Балерины о том, как восстановить форму после родов. Почему балерины не рожают детей? Почему балерины не имеют детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Балерина легко порхает по сцене, а публике нет дела, что терзает ее душу. Страхи, неосуществленные желания... Чем платят примы за эту легкость?

ПРИМЕ-балерине Мариинского театра Диане ВИШНЕВОЙ нет еще и 30. Но она уже получила звание лауреата Государственной премии России, престижные награды "Benois de la dance", "Золотая маска", "Божественная Айседора", "Золотой софит"... Лучшие театры мира - "Штатс Опера" в Берлине, Большой театр, IBT и "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке - наперебой приглашают Вишневу танцевать на своей сцене. В этом году известная балерина отпразднует юбилей - 10-летие творческой деятельности.

Перед каждым спектаклем настигает невроз...

МОРИС Бежар утверждает, что хороший артист балета - всегда человек умный. А Юрий Григорович сказал, что гениальные танцовщики нередко оказываются глупыми...

В труппе Бежара, думаю, без мозгов точно далеко не уедешь. Что же касается классических балетов... Действительно, у некоторых хороших балетных артистов голова не всегда соответствует качеству их танца. Но лично я считаю, что танцовщик должен быть очень умным. По себе скажу - у меня все идет от головы.

Перед каждым спектаклем всегда настигает какой-то невроз, мучаешься: Боже, как же это будет, как получится? Бесконечный поток мыслей. Артисты - вечные мазохисты. В легкой степени.

Надоело самокопание?

Жутко. Поэтому мне так важны и нужны люди, которые меня любят и поддерживают. Иначе самоедство может завести слишком далеко.

Вы как-то сказали, что в артисте должно быть развито чувство зависти.

Я имею в виду зависть белую. Мне всегда приятно видеть талантливого танцовщика, во все глаза смотрю на сцену, если хороший балет. У меня будто раскрываются клапаны внутри, настолько обогащаешься увиденным. Каждый художник - в чем-то плагиатор.

Вы и Ульяна Лопаткина - две примы Мариинки. Говорят, у вас жесткая конкуренция.

Серьезно, так говорят? Никогда не было конкуренции. И никогда ее не будет. Дай Бог, чтобы таких Лопаткиных и Вишневых было побольше. Наоборот, очень важно, чтобы рядом были талантливые люди. Что значит конкуренция? Кто лучше станцует? Но одному зрителю нравится одна артистка, другому - другая. Может быть, раньше балерины конкурировали из-за того, что не хватало спектаклей. Но сегодня другая ситуация. Можно уехать куда-нибудь по приглашению. Ни у меня, ни у Ульяны никогда такого не было, чтобы мы сидели без дела. Только бы здоровья хватало.

"У меня никогда не было сиюминутных страстей"

УЛАНОВА, Лепешинская не имели детей... Но Ульяна Лопаткина все-таки решилась родить.

Мне кажется, что все балетные хотят детей. Балерине сложно не только на сцене, но и в театре - с его непростыми взаимоотношениями. Все время испытываешь состояние зажатости... И хочется отдать кому-то свою нежность, любовь. Мужчин можно разбаловать, если любить их чрезмерно (улыбается ). А детей перелюбить нельзя. У женщины есть потребность в этом - не брать, а отдавать.

Я очень часто думаю о детях, семье. Другое дело, что пока не складывается. И совсем не потому, что я решила: сейчас - карьера, а потом - ребенок.

Вы еще не встретили мужчину, от которого захотелось бы ребенка?

Я пока одна.

Совсем недавно вы говорили, что ваш главный трофей в жизни - это любовь...

Я жила с очень известным человеком. Но мы расстались. Для меня это было не то что трагично... Драматично. Единственное, что помогло мне пережить расставание, - моя профессия. Я ударилась в работу, поехала танцевать в Берлин.

Один психолог утверждает: на сцене у танцовщиков настолько тесный контакт, что это возбуждает их и, следовательно, провоцирует измену их мужьям и женам... Поэтому артист редко бывает верным семьянином.

Не буду отрицать: во всех труппах вижу то, о чем вы говорите. Я как-то не особо верю в артистические семьи. Особенно когда муж и жена - в одном коллективе.

А если говорить обо мне лично... У меня никогда сиюминутных страстей и любовей не было и точно не будет. Хотя, когда танцую с партнером, иногда появляется какая-то влюбленность. Но это не значит, что она сразу должна перерасти в какой-то интим. Боже упаси! У меня, наверное, такое воспитание, я - наполовину татарка. Мои родители всю жизнь живут в любви и уважении. Для меня это очень важный момент в семье - верность.

Я вышла замуж 9-го числа, ребенка родила тоже 9-го...

