Анализ живописного произведения на уроках изобразительного искусства. Из опыта работы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анализ живописного произведения на уроках изобразительного искусства. Из опыта работы

Гапоненко Наталья Владимировна, руководитель РМО учителей ИЗО и МХК Новоильинского района, учитель изобразительного искусства МБНОУ «Гимназия № 59»,г. Новокузнецка

«Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь… Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Зритель, слушатель, читатель должны быть вооружены знаниями, сведениями… И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнут в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!»

Д.С. Лихачев

Искусство – один из важных факторов формирования личности человека, основа для формирования отношения человека к явлениям окружающего мира, поэтому развитие навыков восприятия искусства становится одной из существенных задач художественного воспитания.

Одной из целей изучения предмета «Изобразительное искусство» является освоение художественного образа, то есть способность понимать главное в произведении искусства, различать средства выразительности, которые использует художник для характеристики данного образа. Здесь выполняется важная задача развития нравственно-эстетических качеств личности посредством восприятия произведений изобразительного искусства.
Попробуем рассмотреть методику обучения восприятию и анализу картин

Методика обучения восприятию и анализу картин

Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы.

1. Вопросы:

а) на понимание содержания картины;

б) на выявление настроения;

в) на выявление выразительных средств.

В целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять при этом целостного ощущения художественного произведения.

2. Беседа:

а) как вступление к занятию;

б) беседа по картине;

в) итоговая беседа.

В целом метод беседы направлен на развитие умения учащихся выразить свою мысль, на то, чтобы в беседе (рассказе педагога) ребенок мог получить речевые образцы для этого.

3. Рассказ учителя.

Наглядные:

Экскурсии (виртуальная экскурсия);

Рассматривание репродукций, альбомов с картинами известных художников;

Сравнение (картин по настроению, средствам выразительности).

Практические:

Выполнение письменных работ по картине;

Подготовка докладов, рефератов;

На уроках изобразительного искусства целесообразно сочетать разные методы работы с произведениями искусства, делая упор на тот или иной метод учитывая подготовленность учащихся

Работа с картиной

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

С. Л. Рубинштейн, Г. Т. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего, от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

Работа с картиной предполагает несколько направлений:

1) Изучение основ изобразительной грамоты.

На уроках учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства, жанрами, со средствами выразительности видов искусства. Учащимся прививаются навыки использования терминологии искусства: тень, полутень, контраст, рефлекс и т.д. через словарную работу, вводятся термины по искусствоведению, изучаются законы композиции.

2) Узнавание о жизни, творчестве художника.

Подготовка учащихся к активному восприятию картины чаще всего осуществляется в процессе беседы. Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, история создания картины. Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны : рассказ учителя, научный фильм, иногда выступления с сообщениями поручаются учащимся.

3) Использование дополнительной информации.

Восприятию картины способствует обращение к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию картины. Использование литературных произведений подготавливает почву для более глубокого восприятия и осмысления детьми живописного полотна знакомства с сюжетом мифа.

Огромное значение для понимания сюжета картины играет историческая ситуация в изучаемой стране, в конкретный временной отрезок, стилистические особенности искусства.

4) Рассматривание картины.

Умение рассматривать картину – одно из необходимых условий развития восприятия, наблюдательности. В процессе рассматривания картины человек видит в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам . Ученик, рассматривая картину, обращает внимание на то, что его волнует, занимает, что является для него новым, неожиданным . В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа.

5) Анализ живописного полотна.

Цель анализа картины является углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства.

На первых этапах анализ произведения проводиться в процессе беседы или рассказа учителя постепенно учащиеся проводят анализ самостоятельно. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Методики анализа живописного произведения

    Методика А.Мелик-Пашаева.(Источник: Журнал "Искусство в школе" №6 1993 г.А.Мелик-Пошаев "Праздничный день" или "Страшный праздник" (К проблеме понимания авторского замысла)

Вопросы к картине:

1.Как бы Вы назвали эту картину?

2.Нравится Вам картина или нет?

3.Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

4.Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?

7.Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

8.Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталось ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так оцениваете картину?

2 . Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

Какое впечатление производит произведение?

Какое настроение пытается передать автор?

Какие ощущения может испытывать зритель?

Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных цветов в картине?

Предметный уровень:

Что (или кто) изображено на картине?

Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

Какими средствами художник выделяет главное?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

Сюжетный уровень:

Попробуйте пересказать сюжет картины..

Что может сделать (или сказать) герой, героиня живописного произведения,если она оживет?

Символический уровень:

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?

План анализа живописного произведения. Сочинение – ощущение.

1.Автор, название картины
2. Художественный стиль /направление (реализм, импрессионизм и т.д.)
3. Живопись станковая (картина) или монументальная (фреска, мозаика), материал (для станковой живописи): масляные краски, гуашь и т.п.
4. Жанр художественного произведения (портрет, натюрморт, исторический, бытовой, марина, мифологический, пейзаж и т.д.)
5.Живописный сюжет (что изображено). История.
6.Средства выразительности (цвет, контраст, композиция, зрительный центр)

7.Личное впечатление (чувства, эмоции) – приём «погружения» в сюжет картины.

