Биография. Большая Советская Энциклопедия (ПА) Паустовский бсэ какой том страница

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Книга - источник знаний

Справочная литература
Словарь - это собрание в алфавитном порядке слов какого-нибудь языка с объяснением их значений или переводом их на другой язык. Словари также помогают понять смысл неизвестных нам слов из какой-либо области знаний, разъясняют происхождение этих слов, помогают их правильно писать и произносить.
Энциклопедия - книга, где представлен обзор знаний. Энциклопедии, которые рассказывают об окружающем мире в целом, называются универсальными. Они часто бывают многотомными, и создает их множество учёных. Бывают специальные энциклопедии. Они дают обзор только одной области знаний.
Атласом сначала называли собрание различных карт. На первых собраниях карт изображали титана Атланта (или Атласа), который, по древнегреческим мифам, держит земной шар на своих плечах. Отсюда и название пособия. Затем атласами стали называть и собрания изображений разного рода.
Путеводитель предлагает нам справочные сведения о городах и об их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и других хранилищах сокровищ природы и культуры.

Важную роль в стремлении к знаниям выполняют научно - популярные книги.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

Запиши сведения о научно - популярной книге, которая тебе особенно понравилась :
Фамилия, имя, отчество автора: Школьник Юлия Константиновна
Название: "Динозавры. Ящеры мезозойской эры". Самые современные знания о мире динозавров в занимательных статьях, любопытных фактах.

Нарисуй иллюстрацию к этой книге. Вместо рисунка можно приклеить фотографию по теме книги.

В московском метро ходит поезд "Читающая Москва". В нём очень интересно ездить. Кто знает, может быть, его красочное оформление пробудит жажду чтения в пассажирах - детях, чтение родит мечту, а мечта позовёт к открытиям!

Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека, которые размещены в поезде "Читающая Москва" Московского метрополитена.

Найди сведения об авторах этих высказываний в справочной литературе. Запиши их по образцу: "Дмитрий Иванович Менделеев - великий русский химик. Сведения взяты из Большой Российской энциклопедии. Том..., страница...".

Цицерон - древнеримский политический деятель, оратор и философ. Сведения взяты из Большого энциклопедического словаря. 2012 страница 1247.

Константин Георгиевич Паустовский - русский советский писатель, классик русской литературы. Сведения взяты из Краткой литературной энциклопедии. Том. 5, страница 28.

В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.
Энн Миллард "История. Древний мир", Краткий словарь мифологии и древностей, Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов русского языка, "Древний мир. Энциклопедический словарь".

Паустовский Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе - 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Соч.: Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Лит.: Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

Л. А. Левицкий.

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ "На воде" опубл. в 1912. Учился в Киевском ун-те (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произв. П. (сб-ки рассказов и очерков "Морские наброски", 1925, "Минетоза", 1927, "Встречные корабли", 1928; роман "Блистающие облака", 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтич. приключений. Известность П. принесла повесть "Кара-Бугаз" (1932), в к-рой документальный материал органически сплавлен с художеств. вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: "Судьба Шарля Лонсевиля" (1933), "Колхида" (1934), "Чёрное море" (1936), "Созвездие гончих псов" (1937), "Северная повесть" (1938; одноим. фильм 1960), а также биографич. повести о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939). В "Летних днях" (1937), "Мещорской стороне" (1939), "Жильцах старого дома" (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирич. воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре к-рого люди творч. склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубл. повесть "Золотая роза" о "прекрасной сущности писательского труда". Много лет он работал над автобиографич. "Повестью о жизни", в к-рой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в кон. 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг ("Далёкие годы", 1945; "Беспокойная юность", 1955; "Начало неведомого века", 1957; "Время больших ожиданий", 1959; "Бросок на Юг", 1960; "Книга скитаний", 1963) и по праву может считаться итогом творч. и нравств. исканий писателя. Книги П. переведены на мн. иностр. языки. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью. Портрет стр. 287.

К. Г. Паустовский. "Избранная проза" (Москва, 1965). Илл. Б.П. Свешникова.

Соч.: Собр. соч., т. 1 -6, М., 1957 - 58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967 - 70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Его отец, потомок запорожских казаков, был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи среднего достатка. Детство и отрочество П. прошли в Киеве. Окончив 1-ю киевскую гимназию (1912), выпускниками которой были многие в будущем известные люди (в частности, М. А. Булгаков), поступил на естественное отд. физико-математического ф-та Киевского ун-та. Проучившись 1-й курс, перешел на филос. отд. историко-филол. ф-та. В 1914 перевелся в Моск. ун-т. В первые месяцы 1-й мировой войны работал кондуктором и вожатым моск. трамвая, а затем - санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Несмотря на то что был освобожден от воинской повинности, П. перешел в полевой санитарный отряд и проделал с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до бело-

рус. г. Несвижа. После этого работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море.