А у меня нелюбимое всеми число 13 - счастливое. Я родилась 13 июля 1976 года. 7 и 6 в сумме дают 13. Когда получала номера на машину, мне сказали: "Все отказываются от номера 013". Я без раздумий ответила: "Давайте его мне". Если должно произойти важное событие, стараюсь запланировать его на 13-е число. Конечно, можно сказать: "Да она все придумывает!" Но я верю в числа, в судьбу. Жизнь всегда дает тебе какие-то знаки. Главное - внимание на них обращать.

Анекдот в тему

Встречаются две подруги. Одна жалуется: "Что-то я последнее время совсем закрутилась на работе!" - "А кем работаешь-то?" - "Балериной!"

Дарья Павленко
дочь Ярослава (7 лет)

«Мое возвращение после родов на сцену было сложным. До декрета я была очень худенькая, и чтобы родить, мне нужно было добрать вес. А потом уже мой организм не хотел расставаться с набранными килограммами. К тому же у меня еще была серьезная травма: я разорвала ахилл прямо на сцене, долго восстанавливалась. Конечно, у меня не было и нет супертаблетки для похудения. Любой женский журнал пестрит диетами, которым в реальности никто не следует. Никакой особенной балетной специфики нет, все же знают, что не надо есть много булки и картошку в одиннадцать вечера. Самое главное - психологическая установка, что ты можешь не зацикливаться на еде. Когда у женщины в голове постоянно сидит «всем можно есть, а мне нельзя», это очень тяжело. Сейчас есть много обманок: например, когда хочешь сладкого, можешь купить сахарозаменитель, безопасный и для фигуры, и для зубов»

Виктория Терешкина
Милада (2 года)

«Решение завести ребенка - спланированный и абсолютно осознанный шаг для меня. Мне кажется, сложился стереотип, что после родов будет очень сложно вернуться в прежнюю форму, сохранить гибкость и шаг. Но сейчас уже целое поколение балерин своим примером доказало, что роды не мешают вернуться на сцену. Большинство стали танцевать даже лучше, чем прежде: физические данные не меняются, а материнство привносит в каждую партию дополнительные краски и ощущения Когда я была в положении, даже не представляла, что мне так понравится быть мамой. Пока не родила, заранее соглашалась на какие-то гастроли и выступления в отдаленной перспективе, а как только дочь появилась на свет, сразу стала обдумывать свою жизнь так, чтобы как можно больше быть с ней. Сегодня во время выступлений где-нибудь в Европе я беру ее с собой, потому что для меня самое страшное - это разлучиться с Миладой»

Анастасия Матвиенко
дочь Елизавета (2 года)

«Сейчас придумано много способов поддерживать свою форму в течение беременности. Например, я занималась йогой, ходила на специальные занятия в спортзал, плавала по два раза в неделю. Все это помогает: не совсем уходят мышцы, остается растяжка, плавание позволяет держать спину. Сначала нужно было похудеть, потому что, конечно, я набрала вес - поправилась на семнадцать килограммов. К счастью, в театре теперь много рожавших коллег, есть с кем поговорить об этом. Я не ела после шести, ограничивала себя в мучном, но каких-то специальных диет не использовала. Начинала с гимнастики на полу, потом просто встала к станку и каждый день добавляла какое-нибудь движение. Когда почувствовала, что ноги набрали силу, начала репетировать. Мне очень помогла мой педагог в Мариинском театре Эльвира Геннадьевна Тарасова, она с большим терпением отнеслась к этому процессу. Когда Лизе было пять месяцев, я впервые станцевала па-де-де из балета «Дон Кихот» на концерте, а в шесть месяцев - «Жизель» в театре.

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.

А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.

В раннем возрасте балет для детей может стать волшебной сказкой, мечтой. Однажды придя на спектакль вместе с родителями, малыш попадает под обаяние этого величественного и впечатляющего искусства. Роскошные декорации, завораживающая музыка, легкие танцовщицы в пышных пачках, как будто парящие над сценой, мужественные грациозные танцоры… Не удивляйтесь, если малыш заявит вам: «Я тоже так хочу!»

Действительно, балет как искусство – это классика танца. Те, кто добивается в нем высот, становятся любимцами публики, им рукоплещут лучшие залы мира.

Вдохновившись желанием ребенка заняться балетом и собственными честолюбивыми мечтами, родители без промедления отправляются вместе с ним в балетную школу.

Преимущества занятий балетом

Идея отдать ребенка в балет заманчива, ведь помимо увлечения красивейшим из видов танцевального искусства, ребенок имеет возможность улучшить свои физические показатели. Занятия балетом исправляют искривление позвоночника, тренирую грацию, гибкость, выносливость, координацию движений. Ученикам балетной школы не грозит , плоскостопие и другие проблемы с фигурой.

Одно удовольствие наблюдать, как балерины двигаются: даже в повседневности у них горделивая посадка головы, благородная осанка, плавные жесты, сдержанность. Но и нагрузки в балете ничуть не меньше, чем в спортивной секции, так что, отдав ребенка на занятия, снисхождения к нему не ждите.

