Биография Алексея Константиновича Толстого. Алексей Толстой: детство, творчество, интересные факты из жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

28.09.1875 (11.10). - Умер поэт и писатель граф Алексей Константинович Толстой

Граф "Козьма Прутков"

(24.8.1817–28.9.1875), граф, русский поэт и писатель. Родился в в знатной дворянской семье, раннее детство провел на юге России в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 1820-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание. В 1836 г. сдал экзамен за курс словесного отделения в . С 1834 г. служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической (в русской миссии во Франкфурте) и военной службе; с 1843 г. занимал различные придворные посты. В 1855 г. участвовал в .

Литературный талант Толстого как лирика и автора баллад становится заметен в 1840-х гг. Многие его лирические стихи (напечатанные в 1850–1860-е гг.) приобрели широкую популярность: "Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др. Первая публикация – фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) – была сочувственно встречена В.Г. Белинским. В конце 1850-х гг. сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы".

В последний период творчества Толстой написал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), увлекательный исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию – трагедии "Смерть " (1866), " " (1868), " " (1870). В 1867 г. вышло первое его собрание стихотворений. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", " ", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи. Более 70 стихотворений положено на музыку композиторами , А.Г. Рубинштейном, С.И. Танеевым и др.

Граф Толстой был убежденным консерватором и отвергал все "прогрессивные" западнические, демократические течения ("Поток-богатырь", "Баллада с тенденцией", "Порой весёлой мая"). В этом он был явно на стороне славянофилов, также и в их полемике с властью по внутриполитическим проблемам. Именно поэтому, несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом , потом егермейстером), Толстой в своем творчестве отразил некоторые фрондерские настроения, например, в " ", в "Садко" (где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор), а также в поэме "Иоанн Дамаскин", прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»).

В то же время консерватизм Толстого имел особенные черты, отличавшие его от славянофилов. Корни вольнолюбия и фрондерства графа Толстого лежат в его идеализации Киевской Руси, противопоставляемой абсолютизму петербургского периода как нерусскому в своей основе, "татарскому" началу ("Змей-тугарин", "Поток-богатырь"). Вопреки идеям славянофилов Толстой не считал подлинно русским даже и московский период истории. как истребитель аристократических родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Толстого злое начало. Обращаясь к русской истории, Толстой превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей ("Князь Михайло Репнин", "Василий Шибанов"), издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (таково стихотворение "Единство", критикующее ).

Поэтическое творчество Толстого – это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых – ряд задушевных лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, силу жизни. Герой баллад Толстого как правило мужествен, физически здоров, и разделяет установку автора: «все земное я люблю». Жизнерадостное опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием которой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям «не шьется, хоть иглы изломай» – служит лейтмотивом баллады "Сватовство". Обостренное чувство земного бытия выражается у Толстого также в нарочитом снижении стиля, стремлении к простонародности в лексике, в имитации народной песни.

Граф Толстой проявил себя и как талантливый сатирик ("История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова" пользовались популярностью даже в радикальных кругах). Юмористический талант Толстого особенно сказался в создании (в соавторстве с А.М. и В.М. Жемчужниковыми) литературного образа , чьи афоризмы вошли в состав фразеологии русского языка.

28 сентября 1875 г. во время очередного сильнейшего приступа головной боли Алексей Константинович ошибся и ввел себе слишком большую дозу морфия, которым лечился по предписанию врача. Последовала смерть.

Музей-усадьба А.К. Толстого расположен в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провел детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Судя меня довольно строго,
В моих стихах находишь ты,
Что в них торжественности много
И слишком мало простоты.
Так. В безпредельное влекома,
Душа незримый чует мiр,
И я не раз под голос грома,
Быть может, строил мой псалтырь.
Но я не чужд и здешней жизни;
Служа таинственной отчизне,
Я и в пылу душевных сил
О том, что близко, не забыл.
Поверь, и мне мила природа
И быт родного нам народа –
Его стремленья я делю,
И все земное я люблю,
Все ежедневные картины:
Поля, и села, и равнины,
И шум колеблемых лесов,
И звон косы в лугу росистом,
И пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков;
В степи чумацкие ночлеги,
И рек безбережный разлив,
И скрып кочующей телеги,
И вид волнующихся нив;
Люблю я тройку удалую,
И свист саней на всем бегу,
На славу кованную сбрую,
И золоченую дугу;
Люблю тот край, где зимы долги,
Но где весна так молода,
Где вниз по матушке по Волге
Идут бурлацкие суда;
И все мне дороги явленья,
Тобой описанные, друг,
Твои гражданские стремленья
И честной речи трезвый звук.
Но все, что чисто и достойно,
Что на земле сложилось стройно,
Для человека то ужель,
В тревоге вечной мiрозданья,
Есть грань высокого призванья
И окончательная цель?
Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа;
И что ее, всегда чаруя,
Зовет и манит вдалеке –
О том поведать не могу я
На ежедневном языке.
(Янв. 1859)

