Аукционный дом Кристис (Christie's). Аукционные дома Christies, Sotheby's,Bonhams, Tajan, Bukowskis,Dorotheum и другие Самые дорогие лоты за всю историю аукциона Кристис

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов.

Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозиции многих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваютс я оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

История

Свою блистательную историю аукционный дом Кристис начал в 1766 году, когда Джеймс Кристи организовал первые торги. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самые удачные сделки

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Русское отделение

Пока своего русского отделения у крупнейшего в мире аукционного дома Кристис (Christie"s) нет. Но по примеру своего давнего соседа-конкурента, аукционного дома Сотбис, открывшего свой филиал в Москве в мае этого года, представители дома Кристис также заявили о намерении создать отделение в столице России к концу 2007. Тем самым уже второй знаменитый торговый дом признает растущую роль России на международном рынке искусства. Действительно, по количеству проживающих в стране миллиардеров Россию опережают только США и Германия. Возглавит московский офис Анна Белорусова. В ее обязанности будет входить поиск клиентов, равно как и работ на продажу. Собственно проводить торги в Москве, однако, не намечается - как объяснил представитель Кристис, из-за переменчивости российского законодательства. Основной задачей отделения станет информирование и консультирование клиентов аукционного дома по поводу частных коллекций, реставрирования, продаж и прочего, а также организация встреч со с пециалистами и экспертами и проведение предаукционных выставок.

Новости

Самое последнее событие в «русском периоде» жизни Кристис: 18 октября в Москве открылась выставка самых выдающихся (и самых дорогих) произведений из тех, что выставит этой осенью на свои торги аукционный дом Christie`s. Живопись Матисса и Пикассо, яйцо Фаберже, пухлая скульптура Ботеро и современные работы китайцев - были представлены взыскательной публике в Белом зале Дома Пашкова. Общая сумма произведений- 250 миллионов долларов.

А 15 ноября на аукционе в Женеве будут выставлены драгоценности на сумму более 40 миллионов долларов. Как отметил представитель Кристис, впервые на этих торгах будет специальный раздел русских драгоценностей. «Специальный раздел из 15 русских украшений включает два изделия XVIII века из собрания драгоценностей российской короны, которые были проданы в 1927 году советским правительством. В раздел также включены изделия знаменитых русских ювелирных фирм - Фаберже и Болин», - сообщил он.

Екатерина Хохлова


В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

Аукционный дом Christie`s является на данный момент крупнейшим в мире по оборотам. Назван по фамилии его основателя, Джеймса Кристи (James Christie), который провел свои первые аукционные торги в Лондоне 5 декабря 1766. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов. Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозициимногих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваются оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

Christie`s при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christie`s по всему миру в 2006 году составили £2.51 миллиардов ($4,67 миллиардов). Christie`s осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christie`s располагает 85 офисами в 43 странах мира на всех пяти континентах, а также имеет 14 собственных торговых площадок (salerooms), включая Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубаи, Гонконг. Недавно дом проявил свою активность на развивающихся рынках – в России, Китае, Индии, ОАЭ. Christie`s имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка.

В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов;было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christie`s в Нью-Йорке Елена Харбик. Русский отдел Christie`s ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Сладкоречивый лжец: золотая эра дома Christie"s

Об основателе дома Christie"s мы знаем только в общих чертах. Известно, что Джеймс Кристи родился в шотландском городе Перт в 1730 году у матери-шотландки и отца-англичанина. После недолгой службы в королевском военно-морском флоте юноша стал работать подмастерьем аукциониста в Ковент-Гарден - фешенебельном в то время районе Лондона.

Через несколько лет, считая, что получил достаточно опыта, Кристи идет на рискованный шаг и открывает собственный аукционный дом на Pall Mall. Выбор места был сделан с пророческой прозорливостью. Пройдет несколько десятков лет, и именно эта улица станет символом роскошной жизни - средоточием джентльменских клубов и арт-центров Лондона. Первый аукцион Кристи состоялся 5 декабря 1766 года. Чистая выручка от продажи лотов, среди которых было и вино, составила 76 фунтов 16 шиллингов и шесть пенсов. Так началась более чем двухсотлетняя история крупнейшего в мире аукционного дома.