– это три вида воспитания: физическое, духовное, эстетическое. Ребенок с ранних лет научится понимать музыкальные шедевры, раскрывать их красоту в хореографии, эмоционально проживать коллизии сюжета.

Как происходит отбор детей

Не настраивайтесь сами и не настраивайте ребенка, что как только вы с горящими глазами предстанете перед приемной комиссией, вас примут за одну лишь беззаветную любовь к искусству.

Желающих заниматься балетом с каждым годом все больше, а отбор все строже. Откровенно говоря, только для нас, родителей, наши дети прекрасны и талантливы. А вот мастера хореографии, хоть и не скажут прямо, но некрасивого ребенка в балет не возьмут.

У каждого соискателя (это детки от 3 до 12 лет) проверяют физические данные: пропорции тела, подъем стопы, динамические характеристики (например, умение сесть в позу «лотоса» или вывернуть стопы под определенным углом) и т.д. Также важно чувство ритма, умение проявлять эмоции в танце.

Безусловно, существенно и субъективное мнение мастера, который набирает детей. Даже если у ребенка нет всех желательных признаков, но при этом хореограф находит его перспективным по другим параметрам, он может принять положительное решение.

Такой серьезный отбор проводится в профильных балетных училищах, которые «куют кадры» для ведущих театров страны. В кружках любительского балета требования значительно мягче.

Для чего вам балет?

Странный вопрос, подумают многие мамы и папы, рассматривающие балетную перспективу для своих детей. На самом деле, ничего странного. Если вы хотите, чтобы ребенок позанимался «для общего развития» и не грезите сценой, то любительский кружок балета станет для него местом, где он в свое удовольствие будет заниматься искусством. Сегодня у любительских студий есть собственные отчетные концерты, так что запах кулис ваш малыш вдохнет не раз. Зато у него не будет тяжелой нагрузки и катастрофической нехватки времени.

А вот если вы всерьез нацелены на балетную карьеру и видите задатки к этому у сына или дочери, то специалисты рекомендуют с 3-4 лет сначала заняться спортивной гимнастикой, которая по нагрузкам и стилистике близка балету. Там вашему ребенку поставят осанку, натренируют растяжки, дадут понимание ритма – одним словом, разовьют те качества, которые будут ключевыми при поступлении в балетную школу.

А вообще балет для детей – это не только дело, которым можно заниматься, совершенствуясь в нем каждый день, но и достойное времяпровождение наедине с хореографическим искусством в театре.

Профессия балерины – это не только изящество и постоянная собранность, не только поклонники и охапки цветов, ежедневные тренировки и мокрое от пота трико. Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором – родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин 20 века выбирали последнее. Беременность, безусловно, сказывалась впоследствии на физической форме танцовщицы, которой уже было сложно также ловко крутиться и подпрыгивать, и тут уже никакими массажами не поможешь. Но есть и такие смелые женщины, которые отваживались на этот подвиг – рождение детей.

Дети для балерин: подвиг танцовщицы

Знаменитой балерине, блистательной приме Большого театра Людмиле Семеняке исполнилось 60 лет. В ее репертуаре были главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына – настоящий подвиг для любой талантливой и перспективной танцовщицы.

Людмилу Семеняку боготворили за виртуозное мастерство танца, в котором сочетались отточенная техника и необыкновенная выразительность. Но Людмила Ивановна смогла достичь высот не только на театральных подмостках. В самом зените славы Семеняка решилась на поступок, который для балерины ее уровня был невероятно рискованным – стала матерью. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», – вспоминает она.

Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», – шутит артистка.

Сегодня можно услышать мнение о том, что представление о материнстве как главной угрозе для балетной карьеры – не более чем миф. Тем не менее, еще несколько лет назад это было именно так. У великой балерины Галины Улановой никогда не было детей, и лишь на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили родители.

«Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», – сказала ей однажды мать.

Не смогла решиться родить ребенка и бросить сцену и другая прославленная балерина, Майя Плисецкая . «Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…», – оправдывал ее решение супруг, композитор Родион Щедрин. По некоторым сведениям Родион Константинович долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но, в конце концов, смирился с ее выбором.

В 2002 году впервые стала матерью звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина . Как рассказывала впоследствии сама балерина, она неоднократно слышала о том, как опасно рожать танцовщицам, ведь после родов ухудшается форма, меняется психика. Однако ее желание стать матерью победило.

«Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», – говорит Ульяна Лопаткина, которая вернулась на сцену в 2003 году.

Недавно Инна Гинкевич , прима-балерина театра имени Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом – актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги – тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» – язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на незаурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

В 2010 году на свет появилась дочь солистки Большого театра Илзе Лиепа . Для Илзе этот ребенок стал выстраданным и долгожданным: артистка впервые стала мамой в довольно рискованном возрасте – в 46 лет.



Рассказать друзьям