Анализ стихотворения Тургенева «Милостыня. Урок «Тема милосердия в стихотворении Тургенева «Милостыня Этап подготовки к активному усвоению знаний

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе - не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.

И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.

Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева - это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т. д. Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню.

Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию - старика “безобразно обглодала бедность”. Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни.

Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий - это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение по тургеневу милостыня уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа "Отцы и дети" Критика о творчестве И. С. Тургенева Д. И. Писарев М. А. Антонович Н. Н. Страхов Темы сочинений по творчеству И. С. Тургенева «Записки охотника» - галерея народных характеров Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» Тургенева Изображение народа в "Записках охотника" И. С. Тургенева Ещё о "Записках охотника" И.
    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
    1. Какова главная идея "Записок охотника" И. С. Тургенева? Главная мысль "Записок охотника" И. С. Тургенева - моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. 2. Какова функция природы в "Записках охотника" И. С. Тургенева? Природа в "Записках охотника" И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. 3. В чем состоит демократизм автора в "Записках охотника" И. С.
    Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке. Здравствуй, школа! В прекрасный денёк Мы вступили под школьные своды. Здесь учитель нас ждёт на урок – Начинаются школьные годы. Здравствуй, школа! Нас зовут за парты Озорные школьные звонки. Раньше просто были мы ребята, А теперь мы все ученики! Здравствуй, школа! Ты нам подарила Наш просторный новый светлый класс И мы все свои приложим силы Чтобы стал он лучше после нас. Здравствуй, школа! Нынче провожают В школу нас и мамы, и родня И слезу украдкой вытирая, Ласково все смотрят на
    Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу Тёмные аллеи. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя Но если бы
    С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля - День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его - день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более
    Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести

Анализ стихотворения в прозе «Милостыня» И С. Тургенев
Стихотворение написано в мае 1878 года. В этом году И.С. Тургенев был избран вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Тургеневу степень доктора обычного права. Приезды Тургенева в Россию в 1878-1881 были истинными триумфами.
Цикл «Стихотворения в прозе» автор писал с 1877 по 1882г., в данном цикле представлены почти все основные темы его творчества. «Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
«Милостыня» рассказывает о бедном старике, который медленно идет по дороге. Идея этого произведения во взаимопонимании, умения понять и помочь словом или делом, не требуя награды.
Стихотворение «Милостыня» начинается с большой экспозиции: «Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал...
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль».
Она вводит читателя в мир героя, в мир его переживаний и душевной боли – он не может просить милостыню, это унижение для героя.
Завязка сюжета, по-моему мнению, начинается словами: «Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца».
Далее автор использует литературный портрет, но не главного героя, а человека, который его окликнул. «Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой». Автор особое внимание обращает внимание на глаза, если следовать мнению, что «глаза – это зеркало души», то у человека душа светлая (добрая). Такому человеку веришь, его хочется слушать, поэтому портрет предшествует важному для героя диалогу.
Основная мысль: «Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры». Основная мысль этих слов довольно сложна для понимания. Автор говорит читателю о том, что отдавая, мы делаемся чище, добрее. И принимая подаяния от людей, мы делаем добрый поступок – даём возможность этим людям стать чище, совершить благородное дело. Не все могут с этим согласиться, но герой понимает говорящего и принимает его истину. «Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез…»
Таинственный незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде. И.С. Тургенев не говорит, кто был добрый человек: ангел или Иисус Христос, иллюзия или мысли вслух. Это решает читатель.
Думаю, что кульминация и развязка сюжета совпадают. Старик попросил милостыню, « купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость».
Я размышляла о том, как мало человеку нужно для счастья – доброе слово, но за этим стоит очень многое – понимание.
Литературная притча приглашает к размышлению. И.С. Тургенев учит понимать жизнь через иносказание. Особенности данного стихотворения в прозе: персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно; не отражены характеры; внимание автора отдано одной ситуации.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой».
Автор, используя просторечную лексику, создаёт стилистическую окраску текста. Разговорный стиль речи придаёт тексту конкретность, используется для словесной характеристики героя (шатаясь, лохмотья, прохожий, нищий).
Художественный стиль позволяет автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса ‒стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3).Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21).Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26).Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал ‒веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет… возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172).Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
В тексте повторяется местоимение «он».
1.Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал…
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам...
Считаю, что в данном тексте лексический повтор выполняет функцию нарастания напряженности повествования.
Так же автор использует такую стилистическую фигуру как риторический вопрос. Его цель - привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?».
Хочу сделать следующий вывод из всего выше сказанного: мало родиться человеком, нужно воспитать в себе человечность. Самая мудрая милостыня – это когда человек принимает на свое иждивение какого-нибудь беспомощного человека.

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной

М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

Теория литературы: притча (расширение понятия)

Ход урока

…Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им.
(Евангелие от Матфея)

Слово учителя.

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

Словарная работа

На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)

Притча, - и, ж.

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Литературоведческий словарь

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

Комментарий учителя

Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

Что обозначает зерно? А что почву?

После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Комментарий учителя

Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

“Милостыня”.

Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Притча о милостыне.

Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы к классу:

Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

В чём смысл притчи? (Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? (Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

Итоги урока

Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, – просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало,...
  2. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  3. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей «Ася». «Первая любовь». романов «Рудин». «Дворянское гнездо»...
  4. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  5. Первое из стихотворений в прозе И. С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл,...
  6. Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в...
  7. Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и...


Рассказать друзьям