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Алексей Константинович Толстой - русский писатель, поэт и драматург. Родился граф Алексей 24 августа (по юл.кал-рю) 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Толстого и воспитанницы графа Алексея Разумовского Анны Перовской. Умер Толстой 28 сентября (по юл.кал-рю) 10 октября 1875 года в селе Красный Рог (Черниговская губерния).

Биография

Сразу после рождения сына, Анна ушла от мужа. Отца маленькому Алеше заменил дядя по материнской линии, известный литератор Алексей Алексеевич Перовский (наст. имя Антон Погорельский). Именно он привил племяннику любовь к книгам и литературе, поощряя творческие порывы мальчика.

Юные годы писатель провел в Черниговской губернии, а именно в селе Погорельцы. Оно потом не раз появлялось в произведениях Толстого, при упоминании детства. Перовский привозит сестру и племянника в Санкт-Петербург. В северной столице будущий драматург встречается с Пушкиным, Жуковским и другими писателями того времени, с которыми его дядя имеет дружеские связи. Алексей проявляет интерес к литературе, пробираясь на встречи известных поэтов и литераторов, прислушиваясь к разговорам взрослых. Чуть позже Толстой знакомится с будущим российским императором Александром II. Мальчики находят общий язык и становятся добрыми приятелями, сохранив дружеские отношения на всю жизнь.

В 1827 году дядя устраивает семье поездку в Германию, где Алексей Толстой знакомится с Гёте и даже получает в подарок от великого писателя, который потом хранит долгие годы, как ценный трофей. В 1831 году Перовский показывает мальчику Италию, эта страна настолько очаровывает Толстого, что он называет ее “потерянным раем” и долгое время грустит, приехав на Родину.

Образование драматург получает дома, а в 1834 году поступает в Московский архив министерства иностранных дел. Служба отнимает немного времени у юноши, зато развивает его интерес к истории. Молодой человек активно занимается творчеством, попутно изучая и литературу. Он активно пишет собственные стихотворения, размышляя на различные темы. В дальнейшем его произведения оценят Жуковский и Пушкин. После завершения обучения, Толстой получает место в Германии и некоторое время живет там, попутно путешествуя по Италии и Франции.

Но Алексей недолго оказывается заграницей, в 1839 он получает звание коллежского секретаря и распределение в Санкт-Петербург в отделение императорской канцелярии. Амбициозный мужчина успешно продвигается по карьерной лестнице вверх, получая новые звания. В эти годы Толстой много путешествует, ведет активную социальную жизнь, посещает званые вечера и знакомится с женщинами.

В 1850 году писатель знакомится с Софьей Миллер и влюбляется, однако официально женится на ней только спустя тринадцать лет в 1863 году. После отставки в 1861 году Толстой живет в усадьбе под Санкт-Петербургом и в селе Красный Рог.

В 1875 году Алексей, принимающий морфий, как лекарство от головных болей, переборщил с дозировкой. Именно большая доза препарата и стала причиной смерти писателя, слывшего в народе одним из самых сильных людей того времени.

Творчество

Первые произведения (“Семья вурдалака” и “Встреча через триста лет”) Толстого были на французском языке, написанные во время проживания в Германии. Позже они были доступны и для русской аудитории. Первая книга выходит в свет в 1841 году и имеет название “Упырь”, при ее написании писатель обращается к воспоминаниям, в особенности к времени, проведенному в обществе будущего наследника престола.

Во время службы с 1842 по 1846 Толстой ищет себя в поэзии, выпуская стихотворение “Серебрянка” в газете, а также пробует собственные силы в прозе, пишет очерки. В 1847 году Алексей Константинович начинает создавать русские баллады, даже планирует написать роман о княжеской жизни.