8. Главная мысль сюжета картины. Что автор «хотел сказать», зачем написал картину.
9.Своё название картины.

Примеры детских работ по восприятию и анализу живописных произведений .

Сочинение – ощущение по картине И. Е. Репин «На Родину. Герой минувшей войны»


И. Е. Репин написал картину «На Родину. Герой минувшей войны» скорее всего в послевоенное время, точнее после первой мировой войны.
Художественное направление, в котором написана картина, реализм. Станковая живопись, для работы художник использовал масляные краски. Жанр-портрет.
На картине Репина изображён молодой человек, повидавший многое. Он возвращается домой к своим близким и родным, на его лице видно серьёзное, слегка грустное выражение. Глаза полны тоскливой печали. Он бредёт по полю, которое кажется бесконечным, которое помнит выстрелы оружий и каждого упавшего на него человека. Он идёт в осознании того, что многих, кого он так любил, больше нет. И лишь вороны,как призраки, напоминают о погибших друзьях.

Репин в качестве средств выразительности выбрал холодные цвета приглушённых тонов, множество теней на картине передают объёмность предметов и пространства. Композиция статичная, сам человек является зрительным центром композиции, его взгляд, направленный на нас, притягивает взгляд зрителя.

Когда я смотрю на картину, появляется грусть и осознание того, что нынешняя жизнь отличается от той, что была раньше. Я чувствую ощущение мороза по телу, ощущение безветренной промозглой погоды.

Я считаю, что автор хотел показать, какими становятся люди, прошедшие войну. Нет, конечно, они не изменились до неузнаваемости внешне: тело, пропорции остались прежними, тем, кому повезло, не имеют внешних увечий. Но на лицах уже не будет прежних эмоций, безмятежной улыбки. Ужасы войны, которые этот довольно молодой человек пережил, навсегда отпечатались в его душе.

Я бы назвала картину «Одинокий солдат» или «Дорога домой»… Но куда он идёт? Кто его ждёт?,.

Вывод: таким образом, восприятие художественного произведения – сложный психический процесс, который предполагает способность узнать, понять изображенное , выразить грамотно свою мысль, используя профессиональные художественные термины. Но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Сочинение – ощущение позволяет увидеть суждения детей, которые свидетельствуют об умении не только почувствовать красивое, но и оценить.

Б. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
– (композиция, её особенности)

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
– почерк художника, своеобразие

В. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художника-

ми).
– значение произведения, ценность для мировой культуры.

ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Отзыв на произведение искусства – это обмен впечатлениями, выражение своего отношения к поступкам, изображаемым событиям, своего мнения о том, понравилось или не понравилось произведение.

Структура отзыва:

1. Часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение.

2. Часть, в которой обосновывается высказанная оценка.

Адресаты отзыва: родители, одноклассники, одногруппники, друг, автор произведения, библиотекарь.

Цель отзыва:

· привлечь внимание к произведению;

· вызвать дискуссию;

· помочь разобраться в произведении.

Формы отзыва: письмо, статья в газету, запись в дневнике, отзыв-рецензия.

При составлении отзыва используйте сочетания слов: я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д.

Как составлять отзыв о произведении искусства:

1. Определите адресата речи, цели, задачи высказывания.

2. Подберите нужную форму отзыва.

3. Определите стиль и тип речи.

4. Выскажите свое мнение о произведении искусства.

5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
Повествование сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя: 1) завязку - начало развития действия; 2) развитие действия; 3) кульминацию - момент наиболее напряжённого развития повествования; 4) развязку - подведение ито-гов повествования.
Описание словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Главными в описании являются точность детали, узнаваемость, отра-жающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание воз-можно во всех стилях речи. Композиция описания включает в себя: 1) общее представление, све-дения об описываемом предмете, человеке, явлении; 2) отдельные признаки и детали описываемого; 3) авторская оценка.
Рассуждение аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения - поставленные проблемы и пути их ре-шения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной лите-ратуры. Композиция рассуждения включает следующие элементы: 1) тезис - поставленная проблема и отношение к ней; 2) аргументы - доказательства тезиса, его обоснование; 3) вывод - подведение итогов работы.
Отзыв Рецензия
Особенности жанра Развернутое высказывание эмоцио-нально-оценочного характера о про-изведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв. Развернутое критическое суждение о про-изведении искусства, в основе которого - анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Цель Поделиться впечатлением о прочи-танном, привлечь внимание к по-нравившемуся произведению, уча-ствовать в обсуждении. 1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. 2) То же, что в отзыве.
Особенности подхода Автор отзыва объясняет свой ин-терес к произведению личными пристрастиями, а также обществен-ной значимостью поднятых в про-изведении проблем, их актуаль-ностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. В рецензии преобладает не эмоциональ-но-субъективная (понравилось - не по-нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и иссле-дователь. Предметом исследования явля-ется произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и сред-ства ее выражения (проблематика, конф-ликт, сюжетно-композиционное своеоб-разие, система персонажей, язык и т. д.).
Построение I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, ис-тории его знакомства с данным про-изведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формули-руется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обос-новывается, аргументируется выс-казанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изобра-женных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых собы-тиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в со-поставлении с другими произведе-ниями того же автора, высказыва-ется намерение продолжить знаком-ство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным чита-телям и т. п. I. Обоснование повода для рецензирова-ния (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей ав-тора и т. д.). Максимально точное указа-ние на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-ху-дожественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, аллю-зии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в расска-зе» и др.), другие композиционные осо-бен-ности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, ху-дожественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персона-жей как средства выражения художествен-ной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения автор-ской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоин-ствах исследуемого текста и его значимос-ти для литературного процесса, общест-венной жизни. Приглашение к полемике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Кафедра ДТМ

