Азартная ли игра покер? Лотереи это азартные игры? Теоретические основы азартных игр.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Добрый день!

В отношении азартной игры важен момент риска. Поэтому в ситуации шахмат, когда все зависит от умения игроков, азартной игры точно не будет.

Вопрос: Организация проводит турнир по шахматам. По условиям турнира каждый участник обязан уплатить определенную сумму денег в качестве вступительного взноса, а победитель получает приз, стоимость которого в несколько раз превышает цену вступительного взноса.
Правомерно ли признать данный турнир азартной игрой в целях применения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»?
Ответ: Если организация проводит турнир по шахматам, по условиям которого каждый участник обязан уплатить определенную сумму денег в качестве вступительного взноса, а победитель получает приз, стоимость которого в несколько раз превышает цену вступительного взноса, турнир по шахматам неправомерно признать азартной игрой в целях применения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Обоснование: Исходя из п. 1 ст. 1063 Гражданского кодекса РФ отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, а для лотерей - юридическими лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, и участниками игр основаны на договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Таким образом, поскольку при проведении шахматного турнира соглашение о выигрыше отсутствует, шахматы, в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта (утв. Приказом Госкомспорта России от 15.01.2004 N 22), признаются видом спорта, турнир по игре в шахматы не является азартной игрой.
Е.В.Соснов
Минфин России
05.12.2011

Еще одно мнение Минфина, более детальное, и вот оно говорит о том, что даже игра в шахматы может подпадать под регулирование по азартным играм:

Учитывая положения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в случае если проведение соревнований (турниров) по покеру, шахматам, шашкам основано на соответствующем соглашении о выигрыше, указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах.
Кроме того, вышеназванная деятельность подлежит налогообложению в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем,в случае если при организации и проведении соревнований (турниров) по покеру, шахматам, шашкам не предусмотрено основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором турнира по правилам, установленным этим организатором, проведение таких соревнований не может быть признано азартной игрой и, следовательно, может осуществляться вне игорных зон.
Письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-05-05-05/32720


Также рекомендую ознакомиться с ответом на вопрос на этом сайте (вопрос идентичен Вашему) - сайт/question/414005/. Особенно интересно мнение юриста, который отвечал в самом конце.

По крестикам-ноликам и морскому бою - все очень неоднозначно. Следует сказать, что игра «крестики-нолики», если игроки хоть немного опытны в ней, всегда будет приводить к ничьей, выигравшего не будет. Морской бой основан в большей степени на случайности, чем на мастерстве, очень пограничная ситуация.

ЗАКОН ОБ АЗАРТНЫХ ИГРАХ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.
Для целей настоящего Закона используются следующие термины:
Азартная игра – основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами по правилам, установленным организатором игры, соглашение о выигрыше, который зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие, либо от выполнения условий пари, частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, документально подтвержденными фактами. Разрешенными к проведению азартными играми являются турнир, конкурс или тотализатор.
Турнир – игра, которая проводится в соответствии с соглашением и в которой одна сторона (организатор турнира) проводит розыгрыш призового фонда турнира, а другая сторона (участник турнира) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения турнира.
Конкурс – соревнование, которое проводится в соответствии с договором и в котором одна сторона (организатор конкурса) проводит розыгрыш призового фонда конкурса, а другая сторона (участник конкурса) получает право на выигрыш в том случае, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения конкурса.
Тотализатор – азартная игра, в которой участник делает ставку на результат события (заключает пари с тотализатором), а размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, реальными, документально подтвержденными фактами, а также от общей суммы внесенных ставок и от суммы ставки сделанной участником;
Призовой фонд – средства, из которых выплачиваются выигрыши победителям; может состоять как из денег, так и из вещей.
Выигрыш – часть призового фонда конкурса, турнира или тотализатора, определяемая согласно условиям соответствующей азартной игры, предоставляемая участнику турнира, признанному выигравшим в соответствии с условиями азартной игры.
Вступительные взносы – денежные взносы, предусмотренные условиями проведения азартной игры, необходимые для регистрации игрока в качестве участника азартной игры.
Коэффициент – число, на которое увеличивается ставка участника тотализатора в том случае, если участник сделал ставку на правильный исход события, то есть на тот, который фактически имел место.
Экспресс – ряд событий, на результаты которых участник тотализатора делает ставки, причем все результаты должны быть угаданы верно, в противном случае участник тотализатора теряет все свои деньги, потраченные на то, чтобы сделать ставки.

