Биография, Федин Константин Александрович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(1977-07-15 ) (85 лет) Место смерти Гражданство (подданство) Род деятельности писатель, журналист, специальный корреспондент Годы творчества - Направление социалистический реализм Жанр проза, роман , повесть Язык произведений русский Премии Награды Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе

Константи́н Алекса́ндрович Фе́дин (12 (24) февраля , Саратов , Российская империя - 15 июля , Москва , СССР) - русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР . Член АН СССР и Немецкой академии искусств (ГДР) * (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Биография и творчество

Первые публикации относятся к 1913 году – сатирические «мелочи» в «Новом сатириконе ». Весной 1914 года, окончив 3-й курс, уезжает в Германию для совершенствования в немецком языке, где его застала Первая мировая война ( -). До 1918 года живёт в Германии на положении гражданского пленного, работает актёром в городских театрах Циттау и Герлица . В сентябре 1918 года возвращается в Москву, служит в Наркомпросе . В 1919 году живёт в Сызрани, работает секретарём городского исполкома, редактирует газету «Сызранский коммунар» и журнал «Отклики». В октябре 1919 года мобилизован и направлен в Петроград в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда»; вступает в ряды РКП(б). Печатается в «Петроградской правде».

Весной 1921 года Федин входит в содружество «Серапионовы братья »; назначается ответственным секретарём, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция ». В этом же году Федин выходит из партии, объяснив это необходимостью «все силы отдать писательству». 1921–1922 гг. - секретарь редакции Государственного издательства в Петрограде; член правления писательской артели «Круг» и кооперативного издательства «Круг» (1923–1929); ответственный секретарь журнала «Звезда» (1924–1926); председатель правления «Издательства писателей в Ленинграде» (1928–1934). В 1920-е годы Фединым написаны повести «Анна Тимофевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1925–1926), «Старик» (1928–1929), ряд рассказов. За рассказ «Сад» (1921) Федин получил первую премию на конкурсе «Дома литераторов» в Петрограде.

Дом, в котором жил писатель Федин

В эти же годы им написаны два его лучших романа: «Города и годы », в котором отразились впечатления о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и опыт гражданской войны в России и «Братья» – роман о России революционной поры. Оба романа посвящены судьбам интеллигенции в революции и были с воодушевлением восприняты читателями как в России, так и за рубежом (с 1926 по 1929 гг. романы были изданы в переводах на немецкий, польский, чешский, испанский, французский языки). О «Братьях» Стефан Цвейг писал Федину 10 декабря 1928 года: «Вы обладаете тем, что так непонятно большинству в русских художниках (и чего я, к моему сожалению, совершенно лишён),- великолепной способностью изображать, с одной стороны, народное, совсем простое, человеческое, и одновременно создавать изысканные артистические фигуры, раскрывать духовные конфликты во всех их метафизических проявлениях» .

Заболев тяжёлой формой туберкулёза лёгких, с сентября 1931 по ноябрь 1932 года Федин лечится в Давосе (Швейцария), а затем в Санкт-Блазиене (Германия). В 1933–1934 гг. как член оргкомитета Федин участвует в подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей . До 1937 года Федин продолжал жить в Ленинграде (Литейный проспект, 33), потом переехал в Москву. В 1933-1935 годах работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. Роман «Санаторий „Арктур“» (1940), написанный по впечатлениям от пребывания в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, тематически перекликается с «Волшебной горой» Томаса Манна. Выздоровление героя - советского подданного - на фоне находящегося под гнётом экономического кризиса Запада накануне прихода к власти фашистов символизирует преимущества советского строя.

В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. С ноября 1945 по февраль 1946 года - специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе . В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. К. И. Чуковский писал об этой книге «Словом, как ни смотри, с какой стороны ни подойди, это вершинная книга из всех современных мемуарных. Книга классическая. И я рад, что она избавлена от прежних увечий» .

Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время» (1957), включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин, почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…» .

С 1947 по 1955 годы Федин - руководитель секции прозы, а затем председатель правления (1955–1959) Московского отделения Союза писателей СССР . Первый секретарь (1959–1971) и председатель правления (1971–1977) СП СССР.

В 1958 году Федин был избран академиком АН СССР по Отделению литературы и языка. В 1968 году выдвигался на Нобелевскую премию , но Шведская академия, сочтя, что основные литературные заслуги писателя «отстоят слишком далеко по времени», не стала всерьёз рассматривать его кандидатуру .

