Анна пална шерер. Образ и характеристика анны павловны шерер в романе война и мир толстого сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Вечер Анны Павловны был пущен…»

«Высший свет» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома, I части.


Цели : проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и своё собственное.


I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам :

1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?

2. Объясните смысл названия – «Война и мир».

3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?

4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?

5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?


Салон Анны Павловны Шерер (план наблюдений)

  • С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • П. Безухов и А. Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.
  • «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский языки в описании салона Анны Павловны.

Беседа по вопросам:

Петербург. Июль 1805 года. Салон Анны Павловны Шерер.

  • Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?
  • Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.



Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок» («Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»).


3. Почему князь Василий Курагин приехал первым?

В погоне за выгодой он готов на всё. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.


Кто же главный гость на вечере?

Виконт-эмигрант.

Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.


5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке?

Язык «высшего света» - французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе. Толстой подчёркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией.


Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики А. Болконского тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски цитирует Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь и зло, врывается французский или, позднее, немецкий язык.


6. О чём говорят в салоне? Обратим внимание на политические споры (гл. 4).

Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…

История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает.




7. Выделите определяющие черты светского общества.

8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества?




8. Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной «усталым, скучающим взглядом», улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой».

Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он – инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».



9. На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.


10. Обратим внимание на особенности портретов у Толстого:

естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера…).



11. Каким эпизодом завершается вечер у Анны Павловны Шерер?

Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую любезность.


III. Работа над эпизодом «В доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Беседа по вопросам:

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель – история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.


Москва. 1805 год. Дом графа Безухова.

  • Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?



3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля?

Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.






4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?

Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.


Выводы . В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к её отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.


Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.




Домашнее задание:

1. Чтение романа «Война и мир». 2. «В доме Ростовых» - том 1, ч. 1, гл. 7 – 11 (сцены именин), гл. 12 – 13 (сцены болезни графа), 14 – 17 (сцены у Ростовых). 3. «В имении Болконских Лысые Горы» (гл. 22 – 25).

Индивидуально: сообщения о семьях Ростовых и Болконских. «Семья Ростовых» (сжатый пересказ);

«Семья Болконских» (сжатый пересказ).

Лев Николаевич Толстой писал роман «Война и мир» в течение 6 лет, с 1863 по 1869 г., создав в результате грандиозное полотно о жизни русского общества в один из наиболее сложных периодов русской истории. В романе многосторонне изображается Отечественная война 1812 года, а также прослеживается картина событий с 1805 по 1812 г. Все эти события изображены через характеры главных героев, их поступки, чувства, взаимоотношения.

В романе переплетены судьбы нескольких семей, самых различных по настроениям и мировоззрению представителей дворянства начала XIX века. Перед Толстым стояла задача показать взаимоотношения людей в развитии через поступки, разговоры, мнения друг о друге. Толстей, как мастер повествования, находит интересное решение для такой задачи – он собирает основных героев в модном салоне и таким образом завязывает ряд нитей романа, чтобы потом дать им дальнейшее развитие.

Итак, действие романа начинается в июле 1805 года. Светская дама Анна Павловна Шерер устраивает у себя в салоне вечер, на котором собираются представители дворянства Петербурга. Анна Павловна Шерер - фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, ей 40 лет, у нее «отжившие черты лица», на котором при упоминании об императрице проявляются соединение грусти, преданности и уважения.

Гости салона ведут разговоры о Наполеоне и о готовящейся антинаполеоновской коалиции. Следует отметить, что все разговоры ведутся на французском языке, то есть, высказываясь против Наполеона, гости салона не говорят по-русски, что подчеркивает фальшивость их суждений. Основной задачей Анны Павловны является слежение за тем, чтобы в гостиной не прекращалась беседа; в противном случае, она подходила к кружку, и «одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Для чего это нужно? Анна Павловна не просто заводит разговоры, а прислушивается к ним, ведь в беседах проявляются личные позиции гостей салона, политические взгляды. Таким образом, Шерер не только выступала организатором салона, но и плела интриги, устраивала встречи нужных людей. При этом на лице Анны Павловны «всегда играет сдержанная улыбка», потому что «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением».

Анна Павловна влиятельна при дворе, и по этой причине ее окружают люди, старающиеся использовать ее связи в своих корыстных устремлениях, как например, «важный и чиновный» князь Василий Курагин. Князь приехал к Анне Павловне не для того, чтобы слушать политические речи, а для того, чтобы устроить на место секретаря в русском посольстве в Вене своего сына Ипполита – «покойного дурака». Шерер не может выполнить его просьбу, но советует князю Василию женить второго сына, «беспокойного дурака» Анатоля, на богатой княжне Марье Болконской, которая живет вместе с отцом в деревне.

