Для знакомства с цветами и формами, а также для развития мышления и воображения с детьми можно заниматься созданием аппликаций из геометрического материала. Эти занятия хороши не только тем, что они позволяют детям развиваться и познавать мир, но и доступностью самих материалов. В этой статье мы расскажем, как сделать разные аппликации из геометрических фигур.
Аппликация: домик из геометрических фигур
«Дом». Аппликация для самых маленьких
Аппликации для маленьких детей должны быть максимально простыми и состоять из небольшого числа деталей.
Для создания детской аппликации в виде домика из геометрических фигур нам понадобятся:
- шаблоны для вырезания фигур;
- картон с нанесенным на него изображением итоговой картинки;
- цветная бумага;
- клей;
- ножницы;
- кисточка.
Аппликация «Большой дом»
После того, как ребенок освоил простые аппликации можно переходить к сложным. Чтобы ребенку первое время было проще самостоятельно создавать большие аппликации, необходимо распечатать готовые шаблоны на плотной бумаге.
Шаблоны обычно состоят из двух частей. На одной нанесен контур рисунка, а на второй сами геометрические фигуры, которые необходимо приклеить по контурам.
Аппликация: машина из геометрических фигур
У мальчиков большой интерес вызывают машинки из геометрических фигур. Сами фигуры для создания аппликаций детьми старшего возраста вырезаются самостоятельно, а маленьким детям нужно давать уже вырезанные заготовки.
Аппликация: животные из геометрических фигур
Аппликации животных из геометрических фигур делать не менее увлекательно, но маленьким детям понадобится помощь взрослых, так как состоят они из большого числа деталей. Принцип аппликации таков, как и в предыдущих мастер-классах.
Аппликация: цыпленок из геометрических фигур
Аппликации можно не просто клеить, но и обыграть этот процесс. Для того чтобы сыграть в увлекательную для малышей игру нам понадобятся:
- цветной картон;
- ножницы;
- фломастеры или краски;
- клей;
- кисточка.
- На листе белого картона рисуем основные контуры: солнце, курицу и цыплят, а также прорисовываем травку и облака.
- Из картона соответствующих цветов вырезам курицу, солнце и четыре желтых круга, которым предстоит стать цыплятами.
На стол выкладываем лист картона с нарисованными контурами и деталями и начинаем представление для ребенка:
«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки - желтые цыплятки.
Солнце по небу гуляло и за тучку забежало
(прокатываем по картинке солнце и убираем его).
Наступила темнота, не ходи за ворота:
Кто на улицу попал – заблудился и пропал
(убираем фигурки цыплят).
Оглянулась курочка, а цыпляток не видно.
Стала курочка звать солнышко
«Выйди, солнышко, скорей! Мне без солнышка обидно –
И цыпляточек не видно!»
Ребенку предлагается «найти цыплят», приклеив их к картону.
Аппликация из геометрических фигур – необыкновенно увлекательное и полезное занятие, с помощью которого у каждого ребёнка можно развить:
- ассоциативное мышление;
- творческую фантазию;
- художественный вкус;
- глазомер;
- цветовосприятие.
В ходе занятий ребёнок получит много полезных сведений о разнообразии геометрических форм, научится вычленять основные формы в предметах сложной конфигурации. Работая с мелкими деталями, он разовьёт мелкую моторику, а выполняя задание по подбору элементов нужного цвета, научится удачно их сочетать.
Помимо развития трудовых навыков, которые пригодятся ему впоследствии, ребёнок, занимающийся аппликацией, получит немало удовольствия от самого процесса создания красивых и ярких картинок.
Аппликация из геометрических фигур в детском саду
403 Forbidden403 Forbidden
nginxБольшим успехом у них пользуется объемная аппликация. В этой технике дети выполняют оригинальные открытки и коллективные натюрморты для украшения интерьера групповой комнаты.
Геометрические аппликации для детей - фотопримеры:
Аппликация для самых маленьких
403 Forbidden403 Forbidden
nginx- В младшей группе — на первом этапе обучения — малыши получают навыки аккуратного наклеивания элементов будущей композиции: равномерно наносить клей, чередовать детали определённого цвета и формы, удалять излишки клея при помощи специальной салфетки.
- Чтобы малыши не утратили интереса к занятию, геометрические фигуры обязательно обыгрываются: цветные кружочки разной величины могут превратиться в мячики, румяные яблочки или в весёлых колобков. Из них может получиться длинная гусеница. А если дать ребёнку большой красный овал, несколько маленьких и один большой кружок чёрного цвета – получится самая настоящая божья коровка.
На занятиях аппликацией воспитатели часто используют сюрпризный момент: показав малышам большой лист с изображением какого-нибудь забавного зверька (это может быть зайка, белочка или мышка) они просят детей угостить «пришедшего к ним в гости» персонажа, наклеив на лист заранее вырезанные морковки, орешки или ломики сыра.
Аппликация для второй младшей группы
403 Forbidden403 Forbidden
nginx- Во второй младшей группе малыши получают уже более сложное задание – наклеить готовые детали, чередуя их по форме и цвету. Можно предложить малышам кружочки и квадраты или овалы и кружки двух контрастных цветов. Получив длинную полоску бумаги с прорисованной на них «ниточкой», дети с удовольствием приклеят к ней яркие «бусинки».
- Приём сотворчества, также часто используемый на занятиях в детском саду, может усилить интерес детей к выполнению задания: например, воспитатель наклеивает на длинную полосу бумаги большой паровоз, а малышам поручает наклеить вагончики. На общий лист может быть наклеена большая тележка, а ребятишкам предлагается наполнить её вкусными яблочками для лесных зверят.
- Когда дети возьмут в руки ножницы и освоят многократное разрезание полоски вдоль длинной стороны, воспитатель может предложить им наполнить большой грузовик «дровами», получившимися в результате выполнения этого задания.
Аппликация для детей среднего дошкольного возраста
403 Forbidden403 Forbidden
nginxАппликация в старшей группе
403 Forbidden403 Forbidden
nginxКоллективную композицию дошкольники могут выполнять на протяжении двух занятий: в этом случае первое из них посвящают изображению домов, а на следующем выполняется аппликация «Машина».