После официальной отставки все больше углубляется в литературу, становясь автором сатирических произведений, исторического романа “Князь Серебряный”, драматургической трилогии “Смерть Иоанна Грозного” и психологической новеллы в стихотворной форме “Средь шумного бала, случайно...”.

За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.

    Толстой, Алексей Константинович - Алексей Константинович Толстой. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817 75), граф, русский писатель. Фантастические повести в стиле готического романа (“Упырь”, 1841). Баллады, исторический роман “Князь Серебряный” (опубликован в 1863); в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1817 75), рус. поэт. Гневные, протестующие интонации лирики Л. не свойственны Т., но ему близки стихи Л. романсового типа, проникнутые элегич. грустью; по своим осн. мотивам и стилистике они в какой то мере предвосхищают лирику А. Толстого (у Л … Лермонтовская энциклопедия

    Толстой Алексей Константинович - (1817—1875), граф, писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Родился в Петербурге. Жил в Петербурге с зимы 1825—26, в 1829—30 — у В. А. и А. А. Перовских (братьев матери). Со второй половины 30 х гг. состоял на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства… … Большая советская энциклопедия

    - (1817 75) граф, русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман Князь Серебряный (опубликован в 1863), драматическая трилогия Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1817 1875), граф, писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Родился в Петербурге. Жил в Петербурге с зимы 1825 26, в 1829 30 у В. А. и А. А. Перовских (братьев матери). Со второй половины 30 х гг. состоял на дипломатической и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1817 1875), граф, русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и… … Энциклопедический словарь

    Толстой (граф Алексей Константинович) известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа… … Биографический словарь

    ТОЛСТОЙ Алексей Константинович - (1817—1875), граф, русский писатель. Лирика, в т. ч. «Колокольчики мои» (1840 е гг., опубл. 1854), «Средь шумного бала, случайно» (1851, опубл. 1856), «Не ветер, вея с высоты» (1851—52, опубл. 1858), «Коль любить, так без рассудку»… … Литературный энциклопедический словарь

    - (1817 1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и довольствовался почетной должностью распорядителя придворной охоты. Более всего… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Алексей Константинович Толстой. Собрание сочинений в 5 томах (комплект из 5 книг) , Алексей Константинович Толстой. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - классик русской литературы. Диапазон жанров, в которых писал А. К. Толстой, необычайно широк: от яркой сатиры ("Козьма Прутков")до глубокой…
  • Алексей Константинович Толстой и русская литература его времени , Федоров Алексей Владимирович. Монография посвящена творчеству классика русской литературы графа Алексея Константиновича Толстого. Его произведения рассматриваются в широком контексте отечественной литературы 50-х -…

Алексей Толстой, 1830-е гг.
Художник К.А. Гобунов

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – поэт, писатель, драматург. Член-корреспондент петербургской Академии наук.

Алексей Толстой написал сравнительно немного. Его полное собрание сочинений составляет всего четыре тома. Но он автор стихотворения-новеллы "Средь шумного бала, случайно " (1851), чудесных лирических стихотворений и баллад.

Вместе с двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми Алексей Толстой создал образ Козьмы Пруткова (1854). Из под его пера вышли исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и сатирическая " " (1868). Алексей Толстой написал драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Фёдор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870).

Всё это слушается, читается, экранизируется и ставится на сцене в наши дни.

Алексей Толстой был потомком графа Разумовского. От него до правнука дошло огромное состояние и связи в высшем обществе. К тому же, литературная одарённость. Казалось, всё способствовало безоблачному счастью. Но жизнь в лице матери и дядюшек, желавших любимому Алёше этого самого счастья, распорядилась по-своему.

С раннего детства его дядя Алексей Перовский, бывший писателем, развивал в племяннике поэтический талант. Большое внимание уделялось воспитанию нравственных начал. В то же время, дядюшки готовили Алёшу к придворной карьере и много способствовали его продвижению. В итоге, Алексей Толстой уже будучи флигель-адъютантом Александра II оставил службу, хотя Александр II к нему благоволил, а императрица Мария Фёдоровна называла самым честным и правдивым человеком из своего окружения. Кстати, хорошее отношение коронованных особ Алексей Толстой использовал для смягчения участи знакомых литераторов Тургенева , Аксакова, Шевченко. Он пытался помочь даже Чернышевскому , что император счёл уже излишним.

