Автор рассказа после бала. Л.Н.Толстой "После бала"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации Рассказ «После бала» История создания. Лев Николаевич по слайдам

Рассказ «После бала» История создания. Лев Николаевич Толстой Prezentacii. com

Расширить знания о биографии писателя; Показать своеобразие историзма Толстого; Познакомиться с историей создания рассказа «После бала» ; Определить социально-нравственные проблемы рассказа; Цели урока:

Л. Н. Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя граф Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских. Мать писателя – М. И. Болконская Отец — Николай Ильич Толстой. Биография Льва Николаевича Толстого

С усадьбой Ясная Поляна связана вся жизнь писателя. Ясная Поляна при жизни писателя. Ясная Поляна в наши дни.

Лев Николаевич Толстой получал образование в Казанском Университете сначала на восточном, затем на юридическом факультете. Толстой поступает на военную службу на Кавказе, где получает офицерский чин. Участвовал в Крымской войне. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856).

В начале 1860 -х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Осенью 1859 года писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. В этой школе ребята учились писать, читать, считать, были у них занятия по обществознанию, русской истории рисованию, пению.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой написал свои наиболее известные романы: «Война и Мир» и «Анна Каренина» .

К 1890 году Толстой пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. Тяготясь барским укладом жизни в усадьбе Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82 -летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.) Сколько сюжетных линий в рассказе? (Как правило, одна сюжетная линия.)

Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); — лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); — лиро-эпическими (поэма, баллада); — драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)

Какова жанровая принадлежность произведения Л. Н. Толстого «После бала» ? Перед нами рассказ, так как соблюдаются все жанровые признаки: прозаическое, небольшое по объему произведение, повествуется об одном событии, небольшое количество действующих лиц.

История создания рассказа Рассказ написан в 1903 году. Лев Николаевич Толстой пишет о сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным. Вступление Николая I на престол связано с таким историческим событием как Восстание Декабристов.

История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л. Н. Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л. Н. Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни» . Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» Почему Лев Николаевич Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала» ?

Первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй» , «Дочь и отец» , «А вы говорите…» . Как вы думаете, почему писатель остановился на названии «После бала» ? Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра» . Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л. Н. Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.

Анализ композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Композиция – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Задание! Сопоставить две сцены: на балу и наказание татарина по следующим признакам:

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения

Какой принцип использует Л. Н. Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.

Это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Контраст —

Как вы думаете, почему рассказ имеет название «После бала» ? Важнейшие события, повлиявшие на дальнейшую судьбу главного героя, происходят после бала.

1. Найдите ключевые слова-эпитеты первой части. Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник? 2. Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением» ? 3. Прочитайте описание пейзажа на с. 36 -37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя? Анализ первой части.

1. С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? 2. Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин? Анализ второй части.

Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л. Н. Толстого «После бала» 2. Образ полковника: — описание внешности, портрет; — характер; — поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?

Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу После бала Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Цвет Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые. Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.

Анализ таблицы 1. Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа. 2. Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе? 3. С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? 4. Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи» . Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.

Эпизод бала и события после бала противопоставлены другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности. Вывод:

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе «После Бала» ? Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы» .

Домашнее задание: 1) Ответить на вопросы 1 -7 (стр. 40) 2) Подготовить характеристику героев рассказа «После бала»

Тема урока: Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». История создания рассказа. Приёмы создания образов. Идея.

Цели и задачи урока :

1) Образовательные:

Расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

Познакомить учащихся с историей создания рассказа «После бала»

Рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

Показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

Определить социально- нравственные проблемы рассказа

Раскрыть его гуманистический пафос.

2) Развивающие: - развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

3) Воспитательные: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.

Оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, иллюстрации к рассказу, презентация по творчеству Л.Н.Толстого.

Ход урока:

Как вы понимаете высказывания:

Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);

Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?

Запишите любую понравившуюся вам цитату.

C лово учителя . Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. Мы будем говорить о рассказе «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.

II. Рассказ подготовленного ученика об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) . «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа ). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какие чувства испытывали вы при чтении рассказа? Почему?

(Ответы учащихся).

Какова роль вступления в рассказе?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Так он сделал и теперь».

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа .

(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

А зачем писателю понадобилась первая часть?

(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).

Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

IV Сопоставительный анализ второй части

Зачитаем ключевые слова- эпитеты из второй части.

«Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жестокая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное; спотыкающийся, корчившийся человек.

