Бас гитара и электрогитара — чем они отличаются. Частотный диапазон бас гитары Бас гитара с одной струной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для любого музыканта важно не только уметь играть на своем инструменте, но и знать некоторые его физические особенности, которые помогут правильно отстроить звучание при игре соло или в ансамбле и лучше понимать специфику инструмента. Одной из таких особенностей является частотный диапазон инструмента. А поскольку этот сайт посвящён бас гитаре, то говорить мы будем про частотный диапазон бас гитары.

Основная частота ноты

Человеческий слух воспринимает звуки, находящиеся в частотном диапазоне от 20Гц до 20кГц. Логично, что бас будет занимать в этом диапазоне низкие частоты. Его диапазон будет находиться между основными частотами самой нижней и самой верхней ноты на грифе. Основная частота — это самая громкая 1-я гармоника, которую мы воспринимаем как некую ноту. Например, ля первой октавы обычно имеет основную частоту в 440Гц. Таким образом верхняя и нижняя границы основных частот будут незначительно отличаться для различных видов басов и зависят от количества струн, количества ладов на грифе и строя.

Но, это очень упрощенная модель, которая не учитывает гармоники нот и корпуса бас гитары и в действительности все немного сложнее. Давайте попробуем разобраться.

4-х струнные бас гитары

Основные частоты нот 4-х струнной бас гитары лежат в диапазоне примерно от 40Гц до 400Гц. Если говорить более точно, то открытая струна Е вибрирует на частоте 41Гц, а нота Eb (на 20-м ладу струны соль) вибрирует на 311Гц. Современные бас гитары обычно имеют 24 лада, поэтому нота G на последнем ладу в таких инструментах звучит на частоте 392Гц.

5 и 6 струнные бас гитары

Бас гитары с пятью и шестью струнами имеют более широкий основной диапазон. Нижняя струна си расширяет его вниз до 31Гц, а если есть высокая струна C, тогда верхний порог расширяется уже до 523Гц — нота до на 24 ладу.

Диапазон обертонов

Несмотря на то, что мы определили конкретные значения частотных границ нот, извлекаемых на бас гитаре, нужно понимать, что струна и весь инструмент в целом не звучит только в этих пределах. Причина — физические свойства звука и колеблющихся тел. Одновременно с основной частотой звучат также все обертона или гармоники струны, корпус инструмента также начинает вибрировать, создавая свой набор гармоник, без которых, звук был бы «стерильным». Обертона звучат тише основного тона, но все вместе делают весомый вклад в частотный диапазон любого музыкального инструмента, определяют его тембр и дают звуку свою окраску.

Вывод: бас гитара — инструмент с очень широким частотным диапазоном. Несмотря на то, что диапазон основных частот для нот (нотный диапазон), которые мы обычно извлекаем на инструменте, приблизительно составляет всего 500Гц, очень важные составляющие звука находятся на всем диапазоне — 80Гц, 250Гц, 500Гц, 1кГц, 4кГц и выше. Все они влияют на формирование правильного звучания инструмента, его яркость, читаемость в миксе и др.

При возможности попробуйте убирать или добавлять на эти частоты и обратите внимание как они влияют на звук. Если жестко обрезать высокие частоты например, звук станет менее читаемым и бас легко потеряется в миксе.

Первым изобретателем бас-гитары является Лео Фендер, представивший первую серийную модель Fender Precision Bass и Jazz Bass в 1951 году (дека из ольхи, кленовый гриф, 20 ладов). С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, различающихся формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков) и других конструктивных особенностей В 1961 году Билл Вайман придумал безладовый бас, лично изъяв лады из недорогого, инструмента, который он купил на распродаже. Отличительной особенностью такого инструмента было то, что из за отсутствия ладовой перегородки, струна прижималась прямо к накладке, и из за этого звук баса был певучим и был похож на контрабасовый.