Реферат
На тему:
Анализ художественного произведения искусства на примере картины Микеланджело Буонарроти «Страшный суд»

Выполнил: студент гр. ЗСР-151 А.А.Карева

Проверил: профессор Гуменюк А.Н.

Введение

1. Сюжет «Страшный суд»

2. Общие сведения об отличиях картины от иконы

3. Композиция алтарной фрески Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475-1564) «Страшный суд» (1535-1541)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Страшный суд -- фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года -- с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу три десятилетия спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

1. Сюжет «Страшного суда»

Второе пришествие Христа, когда согласно христианской доктрине произойдёт всеобщее воскресение мёртвых, которые вместе с живыми будут окончательно судимы, и им будет назначено, быть ли взятыми на небо или низвергнуться в ад. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей, и соберутся перед ним все народы; и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов - на левую». Им предстоит быть судимыми, согласно их делам милосердия, которые они выполняли в своей земной жизни. Грешники должны будут идти в «муку вечную».

Второе пришествие Христа (или царство Христа на земле) с уверенностью ожидалось в 1000 году, и когда эти ожидания не сбылись, Церковь стала придавать всё большее значение доктрине «Четырёх последних дел» - смерть, суд, небо, ад.

С этого времени изображения Страшного суда начинают появляться (главным образом в XII-XIII вв.) на скульптурных западных фронтонах французских соборов.

Это большой сюжет, состоящий из нескольких частей. Христос - судья - центральная фигура. По обе стороны от него апостолы, бывшие с ним на Тайной Вечере: «И сядете на престолах судить 12 колен израилевых».

Ниже - мёртвые, поднимающиеся из могил или из земли или моря: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». «Тогда отдало море мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». Архангел Михаил держит весы, на которых он взвешивает души. Праведники - по правую руку Христа, сопровождаемые в рай ангелами, по левую руку от него внизу грешники препровождаются в ад, где они изображаются в страшных муках. (Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М, 1996)

2. Общие сведения об отличиях картины от иконы

Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Икона - на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картина имеет границы, рамки сюжета; икона - включает в безграничное. Некоторые считают, что древние иконописцы не знали законов прямой перспективы и симметрии человеческого тела, т.е. были незнакомы с анатомическим атласом. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Отсутствие прямой перспективы свидетельствует о других пространственных измерениях, о возможностях человека властвовать над пространством. Пространство перестает быть препятствием. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства. Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы; Христос среди учеников возвышается над ними и т.д.

Картину можно рассматривать аналитически. Можно рассуждать об отдельных фрагментах картины, указывать, что нравится и что не нравится в ней. А икону нельзя расчленить на клетки, на фрагменты, на детали, она воспринимается синтетически одним внутренним религиозным чувством. Икона прекрасна тогда, когда она зовет человека к молитве, когда душа ощущает динамичное поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли. Но это не холод смерти; здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Святые находятся в стремительном духовном полете, в вечном движении к Божеству, где нет места вычурным позам, суетливости и внешней экспрессии.

Человек, охваченный глубоким чувством или погруженный в раздумье, также переключается на внутреннее, и эта отключенность от внешнего свидетельствует об интенсивности и напряженности его духа. Напротив, внешняя динамика - печать эмоций как временных состояний - говорит о том, что тот, кого хотели изобразить на иконе, находится не в вечности, а во времени, во власти чувственного и преходящего.

Одной из вершин западного искусства считается картина Страшного Суда в Сикстинской капелле, созданная Микеланджело. Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии. По ним можно изучать анатомию. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. В то же время религиозное значение этой картины равно нулю. Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. В тематике картины "Страшный Суд" воплощены языческие и иудейские традиции. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. Образ взят из античной мифологии. Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание.

Картина выполнена в подчеркнуто натуралистическом стиле. Микеланджело изобразил тела обнаженными. Когда папа Павел III, рассматривая живопись Сикстинской капеллы, спросил у церемониймейстера папского двора Бьяджо да Чезена, как ему нравится роспись, тот ответил: "Ваша святость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в таверне, а не в вашей капелле". («О языке православной иконы». Архимандрит Рафаил (Карелин), 1997 г.)

Мы коснулись западноевропейской живописи, чтобы подчеркнуть ее принципиальное отличие от православного искусства. Это яркий пример того, что форма не совпадает с содержанием, какой бы блестящей она ни была сама по себе. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. Живописцы пытаются через мимитическое искусство, т.е. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного - не возрожденную материальность переносят в сферу неба; земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца; чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т.д.