- Старшим дошкольникам всегда интересны занятия, посвящённые изображению любимых сказочных героев, причём они непременно будут стремиться к передаче характерных деталей, делающих узнаваемым изображаемый ими образ. Робот, гномик, Чебурашка – эти сказочные персонажи можно легко выполнить из геометрических фигур, которые дети самостоятельно вырезают из заготовок, предложенных воспитателем.
- Аппликация «Домик из геометрических фигур» может быть совмещена с темой «природа». Изображение незамысловатого пейзажа, сделав работу более выразительной, даст ребёнку возможность составить о ней интересный рассказ.
Особенности аппликации для старших дошкольников
403 Forbidden403 Forbidden
nginx- Аппликация из геометрических фигур в подготовительной группе становится ещё более сложной и интересной, поскольку дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять объемные изображения, используя специальные шаблоны. Эту технику можно использовать, выполняя работу на тему «Осень в лесу» или «Лето красное».
Вырезав объёмные кроны деревьев, дети дополняют их изображением стволов, наклеивают кустики травы, грибы и опавшие листочки. Для создания дополнительного объёма они могут использовать разные виды цветной бумаги (газетную, текстурную, крепированную), вату (для облаков) и цветной картон.
Объемная аппликация «Цветок из сердечек»:
- Очень нравится детям сюжетная аппликация из геометрических фигур на тему «Цирк». Несмотря на то, что аппликация, представляющая изображение человека, является наиболее трудной темой детского творчества, она вполне им доступна. Яркая одежда, интересные детали костюма, специфический грим – и вот перед нами весёлый клоун, выступающий на цирковой арене.
Если сделать работу коллективной, дети с увлечением включатся в игру по разработке сценария циркового представления. В этом случае на арене могут появиться дрессированные животные: собака, жираф, слоненок, обезьяна.
На дальнем плане коллективной композиции могут быть размещены человечки, изображающие публику: для их выполнения дошкольникам достаточно вырезать большое количество кружочков, наклеить их на общую картину и дорисовать лица и причёски при помощи фломастера.
- Столь же любимыми объектами детского творчества являются домашние животные. На работах старших дошкольников может появиться не только щенок или кошка, но и хомяк, овечка и даже лошадь. Впрочем, даже если ребёнок выполняет аппликацию «Кошка», он всё равно постарается сделать её оригинальной и неповторимой, украсив героиню своего шедевра кокетливым бантом или придав ей выразительную позу.
Аппликация из геометрических фигур в школе
403 Forbidden403 Forbidden
nginxУченики начальных классов на уроках технологии закрепляют навыки, полученные в детском саду, но уже на несколько ином уровне, учитывая степень развитости мелких мышц и более обширный запас знаний об окружающей среде.
Аппликация в первом классе
403 Forbidden403 Forbidden
nginxВ своих работах младшие школьники отражают собственные представления не только о внешнем облике диких зверей, но и о среде их обитания, поскольку для достижения хорошего результата от них требуется изобразить то или иное животное на фоне соответствующего пейзажа.
Очень хорошим подарком для папы будет кораблик-парусник, мчащийся по волнам на раздутых парусах. Первоклассники с лёгкостью справятся с этой задачей, приклеивая к основе только верхний и нижний край бумажных заготовок.
На заднем плане дети могут изобразить заснеженные горы с треугольными шапками ледников. Море же они часто либо дорисовывают белой гуашью по тёмному фону, либо, нарисовав простым карандашом «барашки» на листе белой бумаги, потом вырезают и наклеивают на готовую открытку.
Аппликация во втором классе
403 Forbidden403 Forbidden
nginxИспользование небольшого количества лака с блёстками создаст потрясающий эффект искрящегося зимнего снега.
К выполнению подобных работ дети приступают, предварительно посмотрев соответствующий мастер-класс.
- Накануне международного женского дня младшие школьники обязательно мастерят оригинальные открытки, в центре которых размещены красивые цветы. По большей части эти открытки таят в себе некий сюрприз, который обнаруживается при открывании подарка. Букет цветов может быть полуобъёмным и выступать из центра открытки, опираясь на ступеньку, скрытую позади него.
- Аппликация из геометрических фигур даёт детям возможность создавать изысканные узоры, украшая ими различные предметы: закладки для книг, подставки, декоративные салфетки. Школьникам, хорошо освоившим приёмы вырезания предметов сложной конфигурации, нравится выполнять аппликацию из ткани.
Аппликация для третьеклассников
403 Forbidden403 Forbidden
nginxФигурки спортсменов, выполненные руками третьеклассников, не должны быть статичными. Оценивая работы своих воспитанников, учитель обязательно должен отмечать, какие выразительные средства использовали авторы лучших работ.
Если вы хотите знать, что такое аппликации из геометрических фигур и хотите научить деток этому виду искусства, то эта статья для вас.
Аппликации, которые делают дети, иногда очень простые и наивные, но они помогают детям развивать их умения резать, создавать рисунок и фантазировать. А также детям безумно нравится приклеивать цветные фигуры на фон.
Сначала дети приклеивают на фон фигурки, которые вырезают взрослые. Но время не стоит на месте — дети растут. И дети со временем учатся сами вырезать, приклеивать и творить. И тогда ребенка следует научить самым интересным видам аппликаций.
Делая геометрические аппликации, ребенок развивает глазомер и пространственное мышление, учится сочетать цвета и ознакомляется с геометрическими фигурами.
Простейшей аппликацией из геометрических фигур можно считать составление узоров на длинной полоске бумаги. Потом можно перейти к конструированию разных предметов, транспорта, животных, растений. Благодаря этому у ребенка развиваются творческие способности.
Для учеников 1 класса
Дети уже более или менее владеют ножницами, когда идут в 1 класс. Шаблоны в этом случае станут незаменимыми помощниками. С помощью них дети смогут вырезать нужные детали из бумаги, и им будет проще творить и учиться делать аппликации. Вот шаблоны нескольких несложных геометрических аппликаций:
Вот несколько примеров работ для детей 1 класса и их схем:
Аппликация «Домик в деревне»:
Вроде бы ничего сложного, никаких сложных деталей. Все просто. Домик, солнышко, дерево, но есть в этой картине что-то необыкновенное. Кроме того, ребенок сделает эту картину еще более уникальной, ведь она будет воплощением его фантазии и мышления.