Полковник всё тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы.

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое красное, неестественное

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая по талому снегу… подвигался ко мне, то подвигаясь ко мне, то опрокидываясь назад- и тогда унтер- офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер –офицеры… тянули его назад.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчившийся человек

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала

Составление таблицы

Определим характеристики, по которым можно сопоставлять части рассказа, и представим в виде таблицы

Характеристики

После бала

Влюблён, весёлый, бойкий, любовался не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно – нежное чувство, доволен, счастлив, блажен,добр, бесконечно счастлив

Стыд, доходивший до тошноты, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, сошла на нет

Грациозная, ласковые, милые, сияющие, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, нехорошая, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло

Чёрное, красное, пёстрое, белые

Мазурка, вальс, полька, кадриль

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал

Белая лайковая перчатка Вареньки,замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера,

«домодельные» сапоги полковника

Оттопыренная губа, замшевая перчатка

Анализ таблицы. Беседа.

(Белый цвет в первой части- цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полковника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчёркивает чёрный и красный цвета.)

- Какова роль детали – замшевой перчатки полковника - в рассказе?

(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идёт танцевать с дочерью. При этом он говорит: « Всё по закону». Во второй части рассказа этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. Фраза «всё по закону» приобретает зловещий смысл: « по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.

-С помощью какого приёма передаёт Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни?

(Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передаёт повторением одних и тех же слов.)

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого мира, страшного, несправедливого. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяют писателю выявить сущность их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

V. Подведение итогов урока

Что еще открылось рассказчику в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют?

(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).

Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблема. Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, унижения достоинства человека.

Картина истязания солдата вызывает чувство жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд. Справедливость и человечность необходимы для хорошей, правильной жизни.

Д/з: Написать сочинение на тему:

    «Полковник на балу и после бала».

    «Утро, изменившее жизнь»

    «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании.

Рассказ «После бала» написал в 1903 году. Но опубликован он был только после смерти писателя в 1911 году.

В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того, как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала».

Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Наказание шпицрутенами- специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного. Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо. Это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701-1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР.

« Л.Н. Толстой. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа».

Цель: расширить знания учеников о биографии писателя, показать своеобразие историзма Толстого, определить социально –нравственные проблемы рассказа.

Задачи:

образовательные:

  • Расширить знания учащихся о биографии Л.Н. Толстого.;
  • Показать особое отношение к истории писателя;
  • Ознакомить учащихся с историей создания рассказа « После бала»;
  • Научить анализу прозаического произведения;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, память, внимание;
  • развить навык анализа текста;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русской классической литературе;
  • развить творческое мышление учащихся;

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • развить интерес к русской истории и литературе;
  • воспитывать интерес к литературе через языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : урок развивающего обучения

Методы обучения : проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный.

Методические приемы: Сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Формы организации учебной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая

Технологии : общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке. Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстова. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, а что нам известно о нем?

Слово учителя: Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся жизнь писателя. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои самые известные романа « Война и мир», « Анна Каренина». Здесь выросли его дети, здесь он создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.

Интересно, что с самого деется Л.Н. Толстой вел дневник, куда записывал все, что с ним произошло за день, о чем думал. Толстой выработал для себя определенные правила жизни и работы. Лев Николаевич фиксировал в своем дневнике все свои недостатки: упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, лжи, нерешительности…

Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человек. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Особое внимание писатель уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории.

Сегодня мы будем говорить о рассказе Л.Н. Толстого « После бала». Прежде чем начать обсуждение событий и героев этого рассказа, я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы называем « рассказом»?

Рассказ - это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Согласны ли вы с тем, что « После бала» - это рассказ? Докажите.

  1. Знакомства с иллюстрациями к рассказу.

Подготовить к восприятию рассказа, дать справку об истории создания рассказа, ввести в творческую лабораторию писателя

Ресурс способствует развитию речи учащихся, подготавливает учащихся к восприятию рассказа.

  1. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что рассказ написан в 1903 году, а события, которые в нем описываются относятся к 40-ым годам девятнадцатого столетия. Это важно. Давайте обратимся еще к одному ресурсу.

Учащиеся знакомятся со статьей « Художественные особенности рассказа Л.Н. Толстого « После бала».

(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что « образованные» люди убеждены, что это необходимо « для хорошей и правильной жизни»)

  1. Сообщение ученика:

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи….. решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков(людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

Ребята, как вы думаете это актуальное произведение? Почему?