Католическая картина - одноплановая, православная икона многоплановая. В иконе планы пересекаются друг с другом, они сосуществуют или взаимопроникают, не сливаясь и не растворяясь друг в друге. В картине зафиксировано время, как момент остановленный волей художника, будто фотографической вспышкой. В иконе время условно, поэтому на поле иконы могут быть представлены события в хронологическом несовпадении. Икона похожа на внутренний план и чертеж событий. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. микеланджело сикстинский фреска икона

Картина - это подражание действительности с элементами фантазии, также берущей материал для своих настроений из земных реалий. Икона - воплощение духовного созерцания, которое дается в мистическом опыте, в состоянии богообщения, но созерцания переданного и объективированного через знаковый язык линий и цветов. Икона - это богословская книга, написанная кистью и красками. В иконе изображение двух сфер - небесной и земной - дается не по принципу параллелизма, а по принципу симметрии. В картине на религиозные темы, которую неправильно называют иконой, между небесным и земным или вообще нет различий, разграничения, или они соединены "параллельными линиями" истории, как единым бытием во времени и пространстве.

В картине принцип прямой, линейной перспективы, дающей иллюзию объема, трехмерности в изображении как вещественных, так и духовных сущностей. Духовное не проявляется в картине, а подменяется в ней материальными, объемными формами и телами, и исчезает в этих чуждых ему формах. Духовное в картине перестает быть сверхчувственным, а становится "натуральным", здесь происходит профанация святыни. На это справедливо указывали иконоборцы, отрицая портретные картины на религиозную тематику, но несправедливо обобщая с дурным методом все возможности изобразительного искусства - в данном случае иконопись - которая открывает духовный мир, не отождествляя его с бесконечностью как бесконечной протяженностью, с реалиями вещественного мира, находящегося под властью смерти и тления.

Иконоборцы отождествляли икону с мимитическим портретом, с фантазией или аллегорией, но икона, как священный символ, была ими проигнорирована или непонята. В иконе не только противопоставление двух сфер времени и вечности, но в ее ритмах - воцерковление времени, притяжение его к вечности. («О языке православной иконы». Архимандрит Рафаил (Карелин), 1997 г.)

3. Композиция алтарной фрески Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475-1564) «Страшный суд» (1535-1541)

Необычное решение автора в построении композиции сохраняет важнейшие традиционные элементы иконографии. Пространство разделено на два основных плана: небесный - с Христом-судьей, Богоматерью и святыми и земной - со сценами воскрешения мертвых и делением их на праведников и грешников.

Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие. Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего.

Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору. Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.

Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд Божий. Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают подняться нуждающимся в помощи.

Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Но силы, направленные на соблюдение справедливости, выталкивают их туда, где положено находиться людям, причинявшим страдания. А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Судье умерших душ художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши - символ невежества.) А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном. Одним движением забирает он грешные души. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Налево от барки зияет адская бездна - там вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных.

Вверху, за пределами мощного круговорота, над душами, которых ожидает спасение, парят бескрылые ангелы с символами страданий самого Искупителя. Наверху справа прекрасные и юные существа несут атрибуты спасения грешников. (Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.: Изобразительное искусство, 1987)

Заключение

В данном реферате была рассмотрена фреска Микеланджело «Страшный суд» в сравнении с иконой «Страшный суд» (1580-е гг.). И икона и фреска написаны на один сюжет - второе пришествие Христа и страшный суд над грехами человечества. Они имеют схожую композицию: в центре изображается Христос, а по левую и правую его руки располагаются апостолы. Над ними Бог. Под Христом - грешники, которым сулит ад. Оба изображения выполнены в обратной перспективе. Но в то же время в иконе используются менее яркие цвета, нежели во фреске Микеланджело. В иконе много символичных образов (ладонь с младенцем - «праведные души в руке Божией», и здесь же, весы -- то есть «мера дел человеческих»).

В современное время создания этих произведений были популярны среди людей эсхатологические воззрения, поэтому данные изображения оправдывали своё назначение не с целью напугать человечество, а донести до него идею жить праведной жизнью, подобной земной безгрешной жизни Иисуса Христа.

Список использованной литературы

1. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М, 1996

2. «О языке православной иконы». Архимандрит Рафаил (Карелин) 1997 г.

3. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.: Изобразительное искусство, 1987

4. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Сочинения. Т. 2. СПб., 1910.

5. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сюжет "Страшный суд". Общие сведения об отличиях картины от иконы. Композиция алтарной фрески Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти "Страшный суд". Особенности иконы "Страшный суд". О прямой и обратной перспективе. Светотень и цветовая символика.

    реферат , добавлен 18.03.2012

    Анализ искусства и гуманизма во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Биография и творчество Микеланджело Буонарроти. Психологическая структура личности и идей мастера, характерные черты его скульптур и картин. Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2017

    Изучение особенностей творчества Микеланджело Буонарроти - итальянского скульптора, живописца, архитектора, поэта. Отличительные черты творчества эпохи Высокого Возрождения. Давид. Известная фреска из сикстинской росписи Микеланджело - Сотворение Адама.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Краткая биография Микеланджело Буонаротти - великого скульптора и художника. Его творческие наработки: скульптуры Вахка и Пиета, мраморное изображение Давида, фрески "Битва при Кашине" и "Сражение при Ангиаре". История росписи Сикстинской Капеллы.