Критика

Семья

Фото

Памятник К. А. Федину в Саратове Могила Федина на Новодевичьем кладбище Москвы Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Федина . Россия , .

Награды и звания

Память

  • Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия .
  • Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы А. П. Кибальников , В. Н. Протков; архитектор Ю. И. Менякин .
  • Саратовский государственный педагогический институт имени К. А. Федина.
  • Одна из улиц Сызрани носит название ул. Константина Федина.

Киновоплощения

  • - Фурцева - Анатолий Яббаров

Примечания

  1. Федин Константин Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.

(1892–1977)

Русский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР. Перу К. Федина принадлежат романы «Города и годы», «Братья», «Похищение Европы», «Санаторий „Арктур“»; трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер»; повести, рассказы, очерки, пьесы, книга «Писатель, искусство, время», мемуары «Горький среди нас».

В любви не говорят о любви - в ней просто любят.

Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, слово должно быть музыкально выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.

Для писателя низкие достижения немыслимы без постоянной, я сказал бы, без пожизненной работы над словом.

Дружба - состояние мужественное, не боящееся испытаний… дружба - это страстное чувство, а не сахарная водица.

Женщина любит самое слово - любовь. Но говорить о любви ей трудно. И труднее всего - о своей любви.

Искусство писателя в конце концов определяется его стилем, а стиль - это прежде всего язык.

Мысль ведет за собой слово, дабы оно выразило ее и передало людям.

Надо уметь выражать мысль точно и ясно.

Ничто так не совершенствует работу, как ее разнообразие.

Новшеств сторониться, конечно, не следует, но хорошо бы почаще срамить грамотеев, выдающих косноязычие за новаторство.

Основой стиля, его душой является язык. Это - король на шахматной доске стиля. Нет короля - не может быть никакой игры. Нет языка - нет писателя.

Первое, с чего начинается путь писателя и с чем сталкивается читатель - это слово, речь, язык.

Писатель должен раз и на всю жизнь запретить себе писать кое-как.

Решающее значение для литературной судьбы писателя имеет его индивидуальность.

Смерть со славой и с честью - не жертва, а подвиг.

Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя. Но точность искусства не одинакова с точностью грамматики. Крик иволги похож на бульканье льющейся из бутылки воды. Водяной голос - это неточность. Но на таких неточностях стоит искусство.

Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла.

Хорошего произведения с плохим языком быть не может.

Язык всегда останется основным материалом произведения.

Константин Александрович Федин родился 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1892 года в семье приказчика писчебумажного магазина Александра Ерофеевича Федина и его жены Анны Павловны в маленьком дворовом флигеле на Большой Сергиевской улице Саратова (ныне улица Чернышевского).

В период с 1899 по 1901 гг. Федин получает начальное образование в Сретенском начальном училище (сегодня в этом здании расположен Государственный музей К. А. Федина), в 1901 году поступает в Саратовское коммерческое училище. В 1907 году Федин тайно от родителей уезжает в Москву, затем с 1908 по 1911 гг. обучается в Козловском коммерческом училище (ныне город Мичуринск). Первые литературные опыты Федина относятся к 1910 году. Это было подражанием Гоголю. «Его „Шинель“, — пишет Федин в своей «Автобиографии», — осталась надолго одним из глубочайших моих внутренних потрясений».

С 1911 по 1914 гг. Федин — студент Московского коммерческого института (ныне — Институт Народного хозяйства им. Плеханова). В 1913-1914 гг. — первая публикация в «Новом Сатириконе» под псевдонимом «Нидефак».

В 1914 году Федин был направлен в Германию для углубленного изучения немецкого языка, где в связи с началом Первой мировой войны оставался в качестве гражданского военнопленного № 52 до 1918 года. С 1916 по 1917 годы Федин работает актером в театре оперетты г. Циттау, работает над романом «Глушь», рукопись которого была уничтожена автором в 1928 году. Годы пребывания Федина в Германии стали ценным материалом для создания романа «Города и годы» (1924 г.), принесшего Федину европейскую известность.

4 сентября 1918 года Федин возвращается в Москву, в 1919 году работает в Сызрани, редактируя газету «Сызранский Коммунар». В журнале «Отклики» публикуются рассказы Федина «Сказка», «Триолет мая», статьи «Спартаковцы», «И на земле мир…», «Максим Горький».