Дочь князя Василия невероятно красива. Она сама осознает силу своей красоты и идет «всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право каждому любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Ипполит очень похож на сестру, но вместе с тем «поразительно дурен собою» из-за того, что лицо его «отуманено идиотизмом». Подробное описание детей князя Курагина не случайно – они буду вовлечены в судьбы главных героев и окажут влияние на их поступки.

Здесь мы знакомимся с князем Андреем Болконским и его женой – маленькой княгиней. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Его жена ждет ребенка, она полна здоровья и живости, очень привлекательна. Однако автор отмечает у князя «усталый, скучающий взгляд», видно, что все, бывшие в гостиной, надоели ему до невозможности, а больше всех надоела жена.

Следующий герой Пьер Бзухов, впервые оказавшийся в высшем обществе, потому что он воспитывался за границей, а теперь приехал в Россию. Пьер сразу выделяется на фоне остальных своей внешностью: это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках», у него огромные красные руки. Но это не самое главное: от других его, прежде всего, отличает «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд».

Анна Павловна с опаской смотрит на молодого человека - своей откровенностью и горячностью может внести сумбур в отлаженные светские беседы. Но встретившись с Андреем Болконским, Пьер находит человека своего склада мышления - молодые люди показывают, что они интересны друг другу, у них общие взгляды, отличные о других представителей салона. Они оба восторженно отзываются о Наполеоне и имеют свой взгляд на ход исторических событий.

Все гости салона веду себя так, как этого требуют приличия: они обсуждают действия Наполеона, не понимая сущность угрозы, нависшей над Россией, они улыбаются друг другу, не испытывая при этом теплых чувств, они выказывают мнения, которые следует высказывать потому что так принято в обществе. То есть, они изображают из себя патриотов, думающих о судьбах страны. На самом деле настоящая сущность посетителей салона обратная.

В действительности одни из них приезжают сюда, чтобы покрасоваться на людях в своих нарядах, другие - послушать светские сплетни, третьи, как княжна Друбецкая, - удачно пристроить на службу сына, четвертые - завести нужные знакомства для продвижения по служебной лестнице. Ведь «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез».

Еще один важный момент - каждого нового гостя Анна Павловна «весьма серьезно подводила к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты», которую она называла mа tante - моя тетушка, "медленно переводя глаза с гостя на mа tante, и потом отходила". Отдавая дань лицемерию светского общества, «все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки.

Таким образом, салон Анны Павловны Шерер выступает в качестве миниатюрной копии того общества, к которому принадлежат все главные герои произведения. Толстой пристально рассматривает постоянных и случайных посетителей салона. Толстой как бы прислушива­ется к их высказываниям, оценивает их настроение, угадывает их мысли и чувства, следит за их движениями, жестами, мимикой.

Постепенно мы убеждаемся, что за глубокомысленными разговорами, внешней доброжелательностью скрываются фальшь и притворство. На фоне этих гостей выделяются Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Они тоже принадлежат к светскому обществу, но видят его лживость и мечтают вырваться из него. Так с самого начала романа через общую картину завсегдатаев салона Анны Шерер автор подводит нас к пониманию необходимости нравственного поиска главных героев.

Грандиозный талант Л.Н. Толстого проявился в полной мере при описании салона и его гостей – через призму встреч и салонных бесед мы сумели увидеть всю картину общества, увидеть, как завязываются взаимоотношения героев, оценить их отношение к окружающим. В дальнейшем описание салонных встреч не потребуется, то есть автор показывает, что для него важнее становятся те герои, которым близки проблемы простого народа. Реальная жизнь, истинный патриотизм, истинные чувства, героизм раскрываются только в тесной связи с народом, в непосредственной близости к нему. Поэтому на фоне образов Болконского, Безухова, Наташи Ростовой и многих других меркнут образы гостей салона, для которых важнее казаться, а не быть собой.

Подробности Категория: Статьи

Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" начинается с описания салона, где собираются наиболее влиятельные люди и обсуждают насущные политические, экономические проблемы. Именно в этой части романа автор расставляет приоритеты, выражает свое отношение к таким людям. Краткое содержание романа можно прочитать на сайте Учим.Гуру , потому что сразу вспомнить все события, происходившие в эпопее, довольно сложно. Данный сайт помогает школьникам объяснить сложное простыми и понятными словами.