    презентация , добавлен 21.12.2010

    Биография, внешность и характер Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – великого гения-зодчего эпохи Возрождения в Италии, а также описание ранних и поздних, завершенных и не завершенных работ. Анализ взаимоотношений Микеланджело с Витторией Колонной.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Культура коренных народов Италии и её государств-предшественников. Периоды истории итальянской культуры. Творчество Леонардо да Винчи. Изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело.

    презентация , добавлен 14.01.2014

    Основные события в биографии Микеланджело Буонарроти - итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта. Творческое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагического ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Исследование истории построения Сикстинской капеллы - бывшей домовой церкви в Ватикане. Описания зала с овальным сводом, сцен из Книги Бытия, расположенных от алтаря ко входу. Конклавы, прошедшие в Капелле. Цикл фресок Микеланджело, украсивший потолок.

    презентация , добавлен 23.04.2013

    Духовно-нравственная атмосфера Италии XIV-XVI. Анализ становления творчества Буонарроти и отражение его в современном обществе. Психологическая структура идей Микеланджело. Анализ отношения гения с властью. Шедевры резца и кисти. Поэтическое наследие.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Анализ художественного творчества Леонардо да Винчи в трудах отечественных ученых. Биографические сведения о титане Возрождения. Композиция и сюжет фрески "Тайная вечеря". Вклад великого художника и ученого в развитие мировой культуры, науки и техники.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализа архитектурного произведения Дом Пашкова

«Задача художника с помощью формы уничтожить материал»,-Ф. Шиллер, из книги Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства». И действительно, главнейшая задача архитектуры - перевоплотить материал, видоизменить его и подчинить своим художественным целям. И, как результат, создать единую композицию на основе выразительного сочетания объема и пространства. Архитекторы также призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача); с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача); с третьей - красоту форм (эстетическая задача). И в итоге, целью композиции становится - достижение единства формы и содержания. А достичь этого не так-то просто. Рассмотрим один из самых выдающихся домов Москвы. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили высокую оценку этого здания?

дом пашков архитектурный

Пашков Дом был построен в 1784-1786 г.г. во второй половине XVIII в. Василием Баженовым по заказу богатого помещика Пашкова. Это было время, когда благородная простота и сдержанность классицизма порывали с сочной щедростью барокко. Признанному мастеру того времени, Василию Баженову - удалось создать стиль московского классицизма, органически объединяющем здесь принципы барокко и классицизма. Подтверждением тому служат излюбленные методы этих стилей. Например, длинный фасад, выходящий на Моховую улицу, выполнен в классическом стиле, которому свойственно единообразие, согласованность и подчеркнуто правильный порядок. Его композиция четко симметрично разворачивается относительно оси центрального здания. Вправо и влево от него отходят две одноэтажные галереи, которые завершаются двухэтажными одинаковыми флигелями. У дома Пашкова два главных фасада -- один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой -- ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер (Баженовым он был сделан как сквозная ротонда, окруженная парными колонками с куполом, увенчанный скульптурой греческой богини Минервы) в сочетании с двумя нижними она образовывала четкий равнобедренный треугольник. Это приемы стиля классицизма, который в переводе с латинского буквально означает - «образцовый». Барочные же оттенки ясно видны в оформлении архитектурного декора, в частности ордерной системы фасада центрального здания, с одной стороны строгой классической, с другой стороны выполненной в своих деталях (вазы на балюстрадах, скульптуры, лепные детали декора) с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными классическими канонами.

Дом не сохранился до наших дней в первоначальном виде, он неоднократно перестраивался. В частности, в 1812 году дом был уничтожен пожаром. Архитекторы попытались восстановить дом по изображениям XVIII века, таким, каким он был создан изначально.

Вид архитектурной типологии здания

Дом Пашкова представляет собой дворцовый тип архитектуры, тип, который особо подчеркивает определенный образ (тип) жизни. В данном случае Баженов развивает тип русской городской дворянской усадьбы и строит Дом Пашкова как архитектурный комплекс, состоящий из трехэтажного главного корпуса, увенчанного ротондой-бельведером, и двухэтажных флигелей, соединенных с ним одноэтажными галереями.

По началу, присмотревшись к зданию, создается впечатление, что дом невелик. Но он кажется больше, чем есть, благодаря вытянувшимся вдоль улицы по одной прямой галереям и флигелям, примыкающим к главному зданию. Они как бы завершают по краям общую архитектурную композицию. Такая трехчастная композиция, состоящая из центрального здания, галерей-переходов и флигелей, не прихоть зодчего -- она обоснована тогдашней жизнью. В главном доме размещались жилые комнаты и парадные залы владельца. Во флигелях находилась кухня, жила прислуга и останавливались гости. Переходы-галереи давали возможность пройти из флигелей в дом, не выходя наружу, что было особенно важно в ненастную погоду или зимой.

