Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны?
Потому что они слишком трусливы для того,
чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника. Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы». Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней. В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г. он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий,
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли) художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.
У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.
У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха!
Точно не силой и даже не размышлениями,
Не умом, и необязательно интуицией,
Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов. Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).


жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов - около 200 человек.
Площадь квартир - от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.
Количество посаженных на территории деревьев - 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя. Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство. Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное - как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню. Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался). Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы. Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.


Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию, да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!



Дома Фриденсрайха Хундертвассера – настоящая визитная карточка Австрии. Этот талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, однако всемирную известность получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Его изобретение – Идеальный Дом, здание, которое «живет» в гармонии с природой.


Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Фридрих Штовассер) черпал вдохновение в работах таких австрийских художников, как Эгон Шиле и Густав Климт. Он рисовал причудливые картины, украшал орнаментами почтовые марки и даже работал над созданием государственных флагов. Под влиянием сюрреализма Хундертвассер разработал собственную теорию «трансавтоматизма», художник стремился ослабить жесткие правила, господствовавшие в живописи, создавать изображения интуитивно. Архитектурный стиль Хундертвассера часто сравнивают с техникой .


С 1950-х годов Хундертвассер серьезно занялся архитектурой. Дом Хундертвассера в Вене уже давно приобрел мировую известность. Волнообразные линии разноцветных этажей, крыша, на которой растет трава и мелкие кустарники, причудливая лепка на стенах… В этом здании архитектор воплотил свои представления об идеальном человеческом жилье. Примечательно, что от гонорара за работу он отказался, аргументируя это тем, что лишь предотвратил появление на месте Дома уродливой постройки.



Хундертвассер стал настоящим революционером в мире архитектуры. Он рьяно объявил бой точным линиям и правильным геометрическим пропорциям. В многочисленных манифестах и эссе отстаивал право каждого индивида на самовыражение, утверждая, что люди не обязаны жить в одинаковых бетонных "коробках", а вправе самостоятельно выбирать, как будет выглядеть их дом. "Озеленяя" свои дома, Хундертвассер пояснял, что хоть как-то стремиться вернуть природе территорию, которую люди у нее забрали.


Гениальный австрийский архитектор реализовал множество проектов. Среди них – австрийская церковь Святой Варвары, железнодорожный вокзал в Ильцене (Германия),общественный туалет в Кавакаве (Новая Зеландия) и многие другие.
Кстати, Хундертвассер славился и неординарными выходками: предпочитал носить разные носки, а среди животного мира более всего любил улитку с домиком на спине. Воистину - гений, сумевший разукрасить мир!



Художник с таким уникальным именем родился в простой семье со смешанными корнями: отец – австриец, а мать – еврейка. Но его личная история и талант были совсем непростыми. Не зря же говорят, что дети от смешанных браков отличаются или невероятной красотой, или ярким талантом. Этому ребенку суждено было стать гениальным бунтарем от искусства.

Потрясения в его жизни начались еще в младенческом возрасте, когда неожиданно скончался отец. Матери с месячным малышом на руках пришлось вынужденной выживать самостоятельно.

Родился будущий художник в 1928 году и носил он тогда более привычное имя и фамилию – Фридрих Штовассер. Когда начались гонения на евреев, мать настояла на католическом крещении мальчика. Неординарный талант у него был с детства, который получил развитие в школе по системе Монтессори, куда ребенок начал ходить в 1936 году. Возможно, благодаря матери мир и получил такого неординарного мастера, как Хундертвассер.

После окончания Второй Мировой Войны молодой человек посветил свою жизнь искусству. В 1948 году он некоторое время занимался в Академии изящных искусств в . Вкратце сформулировать принцип искусства мастера можно его же декларативной фразой: «В прямой линии Бога нет!». Он считал, что мир вокруг не должен убивать все человеческое в людях прямыми, жесткими линиями и мертвенными безжизненными цветами. Возможно, так проявилось в художнике его детство, пришедшееся на жуткие довоенные и военные годы.

Тусклое, серое однообразие он ненавидел столь же яростно, как и другой бунтовщик от искусства – Антонио Гауди. Оба мастера высоко ценили текучие природные линии и особенно сочные и яркие краски, часто использовали в своих работах мотив спирали и бесконечности, битую цветную плитку и объемные бетонные конструкции.

Еще в 21 год художник поменял свое слишком ординарное имя на более звучное и оригинальное, отталкиваясь от его звучания и значения. Получившийся псевдоним можно условно перевести как «богатый миром в сто источников вод». Это тоже отражает его жизненную позицию – мастер считал, что человечество просто обязано компенсировать тот урон, который оно причиняет живой природе индустриализацией. Отсюда его причудливо расписанные яркие и жизнеутверждающие фасады домов, здания с растущими из них деревьями, а также знаменитый дом-холм в Новой Зеландии. Он буквально сливается с окружающей природой, а на покрывающем его дерне пасутся столь распространенные в этой стране овцы.