В марте 1917 П. приехал в Москву, где сотрудничал в демократической печати. В Гражданскую войну был журналистом в Киеве, Одессе, затем жил в Батуми, Сухуми, Тбилиси. В 1923 вернулся в Москву, ставшую с тех пор его постоянным местом жительства. Недолго поработав в газете водников "На вахте", перешел в РОСТа, где служил редактором до кон. 20-х гг.

Писать начал в последних классах гимназии. Это были стихи, часто подражательные. В них легко обнаруживаются следы влияния рус. поэтов 19 и начала 20 вв. Строки юного поэта свидетельствовали о том, что он восприимчивый читатель и прилежный копиист. Сочинив ворох стихов, П. почувствовал искушение попытать свои силы в прозе: рассказ "На воде"- (1912) напечатал киевский ж. "Огни". В ж. "Рыцарь" опубл. рассказ "Четверо". После пребывания на переднем крае написал неск. очерков, в которых делился фронтовыми впечатлениями. Один из них был напечатан. Затем он вновь вернулся к поэзии. Он послал свои стихи И. Бунину, который откликнулся на них письмом. Отметив, что автор "поет с чужого голоса", Бунин писал: "Думается, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия - проза. Именно здесь, если Вы сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сможете достичь чего-нибудь значительного".

Житейские обстоятельства - необходимость зарабатывать на хлеб - обратили П. к журналистике. Он перепробовал почти все газетные специальности: был репортером, разъездным корреспондентом, выпускающим, очеркистом, правщиком. Писал о самых разнообразных событиях и людях Научился проникать в суть противоречивых жизненных фактов и постигать их внутреннюю связь В это же время П. писал рассказы, повести, романы. Его первая книга "Морские наброски" (1924, изд. 1925), объемом с брошюру, осталась незамеченной. В 1927 вышла небольшая книга "Минетоза". В 1929 П. издал ром "Блистающие облака". К ним примыкает ром "Романтики", начатый в 1916, но опубл. лишь в 1935. Героев этих произв. отличала романтическая приподнятость. Чистые и благородные, гуманные и бескорыстные, исполненные ненависти ко всему, что принижает человека и оскорбляет его достоинство, они неустанно размышляют об осуществлении высоких идеалов, тяготясь унылой будничностью, окружающей их, и устремляя свои взоры в будущее, уповая на то, что оно станет царством гармонии, из которого навсегда уйдут ложь, пресмыкательство, духовное убожество.

Произв. П. 20-х гг. отмечены абстрактностью, эта худож. уязвимость объяснялась не столько отсутствием мастерства, сколько мироощущением писателя. Искренне сочувствуя декларируемым целям революции, он не находил в окружающей действительности ощутимых примет реального приближения к этим целям.

На рубеже 30-х гг. П. и др. писатели (Л. Леонов, М. Шагинян, И. Эренбург) стали славить индустриальные преобразования, охватившие страну, видя в них воплощение прекрасных идеалов. Побывав в "горячих точках" бурного строительства, П. увлеченно писал о социальных достижениях - о проектах новых городов, выведении чудесных сортов плодоносных растений, о фабриках-кухнях, избавляющих женщин от изнурительной домашней поденщины. При этом подчас не замечалось плохое, что сопровождало жизнь сов. людей в эти годы. Сегодня непросто понять, как мыслящие и совестливые люди смогли угодить в идеологические ловушки, хитроумно расставленные властителями страны.

Лучшие дня

В 1932 П. пишет "Кара-Бугаз", в 1933 - "Колхиду" (изд. 1934), которые тотчас же вышли в периодике и отд. изд. Вдохновенно описывая современников, меняющих лицо пустыни и осушающих малярийные болота, избавляя человека от рабской зависимости от природных зол, П. не кривил душой. Героические усилия людей по преодолению небывалых трудностей, портреты тех, кто умеет мечтать и практически воплощать самые дерзкие замыслы, - все это отвечало помыслам писателя. Появление этих повестей, особенно первой, было встречено дружными похвалами, высоко оценили "Кара-Бугаз" М. Горький и Р. Роллан. П. приобрел известность. Отныне критика неизменно отзывалась на каждую его публикацию.

