Александр родченко фотографии. Александр Родченко: искаженный ракурс — неповторимая фотография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Из жизни первого русского дизайнера и мастера фотографии

сайт начинает большой проект “50 важнейших фотографов современности”. Мы расскажем о фотографах, которые оказали большое влияние на становление фотографического искусства. Об авторах, которые своими работами формировали понятие “современная фотография”. О великих мастерах своего дела, знать имена и работы которых просто необходимо.

Странно, но большинство коммерческих фотографов не задумываются о корнях своей профессии, ориентируясь в работе лишь на коллег или на пару случайно знакомых имён. Но ведь этом смысле, наша профессия мало отличается от профессии, скажем, художника. Спросите мастера кисти, знает ли он кого-нибудь из известных художников - скорее всего, в ответ вы услышите небольшую лекцию о живописи, в которой собеседник расскажет о своих любимых художественных стилях, школах, скорее всего сопроводит рассказ массой дат, фамилий и ссылок на работы. Да, большинство художников имеют специальное образование (хотя бы на уровне художественной школы), где узнают обо всём этом. Но в большей степени это, разумеется, самообразование. Художникам необходимо знать глобальный контекст, потому что создавать работы в отрыве от творчества великих мастеров, без знания азов, невозможно. Так почему же фотографы мыслят иначе?

Первый профессионал в нашем списке - великий русский художник и фотограф Александр Родченко .

Даже если попытаться описать деятельность Александра Родченко исключительно в #тегах, получится несколько страниц текста. Важнейший участник русского авангарда, художник, скульптор, график, фотограф… И многое другое.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, учился в Казанской художественной школе им. Фешина, там же познакомился с будущей женой - талантливым художником Варварой Степановой. Впоследствии занимал ряд важных должностей, среди которых, пост председателя института художественной культуры (на этом посту он сменил другого великого художника - Василия Кандинского)

Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев

Таков был его девиз, полностью отражающий настроения авангардистов того времени. Отвергая “украшательство” и идя против эстетических критериев искусства, они наделяли свои работы - от картин до архитектурных форм - множеством деталей, каждая из которых имела важную, конструктивную функцию. Отсюда и название одного из основных направлений их работы - конструктивизм. “Искусство будущего - говорил Родченко - не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч”.

Свою работу Родченко начинал во времена великих перемен: за окном было то, что впоследствии назовут ленинским советским проектом. Надежды на светлое коммунистическое будущее вдохновляли.

Родченко и фотомонтаж

Среди прочего, знаменит Родченко и своими экспериментами в области фотомонтажа - он был фактически пионером этого искусства в России. Этакий мастер фотошопа, но во времена СССР. Нужно понимать, что Родченко как истинный коммунист и сторонник советской власти старался направить свои способности на укрепление новых жизненных порядков, поэтому с удовольствием занимался пропагандистской деятельностью. Так, именно в технике фотомонтажа оформлены самые интересные и запоминающиеся агитационные плакаты того времени. Мастерски сочетая текстовые врезки, черно-белые фотографии и цветные изображения, Родченко занимался тем, что сейчас бы назвали дизайном плаката - кстати, его часто называют родоначальником дизайна и рекламы в России. Именно Родченко Маяковский доверил оформлять свою книгу “Про это”.

Родченко и фотография

Родченко, как и все русские авангардисты, экспериментировал с формами и технологией. Так он и занялся фотографией, притом фотографией репортажной. Используя неожиданные ракурсы (термин «ракурс Родченко» часто встречается в искусствоведческой литературе), заставляя зрителя крутить отпечатки перед глазами (или головой перед отпечатками) и создавая изображения, которые будто вот-вот придут в движение, он зарекомендовал себя как один из самых прогрессивных и новаторских фотографов того времени. Хотя тогда их (фотографов) было, прямо скажем, меньше, чем сейчас. Родченко играет с изобразительными средствами фотографии, оттачивая их до предела. Ритмический рисунок, композиционно идеальное переплетение линий - всем этим он управляет мастерски. Он был одним из первых, кто применил многократную съёмку объекта в действии - раскадровку. Родченко не боялся нарушать совсем недавно закрепившиеся фотографические каноны - делал портреты снизу-вверх или намеренно “заваливал горизонт”. Своим фотографичексим “глазом” он будто стремился охватить весь Советский Союз. Возможно, поэтому многие снимки (особенно репортажные кадры с демонстраций) он делал, стоя на лестницах, крышах или находясь в других неочевидных точках.

Родченко продолжал свои эксперименты и после “смерти” авангардного проекта - но при соцреализме и Сталине это уже не поощрялось. В 1951 его даже исключают из Союза Художников и реабилитируют только в 1954 - за 2 года до смерти.

