Беседа — игра «Этикет и мы. Беседы на тему «Этикет Беседа с детьми о возникновении этикета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цели : ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

— Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

— Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Хорошие манеры

1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

3. У двери он пропустит старшего или девочку.

4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

5. Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

Если плохая дорога;

Когда спускается по лестнице;

Когда открывает дверь;

При входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

Когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

Вертеть пуговицу собеседника;

Барабанить карандашом или линейкой по столу;

Дергать за рукав во время разговора;

Хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

Болтать ногами, сидя за столом.

Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).

— Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения — игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

Наталия Мракина
Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель : Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Тема : «Его величество Этикет »

Цели :

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения : познавательная игра

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил , которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета .

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга : А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети : Баба – Яга

Воспитатель : Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета , для чего он нам нужен.

Баба-Яга : О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка .

Воспитатель : Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета .

Баба-Яга : И какие это такие правила…

Воспитатель : Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети : исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга : Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель : Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета » .

Итак, начнём : «Этикет улицы »

Баба-Яга : Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель : Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети :

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться - голова не отвалиться

Воспитатель : Начинаем первый тур.

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека : в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы » и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях »

Баба-Яга : А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель : Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета . И на «этикет в гостях » тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

В гости ходить – надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость) .

У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек) .

Воспитатель : Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают : родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается : «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях »

Разыгрывание ситуаций : как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга : Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету ?

Воспитатель : Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга : Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель : Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель : Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга : Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель : Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга : А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга : Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель : Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга : Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель : Ты не права, послушай, дети тебе расскажут : (дети отвечают, высказывают своё мнение)

Хозяйка всегда должна быть приветливой.

Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга : Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет ! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель : Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга : Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель : Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными :

Омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель : Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга : Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель : Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета . А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично . Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони» .

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети :

Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста» .

Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель : Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета . Так что такое этикет ?

Баба-Яга : Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета , и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность , хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель : Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга , многое поняла.

Мы тебя приглашаем остаться с нами на чаепитие.

Являются диалектами взаимного уважения, установленными в современном обществе. Располагать сведениями об основных правилах этикета и следовать им должны все: независимо от пола, возраста и положения в обществе.

Уроки этикета при общении мужчин и женщин

  • На улице мужчинам полагается следовать слева от своих спутниц. Справа от женщин могут идти только военные, чтобы иметь возможность при необходимости отдать честь.
  • Первым заходить в ресторан должен представитель мужского пола, таким образом, он ставит метрдотеля в известность, что расплачиваться будет сам. Впрочем, если у входа на посту стоит швейцар, мужчине нужно пропустить свою спутницу вперед, а потом уже искать столик, где можно расположиться.
  • Следовать первым к своему месту лицом к сидящим людям на концерте, спектакле или в кино должен представитель мужского пола.
  • Если дама здоровается с кем-либо на улице, то ее кавалеру необходимо тоже это сделать, даже если этот человек ему незнаком.
  • Мужчина не должен касаться представительницы слабого пола без ее одобрения. Отступить от данного правила этикета при общении можно в те моменты, когда мужчина помогает своей спутнице перейти дорогу, выйти или войти в транспортное средство.
  • Курить при женщине представителю мужского пола можно только с ее разрешения.

Правила этикета речи

  • Если вас оскорбили при людях, не стоит поддаваться на провокации обидчика. Покиньте место происшествия с улыбкой на устах.
  • Первым должен здороваться входящий в помещение, независимо от своего положения.
  • Этикет общения с людьми гласит, что следует держать в тайне определенные вещи. К ним относятся: молитва, сведения о материальном благополучии, любовные связи, совершенные бесчестные и благородные поступки и другие моменты.
  • Если ваши извинения были приняты, не стоит просить прощения снова, просто не нужно повторять своих ошибок.
  • Необходимо говорить спасибо тем людям, кто проявил щедрость по отношению к вам или пришел на помощь в трудную минуту. Они были не обязаны совершать эти благородные поступки.

Этикет делового общения

  • Необходимо соблюдать правила служебной дисциплины.
  • Нужно не забывать о пунктуальности.
  • Следует выражать свои мысли в краткой форме, не употребляя лишних слов.
  • Собеседника нужно слушать предельно внимательно.
  • Учитывать следует не только свои интересы, нужно внимательно прислушиваться к мнению коллег по работе.
  • В одежде стоит придерживаться стиля, принятого в учреждении. Представительницам женского пола следует забыть о слишком ярком макияже и неподобающих украшениях.
  • Не следует забывать о и письма.