В предвоен. 10-летие П. работал очень интенсивно. Помимо очерков, статей, рецензий, пьес, жизнеописаний, рассказов (этот жанр он особенно любил) из-под его пера вышли худож. исследование "Черное море" (1936) и "Северная повесть" (1938). В центре этих повествований - неразрывная связь времен, органическая преемственность идей и чаяний. Для их героев нравств. ценность того или иного поступка бесконечно важнее сиюминутных прагматических результатов.

Во 2-й пол. 30-х гг. взгляд П. -художника обращен на пленительную в своей скромной красоте природу средней полосы России. В "Летние дни" (1937), "Мещерская сторона" (1939) и примыкающих к ним рассказах она становится центральной темой и лейтмотивом. В восприятии и изображении природы П. родствен И. Бунину и М. Пришвину. С первым его сближает включенность мира природы в духовный мир человека, со вторым - пафос познания природы, худож. ее исследование. Недаром Пришвин записал в своем дневнике: "Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время, как Паустовский". Природа притягивала П. как умиротворяющая, прекрасная в неистощимом разнообразии среда, где человек освобождается от всею мелкого и суетного и обретает душевное равновесие. В Мещерском цикле П. нашел свою нишу в лит ре и проявил себя тонким пейзажистом и проникновенным лириком. Сбылось предсказание Бунина: поэзией П. стала его проза. В 30-е п. он пишет ряд книг о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939).

В 1945 П. приступил к работе над книгой воспоминаний, которую считал главной в своем творчестве. Уже в первом своем большом повествовании "Романтики" П. представил автобиогр. материал. Роман не вполне удовлетворил его автора именно потому, что этот материал, затемненный вымышленными фабульными наслоениями, не стал цементирующей основой повествования. Первоначально П. не замышлял большого автобиогр. полотна, намереваясь ограничиться детством и отрочеством, но позднее у него созрел замысел довести повествование до более позднего времени. Однако взялся за нею писатель только через 8 лет. Решающую роль в затянувшемся перерыве сыграла невыносимая атмосфера в лиг-ре, сложившаяся после постановлений ЦК партии, после которых осуждалось все, что не укладывалось в рамки спущенных сверху директив. Кампания по искоренению "космополитизма" задела и П. Оставшись вне подозрений по части этнического происхождения, он подвертя бичеванию за скрываемую приверженность к творчеству А. Грина, объявленного чуждым России. Перед П. закрылись все изд-ва, и он вынужден был браться за выполнение заказов, которые хотя бы частично позволяли реализовывать накопленный опыт ("Рождение моря", 1952).

Изменившаяся в стране ситуация была стимулом к продолжению автобиогр. произв.: появляются "Далекие годы" (1946) и "Беспокойная юность" (1955), обе автобиогр. книги вышли под одной обложкой под назв. "Повесть о жизни"; далее последовали книги того же жанра: "Начало неведомого века" (1957), "Время больших ожиданий" (1959), "Бросок на юг" (1960), "Книга скитаний" (1963). П. хотел довести рассказ о своей жизни до 50-х гг., но не успел.

"Повесть о жизни" охватывает 40-летний путь ее создателя - от младенчества до лит. становления и зрелости. П. рассказывает о семье, в которой родился и рос, о гимназии, где учился, о людях, безвестных и прославленных, встретившихся ему на жизненных дорогах, о местах, в каких обитал и странствовал, о социальных потрясениях. О себе, событиях, людях автор творит от-

крыто и прямо, не прибегая к сюжетным ухищрениям и лит. маскировке. Но при всем обнаженном автобиографизме "Повесть о жизни" не документальное, а художественное произведение, построенное по новеллистическому принципу. Бунин принял отдельно напечатанную главу "Далеких годов" за рассказ. Он писал П.: "Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу Вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа ("под занавес"), он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы".

С автобиогр. циклом неразрывно связана "Золотая роза" (1956), подводящая итог многолетних размышлений писателя о природе иск-ва слова и роли художника. П. обстоятельно исследует слагаемые писательской работы: функцию воображения, место природы в мироощущении художника, соотношение факта и вымысла, влияние на лит-ру смежных иск-в, язык как материал и орудие воссоздания действительности. "Золотая роза" вводит читателя в творческую лабораторию художника, приобщая к "тайная тайных" иск-ва.

