Александр Серебренников. Как хахаль Глацких и кошелек «Едра» наживается на продаже лекарств? «Мученик» платит дважды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Режиссер Кирилл Серебренников задержан по подозрению в хищении «не менее 68 млн руб.», выделенных в 2011–2014 гг. на реализацию проекта «Платформа». Со времени ареста Всеволода Мейерхольда в 1939 г. в России не задерживали столь известных режиссеров.

Как и в случае арестов Владимира Евтушенкова, Дмитрия Каменщика и Алексея Улюкаева, задержание Серебренникова показывает, что система произвола силовиков, выстроенная для укрепления президентской власти, работает ровно в обратном направлении.

Напомним, как развивались события.

23 мая в квартире и театре Кирилла Серебренникова были проведены обыски . Проводились они чрезвычайно грубо: с ОМОНом и насилием.

Зачем-то согнали репетирующих артистов, отобрали мобильники: артисты, что ли, деньги крали? Это выглядело как акция устрашения.

Тогда же в СМИ были слиты объяснения, по какому поводу обыски. Сначала нам сообщили, что украдено 35 млн долл. Потом - что 200 млн руб. Потом заявили ту сумму, которую озвучивает СК сейчас, т.е. 68 млн руб. Потом сумма похищенного снизилась до 1 млн 200 тыс. руб.

Иначе говоря, все походило на то, что заказчик обысков близко не знает, что украдено, но уверен, что, поскольку вся Россия живет на обналичке, то что-нибудь да найдется. Серебренникова, видимо, хотели арестовать уже тогда, но у него нашлись сильные заступники : добежали до Путина, Путин сказал: «Дураки».

«Дураков» это, однако, не остановило. Сразу после заявления президента министр культуры Владимир Мединский вместо того, чтобы при окрике президента взять под козырек, дал большое интервью на тему Серебренникова, в котором назвал его «неоднозначным творцом», который всегда вызывал у Мединского «недоумение».

Владимир Мединский даже заявил, что «соответствующие службы министерства» были в курсе расследования, что вообще вызывает вопросы: ведь, судя по разнобою в сливах, расследование и само не совсем было в курсе, что именно оно расследует.

После этого начались утечки. Некий адвокат Теплухин, назначенный несчастной бухгалтерше Серебренникова, Нине Масляевой, заявил публично, что Масляева «сотрудничает со следствием» и «готова пойти на сделку со следствием и признать вину», ибо она была лишь «рабочей лошадкой и не главным человеком в организации».

После этого с главбухом Масляевой поступили с особой, принятой уже мерзостью. Как можно понять, больной женщине - с сердцем, с диабетом, с детьми - обещали, что если она даст показания, то выйдет на свободу, после чего, конечно, ее оставили под стражей. Логика тут проста: если человек поддается, то его надо добить. Контрлогика тут тоже проста. Если вас берут в заложники и обещают выпустить в обмен на показания, не верьте.

После этого, верно, добежали к президенту, рассказали в ярких красках про высказывания Серебренникова…

И на пресс-конференции в середине июня Путин, отвечая на вопрос о Серебренникове, заявил, что государственные деньги «должны тратиться по закону, а есть опасения, что таковой нарушался».

Это было воспринято как публичный сигнал, и меньше чем через неделю следствие арестовало бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. Формулировка ареста была совсем уже фантастическая. Малобродского обвинили в том, что он ни больше ни меньше украл деньги, выделенные государством на спектакль «Сон в летнюю ночь», - а спектакля–то и не было.

Тут уж публика взвыла. В суд принесли афиши спектакля, рецензии в СМИ, свидетельства зрителей: спектакль даже на конкурс был выставлен! Но следователь отверг все эти доказательства с потрясающей формулировкой: «В статьях можно написать все что угодно!»

И его обвиняют в том, что он похитил, цитирую: «Не менее 68 млн руб»., то есть все деньги, которые были выделены «Седьмой студии» в 2011-2014 гг.

А как же десятки спектаклей, поставленных на эти деньги? Выставки, проекты, конкурсы?

Чем можно объяснить, что следствие в таком публичном деле упорно выдвигает безумные обвинения, не сообразные со здравым смыслом, вместо того, чтобы предъявить простую обналичку? И почему мы должны за следствие рационализировать эти обвинения?

Второе. Реальным способом легитимизации любой власти является мнение элиты. Чтобы понять, что это так, достаточно взглянуть на Дональда Трампа, который является де-факто нелегитимным президентом США потому, что он выбран вопреки мнению элиты.