Что касается матери, то её бесцеремонное вмешательство в личную жизнь сына кончилось тем, что он без памяти влюбился в женщину, встреченную "средь шумного бала, случайно ".

Биография Алексея Толстого

  • 1817. 24 августа – в Санкт-Петербурге, в семье советника Государственного Ассигнационного банка Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Толстой (урождённой Перовской) родился сын Алексей. Октябрь – отъезд А.А. Толстой с сыном, в имение брата Алексея Алексеевича Перовского Погорельцы.
  • 1826. Август – во время торжеств в Москве по случаю коронации Николая I Алексей Толстой "выбран товарищем для игр" наследника престола, будущего Александра II.
  • 1827. Лето – путешествие Алёши Толстого с матерью и А.А. Перовским в Германию. Визит к Гёте.
  • 1831. Путешествие в Италию, знакомство с К.П. Брюлловым.
  • 1834. 9 марта – А.К. Толстой зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел.
  • 1835. А.А. Перовский показал поэтические опыты племянника В.А. Жуковскому. Декабрь – Алексей Толстой сдал экзамены в Московском университете "для получения учёного аттестата на право чиновников первого разряда".
  • 1836. Январь – приезд К.П. Брюллова в Москву и работа над портретом А.К. Толстого на охоте. 9 июля – смерть А.А. Перовского.
  • 1837. А.К. Толстой причислен "сверх штата" к "русской миссии" во Франкфурте-на-Майне. Знакомство с Н.В. Гоголем .
  • 1838. Путешествие по Европе в свите наследника.
  • 1841. Печать отдельным изданием под псевдонимом Краснорогский повести А.К. Толстого "Упырь".
  • 1843. Осень – появление в печати первого стихотворения Толстого "Бор сосновый в стране одинокой стоит".
  • 1850. Командировка в Калугу, близкое общение с Н.В. Гоголем и А.О. Смирновой-Россет.
  • 1851. Первые произведения, приписанные позже Козьме Пруткову (в соавторстве с братьями Жемчужниковыми). 8 января – скандальная премьера "Фантазии" в Александринском театре Петербурга. Январь – встреча на маскараде с Софьей Миллер .
  • 1852. Хлопоты об освобождении И.С. Тургенева из ссылки в Спасское-Лутовиново.
  • 1855-1856. Военная служба.
  • 1857. 2 июня – смерть матери.
  • 1861. 28 сентября – указ об увольнении А.К. Толстого с придворной службы.
  • 1862. Публикация поэмы "Дон Жуан" и романа "Князь Серебряный".
  • 1863. 3 апреля – женитьба на Софье Миллер . Знакомство с Ф.М. Достоевским.
  • 1867. 12 января – премьера "Смерти Иоанна Грозного" в Александринском театре.
  • 1868. Апрель – завершена драма "Царь Федор Иоаннович". Написана поэма "История государства Российского ".
  • 1870. Окончание пьесы "Царь Борис" из трилогии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис".
  • 1873. Лето – написана поэма "Сон Попова".
  • 1875. 28 сентября – в Красном Роге умер Алексей Константинович Толстой. Похоронен в склепе у Успенской церкви села.

Детство Алексея Толстого

Титулом и фамилией Алексей Толстой обязан отцу, графу Константину Петровичу Толстому, с которым познакомился в зрелом возрасте на похоронах матери. Неизвестно, что произошло между родителями, но, когда Алёше исполнилось полтора месяца, мать увезла его в имение Красный Рог под Брянском.

Все остальное – богатство, образование, связи – пришли к Алексею Толстому со стороны матери и её братьев. Его мать, Анна Алексеевна Перовская, была внебрачной дочерью екатерининского сенатора, министра народного просвещения при Александре I графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана. У неё было девять братьев и сестер, которых также записали Перовскими. Откуда взялась эта фамилия неизвестно, но Разумовский о детях позаботился: богатства хватило на всех, образование получили и в обществе были приняты. Достаточно сказать, что один из братьев, Алексей Алексеевич Перовский, был известным литератором, писавшим под псевдонимом Антон Погорельский. Погорельцы – село, где находилось его имение. Второй – Василий Алексеевич Перовский – стал генерал-губернатором Оренбурга.

Оба дяди взяли на себя заботы по воспитанию и обеспечению карьеры племянника.