Анна Павловна Шерер – фрейлина (девица благородного происхождения) и приближенная императрицы Марии Федоровны. Смысл ее жизни – содержание салона. Роман начинается со сцены салона, то есть читатель знакомится со всеми важными героями здесь. На лице Анны Павловны всегда есть сдержанная улыбка, но это всего лишь маска, под которой она прячет свои истинные эмоции. Она очень импульсивная, говорит, что думает, порой даже сложно ее остановить. Она даже упрекает князя в том, что он плохо воспитал своих детей. По сути, она не имела на это никакого права.

В салон Анны Павловны съезжается вся знать Петербурга. Она представляет всем свою престарелую тетушку, и присутствующие начинают кланяться, рассыпаться в приветствиях. Это выглядело очень лицемерно, при других обстоятельствах (если бы это не был прием у Анны Павловны, например) на эту старуху никто не обратил бы внимания.

Женщина сидела практически в одиночестве весь оставшийся вечер. Шерер даже поклоны распределяла по званиям, например, Пьеру Безухову она поклонилась как к людям низшей иерархии. Когда Пьер высказал свои мысли, она его осекла. Анна Павловна придерживалась только собственного мнения и считала другие абсолютно неверными и глупыми. Она весь вечер придиралась к Пьеру.

Посетители салона – это тоже знатные дворяне под стать Анне Павловне. Только Пьер отличался от всех этих людей.

Разговор между князем Василием и Анной Павловной четко дает понять характер героев. Анна Павловна – беспардонная женщина, которая возомнила себя знатоком человеческих душ и смеет критиковать князя за то, что его сыновья не такие, какими бы она хотела их видеть. Она даже говорит, что лучше бы вам, князь, совсем не иметь детей.

Князь выставил себя в этом общении с фрейлиной дамским угодником, который соглашался со всем, что она говорила. Он не имеет собственного мнения.

Лев Толстой не зря поставил этот эпизод в самом начале романе, чтобы читатели могли представить истинную сущность героев романа без масок, так как разговор между ними был достаточно откровенный.

Салон Анны Павловны Шерер

Проверочная работа.

1.Что нового внес ЛНТ в изображение войны?

2.Назовите особенности творчества ЛНТ?

3.Как готовился к написанию романа?

1.Как вы думаете, почему ЛНТ начинает свой роман со светского вечера в салоне А.Шерер?

1.Сразу знакомит с высшим обществом страны.

2.Вводит читателей в круг политических событий изображаемой эпохи:

  • Казнь Наполеоном герцога Энгиенского (яростный сторонник восстановления законной власти Бурбонов)
  • Подавление бунта в Египте
  • Россия вступает в войну с Наполеоном в составе военного союза Англии, Австрии, Пруссии.

3.Знакомит читателей с главными героями романа (Семья Курагиных, Андрей, Пьер)

* проверка д/з: Расскажите о представителях высшей знати.

1.Шерер

2.князь Василий

2.Элен Курагина

4.Ипполит

5.Друбецкая

6.Пьер Безухов

7.Андрей Болконский

1.Внешность

2.Приветствие хозяев

3.Манера поведения

4.На каком языке говорит.

Какие нравственные нормы не принимает ЛНТ?

1.Внешняя благопристойность, благовоспитанность, изящество и изысканность манер и туалетов, строгое следование правилам хорошего тона. Но за всем этим фальшь и лицемерие.

2.ЛНТ не принимает фальшь, сравнивает салон с прядильной мастерской. Многие приехали с какой-то корыстной целью: Анна Михайловна – Борис, князь Василий – Ипполит, Анатоль, Элен – показать себя, приглядеть жениха.

3.ЛНТ показывает глупость представителей высшего света (семейная черта Курагиных)

Кому присуща чистота нравственного чувства в этом обществе? (Пьер)

Свои ли люди кн.Андрей и Пьер в салоне?

Пьер – инородное тело в великосветской гостиной. Это не его круг общения. Единственный, кто ему близок – Кн.Андрей.

Князь Андрей на равных правах в этом обществе, его уважают и боятся. Он для всех свой, они для него чужие.

*Работа с текстом.

Князь Андрей и Пьер .

1.Как ведут герои себя привстрече7

2.Как чувствует себя Пьер в дома Андрея?

3.Почему князь Андрей идет на войну?

Именины у Ростовых.

Главы: 7-11

Задача: определить, в чем различие в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Работа с текстом:

Ростовы

Шерер

1.Как принимают гостей?

2.Кто главный гость?