А в 1966 году уже было запущено производство безладовой бас-гитары, и она поступила в продажу. Жако Пасториус также создал свой безладовый инструмент в 70-х годах. Развитие технических возможностей и амбиций музыкантов неизбежно привело к увеличению звукового диапазона, в связи с чем появились 24-х ладовые бас-гитары. А развитие в музыкальных направлениях, таких как джаз, рок,тяжелый металл привело к созданию 5-ти и 6-ти струнных (и даже более) бас-гитар.

Шестиструнные инструменты, из за большой силы натяжения струн привели к изменению конструкции грифа. Гриф теперь состоял из нескольких частей у которых была разная плотность. А так же на некоторые марки бас-гитар, производители устанавливали в гриф 2 анкерных болта. Производители конкурировали друг с другом, и каждый стремился создать новый звук и привлечь внешним видом инструментов. Даже пытались изготовить из металлических сплавов грифы и накладки.

Диапазон звучания бас-гитары

Стандартный строй бас-гитары с четырьмя струнами: E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку рекомендуется начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Иногда в «альтернативной» музыке используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, используя либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ. Это значительно упрощает партию и увеличивает скорость исполнения подобных композиций (н-р Red Hot Chili Peppers – By The Way).

Пятиструнные бас-гитары, как правило, имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), расширяя низкий диапазон, что облегчает игру в ансамбле с духовыми инструментами, которые используют в основном бемольные тональности, а также для исполнения «тяжелой» музыки, отдельных частей в поп-музыке и музыки Dubstep. У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Такие басы имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Такой инструмент чаще используют джазовые или прогрессив-рок исполнители, которым часто приходится играть соло.

Основные части конструкции бас-гитары:

Колковый механизм бывает открытого типа, его изобрел Лео Фендер в 50-ых годах 20-го века, и это самый популярный вид колков на сегодняшний день. Есть еще закрытый тип, механизм таких колков спрятан под корпусом, внутри которого находится специальная смазка. Такой механизм гораздо легче и по размеру меньше.


В колковом механизме может быть встроен детюнером — это приспособление, при помощи которого можно одним простым движением понизить строй инструмента прямо во время игры, и также легко вернуть в исходный строй.

На грифе устанавливается Верхний порожек . В основном его можно делают из пластика, но можно изготавливать и из кости, латуни или никеля. Металлические порожки добавляют в звук инструмента непосредственно металл, кость добавляет читаемости, четкости, а пластик собственно особо на звук не влияет, но поскольку он дешевле и заменить его нет никаких проблем, поэтому такой порожек используется чаще. Так же в нем можно подточить глубину или ширину канавок.

Верхние порожки бывают сложной конструкции, например порожки, которые можно регулировать по высоте, или локовые порожки для электрогитар. Они фиксируют строй инструмента тремя винтами. Ладовые порожки изготавливают из специальной проволоки. Лады изготавливают из меди, свинца, никеля, цинка, а также кадмия. Пропорции сплавов бывают разными.

Бридж бас-гитары бывает фиксированный и раздельный. В основном устанавливают фиксированные бриджи. Раздельный бридж состоит из нескольких элементов — струнодержателя и моста.

Бриджи бас-гитары отличаются по способу крепления струн:
Отверстие в скобе, в которое продевается струна.
Ячейка, в которую помещается струна и там закрепляется.
Струны проходят сквозь корпус.

Бридж будет хорошим, если он будет тяжелым и плотно прижиматься к поверхности деки. Так будут лучше передаваться вибрации. Есть такназываемые «безголовые» бас-гитары, в них установлен особый вид бриджей с сложной конструкцией, которая совмещает сам бридж и колковый механизм в одном целом.

А также существуют бриджи с рычагом (тремоло системой), подобно тем, которые иногда используют на соло гитарах.

Пассивный звукосниматель передает сигнал таким, какой он есть. Пассивный темброблок представляет собой регуляторы громкости датчиков (бриджевый, нековый, или совместно) и тембра.