У Путина с элитой раньше было хорошо. Существовал огромный слой культурной элиты, которые как-то кормились из бюджета. Им не препятствовали показывать режиму фигу в кармане и даже давали на это бюджетные деньги. Отвечал за это «совращение малолетних» Владислав Сурков.

Теперь на эти деньги есть новые претенденты.

Министр культуры Мединский после многочисленных скандалов с его диссертацией, похоже, нуждается в поддержке, которую ему может обеспечить только самая одиозная и мракобесная часть президентского окружения.

Проблема в том, что все те, кого поддерживает эта мракобесная часть и кого режим хотел бы видеть в выразителях общественного мнения, не являются элитой. Они являются клоунами.

Попытки создать культурную элиту из хирургов, милоновых, поклонских и мединских не увенчались и не могут увенчаться успехом.

Россия все-таки не сектор Газа. Абрамовичу и Костину, ждущим спектакля «Нуреев», трудно внушить, что теперь вместо «Нуреева» должен быть мироточащий бюст Николая II.

В итоге получается, что никакая другая история за последние несколько месяцев так не повредила Путину в долгосрочной перспективе, как дело Кирилла Серебренникова.

Почему к худруку "Гоголь-центра" пришли с обысками

Утром 23 мая сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве пришли с обысками в квартиру худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, а также в сам театр и центр современного искусства «Винзавод». По версии следствия, в 2014 году Серебренников принимал участие в хищении денег Минкультуры, выделенных на проведение фестиваля современного искусства «Платформа». Но это не единственный эпизод.

Как отмечает следствие, 1 февраля 2014 года директор Департамента поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум (сейчас - директор РАМТ) заключила соглашение с АНО «Седьмая студия», совладельцем и худруком которой является Кирилл Серебренников. Компания обязывалась провести проект «Платформа» на территории «Винзавода» в рамках популяризации современного искусства. Для этого Минкультуры выделило 66,5 млн рублей.

В свою очередь, «Седьмая студия» 10 февраля подписала два договора возмездного оказания услуг с ООО «Инфостиль» на общую сумму 1,28 млн рублей. Фирма должна была шить костюмы и заниматься техническим обеспечением мероприятий, а также подготовить отчёт об использовании госсубсидии при их проведении.

Как удалось установить следствию, на самом деле мероприятия, указанные в договоре, не проводились, хотя деньги были переведены на счета «Инфостиля». Через несколько месяцев, в октябре 2014 года, компания прекратила существование. В октябре же свой пост внезапно покинула Софья Апфельбаум, проработавшая в Минкультуры восемь лет.

Обыски в рамках возбуждённого уголовного дела только начинаются - всего в списке значится 17 адресов, в том числе адрес экс-главы департамента Минкультуры Софьи Апфельбаум, нынешнего директора Российского театра драмы имени Волкова (город Ярославль) Юрия Итина, ранее являвшегося директором «Седьмой студии», а также возглавляющей компанию сейчас Анны Шалашовой и других.

Ни Серебренников, ни Апфельбаум не отвечали на звонки. В Департаменте культуры Москвы Лайфу заявили, что не готовы комментировать обыски в подведомственном им «Гоголь-центре». В Театре имени Волкова заявили, что в данный момент обыски у них не проводятся.

«Мученик» платит дважды

АНО «Седьмая студия» могла заинтересовать следователей и по другой причине. Совладельцем компании, согласно базе данных «Картотека», является Кирилл Серебренников, а директором - Анна Шалашова, которая работает в «Гоголь-центре» в должности помощника худрука, то есть Серебренникова.

Как показывает СПАРК, с 2013 года «Гоголь-центр» регулярно заключал мелкие госконтракты с «Седьмой студией». При этом в 2014–2016 годах госконтракты эта компания получала только от театра.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в данном случае можно говорить как минимум о конфликте интересов, ведь по факту получается, что Серебренников отдавал деньги государственного театра своей компании.

Без разницы, худрук или любое руководящее лицо это делает. Это учреждение культуры, а не частная лавочка, которая может закупать у кого угодно. Зачастую конфликт интересов является признаком не просто правонарушений, а злоупотреблений при использовании бюджетных средств. А тут могут быть уже уголовные последствия, - отметил эксперт.

В 2015 году «Гоголь-центр» провёл аукцион в форме закупки у единственного поставщика, в результате чего контракт на совместную постановку спектакля «Мученик» стоимостью 3,1 млн рублей получила «Седьмая студия».

