не мешает семье часто собираться вместе и часами беседовать на разные темы за большим столом, уставленным изысканными яствами, которые умело готовит талантливая мама.



Сыновей Сашу и Серёжу отец назвал в честь любимых поэтов - ПУШКИНА и ЕСЕНИНА


Купченко и Лановой - прекрасная пара, внутренне и внешне, - говорит Наталья Дрожжина. - Они сблизились в непростой момент. Ира поддержала в трудную минуту. И стала для Василия Семеновича хорошей женой и чудной мамой для сыновей.




Юбилярша глазами ее режиссеров


Вадим АБДРАШИТОВ:

Блестящая актриса! У нее есть дух образа, она его ткет из мельчайших штрихов. Я ее сразу утвердил на главную роль в картине «Слово для защиты», но работать мы не смогли: в тот год она тяжело заболела, и врачи запретили не только сниматься, но и выходить на сцену. А вот в сложном фильме «Поворот» я ее с удовольствием снял на пару с Олегом Янковским.



Виталий МЕЛЬНИКОВ:

Ира играла в моей картине «Отпуск в сентябре». Работа сложно шла, снимали тайком в Петрозаводске, в квартире без декораций. Она все никак не могла найти общий язык с партнером - Олегом Далем. Актер почему-то вел себя ожесточенно и иронично по отношению к Ире, хотя другие мужчины, несомненно, на нее засматривались.














Владимир Самойлов - один из лучших наших артистов, великий русский и советский актер. Отлично играл как положительные так и отрицательные роли, запоминался в каждом своем фильме. Актер невероятной харизмы!

В его актерской палитре было не слишком много красок. Но пользоваться он ими мог виртуозно. Его обаятельная улыбка могла мгновенно превратиться в хищный звериный оскал...Ласковый голос стать твердым и железным. В картине "Свадьба в Малиновке" есть такая сцена, в которой его герой сбрасывает с себя серую солдатскую шинель и мгновенно превращается в холенного породистого офицера - белогвардейца. Потрясающий переход... Даже в маленьких ролях Самойлов часто смотрелся убедительней главных героев...

Будучи уже очень заметным и известным артистом, Владимир Яковлевич никогда не принимал участия ни в каких артистических дрязгах и склоках, не подписывал никаких писем, не был, не состоял, не участвовал, что даже по нашим временам, редкость...Интересны ему были только сцена или сьемочная площадка. Самойлов был настоящим Лицедеем.

Рядом с ним было играть совестно...Плохо играть - совестно! - Армен Джигарханян.

Владимир Самойлов родился 15 марта 1924 года в городе Одессе, в знаменитом городе у моря. С детства Владимир Самойлов отличался большим темпераментом, завидным упрямством, желанием заниматься интересными вещами.

Все планы перепутала война. Владимир Самойлов - участник Великой Отечественной войны. Как рассказывает его сын, Самойлова после освобождения Одессы отправили служить в штрафбат. Как неблагонадежного, бывшего в оккупации. Но ему повезло, он выжил...После ранения, в городе Бреслау, теперь Вроцлав, Самойлов вернулся в родную Одессу.

В 1948 году актер блестяще заканчивает Одесское государственное театральное училище. Играть в театре он начинает еще, будучи студентом училища. После его окончания актера приглашают на работу в Одесский театр Советской Армии. Потом он переходит в Одесский русский драматический театр им. А. Иванова, потом - переезжает в Кемерово,служит актером Кемеровского областного драматического театра им. А. Луначарского, и, наконец - становится актером Горьковского областного драматического театра им. М. Горького.

Он никогда не жаловался на плохие бытовые условия, на смены театров, его главная цель и страсть, была сцена...Ему всегда нужно было играть...И его наконец заметили...Во время гастролей театра в Москве в 1968 году Владимир Самойлов произвел сенсацию в роли Ричарда III.

Посмотрите на этого хищника...Ради власти он способен на всё...Это уже не человек - это зверь!