Годы раннего детства Алексея Толстого прошли в имении Красный Рог, принадлежавшем его дяде А.А. Перовскому. Кстати, главный дом имения построил архитектор Растрелли. Алексей Алексеевич, специально для любимого племянника, который звал его "папой", написал две сказки "Чёрная курица или подземные жители" и "Городок в табакерке". Написал не для того, чтобы мальчик спокойно засыпал, а для воспитания нравственных начал.

Юного Алёшу готовили к жизни серьёзно. Уроки французского, немецкого, английского, латыни и прочего чередовались с занятиями верховой ездой, стрельбой, фехтованием. В литературном салоне дяди он был представлен Пушкину и Жуковскому. В 10 лет начались поездки в Италию, Францию, Германию.

В августе 1826 г., когда Николай I искал "товарища для игр" наследника престола великого князя Александра, воспитатель цесаревича Василий Жуковский, близкий друг Василия Перовского, порекомендовал ему восьмилетнего Алёшу Толстого.

Алёша с цесаревичем ходил на охоту, играл. Наделённый от природы недюжинной силой, он разгибал подковы, пальцами загонял в стену гвозди. Бывало, взвалив наследника престола на плечо, бегал с ним по Зимнему дворцу. Алёша пришелся ко двору. Это было началом блистательной карьеры.

Молодые годы Алексея Толстого

Государственная служба Алексея Толстого началась весной 1834 г., когда его определили "студентом" в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Архив был одним из лучших мест, куда мог попасть дворянин, не пожелавший пойти в военную службу. Даже штатные сотрудники не обременяли себя работой. Что уж говорить о "студенте"?

В декабре 1835 г. он сдал в Московском университете экзамены из предметов, составлявших курс словесного факультета, на получение аттестата, дающего право вступления в первый разряд чиновников. Государственная служба Толстого не привлекает, он считает себя поэтом, но перечить родственникам не решается.

1836 год был для Алексея Толстого особенным:

  • в начале года Карл Брюллов написал портрет 19-летнего Алёши. Он был представлен художнику ещё в 1831 г. во время поездки с матерью и дядей Алексеем Перовским в Италию;
  • летом он взял четырёхмесячный отпуск, чтобы отвезти Алексея Перовского на лечение в Ниццу. До Ниццы они не доехали. Перовский умер в варшавской гостинице, оставив племяннику всё состояние, включая имение Красный Рог. Алексей стал богатым;
  • в конце года его перевели в департамент Министерства иностранных дел.

Следующие три года Алексей Толстой провёл за границей. В январе 1837 г. он был определён "сверх штата" в миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным. Основное время занимала "светская жизнь", попросту – развлечения. За Германией последовала Италия, Франция.

Весной 1840 г. Алексей Толстой получил чин коллежского секретаря, а в декабре стал "младшим чиновником во втором отделении Собственной Его Имп. Вел. Канцелярии". Получив в 26 лет звание камер-юнкера, он занимал различные придворные посты.

Страстным увлечением Алексея Толстого была охота. Она давала возможность проявить смелость, ловкость и силу, которыми природа его щедро одарила. Далеко не каждый рисковал в одиночку выйти с рогатиной на медведя. Малейшая оплошность стоила жизни: первым ударом медведь ломал рогатину, а вторым – сносил полчерепа незадачливому охотнику. Алексей десятки раз выходил из схваток победителем. Это был былинный богатырь.

К этому следует добавить и душевные качества Алексея Толстого. Его друг – князь А.В. Мещерский – вспоминал: "Многолетняя дружба с этим замечательным человеком даёт мне несомненное право думать, что моё мнение о нём, как о лучшем из всех людей, которых я только знал и встречал в жизни, верно и не преувеличено. Действительно, подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечноприсущего в человеке нравственного идеала я в жизни ни у кого не видел".

Молодой, красивый, богатый, прекрасно образованный Алексей Толстой нравился женщинам. Жизнь ему улыбалась. Правда, было одно облачко, которое со временем превратилось в грозовую тучу, – его мать Анна Алексеевна Перовская.

Её стремление оградить сына от создания семьи не знало границ. Как только ей казалось, что у Алёши появилось серьёзное увлечение, тут же возникали проблемы. Либо мама заболевала, и сыну приходилось везти её на курорт, либо его командировали по неотложному делу. Не останавливалась она и перед тем, чтобы прекращать многолетние знакомства.