За годы своей жизни Хундертвассер прославился как художник, график, неординарный декоратор. Он иллюстрировал Библию, раскрашивал дома в невероятные цвета, много лет преподавал в венской Академии искусств. Его талант признали, мастер был награжден несколькими премиями, в том числе и за защиту природы.

Скончался художник в Новой Зеландии в возрасте 71 года, оставив после себя почитателей, последователей и уникальное по своим качествам и свойствам наследие – не только материальное, но и духовное.

Вы наверняка слышали про один из самых необычных архитектурных стилей — биоморфный, он же естественный или экологичный. Строения в подобной стилистике — большая редкость, хотя бы потому, что среди архитекторов ничтожно мало истинных любителей природы. Но история запомнила несколько более чем ярких личностей, исповедовавших подобные взгляды при аналогичной профессии и Фриденсрайх Хундертвассер — один из них.

Хотя сказать, что Фриденсрайх профессиональный архитектор — было бы неправильно, ведь архитектором он был не по профессии, а по призванию. И кроме архитектуры, он был также художником, дизайнером, писателем. Если разобраться, то он был мечтателем, с удивительным мастерством выполнявшим совершенно разнообразную работу.

Фридрих Штовассер — это настоящее имя Хундертвассера. Псевдоним себе художник выбрал сам: для создания фамилии перевел на немецкий язык первую часть родной фамилии, которая похожа на славянское слово «cто» — hundert, а выдуманное имя — творческая доработка родного имени — Фриденсрайх, в дословном переводе на современный немецкий, переводится как «богатый миром».

Родился будущий адепт непрямых линий в 1928 году в Вене. Свое основное и единственное образование получал в знаменитой своим необычным подходом к обучению школе Монтессори — преподавание в ней происходит при помощи игры, что не только способствует нормальному усвоению детьми всех необходимых знаний, но также развитию фантазии и формированию необычного взгляда на мир. Венская академия изящных искусств сумела удержать Фридриха в своих стенах целых два дня — протестующий против всего квадратно-прямоугольного, в том числе и образования, он отправился в путешествие по Европе, которое, со временем, превратиться в путешествие по всему миру.

Работы для художника хватало. Он, если разобраться, стал одним стал из первых дизайнеров-фрилансеров — не работая ни в какой фирме, Хундертвассер оформлял внешний вид почтовых марок, эмблем, логотипов, плакатов, монет, гербов, знамен и многого другого. Он рисовал удивительные картины, которые, на первый взгляд, могут показаться странным пестрым набором непонятных мазков, но на самом деле, за внешней абстракцией всегда была скрыта определенная концепция. Можно заметить, что работоспособность Фридриха была просто феноменальна — лишь при жизни было издано 1008 каталогов с его рисунками. А ведь он еще и проводил художественные акции, создавал инсталляции и, конечно же, трудился как архитектор.

Иронично, что в качестве главного символа для своего творчества Хундертвассер выбрал улитку, медленно ползущую по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Концепция Фриденсрайха заключалась именно в единстве обители и обитателя, так что улитка идеально вписывалась в данный контекст и олицетворяла взгляды художника: его любовь к кривым линиям, природе и неповторимости. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии.

Хундертвассер стремился помочь обществу избавиться от недуга линейного мышления. Одна из самых ярких его попыток — устроенное в 1959 году в Гамбурге «представление»: художник собрал в относительно небольшом помещении достаточно много людей, и, пока все они в нетерпении ожидали старта его представления, начал рисовать кистью непрерывную линию, слой за слоем покрывавшую стену черно-красной краской, что продолжалось в течении двух суток и завершилось бы в точке на потолке, где линия-спираль должна была встретить саму себя, но акцию прервали городские власти. В этот момент было закрашено уже 2,5 метра стен. Расстроенный художник в знак протеста отказался занять должность доцента в Высшей школе искусств и покинул Гамбург.

Но, не смотря на свою прочую деятельность, в первую очередь Фриденсрайх Хундертвассер известен как архитектор. Его творения, не имеющие одинаковых окон, с деревьями посреди комнат, «живыми» крышами и неровными линиями — легко узнаваемы. Свои взгляды на зодчество он впервые изрек под сводами бенедиктинского монастыря в пламенном манифесте против рационализма. Более того, в будущем он разработал, а точнее просто выдумал свою собственную художественную философию, которую подробно изложил в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Не только словом, но и делом подтверждал Фридрих собственные мечты — им реализовано достаточно большое количество архитектурных проектов, каждый из которых, без исключения, является носителем той самой удивительной философии.

Можно заметить, что дом Бильбо Бэггинса из Властелина Колец, воплощенный Питером Джексоном в известной экранизации — является идеальным домом Хундертвассера, взгляды и работы которого, скорее всего, вдохновили режиссера. К слову, доживать свои годы Фридрих предпочел именно в Новой Зеландии, где и создал себе дом, крышей которого выступал естественный холм.

