Асаф мессерер биография. Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МЕССЕРЕ́Р АСАФ Михайлович (1903, Вильна, ныне Вильнюс, - 1992, Москва), советский артист балета, балетмейстер и педагог.

В 1919–21 гг. учился в Московском хореографическом училище (класс А. Горского), по окончании которого был принят в труппу Большого театра; до 1954 г. - ведущий солист. Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также - концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71).

В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Семья Мессерер по истине уникальное явление в начале XX-го века. Пятеро из десяти детей были выдающимися артистами балета, драмы и кино. В их числе знаменитый артист, хореограф и педагог, Асаф Мессерер .

Артист родился в Вильнусе в 1903 году в многодетной семье Мессереров. Затем они перебрались в Москву. В возрасте 15-ти лет Асаф оказался на галёрке балета Большого театра «Коппелия», который произвёл на него неизгладимое впечатление. Юноша больше не представлял своё будущее без балета и театра. Правда путь артиста начался для него с неудачи -16 лет считается достаточно зрелым возрастом для танцоров, особенно балета, поэтому юноше было отказано.

Но он не сдался и начал посещать частные уроки в танцевальной мастерской Михаила Мордкина. Необходимость оплачивать занятия вынудила артиста с самого начала карьеры зарабатывать деньги - Асаф поступил в труппу Нового театра. Он принимал участие в «Виндзоровских красавицах», «Коппелии». С самого начала артист поразил всех своей техникой и исполнением, при том, что он занимался всего полгода.


В 1921-м году Асаф Мессерер поступил в труппу Большого театра. Сперва он танцевал в кордебалете. Усиленно занимаясь, оттачиваю свою технику и артистизм, он пробился в основной драматический состав Большого на долгих 33 года. В эти годы он исполнил весь спектр классических, балетных партий.

В 1933-м году Асаф, вместе со своей сестрой, Суламифь одними из первых отправились на гастроли в Париж и Прибалтику. Также их приглашали в США, но из-за жёсткого графика в Большом они отказались.

Будучи молодым артистом, Асаф Мессерер стал невероятным постановщиком и балетмейстером. Он ставил спектакли в Брюсселе, Варшаве, Будапеште и других европейских городах. При этом Асаф стал очень . 37 лет своей жизни он посвятил преподаванию в Московском хореографическом училище. Отдавая себя своим ученикам, он стремился раскрыть талант каждого в отдельности, подчеркнуть индивидуальность. В своей монографии «Уроки » он представил новую уникальную систему обучения балета.


Всю свою жизнь Асаф Мессерер отдал искусству танца. Влюбленный в танец, артист сделал головокружительную карьера солиста Большого театра и на протяжении 70-ти лет оставался в балете. Он внёс неоценимый вклад в искусство, как

Мессере́р Асаф Михайлович (1903, Вильнюс — 1992, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Мессерер принадлежал к большой артистической семье: старший брат Азарий был актёром МХАТа; сестра Рахиль — киноактриса, мать балерины М.М. Плисецкой; другая сестра Суламифь — балерина и педагог; сын Борис — один из известнейших театральных художников России. В 1919—21 Мессерер учился в Московском хореографическом училище, по окончании которого до 1954 был ведущим солистом Большого театра. Среди партий: Зигфрид и Принц («Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского), Бернар («Раймонда» А.К. Глазунова), Раб, Пират («Корсар» А. Адана), Франц («Коппелия» Л. Делиба), Божок, Китайский фокусник, Японский матрос («Красный мак» Р.М. Глиэра), Базиль («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Б.В. Асафьева; Государственная премия СССР, 1947). Мессерер был классическим танцовщиком-виртуозом необычного стиля. Постоянно увеличивая сложность движений и па, он заострял их внешний рисунок и вносил в них энергию, спортивную силу и азарт. При этом многие партии старых балетов Мессерер трактовал иронически; эту окраску он привнёс и в одну из своих последних ролей — Принца в балете С.С. Прокофьева «Золушка» (1945). В качестве балетмейстера выступал с середины 20-х гг.: «Фея кукол» (1925, с Е.И. Долинской), «Тщетная предосторожность» (1930, с И.А. Моисеевым), «Спящая красавица» (1936, с А.И. Чекрыгиным; 1952, с М.М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937) и др.; ставил танцы в оперных спектаклях Большого театра, создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял («Футболист», на музыку А.Н. Цфасмана, и др.). С 1946 Мессерер вёл класс для ведущих танцовщиков и балерин Большого театра, получив международную известность; создал свои лучшие балеты: «Урок танца» (1960, на музыку А.К. Лядова, Глазунова, Д.Д. Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова). Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • - : 1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида. А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем - при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Холл Асаф, американский астроном, член Национальной академии наук в Вашингтоне. В 1857‒62 ассистент обсерватории Гарвардского университета, в 1862‒91 астроном-наблюдатель на Морской обсерватории в Вашингтоне...
  • - Род. 1903, ум. 1992. Артист балета, балетмейстер. Работал в ГАБТ. В 1923-60 гг. преподавал в Московском хореографическом училище. Дважды лауреат Государственной премии СССР. Народный артист СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Борис Асафович, театральный художник, народный художник Российской Федерации, действительный член PAX . Сын А. М. Мессе-рера, муж Б. А. Ахмадулиной...