Сегодня имя Александра Родченко носит важнейшее образовательное учреждение в области визуальных искусств - “Московская школа фотографии и мультимедиа”.

Советский мастер фотоискусства Александр Родченко известен как один из основоположников конструктивизма и создания совершенного нового направления – дизайна. В течение многих лет он работал вместе со своей женой художником Варварой Степановой, занимаясь одновременно фотографией, живописью, графикой, оформлением книг, скульптурой и рекламным дизайном.

В фотографии Родченко на первое место ставил документальность и реалистичность создаваемых изображений. Ему принадлежит новаторство в области экспериментов с ракурсной композицией кадра и точками фотосъемки.

Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году, его отец работал театральным бутафором. Поначалу он учился на зубоврачебного техника, но страстное увлечение живописью, в конечном счете, пересилило, и Родченко поступил в Казанскую художественную школу. Именно там он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой, с которой впоследствии он сделал множество совместных художественных проектов.

Родченко активно интересовался живописью и работал над созданием абстрактных композиций. Некоторое время он посвятил себя так называемому производственному искусству, которое предполагало создание утилитарных предметов без какого-либо художественного наполнения.

После революции 1917 года Родченко становится одним из секретарей профсоюза художников-живописцев в Москве, организуя необходимые условия для творчества молодых художников. В этот период он пробует свои силы в оформлении кафе «Питтореск» в Москве и одновременно заведует Музейным бюро. Его жизнь в искусстве – это постоянные эксперименты, связанные с созданием совершенно новых графических, живописных и пространственных проектов.

В живописи Родченко ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в области создания пространственных форм – складывающиеся и разбирающиеся конструкции из плоских картонных элементов. В начале 20-х годов он занимался преподавательской деятельностью, уча своих студентов основам создания многофункциональных предметов для повседневной жизни и общественных зданий.

Творческие эксперименты постепенно привели Родченко к фотографии, которую он посчитал совершенно необходимым средством выражения для любого современного художника. Его портретные и репортажные снимки, а также интересные коллажи с использованием, как собственных фотографий, так и вырезок из журналов, сразу же привлекли к нему внимание.

Фотоснимки Родченко начали печатать в таких изданиях, как «Вечерняя Москва», «Советское фото», «Даешь», «Пионер» и «Огонек». С репутацией новатора в фотоискусстве Александр Родченко вскоре получил предложение от Владимира Маяковского об иллюстрации его книг. Родченко сделал несколько фотомонтажей для оформления издания поэмы Маяковского «Про это» в 1923 году, что даже послужило началом возникновения нового направления современного искусства – иллюстрации книг и дизайна.

Спустя два года на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже рекламные плакаты Родченко были удостоены серебряной медали. В это же время он обращается к классической портретной съемке в фотографии – портреты Маяковского, Асеева, Третьякова, Мельникова и других представителей искусства. В журнале «Советское кино» в 1926 году были также опубликованы его первые ракурсные снимки зданий, включая серии фотографий «Дом на Мясницкой» и «Дом Моссельпрома».

Что же отличало Александра Родченко от других фотографов 20-х годов? Дело в том, что для фотографии того времени было характерно создание изображений с горизонтальной композицией и прямолинейным ракурсом. На фотоснимках господствовали, главным образом, статичные скульптурные композиции, которые не вызывали у зрителя больших эмоций.

Родченко же первым в советской фотографии призвал отказаться от подобных догм в пользу изображений, максимально реалистично описывающих жизнь. Именно поэтому он постоянно экспериментировал с ракурсом и точками съемки, чтобы поймать тот или иной объект в тех моментах, которые бы составляли его суть, движение.

В фотографии Родченко стремился раскрыть содержание предмета или целого явления. Для этого он умело «играл» с ракурсами фотосъемки, использовал контрастные светотени и работал над оригинальным композиционным построением кадра.

Александр Родченко вошел в историю отечественной и мировой фотографии как автор уникальных снимков, сделанных под самыми различными углами, в необычном и непривычном для человеческого глаза ракурсе. Он считал, что каждый фотограф должен «снять с глаз пелену, называемую - «с пупа»… и снимать «со всех точек, кроме «пупа», пока не будут признаны все точки».

В 30-е годы Александр Родченко работал фотокорреспондентом издательства Изогиз и художником-оформителем журнала «СССР на стройке», что позволило ему поучаствовать в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где он сделал серию репортажных снимков. После ряда государственных пропагандистских проектов, навеянных духом времени и революционным романтизмом, Родченко заинтересовался спортивными съемками и фотографией необычного мира цирка.

В послевоенные годы от фотографии он вернулся к живописи и художественному оформлению. Однако его оригинальное творчество вскоре вошло в конфликт с позицией официальных властей и в 1951 году Родченко исключили из Союза художников.