Дела сразу пошли на лад. Джеймс Кристи, казалось, так и родился - с деревянным молоточком в руках. Обладая особым шармом и даром убеждения, он мог продать все - от кухонного котелка до лишнего гроба, за что и снискал у остряков прозвище "Сладкоречивый лжец". Через несколько лет успешных продаж аукционный дом уже имел дело с работами маститых европейских художников и "старых мастеров" живописи. А сам Кристи перебрался в новый офис на Pall Mall 125, став соседом Томасу Гейнсборо, написавшему в последствии (как и сэр Джошуа Рейнолдс) портрет аукциониста.

Несколько раз сменив владельцев, портрет Джеймса Кристи нашел хозяина в лице знаменитого американского промышленника Жана Поля Гетти, купившего картину за 26 с половиной тысяч долларов в 1938 г. Это было первое крупное приобретение в сфере искусства основателя музея Гетти.

Смелости и природного таланта Кристи оказалось достаточно для успешного старта. Но, чтобы выжить в нелегком мире лондонского бизнеса, нужно было гораздо больше. И Кристи удалось увидеть в своем деле нишу, которую до него никто не успел занять - аукционист сделал ставку на современное искусство. И не прогадал. Дело в том, что в Британии в то время не существовало ни одного выставочного зала, в котором зритель мог бы познакомиться с художественными работами своих современников. Поэтому местом, где можно было увидеть картины Ландсира, Росетти или Сарджента, стал именно аукционный дом Кристи.

Еще одним успешным ходом стала установка на элитарность предприятия. Во многом это определялось списком высокопоставленных клиентов. За историю существования Christie"s сюда нередко отправляли свои коллекции члены королевской семьи и аристократия, а в качестве лотов выставлялись даже ценности британского национального наследия. Именно представители этого аукционного дома были приглашены в качестве экспертов для переговоров с российской императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа. Коллекция была продана за феноменальную на те времена сумму – 40 тысяч фунтов стерлингов.

Но апогеем золотой эры аукциона стала, как ни странно, Французская революция: Париж, главный арт-рынок того времени, был разрушен, и в Британию хлынули целые потоки драгоценного наследия французских аристократов – золото, живопись, все, что представляло какую-либо ценность. Революционное правительство Франции даже обратилось к Christie"s с предложением помочь продать легендарную коллекцию ювелирных украшений фаворитки Людовика XV, графини Дюбарри, погибшей на эшафоте в 1793 году. Сам Джеймс Кристи пережил графиню всего лишь на 10 лет. "Сладкоречивый лжец" умер в 1803 году, а руководить компанией стал его сын – Джеймс Кристи младший.

Ветер перемен

Эра промышленной революции означала для Christie"s новые реалии, к которым нужно было приспосабливаться. Во-первых, на смену покупателям-аристократам пришли покупатели-магнаты: основными игроками арт-рынка стали американские нувориши, такие как Эндрю Уильям Меллон или Джон Пьерпонт Морган. Аукционистам грезились большие прибыли, а значит, пора было расширять бизнес. В 1823 году Christie"s переезжает в свое новое обиталище на Кинг Стрит 8 (лондонский офис компании находится здесь по сей день).

Christie"sПомещение, отведенное для проведения аукционов, казалось огромным. Его так и назвали – Большой зал. По преданию, план его был задуман в форме шестиугольника еще Джеймсом Кристи – с тем, чтобы создать как можно больше вертикальных площадей, на которых и размещать лоты аукциона. Очевидцы позже вспоминали, что стены Большой комнаты были увешаны картинами до самого потолка.

Время "серьезного бизнеса" означала и то, что семья Кристи постепенно начала терять монополию в руководстве аукционного дома. В 1831 году к компании присоединился Уильям Мэнсон, а в 1859 году еще одним партнером аукционного дома стал Томас Вудс, и Christie"s сменила название на "Christie, Manson and Woods". А 1889 год стал последним, когда семья Кристи еще принимала участие в делах аукционного дома своего имени – ушел в отставку Джеймс Кристи четвертый. По иронии судьбы в этом же году аукцион впервые выставил на продажу работы импрессионистов – главных новаторов своего времени.