    Русская энциклопедия

  • - музыкант левитского рода, в царствование Давида управлявший богослужебным пением в скинии Завета, между тем как четыре его сына управляли четырьмя певческими классами. А. приписываются псалмы: 50, 73-83...
  • - американский астроном, директор морской обсерватории в Вашингтоне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Аруна, индийский политический и общественный деятель. А. А. с юных лет активно участвовала в национально-освободительном движении. В 1928 вступила в партию Индийский национальный конгресс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индийский политический и общественный деятель. А. А. с юных лет активно участвовала в национально-освободительном движении. В 1928 вступила в партию Индийский национальный конгресс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Асаф Михайлович, советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Член КПСС с 1944...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Член КПСС с 1944...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Асаф Михайлович, артист балета, балетмейстер, педагог. В 1921 - 54 в Большом театре. Партии: Филипп, концертный номер "Футболист" на музыку А.Н. Цфасмана и др. Поставил "Спящую красавицу" П.И. Чайковского...

    Современная энциклопедия

  • - американский астроном. Родился 15 октября 1829 в Гошене. Непродолжительное время учился в Норфолкской академии, колледже в Макгровилле, при обсерватории Мичиганского университета...

    Энциклопедия Кольера

  • - российский артист балета, педагог, народный артист СССР. С 1921 в Большом театре. В 1923-60 преподаватель Московского хореографического училища. Государственная премия СССР...
  • - Мессере́р Борис Асафович, театральный художник, народный художник Российской Федерации, действительный член РАХ. Сын А. М. Мессерера, муж Б. А. Ахмадулиной...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ас"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Мессерер Асаф Михайлович" в книгах

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Из книги Склероз, рассеянный по жизни автора Ширвиндт Александр Анатольевич

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер Это была удивительная пара: она – живой гений, он – муж, брат, нянька, поклонник, цербер и академик. И все это под одной крышей.Нельзя совмещать дружбу со службой. Сколько замечательных театральных работ за плечами Мессерера. И сколько

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги (часть I)

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги (часть I) автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги (часть I) Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА И БОРИС МЕССЕРЕР

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА И БОРИС МЕССЕРЕР Известная поэтесса и талантливый художник соединили свои судьбы, будучи уже не молодыми. До этого в жизни Ахмадулиной было множество романов и два законных брака. Но все они оканчивались разочарованиями, терзаниями, периодами ее

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными людьми,

Борис Мессерер

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Борис Мессерер

Храбрая Мита Суламифь Мессерер

Из книги Этюды о моде и стиле автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Храбрая Мита Суламифь Мессерер В Большом театре в Москве, где балерина проработала около полувека, ее звали Митой. Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика и педагога Асафа Мессерера и родной теткой прославленной Майи Плисецкой.Суламифь Михайловна Мессерер

АННА МЕССЕРЕР Зачинатель русского нонконформизма

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

АННА МЕССЕРЕР Зачинатель русского нонконформизма Анатолия Зверева я знала не один десяток лет. В молодости он иногда жил на даче моего отца, где много и вдохновенно работал. Нередко он заглядывал в нашу московскую квартиру и каждый раз оставлял нам на память о себе

Борис Мессерер Струйка дыма

Из книги автора

Борис Мессерер Струйка дыма Надежда Яковлевна Мандельштам донесла до нас сокровища поэзии Осипа Мандельштама, сохранив в памяти его стихи, справедливо не доверяя бумаге, которую наверняка изъяли бы ор ганы госбезопасности при обысках и в ходе преследования великого

автора Аксенов Василий

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову Вася, дорогой, вот, кажется, настал момент и для меня сесть и написать тебе несколько слов. Я думаю, что ты понимаешь, как трудно нам что-то сформулировать о нашей жизни, столь знакомой тебе, без какого-либо повода

