"алтайская принцесса" - научная сенсация и потревоженная святыня. Алтайская принцесса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом месте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

June 8th, 2013

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info

Принцесса Укока - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д. Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.

Давайте узнаем подробнее об этой истории!

В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.

В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.

Растаял он только в 1993 году, когда студенты-археологи и пограничники с соседней заставы, из любопытства помогавшие ученым в свободное от службы время, помогли раскидать тяжелые камни и вскрыть погребальные срубы.

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии. Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название « принцесса Укока ». В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай.

Мумия среднего класса

Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.

В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.

Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.

Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.

Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.

Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.

Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.

Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».

По ленинскому пути

Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.

Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.

Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.

Премиальные от мумии

В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».

«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.

Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.

В 2004 году впервые были присуждены всего три Государственные премии в области науки и техники по 5 млн рублей (около $180 тыс по курсу) каждая, что было уже сравнимо с деньгами нобелевского лауреата.

Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.

Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.

Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.

Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.

Кадровая политика принцессы

В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.

Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.

Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.

Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.

В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.

Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.

Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.

Не прошло и полгода после этого, как Владимир Путин освободил Леонида Драчевского от должности полпреда. Четыре года он побыл зампредом РАО «ЕЭС России» и окончательно выпал из большой российской политики. На сегодня его должность называется – исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Мавзолей «Газпрома»

«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.

Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».

«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.

В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.

Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»

Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.

Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».

Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.

«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.

«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».

Последнее предупреждение принцессы

Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.

«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».

Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.

При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.

Возвращение принцессы:

В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.

Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.


источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956

А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например: или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

История находки

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Фотография мумии принцессы Укока

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая»[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

- Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника. «Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Напишите отзыв о статье "Принцесса Укока"

Ссылки

  • «» об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «» Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «» Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • «» Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «» В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «» Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Полосьмак Н. В. , Деревянко А. П. . - Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - 124 с., ил. ISBN 5-02-030738-6
  2. Тур С. С. // Древности Алтая, 2003 № 10
  3. (рус.) . РИА «Новости» (16:48 20 марта 2008 года). Проверено 3 мая 2008. .
  4. (рус.)
  5. (рус.)
  6. (рус.)
  7. Антон Лучанский. . Большой Новосибирск (18 марта 2006). - «Документальный фильм об археологических раскопках в республике Горный Алтай стал беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий.» Проверено 3 октября 2012. .

Отрывок, характеризующий Принцесса Укока

Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
– Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
И не дышал.
Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...
Тот же маленький человечек, Хюг де Арси, был очень доволен. Всё наконец-то закончилось – катарские еретики были мертвы. Теперь он мог спокойно отправляться домой. Крикнув замёрзшему в карауле рыцарю, чтобы привели его коня, Арси повернул к сидящим у огня воинам, чтобы дать им последние распоряжения. Его настроение было радостным и приподнятым – затянувшаяся на долгие месяцы миссия наконец-то пришла к «счастливому» завершению... Его долг был исполнен. И он мог честно собой гордиться. Через короткое мгновение вдали уже слышалось быстрое цоканье конских копыт – сенешаль города Каркассона спешил домой, где его ждал обильный горячий ужин и тёплый камин, чтобы согреть его замёрзшее, уставшее с дороги тело.
На высокой горе Монтсегюр слышался громкий и горестный плач орлов – они провожали в последний путь своих верных друзей и хозяев... Орлы плакали очень громко... В селении Монтсегюр люди боязливо закрывали двери. Плач орлов разносился по всей долине. Они скорбели...

Страшный конец чудесной империи Катар – империи Света и Любви, Добра и Знания – подошёл к своему завершению...
Где-то в глубине Окситанских гор ещё оставались беглые Катары. Они прятались семьями в пещерах Ломбрив и Орнолак, никак не в силах решить, что же делать дальше... Потерявшие последних Совершенных, они чувствовали себя детьми, не имевшими более опоры.
Они были гонимы.
Они были дичью, за поимку которой давались большие награды.