Удары судьбы

Первая половина ХХ века принесла Christie"s серьезные испытания. Сперва ударом стало появление на арт-рынке нового игрока - маститого аукционного дома Sotheby"s. Основанный на два десятилетия ранее Christie"s, он до сих пор не стоял у последнего на пути, так как занимался, в основном продажей книг. Но эра модерна принесла с собой новые искушения: расцвет живописи означал неплохую возможность заработать, и в 1913 году Sotheby"s начинает торговать картинами. Christie"s испугался не на шутку. В ответ он перестал продавать свои книги через Sotheby"s и организовал собственные продажи книжных коллекций. Так началась конкуренция двух аукционных домов, которая не прекращается и по сей день.

Крупнейшим успехом 20-х гг. стала продажа портрета миссис Дэвенпорт (1782-1784) английского портретиста Джорджа Ромни за £360 900.

Но скоро Christie"s стало не до конкурентов. Глобальная экономическая депрессия 1930-х годов и последствия Первой мировой войны истощили арт-рынок. Как мера выживания, рассматривался даже вариант о слиянии Christie"s и Sotheby"s. Из этих дискуссий ничего не получилось - имея наработанную базу в США, Sotheby"s постепенно отвоевывал позиции, и потребность в объединении отпала.

Самым же страшным ударом стали не конкуренты и даже не Великая депрессия. 16 апреля 1941 года от бомбы пострадало помещение аукционного дома на Кингс Стрит. К его возобновлению аукционисты смогли приступить только в 1953 году. Еще на дольше – до 1966 года – компании пришлось отказаться от продаж коллекционных вин, что также означало заметные финансовые потери.

Новые возможности

Встать на ноги после войны аукционному дому помогли несколько оперативных решений. Во-первых, Christie"s из элитного заведения, куда доступ имели только богачи, превратился в публичное шоу. Зал для проведения аукционов буквально наводнили телеоператоры, а о самых громких продажах рассказывали в новостях. Аукционы стали достоянием общественности, привлекая к Christie"s все больше клиентов. Параллельно руководство аукционного дома нанимает специалистов для создания пресс-офиса компании. Затем к освоению медиа-пространства добавилось овладение новыми технологиями. В 1965 году Christie"s приобрела White Bros. Printers за £38 000 и начала печатать каталоги и другие издания высокого полиграфического качества. Эффект от всей этой публичности был незамедлительным: в 1960 году Christie"s отчиталась о продажах на сумму в 2,7 млн фунтов стерлингов, а в следующем году эта цифра достигла 3,1 млн. Но гораздо более важным результатом подобных процессов стало то, что в ходе коммерциализации именно ведущие аукционные дома стали диктовать моду в искусстве.

Противостояние Christie"s и Sotheby"s возобновилось с новой силой в конце 1950-х гг. Компании буквально состязались в... чтении некрологов, выискивая потенциальные объекты для продаж.

Во-вторых, несмотря на серьезные финансовые трудности в послевоенный период, Christie"s первым среди британских аукционных домов начал работать над представительством в континентальной Европе, открыв сперва отделение в Риме. Скоро офисы компании появились в нескольких европейских странах и Christie"s сосредоточилась на Америке. Аукционный дом также расширил сферу своих особых интересов, прибавив к ним коллекционные монеты и фарфор, и увеличил штат соответствующих специалистов.

Наконец, успешным ходом стало размещение акций компании на Лондонской фондовой бирже. Это сразу принесло хорошие результаты: за пять лет доналоговая прибыть Christie"s выросла со 139 тысяч до 1,1 млн фунтов стерлингов. Компания оставалась публичной с 1973 по 1999 год, пока не стала собственностью французского мультимиллиардера Франсуа Пино.