Борис Мессерер – Василию Аксенову

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Борис Мессерер – Василию Аксенову 19 июля 1982 г. Вася, дорогой, поздравляю тебя с прекрасным днем твоего пятидесятилетия! Можешь не сомневаться, что в этот день мы совпадем в алкогольном экстазе и подлинной радости по случаю твоего рождения всего пятьдесят лет тому

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову Вася, дорогой, в этот раз написать не успеваем, прими лишь наш привет. В своем письме ты совершенно точно оцениваешь нашу ситуацию, и добавить к этому почти нечего. Тем не менее, жизнь длится! Близко общаемся с Жорой,

Борис Мессерер – Василию и Майе Аксеновым

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Борис Мессерер – Василию и Майе Аксеновым 6 ноября 1983 г. Дорогие Вася и Майя!Господи, сколько же времени прошло с тех пор, как мы последний раз обменялись письмами. Поди месяца четыре, пять. Целая жизнь. Расстояние во времени усугубляется расстоянием в километрах. Почти

Асаф Али Аруна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Мессерер Асаф Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Холл Асаф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Холл Асаф Холл (Hall) Асаф (Эсаф) (15.10.1829, Гошен, штат Коннектикут, - 22.11.1907, Аннаполис, штат Мэриленд), американский астроном, член Национальной академии наук в Вашингтоне (1875). В 1857-62 ассистент обсерватории Гарвардского университета, в 1862-91 астроном-наблюдатель на Морской

Регулярная исправленная статья
Асаф Мессерер
Асаф Михайлович Мессерер
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Профессия:

артист балета, балетмейстер

Гражданство:
Годы активности:

с 1921 по 1992

Амплуа:

артист классического и гротескового амплуа

Театр:
Награды:

Сталинская премия
народный артист СССР

IMDb:

Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (6 (19) ноября 1903, Вильно - 7 марта 1992, Москва) - российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976). Член ВКП(б) с 1944 года. Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Биография

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии М. М. Мордкина, затем - в Московском хореографическом училище (1919–21 гг.) у А. А. Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в труппу Большого театра . Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.

За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» был удостоен Сталинской премии первой степени в 1947 году . С середины 1920-х начал выступать как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли, так и танцы в операх, а также отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам.

Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 - в Московском хореографическом училище. С 1946 вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Особенности творчества

Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Семья

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

«Заниматься классическим танцем я начал только в шестнадцать лет.
Не следует, однако, заимствовать подобный пример.
Начинать учиться классическому танцу надо в раннем детстве, иначе придётся не только преодолевать обычные сложности, стоящие перед будущим артистом балета, но и (как это привелось мне) столкнуться с удесятеренными трудностями на пути к обретению техники.
Итак, я начал в шестнадцать. И притом совершенно случайно. Увлекаясь спортом - лёгкой атлетикой, гимнастикой, футболом, я знал, конечно, о существовании балета, но совершенно им не интересовался. Но однажды я увидел «Коппелию». Танцевали А. Балашова и Л. Жуков.
Сказать, что мне понравился спектакль и исполнители главных ролей, - значит сказать очень мало.
Меня просто неудержимо потянуло к тому, что я увидел. Мне не приходило в голову, что я опоздал посвятить себя балету, хотя об этом с откровенной и жестокой прямотой мне сказали в хореографическом училище Большого театра, куда я пришел вскоре после поразившей меня «Коппелии».
- Как поступить к вам учиться?
- А сколько тебе лет?
- Шестнадцать.
- Но в шестнадцать у нас кончают учиться, а не начинают.
- А как же быть? Я решил научиться танцевать во что бы то ни стало.
- Попробуй поступить в какую-нибудь частную студию...»

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 8.

«В классах Горского и Тихомирова я усваивал различные «секреты мастерства», разные, но одинаково важные приёмы овладения профессиональными знаниями. До мастерства было, разумеется, очень далеко, но каждый день приносил нечто новое. Всё, что узнавал утром, я ещё много раз повторял вечером один, в пустом классе.
То, что я усвоил, продумал, осознал, мне хотелось проверить на других».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с.13-14.

До 1954 года Асаф Мессерер был ведущим солистом Большого театра. Был известен тем, что постоянно увеличивал сложность балетных движений.

«Его пребывание в воздухе было таинственно, волшебно. Это видели многие зрители, это видели Шаляпин и Собинов - он совпал с ними на великой сцене, это видели Мейерхольд и Михоэлс - он совпал с ними в трагическом времени».

Ахмадулина Б.А. , Памяти Великого Артиста / Миг бытия, М., «Аграф», 1997 г., с. 199.

Позже Асаф Мессерер начал вести класс ведущих танцовщиков и балерин Большого театра.