Статья 2.
1. Игроками, а также их объединениями могут проводиться турниры и конкурсы.
1.1. Исключительное право на проведение тотализаторов принадлежит Администрации и только ей.
2. Организаторы азартных игр обязаны обеспечить:
2.1. Законность проведения азартных игр;
2.2. Непредвзятость, компетентность и добросовестность лиц, привлеченных в качестве ответственных, к организации турнира/конкурса;
2.3. Выплату выигрыша игроку в соответствие с правилами азартной игры.
Статья 3.

1. Для проведения конкурса или турнира, игрок должен получить разрешение на проведение соответствующего вида азартной игры, т.е. конкурса, турнира от уполномоченного отдела Института Власти.
2. Для получения разрешения на проведение турнира или конкурса игрок должен оставить в специальном топике ИВ заявку на проведение азартной игры, с указанием имени персонажа в виде рабочей ссылки, описанием правил проведения азартной игры, сроков проведения, а также оплатить в казну Института Власти пошлину на право проведения азартной игры и пройти проверку на чистоту у ПВ. Положения, обязательные для указания в правилах проведения азартной игры указаны в соответствующих разделах настоящего Закона.
3. Пошлина на право проведения азартной игры, подлежащая к уплате Институту Власти, составляет:
для конкурсов: 10% призового фонда;
для турниров: 15% призового фонда.

Статья 4.
1. Турниры и конкурсы могут проводится как объединениями игроков(кланами, семьями, а также профессиональными, творческими и иными объединениями игроков, не являющимися кланами или семьями), так и отдельными игроками.
2.Игроками, имеющими право на проведение турниров и конкурсов являются игроки, достигшие уровня, не ниже 12 с возрастом персонажа не менее 2 месяцев или же с уровнем не ниже 11 и возрастом персонажа не менее 3,5 месяцев.
3. В случае, если возраст и/или уровень персонажа ниже, чем указано в п.2 настоящей Статьи, то такой игрок может принимать участие в проведении игры только в составе объединения. Если возраст и/или уровень персонажа выше, чем указано в п. 2, то такой игрок имеет право на проведение игры на общих основаниях.
4. В случае, когда конкурс или турнир проводится объединением игроков, являющимся официально зарегистрированным кланом, семьей, а также профессиональными, творческими или иными объединениями игроков, не являющимися кланами или семьями, то таким объединением избирается один или несколько игроков, ответственные за организацию и проведение указанного вида азартных игр.
5. Ответственные лица занимаются регистрацией участников, опубликованием результатов очередного тура игры, делают официальные заявления от имени соответствующего клана, семьи или профессионального или творческого объединения игроков, не являющегося кланами или семьями, относительно проводимого конкурса или турнира.
6. Для проведения конкурсов или турниров, игроки могут создавать временные объединения. Такие игроки несут солидарную ответственность по всем нарушениям в проведении конкурса или турнира, а также обязательство по всем выплатам.
7. Игроками, желающими объединиться для проведения конкурса или турнира, заключается специальный договор о временном объединении для проведения турнира или конкурса. Такой договор заключается в письменной форме на форуме в разделе сделки и подлежит обязательному заверению сотрудниками ИВ.