Место в пространстве

Архитектурное пространство композиции Дома является организованным. Его месторасположение четко продумано. Причем не только в городском ансамбле, но и внутри самой композиции. Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Городской архитектурный ансамбль дома можно охарактеризовать как панорамный. Возвышенное положение участка и его обозримость со всех сторон способствовали лучшему выявлению объемного и высотного характера композиции сооружения, органически вошедшего в ансамбль окружения Кремля.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала общей архитектурной формы. Масса здесь расчлененная с довольно свободным расположением. Стройный пирамидный силует Дома Пашкова, подчеркнутый боковыми флигелями, стремление кверху его среднего корпуса, а также его облегчение благодаря ротонде-бельведеру -- все это, скорее, восходит к традициям народной архитектуры Древней Руси. Так называемый, органический рост массы здания Баженова здесь достигает высокой силы выражения.

Тип конструкции

Конструкция - стоечно-балочная. Здание отличает четкая планировка, и организованная тектоническая масштабность.

Архитектурный декор

В общем, архитектурный декор Дома можно назвать - пластическим. Но он настолько богат, что на нем необходимо остановиться более подробно.

а) принцип расположения арх.декора

Расположение архитектурного декора у дома Пашкова по принципу рядоположенности, такой принцип как раз свойственен дворцовой архитектуре. Ордерные элементы и элементы архитектурного декора чередуются и следуют стройными рядами.

Галерея цокольного этажа как бы уравновешивает основное здание с флигелями и, следуя закону рядоположенности, простирается во всю длину фасада.

Расположение архитектурного декора - определяет композицию здания.

б) композиция

Торжественно-легкая и богатая композиция Дома Пашкова - замечательный пример композиционного мастерства Баженова и его широкого градостроительного подхода к отдельному зданию как части городского ансамбля.

Весь архитектурный комплекс можно охарактеризовать как глубинно- пространственный вид композиции, так как он включает в себя главный дом, флигели, парадный подъездной двор, сад и разнообразные служебные постройки. Что требует движения вглубь, входа. Но если рассматривать Дом Пашкова в отдельности, то его протяженность и преобладание размеров по высоте над размерами по глубине - говорит нам о том, что композиция дома четко фронтальная. Построение решено в основном в фасадных плоскостях, здесь же и основная смысловая и эстетическая архитектурная нагрузка. Более того на лицо господство симметрии. Двухэтажные флигели как бы уравновешивают здание относительно центральной оси основного фасада. Существует также версия о том, что фасад от Кремля вовсе не парадный, а парковый и с обратной стороны расположен обширный двор, задуманный Баженовым как раз как парадный.

в) ордерная система

Ордерная систем у Дома очень богатая, она предполагается заведомо его конструкцией. В контрасте с горизонтальным рустованным цокольным этажом находятся два основных этажа центрального фасадного здания. Коринфский композитный ордер использован в выступающем портике, объединяющем оба этажа и визуально увеличивающем масштаб здания. Такой же точно ордер украшает пилястры на стенах центрального корпуса.

По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с четырехсторонними диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к ротонде, завершающей центральный объем. В ней использован накладной ионический ордер (восстановленный позже как замена прежнему коринфскому). Тем самым архитекторы казалось бы утяжелили дом постановкой более тяжелого ордера над более легким. Но ротонда-бельведер в общем не является такой статичной формой и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, облегчая общее впечатление от здания.

Как и в иных видах искусства, в архитектуре важнейшую роль играет ритм. Именно его главенство позволяет говорить об архитектуре, как об искусстве тщательно ритмизованного пространства. Потому-то так часто и называют архитектуру «застывшей музыкой». Ведь в музыкальном искусстве ритм -- тоже главнейшее композиционное средство

Элементами ритма Дома Пашкова можно назвать: и колоннаду, и аркаду, и рустовку цокольного этажа, и фриз, и многочисленные ритмически повторяющиеся элементы декора.

Однако ритм любого произведения искусства -- это не простое чередование. Это некое единство, в котором слито множество ритмических рядов. Так и здесь ритмическая пульсация колоннады, сгруппированной в три совершенно одинаковые по своим размерам и числу колонн портика, точно выверенная ритмика частей колонны по вертикали (различие только в ордере), прихотливые ритмы оформления фриза, динамичная рустовка, пилястры -- все это тщательно продумано и слито архитектором в единую гармонию.

С помощью архитектурного ритма Баженов выстраивает восприятие зрителя как в пространстве, так и во времени. Ритм очень важен. Ведь относительно сооружения зритель может оставаться неподвижным и тогда главную роль в его восприятии играют пространственные ритмы. Но коль скоро зритель начинает обходить здание или, тем более, входить в него, то он проживает ритм во времени. Так восприятие архитектурных ансамблей напоминает по характеру восприятие музыкального или литературного произведения, где форма развертывается последовательно, фрагмент за фрагментом. Более того, архитектуру сегодня принято определять как искусство выстраивания пространства человеческого бытия. И архитектор, выстраивая само пространство, заставляет его ритмически пульсировать в восприятии зрителя

Фундаментальное предназначение здания

Фундаментальное предназначение здания - административное. Задуманное изначально как иллюзия гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма оно сквозь времена превращается в сооружение общественного назначения.