Аппликация «Кошка с котенком»:
Для изготовления аппликации этой кошечки с котенком ребенку нужно будет вырезать самые разнообразные фигуры и составить из них целостный образ по своему вкусу.
Аппликация «Веселая гусеница»:
Веселая гусеница позабавит ваших детишек. Ее интересно не только рассматривать, но и делать. Ведь эти кружочки и другие детали можно расположить по-разному. И у каждого ребенка получится своя неповторимая веселая гусеница.
Для изготовления вышеперечисленных аппликаций домика, кошки и гусеницы можно просто распечатать схемы, затем дети могут вырезать фигурки и приклеить их на бумагу. Но это уж слишком просто. Так что можно сделать шаблоны своими руками. И тогда дети будут вырезать по ним из разных цветов части и приклеивать их.
Для детей 3-5 лет
Также есть аппликации, предназначенные для детей дошкольного возраста. Они достаточно просты. В процессе работы дети научатся многому. А главное — они ознакомятся с геометрическими фигурами и тем, где их можно применять.
Имея распечатанные шаблоны, делать аппликацию нужно в такой последовательности:
- Вырезать шаблоны из бумаги;
- Наклеить части на соответствующие им места.
А вот еще похожие работы.
Данные аппликации достаточно просто сделать, поэтому они подходят для детей младшего возраста, так сказать, новичков в аппликациях. Можно выбрать из большого ассортимента рисунков и распечатать тот, что подходит ребенку больше.
Меньшая часть изображения послужит в качестве шаблонов, с помощью которых нужно будет вырезать детали разных цветов, наклеить их на большую часть, которая послужит фоном для аппликации.
Аппликацию выполняют в такой очередности:
- Вырезать шаблоны, что находятся в боковой части странички. Получаются шаблоны;
- Далее нужно по приготовленным шаблонам вырезать из бумаг нужных цветов детали и наклеить их на соответствующие им места.
Для деток 4 класса
В ходе изготовления аппликаций из геометрических фигур для детей, которые ходят в 4 класс, ребята научатся четко размечать детали по шаблону, собирать отдельные геометрические фигуры в полноценный образ.
Сначала деткам следует показать, какой будет работа по ее завершению. Детям потребуется: цветная бумага, картон, клей, линейка, карандаш, ножницы и кисть.
Для начала детям нужно подготовить рабочее место и приготовить все необходимое для изготовления аппликации.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Нам понадобится: цветная бумага, картон, клей; линейка, карандаш, ножницы, ластик, кисть; баночка для клея, салфетка, клеенка.
В такой очередности нужно действовать для изготовления аппликации:
- Готовим основу;
- Переводим и вырезаем детали по шаблону;
- Составляем аппликацию.
Приступаем к работе аппликации из геометрических фигур «Кошки-мышки»:
Вот такие детали нужны для мышек и сыра. Шаблоны для них несложно сделать. Вырезать тоже. Но очень интересно из простых геометрических фигур составлять такую красоту.
Далее переходим к котику. Вот такие детали необходимы для изготовления кота. Как вы видите, среди материалов есть фломастер, с помощью которого детки могут реализовать свою фантазию и нарисовать неповторимую мордочку котику.
Существует много увлекательных способов заполнить время, но аппликация из геометрических фигур станет одним из самых занятных увлечений, потому что она позволяет создавать настоящие шедевры искусства. После, ей можно будет украсить интерьер жилища, создав особую атмосферу для отдыха или выполнения бытовых дел.
Большую популярность аппликация из цветной бумаги получила в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Она позволяет в комплексе развивать навыки ребенка, совершенствуя его основные способности:
- моторику;
- мышление;
- фантазию;
- ловкость;
- аккуратность и прочие.
Виды аппликации
В зависимости от типа создаваемых проектов или поделок на бумаге это увлечение можно разделить на 2 разновидности:
Что можно сделать из геометрических фигур из цветной бумаги?
Не существует единого стандарта, как и программы обучения детей, составлять различные аппликации из цветной бумаги, потому что фантазия у каждого человека самая разная.
Главная задача состоит в том, чтобы развить у них все основные навыки. В большинстве случаев воспитатель самостоятельно решает, какие картинки будут составлять дети или предоставляет им возможность самостоятельно выбрать, что они хотят выполнить. Так развивается не только моторика, но и мышление, так как ребенок выбирает понравившийся ему персонаж.
Простые композиции
Сначала осваиваются несложные плоские фигуры. Например, как отличный вариант для мальчиков будет аппликация паровозик. Она может быть составлена из несколько правильных геометрических фигурок, которые вырежет воспитатель или сам ребенок в зависимости от возраста.
Уверенно держать в руках ножницы дети начинают только к 5-6 годам, а вырезать сложные фигурки неправильной формы в первом классе. На самом деле, все зависит от развития ребенка, его активности и способностей. Поэтому паровозик будет отличным началом.
Для него потребуется:
- 3 прямоугольника разного цвета и величины. 1 станет платформой, 1 – кабиной машиниста, 1 – баком с водой;
- полукруг будет передней частью бака;
- перевернутый равнобедренный треугольник может стать выхлопной трубой;
- пара кружков – колесами;
- длинный прямоугольник – тягой для эксцентрического соединения колес.
Ребенок учится из представленных материалов складывать изображение на листе бумаги, равномерно намазывать клей и ровно комбинировать детали вместе. Развивается мелкая моторика рук, мышление, фантазия, если предложить ему сделать паровозик без примера.
Еще один довольно простой вариант бумажного шедевра – аппликация птица. Для нее потребуется один большой круг для туловища, пара полукругов для крыльев, несколько маленьких треугольников для лапок и клюва.
Можно создавать картины различных животных из геометрических фигур, давая ребенку самостоятельно подумать, кого он сможет сделать.
Объемная аппликация из цветной бумаги квиллинг
После развития навыков создания плоских композиций, приступают к объемным аппликациям из цветной бумаги. Такие поделки будут сложнее в освоении, поэтому применяются в обучении для детей постарше. Например, в 4 группе детского сада или 1 классе. Ребят с хорошими способностями можно определить в кружок.