Гигантизм как бизнес

Дальнейшее развитие компании иначе как гигантизмом назвать нельзя. Сделав первый шаг ко всемирной экспансии в Риме, через несколько лет Christie"s уже шагала семимильными шагами по всему миру. Столкнувшись в Италии со строгими законами, ограничивающими экспорт предметов искусства, аукционный дом основал в Женеве еще одну дочернюю компанию - Christie"s International SA, а в план "мирового захвата" были включены Австралия, Япония и Канада. В 1977 году Christie"s открывает зал продаж в знаменитом отеле "Дельмонико" в Нью-Йорке. Спустя год в городе появился еще один выставочный зал компании, а продажи в США приобрели для аукционного дома первоочередную важность. Окончательно репутация Christie"s в Штатах укрепилась в 1980 году, когда Генри Форд II обращается в компанию с предложением продать 10 картин из его коллекции импрессионистов и модернистов. Именно тогда за рекордную сумму в $5,2 млн была продана картина Ван Гога "Сад поэтов". Сегодня офисы Christie"s находятся в 43 странах мира, а постоянные аукционные залы действуют в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Милане, Амстердаме, Женеве, Дубаи, Гонконге и Лос-Анджелесе.

В 70-х годах внимание общественности привлекла продажа на аукционе Christie"s гардероба Коко Шанель из 40 платьев, принесшая £43 250.

Все это время компания продолжает устанавливать рекорды аукционных торгов. Одним из самых ярких успехов 60-х стала продажа картины "Леди из Шалотта" Холмана Ханта за $27 950 - самую большую сумму, которую когда-либо давали за картины прерафаэлитов. А продажа в 1965 году коллекции Кука (живопись старых мастеров) окончательно утвердила репутацию аукционного дома. Портрет Титуса, сына Рембрандта Ван Рейна, был продан за сумму, которая превзошла все ожидания, - $2,2 млн.

Количеством рекордных продаж на аукционе Christie"s отличился 1987 год. В частности за $39,9 млн ушла с молотка знаменитая картина Ван Гога "Подсолнухи", за $6,4 млн был продан бриллиант грушевидной формы массой 65 карат и Bugati Type 41 Royale 1931 года за $9,8 млн.

В последние годы аукционный дом все более уделяет внимание драгоценностям. Их стабильная распродажа помогла Christie`s International поднять свои доходы в первой половине 2008 года. Если общая выручка от продаж компании поднялась на 10 процентов, то продажа драгоценностей, жадеита и часов поднялась на 34 процента и выручка от них составила $275 млн.

Рецепт от кризиса

Мировой экономический кризис, начавшийся в третьем квартале 2008 года, принес Christie’s падение продаж на 19% (у главного конкурента - Sotheby’s - сокращение составило 15%). Тем не менее аукционный дом в 2008 году продал 629 произведений искусства за суммы, превышающие миллион долларов. Лучшим лотом стали "Кувшинки" Клода Моне, ушедшие с молотка за 80,5 миллиона. Вторую позицию в десятке самых дорогих работ занял триптих Фрэнсиса Бэкона - 51,7 миллиона, третью - картина "№15" Марка Ротко (50,4 миллиона). Суммарный итог торгов за год составил 5,1 миллиарда долларов. А в начале 2009 года аукционный дом выиграл состязание с Sotheby’s за право выставить на торги художественную коллекцию Ива Сен-Лорана. Эксперты оценили это собрание в 300 млн евро. Торги, которые французская пресса уже успела назвать "аукционом столетия", состоятся в парижском Гран-Пале 23-25 февраля. В их преддверии директор департамента "Искусство импрессионизма и модернизма" Christie`s Мэтью Стивенсон озвучил свои рекомендации для коллекционеров и инвесторов в условиях кризиса: "В сложные времена всегда покупайте лучшее".

Интересные факты

* В 1962-м, когда Карибский кризис становился все напряженнее, глава компании Питер Ченсе тайно проник на Кубу, пытаясь найти имущество аукциона, национализированное в 1959 году после прихода Кастро к власти. И хотя оценочная комиссия прибыла с каталогом ценностей, её усилия не увенчались успехом.