Сегодня Дом Пашкова - одно из зданий Российской государственной Библиотеки имени В И. Ленина. Охраняется государством и остается одним из самых красивых зданий Москвы. К сожалению, в последнее время он практически закрыт от глаз случайных посетителей, его величием мы можем любоваться только со стороны Моховой улицы.

Заключение

С точки зрения формосозидающей фантазии превосходство архитектуры над другими сферами искусства очевидно. В чем же этот феномен? А в том, что у архитектурных форм нет прямых аналогий в натуре, она не репродуцирует и не имитирует чужой язык, а говорит на своем собственном. Таким образом, можно еще раз сказать, что архитектура - это некий синтез искусств, воплощенный в пространстве. Монументальность, декоративность, прикладное искусство, так свойственные и скульптуре, и живописи, и получило название - архитектура.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение понятия архитектуры. Рассмотрение методов архитектурного проектирования по Бархину Б.Г. Изучение метода исследования структурной проблемы, шаблонов, а также фундаментального метода проектирования. Создание образа здания и реализация проекта.

    реферат , добавлен 19.10.2015

    Разработка архитектурного и конструктивного решения двухэтажного индивидуального жилого дома, рассчитанного для проживания семьи из 4-5 человек. Объемно-планировочное решение здания. Стены малоэтажного жилого дома. Материал элементов перекрытия.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Проблема разработки архитектурного проекта школьного здания. Влияние педагогической системы образования, организации и методики мобильного учебно-воспитательного процесса на объемно-планировочное решение здания. Анализ предыдущего опыта строительства.

    научная работа , добавлен 04.06.2012

    Основные задачи архитектурного проектирования "умного дома" в соответствии с потребностями и пожеланиями семьи. Размещение здания в существующей застройке, его ориентация. Планировочное, конструктивное и архитектурно-образное решение жилого дома.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2015

    История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Определение фактического технического состояния несущих строительных конструкций и инженерного оборудования здания. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Расчет износа здания.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2012

    Разработка строительно-конструктивных решений основных элементов здания. Особенности объемно-планировочного решения здания. Расчеты благоустройства прилегающей территории и инженерное обеспечения здания. Определение стоимости строительства жилого дома.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Проект девятиэтажного жилого дома с пристроенным магазином. Характеристика расположения проектируемого здания по отношению к средствам коммуникации. Зонирование квартир жилого здания. Наружная и внутренняя отделка и архитектурно-композиционное решение.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Первые шаги в ремесле Бальтазара Неймана. Архитектурная деятельность Неймана. Его наиболее известные произведения. Органичность сочетания живописного и скульптурного декора с внутренним пространством здания. Паломническая церковь в Фирценхейлигене.

    реферат , добавлен 22.08.2012

    Разработка архитектурного, организационно-технологического и экономического решений проекта жилого дома. Внешняя и внутренняя отделка здания, его инженерное оборудование. Технология и организация работ. Утилизация отходов на строительной площадке.

Словарь основных понятий.... 419

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И СХЕМЫ

Произведение архитектуры

При анализе произведений архитектуры необходимо учитывать особенности архитектуры как вида искусства. Архитектура – это вид искусства, явленного в художественном характере сооружения. Поэтому анализу должны подвергнуться облик, масштаб, формы сооружения.

1. Какие объекты сооружения заслуживают внимания?

2. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

3. Какое впечатление производит произведение?

4. Какое ощущение может испытывать реципиент (воспринимающий)?

5. Как эмоциональному впечатлению от произведения помогают его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, распределение света в архитектурном памятнике?

6. Что видит посетитель, стоя перед фасадом?

7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

8. Какими средствами архитектор выделяет главное? Охарактеризуйте основные художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).

9. Как в архитектурном сооружении составляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

10. Охарактеризуйте принадлежность данного объекта к определённому виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

11. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

12. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: купол, арка, свод, стена, башня, штиль?

13. Каково название произведения? А как бы вы его назвали?

14. Определите принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

16. Как соотносятся форма и содержание данного произведения?

17. Какова связь между внешним и внутренним обликом данного архитектурного сооружения? Гармонично ли оно вписано в окружающую среду?

18. Какое воплощение, по вашему мнению, нашла в этом произведении формула Витрувия: польза, прочность, красота?

19. Использованы ли другие виды искусства в оформлении облика данного архитектурного объекта? Какие? Оправдан ли, по-вашему, выбор автора?

Произведение живописи

Для того чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала важно проанализировать базовые параметры произведения.

1. Размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)?

2. Формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

3. В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

4. С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

Анализ изображения.

5. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

6. На основании анализа изображения сделайте вывод о жанре (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический).

7. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

Анализ композиции

8. Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

9. Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

10. Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

11. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

12. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

13. Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

Анализ рисунка.

14. Насколько выражено в картине линейное начало?