Этикет в социальных сетях

Социальные сети способны распахнуть окно в личную жизнь зарегистрированных там людей. Этикет общения с людьми не рекомендует его слишком широко открывать, даже близкие люди не должны видеть интимные фото или быть в курсе семейных событий.

  • Не стоит акцентировать внимание на высказываниях некоторых комментаторов в социальных сетях, отвечать на неуместные изречения.
  • Не советуют искать сочувствия на своей страничке в социальных сетях ведь негативных событий хватает и у читающих ее людей.
  • Не рекомендуется злоупотреблять сокращениями слов или изречениями, наполненными риторикой: незнакомые люди могут их не расшифровать и исказить смысл.
  • Этикет общения с людьми относит к проявлениям дурного тона предложение дружбы в социальных сетях незнакомым людям.

Общение по телефону

По телефону гласят, что разговор следует вести вежливо, независимо от того со знакомыми или незнакомыми людьми происходит общение. Данное правило способствует формированию и укреплению положительного впечатления.

Вежливость является также важной составляющей деловых телефонных переговоров. Следование определенным правилам этикета может содействовать укреплению имиджа компании и работника, непосредственно ведущего переговоры по телефону.

Уроки этикета гласят, что, набрав нужный номер, не следует долгое время ожидать ответа. Самым оптимальным периодом ожидания является период, включающий пять или шесть телефонных гудков. Если за это время ответа не последовало, значит, вызываемый абонент в данный момент не может ответить на телефонный вызов.

Правила этикета при общении утверждают, что отвечать на звонок нужно со второго или третьего гудка. Оперативный ответ сможет подчеркнуть ваши профессиональные качества и позволит сэкономить время собеседника.

Правила разговора по телефону

  • Следует разделять телефонные разговоры делового и личного плана. Официальные разговоры нужно вести с рабочих аппаратов, неофициальные с личных.
  • Не рекомендуется звонить до девяти утра и после десяти часов в вечернее время.
  • Если звонок адресован незнакомому человеку, нужно непременно объяснить, откуда у вас его номер телефона.
  • Общение по телефону не должно затягиваться по времени.
  • Абонент, который отвечает на вызов, может не представляться даже в тех случаях, когда звонят с рабочего телефона.
  • Первым называет свое имя тот, кто звонит.
  • Следует выяснить у вызываемого абонента, удобно ли ему в данный момент вести разговор.
  • Вести телефонный разговор нужно доброжелательным тоном, четко выражая свои мысли.
  • Завершать разговор по телефону можно, только удостоверившись, что собеседник сказал все необходимое.

Этикет общения с людьми постоянно присутствует в нашей жизни. Люди, знающие его правила, не испытывают трудностей в общении и ощущают себя свободно в любом обществе.

МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска» Воспитатель ГПД Абрамова Елена Ивановна

Беседа с учащимися ГПД

Тема: «Этикет, или просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход беседы.

    Дети, нередко мы слышим среди детей «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я – самый, самый», «Мне всё нипочём!»

    Хочется ли вам дружить с такими детьми? (Дети обмениваются мнениями)

    Вот сегодня мы совершим путешествие в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. Она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, ка своим собственным.

    Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».

Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Вспомним, какими должны быть хорошие манеры.

Хорошие манеры:

Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает. Будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

Он никогда не сядет за стол раньше старших.

У двери он пропустит старшего или девочку.

Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

Встаёт, разговаривая со старшими.

Знает, что впереди девочки мальчик может себе позволить идти только в определённых случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное или опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также внешнее проявление нравственного уровня личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Учёные утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится не жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователями насчитывают более 700 тысяч различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств.

Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и другие.

К нежелательным жестам относятся:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    барабанить карандашом или линейкой по столу;

    дёргать кого либо за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица – его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять смех на свой счёт и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., - это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Да, пантомима может много рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения – игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен конторолировать себя.

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, - 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста - всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

ХОД УРОКА

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

О болезнях +

О погоде

О новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

Оценка жюри

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

Оценка жюри

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

Задание № 2

За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Оценка жюри

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

(Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!



Рассказать друзьям