При этом ранее театр (также в форме закупки у единственного поставщика) заключил контракт на постановку лично с Кириллом Серебренниковым.

После проведения обысков Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту хищения 200 миллионов рублей, выделенных из бюджета на развитие искусства.

По версии следствия, пока неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенные государством на развитие и популяризацию искусства, - говорится в сообщении на сайте СКР.

Долговая порука

Проблемы преследуют «Гоголь-центр» уже несколько лет. В апреле 2015 года глава Депкульта Москвы Александр Кибовский заявил, что «Гоголь-центр» погряз в долгах. Задолженность театра перед различными организациями на тот момент составляла около 80 миллионов рублей, и от ликвидации его спасал только статус учреждения культуры Москвы.

Незадолго до этого новым директором театра была назначена Анастасия Голуб, которая в течение пяти месяцев проводила антикризисную кампанию. По словам Серебренникова, к августу 2015 года была погашена кредиторская задолженность, были сокращены расходы театра и увеличены продажи билетов. Но театр по-прежнему являлся убыточным.

В октябре 2015 года, после ухода Голуб, Серебренников стал не только худруком, но и директором «Гоголь-центра». После этого глава департамента культуры Александр Кибовский заявил, что ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит именно на Кирилле Серебренникове. При этом сам худрук театра заявил, что Департамент культуры Москвы утвердил его первым заместителем Алексея Кабешева, который и будет отвечать за экономическое положение театра.

В марте 2016 года Серебренников рассказал, что часть долговых денег театру возместил департамент культуры в виде субсидии. О какой именно сумме шла речь, он не уточнил.

Светлана Боброва

Режиссер Кирилл Серебренников – человек, который доказал российской театральной общественности состоятельность так называемой «новой драмы» на сцене, по сути один из создателей едва ли не самого яркого феномена в постсоветском театре. Уже в институте стал заниматься театром в любительской студии «69», а потом отправился учиться к одному из наиболее передовых и признанных российских режиссеров Анатолию Васильеву. Серебренников умеет нестандартно подойти к классическим пьесам и активно работает с новой драматургией – в частности, именно он помог состояться братьям Пресняковым.

Кирилл Серебренников появился на свет 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Мама - учительница русского языка и литературы, папа - врач-хирург. В 1992 году Кирилл Серебренников с красным дипломом закончил факультет физики Ростовского Государственного Университета. Еще будучи студентом занялся режиссурой: сначала в любительской студии "69", с 1990 года - на профессиональной сцене. За семь лет поставил десять спектаклей во всех, кроме кукольного, местных театрах: частного театра "Ангажемент", Академического театра драмы имени Максима Горького, Академического театра юного зрителя.
Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на всероссийских фестивалях. С 1991 года начинает работать на телевидении - сначала в телекомпании "Южный регион", потом в государственной Дон-ТР. За семь лет снял около 100 рекламных роликов, 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два о музыке, третий о кино.
В 1998 году Кирилл Серебренников увлекся кинематографом: снял телесериал, документальный фильм и кинокартину. Первая постановка в Москве - спектакль "Пластилин" по пьесе В. Сигарева в Центре драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.
Кирилл Серебренников живет и работает преимущественно в Москве.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
* "Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе", 1992, театр "Ангажемент"
* "Федра", 1993, театр "Ангажемент"
* "Любоффь!",1994, театр "Ангажемент"
* "Сад Себастьяна",1995, ТЮЗ)
* "Тарарабумбия",(1995, театр "Ангажемент"
* "Маленькие трагедии", 1995, АТД им. Горького
* "Городок в табакерке", 1995, ТЮЗ
* "Демон", 1996, ТЮЗ
* "Я стою у ресторана", 1996, ТЮЗ
* "Женитьба", 1997, ТЮЗ
* "Пластилин", 2002, В. Сигарев, ЦДР
* Казанцева и Рощина «Откровенные полароидные снимки», 2002, М. Равенхилл, театр имени А. С. Пушкина
* «Сладкоголосая птица юности», 2002, Т. Уильямс, театр "Современник"
* «Демон», 2003, М. Лермонтов, «Театральное Товарищество 814» «И. о.», С. Ларссон, 2003,Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина
* «Терроризм», 2003, братья Пресняковы, МХТ им. Чехова
* «Изображая жертву», 2004, братья Пресняковы, МХТ им. Чехова
* «Мещане», 2004, М. Горький, МХТ им. Чехова
* «Лес», 2004, А. Островский, МХТ им. Чехова
* «Господа Головлевы», 2005, М. Салтыков-Щедрин, МХТ им. А. П. Чехова
* «Голая пионерка», 2005, М. Кононов, театр "Современник"
* «Антоний & Клеопатра. Версия», 2006, театр «Современник»
* «Жанна д’Арк на костре», А. Онеггер, Московский международный дом музыки, в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»
* «Фальстаф», 2006, Дж. Верди, Государственный академический Мариинский театр
* "Фигаро", 2006, Бомарше, "Театральная компания Евгения Миронова"
* "Человек-подушка", 2007, М. Макдонах, МХТ им. Чехова
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
*В 1999 году удостоен Национальной премии в области телевидения в номинации «режиссура» - «ТЭФИ».
*Лауреат молодежной премии «Триумф» (2001).
*Удостоен театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот".
*В 2005 году стал лауреатом премии Станиславского и был награжден призом международного фестиваля в Карловых Варах.
*В 2006 году фильм «Изображая жертву» получил Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр 2006», Главный приз первого Римского международного кинофестиваля.
* Лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова вместе с другими создателями спектакля "Человек-подушка"(МХТ им. А. П. Чехова, режиссер Кирилл Серебренников, художник Николай Симонов, актерский ансамбль: Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Сергей Сосновский, Юрий Чурсин)