Александр Родченко скончался в декабре 1956 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище. В фотографии его нередко сравнивают с Эдвардом Вестоном и Тиной Модотти. Во многом созданная при его участии школа советской фотографии открыла множество новых выдающихся имен — Аркадий Шайхет, Макс Альперт, и других.

В 1998 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная выставка работ Александра Родченко, вобравшая в себя все его лучшие проекты в области живописи, графики и фотографии.

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов. Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы. Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино». Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Александр Михалович Родченко, конструктивист и дизайнер, провел всю сознательную жизнь в творческих исканиях. Он не всегда находил понимание у государства, и тогда в работе наступал застой, а в душе - тоска. Особенно этим отмечены последние годы жизни.

Детство и юность

В семье театрального бутафора и прачки в 1891 году родился сын Александр. Через одиннадцать лет они переехали в Казань. Там Родченко в 1905 году окончил начальное приходское училище. Родители мечтали, что сын выучится и станет зубным техником - специальность обеспеченного человека, а подростку хочется рисовать. С 20 лет и до начала Первой мировой войны он четыре года занимается в Казани, в художественной школе, где и познакомится с Варей Степановой, которая станет потом подругой и соратником на всю жизнь.

Но в 1914 году его забирают в армию и направляют в Московское земство, где он заведует хозяйством санитарного поезда.

Москва

С 1916 года Александр Родченко начинает проводить эксперименты с живописью и участвовать в выставках В. Татлина, на которых он выставляет свои авангардистские картины. Можно по-разному относиться к авангарду. В этих произведениях кто-то найдет глубокий смысл в изобретенных новых формах, ведь о чем-то думал художник, создавая картины. Александр Родченко рассматривал свои творческие поиски как метод исследования.

Ведь он писал программы, в которых фиксировал свои убеждения. А в картинах, составленных из геометрических форм, пытался выявить глубину пространства и форму элементов.

Организаторская деятельность в Москве

В 1917 году художники создают профессиональный союз. Александр Родченко - вполнесформировавшийся человек, ему 26 лет, он полон энергии и, будучи секретарем профсоюза, берется за организацию быта молодых художников. Помимо этого он участвует в оформлении кафе «Питтореск», а также служит в Наркомпросе.

Творчество

В 1923 году вышла книга Маяковского «Про это». К ней Родченко создал блестящие иллюстрации. Фотоколлажи включали портреты самого создателя и его возлюбленной Лили Брик. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Оформление усилило откровенность драмы. Например, Луначарский был в восторге от поэмы, но к ее оформлению отнесся скептически, слишком новаторской была работа Родченко. Эта книга явилась продолжением их совместной дизайнерской работы над плакатами. В 20-х годах язык плаката резко изменился - стал крайне броским, лаконичным, информативным. От западноевропейского он резко отличался своими новаторскими формами. Маяковский и Родченко в тандеме создавали в 23-25 годах в рамках конструктивизма политические

За этот короткий период были созданы несколько призывов обращаться в Моссельпром, среди которых наиболее яркими являются «Дешевый хлеб» и «Нигде кроме…», а также сóски Резинотреста, реклама ГУМа. Кроме броских текстов они выделяются визуальными способами воздействия: простые контрастные яркие цвета, странные ракурсы. А также использовались наклонные, вертикальные и горизонтальные линии, шрифт разного размера. Все вместе взятое не могло не привлечь внимания и не убедить.

Новый вид искусства

Случайно раскрылась следующая грань таланта этого необыкновенного человека - фотоискусство. Александр Родченко был поставлен перед необходимостью фотографировать свои театральные работы. Что поразительно, идеи просто фонтанируют в 20-е годы. Возникает вопрос: когда он успевал их все реализовывать? Работал, что ли, по 24 часа? Открыв для себя новый вид искусства, он со всем пылом отдавался ему. Он ловил моменты жизни везде и создавал шедевры.

Он снимал людей и предметы с необычных точек, брал ракурсы под углом, фотографировал снизу и сверху, создавал портреты. Это были и павильонные съемки, и на улицах города, и на природе.

В 30-х годах Родченко обвинили в буржуазности за съемку пионера, который трубит в трубу. Но он продолжал работать, не подстраиваясь под требования власти. Дело закончилось тем, что в 51 году его исключили из Союза художников. Это был мрачный период в его жизни и в жизни его жены Варвары Степановой. Но все утряслось после смерти Сталина, и в 54 году Родченко был восстановлен в рядах художников. Спустя два года, в 1956-м, Родченко ушел из жизни. Ему было 64 года.

Но он сделал столько, что его архивы надо продолжать исследовать и делать фотовыставки его работ, поскольку они отражают время и не потеряли художественной выразительности.