В 1920 году начинается переписка Федина с Максимом Горьким. Федин посылает Горькому рукописи рассказов «Прискорбие» (не публиковался), «Дядя Кисель» (впервые опубликован в газете «Сызранский Коммунар» от 22 и 23 ноября 1919 г.).

В 1921 году входит в группу «Серапионовы братья».

В период с 1921 по 1923 гг. Федин публикует повести и рассказы «Сад», «Анна Тимофеевна», «Пустырь», «Рассказ об одном утре». Рассказ «Сад» удостоен первой премии на конкурсе Дома литераторов. В 1924 году выходит первое издание романа «Города и годы», в 1926 году — «Наровчатовские хроники», в 1928 году — «Братья».

В 1928 году Федин совершает поездку за границу, где встречается с Иоганнесом Бехером, Эрнестом Толлером, Лионом Фейхтвангером, Арнольдом Цвейгом, Леонгардом Франком. В 1932 г. посещает Ромена Роллана в Вильневе. В 1933 году встречается в Париже с Л. Франком, А. Мальро, Луи Арагоном.

В августе 1934 года Федин выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей и избирается в состав правления Союза.

В 1934 году выходит книга Федина «Похищение Европы».

В 1936 году Федин с семьей переезжает в Переделкино.

В 1939 году Федин награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1941 году появляется журнальная публикация книги «Горький среди нас», а в 1944 году выходит отдельное издание.

С октября 1941 по январь 1943 гг. Федин с семьей живет в эвакуации в городе Чистополе. В сентябре- — августе 1943 года он выезжает в действующую армию под Орел.

Присутствует на процессе военных преступников в Нюрнберге в качестве корреспондента газеты «Известия». В 1947 году Федин утвержден профессором Литературного института им. А. М. Горького по кафедре «Советская литература и творчество».

В период с 1946 по 1948 год Федин издает романы, написанные на саратовском материале: «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

В 1951 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1958 году избран академиком Академии наук СССР. В 1960 году Федину присвоено почетное звание доктора философии (университет им. Гумбольдта, Берлин).\

В 1967 году к 75-летию писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Его творчество для нашего края ценно в первую очередь тем, что в его художественных произведениях на примере Самарской и Сибирской губерний во всей остроте показан один из самых сложных и трагических периодов отечественной истории ХХ века – гражданская война 1918-1919 годов. Из романов Константина Александровича Федина можно почерпнуть немало сведений и впечатлений о Сызрани – городе, с которым судьба связала писателя в это непростое время (рис. 1).

Он родился 12 (по новому стилю 24) февраля 1892 года в Саратове в семье владельца писчебумажного магазина. Константин с детства увлекался литературой, и потому, не желая по примеру отца заниматься торговлей, он не раз убегал из дома. Однако, подавшись на уговоры родителей, он в 1911 году поступил в Московский коммерческий институт.

В первой половине 1914 году Федин в числе других успевающих студентов был направлен в Германию для совершенствования в немецком языке. Однако вскоре началась Первая мировая война, и все находящиеся в тот момент в Германии российские подданные были объявлены гражданскими пленными. Федину был запрещён выезд из страны, а внутри Германии ему разрешалось передвигаться только под контролем властей, хотя при этом он имел возможность жить и работать в разных городах страны. За последующие годы Федин побывал в разных немецких городах, где вынужден был наниматься на разные работы, в том числе актёром.

В Россию он смог вернуться только в конце 1918 года, когда в стране полыхала гражданская война. В Москве в это время было очень неспокойно, везде царила разруха и неустроенность, и потому он решил вернуться на родину. Однако до Саратова по причине военных действий он добраться не смог, и потому остановился в Сызрани, которая тогда относилась к Симбирской губернии (рис. 2-8).







Здесь он впервые в своей жизни смог профессионально заняться литературой. По собственному признанию писателя, остаться в Сызрани его заставили его два обстоятельства: «Я мучительно хотел стать литератором… а тогдашняя полуголодная московская жизнь была мне не под силу после перенесенной долгой голодовки в Германии 1 ».

В Сызрани К.А. Федину поручили организацию и редактирование литературно-художественного и общественно-политического журнала «Отклики» 2 . Всего вышло девять номеров журнала.