В последние годы ставит в основном в МХТ и «Современнике». Кроме того, с недавнего времени активно занимается кинематографом – его фильм «Изображая жертву» получил главные призы на «Кинотавре» и Римском кинофестивале; в прошлом году Серебренников снял «Юрьев день». Считает, что люди искусства должны вести диалог с властью, и является одним из устроителей фестиваля актуального искусства «Территория», организованного на государственные деньги. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.
город, в котором я живу
Ростов-на-Дону
«В южном городе возможно все. Даже убийство из-за любви. Ростов - как Вавилон, собрал в себя людей со всего мира, говорящих на всевозможных языках».
Москва
«Для меня этот город даже слишком комфортен. У этого города очень много уровней, ликов и сторон. И чтобы их все исследовать, требуются годы и годы, это город непростой. Но он мне дружественен, он мне интересен. Я его принял со всеми его хорошими и плохими сторонами».
день рождения
7 сентября
где родился
Ростов-на-Дону
у кого родился
Отец – врач-хирург, мать – учительница русского языка и литературы.
Дед закончил ВГИК.
«Я потомственный кинематографист, мой дедушка был простым украинским пастухом. Он закончил выпуск ВГИКа у Довженко и Эйзенштейна, потому что Советская власть отправила его в режиссеры. Эйзенштейна дед ненавидел, называл его "контрой", а Довженко любил за "народность"».
где и чему учился
Школа №5 Ростова-на-Дону (физико-математическая).
«Наш класс состоял из одних отличников. И все старались получить золотую медаль. Но нас сразу же предупредили, что на всех медалей не хватит и кому-то достанется серебро. И вот вся моя школьная жизнь была посвящена добыванию золота. Еще я был комсомольским лидером, тем самым активистом, который во время приема в комсомол каверзно спрашивает: "А когда был утвержден устав? " или просит назвать дату первого съезда».
«В почтенном десятом классе я написал пьесу про Энгельса и поставил ее в школе. Главным действующим лицом там была девушка без рук, лионская ткачиха, прекрасная, как античная статуя».
Физический факультет Ростовского государственного университета.
«Никакое актерское или режиссерское ПТУ не может научить человека заниматься искусством. Я бакалавр физики. Физфак РГУ, как и пятую математическую школу, закончил с отличием, но, когда вижу эти формулы, мне кажется, что я не мог этого написать».
«После школы я пошел к папе Полины, Анатолию Васильеву, становиться режиссером. Он спросил: "Что ты поставил в школе? с- «Лионскую ткачиху», спектакль про Энгельса". Потом мы еще поговорили, и он посоветовал: "Ты во все эти художественные ПТУ вроде ГИТИСа не ходи. Ты лучше получи нормальное образование"».
«Я был комсоргом в школе. А на физфаке, где я учился как раз во время перестройки, я комсомол распустил. За это меня не выпускали из страны, у меня были проблемы с серьезными господами в штатском».
где и как работал
Сначала занимался театральной режиссурой в Ростове и Москве, а в 1998-м дебютировал в кино.