Статья 5.
Запрещено организовывать и проводить азартные игры, если:
1. в правилах азартной игры не предусмотрены гарантии выплаты выигрышей;
2. правила игры не соответствуют законам NeverLands.
О ТУРНИРАХ
Статья 6.
1. Договор между организатором турнира и участником турнира считается заключенным с того момента, когда участник, соответствующий требованиям участия в турнире (уровень или другие критерии, оглашенные организатором), делает указанный в правилах взнос для регистрации его в качестве участника; заключение этого договора оформляется записью на форуме в том топе, в котором опубликованы условия участия в турнире.
2. Турнир, то есть последовательное проведение ряда боев между участниками турнира, проводится в соответствии с турнирной таблицей, составляемой после регистрации всех участников турнира, но перед непосредственным началом турнира.
3. В правилах проведения турнира при подаче заявки на его проведение должны быть освещены следующие пункты:
3.1. условия победы в поединке (в том числе и условия технической победы и т.п.);
3.2. выигрыш, т.е. часть призового фонда турнира, определяемая согласно условиям турнира, предоставляемая участнику турнира, признанному выигравшим в соответствии с условиями проведения турнира в процентном отношении от всего призового фонда турнира;
3.3. плата организатору турнира за проведение турнира в процентном отношении от призового фонда турнира (не может превышать 10% призового фонда турнира для отдельных игроков и 25% для объединений игроков);
3.4. вступительные взносы;
3.5. время, в течение которого производится регистрация игроков в качестве участников турнира;
3.6. ответственность участников турнира за нарушение условий участия в турнире.
4. В правилах проведения турнира могут быть освещены следующие пункты:
4.1. ограничение по уровню для участников турнира;
4.2. ограничение по оружию и иной экипировке для участников турнира;
4.3. возможность награждения и вручения поощрительных призов тем участникам турнира, которые по итогам финального поединка не являются победителями турнира.
О КОНКУРСАХ
Статья 7.
1. Игрок может быть признан участником конкурса без предварительной регистрации по предоставлении им выполненного задания на тему и в срок, предусмотренные правилами проведения конкурса, если в правилах не предусмотрено иное.
2.В правилах проведения конкурса обязательно следует указать:
2.1. задание, которое необходимо выполнить игроку для того, чтобы такой игрок мог считаться участником конкурса, а также требования к выполнению такого задания;
2.2. условия победы в конкурсе;
2.3. время приема работ;
2.4. время, в течение которого будут оцениваться работы и подводиться итоги конкурса;
2.5. состав конкурсной комиссии;
2.6. ограничения для участников конкурса.
3. В случае возникновения споров относительно признания того или иного участника конкурса победителем, ПВ, сопровождающий данный конкурс, может потребовать опубликования организатором конкурса критериев оценки присланных работ, оснований, по которым тот или иной игрок был признан победителем конкурса.
4. Организатор конкурса обязан официально объявить об окончании проведения конкурса на форуме.
О ТОТАЛИЗАТОРАХ
Статья 8.
1. Договор об участии игрока в тотализаторе заключается на добровольной основе и считается заключенным с того момента, когда игрок сделал ставки на наступление и/или ненаступление события и/или событий, указанных в условиях проведения тотализатора.
2. Организатором тотализатора устанавливаются коэффициенты на те результаты игрового события, на которые организатор сочтет нужным (например, если такое событие – поединок, то могут быть предусмотрены лишь вариант победы, поражения или ничьей, а могут быть предусмотрены и более конкретные варианты исхода события: техническая победа или поражение, победа или поражение в результате неявки игрока, участвующего в поединке, по поводу которого устраивается тотализатор, поражение/победа по тайм-ауту и т.д.).
3. Кэффициент измеряется следующим образом. Суммируются все ставки, сделанные против указанного события. Полученная сумма делится на количество НВ, поставленных за указанное событие. В итоге, сумма выигрыша исчисляется по формуле ставка*коэффициент.
4. В рамках тотализатора могут приниматься ставки относительно одного или нескольких событий.
5. В экспрессе для подсчета суммы выигрыша совершаются следующие действия: складываются все коэффициенты, складываются все ставки на каждое из событий, а два получившихся числа между собой перемножаются.
6. Тотализатор может устраиваться по поводу только одного события, только нескольких событий (экспресс), а также из нескольких событий, ставки на результаты которых участники могут делать по своему усмотрению: на одно событие, на несколько событий отдельно, или же на несколько событий как на экспресс.
7. Ставки принимаются вплоть до начала события, на которое делается ставка.
8. Все случаи ставок должны быть зафиксированы на форуме в том же топе, в котором опубликовано соглашение о проведении тотализатора.
9. В правилах проведения тотализатора отдельной строкой указывается время и дата окончания приема ставок.
10. Об окончании приема ставок организатор тотализатора официально объявляет на форуме. Все ставки, сделанные после такого объявления, не засчитываются, в тотализаторе не участвуют и в полном объеме возвращаются сделавшим их игрокам.
11. Выплаты выигрышей производятся в течение 2 суток после окончания того события, на которое делалась ставка.
11.1. За экспрессы выплата выигрышей производится в течение 2 суток после окончания последнего события в экспрессе.
12. Администрация НЛ имеет право проводить тотализаторы, касающиеся любых событий.
13. Глава о тотализоторах несет рекомендательные функции и не является обязательной для Адмминистрации.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Статья 9.
Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с Кодексом о Правонарушениях.


Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на [email protected]

Некоторые игры принято именовать азартными . Такие игры, хотя и подразумевают участие двух и более игроков, в конечном счете сводятся к противоборству игроков со случайными событиями.

Термин «азартная игра» — французского происхождения, означающий в дословном переводе «игра случая». В дореволюционной России чаще использовалась видоизмененная форма словосочетания – «азардная игра» (от франц. jeu de hasard).

Основной интерес азартных игр заключается в их исходе. Процесс игры и мастерство игроков здесь уходят на второй план (в обычных играх все наоборот).

Как правило, выигрыш в азартной игре сопряжен с выплатой материального вознаграждения. Именно это обстоятельство и притягивает к ним внимание игроков.

Азартными могут быть игры с использованием игральных карт (покер, баккара и другие), игральных костей, игровых автоматов, их электронных эмуляторов и прочих приспособлений.

Теоретические основы азартных игр

Исход – проигрыш или победа — в азартных играх целиком и полностью подчинены законам случайных величин.

Анализ этих результатов на «длинных» дистанциях позволяет вывести закономерности, позволяющие организаторам азартных игр всегда оставаться «в плюсе».

Фото 1. У многих людей азартные игры ассоциируются с игральными картами

При этом как таковой обман с их стороны отсутствует.

Просто некоторые события (комбинации карт или игральных костей, попадание шарика в ту или иную ячейку , комбинация символов в игровых автоматах и так далее) наступают чаще других, и приблизительную частоту наступления таких событий можно рассчитать математически.

Фото 3. Азартные игры могут стать серьезной проблемой для человека, страдающего зависимостью от них

Таких людей называют игроманами , а саму зависимость – игроманией (или – лудоманией ).

Людям, страдающим психологической зависимостью от азартных игр, свойственны следующие симптомы:

  • сниженный самоконтроль,
  • эмоциональная нестабильность,
  • чрезмерная поглощенность игрой,
  • совершенное равнодушие к окружающим,
  • депрессивное состояние.

Особо тяжелые формы игровой зависимости могут привести к попуткам свести счеты с , сказываются на физическом состоянии человеческого , приводя к астении и неврастении.

Отношение к азартным играм

Законодательство большинства стран предусматривает меры, направленные на сдерживание распространения азартных игр, устанавливая за этой сферой различный формы контроля и виды , вплоть до уголовной.

По общему правилу участие в таких играх несовершеннолетним запрещено.

Фото 4. К азартным играм в большинстве государств допускаются только лица, достигшие совершеннолетия

Криминологические исследования выявляют четкую зависимость между широким распространением азартных игр в и ростом числа преступлений в экономической сфере (уклонение от уплаты налогов, легализация преступных доходов, содержание притонов, хищение путем растраты или присвоения и другие).

Вместе с тем, суды ряда стран выносят весьма противоречивые решения относительно статуса азартных игр, возводя некоторые из них в разряд видов спорта.

Примером может служить решение Федерального суда Нью-Йорка относительно покера, в котором, по мнению суда, случай играет второстепенную роль, а исход игры в большей степени зависит от мастерства игроков.

