Архитектура, скульптура, живопись, книжная миниатюра. Романский стиль в Европе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.


Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11-12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика». Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.-как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus –

«человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в

Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в

других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека

и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно

развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма

наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал

прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными

духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и

образцом художественного творчества. Великое прошлое постоянно напоминавшее

о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда

как искусство Средних веков казалось неумелым варварским. Возникший в XVI в

термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего

классическую древность, античную культуру. Тем не менее, искусство

Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и

новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство

возрождения - явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно

заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды

искусства - живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно

изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной

ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись

обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций

человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений

искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной

мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с

монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,

появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место ухе

выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то

время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная

одаренность мастеров Ренессанса - они часто работали в области архитектуры

скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией

с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной»,

личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и

художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был

неразрывно связан с возвышенной поэтической Красотой, в своём стремлении к

естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство

стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически

независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую

роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей

(правящих богатых семейств) - крупнейших покровителей и заказчиков

произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры

Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем - Падуя.

Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., - богатая

купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим.

Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили

прежнее значение.

Маньеризм- течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой -Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

Северное возраждения: принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV-XVI вв.; для отдельных стран существует собственная периодизация), переходного от средневековой культуры к культуре нового времени. В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в том числе к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Крупнейшие представители Северного Возрождения: Я. Ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. Босх, П. Брейгель Старший - в Нидерландах; А. Дюрер, Грюневальд, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший - в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Ж. Гужон - во Франции.

Связь христианства с язычеством славян:

Нам хорошо известно весьма негативное отношение христианства к язычеству, существующее до сей поры. В этом смысле весьма интересны высказывания Н.М. Гальковского в его двухтомной монографии “Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси”. Приведу лишь одну цитату: «Духовенство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого, прежде всего, приходилось бороться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании старых богов, рода и рожаниц и т.д. Обличения иногда бывали страстными, как, например, в Слове Христолюбца. Но проповедник обыкновенно не исследовал причин известного греховного обычая, ограничивался обличением его » 1 . Иными словами, на взгляд ученого, христианство хотя и боролось с язычеством, но не очень эффективно, лишь поверхностно, не докапываясь до истоков. Следовало бы бороться основательнее.

Ну а как относилось язычество к христианству? На первый взгляд тут трудно найти какой-либо ответ, поскольку с язычеством было покончено (так принято думать) с крещением Руси, то есть тысячу лет назад, и сейчас вряд ли можно найти какие-либо языческие источники. Более того, весьма сложно обстоит дело даже с ранними христиансткими источниками Руси, которые можно буквально пересчитать по пальцам. Так что данный вопрос выглядит чисто риторическим. А умозрительно можно предположить, что как аукнется, так и откликнется, и если христиане боролись с язычниками, то те им отвечали той же монетой, а возможно и сильнее, поскольку не имели представления о христианском смирении. У язычников, как принято полагать, всё было разнузданным, несдержанным, таковы же они вроде бы должны были быть и в своем праведном гневе против христиан.

Однако это предположения. От них я хотел бы перейти к той реальности, которая открылась в связи с обретением дара чтения руницы. Неосведомленному читателю поясняю, что руницей называлось докирилловское слоговое письмо славян, где каждый знак означал не один звук, а два, согласную и гласную, то есть целый слог. Это письмо изначально было сакральным, то есть предназначалось для священных текстов, а потому было не только весьма красивым и торжественным, но и довольно запутанным, так, чтобы его в состоянии были читать только жрецы. Оно существовало на Руси, и не только на Руси, а во всех славянских странах, и во многих неславянских странах Европы, где много тысяч лет писали по-русски, разумеется, не только до крещения Руси, но и до возникновения первых христианских общин древнего Рима. Писали им не только явно, но и тайно, используя его знаки в качестве отдельных элементов рисунков. Так было, например, у древних греков, о чем я недавно опубликовал заметку в журнале “Дельфис” 2 . То же самое существовало у древних римлян. Поэтому нет ничего удивительного, что тайные надписи стали делать и христиане, изображавшие знаки руницы главным образом складками одежды персонажей на иконах. Вот к подобному исследованию мы сейчас и переходим.

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.

Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство - на общество.

Романское искусство

Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики в 18 веке. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.

Характерные черты

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи - именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Предпосылки

В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.

Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.

К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.