А.В. Мещерский воспоминал о сестре Елене: "Графиня-мать очень была дружна с моей матушкой и поэтому разрешила своему сыну бывать у нас. Впоследствии, когда сын её был уже взрослым человеком и поведал матери свою первую юношескую любовь к моей сестре, причем просил разрешения просить её руки, она, по-видимому, гораздо более из ревности к сыну, чем вследствие других каких-нибудь уважительных причин, стала горячо противиться этому браку и перестала видеться с моей матерью. Сын покорился воле матери, которую обожал. Эта ревность графини к единственному сыну помешала ему до весьма зрелого возраста думать о браке..."

В результате, сын получил в жены ту, которая...

Роковая встреча

В один из январских вечеров 1851 г. Алексей Толстой, бывший близким другом цесаревича, сопровождал будущего императора Александр II на бале-маскараде в петербургском Большом театре. Здесь, "Средь шумного бала" , и произошла его встреча с женой конногвардейского полковника Софьей Миллер . Его покорили "печальные очи, дивный голос, тонкий стан, задумчивый вид, грустный и звонкий смех". Была и тайна, но не романтическая, а та о которой Толстой не догадывался: описания её любовных приключений хватило бы на целый роман. Алексей Толстой влюбился. Для неё это было обычной интрижкой. Неясно даже, кто с кем знакомился: Алексей Толстой с Софьей Миллер или Софья со стоявшим рядом Тургеневым . Более того, во время знакомства с Толстым у неё приключился страстный роман с Григоровичем .

Поначалу бдительная Анна Алексеевна не обеспокоилась увлечением сына замужней женщиной. Но знакомые просветили её о нравах и истинном семейном положении Софьи Миллер , а о серьёзности намерений сына она узнала от него. Алексей чувствовал неискренность Софьи и свои сомнения описал в балладе "С ружьём за плечами, один, при луне ". Правду о своей избраннице он узнал от матери, считавшей её обесчещенной женщиной, дочерью промотавшегося дворянчика, открывшей охоту на её сына.

Окончательное решение

Последующие шесть лет – это метания Алексея Толстого между матерью и возлюбленной. Он писал Анне Алексеевне: "Любовь моя растёт из-за твоей печали". Или: "Не помню, что тебе писал, находясь под дурным впечатлением..." Любовь к Софье Миллер кажется спасением от светской и служебной суеты, возможностью свободно творить: "Не хочется мне теперь о себе говорить, а когда-нибудь я тебе расскажу, как мало я рождён для служебной жизни и как мало я могу принести ей пользы... Но если ты хочешь, чтобы я тебе сказал, какое моё настоящее призвание, – быть писателем. Я ещё ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что мог бы сделать что-нибудь хорошее, лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, и теперь я его нашел... это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать. Так знай же, что я не чиновник, а художник".

Алексей Толстой хотел избавиться от службы и жениться, чтобы отдаться творчеству. Между тем:

  • Анна Алексеевна управляла имениями сына, обеспечивая благосостояние семьи, и была категорически против женитьбы сына на "этой женщине";
  • карьера успешно продвигалась, укреплялись связи с императорским двором. В феврале 1851 г. он стал коллежским советником, в мае – церемониймейстером Двора Его Величества. Он был непременным участником охот цесаревича. Наследник престола часто посещал имение Толстого Пустыньку. Оно находилось под Петербургом и было обставлено в расчете на приём высокого гостя: туда свезли из Красного Рога мебель, картины, статуи, фарфор, ранее принадлежавшие Перовским;
  • муж Софьи Миллер не соглашался на развод.

В 1855 г. Алексей Толстой решил добровольцем участвовать в Крымской войне. Он был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. Говорят, что Алексей Толстой принимал участие в разработке эскизов формы. Офицеры и солдаты носили красные рубашки, полукафтаны, шаровары и меховые шапки... Трудно сказать, насколько форма подходила для боевых действий в Крыму, но офицеры с удовольствием щеголяли в ней по Петербургу.

В военных действиях полк не участвовал: пока он походным маршем шёл из Москвы в Крым, Севастополь пал. Полк расквартировали под Одессой, в местности, где свирепствовал тиф. Через месяц полк потерял половину состава. Болезнь не миновала Алексея Толстого. 2 марта 1856 г. министр Лев Алексеевич Перовский получил из Одессы письмо графа Строганова: "Я адресую Вам эти строки, г-н граф, чтобы сообщить Вам новости о Вашем племяннике Алексее Толстом – сегодня ему несколько лучше, хотя ещё он не вполне вне опасности. Врач, который его лечит... – это человек с талантом и опытом, в этом отношении Вы можете быть спокойны. Ваш племянник заболел тифом..."