На первых этапах лучше осваивать объемные композиции попроще. Например, аппликация домик с шаблонами для вырезания, как хороший вариант. Стена может быть плоской, а окна, крыша и выхлопная труба – выступающими.
Способ придания объема используется разный. Детали из бумаги можно изгибать, а можно подклеивать на дополнительной ножке на фон тех же размеров, создавая 3D эффект с тенью.
Аппликация бабочка – один из простых вариантов, который смогут освоить многие дети, даже при изготовлении композиции в объеме.
Для этого можно вырезать 2 одинаковые детали. Одну приклеить полностью, а вторую – согнуть пополам и приклеить по центру. Так получатся крылья. Голова формируется из кружка, а туловище из полоски.
Объемные композиции из простых фигур
Для детей меньшего возраста можно предложить выполнить аппликацию из кружков цветной бумаги. Из них при наличии фантазии изготавливаются как плоские композиции на белом листе, так и объемные.
С кружками будет хорошо развиваться абстрактное мышление, если предложить ребенку выполнить произвольную картину.
Когда детей фантазия уже несколько развита, переходят к более сложным заданиям. Например, мозаичная аппликация, как хороший вариант для дальнейшего развития навыков.
Дайте воспитаннику набор вырезок разной или одной формы, чтобы он самостоятельно придумал композицию. Если будет достаточное количество цветов, то могут получиться вполне красочные картинки.
Шаблоны для вырезания
Если не знаете, с чего начать развитие ребенка, то используете готовый шаблон зайчика для аппликации или других животных.
Существует много интересных наборов, с помощью которых можно комплексно развивать навыки у детей. В любом случае все аппликации способствуют формированию таких качеств, как:
- образное и пространственное мышление;
- усидчивость;
- выдержку;
- фантазию;
- ловкость и моторику рук;
- аккуратность.
С достижением нового уровня задания для создания композиций можно усложнять.
Выберите один-два лучших наброска и заключите их в рамки, пропорции которых соответствуют пропорциям будущего рисунка. Так, лист формата А-3 размером 30 на 40 сантиметров имеет пропори 3 к 4 (рис 172) В поисках наиболее удачной композиции листа, вам возможно, придется корректировать точку зрения, а в некоторых случаях даже вносить изменения в саму постановку.
Компонуя лист, следует также учитывать расположение освещенных и теневых поверхностей, а также границы падающих теней. Помните, что светотень может нарушить композиционную гармонию линейного рисунка.
Стадия 1.
Рисунок 173 Начиная рисунок на большом листе, постарайтесь достаточно точно перенести на него расположение предметов, зафиксированное в лучшем эскизе. Наметьте место каждого геометрического тела легкими линиями. Еще раз проверьте размер всей композиции, а также ее соответствие размеру листа. Внесите необходимые изменения в рисунок и продолжайте работу, уточняя размер каждого геометрического тела по отношению к другим телам и ко всей композиции в целом.
Стадия 2.
Рисунок 174. Изобразите линейно все геометрические тела. В ходе работы уделяйте особое внимание соответствию раскрытия квадратов и эллипсов, лежащих в горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Стадия 3.
Рисунок 175. На этой стадии необходимо усилить те линии, которые находятся ближе к зрителю, таким образом, вы создадите эффект глубины пространства уже в линейно-конструктивном рисунке. Наметьте линии собственных и падающих теней и прокройте все тени легким штрихом.
Стадия 4.
Рисунок 176. Продолжайте работу в тенях, делая их интенсивнее по направлению к зрителю и к источнику света, а падающие тени еще и к предмету, отбрасывающему тень. Постепенно переходите к работе в свету. Тщательно моделируйте форму, используя знания о распределении светотени на геометрических телах. На круглых поверхностях создавайте плавные светотеневые переходы; на телах, образованных плоскостями, - резкие и четкие.
Сравнивая светлые и темные тона гипса в натуре, нужно стремиться верно передать их отношения на рисунке, однако необходимо знать и об особых приемах, помогающих рисовальщику создать ощущение трехмерного пространства на плоском листе:
1. Разделение тональной шкалы на световую и теневую части: на рисунке самое светлое место в тени должно быть темнее самого темного места в свету, иными словами, тень всегда должна быть темнее, чем свет. В натуре это не всегда так. Например, когда рядом с постановкой находится достаточно хорошо освещенная поверхность, рефлексы от нее на натуре могут быть такими же яркими, как свет. Их необходимо «притушить», сделав темнее, иначе на вашем рисунке они будут разрушать форму изображаемых предметов.
2. «Воздушная перспектива». Это явление, о котором мы уже упоминали, в натуре можно наблюдать на больших расстояниях, когда значительно удаленные от зрителя предметы выглядят менее контрастными за счет толщи воздушной среды, ослабляющей тени и утемняющей свет. При незначительных размерах изображаемой постановки нельзя наблюдать этот эффект. Он создается в рисунке искусственно: геометрические тела, находящиеся на первом плане, имеют больший контраст между светом и тенью, чем тела, находящиеся на дальнем плане, в то время, как на натуре разница в освещенности ближних и дальних планов может быть почти незаметна.
Главная задача архитектурного рисунка - не передача состояния объекта, а по возможности вер
ное изображение формы, создание объема. Именно поэтому, рисуя, мы не копируем натуру, а стараем
ся увидеть, отобрать и перенести в свою работу лишь определенные черты, которые помогают нам ре-
шить эту задачу.
Стадия 5.
Рисунок 177. Обобщите рисунок. Еще раз внимательно проследите за тональным решением освещенных и теневых поверхностей. На финальной стадии рисующий работает не с отдельным предметом, деталью, частью изображения, но со всем листом одновременно, добиваясь цельности работы, гармоничной соподчиненное™ ее частей. Для этого, при необходимости, усильте тон освещенных поверхностей на дальних планах и теневых поверхностей на первом плане.
70 глава III
72 глава III
светотеневой рисунок простых геометрических тел 73
74 глава III
Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел по представлению.