«… я постоянно искал для каждой из них свои штрихи, свою окраску.
Приходилось много работать не только на репетициях, где отшлифовывалась каждая деталь танца, но и в классе, пересматривать привычные технические приёмы исполнения движений, раскрывать их новые качества, соразмерять пригодность их для той или иной хореографической композиции, находить ту эмоциональную окраску движений, которая способствует выразительности танца, делает его ярким, характеризует его особыми отличительными свойствами и чертами.

Многое я находил. Но не всегда найденное было удачным. Например, желая отобразить в некоторых вариациях, построенных на больших прыжках, динамику взлёта, я предварительно пробовал в классе форсировать силу прыжка, добиваясь ещё большей его высоты и протяжённости. Переносил достигнутое на сцену.

И оказывалось, что при задуманной форме прыжков не хватало одинаковой интенсивности для исполнения всего номера, - развитие танца шло не на усиление, а на спад.

Я пришёл к твёрдому убеждению, что подлинно профессиональное исполнение любого танца требует обязательной экономии сил и правильного их распределения.

Этому же я стал учить и своих учеников, ибо заметил, что молодым артистам свойственно желание поразить публику (или своих товарищей по классу) в начале танца, не задумываясь над тем, из какого «запаса» они будут черпать силы, скажем, для заключительного пируэта. А ведь если танец исполнен отлично, но его финал - самая последняя «точка» - окажется смазанным, то теряется всё впечатление , и публика справедливо не простит того, что исполнитель не смог выполнить свой танец с необходимой экспрессией к его завершению.

Чтобы достичь такого танцевального crescendo, необходимо научиться правильно использовать связующие движения для отдыха, для того, чтобы « набрать дыхание » и подойти к очередному сильному, сложному и эффектному па. Однако делать это надо отнюдь не снижая внимания к качеству их исполнения. Зритель должен видеть безупречную танцевальную кантилену всего хореографического рисунка, видеть танец «единый и неделимый» во всей его прелести.

Для развития большей свободы, гармоничности танца я считал необходимым научиться самому и научить своих учеников выполнять любое движение совершенно одинаково как в правую, так и в левую сторону.

Ещё одно положение открылось мне в процессе работы на сцене: никогда не надо стремиться к введению наиболее удающихся тебе движений во все исполняемые вариации.

Соблазн этот велик, особенно для начинающих артистов, но подобная практика обедняет исполнительское мастерство и образность танца. Ведь то, что хорошо для Колена, вряд ли годится для танцевальной характеристики Зигфрида, а то, что хорошо для Базиля, плохо для Дезире, даже если думать, что всех их роднит классический танец. Но классический танец сказочно богат! И он всегда должен выглядеть разным, чтобы герои балетов отличались друг от друга не костюмом, а танцем, точнее образ был выражен в яркой неповторимой хореографической форме.

Так, шаг за шагом постигал я сложные законы балетного искусства. И если в начале моей педагогической работы почти всё внимание сосредоточивалось на уяснении методологии движений, то впоследствии я начал ставить перед собой куда более сложные задачи. Я стремился в своих классах добиваться не только постоянного и неукоснительного совершенствования техники, обогащения её, но и развития безупречной выразительности, артистичности, художественности исполнения классического танца.

Я понял, что в ведении класса артистов балета нужна определённая система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, своё лейтдвижение».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 17-18.

Асаф Мессерер в 1960-х годах работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе.

«Законы искусства классического танца, пластическая гармония и красота его форм, образное воплощение балетных произведений познаются и достигаются большим и систематическим трудом. Именно такой труд чеканит по-настоящему профессиональную технику балерины и танцовщика, обогащает и совершенствует их художественное мастерство. Артист балета должен заниматься ежедневно. Иначе он не только не разовьёт свои природные данные и профессиональные навыки, но утратит и то, чем он обладал поначалу, пройдя многолетнее обучение в хореографическом училище, - форму, технику движения, эластичность и гибкость, потеряет, в сущности, способность танцевать. […] В свете этого, в данной книге я делюсь своими знаниями, собственным опытом ведения классов артистов балета. Метод, которым я пользуюсь, складывался в течение многих лет моей педагогической и сценической работы. Начав преподавать почти одновременно с вступлением в труппу Большого театра - в начале двадцатых годов, - я всё время согласовывал свои педагогические приёмы с тем, что мне подсказывала сцена. Исполняя различные партии в спектаклях Большого театра, занимаясь под руководством таких выдающихся педагогов, как А. Горский, В. Тихомиров и позднее В. Семёнов, начав самостоятельно преподавать и ставить танцы, я накапливал необходимые знания для своей дальнейшей педагогической работы».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, СПб, «Лань», 2004 г., с. 10 и 12.



Рассказать друзьям