В январе 2017 г. Лондонский апелляционный суд отказал заинтересованным лицам в признании бриджа видом спорта.

Ранее Международный олимпийский комитет (МОК) предпринимал попытки включить спортивный бридж в качестве самостоятельного вида спорта в программу отдельных состязаний мирового масштаба, проводимых под эгидой МОК (Пекин, 2008).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж.

Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр

Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

2) пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

3) ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

4) выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

5) организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

7) игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);

12) казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;

13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

14) букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;

15) тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;

16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

17) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

19) касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

20) касса тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;

21) касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;

22) зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;

23) служебная зона игорного заведения - обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;

24) сопутствующие азартным играм услуги - гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий.

Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.

Статья 6. Требования к организаторам азартных игр

1. Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

2. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления.

3. Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Организатор азартных игр обязан обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении.

5. Организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

6. Стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее:

1) 600 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов;

2) 100 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

7. Для целей настоящего Федерального закона порядок расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр.

Статья 7. Требования к посетителям игорного заведения

1. Посетителями игорного заведения являются находящиеся в игорном заведении участники азартных игр, а также иные лица, доступ которых в игорные заведения не запрещен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

3. Организатор азартных игр вправе самостоятельно устанавливать правила посещения игорного заведения, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

4. По требованию работников организатора азартных игр посетитель игорного заведения, нарушающий установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила посещения игорного заведения, обязан немедленно покинуть игорное заведение.

Статья 8. Общие требования к игорному заведению

1. Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения.

2. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне или лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

3. Организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

4. Используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении игорного заведения постоянно должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.

5. Технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата не может составлять менее чем девяносто процентов.

Глава 2. Игорные зоны

Статья 9. Создание и ликвидация игорных зон

1. На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

2. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край;

Приморский край;

Калининградская область;

Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

3. Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации.

4. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносимых в Правительство Российской Федерации.

5. Предложения о границах игорных зон, включающих в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

6. Порядок управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, порядок реализации в таких игорных зонах прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, порядок распределения между бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации средств от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

7. Срок действия игорных зон не может быть ограничен. Решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством Российской Федерации до истечения десяти лет с даты ее создания.

8. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены дополнительные требования к отдельным видам игорных заведений и иные ограничения.

Статья 10. Управление игорными зонами

1. Управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы управления игорными зонами). Органы управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. Органы управления игорными зонами:

1) осуществляют функции по организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаторов азартных игр, а также иных лиц в связи с осуществлением государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр;

2) в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), передают организаторам азартных игр, а также иным лицам в собственность или аренду земельные участки, расположенные в игорных зонах;

3) осуществляют функции по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;

4) осуществляют контроль за соблюдением организаторами азартных игр, а также иными лицами положений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

3. Организаторы азартных игр в игорных зонах вправе создавать некоммерческие организации, задачей которых является организация взаимодействия организаторов азартных игр и органов управления одной игорной зоной, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - объединения организаторов азартных игр).

4. Часть функций органов управления игорными зонами может быть передана объединению организаторов азартных игр на основании соглашения, порядок заключения которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации).

5. В целях осуществления контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации органы управления игорными зонами обязаны предоставлять отчетность, содержание и порядок предоставления которой устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 11. Критерии отбора земельных участков для создания игорных зон

1. На момент создания игорной зоны земельные участки, ее образующие, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.

2. На момент создания игорной зоны на земельных участках, ее образующих, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной собственности, в муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Статья 12. Использование земельных участков игорных зон

1. Земельные участки игорных зон и (или) расположенные на них объекты (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также земельных участков, на которых размещены такие объекты) передаются в собственность или аренду организаторам азартных игр либо иным лицам.

2. Передача организаторам азартных игр либо иным лицам в собственность или аренду земельных участков, расположенных в игорных зонах, осуществляется органами управления игорными зонами в порядке, определенном законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации).