Сделайте эскиз композиции, соблюдая заданные пропорции геометрических тел (рис.178). Определите общий характер будущей композиции, положение линии горизонта, направления горизонтальных ребер, основные врезки. Сразу предупредим вас о характерной ошибке, которую часто совершает тот, кто работает над своей первой композицией по представлению. Размещая на листе геометрические тела, начинающий рисовальщик достаточно вольно ставит рядом круглые тела (например, шар и конус) или круглые тела и тела, имеющие наклонные плоскости (например, шар и шестигранную призму). Врезки таких тел друг в друга очень сложны. Учитывая ограниченное время выполнения экзаменационного задания, было бы правильнее использовать в композиции простые врезки, когда круглые тела и тела с наклонными поверхностями пересекаются горизонтальными и вертикальными плоскостями.
Не стоит излишне тщательно прорисовывать эскиз - в мелком масштабе вы все равно не сможете решить все композиционные вопросы. Даже очень подробно проработанный эскиз невозможно точно перенести на большой лист. Второстепенные и незначительные по размеру элементы неизбежно подвергнутся довольно серьезным изменениям, а потому не стоит уделять им излишнее внимание на стадии эскизирования. Заключите эскиз в рамку соответствующих пропорций (3x4), внесите необходимые коррективы в композицию и приступайте к работе над листом большого формата, стараясь сохранить определенные в эскизе главную идею, основные закономерности и движения крупных масс.
Продолжая работу над композицией, уточните размеры и пропорции геометрических тел. Проследите за соответствием раскрытия квадратов и окружностей, лежащих в горизонтальных и вертикальных плоскостях, а также за равномерным схождением параллельных линий в перспективе. Внимательно простройте врезки геометрических тел, изображая линии пересечения не только видимых, но и невидимых зрителю поверхностей. Работая над отдельными элементами, старайтесь подчинить их общей композиционной идее, добивайтесь цельности и гармоничности в работе.
Рисунок должен быть выполнен четкими, выразительными линиями и легко проработан условным тоном: определите положение источника света и прокройте несколькими слоями штриха поверхности, оказавшиеся в тени. Рассмотрите рисунки 179,180,181,182,183, изображающие примеры таких композиций.
светотеневой рисунок простых геометрических тел
светотеневой рисунок простых геометрических тел 77
светотеневой рисунок простых геометрических тел 70
80 глава IV
Глава IV. Рисунок архитектурных деталей
К архитектурным деталям относятся архитектурные профили (гусек, каблучок, вал, четвертной вал, выкружка, скоция), геометрические и растительные орнаменты, капители, розетки, вазы, ионики, кронштейны, опорные и замковые камни арок, антаблементы. Из всего этого многообразия для выполнения учебных рисунков на вечерних подготовительных курсах МАРХИ выбраны ваза, капитель и ионик.
Приступая к рисунку архитектурной детали, сначала определите ее геометрическую основу, представьте сложную форму в виде сочетания простых геометрических тел. Изобразив на листе упрощенную схему в перспективе, постепенно усложняйте ее, насыщая деталями и внимательно изучая в линейно-конструктивном рисунке отдельные элементы. Парные симметричные объемы намечайте одновременно, при этом условии легче проследить за перспективными сокращениями. Если изображение какой-либо части архитектурной детали вызывает у вас некоторые затруднения, сделайте ее небольшие зарисовки на полях вашего рисунка - перспективные наброски с разных точек и ортогональные проекции. Завершая линейную стадию, введите в рисунок легкий тон, предварительно наметив линии собственных и падающих теней: это позволит вам уточнить основные массы и выявить возможные ошибки перед началом тональной работы.
Светотень на архитектурных деталях также распределяется по законам рисования простых геометрических тел. На кривых поверхностях переходы от света к тени мягкие, постепенные, на граненых - резкие, чёткие. Чем ближе свет и тень на предмете к рисующему и источнику света, тем сильнее светотеневой контраст, и, наоборот, удаленные части предметов имеют более тусклый свет и блёклую тень. Падающие тени сильнее насыщены тоном, собственные - высветлены рефлексами, а поэтому более воздушны и прозрачны. И в линейно-конструктивном и в светотеневом рисунке старайтесь вести работу равномерно по всему листу, постоянно сравнивая отдельные части изображения с целым. На заключительной стадии уточните тональное решение и обобщите работу, стремясь к ощущению завершенности и гармонии.
Рисунок вазы.
В качестве объекта для рисования вам предлагается гипсовый слепок с греческой вазы (амфоры), датируемой IV веком до н.э. Мастеров того времени отличало удивительное чувство пропорций и конструктивной логики.
Начните рисунок вазы, как и рисунок любой сложной архитектурной детали, с анализа её формы. Внимательно рассмотрите вазу (рис.184). Мысленно расчлените её на отдельные объемы и сравните их с простыми геометрическими телами. Тело вазы имеет сложную каплеобразную форму, которую можно условно представить как сочетание двух шаров и конуса, таким образом, контур тела вазы по высоте может быть разбит на три части, каждая из которых имеет свою кривизну. Шейка вазы сходна с цилиндром, имеющим заметное утонение в середине, и ограничена сверху и снизу узкими полочками. Венчает вазу массивная горловина в форме четвертного вала. Опорная часть (основание) вазы состоит из двух цилиндров разного диаметра, соединённых профилем в виде гуська. Ручки вазы имеют сложную трехчастную структуру и утолщаются в местах их присоединения к шейке и телу вазы.
Продолжая изучение натуры, сделайте рисунок фронтальной проекции вазы. Для этого вам придётся воспользоваться не только методом визирования, но и длинной полоской бумаги и даже линейкой. Проекция должна быть достаточно крупной, только тогда вы сможете отразить в ней всю полученную вами информацию: пропорциональное соотношение основных масс, размеры отдельных частей по высоте и ши-
рисунок архитектурных деталей 81
рине, их взаимосвязь, соподчинённость и функциональную обоснованность. Постарайтесь достаточно точно передать пропорции вазы, отметьте, сколько раз её ширина укладывается в высоте, сколько раз шейка укладывается в теле вазы по горизонтали и вертикали, и т.д. (рис.185).
Изобразив фасад вазы, вы заметите, что на этой проекции шейка вазы выглядит слишком толстой, тело - более массивным, основание - легче и изящнее, чем в натуре. Из всех способов изображения перспектива является наиболее близким к реальному восприятию человеческим глазом. Ортогональная проекция объекта всегда отличается от его восприятия в натуре. Но именно ортогональные проекции, в силу их точности и информативности, помогут вам сейчас наилучшим образом изучить сложную архитектурную форму, а в будущем станут удобным и естественным средством вашего профессионального общения.