* В конце 60-х, через пять лет после неудачи в Кубе, Christie"s смог установить успешные торговые отношения с СССР, продав 1700 приборов из обеденного сервиза, изготовленного в 1830 году, принадлежащего ранее царю Николаю Первому, на сумму 65,751 фунтов ($193 308).

* В январе 1967 года, к 200-летию со дня своего основания Christie"s организовала года огромную выставку. Около 60 известнейших картин, побывавших в стенах аукциона, были одолжены у владельцев и выставлены на публику. Общая стоимость этих работ, влючая портрет основателя компании кисти Гейнсборо, составляла около $5 млн.

* В конце 2008 года представители Christie`s среди наиболее перспективных называли рынок... икон, ведь потенциальных покупателей, людей из стран, где принято православие, становится все больше.

* В ноябре 2008 года Christie’s привез свои шедевры и в Киев: 18 полотен старых мастеров, русских и украинских современников, среди которых - работы кисти Каналетто, Франса Халса, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Изюминками выставки единодушно были признаны две работы Каналетто - "Площадь Св. Марка в Венеции" и "Вид на Большой Канал в Венеции". Стоимость каждой из них - не менее 4 млн евро. Украинская живопись, кроме Малевича, была представлена работами Давида Бурлюка.

*В феврале 2009 года фото обнаженной Мадонны, сделанное Ли Фридлэндером для журнала Playboy в 1979 году, было продано на Christies за $37,5 тыс.

Под тэгом «микро»

Всемирно известный аукцион «Кристис» (Christie’s) является старейшим и самым крупным аукционным домом в мире. Он был основан еще в 1766 году.

Ежегодно «Кристис» проводит около 450 торгов, на которых выставляют предметы искусства, антиквариат, а также ювелирные украшения и вино.

Представляем 6 самых дорогих картин, проданных на торгах этого знаменитого аукционного дома.

Портрет доктора Гоше, Винсент ван Гог, 1890 год

Эта картина была написана в июне 1890 года, незадолго до смерти великого нидерландского художника Винсента ван Гога. На картине изображен последний лечащий врач живописца - Поль-Фердинанд Гаше? . Он сидит с веточкой растения дигиталис, из которого приготовлял для художника лечебное снадобье.

15 мая 1990 года эта картина была продана на аукционе «Кристис» за 82.5 млн долларов . На протяжении 15 лет это картина оставалась самой дорогой в мире.

Автопортрет без бороды, Винсент ван Гог, 1889 год

Один из автопортретов голландского художника. Он написал ее в сентябре 1889 года. Размеры картины небольшие - всего 40 см х 31 см. Этот автопортрет был написан без бороды, в отличие от других автопортретов, на которых Винсент ван Гог всегда изображал себя с бородой.

Продан на аукционе в 1998 году за 71.5 млн долларов .


Женщина со скрещенными руками, Пабло Пикассо, 1902 год

Портрет был написан испанским художником Пабло Пикассо в 1902 году в Барселоне. Является одним из самых известных произведений, относящихся к так называемому голубому периоду Пикассо.

Картина была продана на аукционе за 55 млн долларов 8 ноября 2000 года, что вдвое превысило ожидаемую цену.

Портрет Адели Блох-Бауэр II, Густав Климт, 1912 год

Работа австрийского художника Густава Климта. Эта картина считается одной из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века). На картине изображена дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра.

В 2006 году картина была продана через аукцион «Кристис» за 87.9 млн долларов .

«Авария зеленой машины», Энди Уорхол, 1963 год

Работа американского художника Энди Уорхола «Авария зеленой машины» (Горящая зеленая машина-1) относится к серии произведений, на которых он, используя фотоснимки, отражал итоги трагических ДТП. На картине «Авария зеленой машины» изображена авария в городе Сиэтл.

В 2007 году на торгах аукциона «Кристис» эта картина была продана за 71.7 млн долларов .

«Пруд с кувшинками», Клод Моне, 1919 год

Работа французского живописца Клода Моне, одного из основателей импрессионизма. Она ценна тем, что входит в маленькую серию, состоящую всего из четырех работ.

Картина была продана продана на аукционе «Кристис» 24 июня 2008 года за 80.4 млн долларов .



Рассказать друзьям