В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары - именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Нищета и сложный быт сказались на внешнем облике романского искусства, но не сделали его хуже. Переработав и использовав опыт соседних культур, Европа смогла грамотно отразить в своем творчестве свое собственное уникальное мироощущение.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий - византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных - более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени - в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление практически изжили себя - по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы - деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках - в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров - мирского и духовного - и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем - именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства - отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

Сюжеты

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло.

Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение.

Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

Примеры

Ярким примером романской скульптуры стал рельеф, изображающий Страшный суд, в соборе Сен-Лазар в Отене. Он был создан в 1130-1140 годах. Рельеф разделен на несколько ярусов, демонстрирующих иерархическую систему: ангелы с добросовестными праведниками наверху (в Раю), черти с грешниками, ожидающими Суда - внизу (в Аду). Также особенно яркой выглядит сцена взвешивания хороших и плохих поступков.

Другой яркой романской скульптурой Средневековья является знаменитая скульптура, изображающая апостола Петра, которая является украшением портала собора Св. Петра в Муассаке. Вытянутая экспрессивная фигура выражает волнение, душевный порыв.

Очередной типичный пример романского стиля - Пятидесятница на тимпане Ла Мадлен в Везле, Франция. Данное произведение наглядно передает евангельское сказание и служит декоративным украшением.

Живопись
Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники изобразительного искусства 11-12 вв. созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства.

В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых - популярной литературы того времени. Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан. Многоцветные фресковые росписи покры¬вали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец 11 - нач. 12 в.) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории. Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену, изображающую моменты строительства башни, живости. С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии.

Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату

О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 в., Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи - реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты
эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни - стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 в.). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

Скульптура
В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 г. вступает в полосу расцвета. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Важнейшее завоевание романской пластики - усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальных композициях на темы библейских и евангельских легенд и назидательных притч. Мотив человеческой фигуры существовал уже в плоскостной орнаментально-декоративной резьбе варваров, которая предше¬ствовала романской скульптуре.
Как и романская живопись, скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах - удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом.
В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. Они трактовались не как самостоятельная ценность, а как часть грандиозного целого - орнаментального многосложного плетения, воплощающего вселенную. В одной сцепе часто соединялись разновременные события. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. Но при этой условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений. Центральный образ романской скульптуры в тимпанах - Христос - обычно сближается своим обликом и характером с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству неумолимый приговор. В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены «Страшного суда» с мифологическими образами древних народных поверий, то в виде уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.

Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Капитель из церкви Клюни (1109-1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефах бронзовых дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фольклора, меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой энергии. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.

В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Появляются монументальные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер в Муассаке, Лангедок, ок. 1115 г.). В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности, к созданию впечатления бестелесности образов.

В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125-1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством - основное содержание религиозных композиций романского собора. Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего, с бунтарскими еретическими настроениями, устремленность к духовному совершенствованию и наивной верой в чудо.

В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130-1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным.

Тимпан западного портала собора Сен-Лазар в Отене

В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания.

Фрагмент рельефа с притолоки портала собора в Отене

Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи. В барельефе тимпана церкви Сен-Мишель д"Антрег (Шарант) изображен архангел Михаил, убивающий дракона. Он поражает не встречавшимися до сих пор в романской пластике одухотворенностью, изяществом пропорций, легкостью движений, словно парящими крыльями.
С развитием городов и распространением ересей в соборную скульптуру проникли образы крестьян, кузнецов, акробатов в их рабочей одежде, занятых повседневным трудом; появились персонажи из древней и средневековой истории, из народно-сатирических произведений (рассказов о похождениях Ренаралиса); наконец, образы народной фантазии: химеры, демоны, полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмеш¬ливые фантастические лики с гримасами - воплощение темных дьявольских сил. Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного. Эти образы обычно включались в орнаменты, покрывающие наружные стены храма, помещались на капителях и т. д. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви, видя в нем проявление еретического вольномыслия.

Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма.

Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (ок. 1135-1155 гг.).

Собор в Шатре. Фрагмент портала

Образ Христа во славе в композиции тимпана центрального портала исполнен сосредоточенности, энергии и душевной мягкости. Моделировка форм пластически выразительна. Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа. Привлекает образ молодой царицы, точно внезапно встрепенувшейся, сбросившей с себя оковы сна. Неуловимое движение, скользящее по ее чистым чертам, таящееся в наивных, чуть припухших губах и глазах миндалевидной формы, предвещает улыбку.



Рассказать друзьям