Азазелло мастер и маргарита описание. Сочинения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АЗАЗЕЛЛО

Персонаж романа «Мастер и Маргарита», член свиты Воланда, «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно А. передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. В книге И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), известной, скорее всего, автору «Мастера и Маргариты», отмечалось, в частности, что Азазел «научил людей делать мечи, шпаги, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брови, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась». Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает А. Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция А. в романе связана с насилием. Он выбрасывает Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Михаила Александровича Берлиоза Поплавского, убивает из револьвера Барона Майгеля. В ранних редакциях это убийство А. совершал с помощью ножа, более подобающего ему как изобретателю всего существующего в мире холодного оружия. Однако в окончательном тексте «Мастера и Маргариты» Булгаков учел, что прототип барона Майгеля Б. С. Штейгер уже в ходе создания романа был расстрелян, и заставил А. убить предателя не ножом, а пулей. А. также изобрел крем, который он дарит Маргарите. Крем этот так и называется «крем Азазелло». Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает ее новой, ведьминой красотой. А в Нехорошей квартире А. появляется через зеркало, т. е. тоже с помощью своего собственного нововведения.

В некоторых сохранившихся фрагментах редакции «Мастера и Маргариты» 1929 г. имя Азазелло носил сатана - будущий Воланд. Здесь Булгаков, очевидно, учел указания И.Я.Порфирьева на то, что у мусульман Азазел - это высший ангел, который после своего падения был назван сатаной. А будущий А. тогда и позднее, вплоть до 1934 г., назывался Фиелло (Фьелло). Возможно имя Фиелло, в переводе с латинского означающее «сын», появилось под влиянием сообщения И.Я.Порфирьева о том, что в книге Еноха есть два латинских имени мессии: Fillius hominis (сын человеческий) и Fillius mulieris (сын жены). Имя Фиелло оттеняло подчиненное положение будущего А. по отношению к будущему Воланду (тогда еще Азазелло), а с другой стороны пародийно приравнивало его к мессии.

В книге Еноха, согласно переводу И.Я. Порфирьева, Господь говорит архангелу Рафаилу: «Свяжи Азазиэля и брось его во тьму и заключи (прогони) в пустыню». В данном случае А. уподоблен козлу отпущения из канонической ветхозаветной книги Левит. Там Азазел - козел отпущения, принимающий все грехи иудейского народа и ежегодно прогоняемый в пустыню. У И. Я. Порфирьева приводится и славянский ветхозаветный апокриф об Аврааме, где говорится, что «явился диавол Азазил, в образе нечистой птицы, и стал искушать Авраама: что тебе, Авраам, на высотах святых, в них же не едят, не пьют; несть в них пища человеча, вси си огнем поядают и покаляют тя». Поэтому в последнем полете А. обретает облик демона безводной пустыни. А. в образе «нечистой птицы» воробья предстает перед профессором Кузьминым, превращаясь затем в странную сестру милосердия с птичьей лапой вместо руки и мертвым, демоническим взглядом.

По всей видимости, апокриф об Аврааме отразился в булгаковском черновом наброске, датируемым 1933 г.:

«Встреча поэта с Воландом.

Маргарита и Фауст.

Черная месса.

Ты не поднимешься до высот. Не будешь слушать мессы. Но будешь слушать романтические...

Маргарита и козел.

Вишня. Река. Мечтание. Стихи. История с губной помадой».

Здесь дьявол не отпускал Мастера (Поэта, Фауста) к «святым высотам», где нет «пищи человеческой», а отправлял его творить в последний романтический приют с земными плодами (вишнями) и рекой, из которой можно напиться воды. А. тут, очевидно, превращен в козла, т.е. обрел свой традиционный облик, а в качестве чудесного крема выступает губная помада, которую тоже дал людям Азазел.

Сюжеты с мазью А., превращающей женщину в ведьму, и с преображением А. в воробья, имеют древние мифологические корни. Можно отметить «Лукия, или Осла» древнегреческого писателя II в. Лукиана и «Метаморфозы» его современника римлянина Апулея. У Лукиана жена Гиппарха разделась, «потом обнаженная подошла к свету и, взяв две крупинки ладана, бросила их в огонь светильника и долго приговаривала над огнем. Потом открыла объемистый ларец, в котором находилось множество баночек, и вынула одну из них. Что в ней заключалось, я не знаю, но по запаху мне показалось, что это было масло. Набрав его, она вся им натерлась, начиная с пальцев ног, и вдруг у нее начали вырастать перья, нос стал вороньим и кривым - словом, она приобрела все свойства и признаки птиц: сделалась она не чем иным, как ночным вороном. Когда она увидела, что вся покрылась перьями, она страшно каркнула и, подпрыгнув, как ворона, вылетела в окно». Точно таким же образом Маргарита натирается кремом Азазелло, но превращается не в ворону, а в ведьму, тоже обретая способность летать. Сам А. в приемной профессора Кузьмина обращается сначала в воробья, а затем в женщину в косынке сестры милосердия, но с мужским ртом, причем рот этот «кривой, до ушей, с одним клыком». Здесь порядок превращения обратный, чем у Лукиана, и сниженный - вместо ворона - воробушек. Интересно, что эпизод с наказанием А. профессора Кузьмина Булгаков продиктовал в январе 1940 г. после посещения профессора В. И. Кузьмина, безуспешно лечившего автора «Мастера и Маргариты» от нефросклероза и не скрывавшего от писателя, что жить тому осталось недолго.