После этого сразу же он получает приглашение в несколько театральных трупп Москвы и Ленинграда. Выбор актера падает на Москву. Владимир Самойлов был принят в труппу Московского академического театра им. Владимира Маяковского, где и играл большую часть жизни.

В этом же году Владимиру Самойлову сыграл и роль командира Назара Думы в музыкальной комедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Роль принесла ему настоящую славу и Премию за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале.

Самойлов, обладая ярко выраженной аристократической внешностью, его особым шиком было амплуа "господина барина" что часто ему и мешало. С таким, "не пролетарским" лицом ему было трудно в советском кинематографе.

Но ведь кому то же нужно было играть и врагов советской власти. Тут и подвернулась роль Савинкова в фильме «Крах». Актерскому таланту было где развернуться: герой Владимира Самойлова был террористом, философом и врагом Советской власти. Артист сумел вложить в Савинкова мощную внутреннюю жизнь, человека, показанного на историческом распутье. Его Савинков ввызывает симпатию и сострадание...Самойлов часто переносил свое обаяние на своих героев.

Режиссеры его очень любили и снимали часто...Владимир Яковлевич Самойлов сыграл в театре около 250 ролей, в кино - более 100. Актер был чрезвычайно востребован и снимался в нескольких картинах в год, роли были разноплановые — комедийные, драматические, прокуроров и воров в законе, следователей и подследственных, «лучших представителей» и «врагов народа».

В роли Степана Шаумяна.

Особенно удавались ему герои классической литературы...Его Троекуров в Дубровском не просто самодур...Это барин, настоящий барин...

Базаров - старший в Отцах и детях это совсем другое...При внешнем сходстве с Троекуровым это несчастный одинокий человек, любящий своего сына, но не понимающий его и от того страдающий...

За роль Базарова - старшего в телефильме «Отцы и дети». Владимир Яковлевич Самойлов становился лауреатом Государственной премии СССР.

Очень интересна работа Владимира Самойлова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба» Евгения Матвеева, где он исполнил роль Анисимова, а также мощный образ Афанасия Устюжанина, созданный актером в эпопее Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада».

Каждая роль, сыгранная Владимиром Самойловым, становилась значительным событием в театральной жизни столицы. Московский театр им. Гоголя стал последним творческим пристанищем актера.

Вспоминают коллеги по театру:
"Он играл великолепно, уникально, мы репетировали с ним в последние месяцы его жизни "Короля Лира" и очень надеялись, что у Владимира Яковлевича хватит сил. Он жил "Королем Лиром" и мечтал выйти на подмостки. Надо сказать, что свой последний спектакль он сыграл 28 августа, 2 года назад, за неделю до смерти, и этот спектакль был "Долгий день уходит в ночь"....зритель принимал его с бесконечными аплодисментами, ему всегда аплодировали, но в тот день, в тот спектакль как никогда."

Сцены из спектакля "Долгий день уходит в ночь"

Владимир Яковлевич Самойлов скончался, репетируя роль, о которой мечтал на протяжении последнего десятилетия - короля Лира в трагедии Шекспира...

Фрагменты последнего фильма актера "Рейнджер из атомной зоны" - 1999 год.

Владимир Самойлов был женат на актрисе Надежде Самойловой. Она была его ангелом хранителем...Они прожили вместе более 50-ти лет. Самойлов всегда чувствовал рядом с собой её любовь и заботу. Часто просил у неё прощения за то что увез из Горьковского таетра. там она была "Примой"...А в Москве как то не сложилось.

В 1952 году в их семье родился сын Александр, ребенок пошел по стопам отца и стал профессиональным актером.
Сын Владимира Самойлова - артист Александр Владимирович Самойлов, родился 29 октября 1952 года в Кемерове, женат. Жена Ирина - артистка.

Отец и сын...

В династии Самойловых подрастает уже третье поколение артистов: 10-летний Володя - старший сын Александра, сыграл внука Веры в телесериале «Две судьбы».

Знакомьтесь, Владимир Самойлов (III) - третий...