Письмо показали царю, который распорядился докладывать о состоянии больного ежедневно: "Буду с нетерпением ожидать известий по телеграфу, дай Бог, чтобы они были удовлетворительными". Каким-то образом о болезни Алексея Толстого узнала Софья Миллер . Несмотря на смертельную опасность, бросив всё, она приехала выхаживать больного. Когда после долгого метания в бреду, он пришёл в себя, то увидел её. Произошло чудо. Он выжил. Сам Алексей Толстой приписывал свое выздоровление исключительно появлению любимой женщины. Отныне вопрос для него был решён окончательно. Лето они провели в Крыму вместе.

Правда, все было далеко не безоблачно. Уже тогда Алексей Толстой написал стихотворение, ставшее известным романсом "Не верь мне, друг, когда, в избытке горя ". Да и "высшие силы" о себе напомнили. В августе 1856 г. он стал участником коронации Александра II. В этот день его, вопреки желанию, произвели в подполковники и назначили флигель-адъютантом императора.

Исполнение желаний. Конец

Летом 1857 г. умерла Анна Алексеевна. Со смертью матери Алексей Толстой стал не только юридическим, но и фактическим владельцем большой части состояния Разумовских. К нему перешли десятки тысяч десятин земли, тысячи крепостных, дворцы, полные картин, мраморных статуй и старинной мебели. В августе Софи поселилась под Петербургом в имении Толстого Пустынька, которое часто посещал Александр II. Потом "молодые" переехали в имение Красный Рог, подальше от двора. Казалось, мечта о семейном счастье близка к осуществлению.

Но идиллии не получилось. В 1858 г. были написаны стихотворения "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре " и "Минула страсть, и пыл её тревожный ". Софи было мало быть музой и вдохновительницей одного Толстого. Своё раздражение она срывала на муже. Нередко звучало: "замолчи, Толстой", "какие глупости ты говоришь, Толстой", "Толстой, перестань". Ведение хозяйства её тоже не интересовало. Имениями Алексея Толстого, приносившими немалый доход благодаря стараниям его матери, стали управлять любимые братья Софи, пустившие по ветру своё поместье. "Алексей Толстой, обожая жену, очутился в "родственных объятиях" многочисленной родни своей супруги. Тяжесть положения осложнялась и тем обстоятельством, что сама супруга его, по доброте своей, родне этой покровительствовала и любила её, поэт же должен был терпеть бесцеремонное отношение к его добру, вмешательство в его дела и большие, совершенно непроизводительные траты из горячей любви к жене..." К этому добавились хлопоты по воспитанию многочисленных племянников и племянниц Софи, которые требовали больших расходов.

Вскоре Алексей Толстой обнаружил, что разорён. Если раньше он работал из внутренней потребности и барственно отказывался от гонораров, то теперь много писал ради денег и даже искал работу по переводу. Одному из работодателей он писал: "Не нужно ли Вам перевода чего-нибудь сериозного (а пожалуй, и нет) с французского, немецкого, итальянского, английского или польского языка? Разумеется, за плату, и что вы даёте за хорошие переводы?" Однако литературные гонорары не покрывали расходов. Приходилось закладывать и продавать землю и имущество. От домашней суеты и бесцеремонной родни любимой жены Алексей Толстой пытался скрыться в заграничных поездках, хотя для него они тоже были своего рода суетой.

Было ещё одно препятствие на пути к счастью: царская служба. Алексей Толстой знал, что после коронации Александра II во дворце выбирали должность, на которую его назначить. Он не видел возможности "отвертеться" и мечтал лишь об одном, чтобы должность дала возможность жить по совести. Он был не против работы в какой-нибудь комиссии по расследованию служебных злоупотреблений или против участия в деле освобождения крестьян. Но случилось так, что осенью 1856 г. Александр II неожиданно назначил его делопроизводителем "Секретного комитета о раскольниках". На возражения император ответил: "Послужи, Толстой, послужи!"

Скоро Алексей Толстой понял, что чиновники комитета попустительствовали "расколу", собирая дань за бездействие. Борьба со взяточничеством привела бы к тому, что пострадали бы бедные старообрядцы. Богатые откупились бы. К тому же, он был сторонником веротерпимости, хотя и не принимал примитивно-сказочной догматики, называя её "поповским арго". Толстой числился в комитете до апреля 1858 г.