Активный звукосниматель , за счёт предусилителя в виде микросхемы, передаёт предварительно усиленный сигнал. Кроме того активный темброблок — это полноценный эквалайзер, что дает большие возможности настроек (регулировка верхних, средних и низких частот) по своему вкусу. За счёт качественных датчиков, значение качества самого инструмента переходит на второй план. Вы также становитесь менее зависимы от качества усилителей и их настроек, т.к. при необходимости, вы можете подрегулировать звук у себя на инструменте даже во время выступления. В бас-гитарах с активными звукоснимателями используется батарейка (9V одна или две). Не забывайте вытаскивать шнур, когда не играете, ведь в противном случае батарейка тратится и может окончательно сесть в самый неподходящий момент. Среди басистов бесконечны разногласия, что же лучше – активный бас или пассивный. Но вывод есть лишь один, будь то пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный.

В основу струн для бас гитары идет проволока из стали, которую обволакивает оплетка в несколько слоев. Центральныю жилу называют корд.

Конструкции струн :

Струны, имеющие оплетку по всей длинне — самый распространенный вид струн.
Струны с оплеткой, которая начинается после бриджа. Это делается для более плотного контакта с струнодержателем.
Струны для гитар, у которых отсутствует головка грифа.

Материал оплетки

Материалом оплетки струн делается из разного материала, и это напрямую влияет на звук:

  • Стальные струны. Звук яркий, звонкий, но сустейна существенно меньше.
  • Никелевые струны. Мягким, бархатный звук, хорошо подходят для джаза и фанка.
  • Струны с круглой оплеткой. Самые распространенные струны с очень ярким звуком. Они не так практичны, как остальные, т.к. быстро накапливается грязь между оплеткой и при частом использовании стирают лады на грифе.
  • Струны с плоской оплеткой. Такие струны не портят лады и накладку на гриф, для безладовых инструментов — самое то.
  • Струны с полукруглой оплеткой. Это обычная круглая оплетка,но с верхний слой у такой оплетки обточен.
  • Струны со специальными покрытиями. Такие струны на ощуп скользкие и не пачкаются, служат гораздо дольше, но и стоимость соответственно выше. К таким струнам относятся ELIXIR Nanoweb.

Выбор струн для бас-гитары

При выборе струн нужно учитывать калибр натяжение и жесткость. Стандартный калибр струн 45-65-80-100. Струны с большим калибром отличаются более богатым тембром. Стоимость струн для бас-гитары достаточно велика, поэтому они требуют ухода. Мойте руки перед игрой и протирайте струны после игры. Перед концертом или записью желательно ставить новый комплект струн.

Так же бывают еще 8-ми, 10-ти, 12-ти струнные бас гитары, или гитары с парными струнами, которые настраиваются в унисон.

Бас-гитара является прекрасным инструментом.

Являясь и ритмическим и мелодическим инструментом, он используется практически в любом стиле музыки, поэтому басисты могут легко найти себе группу. Бас забавен, потому что, не будучи таким показным, как гитара, он направляет музыку, дает ей драйв. Бас также сравнительно прост, понятен и на нем легко учиться. Тем не менее, наше руководство поможет узнать несколько основных моментов при выборе инструмента на первое время.

Части электрической бас-гитары

Вопросы стиля

Все басы работают одинаково, независимо от стиля. Вы хотите бас, который легок для Вашего плеча и имеет звук, подходящий к музыке, которую Вы играете. Самая важная вещь для баса, что вам нравится в нем. Чем больше он подходит Вам и Вашей музыке, тем больше Вы будете играть и наслаждаться.

Бас для начинающих

В последние годы многие басы "для начинающих" стали доступны. На многих из них можно играть, хотя они и не так тщательно сделаны как более дорогие. Они имеют датчики и оборудование не самого высокого качества, тем не менее они вполне приемлимы для игры на ранних этапах обучения. Для музыкантов, уверенных в своих способностях и интересе, эти более дешевые инструменты дают попробовать бас без больших затрат. Если Вы уверены, что ваш интерес будет носить долгосрочный характер, было бы лучше пойти немного выше по цене и качеству. Вы не перерастете инструмент слишком быстро, и не самый лучший бас может сделать процесс обучения немного легче.