Телеведущий каналов ТВ-3, СТС.
«Я рассказываю зрителям про хорошее кино. Тут ко мне подошла школьная учительница и сказала, что после того, как ее ученики посмотрят передачу «Другое кино», которую я веду на ТВ-3, ей многие вещи не надо им объяснять - они сами все понимают. Очень приятно было».
В 2008-м начал вести курс в Школе-студии МХАТ.
Стал одним из инициаторов (совместно с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским) проведения фестиваля современного искусства «Территория».
что такого сделал
Снял фильмы: «Тайны грозы», «Ласточка», «Раздетые», «Ростов-папа» (телесериал), «Дневник убийцы» (телесериал), «Рагин», «Изображая жертву», «Юрьев день».
общественное признание
За режиссерские работы в кино и на телевидении получил премии Станиславского и «ТЭФИ».
«...еду в такси, у меня жуткая депрессия. У дороги стоят две женщины, голосуют. У них много вещей. Таксист спрашивает, можно ли их посадить. Я соглашаюсь. И вот наконец они выходят. Одна оборачивается ко мне: «Слушай, парень, а я вижу: ты стоишь на сцене, и тебе хлопают много людей. Это будет очень скоро...» Через полгода я получил "ТЭФИ" и, стоя на сцене во время вручения, вспомнил этот эпизод...»
Призами российских и международных фестивалей отмечены фильмы «Рагин», «Изображая жертву» и «Юрьев день».
«Я очень не люблю ездить на фестивали. Хотя все должно быть ровно наоборот - фуршеты, контакты, связи. А я там себя чувствую всегда очень неуютно и потому лечу только на один день, когда будет показ фильма».
важные события жизни
«Я сел в самолет и из Франции, из Ниццы, перелетел в Улан-Батор, а дальше нас с другом выкинули в пустыню Гоби, и мы неделю кочевали, в юртах жили. И более счастливым я никогда не был. Я понял, что такое пустота, что такое 16 уровней пустоты и что такое вообще вечность. И какие это счастливые люди, которые там живут. Как это здорово и красиво. Какое это счастье - путешествовать по миру. Как он замечательно устроен».
люблю
пошутить, путешествовать, японские духи
ну, не люблю
лифты
мечта
Снять фильм по «Зойкиной квартире» Булгакова.
и вообще…
«Самое страшное - это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь, страшно, что другим этого не видно».
Лия Ахеджакова, актриса: «Чем мне нравится Кирилл Серебренников: он не бросит недоделанное, ищет выходы, решения. Это человек, с которым мне легко. Он серьезно занят актерами и тем, чтобы мы "жили" правильно. Почему-то перед ним не стыдно, когда что-то не можешь выполнить. И над спектаклем "Фигаро" шла та же кропотливая, скрупулезная работа. Тяжелая, но приятная, потому что была замечательная атмосфера. Кирилл окружает себя не просто актерами, а друзьями, с кем говорит на одном языке».
Михаил Козаков, актер и режиссер: «У Кирилла Серебренникова бывают прекрасные, но случаются и ужасные спектакли. Например, "Человек-подушка" по пьесе Мартина Макдонаха - замечательно! Фильм Серебренникова "Изображая жертву", на мой взгляд, много хуже, чем его же спектакль. Последний более условный, и это сильнее действует».