Выпуск «Откликов» стал одной из первых попыток молодой советской власти издавать в Среднем Поволжье журнал за счёт местных ресурсов – склонных к литературному творчеству рабочих, крестьян и интеллигенции. В условиях небольшого провинциального города Федин немало потратил энергии, чтобы привлечь к этой работе не только жителей Сызрани, но и других активистов, живших в Сызранском уезде и даже за его пределами.

Литературная деятельность Федина в 1919 году не ограничивалась одним только журналом. Он принимал активное участие и в работе единственной в то время в городе и уезде газете, в разное время выходившей под названиями «Известия», «Алый путь» и «Сызранский коммунар». Был даже период, когда Федин эту газету редактировал. В ней он печатался под псевдонимом Петр Швед, публикуя на её страницах передовые статьи, очерки, фельетоны, разного рода заметки, и даже театральные отзывы.

Работа в Сызрани в качестве журналиста, как показало его дальнейшее творчество, имела для Федина большое значение при его становлении как писателя. Впоследствии он об этом времени вспоминал так: «Я прошел в Сызрани свой приготовительный класс необходимых работнику печати навыков - ответственности, смелости, самокритики, умения сотрудничать с товарищами, и смотреть на любой труд в редакции одинаково уважительно» 3 . Приобретенный опыт помог ему в дальнейшем при устройстве на журналистскую работу в Петрограде.

Сейчас известно, что 1919 год был тяжелейшим временем для нашей страны. Внутренние и внешние враги пытались задушить молодую Советскую республику, развязав на её территории гражданскую войну. Весной 1919 года адмирал Александр Колчак, собравший огромную армию, дошел почти до Волги. В Самарской губернии его войска продвинулись с востока почти до Сергиевска. Волжские города и села жили в условиях почти непрерывных боевых действий, одинаково опасаясь репрессий, мародёрства и принудительного угона в армию как со стороны белых, так и красных властей.

В это время Сызрань, как важный транспортный узел на Средней Волге, оказалась фактически на положении прифронтового города. После отхода чехословацкого корпуса и белогвардейцев в конце 1918 года здесь формировались красные воинские части, к ним прибывали вооружения и боеприпасы, а из-за Волги поступали раненые и пленные. Город серьёзно готовился к отпору возможного нового прихода белогвардейцев, о пребывании которых в Сызрани у населения остались не самые приятные воспоминания (рис. 9-11).



Эта тревожная ситуация не могла не сказываться на деятельности немногочисленного литературного и журналистского сообщества, в том числе Федина и его товарищей. В своих воспоминаниях он писал об этом следующее: «Мы работали нервно, редко доводили свои планы и намерения до конца, обстановка возбуждала нас» 4 .

Напряженное политическое положение властно диктовало необходимость заниматься не только литературными, но и общественными делами. «Меня все больше, - сообщал далее в своих мемуарах писатель, - захватывала разнообразная работа. Я читал лекции по политической экономии на различных курсах, выступал на городских митингах, а с середины лета был назначен секретарем городского исполкома». Нужно при этом отметить, что должность председателя исполкома в это время занимал писатель Алексей Колосов. А ещё Федин, по его словам, «собирал добровольцев в Красную конницу, сам пошел в кавалеристы, вступил в партию и был отправлен на фронт» 5 .

В связи с мобилизацией на военную службу поздней осенью 1919 года К.А. Федин уехал из Сызрани. С тех пор в этот город он больше никогда не возвращался.

В дальнейшем исследователи творчества К.А. Федина не раз отмечали, что его жизнь и деятельность в Сызрани стали важным этапом на его литературном пути. Этот факт не раз подчеркивал и сам писатель, который в своих воспоминаниях заметил: «Здесь [в Сызрани] протекла моя революция… Этот год - лучший мой год. Этот год - мой пафос» 6 . И далее: «Восемь месяцев сызранской жизни заняли большое место в моей писательской судьбе» 7 .

В Сызрани Фединым был создан его первый рассказ «Счастье», который был напечатан в «Откликах» под псевдонимом К. Алякринский. Исследователи считают, что он стал первоначальным наброском образа Мари, персонажа романа «Города и годы».