В последние 15 лет жизни П. "активно выступал как публицист. Он призывал оградить природу от варварских покушений на нее, заступался за гонимых и преследуемых, отстаивал свободу и независимость человеческой личности, бичевал жестокость и насилие, угодничество и бесчеловечность, ратовал за поиски в иск-ве и поддерживал талантливых молодых писателей. Его творчество и совестливая позиция, которую он неизменно занимал, создали ему высокий нравств. авторитет в России и за рубежом. Книги П. переведены на большинство яз. мира и изданы на всех 5 континентах.

Соч.: Собр. соч.: В 9т. М., 1981-86; Избр. произв.: В 3 т. М., 1995.

Лит.: Роскин А. Право на мечту//Худож. лит-ра. 1934. № 11; Львов С. Константин Паустовский. Критико-биогр. очерк. М., 1956; Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. 2-е изд. М., 1977, Кременцов А. И. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. М., 1982; Восп. о Константине Паустовском [Сб. ]. М., 1983; Трефилова Г. П. Паустовский, мастер прозы. М., 1983; Макарова Ф. Р. К. Паустовский и север. М., 1994; К. Паустовский: Библиогр. указатель (К 100-летию со дня рождения писателя)/Сост. И. И. Комаров, М. К. Сазонова. М., 1995.

Л. А. Левицкий.

Цит. по: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000, сс. 541-543

Константин Георгиевич - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое свое произведение П. напечатал в 1912, профессиональным писателем стал с 1927. Свою лит-ую деятельность П. начал серией новелл, изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Эти ранние произведения П. сохраняют в себе ряд черт мелкобуржуазного интеллигентского восприятия действительности. Писателя остро интересует здесь проблема несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу «мелкого» человека; таков напр. образ гравера в новелле «Этикетки для колониальных товаров» («Встречные корабли», 1928), к-рый жил мечтой «об океане, о серебряных веснах, о желтом блеске чужих и пустынных берегов» и к-рого жестокая реальность царской России с неизбежностью возвращала в царство нищеты и произвола. Позднее этот гравер «проморгал революцию». В ранних рассказах П. выявляется пассивно-созерцательный подход к действительности, писатель любуется в этих новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет здесь дальше изображения стихийного, индивидуалистического бунта против капиталистической эксплоатации («Королева голландская», «Разговор во время ливня», «Судебный заговор»). В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом, им свойственна порой излишняя изысканность. По своей композиции это - обычно рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и т. п. Если в ранних новеллах П. выражен созерцательный подход к мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной практики, то в последующих своих произведениях П. переходит к изображению интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя расширяется, произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие облака» интеллигенты, вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста Батурина, в борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми, «оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни. Сюжетный узел романа - поиски похищенных врагом Пиррисоном чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом, герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава романа показывает этих людей переродившимися. Писатель Берг, подводя итоги удачной операции, говорит: «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи». Правда , у Батурина нет еще пролетарского понимания задач революции. Смысл романа - утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого человека. Несмотря на то что в этом романе излишне подчеркнуты авантюрные мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать реалистическую трактовку эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому необходимо поставить психологически убедительную трактовку тех изменений, которые претерпевает большая и лучшая часть интеллигенции в условиях победоносной борьбы пролетариата. С значительно большей идейно-художественной зрелостью написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и выдвинувший П. в первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей силой выступает характерное для П. умение сочетать романтический пафос с реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз - залив Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов. Эти колоссальные богатства, освоить к-рые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство. В Кара-Бугазе строится мощный комбинат, вовлекаются в строительство кочевники-туркмены, страшная безводная пустыня превращается в цветущий сад. П. создает ряд волнующих художественно выразительных эпизодов; такова напр. сцена первого социалистического соревнования туркмен при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в себя историч. документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей, цифровые справки, научные разъяснения и т. д.; вместе с тем П. далек от фактографического подхода к действительности. В «Кара-Бугазе» органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза. В повествование мимоходом вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые портреты-характеристики. Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремленностью. В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. переходит от изображения практики соц. строительства к такому показу прошлого, к-рый не только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I. П. не случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля, попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии: именно такой человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской крепости. Рабской российской действительности противопоставляются запретные воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба Шарля Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет , вбирающий исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы, яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык. Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи - Н. К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и др. «Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и английский яз. Библиография: I. Минетоза, Морские наброски, изд. «Библиотека „Огонька“», М., 1927; Морские наброски, Рассказы, изд. ЦК Союза водников, М., 1927; Встречные корабли, Повести и рассказы, изд. «Молодая гвардия», }

Рассказать друзьям