Анализ «На дне» Горький. Урок литературы на тему "М.Горький

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене. Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления. В основе драматического произведения лежит конфликт. В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздается речь героев, воспроизво – дятся их поступки, поведение вцелом. Каждый период речи героев называется репликой. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки. Особенности драматического произведения


Замысел пьесы возник в 1901 году. «Это будет страшно» - так Горький определил сущность будущего произведения – год создания. 18 декабря 1902 года состоялась премьера в Московском Художест- венном театре. Пьеса посвящена Константину Петровичу Пятницкому (создателю хора народной песни).


Горький читает пьесу «На дне» артистам МХТ г.




Смысловая доминанта названия Ночлежка – место действия Без солнца, дно – характер условий Дно жизни – социальное положение Что происходит с человеком «на дне»? На дне чего? Жизни? Души? Т.о. Горький обозначил специфику драматического конфликта, который определил и ЖАНР пьесы.






Система действующих лиц 1.Нет главных и второстепенных героев, нет внесценических персонажей. 2. В афише сообщается возраст (у всех героев), профессия или род деятельности, социальный статус (хозяин), родственные отношения. 3. Даются имена героев или их прозвища (?!). 4. Герои пьесы разделены по социальному (материальному) положению. (?!) 5. Выделяется группа «философов поневоле»: героев – носителей какой-либо жизненной философии (идеи, концепции) (Бубнов, Сатин, Лука, Клещ)








Внешний конфликт «любовный»: Василиса – Пепел - Наташа Внутренний конфликт «философский»: столкновение разных «правд» о человеке К моменту появления Луки система ценностей обитателей ночлежки уже сформулирована. Возникает необходимость иного, ПОЛЕМИЧЕСКОГО взгляда на их жизнь, чтобы «запустить» механизм драмы.


Спор о назначении человека!!! Правда факта (Бубнов) «Все люди на земле лишние…» «…вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» «Что было – было, а остальное одни пустяки.» Клещ: «Работы нет! Сил нет! Вот правда! Пристанища нет! Издыхать надо – вот она правда… Жить нельзя.» Ложь во спасение (Лука) «Ни одна блоха – не плоха: все чёрнень- кие, все – прыгают..» «…человеком родил- я, человеком и помрёшь…» «не всегда правдой душу вылечишь…» «Есть – люди, а есть – иные – человеки» «Человек может добру научить» «Барство – то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки – то остаются…» Человек – вот правда! (Сатин) «Кто слаб душой… – тем ложь нужна…» «Правда – бог свободного человека» «Всё - в человеке, всё для человека» «Надо уважать человека!... Не унижать его жалостью…» «Человек свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – выше сытости!..»


Сцена из спектакля. Сатин – К. Станиславский Авторская позиция 1.Горький развивает тему Человека и обращается в своих поисках к социальному «дну». 2.Писатель вскрывает одну из особенностей русского национального характера: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ реальностью, резко кри- тическое отношение к ней и полная неготовность что бы то ни было предпри – нять для того, чтобы эту реальность изменить. 3.В размышлениях героев воплотились модные для того времени «пути дости- жения счастья»: трудом (Клещ), выдуманной лю- бовью (Настя), Бога (Анна)


Авторская позиция 4. Писатель сочувствует своим героям, но не принимает их иллюзий. 5. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – ЧТО ЛУЧШЕ: ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» 6. Человек – вот правда! Таков лейт – мотив в развитии сюжета. Человек велик своими нерастрачен – ными возможностями, своим творческим потенциалом. Важен сам факт такого признания о человеке! 7. Боль за погибшие души пронизыва- ет пьесу. В этом гуманизм писателя. Лука – носитель идеи сострадания, милосердия. Не битва за добро, а про- поведь добра – дело Луки. Истинно то, что человечно!


Способы выражения авторской позиции 1.Острота конфликта, динамика его развития, трагизм развязки. 2.Формы диалогов и речевых конструкций: а) через непрерывность диалогов достигается эффект повседнев- ности, застойности человеческих взаимоотношений в ночлежке; б) слова-лейтмотивы, приобретающие в контексте пьесы симво – лическое значение (Бубнов: «А нитки – то гнилые!»). 3. Речевые характеристики героев указывают на социальное проис- хождение, мироощущение, место героя в системе действ. лиц. 4. Особую роль играют авторские ремарки (фон, характеристика). 5. Использование песенного текста контрастирует с характером взаимоотношений между людьми. 6. Композиционная законченность частей – смерть героев – выделяет замысел автора. 7. Концентрация действия вокруг одного героя – Луки. 8. Зеркально повторяющиеся эпизоды создают эффект «избыточ – ности» действия, что помогает акцентировать внимание на важ- ных для автора моментах. 9. Использование литературных реминисценций. Смысловое ядро всех реминисценций в пьесе – уход из жизни, смерть.(судьба актера предсказана его же репликами)