И всё же, Катары пока не сдавались... Перебравшись в пещеры, они чувствовали себя там, как дома. Они знали там каждый поворот, каждую щель, поэтому выследить их было почти невозможно. Хотя прислужники короля и церкви старались вовсю, надеясь на обещанные вознаграждения. Они шныряли в пещерах, не зная точно, где должны искать. Они терялись и гибли... А некоторые потерянные сходили с ума, не находя пути назад в открытый и знакомый солнечный мир...
Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.
Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак...
Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь...
Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»...
«Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались...
– Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь?
– К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
В ночь их добровольно «ухода» из несправедливого и злого материального мира все Катары вышли наружу, чтобы в последний раз вдохнуть чудесный весенний воздух, чтобы ещё раз взглянуть на знакомое сияние так любимых ими далёких звёзд... куда очень скоро будет улетать их уставшая, измученная катарская душа.
Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.
Не сговариваясь, катары повернули к Монтсегюру. Они хотели в последний раз взглянуть на свой ДОМ. На священный для каждого из них Храм Солнца. Странная, длинная процессия худых, измождённых людей неожиданно легко поднималась к высочайшему из катарских замков. Будто сама природа помогала им!.. А возможно, это были души тех, с кем они очень скоро собирались встречаться?
У подножья Монтсегюра расположилась маленькая часть армии крестоносцев. Видимо, святые отцы всё ещё боялись, что сумасшедшие Катары могут вернуться. И сторожили... Печальная колонна тихими призраками проходила рядом со спящей охраной – никто даже не шевельнулся...
– Они использовали «непрогляд», верно ведь? – удивлённо спросила я. – А разве это умели делать все Катары?..
– Нет, Изидора. Ты забыла, что с ними были Совершенные, – ответил Север и спокойно продолжил дальше.
Дойдя до вершины, люди остановились. В свете луны руины Монтсегюра выглядели зловеще и непривычно. Будто каждый камень, пропитанный кровью и болью погибших Катар, призывал к мести вновь пришедших... И хотя вокруг стояла мёртвая тишина, людям казалось, что они всё ещё слышат предсмертные крики своих родных и друзей, сгоравших в пламени ужасающего «очистительного» папского костра. Монтсегюр возвышался над ними грозный и... никому ненужный, будто раненый зверь, брошенный умирать в одиночку...
Стены замка всё ещё помнили Светодара и Магдалину, детский смех Белояра и златовласой Весты... Замок помнил чудесные годы Катар, заполненные радостью и любовью. Помнил добрых и светлых людей, приходивших сюда под его защиту. Теперь этого больше не было. Стены стояли голыми и чужими, будто улетела вместе с душами сожжённых Катар и большая, добрая душа Монтсегюра...

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

Принце́сса Уко́ка - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В одной из ям расположенных под курганом, археологи обнаружили захоронение человека, погребенного там еще в эпоху скифов. Рядом с останками человека был онаружен целый ряд интереснейших с научной точки зрения предметов: 2 ножа выполненных из железа, несколько глиняных сосудов, а также кусочки золотой фольги. Особенно интересно то что вместе с человеком были захоронены 3-и лошади. Но самое интересное открытие заключается в том что под найденным захоронением мужчины, было найдено еще более раннее захоронение знатной женщины.

То что данная женщина относилась к знатному роду не вызывает сомнений, так как вместе с женщиной были захоронены ряд очень дорогих по тем временам предметов, а также шесть лошадей.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.

Фотогалерея :

Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

20 сентября один из главных экспонатов музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАиЭт) - мумию знаменитой « алтайской принцессы», найденную археологами 19 лет назад на плато в Горном Алтае, отправили на вертолете из Новосибирска в Горно-Алтайск.

Мумию древней женщины разместили в .

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Возможно посетить место захоронения Принцессы Укок в экспедиции .

Забронировать тур по тел. 8-913-305-0000

Фотография мумии принцессы Укока

Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Месть алтайской принцессы (плато Укок)

Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу»

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.

Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал: «Неплохо! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.

В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.

В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили «музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая «музейная ночь».

В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея

Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской «принцессе». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.

Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

Мы должны быть готовым к своего рода «эвакуации» фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.

Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.

Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных «Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения «Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только «биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.



Рассказать друзьям