Но в то в время, когда до старости Хундертвассеру было еще далеко, работы смелого архитектора, не смотря на всю свою абсурдность и непохожесть на существующий канон, стали вызывать не только интерес, но и определенное доверие в среде австрийских градоначальников. Так, Фридриху поручили несколько проектов реабилитации жилых массивов, с которыми он стравился на все 100: ранее однотипные и серые, они превратились в настоящий сказочный уголок. Яркие цвета, из которых он более всего любил небесно-голубой, мозаика из битой керамической плитки, к которой Фридрих питал не меньшую страсть, нежели Антонио Гауди, золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, оборудованные в стенах ниши для деревьев — после работы, проделанной архитектором, типичные спальные районы преобразились из депрессивно-унылых в радужно-волшебные, являясь теперь настоящими городскими достопримечательностями.

Отдельное место в творчестве Хундертвассера занимает окно. По его мнению, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна он называл «грустными».

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря » — писал Фридрих в одной из своих работ.

Стандартизированные окна расстраивали его, равно как и линейное мышление. Человек, по мнению Хундертвассера, должен иметь право хотя бы разукрасить по собственному усмотрению стены вокруг своих окон, выразить себя. Окна он сравнивал с порами кожи или с глазами, «выражение» которых демонстрирует «настроение» всего дома и живущих в нем людей.

Одно из уникальных явлений в современной Вене — Дом Хундертвассера. Его «настроение» — веселей некуда. Ни одного одинакового окна вы на его фасаде не найдете. Более того, прямые линии — не про это место: стены, полы и даже тротуарная брусчатка вокруг дома — волны и неровности повсюду. Интерьер комнат тоже удивляет — прямо из пола может расти дерево. Крыша Дома также покрыта зелеными насаждениями.

Существует мнение, что Hundertwasserhaus — воплощение истинной обители художника, который отказался от своего гонорара за реализацию этого проекта, будучи безмерно счастлив от самой возможности его реализации. К слову — квартиры в этом доме являются одними из самых дорогих в Вене, а от желающих приобрести тут недвижимость не было отбоя. Возможность стать сопричастным к настоящему волшебству обходится простым маглам достаточно дорого, что поделать.

Но не смотря на всю сказочность своих проектов, Хундертвассер никогда не забывал про практичность. Фасад Hundertwasserhaus он подготовил таким образом, что ни дождь, ни снег, ни ветер практически не в силах оказать на него свое пагубное воздействие. Специально для этого была изготовлена специальная цветная штукатурка, производство и нанесение которой осуществлялось вручную под личным контролем архитектора.

Сам Фридрих обитал в основном в пентхаусе на крыше Музея современного искусства в Вене, где жизнь всегда кипела. Его виллы, построенные по авторским проектам, разбросаны по всему миру, равно как и рабочие проекты Хундертвассера, реализованные в Мехико, Мэриленде, Монреале, Будапеште, Ганновере, Торонто, Брюсселе, Бруклине и еще много где. В Токио, например, можно найти инсталляцию «Памятник часам XXI века», а на вокзале Лиссабона ваш взор гарантированно будет привлечен грандиозным панно из изразцов «Погружение Атлантиды».

Хундертвассера пытались уличить в недостатке образования и отсутствии стремления к перфекционизму, но его это мало волновало. Он хотел, чтобы его звали волшебником.

Один из проектов, реализованных этим волшебником от архитектуры — расположенный, опять же, в Вене дворец, волнистые стены которого скрывают мусороперерабатывающий завод, чего не скажешь, глядя на его трубу, напоминающую по форме нарядную елочную игрушку. Стоит заметить, что это абсолютно безопасное производство с точки зрения экологии. Энергия же, полученная от переработки мусора, превращается в электричество, благодаря которому вечерняя Вена освещена тысячами фонарей.

Другой проект Хундертвассера, связанный с природой чуть более плотно, нежели все остальные — дизайн рекреационного центра в Бад Блюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Там, лет тридцать назад, были открыты несколько минеральных источников и местное руководство приняло решение о создании туристической базы. Ну а дабы она была максимально близка как к природе, так и к туристам — пригласили Фридриха. И он вновь справляется краше некуда: все та же сказочная манера, те же необычные фасады, «танцующие» окна, максимальное озеленение и вписывание всех корпусов в природный ландшафт. Так вновь оказался воплощен проповедуемый Хундертвассером на словах и реализуемый на деле принцип гармоничного союза человека и природы.

Принцип этот, согласно воззрениям Хундертвассера, достаточно прост: каждый должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает, иметь возможность строить. Пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий , — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания ».

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser , настоящее имя - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Фриденсрайх Хундертвассер - художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя - Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.

Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.

Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.

Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!

И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора - здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру - внутри холма, идеальная крыша - та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна - это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.

Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов - Kunsthaus, выставочный зал в Вене.

Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, - с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. - Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, - грустны; окна должны танцевать.

У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью - насколько он сможет дотянуться - расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».



Рассказать друзьям