Булгаков, описывая Маргариту, натирающуюся кремом А., учитывал и превращение волшебницы Памфилы, которое наблюдает Луций в «Метаморфозах» Апулея: «Прежде всего, Памфила сбрасывает с себя все одежды и, открыв какую-то шкатулку, вынимает оттуда множество ящиков, снимает крышку с одного из них и, набрав из него мази, сначала долго растирает ее между ладонями, потом смазывает себе всё тело от кончиков ногтей до макушки, долгое время шепчется со своей лампой и начинает сильно дрожать всеми членами. И пока они слегка содрогаются, их покрывает нежный пушок, вырастают и крепкие перья, нос загибается и твердеет, появляются кривые когти. Памфила обращается в сову. Испустив жалобный крик, вот она уже пробует свои силы, слегка подпрыгивая над землей, а вскоре, поднявшись вверх, распустив оба крыла, улетает».

Еще один эпизод из «Метаморфоз» отразился в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства А. барона Майгеля. У Булгакова «барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу (в которую превратилась отрезанная голова Берлиоза. - Б.С.) под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду». У Апулея точно таким же образом происходит мнимое убийство одного из персонажей, Сократа: «И, повернув направо Сократову голову, она (Мероя, убийца. - Б.С.) в левую сторону шеи ему до рукоятки погрузила меч и излившуюся кровь старательно приняла в поднесенный к ране маленький мех, так чтобы нигде ни одной капли не было видно». Заметим, что в обоих случаях кровь убитых собирается не только для сокрытия следов преступления, но и для приготовления магических снадобий.


Булгаковская энциклопедия. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "АЗАЗЕЛЛО" в других словарях:

    Азазелло … Википедия

    Азазелло литературный персонаж романа Михаила Булгакова – «Мастер и Маргарита», демон, член свиты Воланда. Описание Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

    Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

    - (Майринк) (настоящая фамилия – Мейер), Густав (1868 1932), австрийский писатель, один из основоположников мистического реализма (другие определения «магический реализм», «черная фантастика», «черная романтика»). Оказал влияние на… … Энциклопедия Булгакова

    Раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Д. происходит от древнегреческих слов daimon, демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело… … Энциклопедия Булгакова

    Скульптура, изображающая Фагота и Бегемота. Дворы Москвы около Нового Арбата В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», группа персонажей помощников одного из главных героев Воланда. Все они так или иначе относятся к нечистой… … Википедия

Азазелло

МАСТЕР И МАРГАРИТА
Роман (1929—1940, опубл. 1966—1967)

Азазелло — один из подручных Воланда; маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом. Имя персонажа напоминает о демоне иудейской мифологии Азезеле, обитающем в пустыне; это одно из традиционных именований беса; в романе Булгакова употреблено в итальянизированной форме. А. выполняет в основном поручения, связанные с физическим насилием: выкидывает из Москвы Лиходеева, вместе с Бегемотом избивает и похищает Варенуху, бьет и сталкивает с лестницы Поплавского, во время бала подносит Воланду блюдо с головой Берлиоза, затем убивает из пистолета барона Майгеля. Кроме того, А. выполняет функции слуги и посыльного: жарит мясо и угощает им Сокова, когда тот приходит к Воланду, является в качестве медсестры к профессору Кузьмину, заговаривает с Маргаритой в Александровском саду, вручая ей чудесный крем. Он же встречает Маргариту на кладбище, доставляет ее в квартиру № 50 дома № 302-бис по Садовой ул. А. посещает мастера и Маргариту, вернувшихся в арбатский подвал, и от имени Воланда приглашает их на прогулку. Герои умирают, выпив принесенного А. вина, и таким образом переходят в инобытие. А. поджигает подвал и вместе с мастером и Маргаритой на черном коне мчится над городом: они летят «в черном хвосте его плаща». Во время последнего полета А., «блистая сталью доспехов», принимает истинный вид: его глаза «пустые и черные», а лицо «белое и холодное»; он предстаёт «как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - -

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» насквозь пропитан мистикой, переплетенной с реалиями настоящего времени. Образ и характеристика Азазелло в романе «Мастер и Маргарита» даст возможность читателю познакомиться поближе с одним из главных героев. До конца романа можно теряться в догадках и строить предположения по поводу того, кто такой Азазелло на самом деле и лишь в финале произведения приоткроется завеса тайны, обнажив истинную сущность героя.

Азазелло – помощник, член свиты, правая рука Воланда (дьявол).