Первым шагом к освобождению было прошение о бессрочном отпуске. Его удовлетворили весной 1859 г.: "Государь Император Высочайше повелеть соизволил уволить Ваше Сиятельство, согласно просьбе Вашей, в бессрочный отпуск во внутренние губернии России с правом отлучаться за границу, когда Вы в том будете иметь надобность, без испрошения на то особого дозволения…"

Но отпуск, даже бессрочный, все же отпуск. К тому же, какие-то обязанности оставались. Летом 1861 г. Алексей Толстой написал императору, отдыхавшему в Ливадии: "Ваше величество, меня смущает моё положение: я ношу мундир, а связанные же с ним обязанности должным образом исполнять не могу. Благородное сердце Вашего величества простит мне мольбу окончательно уволить меня в отставку. Я делаю это не для того, чтобы удалиться от Вас, а чтобы идти ясно определившимся путём и перестать быть птицей, наряженной в чужие перья".

28 сентября 1861 г. последовал указ об увольнении со службы по домашним обстоятельствам. Император сделал Алексею Толстому прощальный подарок: произвёл его в егермейстеры. Это давало право охотиться в царских угодьях и в любое время бывать во дворце.

Двенадцать лет прошло со встречи на бале-маскараде. Лев Миллер, наконец, согласился на развод. Закончился мучительный процесс в Консистории . 3 апреля 1863 г. Алексей Толстой и Софья Бахметьева обвенчались в Дрездене. Шаферами на свадьбе были близкие друзья – Николай Жемчужников и Алексей Бобринский, приехавшие по просьбе Толстого.

В жизни "молодых" это событие ничего не изменило: Алексей и Софи давно жили вместе. Родня Алексея всё также не принимала Софи, а родня Софи бесцеремонно продолжала разорять имения Алексея. Только теперь на правах родственников.

Все желания, в конце концов, исполнились. Он избавился от невыносимой опеки матери, добился увольнения со службы, женился на любимой женщине. Но радоваться уже не было сил. Его некогда могучее здоровье начало сдавать в конце 1850-х. А через несколько лет, к середине 1860-х, он обрюзг, под глазами появились мешки, лицо стало землистым, мучили головные боли и приступы удушья.

Тщетно лучшие немецкие врачи пытались установить причину болезни. От невыносимых болей спасали только инъекции морфия, которые Толстой делал по их рекомендации. Возможно, жизнь с любимой женщиной, отягощённая её капризами, скандалами и многочисленной родней, оказалась для него непосильной ношей. Не зря Софи уничтожила почти всю переписку после смерти мужа. Она хотела остаться его единственной вдохновительницей и музой.

Елизавета Матвеева – двоюродная сестра Алексея Толстого – считала, что Софи была "хороший критик и чутко подмечала всё, что касается изящества формы, но она мертвящим дыханием сомнения и неверия глушила порывы души мужа". Сам же Толстой незадолго до кончины написал Софи из Карлсбада: "для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота". Он завещал ей все движимое имущество и сочинения. Имения Красный Рог, Погорельцы, Пустынька, земли в Байдарской долине и Крыму должны были перейти после смерти Софи "в вечное и потомственное владение" брата Николая Жемчужникова. Алексей Толстой не хотел оставлять недвижимость Бахметьевым . Правда, Пустынька каким-то образом перешла к дочери Софи.

Стихи Толстого

Стихи Толстой начал сочинять в детстве и писал всю жизнь. Однако с их публикацией не спешил. Впервые его стихотворения появились в 1854 г. в некрасовском "Современнике", а в 1867 г. вышел единственный сборник стихов. О себе Алекесей Толстой писал: "Я один из двух или трёх писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному". И его стихотворное послание дошло до нас. В нём лирические стихотворения, сатира, баллады. Многие лирические стихи Толстого, написанные после 1851 г., посвящены или связаны с Софьей Толстой .

Стихотворение "Вечерний тихий час" Алексей Толстой написал в 1856 г.

Стихотворение "Когда кругом безмолвен лес дремучий" Толстой написал в августе или сентябре 1856 г.

Стихотворение "О, если б ты могла хоть на единый миг" Алексей Толстой написал в 1859 г.

Стихотворение "Ты клонишь лик, о нём упоминая" Толстой написал в 1858 г.



Рассказать друзьям