Самодиагностика (на основе тестирования) 1.Определите жанр пьесы. а) трагедия; б) социальная драма; в) трагикомедия; г) социально-философская драма. 2. Какой театр впервые поставил пьесу? а) театр драмы имени В. Комиссаржевской; б) МХТ 3. Что является кульминацией пьесы? а) появление Луки; б) убийство Костылева; в) смерть актера; г) притча о праведной земле. 4. В чем суть философского конфликта, изображенного автором в пьесе? а) отражение модных теорий эпохи; б) спор о назна – чении человека; в) критическое отношение к действи – тельности; г) противоборство добра и зла. 5. Какие события пьесы происходят не на сцене, а «за кулисами»? а) убийство Костылева; б) ссора Квашни с Медведе – вым; в) драка Василисы и Наташи; г) месть Василисы своей сестре; д) смерть Анны.


6. Кто из героев пьесы до ночлежки был: а) чиновником в казенной палате; б) сторожем на даче; в) телеграфистом; г) слесарем; д) скорняком. 7. Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, поговорки, выска – зывания? а) Шум – смерти не помеха. б) Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё. в) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! г) Ни одна блоха не плоха: все чернень- кие, все – прыгают. д) все хотят порядка, да разума нехватка е) не любо – не слушай, а врать не мешай. 21 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос (по выбору): Какую роль в пьесе играет последнее действие? О чём спорят герои пьесы «На дне»? В чём выразился гуманизм пьесы? Что важнее: истина или сострадание? (Роль образа Луки).

Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены.

Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе — это разговоры. Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак­та). В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.

Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по­сле пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:

— постановка острых философских проблем;

— отказ от яркой движущейся сюжетной линии;

— «рифмующиеся» эпизоды;

Предметом изображения в драме Горького “На дне” становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, идущих в русском обществе рубежа веков, на дно жизни. Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения сценическими средствами, ему необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт, в результате которого проявились бы противоречия сознания ночлежников, его сильные и слабые стороны. Пригоден ли для этого социальный, общественный конфликт?

В самом деле, социальный конфликт представлен в пьесе на нескольких уровнях. Во-первых, это конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и ее обитателями. Он ощущается героями на протяжении всей пьесы, но оказывается как бы статичным, лишенным динамики, не развивающимся. Это происходит потому, что Костылевы сами не так уж далеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки и отношения между ними могут создать лишь напряжение, но не стать основой драматургического конфликта, способного “завязать” драму.

Кроме того, каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на “дне” жизни, в ночлежке.

Ho эти социальные конфликты принципиально вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое и потому не становятся основой конфликта драматургического. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся на жизни людей, но не сами эти столкновения.

Наличие социального напряжения обозначено уже в названии пьесы. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “стремнины”, верхнего ее течения, к которому и стремятся приблизиться персонажи. Ho и это не может стать основанием драматургического конфликта - ведь это напряжение тоже лишено динамики, все попытки героев уйти со “дна” оказываются бесперспективными. Даже появление полицейского Медведева не мм импульса развитию драматургического конфликта.

Возможно, драму организует традиционный любовный конфликт? Действительно, он присутствует в пьесе. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, жены Костылева Василисы, самого хозяина ночлежки и Наташи.

Ею окажутся появление в ночлежке Костылева и разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка - это изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта. Завязкой оказывается появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей обогащают Пепла, возрождают его к новой жизни.

Кульминация, высшая точка в развитии конфликта, принципиально вынесена за сцену: мы не видим, как именно Василиса ошпаривает кипятком Наташу, лишь узнаем об этом по шуму и крикам за сценой и разговорам ночлежников. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

Разумеется, любовный конфликт становится и гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия “дна” калечат человека и самые возвышенные чувства, даже такое, как любовь, ведут не к обогащению личности, но к смерти, увечью, убийству и каторге. Развязав таким образом любовный конфликт, Василиса выходит из него победительницей, достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева.

Ho любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не включает в себя их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями. Следовательно, любовный конфликт тоже не создает ту ситуацию, которая может лечь в основу конфликта драматургического.