Театрал получил из бюжета более 200 млн рублей, купил квартиру в Берлине за 300 тысяч евро и до сих пор на свободе.

Словно карась на сковородке вертится художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, проявляя невиданную медийную активность в защите своих вчерашних коллег, а ныне подследственных руководителей «Седьмой студии». В ход идет тяжелая артиллерия: публикации в «Комсомольской правде» с признаками джинсы, Евгений Миронов, передающий слезливое письмо Путину... Потревожено даже традиционно влиятельное театральное гей-лобби. Да, театралу есть чего опасаться: когда еженедельно спецслужбы выхватывают и садят в СИЗО очередного соратника, очень трудно оставаться «во всем белом». К тому же достоянием гласности стали новые факты, указывающие на причастность Серебренникова к бюджетным злоупотреблениям.

Где твои деньги, Мединский?

В новом расследовании хищений «Седьмой студии» следователям неоценимую помощь оказала налоговая служба. Налоговики выяснили, что сотрудники компании проводили бюджетные деньги по фиктивным договорам на оказание услуг. По документам студия закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь. А на самом деле — просто подписывала левые договора и платежки, никаких услуг за это не получая. Такую систему поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Отмытые с их помощью деньги обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина — "мерседесы" последних моделей.

В 2012-2014 годах возглавляемый Владимиром Мединским Минкульт передал 210 млн рублей некоммерческой организации "Седьмая студия", которая тогда ставила спектакли на "Винзаводе". Студией руководил режиссёр Кирилл Серебренников, работавший над проектом "Платформа". Идея была в том, чтобы на одной платформе могли сосуществовать разные виды искусства — музыка, поэзия, танцы, театр, мультимедиа. Параллельно через "Платформу" продвигали молодых авторов и продюсеров.

А в середине мая нынешнего года Следственный комитет завёл уголовное дело по статье "Мошенничество" из-за хищения бюджетных денег, выделенных Министерством культуры на развитие искусства. По версии следователей, руководители студии похищали средства, которые государство давало на "Платформу". По оценкам силовиков, отмыли и вывели около 200 млн рублей. Норматив отката в 10%, как видим, был выдержан четко.

Сейчас источники в правоохранительных органах рассказали Лайфу, по какой именно схеме отмывали деньги. Вскрыть эту схему помогла недавняя проверка налоговой. Оказывается, всё происходило при помощи фирм-однодневок.

- "Седьмая студия" заключила более 160 договоров на оказание услуг с однодневками, через которые обналичивала деньги. Причём 80 фирм вообще не существовали в реальности. Ещё 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них указан другой вид деятельности, — рассказал источник в силовых кругах. — Всё это задокументировано в ходе налоговой проверки. Налоговики написали, что 20 "живых" фирм имеют признаки "помоек". У них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников. У них множество учредителей и постоянно меняются директора.

Источник перечислил несколько эпизодов, когда деньги уходили на "помойку". По его словам, схема имела вид цепочки. Получив государственные деньги, фирма-однодневка не сразу обналичивала их, а переводила по поддельным договорам во вторую однодневку. Таким образом, следы денег размывались.

— Представим: "Седьмая студия" платит "помойке А" 14 миллионов якобы за организацию концертов. "Помойке В" переводят 15 миллионов, скажем, за техническое обслуживание, — объясняет источник. — "Помойка В" переводит бабки в "Фирму-1", которая торгует продуктами и табаком. Причём по договорам покупают не продукты, а почему-то бумагу.

Одновременно, продолжает собеседник, первая "помойка" распихивает 14 миллионов по другим компаниям.

— Шесть миллионов уходит на какие-то подарочные наборы. Четыре ляма платят "Фирме-3" на оргтехнику. И ещё четыре миллиона идут "Фирме-1" за всё ту же бумагу, — перечисляет он.

"Сон" на миллион

По одному из эпизодов дела обвиняют бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. Его подозревают в хищении средств, выделенных на постановку спектакля "Сон в летнюю ночь". Малобродского суд арестовал 21 июня, и судебное заседание послужило причиной насмешек общественности.

Как сообщали СМИ, прокурор на судебном заседании утверждал, что спектакль так и не был поставлен, хотя деньги на него выделили. В ответ защита Малобродского возразила, что премьера была и на неё пришли журналисты, которые написали рецензии. Это почему-то не убедило прокуроров в том, что спектакль действительно состоялся.

— Статья [в газете] не свидетельствует о том, что мероприятие действительно было проведено, — отметил прокурор на заседании Пресненского суда.

Теперь защита Малобродского и режиссёр Серебренников говорят: они поставлены в такую абсурдную ситуацию, что вынуждены доказывать, что спектакль реально был.

Мы попросили нашего собеседника в следствии разъяснить эту ситуацию. Он рассказал, на чём на самом деле строится обвинение в отношении Малобродского.

— Никто не говорит, что спектакля не было вовсе. Может, в суде что-то не так поняли. Спектакль был, но на его постановке похитили часть средств, — объяснил источник. — Малобродский просил на спектакль 4,87 млн рублей, а в расходах, подлежащих покрытию, отражена сумма 3,87 млн. То есть один миллион нужно было вернуть в бюджет.

Однако, говорит источник, этого миллиона бюджет так и не увидел.

Стоит отметить, что раньше СМИ сообщали о несколько других цифрах. Тогда речь шла о хищении якобы 2,3 млн рублей. Обвинения в хищениях на постановке "Сна в летнюю ночь" уже были предъявлены бывшему бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой и бывшему гендиректору студии Юрию Итину.