Вернёмся к натуре. Как вы уже заметили, основной объем вазы - симметричная форма. Все её горизонтальные сечения представляют собой окружности разного диаметра с центром, лежащим на одной вертикали (ось вазы). В перспективном рисунке эти окружности изображаются в виде эллипсов разного размера и раскрытия. Малые оси этих эллипсов совпадают с осью вазы, а большие ей перпендикулярны.
Меняя своё положение относительно натуры по вертикали (а, следовательно, уровень линии горизонта), проследите за сокращением вертикальных размеров отдельных элементов и всей вазы, а также за тем, как одни части вазы перекрывают другие.
Выберите точку, при взгляде с которой перспективные вертикальные сокращения будут незначительными (например, когда линия горизонта проходит несколько выше горловины вазы или ниже её основания). Положение, когда линия горизонта проходит через тело вазы не рекомендуется по причине некоторых сложностей, которые могут возникнуть у начинающего рисовальщика с определением раскрытия эллипсов. К тому же, такое положение является наименее удачным для создания выразительного рисунка.
|
82 глава IV
Стадия 1.
Рисунок 186. Определите габариты вазы на листе, посередине листа наметьте её ось. Разбейте общий вертикальный размер на отрезки, соответствующие крупным частям вазы: горловине, шейке, телу, основанию. Наметьте ширину этих элементов.
Стадия 2.
Рисунок 187. Обозначьте на рисунке положение и размеры мелких деталей вазы.
Стадия 3.
Рисунок 188. Наметьте контур вазы в ортогональной проекции. Такой контур не учитывает перспективных изменений, но является четкой конструктивной основой для дальнейшей работы.
Стадия 4.
Рисунок 189. На горизонтальных осях, в местах характерных сечений, изобразите эллипсы. Помните, что раскрытие эллипса тем больше, чем дальше он находится от линии горизонта. Соедините эллипсы касательными дугами в местах сопряжения одной формы с другой. Наметьте ручки вазы, обобщив их до простой прямоугольной формы, и только убедившись в правильности основных отношений, проработайте их детали.
Стадия 5.
Рисунок 190. Последний этап - тональная проработка. Начните, как обычно, с определения линий собственной и падающей тени. Для этого воспользуйтесь натурой и уже полученными знаниями о характере светотени на простых геометрических телах. Собственные тени на шейке вазы, поясках, полочках основания, а также ручках - аналогичны теням на цилиндре; тень на горловине подобна тени на шаре; тень на теле вазы можно представить как сложное сочетание тени на двух шарах и конусе. Внимательно рассмотрите падающие тени на вазе. Проанализируйте, от каких форм падают тени на шейку вазы, её тело, основание, ручки. Иногда это удобно сделать при помощи карандаша. Если медленно передвигать острие карандаша по линии собственной тени на вазе, тень от острия карандаша будет также передвигаться по линии падающей тени, фиксируя в каждый момент этого движения некую пару: точку и тень от неё.
После определения положения линий собственных и падающих теней, продолжайте тональный рисунок в обычной последовательности. Сначала наберите достаточную силу тона в тенях, отделив их от света. Затем необходимо усилить собственные тени по направлению к зрителю и источнику света, а падающие тени - еще и по направлению к источнику падающей тени. Продолжая работу в тенях, постепенно выходите в сеет, создавая плавные светотеневые переходы на шарообразных и цилиндрических поверхностях. Завершая рисунок, обобщите светотеневые отношения, стараясь гармонично подчинить все элементы изображения общему тональному замыслу.
Предлагаемая вам стадийность ведения работы не случайна: в ней заключено важное правило, обязательное для всех, а особенно для начинающих рисовальщиков: ведение рисунка от общего к частному и от частного к общему. Всегда начинайте рисунок с общей массы и лишь потом приступайте к деталям. Но не прорабатывайте сразу одну из деталей до конца. Ведите рисунок по всему листу, переходя от одной его части к другой, сверяя части с общим, постоянно охватывая взглядом целое. Это правило верно как для линейно-конструктивного, так и для светотеневого рисунка.
Естественно ваше желание как можно быстрее увидеть окончательный результат, перескочить на следующий этап, не закончив предыдущего. Если хотите - попробуйте сделать это - и увидите, как логичная и спокойная работа превратится в хаотичное метание от одной детали к другой в стремлении собрать воедино «рассыпающийся» у вас на глазах рисунок.
Помните также о том, что конструкция лежит в основе любой формы. Ошибки в построении невозможно скрыть самой виртуозной тональной проработкой. Поэтому обнаруженные в ходе работы ошибк в построении и пропорциях необходимо незамедлительно исправлять.
рисунок архитектурных деталей 83
86 глава IV
рисунок архитектурных деталей 87
88 глава IV
Рисунок дорической капители.
Капителью называется верхняя часть колонны, которая, в свою очередь, является частью архитектур, ного ордера. Ордер - строго выверенная художественная система, выражающая суть работы стоечно-балоч-ной конструкции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Классические ордера - дорический и ионический - сформировались в античной Греции. Несколько позднее, в архитектуре Рима они получили свое дальнейшее развитие. Ордер состоит из несущих и несомых элементов, нагрузка передается от вышележащих элементам к расположенным ниже. От антаблемента (несомой части) к колонне (несущей) нагрузка передается через капитель, которая становится одной из важнейших составляющих всей ордерной композиции.
В качестве объекта для рисования вам предлагается капитель римского дорического ордера. Римские ордера несколько суше по своим формам, чем греческие, однако, как и все ордерные системы, они отличаются строгой логикой формообразования, выверенностью пропорций и простотой. Дорический ордер - самый лаконичный, строгий и мужественный из всех. Начинающему архитектору необходимо учиться понимать и чувствовать логику работы конструкции, выраженную в художественной форме, что в архитектуре называется тектоникой. Постарайтесь почувствовать в рисунке капители, как форма изменяется от верхних, квадратных в плане частей, к нижним, круглым, как каждый из профилей рассчитан на поддержку расположенных выше элементов и на передачу давления сверху вниз.