Ещe раз повторим: предметом изображения в пьесе Морького оказываются не только и не столько социальные противоречия действительности или возможные пути их разрешения; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы. Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие (событийный ряд) уступает место так называемому внутреннему действию. На сцене воспроизводится обыденная жизнь с ее мелкими ссорами между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает вновь, но не эти обстоятельства оказываются сюжетообразующими. Философская проблематика заставляет драматурга трансформировать традиционные формы драмы: сюжет проявляется не только в действиях героев, но в их диалогах. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта: действие переводится Горьким во внесобытийный ряд.

В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим трагическим положением на “дне” жизни. Все, за исключением Клеща, и не думают о возможности выбраться отсюда, но заняты лишь мыслями о сегодняшнем дне или же, подобно Барону, обращены к ностальгическим воспоминаниям о прошлом.

Завязкой конфликта оказывается появление Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре их внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход к каждому из них - и это производит истинный переворот в жизни героев. Развитие внутреннего действия начинается в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже Горького, и составляют его истинную суть. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; Актер, спившийся человек, опустившийся алкоголик, вспоминает о творчестве и всерьез задумывается о возвращении на сцену; “потомственный” вор Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной жизни, хочет уехать в Сибирь и стать там крепким хозяином. Мечты обнажают истинную человеческую суть героев Горького, их глубину и чистоту. Так проявляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев, их благородные устремления оказываются в вопиющем противоречии с их теперешним социальным положением. Устройство общества таково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Лука с первого момента своего появления в ночлежке отказывается видеть в ночлежниках жуликов. “Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают...” - так говорит он, обосновывая свое право называть своих новых соседей “честным народом” и отвергая возражение Бубнова: “Был честной, да позапрошлой весной”. Истоки такой позиции - в наивном антропологизме Луки, который полагает, что человек изначально хорош и лишь социальные обстоятельства делают его плохим и несовершенным.

Позиция Луки предстает в драме очень сложной, и авторское отношение к нему выглядит неоднозначным. Лука абсолютно бескорыстен в своей проповеди и в желании пробудить в людях лучшие, скрытые до поры стороны их натуры, о которых они даже и не подозревали: столь разительно контрастируют они с их положением на самом “дне” общества. Лука искренне желает споим собеседникам добра, показывает реальные пути достижения ноной, лучшей жизни. И под воздействием его слов герои действительно переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги для того, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, не подозревая даже, что она ему не нужна: мечта о возвращении к творчеству дает ему силы преодолеть свой недуг, и он перестает пить. Пепел подчиняет всю свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги, сделаться крепким хозяином. Мечты Насти и Анны, жены Клеща, вполне иллюзорны, но и эти мечты дают им возможность ощутить себя более счастливыми. Настя воображает себя героиней бульварных романов, демонстрируя в своих мечтах о несуществующем Рауле или Гастоне подвиги самопожертвования, на которые она действительно способна; умирающая Анна, мечтая о загробной жизни, гоже отчасти уходит от ощущения безысходности. Лишь Бубнов да Барон, люди совершенно безразличные к другим и даже к себе самим, остаются глухими к словам Луки. Позицию Луки обнажает спор о том, что такое правда, возникший у него с Бубновым и Бароном, когда тот безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти о Рауле: "Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...". Иными словами, Лука утверждает живительность для человека утешительной лжи. Ho только ли ложь утверждает Лука?

В нашем литературоведении долго господствовала концепция, согласно которой Горький однозначно отвергает утешительную проповедь Луки. Ho позиция писателя сложнее.

Авторская позиция выражается в первую очередь в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как рассчитывали герои и в чем убеждал их Лука. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева. Актер, потерявший веру в свои силы, в точности повторит судьбу героя притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Доверяя герою рассказать этот сюжет, Горький и сам в четвертом акте обыграет его, сделав прямо противоположные выводы. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать надежды, пусть иллюзорной. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Ho вернемся к предшествующему вопросу: в чем обманул героев пьесы Лука?

Актер обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложную надежду. Ho ведь он и не обещал вывести их со “дна” жизни - он просто вселил в них надежду на то, что выход есть и что он не заказан для них. Ta вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочна и нежизненна и с исчезновением героя, который способен был разбудить ее, тут же и угасла. Дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их сделать хоть немногое для того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, обрекающим их на ночлежку Костылевых. Поэтому главное обвинение он адресует не Луке, а героям, не способным найти в себе сил противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полная неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука у ночлежников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жизни. И мысль о попытке как-то эти обстоятельства изменить не приходит в голову ни Луке, ни его пастве. Поэтому столь драматично переживают герои потерю Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима внешняя поддержка даже столь беспомощного в практическом смысле человека, как “беспачпортный” Лука.

Лука - идеолог пассивного сознания, столь неприемлемого для Горького.