Жена актера, Надежда Самойлова умерла в том же 1999 году.

Они снова вместе! Навсегда...

Родилась в Москве. В 1993 году закончила Московское музыкальное училище им. Шнитке, где училась на факультете хорового дирижирования и хорового пения. С 1993 по 1999 училась вокальному искусству у проф. Г. В. Олейниченко в Российской академии музыки им. Гнесиных. В 1996 году Ирина Самойлова получила стипендию программы «Новые имена». В 1998 г. стала обладателем гран-при IV Всероссийского конкурса «Bello Voce» и XXV Международного конкурса “Luis Sigall” в Чили.

В 2000 выиграла Первый приз II Международного конкурса “Tomaz Alkaide” в Португалии.

В 1999 году Ирина Самойлова вместе с санкт-петербургским Филармоническим оркестром принимала участие в IV Международном Фестивале «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, а также в XXXI Международном фестивале в Чили. В 2003 г. получила вторую премию конкурса "Belvedere" (Вена, Австрия).

В 2001 стажер, а с 2002 г. солистка .

Весной 2003 г. дебютировала на сцене в роли Норины в опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти. В апреле 2005 г. Ирина Самойлова стала солисткой «Геликон-Оперы». В августе 2005 года исполнила партии Графини Фольвилль и Мадам Кортезе в опере «Путешествие в Реймс» Дж. Россини на Международном оперном фестивале Дж. Россини в г. Пезаро (Италия).

В 2006 году спела партию Ксении из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в Брюсселе (Бельгия), на фестивале Моцарта в Ла Корунье (Испания) исполнила партию Графини Адели из оперы Дж. Россини «Граф Ори». Впервые в России в концертном исполнении в БЗК им. Чайковского с филармоническим симфоническим оркестром под управлением Владимира Понькина спела партию Фьёриллы из оперы «Турок в Италии» Дж. Россини.

В 2007 году с театром «Геликон-Опера» исполнила партию Марфы в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (театр Bellini, Катания, Италия).

В 2008 году на фестивале Дж. Россини в Пезаро исполнила партию Клеоне в опере «Эрмиона» Дж. Россини, в этом же году исполнила партию Снегурочки в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на Эксфордском оперном фестивале (Ирландия). Дирижёр Дмитрий Юровский.

Репертуар:

Антонида «Иван Сусанин», М. Глинка
Снегурочка «Снегурочка», Н. Римский-Корсаков
Шемаханская царица «Золотой петушок», Н. Римский-Корсаков
Марфа «Царская невеста» Н. Римский-Корсаков
Царица Ночи «Волшебная флейта», В.А. Моцарт (Dresden Semper Opera, 2004)
Донна Анна «Дон Жуан», В.А. Моцарт (Латвия, Рига, 2003)
Царевна «Кащей Бессмертный», Н. Римский-Корсаков (Филармония им. П. Чайковского под упр. Г. Рождественского, 2002)
Виолетта «Травиата», Дж. Верди (Словения, Любляна, 2003)
Иоланта «Иоланта» П. Чайковский (Словения, Любляна, 2004 - 2005)
Джильда «Риголетто» Дж. Верди (Астрахань, 2005)
Соловей «Соловей» И. Стравинский (Большой зал консерватории под управлением В. Полянского 2004)
Норина «Дон Паскуале», Г. Доницетти
Серпина «Служанка-госпожа», Д. Перголези
Ольга «Упавший с неба», С. Прокофьев
Рита «Рита» Г. Доницетти
Графини Фольвилль, Мадам Кортезе «Путешествие в Реймс» Дж. Россини
Контесса Адели «Граф Ори» Дж. Россини (Ла Корунья, Испания, 2006)
Ксения «Борис Годунов» М. Мусоргский (Брюссель, Бельгия, 2006)
Фьёрилла «Турок в Италии» Дж. Россини
Клеоне «Эрмиона» Дж. Россини
Антония «

Татьяна Евгеньевна Самойлова – легендарная звезда советского кинематографа, одна из самых блистательных актрис минувшего столетия.