Начните рисунок с анализа формы капители (рис.191). Верхняя часть капители - квадратная в плане абака (абак) - плита с каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала и сопрягается с шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в ствол колонны через выкружку. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками - каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения.
Сделайте рисунок фронтальной проекции капители. Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы детали были хорошо видны. Подпишите на рисунке названия всех частей капители. Так вам будет проще их запомнить. Проанализируйте основные пропорции капители, выберите в качестве единицы измерений общую высоту эхина и поясков. Сравните свой рисунок с рисунком 192.
|
Рис.191 |
Продолжая изучать форму, обойдите капитель вокруг и рассмотрите её с разных точек. Вы заметите, что основной объём, представляющий собой круглую симметричную форму, остаётся без изменений. Меняется лишь положение квадратной абаки. Выберите такую точку зрения для рисунка, чтобы одна сторона абаки была раскрыта для вас больше, а другая - меньше. Оптимальное соотношение 1/2-1/3. Линия горизонта должна проходить чуть ниже капители, тогда её пропорции будут близки к ортогональным. При необходимости сделайте эскиз, чтобы точнее определить композицию листа.
рисунок архитектурных деталей
Стадия 1.
Рисунок 193. Разместите на листе будущее изображение, определив его габариты по вертикали и горизонтали. Наметьте углы абаки, главную ось, а также определите размеры, соответствующие основным частям капители. Очень важно на этой стадии линейного рисунка найти верное соотношение раскрытия верхнего эллипса эхина и квадрата абаки. Традиционно, рисовальщики изображают сначала абаку, а затем испытывают значительные трудности при вписывании в неё эллипса. Поступите иначе: определившись с размером и раскрытием эллипса, нарисуйте его. Затем опишите вокруг эллипса квадрат, сверяя направления его сторон с натурой. Стадия 2.
Рисунок 194. Разметьте все части капители по вертикали и определите их горизонтальные размеры. Прорисуйте основные массы с учётом перспективных сокращений. Изображая эллипсы поясков, шейки, астрагала и нижнего среза колонны, соотнесите их раскрытия друг с другом и с уже нарисованным верхним эллипсом эхина. Стадия 3.
Рисунок 195. Прорисуйте каннелюры. Грамотно их изобразить вам поможет план ствола колонны. Если у вас нет возможности поместить план на самом рисунке, то подколите к вашей работе дополнительный лист бумаги. Перенесённые с плана на перспективное изображение точки сделают рисунок точным и убедительным. На этой стадии рисунок в основном носит линейный характер, но при уточнении основных элементов возможно применение тона, который помогает графически выявить «движение» основных поверхностей. При этом тон должен быть очень лёгким, предполагающим дальнейшую конструктивную проработку формы. Стадия 4.
Рисунок 196. Выявите форму капители средствами светотени. Ясное представление о взаимном Расположении в пространстве источника света, объекта и рисующего, даёт возможность разобраться в геометрии собственных и падающих теней, а также выявить основные тональные отношения. Определяя линии собственных и падающих теней, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых Формах: мысленно расчлените капитель на отдельные объемы и сравните их с уже известными вам гео-метрическими телами.
Стадия 5.
Рисунок 197 Детально проработайте формы в тенях и на свету, обобщите светотеневые отношения
изображения, гармонично соподчините их между собой с учётом воздушной перспективы.
92 глава IV
рисунок архитектурных деталей 93
94 глава IV
рисунок архитектурных деталей 95
Рисунок ионика.
Ионик - архитектурный орнаментальный элемент, состоящий из срезанной сверху яйцеобразной формы, обрамленной «скорлупкой», профилированным валиком, а также обращенными острием вниз стрельчатыми листьями. В архитектуре ионики широко применяются на капителях и карнизах ионического и коринфского ордеров. Ионик имеет две оси симметрии, одна из них проходит по яйцеобразной форме, другая - по середине стрельчатого листа. Изучая форму, сделайте план, фасад и боковой фасад (рис.198). Это поможет вам лучше понять структуру ионика, а также значительно облегчит дальнейшую работу над рисунком.
Стадия 1.
Рисунок 199. Наметьте габариты будущего изображения на листе. Изобразите в перспективе прямоугольную плиту, являющуюся основой для ионика.
Стадия 2.
Рисунок 200. Проведите диагонали плиты основания ионика и простройте вертикальную среднюю линию - главную ось симметрии. Обобщенную форму ионика представьте в виде сплошного четвертного вала со скошенным верхом, к которому снизу примыкает маленький валик. Прорисуйте на верхней поверхности ионика его план, отделите центральный яйцеобразный объем от боковых объемов, наметьте оси симметрии, проходящие по центру стрельчатых листьев, и уточните главную ось. На этой стадии особое внимание обращайте на перспективное сокращение равных по длине горизонтальных отрезков.
Стадия 3.
Рисунок 201. Прорисуйте детали - яйцо, скорлупки, профилированный валик, листья. Изображая листья, сделайте на полях их крупный вид спереди (рис.202). Это поможет вам правильно нарисовать листья в перспективе.
Стадия 4.
Рисунок 203. Нанесите линии собственных и падающих теней. Начните, как обычно, с теневых мест и проштрихуйте их несколько раз, отделяя от света. Затем необходимо усилить падающие тени по направлению к предмету, отбрасывающему тень, зрителю и источнику света. Одновременно усильте линии собственных теней, формируя зоны рефлексов. На этой стадии не увлекайтесь деталями, «лепите» общую форму в соответствии с законом воздушной перспективы и основными принципами распределения светотени на простых геометрических телах.
Стадия 5.
Рисунок 204. Продолжая работу, переходите клепке крупной формы в свету и затем к деталям. Завершите рисунок обобщением формы, гармоничным соподчинением всех ее частей.
|
|
98 глава IV
рисунок гипсовой головы 99
Рисунок гипсовой головы
Голова человека - сложнейшая природная структура. Это обусловлено ее сложной функцией в организме человека. Приступать к рисунку головы можно, только имея достаточно развитое пространственное представление, основательное знание общих положений рисунка и хорошую практику в изображении более простых форм.