Статья 13. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне

1. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

2. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

3. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны. В разрешении на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне должна быть указана дата, с которой организатор азартных игр имеет право приступить к осуществлению соответствующей деятельности, а также наименование игорной зоны, в которой такая деятельность может осуществляться.

4. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может быть аннулировано органом управления игорной зоной в следующих случаях:

1) ликвидация в установленном порядке юридического лица, являющегося организатором азартных игр;

2) несоответствие игорного заведения требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

3) нарушение организатором азартных игр установленного настоящим Федеральным законом порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в случае осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны;

4) неоднократное нарушение организатором азартных игр установленного порядка предоставления информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, или выявление фактов недостоверности такой информации;

5) заявление организатора азартных игр.

5. В случае, если в течение трех лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.

6. Решение об отказе в выдаче, переоформлении или об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может быть обжаловано в установленном порядке в суд.

Глава 3. Организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон

Статья 14. Порядок открытия букмекерских контор и тотализаторов

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой.

2. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

3. В букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.

Статья 15. Требования к букмекерским конторам и тотализаторам

1. Букмекерские конторы и тотализаторы могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства.

2. Букмекерские конторы и тотализаторы не могут быть расположены:

1) в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения;

3) в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

4) в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг;

5) в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия;

6) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.

3. Букмекерские конторы и тотализаторы также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты. Дополнительные требования к букмекерским конторам и тотализаторам могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Заключительные положения

1. Имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

2. Игорные заведения должны отвечать следующим требованиям:

1) игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части;

2) игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов);

3) площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей игорного заведения, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений;

4) в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр;

5) в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;

6) в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10 настоящей части;

7) площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет;

8) в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы;

9) в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств;

10) игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов;

11) в зоне обслуживания участников азартных игр в букмекерской конторе должна находиться касса букмекерской конторы, а также может находиться касса тотализатора;

12) организатор азартных игр в букмекерской конторе при помощи специального оборудования обязан обеспечить прием, единый учет, обработку ставок и выплаты выигрыша;

13) организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

14) положения пунктов 11-13 настоящей части применяются также в отношении касс букмекерских контор, расположенных в казино, залах игровых автоматов;

15) в зоне обслуживания участников азартных игр в тотализаторе должна находиться касса тотализатора;

16) организатор азартных игр в тотализаторе при помощи специального оборудования обязан обеспечить прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша;

17) организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования;

18) положения пунктов 15-17 настоящей части применяются также в отношении касс тотализаторов, расположенных в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах.

3. Контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

4. Для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

6. Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

8. Принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.

9. Предусмотренные настоящим Федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.

10. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона.

Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Внести в пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50,

ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 11, ст. 956; N 13, ст. 1178; 2005, N 13, ст. 1078; N 27, ст. 2719; 2006, N 50, ст. 5279) следующие изменения:

1) подпункты 76 и 77 признать утратившими силу;

2) дополнить подпунктом 104 следующего содержания:

"104) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.".

Статья 18. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в пункт 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32,

ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3117; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 27, ст. 2881; N 43, ст. 4412) следующие изменения:

1) подпункт 72 признать утратившим силу;

2) дополнить подпунктом 85 следующего содержания:

"85) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах:

рассмотрение заявления о выдачи лицензии - 300 рублей;

выдача лицензии - 3000 рублей;

переоформление лицензии - 1000 рублей.".

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) абзацы четыреста тридцатый - четыреста тридцать третий пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377);

2) абзацы семьдесят восьмой и семьдесят девятый подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N27, ст. 2719).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением пункта 1 статьи 17, статей 18 и 19 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 18 и статья 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 30 июня 2009 года.

3. Пункт 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

игры по определенным правилам, результат которых зависит в большей степени от случайности, чем от умения игрока, и определяется денежным или другим имущественным эквивалентом. С самых древних времен А.и. подлежали не только нравственному осуждению, но и законодательному запрещению.