День победы по-серебренниковски Особенно следствие заинтересовали материальные блага, купленные в период, когда Минкультуры финансировало "Седьмую студию".

Так, по данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрёл в Берлине квартиру. Она обошлась режиссёру в €300 тыс. Из них почти семь тысяч худрук отдал за отделочные и ремонтные работы.

Квартира расположена почти в центре немецкой столицы, на Вайнштрассе, 15. Это уютный пятиэтажный дом, построенный, вероятно, после войны. Серебренников часто летает в Германию и признаётся, что ему "комфортнее жить в Берлине, а работать — в России". Однако и в Германии он работает: в Берлине режиссёр поставил оперу "Севильский цирюльник".

Бывший гендиректор студии Юрий Итин тоже не чужд немецким вещам. К Германии он приобщается через автомобили производства этой страны. В распоряжении СМИ оказались фотографии колонны "мерседесов" и "ауди", в которой Итин приехал на одну из встреч.

Источники не берутся утверждать, что на покупку всего этого тратили именно незаконно полученные деньги. Но это обстоятельство требует проверки. Ведь хронологически, например, приобретение квартиры совпало со временем, когда "Седьмая студия" получила деньги от Минкульта.

Что за студия такая?

"7-я студия" ("Седьмая студия") — театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актёрско-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ. Свои первые спектакли студия играла в центре современного искусства "Винзавод" и на Новой сцене МХТ им. Чехова, а с сентября 2012 года — на площадке "Гоголь-центра".В мае, обыски по делу о хищениях в "Гоголь-центре" шли сразу по 17 адресам, в том числе и в квартире худрука Кирилла Серебренникова. Изначально речь шла о хищении 1,2 миллиона рублей. Позднее пресс-служба СКР сообщила, что размер похищенного — "около 200 миллионов".

Сейчас в деле фигурируют бывший бухгалтер студии Нина Масляева, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. Масляева и Малобродский сейчас в СИЗО, Итин под домашним арестом. Кирилла Серебренникова допросили как свидетеля.

Стоит напомнить, что Кирилл Серебренников известен как бизнесмен от театра и человек, близкий к Владиславу Суркову, превративший субсидии на культуру в источник быстрого и легкого обогащения с небольшим богемным налетом. Как ранее сообщало ИА "Руспрес", он является учредителем культурного фонда "Территория" совместно с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Андреем Ураевым.

В свою очередь, бывший постановщик трюков Андрей Ураев - старый деловой партнер Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу и тоже старый знакомый Владислава Суркова. Через этих людей на протяжении нескольких лет осуществляется непрозрачное распределение государственных средств и спонсорской помощи российским театрам окончательный размер которых до конца даже не установлен. Сколько нашим героем потрачено на постановку у Табакова китча под названием "Околоноля" по одноименному сурковскому произведению, тоже установить не представляется возможным. Иногда, правда, случается и так, что покровители попадают в опалу, и тогда вопрос о расходовании средств на культуру стает в полный рост. Так, когда позиции неравнодушного к Серебренникову Суркова ослабли, Кириллу Серебренникову приходится держать ответ за проекты, средства на которые разворовали в "жирные" годы.

68 МИЛЛИОНОВ СЕРЕБРЕННИКОВА
Вот такое «Кино»

Новостные ленты принесли неожиданное для многих сообщение – сотрудники Главного управления Следственного комитета России задержали в Санкт-Петербурге художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. В сообщении СКР говорится, что режиссёр подозревается в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011-2014 годах Министерством культуры на реализацию проекта «Платформа». «Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ - мошенничество в особо крупном размере. Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения». По этой статье УК РФ максимальное наказание может достигать 10 лет заключения и штраф до 1 миллиона рублей.

Друзья Серебренникова в социальных сетях сообщают, что режиссёра арестовали ночью, в номере одной из гостиниц Санкт-Петербурга, и ночью же на поезде конвоировали в Москву. Пишут, будто бы арестовали именно сейчас не в последнюю очередь потому, что адвокат Серебренникова «в данный момент находится в другом городе». Тем временем, агентство РИА «Новости» сообщает : «Режиссёр Кирилл Серебренников не будет участвовать ни в каких следственных действиях до того, как его защитник вернётся в Москву из Владимира, заявил адвокат Дмитрий Харитонов».
Кирилл Серебренников снимал в Санкт-Петербурге фильм о знаменитом певце Викторе Цое.