Практический раздел «Рисование гипсовой головы» начинают с исследования ее внешней формы в «ознакомительном рисунке». Этот первый опыт станет основой дальнейшего, более подробного анализа. В рисунке черепа анализируют структуру костной основы головы. В рисунке экорше Гудона изучают расположение и принцип работы основных мышц, а также хрящевидные ткани. Для подробного рассмотрения черепа и мышц будет целесообразно обратиться к анатомическим атласам и пособиям. В следующих рисунках особое внимание уделяют основным деталям головы: носу, губам, глазам и уху. И, наконец, возвращаясь к рисунку гипсовой головы на новом уровне понимания ее архитектоники (т.е. взаимосвязи внутренней структуры и внешней формы), вы сможете закрепить и постепенно совершенствовать свои навыки в рисунках гипсовых слепков с античных скульптур: Цезаря, Афродиты, Дорифора, Диадумена, Сократа, Антиноя и Апоксиомена, традиционно предлагаемых для рисунка на вступительных экзаменах в Московском Архитектурном институте.
Рисование «антиков» - продолжение старых академических традиций. Пластическое совершенство классической скульптуры, ее статичность и необыкновенная выразительность позволит вам быстрее понять общую объемно-пространственную структуру головы, разобраться в ее деталях и основных соразмерностях.
24. Ознакомительный рисунок. Голова Дорифора.
Скульптура Дорифора создана в V веке до нашей эры греческим скульптором Поликлетом, представителем пелопонесской школы. Поликлет был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Им был создан трактат «Канон», где очень подробно разрабатывались идеальные пропорции человеческого тела. Фигура Дорифора - юноши воина-гоплита (копьеносца) - явилась воплощением этого канона. Одновременно она должна была стать олицетворением идеального гражданина греческого полиса: человека, подобного бессмертным богам, равно прекрасного телом и духом, мужественного защитника родного города. Лицо Дорифора схематично, оно лишено индивидуальных черт и выражения, именно поэтому голова Дорифора предлагается для первой «ознакомительной» работы, в результате которой вы получите начальное, во многом упрощенное представление о форме головы.
Голова имеет мозговую и лицевую части. Ее внешняя пластика познается с помощью целого ряда анатомических точек - узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, на голове хорошо видны: подбородочные бугры, линия нижней челюсти, углы рта, линии, ограничивающие область рта, линия разреза губ, фильтр, основание, кончик и крылья носа, переносье, скулы, скуловые дуги, глазничные края, слезники, бровные дуги, линии, ограничивающие бровные дуги, лобные бугры, височные линии, макушка, ушные раковины, слуховые отверстия, сосцевидные отростки височных костей, теменные и затылочные бугры, выйная линия, граница шеи и подбородка, яремная ямка и выступ седьмого шейного позвонка. Найдите все эти точки и линии на рисунках 205 и 206, а затем и на гипсовой голове.
Зная анатомические пункты - маяки и характерные линии, вы никогда не запутаетесь в деталях и всегда сможете отличить главное от случайного. Для лучшего понимания внешних пространственных связей точек головы часто пользуются упрощенной схемой, представляющей ее структуру в виде неправильного многогранника. Нельзя, однако, злоупотреблять подобными схемами в рисунке. Они необходимы лишь в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы человека.
100 глава V
рисунок архитектурных деталей 101
Прорись с рисунка П.И.Чурилина
из учебного пособия «Строение головы человека»
102 глава v
Прорись с рисунка ПИЧурилина
из учебного пособия «Строение головы человека»
Голову человека также принято изучать, анализируя ее разрезы в трех взаимно-перпендикулярнь плоскостях: сагиттальной, горизонтальной и фронтальной (рис.207).
Сагиттальная плоскость является плоскостью симметрии тела. Ее название происходит от латинского «sagttta» - стрела. Разрез в этой плоскости дает нам среднюю линию, которая является основой проф" ш ной линии лица и очень важна для рисунка головы.
Горизонтальная плоскость проходит через основание затылка и основание носа.
Фронтальная плоскость перпендикулярна двум первым и «рассекает» голову в самом широком месте. Она проходит через макушку, теменные бугры и точки опоры черепа на позвоночник. Изучение этих разрезов, а также ортогональных проекций головы: вида спереди, сзади, сбоку и сверху поможет вам лучше понять внешнюю пластику головы и точнее передать ее в вашем рисунке.
рисунок гипсовой головы 103
Задача «ознакомительного» рисунка - хорошая композиция на листе, верно переданный общий объем, а также точно найденное место и размер каждой детали головы.
Стадия 1.
Рисунок 208. Начиная работу, определите положение линии горизонта и ракурс. Для этого мысленно заключите голову в куб. Найдите общие габариты и разместите будущее изображение на листе при помощи коротких засечек. Помните, что если вы рисуете голову в фас - пространства слева и справа должны быть равными, чтобы изображение не «заваливалось», если же вы рисуете голову в профиль, в 3\4 или в 7\8 - пространство листа перед головой (со стороны лица) должно быть больше, чем со стороны затылочной части. Легкими линиями наметьте контур головы (абрис).
Стадия 2.
Рисунок 209. Прорисуйте основные крупные части: отделите массу головы от шеи, наметьте лицевую часть, ее переднюю плоскость и легко нанесите осевую профильную линию. Уточняя профильную линию, найдите лежащие на ней характерные точки: точку верха лба (на линии роста волос), точку между бровями, точку основания крыльев носа и точку перелома подбородка. Этими точкам определяются основные канонические пропорциональные отношения частей головы. Согласно греческому классическому канону, расстояния между этими точками должны быть равными. Проведите через эти точки горизонтальные линии (на рисунке уходящие в точку схода на горизонте) и отметьте на них соответственно ширину лба, основания носа и подбородка. Для правильного выбора направлений этих линий, воспользуйтесь методом визирования.
В соответствии с античным каноном, по линии глаз античная голова делится на две равные части -от макушки до линии глаз и от линии глаз до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг (точки между бровями) до основания крыльев носа делится на три равные части - по верхней линии деления проходит линия глаз, по нижней - отделяются основание и крылья носа. Отрезок между точкой основания крыльев носа и переломом подбородка также делится на три равные части. По верхней линии деления проходит средняя линия рта, которую еще называют линией разреза губ, нижняя линия делит подбородок пополам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т.е. линия глаз также делится на три равные части. Высота уха равна длине носа.