6.Развитие внимания к композиционным приемам Беседа по вопросам:

Какие особенности композиции вы заметили?

Какую цель преследовал писатель, располагая части рассказа в данной последовательности?

Приведите примеры антитезы, используя текст рассказа.

  1. Прослушивание фрагмента рассказа.

Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого "После бала" (Наказание за побег) читает М. М. Тарханов

Что больше всего взволновало во время прослушивания фрагмента?

  1. Этап рефлексии.

Ребята, мы сегодня только начали разговор об этом произведении Л.Н. Толстого. Для того чтобы глубже понять замыслы великого писателя, нужно будет дома выполнить ряд заданий. Но прежде чем записать домашнее задание, ответьте на вопросы:

Как называется поместье, в котором родился Л.Н. Толстой?

С помощью чего Толстой пытался понять себя и окружающих?

События, описанные в рассказе,и написание рассказа происходят в один год?

На каком приеме построен рассказ « После бала».

2. Многие исследователи обвиняют полковника в двуличие. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свою точку зрения. (Устно)


8 класс

Программа Г.С.Меркина

Тема. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.

Цель :

  • выявление исторической и философской основы рассказа, связанной с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием; особенностей композиции рассказа, значения деталей, воссоздающих атмосферу бала и наказания солдата;
  • формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления философской основы рассказа, лексического слова «служака».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.Работа над темой.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

3.Заполнение таблицы.

Предпосылки создания рассказа «После бала»

Призыв Л. Н. Толстого к нравственному самоусовершенствованию и «непротивлению злу насилием»

Интерес Л.Н. Толстого к легенде об «уходе» Александра I и жизни его в Сибири под именем старца Федора Кузмича

Антимилитаристские взгляды писателя в годы пребывания Толстого на Кавказе и в Крыму

Возмущение Л.Н. Толстого карательными мерами самодержавия. Книга «Царство Божие внутри вас»

Отражение сюжетной канвы рассказа в памфлете «Николай Палкин» (1886)

Беседы с 95-летним николаевским солдатом, И.Н.Захарьиным-Якуниным, со своими однополчанами, с братом - свидетелем казанской жизни

Факты биографии отца и брата Л. Н. Толстого

Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени?

4. Слово учителя.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Рассказ «После бала» - яркое выражение противоречий в мировоззрении и творчестве великого художника слова; это произведение, в котором Толстой, внутренне сознающий необходимость коренного изменения социального строя, вновь ставит больной вопрос русской жизни - что делать, как жить, чтобы добро победило зло.

На какие части можно условно разделить рассказ? От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Жанровая принадлежность произведения.

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычносоставляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и болееобъемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.

В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.

5. Анализ содержания первой части рассказа.

5.1. Слово учителя.

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика - Ивана Васильевича.

Каков Иван Васильевич в обрамлении рассказа и в самом рассказе?

Иван Васильевич в обрамлении рассказа - опытный рассказчик, всеми уважаемый человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с позиции своего жизненного опыта.

В самом рассказе Иван Васильевич - молодой человек, богатый, жизнерадостный, влюбленный в Вареньку.

Назовите известные вам произведения, где использован сходный прием.

Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Асе» И.С.Тургенева.

Какой смысл придает этот прием художественному произведению?

Эта форма повествования дает возможность для непосредствен самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки.

5.2. Выразительное чтение начала рассказа от слов «Вот вы говорите…» до слов «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра».

Молодежи, новому поколению, стремящемуся разобраться в социальных причинах зла жизни, противопоставлен умудренный опытом человек, пользующийся заслуженным авторитетом.

Какие точки зрения на то, от чего зависит моральное и социальное состояние общества, нашли отражение в данном эпизоде? Найдите цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Все дело в среде, среда заедает». «Все дело в случае».

Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека?

В рассказе противопоставлены не только политические взгляды, но и нравственный идеал двух поколений: молодежи 1840-х и молодежи 1900-х годов. За что осуждает Иван Васильевич современную молодежь?

5.3. Выразительное чтение от слов «Был я в то время студентом...» до слов «Танцевал я хорошо и был не безобразен».

В речи Ивана Васильевича звучит подспудное осуждение современной ему молодежи за ее пристрастие к кружкам, политическим вопросам, за безнравственное поведение.

5.4. Слово учителя.