Соратник Маяковского по рекламе
5 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Живопись

В 1916 году Родченко переезжает в Москву, знакомится со своей женой и соратницей Варварой Степановой и активно начинает участвовать в авангардистских выставках вместе с Василием Кандинским, Владимиром Татлиным, Элем Лисицким. Сперва его деятельность как художника-беспредметника ограничивается станковой живописью с циркулем и линейкой, во многом выведенной из супрематизма Казимира Малевича.


Александр Родченко


2. Александр Родченко «Красный. Желтый. Синий», 1921 год


Он экспериментирует с плоскостью и фактурой, формой и цветом, последовательно превращая свои произведения в геометрический чертеж — еще более строгий, чем у Малевича.



3. Художник, фотограф Александр Родченко, режиссер Всеволод Мейерхольд, поэт Владимир Маяковский, композитор Дмитрий Шостакович (слева направо)


4. Александр Родченко, Владимир Маяковский «Лучших сосок не было и нет», 1923 год

5. Александр Родченко «Киноглаз», 1924 год


Из-за подобного рационализаторства Николай Харджиев, писатель, историк и один из крупнейших исследователей русского авангарда, так аттестовал Родченко: «Он появился в 1916 году, когда все уже состоялось, даже супрематизм... Он пришел на все готовое и ничего не понял».

Тем не менее в 1921-м на выставке «5×5=25» он показал триптих «Гладкий цвет» из трех монохромных полотен (желтого, красного, синего) и, таким образом, порвал с оторванной от реальности беспредметной живописью, чтобы перейти к «производственному искусству», которое должно было органично влиться в коллективную жизнь нового общества.



9. Александр Родченко «Рабочий клуб», 1925 год


Конструктивизм

«Группа конструктивистов» возникла в феврале 1921 года по инициативе художника и теоретика искусства Алексея Гана, а также Родченко и Степановой. Годом раньше Родченко начинает читать лекции во ВХУТЕМАСе (Высших государственных художественно-технических мастерских) и курировать студенческие проекты — среди них были, например, автобусная станция и универсальное выставочное оборудование.


10. Александр Родченко. У телефона. 1928 год

11. Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924 год

12. Александр Родченко. Пешеходы. 1928 год


Для него это был поворот к дизайну, эскизам интерьеров, полиграфическим работам и образцам совершенно новой мебели, которые мыслились конструктивистами как способ преодолеть индивидуализм буржуазного искусства и подчинить свое искусство интересам социалистического общества.



13. Александр Родченко «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», 1923 год


Рекламные плакаты и фотомонтаж

Одной из первых работ Родченко на злобу дня, которые были призваны «перестроить» сознание советского человека, стал плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». С 1923 года в тандеме с Владимиром Маяковским он подписывает рекламные плакаты: «Реклам-конструктор Маяковский - Родченко». Среди их совместных работ — эмблема Моссельпрома, реклама журнала «Молодая гвардия», ГУМа и Резинотреста.



14. Александр Родченко. Портрет матери. 1924 год

15. Александр Родченко. «Полевые цветы». 1937 год


16. Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год


Благодаря неожиданным ракурсам, броским образам и лозунгам и объемному тексту зародился принципиально новый язык массовой коммуникации, соединивший графику Родченко со стихотворными текстами Маяковского.


17. Александр Родченко «Композиция». 1917 год


18. Александр Родченко «Танец». 1915 год


Тогда же, в 1923 году, Родченко начал применять фотомонтаж для иллюстрирования книг. Одним из самых выразительных образов этой практики стало первое издание поэмы Маяковского «Про это», для которой Родченко составлял коллажи из фотографий и газетных заголовков, одновременно играя с версткой и шрифтом.


19. Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Фотография

Сегодня снимки Родченко ассоциируются с лаконичными формами, четкими линиями и ясными образами. Они разлетаются по аукционам и выставляются в музеях. Однако свои первые фотографии Родченко сделал в 1924 году, чтобы набрать материал для фотомонтажей.


20. Александр Родченко «Белый круг». 1918 год


21. Александр Родченко


С 1926 года он начинает экспериментировать с ракурсами, искажая изображение и акцентируя необычные детали, пишет статьи о проектном мышлении и документально точном взгляде на мир («Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость»). Его фоторепортажи публикуют в «Вечерней Москве», журналах «30 дней», «Огонек» и «Радиослушатель». Съемка человека в действии, ракурсные снимки, психологические портреты стали визитной карточкой Родченко-фотографа.

В 125-ю годовщину со дня рождения Александра Родченко (1891-1956) — конструктивиста, фотографа и одного из первых дизайнеров в СССР, опыты которого к настоящему времени оформились как культурные архетипы, «Газета.Ru» вспоминает основные вехи творчества художника.



Рассказать друзьям