Мировым признанием ее таланта стала «Золотая пальмовая ветвь» за ключевую героиню ленты «Летят журавли», награда за лучшую роль и премия «Апельсиновое дерево», врученные ей в 1958 году на кинофестивале в Каннах. Больше ни одна отечественная кинолента не удостаивалась данной высшей награды этого престижного фестиваля кино и работа ни одной из наших актрис не получала подобного персонального признания его авторитетного жюри.


Среди других ее достижений – плита с отпечатком руки на звездной набережной Круазет, внесенной в список культурного наследия Франции; портрет работы великого Пабло Пикассо; нареченная в ее честь аллея роз в Париже; премия «Живая легенда Канн 1990». Такой чести помимо нее были удостоены только Марчелло Мастроянни и Софи Лорен .


Детство и юность

Актриса, фильмы с участием которой включены в золотой фонд советского кино, родилась в городе на Неве 4 мая 1934 года. Ее мама, Зинаида Левина, была инженером, отец, Евгений Самойлов, был известным актером, кумиром публики и любимцем Сталина (особенно после роли Щорса в ленте студии Довженко). Вскоре после ее рождения его пригласили в труппу Театра Мейерхольда, и в 1937 году их семейство перебралось в столицу. В 1945 году появился на свет брат Татьяны Алексей.


Детство Татьяны Самойловой пришлось на военные годы, полные лишений. Она переболела тифом, корью и дифтерией, но чудом осталась жива, наверное, благодаря врожденному жизнелюбию.


С 3-го класса школы она занималась балетом. Ее природные данные танцовщицы заметила Майя Плисецкая . Выдающаяся балерина предлагала ей учиться хореографии в школе при Большом театре, но девочка уже тогда мечтала быть исключительно драматической актрисой. С раннего возраста она страстно любила сцену, пересматривала все спектакли Театра Маяковского, где в то время служил ее отец.

Карьера

В 1953 году девушку приняли в Театральное училище им. Щукина. Через 2 года она дебютировала в кино, воплотив на экране образ Марии в киноленте «Мексиканец» по Джеку Лондону. Съемки картины проходили в Одессе, а партнерами начинающей актрисы были такие отечественные кинозвезды, как Борис Андреев, Олег Стриженов , Даниил Сагал, Надежда Румянцева , Георгий Вицин , Евгений Моргунов .


В 1956 году артистка окончила училище и поступила в институт театрального искусства им.А.Луначарского, на курс Сергея Юткевича. Спустя год произошло знаковое событие в ее творческой жизни – она сыграла в ленте «Летят журавли».


Во время работы над заглавной ролью Вероники, девушка заболела туберкулезом, но не прекратила работу. Кинолента, повествующая о юной девушке, потерявшей в годы ВОВ всех родных и изменившей ушедшему на фронт жениху с его другом, не понравилась главе государства Никите Хрущеву. Он обозвал героиню «патлатой шлюхой». Соответствующими были и рецензии критиков.


Но на кинофоруме в Каннах 24-летнюю Татьяну ожидал ошеломительный успех. Она сумела затмить саму Софи Лорен, которой прочили тогда награду за роль Анны в киноленте «Любовь под вязами». От «русской богини» и фильма был в восторге Пабло Пикассо. После просмотра фильма он заявил, что сегодня Татьяна – еще просто прекрасная женщина, но завтра станет всемирной звездой.


Венцом триумфа было приглашение артистки в Голливуд сыграть с Жераром Филипом в «Анне Карениной». Увы, руководители Госкино «отечественное достояние» за океан не отпустили.


Вместо США актриса отправилась вместе с режиссером Калатозовым в Сибирь, на съемки драмы «Неотправленное письмо» по произведению Валерия Осипова. Картина вышла в прокат в 1959 году и рассказала о группе геологов, занимавшихся в тайге поиском алмазных месторождений и попавших в зону лесного пожара. Центральные роли в ней, кроме Самойловой, сыграли Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский и Василий Ливанов .