Сколько струн

Есть , и даже бас-гитары. Если вы начинаете, начните с 4-струнной. Вы можете играть что угодно на 4-х струнной бас-гитаре и лучше не усложнять дело, когда вы только начинаете. Преимущество 5-струнной в том, что 5-я струна понижает строй до B (си). Современные стили поп и фанк часто используют ноты из этого диапазона. 6-струнная бас-гитара расширяет диапазон инструмента и сверху, и снизу.

Гитары с полым корпусом и неполым

Бас с неполым корпусом является наиболее распространенным типом среди . В более дорогих инструментах корпус часто делаются из цельного куска дерева - ольха, клен, ясень, красное дерево или какой-либо другой древесины, которая хорошо звучит. В более дешевых гитарах, корпус может быть изготовлен из клееной или прессованной фанеры, мягких пород дерева. Есть даже электрические басы с пластиковыми корпусами.

Басы с полым корпусом, как акустическая гитара, используют те же магнитные датчики, как и неполые. Они используются в основном в джазе и народной музыке, которая тише и требует более акустического звучания. Известный бас Hofner с полым корпусом с вырезами в форме f (используется Полом Маккартни). Он является примером такой гитары в рок-музыке. Басы с полым корпусом имеют преимущество в том, что они легче, но, как правило, более ограничены в громкости, потому что обратная связь возникает быстрее, чем у гитар с неполым корпусом. Есть также полу-полые корпуса с цельным центром и полыми частями корпуса.

Другой тип полого баса - . Это действительно акустический инструмент с пьезо-датчиком, который позволяет быть усиленным. Чаще всего пьезо датчик будет находиться под бриджем (подставкой), а установленный на гитаре предусилитель позволяет регулировать тон, при подключении.

Гриф гитары

Большинство грифов делают из твердого клена или красного дерева, потому что это прочное дерево, которое выдержит натяжение струн. Обычно гриф сделан из одного цельного куска дерева, но иногда и из нескольких кусков разных типов спресованных вместе для большей прочности и жесткости.

Стержень

Любой гриф немного изгибается от натяжения . По этой причине, как правило, в гриф вставляют стержень, иногда два, что позволяет выпрямить гриф.

Накладка на гриф

Накладки обычно изготавливаются из палисандра, клена или черного дерева. Это отличная древесина, но она может различаться по качеству. Лучшие накладки - гладкие, твердые и плотные, поэтому они изнашиваются очень медленно. Накладка, как правило, имеет небольшой радиус в поперечном сечении. На некоторых гитарах накладка будет плоской, в то время как другие могут иметь радиус до 25 см. Чем меньше радиус, тем сильнее накладка имеет дугообразную форму.

Крепление грифа болтом

Большинство басов имеет гриф, который крепится болтом к корпусу. Количество и материал болтов требуют рассмотрения. Вам необходимо, чтобы болты, которые будут держать гриф не сдвигались во время игры. Вам также необходимо, чтобы связь между грифом и корпусом была жетская. Кроме того, хорошо бы, если большая длина грифа ложилась на корпус для большей стабильности и лучшей передачи вибрации.

Крепление грифа

Есть басы у которых гриф крепится в специальный вырез в корпусе, что придает дополнительную прочность. Это дает преимущество в плане звучания, имеющего хороший резонанс. Однако, регулировать его сложнее, чем крепление с болтом.

Цельный гриф

В этом случае гриф проходит сплошной частью через корпус. К грифу крепятся две половинки корпуса. В этом случае нет элементов, препятствующих снижению сустейна.

Мензура

Мензура - это расстояние между порожками. Чаще всего длина 863,6 мм. Есть басы с меньшей мензурой (например, такие как Fender Mustang или Gibson EBO) - около 750 мм. Эти короткомензурные басы являются хорошим выбором для юных музыкантов с маленькими руками, которые могут иметь проблемы с инструментом стандартного размера. Длинномензурные инструменты имеют длину около 875 мм. На нем больше ладов и чаще всего на нем 5 или 6 струн.

Ладовый и безладовый

Если вы новичок, вероятно, лучше отложить покупку . Для игры на них требуется хорошо натренированый слух. Для начала лучше иметь лады, чтобы брать ноты точно. После того как Вы развили основные навыки, вы можете захотеть купить безладовый бас в качестве второго инструмента. Как только у Вас появится безладовый бас, Вы ощутите игру словно на конрабасе, что замечательно для определенных стилей музыки.