Многие комментаторы тут же стандартно принялись нагнетать ужасы про возвращение 37-го года, что мол готовится «показательный процесс» над «всемирно известным режиссёром», чтобы запугать деятелей российской культуры, критически настроенных по отношению к властям и пр. И при этом судьба бюджетных 68 миллионов рублей возмущённую общественность не волнует. А на мой непросвещённый взгляд власть всего-навсего хочет показать, что неприкасаемых в стране не должно быть, будь ты режиссёр, губернатор, прокурор или олигарх. Кстати, предсказываю: скорее всего мерой пресечения для Кирилла Серебренникова станет гуманный домашний арест.

Кстати, источник «Интерфакса» рассказал, что коллеги Серебренникова по «Седьмой студии» пошли на сделку со следствием, узнав о показаниях режиссёра против них. «В тот период, когда режиссёр находился в статусе свидетеля, он дал показания против своих коллег по «Седьмой студии». После этого главбух этой организации Нина Масляева, признавшая вину, сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова - свидетель по делу, ряд других лиц дали показания на своего бывшего шефа", - сообщил собеседник агентства.

ОЛИГАРХА ФРИДМАНА НЕМНОГО ПОЖУРИЛИ ЗА «НЕДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ»
«УК «Альфа-Капитал» обязана опубликовать опровержение»

Прошла уже неделя после крупнейшего за последний год скандала в банковском мире, и вот мы дождались, наконец, реакции Федеральной антимонопольной службы. Как сообщает Российское агентство правовой и судебной информации , ФАС «направила ООО УК «Альфа-Капитал» предупреждение из-за сообщений о якобы имеющихся проблемах в ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Бинбанк», ПАО «Московский Кредитный Банк» и ПАО «Промсвязьбанк», говорится в сообщении ведомства.

Фирме выдано предупреждение о прекращении рассылки писем с не соответствующими действительности сведениями о проблемах внутри кредитных организаций. Кроме того, УК «Альфа-Капитал» обязана опубликовать опровержение.
ФАС отмечает, что 16 августа из средств массовой информации стало известно о направлении ООО УК «Альфа-Капитал» в адрес своих клиентов писем о наличии проблем внутри банков, а также о том, что «ситуация вокруг них может быть окончательно решена уже этой осенью».

«На основании этих утверждений ООО УК «Альфа-Капитал» в письмах указало на риски «списания» некоторых ценных бумаг, эмитированных такими банками, или существенного снижения их стоимости, также сообщив о своих последующих в связи с этим действиях как доверительного управляющего ценными бумагами, включая действия по приобретению ценных бумаг по сниженной стоимости в ходе возможной распродажи на рынке», – подчёркивается в сообщении.

Служба отмечает, что в ходе анализа данной ситуации 17 августа в ФАС поступило обращение от Банка России с указанием на наличие признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО УК «Альфа-Капитал», а также с просьбой провести проверку».

Напомню, что после того, как Центробанк потребовал у ФАС проверки управляющей компании «Альфа-Капитал», некоторые наблюдатели говорили, что уровень этой проверки и её выводы, покажут, насколько сильны в Кремле позиции главного акционера «Альфа групп», олигарха Михаила Фридмана. Если судить по опубликованному решению, позиции Фридмана вполне устойчивые.

БЫВШИЙ КАБАРДИНСКИЙ МИНИСТР ФИНАНСОВ НАЗЛОУПОТРЕБЛЯЛ НА 123 МИЛЛИОНА
Ему помогал Бетал Фокичев

По сообщению газеты «Коммерсант» , следователи УФСБ по Кабардино-Балкарии возбудили уголовное дело против бывшего министра финансов этой российской республики Заура Лихова по подозрению в злоупотреблении полномочиями. Как пишет корреспондент газеты Тимур Самедов из Нальчика: «По данным следствия, Заур Лихов и его заместитель Бетал Фокичев в 2012 году незаконно выдали нескольким предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям около 20 кредитов на общую сумму более 123 млн руб. О финансовых нарушениях со стороны руководства филиала стало известно спустя лишь несколько лет - после проверки, которую провела служба собственной безопасности банка».

Заур Лихов занимал должность министра финансов Кабардино-Балкарии с января 2015 года и был месяц назад уволен указом главы республики Юрия Кокова.

Виктор Филин, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru

Читайте последние новости о скандалах, компромате и борьбе с коррупцией в России на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях.



Рассказать друзьям