Законодательство Древнего Рима запрещало А.и. (первая из известных законодательных попыток запрещения А.и., относящаяся к III в. до н.э., запрещала игру в кости). Выигрыш в А.и. рассматривался как приобретение имущества по недействительной сделке. Единственным видом разрешенных игр было то, что впоследствии получило название спортивных состязаний.

В настоящее время среди А.и. наиболее распространены карточные. Появление карточных игр в Европе относится к периоду крестовых рыцарских походов (XI-XII вв.). Первое документальное подтверждение появления карт в Европе - эдикт французского короля Людовика Святого от 1254 г.. который запрещал под страхом наказания кнутом карточную игру в пределах Франции.

В Россию карточные игры пришли в начале XVII в. Соборное уложение 1649 г. предписывало поступать с игроками так, «как писано о татях», т.е. «бить кнутом и рубить им руки и пальцы». Во время царствования Петра I санкции за А.и. были смягчены. За игру в карты полагалось лишь «бить кнутом». Впоследствии царица Елизавета Петровна ввела различия между дозволенными коммерческими и запрещенными А.и., а Петр III заменил наказание плетьми денежным штрафом. Налагался он, однако, лишь на тех, кто играл на большие деньги или в долг.

В советское время под А.и. понимались не только игры, в которых выигрыш зависит от умения игрока и от случайности, но и коммерческие карточные игры, например преферанс, вист, а также игры на деньги в бильярд, домино, лото, нарды и т.п.

Участие в А.и. в соответствии с КоАП до настоящего времени влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой.

Правонарушение в виде участия в А.и. на деньги, вещи и иные ценности проявляется, во-первых, в даче лицом согласия на игру, во-вторых, во внесении денежной или иной материальной ставки, в-третьих, в практическом выполнении правил игры. Данное административное правонарушение выражается также в принятии ставок отдельными гражданами в виде денег, вещей и других ценностей в период проведения спортивных и иных зрелищных состязаний (например, на бегах, во время футбольных и хоккейных матчей и т.д.).

Еще более серьезным административным правонарушением является организация А.и. Она может выражаться в следующих действиях: а) обеспечение участников игральными принадлежностями; б) вовлечение в игру широкого круга лиц, т.е. рекламирование, возбуждение у зрителей желания принять участие в игре и т.п.; в) создание благоприятных условий для игры; г) действие игрока, являющегося одним из организаторов игр.

УК РСФСР также содержал статьи, предусматривающие ответственность за организацию А.и. лиц, которые повторно в течение года (после наложения на них административного взысканиям подобное же нарушение) организовывали А.и., а также вовлекших в А.и. на деньги несовершеннолетних.

УК РФ не содержит статей, предусматривающих ответственность за перечисленные выше правонарушения. Таким образом, государство пошло по пути смягчения ответственности как за А.и., так и за их организацию. Более того, ГК РФ содержит гл. 58, посвященную проведению игр и пари. Подобно законодательству многих стран мира, в ГК РФ прослеживается отрицательное отношение к ним законодателя, однако закон не объявляет недействительными обязательства из игр и пари, он лишь отказывается предоставить им равную с другими обязательствами правовую защиту.

С гражданско-правовой точки зрения игра представляет собой обязательство, в силу которого организаторы обещают одному из участников получение определенного выигрыша, независимого, с одной стороны, от случая, с другой - от сноровки, ловкости, умения и других способностей участников игр.

В отличие от игр пари - обязательство, в котором одна сторона утверждает, а другая отрицает наличие определенного обстоятельства, которое наступает независимо от этих сторон.

Сделки из игр и пари относятся к числу рисковых сделок, в которых последствие в отношении выгод и потерь зависит для всех участников от неизвестных (непредсказуемых) заранее обстоятельств. Обязательства из игр и пари возникают из односторонних действий (из как минимум двух односторонних сделок - организатора и участника).

Гражданское право РФ рассматривает обязательства из игр и пари как «натуральные», т.е. лишенные юридической санкции за неисполнение. Судебной защите подлежат лишь требования лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари (ст. 1062 ГКРФ).



Рассказать друзьям