Толстой видел путь к социальной гармонии в моральном «просветлении» и самоусовершенствовании, от которых зависело, по его мнению, и улучшение жизни всего общества. В рассказе поставлен вопрос о необходимости осуждения социального зла этой жизни и личного неучастия в этом зле, непротивления злу насилием.

Таким образом, на первое место выдвигаются этико-эстетические проблемы, философскому разрешению которых отвечает идейно-композиционное строение произведения. «Случай» раскрывается Толстым путем контрастного сопоставления сцен бала и экзекуции.

Какие эпизоды и образы противопоставлены в рассказе?

Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Первая часть «сцен бала описана человеком, для которого все это - далекое прошлое». Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто все видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит.

5.6. Слово учителя.

История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью». Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни.

5.7. Обращение к домашнему заданию.

Как в рассказе изображен бал, танцы? Какими предстают перед читателем герои?

Бал

«Бал чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского»

Варенька

«...Прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, держалась она необыкновенно прямо... царственный вид, ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. В белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ...Высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Нельзя было не любоваться».

Отец и мать Вареньки

«Добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны.

Высокая статная фигура ее отца, полковника с серебряными эполетами. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a laNicolas I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником»

Танцы

«Улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек»

Чувства Ивана Васильевича

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен -был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

Какова Варенька в изображении Л. Н. Толстого?

Героиня - воплощение красоты и грации. Она царствует на этом балу, как и в сердце Ивана Васильевича. И хотя автор ни одним словом не приоткрывает внутренний мир Вареньки, мы чувствуем, что она и Иван Васильевич в эти мгновения живут одними мыслями и желаниями.

Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца?

Белый и розовый (в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках).

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании?

Иван Васильевич многократно упоминает о статности отца и дочери. (Высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная, держалась прямо. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца?

Рассказчик объединяет в сознании слушателей Вареньку и ее отца-полковника.

5.8. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из первой части рассказа конструкции «я + глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употребленные попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича. Какие чувства героя передают эти конструкции?

Конструкции

Цитаты

«Я + глагол»

«Я взял перышко; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я; я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее»

Эмоциональные определения

«Восторженное, нежное чувство», «ласковые, милые глаза»

Однородные члены предложения, употребленные попарно

«Выразить весь свой восторг и благодарность», «в знак сожаления и утешения», «все смотрели на нее и любовались ею», «вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела»

Такие конструкции способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика.

Какие детали особо подчеркнуты в изображении родителей Вареньки?

Бархатное пюсовое платье, брильянтовая фероньерка, открытые старые, пухлые, белые плечи и грудь, как портреты Елизаветы Петровны.

Полковник с серебряными эполетами, с белыми a laNicolas I подвитыми усами; небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь, воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

О чем свидетельствует в описании хозяев бала косвенное указание напортрет Елизаветы Петровны и Николая I?

Полковник и его жена стремятся внешне походить на самодержцев Романовых.

Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице: «Хозяйка бала«в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на головеи с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»;«услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и селизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»?

Уже в описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа - камергера,полковника, отца Вареньки, стремящихся внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем.

Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевскойармии.

Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращаетвнимание на такую деталь: «...натянув замшевую перчатку на правуюруку, - «надо все по закону»?

Полковник привык все делать «по закону», по правилам. Действуя позакону, он не забывает во время танца надеть замшевую перчатку, как это и было предусмотрено правилами светского этикета.

Как характеризует полковника слово «служака»?

Лексическая работа: служака.

Кто дает такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудренный опытом Иван Васильевич?

Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколькоироническом и сатирическом плане уже с позиции постаревшего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши.

Сцена бала описана человеком, для которого все это уже далекое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное - обобщенно.

5.9. Итоги работы над содержанием первой части рассказа.

Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»?

Внешнее, неглубокое, скользящее по поверхности описание бала психологически оправдывается влюбленностью рассказчика, воспринимавшего все происходящее в розовом свете.

Любовь к Вареньке сделала героя по-настоящему счастливым: он переносит свою любовь на все и всех. «Бал был чудесный...» - это уже позднейшая оценка, и не какого-то определенного момента, а всего бала вообще.

Рассказчик как бы оправдывает себя, свои оценки необычностью состояния, в котором он находился.

6. Анализ содержания второй части рассказа.

6.1. Слово учителя.