Документальный фильм, посвященный Татьяне Самойловой

Несмотря на феноменальный успех в Каннах, массы предложений на киносъемки у Самойловой не было. В основном она работала на театральной сцене. С 1958 по 1959 годы служила в Театре Маяковского. Играла, в частности, Лилю Брегман в постановке о строителях Московского метрополитена «Дальняя дорога» по одноименной пьесе Арбузова (Антона в ней играл ее отец, Евгений Самойлов). Позже она была занята в Театре Вахтангова, в «Современнике», в Театре-студии киноактера.


В начале 1960-х по приглашению западных режиссеров артистка была задействована в ряде иностранных проектов. Так, в советско-французской комедийной ленте «Леон Гаррос ищет друга» она блистала в ключевой роли певицы, невесты полярного летчика. Затем воплотила на экране заглавный образ разведчицы-радистки в венгерской военной картине «Альба Регия», вернувшись со съемок за границей с немыслимо редким в те годы приобретением – с автомобилем «Опель».


В 1964 году в прокат была выпущена драматическая лента производства СССР-Италия «Они шли на Восток», где ей досталась роль коллаборационистки Сони. В центре сюжета картины – рассказ об итальянских солдатах, воевавших в годы Второй мировой войны на стороне гитлеровской Германии. Ее коллегами по съемочной площадке стали Жанна Прохоренко , Артур Кеннеди, Лев Прыгунов , Питер Фальк, Эльза Леждей, Отар Коберидзе.

Очередное яркое появление артистки на большом экране состоялось в 1967 году, когда была выпущена «Анна Каренина» Александра Зархи. В мировом прокате лента стала 16-й по счету постановкой знаменитого произведения Льва Толстого, всего же их насчитывалось уже больше 30-ти.


До и после этого Анну играли такие блистательные суперзвезды, как Грета Гарбо , Вивьен Ли , Алла Тарасова, Жаклин Биссет, Софи Марсо , Кира Найтли и другие. Но героиня Самойловой многими критиками до сих пор считается эталонной и непревзойденной, хотя режиссера и отговаривали от ее кандидатуры, мотивируя это тем, что для образа истинной аристократки она несколько полновата, маленького роста и к тому же с раскосыми глазами.


Но и после пребывания в зените славы актриса оказалась в ситуации малой востребованности. В 1972 году она сыграла супругу главного героя, ученого-физика, в ленте «Длинная дорога в короткий день». Спустя год дополнила звездный актерский ансамбль картины «Возврата нет», включавший Нонну Мордюкову, Владислава Дворжецкого, Николая Еременко (мл.), Алексея Баталова .


В 1975 году в детективе «Бриллианты для диктатуры пролетариата» она появилась в роли шифровальщицы Марии в компании таких признанных мастеров отечественного кино, как Екатерина Васильева , Владимир Ивашов, Армен Джигарханян , Маргарита Терехова , Александр Кайдановский. После этого актриса почти перестала сниматься. Следующая роль ее датируется 1991 годом – это военная драма российско-французского производства «Анна Карамазофф».

Личная жизнь Татьяны Самойловой

Артистка была замужем несколько раз. Первая ее свадьба – с Василием Лановым –состоялась во время съемок фильма «Мексиканец». Семейные отношения молодых актеров разрушили постоянные разлуки из-за съемок. Последней каплей стал аборт, который она сделала вопреки категорическому возражению мужа. Когда же врач-акушер сообщила, что могли бы родиться близнецы, она сожалела о содеянном и долго рыдала. С супругом они окончательно расстались в 1958 году.


Вторым мужем Татьяны Евгеньевны был писатель, журналист-интеллектуал Валерий Осипов, которого она называла единственной большой любовью своей жизни. Они прожили вместе около 10 лет, но не имели детей. Причиной этого был диабет Валерия и, как следствие, импотенция. А артистка очень хотела ребенка.



Рассказать друзьям