15. Подчеркнуты или сглажены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

16. До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

17. Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический)? Прочитывается ли источник/направление света?

18. Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

19. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

20. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)?

Анализ колорита.

21. Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию)?

22. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

23. Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

24. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

25. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

26. Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

Другие параметры

1. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

2. Определите принадлежность данного произведения к жанру живописи (исторический, портрет, натюрморт, батальный, другое).

3. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

4. Какое впечатление производит произведение?

7. Как помогает эмоциональному впечатлению использование определенных цветов?

8. Что изображено на картине?

9. Выделите главное из того, что вы увидели.

10. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

11. Какими средствами художник выделяет главное?

12. Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

13. Попробуйте пересказать сюжет картины.

14. Есть ли в произведении сюжеты, которые что-либо символизируют?

15. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

16. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб?

Произведение скульптуры

При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому анализу должны подвергнуться объём, пространство и то, как они взаимодействуют.

1. Какое впечатление производит произведение?

3. Каков характер произведения?

4. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

5. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

6. Каков размер скульптуры? Размер скульптуры (монументальная, станковая, миниатюрная) влияет на ее взаимодействие с пространством.

7. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?

8. Охарактеризуйте материал оригинала, использованный автором, его особенности. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)? Сочетаются ли его свойства с идеей произведения? Можно ли представить это же произведение из других материалов? Каким бы оно стало?

9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?

10. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей?

11. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?

12. Кого (что) вы видите в скульптуре?

13. Выделите самое главное, особенно ценное из того, что вы увидели.

14. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам самым главным, особенно ценным?

15. Какими средствами скульптор выделяет главное?

16. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

17. В каком пространстве располагалось произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку восприятия оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?

18. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько у нее законченных выразительных силуэтов? Каковы они (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как связаны друг с другом?

19. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она «оживет»?

20. Каково название произведения? В чем его (названия) смысл, как вы думаете? Как оно соотносится с сюжетом и символикой?

21. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то)?

22. Какие мировоззренческие позиции, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

23. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?

24. Как Вы считаете, почему скульптуру предпочтительнее рассматривать непосредственно, а не на фотографиях или репродукциях? Аргументируйте свой ответ.

Предметы декоративно-прикладного искусства

Анализируя предметы декоративно-прикладного искусства, следует помнить, что они в первую очередь играли в жизни человека прикладную роль и далеко не всегда несут в себе эстетическую функцию. При этом форма предмета, его функциональные особенности влияют на характер изображения.

1. Для чего подобный предмет предназначен?

2. Какого его размеры?

3. Как располагается декорация предмета? Где размещаются зоны фигуративных и орнаментальных украшений? Как связано размещение изображений с формой предмета?

4. Какие типы орнаментов используются? На каких частях предмета они располагаются?

5. Где располагаются фигуративные изображения? Они занимают больше места, чем орнаментальные или являются просто одним из орнаментальных регистров?

6. Как строится регистр с фигуративными изображениями? Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)?

7. Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные?

8. Как передаются детали фигур? Они выглядят более естественно или орнаментально? Какие приемы используются для передачи фигур?

9. Загляните, если возможно, внутрь предмета. Есть ли там изображение и орнаменты? Опишите их по выше приведенной схеме.

10. Какие основные и дополнительные цвета используются в построении орнаментов и фигур? Каков тон самой глины? Как это влияет на характер изображения – делает его более орнаментальными или, наоборот, более естественным?

11. Постарайтесь сделать вывод об отдельных закономерностях данного вида декоративно-прикладного искусства.

Алгоритмы анализа произведений искусства

Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.

Как бы Вы назвали эту картину?

Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным).

Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

Какие чувства вызывает у Вас эта картина?

Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?

Алгоритм анализа произведений живописи

Смысл названия картины.

Жанровая принадлежность.

Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?

Особенности композиции картины.

Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.

Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?

Где находится данное произведение искусства?

Алгоритм анализа произведений архитектуры

Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?

Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).

Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.

Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.

Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?

Какое впечатление оказало произведение на Вас?

Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

Где расположено архитектурное сооружение?

Алгоритм анализа произведений скульптуры

История создания произведения.

Принадлежность к художественной эпохе.

Смысл названия произведения.

Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая).

Использование материала и техника его обработки.

Размеры скульптуры (если это важно знать).

Форма и размер пьедестала.

Где находится данная скульптура?

Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?

Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

Анализ истории фильма.

Первая часть анализа. История появления. Режиссерская задумка. Работа со сценаристом и оператором.

1. Анализ характеров героев.

Насыщенность фильма персонажами. Характеристика главных персонажей (детали персонификации). Характеристика второстепенных персонажей (их функции по отношению к главным персонажам, к действию фильма). Работа актеров над ролью. Анализ актеркой игры.

2. Анализ фильма как отражение субъективности режиссера

Художественное кино как самостоятельное художественное произведение. Авторская, т.е. режиссерская позиция (чаще всего она проявляется в его интервью, можно ее обнаружить в интервью, воспоминаниях, статьях участников создания кино). Влияние реальных событий в его личной и социальной жизни на фильм. Отражение внутреннего мира режиссера.



Рассказать друзьям