Бриджи

Лучшие бриджи сделаны из латуни, и часто покрыты хромом или никелем с серебром. Идея заключается в том, что более массивный бридж будет лучше передавать вибрацию от струны к дереву. Зубчатая часть, через которую проходит струна - называется седлом; она должна быть регулируемой как вверх-вниз, так и вперед-назад. Регулируя седла вверх или вниз, Вы можете изменять расстояние от струны до грифа. Изменяя длину струны (перемещение седла вперед или назад), Вы можете улучшить интонацию инструмента.

Датчики

Есть два основных типа датчиков: сингл (от англ. «одиночный»), представляющий одиночную электромагнитную катушку и хамбакер - сдвоенную катушку, а также их комбинации. Сингл-катушки являются первоначальными и наиболее простыми датчиками. Они тоньше, тон более четкий, который прорезается в общем миксе очень хорошо. С другой стороны, они шумнее, чем хамбкеры.

Один из распространенных видов датчиков - сплит-катушки (например на Fender Precision Bass). Это единственный сингл датчик, способный функционировать как хамбакер. Две половинки датчика разделены, и одна сторона обратнополярна другой. Таким образом, вы получите тон, который ближе к синглу, но по отсутствию шума - как хамбакер.

Датчик хамбакер был создан в целях ослабления шума, он имеет более «жирный» звук. Хамбакер, однако, может звучать грязно на большой громкости.

Большинство басов имеют два датчика, а не один, что дает больший тональный диапазон. Датчик, расположенный ближе к грифу будет иметь более сглаженный, басовый звук, а датчик ближе к бриджу - будет иметь более острый звук, насыщенный высокими и средними частотами.

Электроника: активная и пассивная

Для определения активной или пассивной см. схему усилителя прибора. Активному басу нужно питание, как правило, предоставляемое батарейкой. Преимущество активной системы - более мощный выход сигнала и больший контроль над тоном. Активный бас может иметь отдельный эквалайзер, делящий диапазон на полосы частот - низкие, средние и высокие. Некоторые из них даже имеют элементы управления, которые позволяют переключать датчики.

Пассивные системы работают без источника питания и имеют меньше контроля, как правило, регулятор громкости, тона ручку, и переключатель датчиков, если их несколько. Одним из преимуществ пассивного баса в том, что он не зависит от аккумулятора, который может умереть в середине концерта. Другой - простота в эксплуатации, и они имеют более традиционные низкие частоты.

Главная суть

Вот несколько принципов для покупки первого баса:

    Купите лучший , который вы только можете себе позволить. Хороший бас сделает обучение легким и Вы не перерастете его быстро.

    Выберите инструмент с ладами, если вы не готовы к безладовому.

    Выберите бас с обычной мензурой.

    Выберите бас с короткой мензурой, если Вы молод, мал, либо имеете необычно короткие руки.

    Для простоты, выберите инструмент.

    Выберите бас с простой электроникой, чтобы вы могли сосредоточиться на струнах, а не отвлекались на ручки.

    Выберите бас цвета и формы, которые нравятся Вам. Его внешний вид не сделает лучше звучание, но может вдохновить Вас больше играть.

Словарь терминов

Action: расстояние от струны до грифа. Чем оно меньше, тем легче играть, потому что струны не должны быть сильно зажаты.

Пьезодатчик: Некоторые кристаллы керамики и полимеров проявляют электрические эффекты. Piezo означает давление (на греческом языке), а пьезоэлектрические материалы непосредственно преобразуют механические колебания в электрические сигналы.

Стержень: металлический штырь, расположенный внутри грифа. Он позволяет удерживать гриф от того, чтобы согнутся в дугу под натяжением струн. Для доступа к регулировочному винту, некоторые конструкции требуют удаления pickguard. Иногда регулировочный винт находится в верхней части грифа, иногда - в нижней.

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.


Рассказать друзьям