3.Каков характер разговоров? Отношение к войне?

4.Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

5.Как относятся к Пьеру в

том и другом доме?

1.Доброжелательный утренний прием.

2.веселое молодое поколение, свидания Наташи с Борисом у кадки с цветами

3.Графина Ростова дает деньги Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для Бориса, хотя та ни о чем не просила.

Ахросимова М.Д. ее ждут, ее называют драгун, она знаменита не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенной простотой общения.

Старшее поколение волнует вопрос о войне, потому что идут на вйну сыновья.

Духовное родство семьи Ростовых, атмосфера согласия, дружбы.

  • чт. Танец И.Ростова

Могли бы слуги в доме Шере стоять в дверях и любоваться танцем хозяев?

Пьер чувствует себя уютнее и проще в доме Ростовых

Друбецкой пришлось унижаться в доме Шере перед князем Василием.

Виконт-эмигрант

Вывод: Ростовы патриархальная семья. Главное чувство – чувство общности. В семье Ростовых главное – поэтика стихийности чувств (Наташа плачет вместе с Соней) .

Болконские

1.Что отличает Болконских от семьи Ростовых, Шерер?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли.

*Портреты

*Расскажите о семье Болконских

2. Почему кн.Андрей пред отъездом в армию едет к отцу?

3.Любят ли друг друга отец, сын и дочь болконские?

4.Может ли княгиня Лиза быть своей в доме свекра?

Нет. Она страдает и боится, но и страдание ее выражается в кокетливой форме. Восторженна при встрече с Марьей (виделись 1 раз0, жалуется на самого близкого ей человека.

4.Что общего у всех Болконских?

Семья принадлоежит к высшему свету, так же есть духовное родство членов семьи. Но у Болконских – культ знаний и труда, суровость и аскетизм в семейных отношениях.

д/з: сделать выписки (2и 3 части романа):

1.Ненужность и неподготовленность войны (Смотр войск в Браунау(ч.2.гл.2));

2.Почему было дано Шенграбенское сражение?

3.Позиции русских и французских войск..

4.Показной и истинный героизм (батарея Тушина, Долохов, Жерков)

5.Отчего, по мнению ЛНТ, зависит исход сражения?

6.Каковы мечты Кн.Андрея?

7.кутузов и Наполеон на Аустерлицком сражении.

8.Дух войска.

9.Плдвиг кН.Андрея и его мысли на поле Аустерлицкого сражения.


Урок литературы в 10 классе

Анализ эпизода

«В салоне

Анны Павловны Шерер»

(по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Карпенко Н.А.

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.
  2. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
  3. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
  4. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует своего героя.
  5. Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».
  6. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.

Ход урока.

  1. Элементы сюжета. Завязка романа.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.

Наша ЦЕЛЬ : определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
  2. Определить значение французской и русской речи в романе;
  3. Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л.Н.Толстой применяет в своем романе-эпопее;
  4. Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.

Но сначала давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. Какие жанры эпоса вы знаете? Чем они отличаются?

Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении?

С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).

К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?

Запись в тетради:

На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

Что представляет собой салон?

Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

Кто такая фрейлина?

Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.

Итак, салон уж начался!

  1. Анализ эпизода.

Анна Павловна Шерер.

Напомните мне, кто является хозяйкой салона?

Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

В чем заключается смысл её жизни? Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

Василий Курагин .

Кто был первым гостем?

Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()

Как он одет?

Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

Как она относится к императору?

Чего больше всего боятся великосветские вельможи? (революции)

Кто такой Новосильцев? Какова его заслуга?

Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А.П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер.)

О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т.к. от этого зависит и его материальное положение).

Как отзывается отец о своих детях?

На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)

Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.

Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

- Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки ). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.

Лиза.

Описание Лизы.

Пьер.

Описание Пьера.

Как приняла его Анна Павловна?

Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

Как Пьер ведет себя в салоне?

Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

Элен.

Описание Элен.

Андрей Болконский.

Описание князя Андрея.

Почему ему было скучно в этом обществе?

Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Но они для него чужие.)

Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер? (Чтобы умирающий отец Пьера граф Кирилл Владимирович Безухов оставил Курагину часть наследства в честь заботы о внебрачном сыне).

Анна Михайловна Друбецкая.

Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?

Как она себя ведет? (Сидит рядом с никому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)

Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

С кем он спорит?

Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

Как уходит Пьер?

3. Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

  1. Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
  1. Приём сопоставления.
  2. Прием противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

Домашнее задание:

  1. Прочитать 7-17 главы.
  2. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».



Рассказать друзьям