Пo мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, Анной, Актером, который после исчезновения Луки утратил всякую надежду и обретенные было внутренние силы для ее реализации - и возложил за это вину не на себя, а на Луку. Ho кто мог возразить на это герою, кто мог противопоставить хоть что-то его пассивной идеологии? Такого героя в ночлежке не было. Суть в том, что “дно” не может выработать иной идеологической позиции, поэтому столь близки его обитателям оказываются идеи Луки. Ho его проповедь дала импульс для некой антитезы, для возникновения новой жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин.

Он прекрасно осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки:

“Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей... Старик? Он - умница!.. Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...”.

И его знаменитый монолог о человеке, в котором он утверждает необходимость уважения, но не жалости, а жалость рассматривает как унижение, утверждает иную жизненную позицию. Однако это только зарождение, лишь самый первый шаг на пути формирования активного сознания, способного к изменению социальных обстоятельств, к противостоянию им, а не простого стремления отгородиться от них и постараться обойти их, на чем настаивал Лука.

Трагический финал драмы (самоубийство Актера) ставит перед нам и вопрос о жанровой природе пьесы “На дне”.

Есть ли у нас основания рассматривать “На дне” как трагедию? Ведь в таком случае мы должны будем определить Актера как героя-идеолога и рассматривать его конфликт с обществом как идеологический, ибо герой-идеолог смертью утверждает свою идеологию. Трагическая гибель - последняя и часто единственная возможность не склониться перед противостоящей силой и утвердить идеи.

Думается, что нет. Его смерть - акт отчаяния и неверия в собственные силы и возрождение. Среди героев “дна” нет явных идеологов, противостоящих реальности. Мало того, их собственное положение не осмыслено ими самими как трагическое и безысходное. Ими еще не достигнут тот уровень сознания, когда возможным оказывается трагическое мировосприятие жизни, ибо оно предполагает осознанное противостояние социальным или иным обстоятельствам.

Такого героя в ночлежке Костылева, на “дне” жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать “На дне” как социально-философскую и социально-бытовую драму.

Размышляя о жанровой природе пьесы, нужно обратиться к ее конфликту, показать, какие столкновения оказываются в центре внимания драматурга, что становится главным предметом изображения. В нашем случае предметом исследования Горького становятся социальные условия русской действительности рубежа веков и их отражение в сознании героев. При этом главным, основным предметом изображения оказываются именно сознание ночлежников и проявившиеся в нем стороны русского национального характера.

Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев. Для этого он показывает предысторию героев, которая становится ясна зрителю из диалогов персонажей. Ho важнее для него показать те социальные обстоятельства, обстоятельства “дна”, в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.

Внутри русского реализма начиная с 40-х гг. XIX столетия, с возникновения “натуральной школы” и гоголевского направления в литературе, выявляется направление, которое характеризует пафос социального критицизма в отношении к действительности. Именно это направление, которое представлено, к примеру, именами Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, получило название критического реализма. Горький в драме “На дне” продолжает эти традиции, что проявляется в его критическом отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и ею сформированным.

Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»

Я ИДУ НА УРОК

Ирина КУСТОВА,
средняя школа № 3,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл.

Урок в 11-м классе

Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»

Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.

Домашнее задание при подготовке к уроку.

Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).

“Исследование” афиши (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев).

Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя - индивидуальные задания).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Ход урока

Повторение. Драматические произведения.

Учитель . В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч. - “действие”) - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.

Вопрос.

Чем могло привлечь зрителей - современников М.Горького - название пьесы «На дне?

Ответы.

- “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.

Вопрос.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин , именем Лука ? Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?

Ответы.

Лука - один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902 г.: “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра”.)

Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877–1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор. (Учитель подчёркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)

Сатин - в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Вопрос.

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Ответы.

Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка - сапожник, Кривой Зоб и Татарин - ключники. Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?

Вопрос.

Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Ответы.

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Родство супругов Костылёвых и полицейского подчёркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.

Вопрос.

Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

Выводы.

Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Следующий этап урока - чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.

Ответы учащихся.

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает “тёмный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

Актёр - пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.

Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.

У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С.Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее”.

Клещ. В 1-м акте - два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную “культуру” городской проститутки.)

Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.

Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий... странствующий”.

(В дальнейшем один из учащихся выступит с сообщением «Странничество на Руси. Отношение Горького к странникам».)

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые...”; Бубнов - Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Литература для справок:

1. Юзовский Ю . «На дне» М.Горького. Идеи и образы. М., 1968.

2. Горький М . Статья «О пьесах».

3. Кузьмичёв И . «На дне» М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.



Рассказать друзьям