После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении, он счастлив и все еще продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка еще звучит в душе. Во второй части рассказа характер изображения действительности резко меняется. Повествование развертывается как непосредственное впечатление молодого человека. Время повествования и время действия совпали. Это рассказ о первом столкновении юноши-интеллигента с жизнью.

Вторая часть рассказываемого эпизода из жизни Ивана Васильевича показывает скрытую от посторонних глаз, внутреннюю и поэтому подлинную сторону личности и характера полковника (а косвенно и всего губернского общества), и отношение его к своим подчиненным.

6.2. Исследовательская работа с текстом.

Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя?

Пейзаж

«Лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими»

Звуки

«Звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

Барабанщик и флейтщик, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию»

Вид наказываемого

«Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»

Описание наказания

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. Поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте»

Полковник

«И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата.

Подать свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»

Чувства Ивана Васильевича

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Заснул только к вечеру, и то после того, кик пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян»

Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил?

Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром.

Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?

Описание сцены экзекуции - кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя.

Какой цвет преобладает в описании?

Преобладает черный цвет: что-то большое, черное; много черных людей; солдаты в черных мундирах.

Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене?

Страшным контрастным пятном на этом черном фоне выделяется окровавленная спина наказываемого за побег солдата.

Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не флейтист?

О чем свидетельствует эмоциональный тон эпизода?

Эмоциональный тон эпизода свидетельствует об авторской позиции, заключающейся в отрицании всякого насилия.

Какой смысл приобретает замечание кузнеца - свидетеля страшного наказания?

Восклицание «О, Господи» говорит о том, как мучительно ему все это видеть.

Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?

Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет.

Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.

Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция - это узаконенная мерзость; для полковника - обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить.

Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?

Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата.

Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон.

Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания, несколько раз повторяется слово «человек»: «Все так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «...я не поверил, чтобы это было тело человека»?

Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю?

Для того чтобы показать, что в царской армии экзекуции были делом обычным, привычным для многих.

6.3. Слово учителя.

Словом «татарин» называли любого нерусского солдата. Оно раскрывает причины побега - люди других национальностей особо подвергались унижениям и оскорблениям. Единственным выходом для них зачастуюоставался только побег.

Каково значение комментария, которое звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»?

В этой фразе звучит горькая ирония автора, размышляющего о том, чтодаже простые солдаты не осознают всей тяжести совершаемых преступлений, воспринимая все происходящее как закономерность.

Как повел себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ.

Почему Иван Васильевич испытал чувство стыда при виде этой сцены?

Иван Васильевич почувствовал себя ответственным за жестокость ибесчеловечность, которые стали привычными, обыденными.

Почему любовь героя к Вареньке угасла?

Иван Васильевич считал единым целым Вареньку и ее отца. Сцена наказания, в которой участвовал отец возлюбленной, показала, что ощущение гармонии и счастья, испытанное на балу - обман, улыбки полковникаи его дочери - фальшь.

6.4. Выразительное чтение от слов «Что ж, вы думаете, что я тогда решил,что то, что я видел, было - дурное дело?» до слов «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился...»

Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича?

Душевная гармония была нарушена, герой мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней, но так и не может понять «право», по которому один человек может безнаказанно издеваться над другим, прикрываясь законом. Столкнувшись с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, он понимает, что единственно верный путь - это отстраниться от зла. Герой не в силах изменить мир, однако может не участвовать во всеобщем зле.

Иван Васильевич приходит к идее неучастия во зле и личного самосовершенствования. Какое замечание слушателей свидетельствует о том, герой пошел именно по пути нравственного самосовершенствования?

III. Подведение итогов урока.

Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор.

Самодержавие, власть.

В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального замысла?

Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого?

Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

Слово учителя

Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости.

IV. Домашнее задание.

Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов (задание 1 рабочей тетради, с.47-48, ч.2).

Предварительный просмотр:

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

Ж) внутренний монолог

Г) осуждение деспотизма

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа :

А) последовательность излагаемых событий;

Б) цикличность излагаемых событий;

В) антитеза;

Г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа:

А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица;

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) особое значение сцены расправы над солдатом;

В) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка

Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя

Ж) внутренний монолог

6. Определите основную идею рассказа:

А) судьба человека зависит от случая

Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

В) идея личной ответственности человека

Г) осуждение деспотизма

7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды

В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»

В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

9. Отметьте импонирующее вам утверждение:




Рассказать друзьям