Внешность

Азазелло производил неприятное впечатление. Его внешность оставляла желать лучшего, хотя зачем черту красота. Невысокий рост. Широченные плечи. Рыжая шевелюра, прикрытая котелком. Клык, выпирающий изо рта. Кривой глаз. На одном из них бельмо. Ходил он, прихрамывая, переваливаясь с ноги на ногу словно утка. Типично разбойничья физиономия.

«Совершенно разбойничья рожа…»

«Рыжий гнусавил все больше и больше…»

Одевался он по-разному. В зависимости от ситуации. Если надо произвести неизгладимое впечатление, то строгий костюм, лакированные штиблеты, галстук. В повседневном варианте обычное трико.

Суть его работы в свите

Суть работы в свите состояла в выполнении разного рода поручений. Чаще всего связанных с убийством, насилием, разбоем. Убить человека для него раз плюнуть. Опасный убийца с револьвером за спиной.

Он прекрасно владеет оружием на зависть любому снайперу. Бьет точно в цель, не промахиваясь.

Щепетильный в организационных вопросах. Точность и аккуратность во всем. Энергичный, умеющий действовать четко по плану, не допуская малейшей ошибки.

Вредные привычки

Большой любитель крепких спиртных напитков и сигарет. Никогда не отказывается от рюмочки коньяка и предложенной сигареты. Пьет, не закусывая. Много и жадно.

Отношение к женщинам

Женщины не вызывали в нем восторга. Он не понимал их, считая трудными. Предпочитал держаться от них на расстоянии. Не доверял им.

Истинное лицо Азазелло

В конце романа можно увидеть, кем на самом деле является Азазелло. При свете луны видно, что внешность данного героя претерпела значительные изменения. Можно сказать кардинальные.

Лицо приобрело мертвенную бледность. Исчезло кривоглазие. Куда-то пропал отвратительный клык. Глаза стали абсолютно одинаковы угольного цвета и пустые. Глядя в них, кажется, что проваливаешься в пропасть. Стальной блеск доспехов освещал всадникам путь. Плащ на нем черного цвета, как у Воланда, его хозяина и господина.

Он стал самим собой. Демоном-убийцей. Тем, кем являлся на самом деле и что так тщательно скрывал под маской.

Один из представителей потусторонней силы, поселившихся в «нехорошей квартире», - Азазелло. «Мастер и Маргарита» - роман, наполненный символичными, многозначными образами. Тема этой статьи - характеристика одного из самых загадочных персонажей булгаковского романа. Речь идет о рыжеволосом приспешнике Воланда по имени Азазелло.

«Мастер и Маргарита»

В романе несколько сюжетных линий. Одна из них повествует о похождениях демонических персонажей в Москве. Герои эти весьма колоритные, самобытные. Один из этих мистических персонажей - Азазелло.

«Мастер и Маргарита» - роман, действие которого происходит в тридцатые годы. Уже тогда квартирный вопрос для жителей столицы стал одним из болезненных. Кроме того, желание обладать чужой недвижимостью - далеко не единственный человеческий порок, присущий простым смертным. Есть еще алчность, жадность, зависть и, наконец, трусость. От всех этих недостатков человечество избавить невозможно. Но время от времени отдельных представителей следует проучить. Чем и занимались герои романа Булгакова: Бегемот, Фагот, Азазелло.

«Мастер и Маргарита» - произведение, которому вот уже несколько десятков лет уделяют пристальное внимание литературные критики. В каждом из героев зашифрован намек на реально существовавшее лицо либо мифический или библейский персонаж. Что критики говорят об образе Азазелло?

Падший ангел

Азазель - персонаж библейского сюжета. Ветхозаветная легенда гласит, что один из ангелов однажды выступил против божьей воли, за что его и отправили в преисподнюю. Но прежде его лишили главного небесного атрибута: крыльев. Падший ангел обжился в аду, стал популярен. Писатели и поэты обращаются к его образу на протяжении почти всей истории человечества.

Булгаков несколько видоизменил облик этого персонажа, а главное, переделал его имя на итальянский манер. Азазелло в романе «Мастер и Маргарита», как и полагается обитателю мрака, страшен, коварен и жесток. Какую роль этот персонаж играет в свите Воланда?

Неприятный персонаж

Помощники дьявола, несмотря на свои проделки, вызывают симпатию. Бегемот беспрестанно острит. Коровьев хотя и обладает дрянным голосом и мерзким обликом, но вызывает улыбку. Азазелло, в отличие от своих «коллег», немногословен, лишен обаяния. Его роль в свите - выполнение грязной работы. Впервые он появляется прямо из зеркала в квартире На голове у Азазелло - котелок. Волосы его имеют огненно-рыжий оттенок. Устрашающий облик дополняют клыки.

Говорит Азазелло гнусавым, неприятным голосом. И с первого же своего появления на страницах булгаковского романа выражает готовность применить физическую или мистическую силу. Запугать, уничтожить - этим ограничиваются обязанности Азазелло. И даже смерть главных героев романа приходит именно от его рук.



Рассказать друзьям