Другой рассказ Федина - «Дядя Кисель», также написанный в Сызрани, был премирован в Москве на конкурсе РОСТА в конце 1919 года. Герой этого произведения впоследствии также вошел в число персонажей романа «Города и годы». Нужно отметить, что именно рассказ «Дядя Кисель», и ещё статья К.А. Федина в «Откликах» под заголовком «И на земле мир» тогда заставили обратить внимание А.М. Горького на молодого автора и пригласить его к личному знакомству. Эта первая встреча стала своеобразным прологом для личной дружбы между ними, продолжавшейся много лет. После смерти пролетарского писателя, в начале 40-х годов, из-под пера К.А. Федина вышла книга «Горький среди нас», которая неоднократно переиздавалась вплоть до 1977 года.

Сызранским впечатлениям К.А. Федина обязан своим появлением и рассказ «Сад». «Летом 1919 года под Сызранью, - писал автор, - я осматривал фруктовые сады, довольно захиревшие после войны с чехословаками. Сторож, сопровождавший меня, сказал, между прочим, вспоминая о старых «хозяевах»: «Уехали - словно все с собой взяли». Я спросил: «Ну, а как же с новыми «хозяевами»? Он ответил: «Вона в кирпичном сарае ни одного кирпича не осталось, в собаку нечем бросить». «Пока я доехал на лошади до города, у меня был готов рассказ «Сад» 8 .

На рукописи «Сада», получившего первую премию Дома литераторов в Петрограде, А.М. Горький в 1921 году сделал такую пометку: «Очень хорошо, но местами встречаются лишние или не точно взятые слова» 9 .

Жизненные материалы, почерпнутые Фединым в Сызрани, были использованы и во многих других его произведениях. Так, многие черты провинциального города Семидола (в романе «Города и годы») родились из воспоминаний о Сызрани и ее окрестностях. То же можно сказать и о повести «Наровчатская хроника», где использовано множество мелких фактов сызранского быта 10 .

О самом известном своём романе «Необыкновенное лето» К.А. Федин написал так: «Я снова вернулся мыслью к событиям 1919 года в Сызранском уезде. Сцена жестокой расправы кулаков с советскими людьми в Репьевке - не что иное, как один из эпизодов мятежа «чапанов» под Сызранью (я участвовал в необычайно драматических похоронах жертв этого мятежа на городской площади). Само название села - Репьевка, не существующее в Хвалынском уезде, где происходит действие в моем романе, подсказано мне памятью о сызранской Репьевке, куда наезжал некогда гостить Денис Давыдов из своей Верхней Мазы» 11 .

В других заметках, вспоминая время своего пребывания в Сызрани, К.А. Федин писал так: «Я знаю, что город стал неузнаваем за прошедшие с тех пор годы. Вся округа его приобрела и новый облик, и новое несравнимое значение для хозяйственной, промышленной, культурной жизни не только своей местности, но и за ее пределами. В глубине же души моей все еще хранится та, прежняя Сызрань времен гражданской войны и первых шагов борьбы за укрепление советского строя, за социалистическое будущее, за коммунизм. Отсюда и пошла моя литературная дорога» 12 .

После демобилизации из армии Федин в 1921 году вошёл в литературную группу «Серапионовы братья». Воспоминания о Германии и о гражданской войне во многом определили характер его первого крупного романа «Города и годы» (1922-24), который содержал очень актуальные для того времени высказывания на тему «Интеллигент и революция». В 1927 году он принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1933-1935 годах Федин работал над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим литературным произведением.

До 1937 года он жил в Ленинграде (проспект Володарского, 33), а затем переехал в Москву. В вышедшем накануне войны романе «Санаторий «Арктур» (1940 год) писатель в пропагандистских целях использовал тему «Волшебной горы» Томаса Манна. С помощью этого литературного образа он противопоставлял «здоровый» СССР «загнивающему» Западу. В послевоенные годы К.А. Федин создал самые известные свои произведения, ставшие классикой советской литературы – трилогию в составе романов «Первые радости» (1945 год), «Необыкновенное лето» (1947 год) и «Костёр» (1961 год).

В 1957 году К.А. Федин написал свои мемуары под заголовком «Писатель, искусство, время», которые стали своеобразным итогом его литературного творчества. В дальнейшем он занимался в основном административной и общественно-политической работой. В 1958 году К.А. Федина избрали академиком АН СССР, а в 1959 году - руководителем Союза писателей. В этой должности он находился вплоть до самых последних дней своей жизни.

В 1967 году за большой вклад в советскую литературу К.А. Федину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Константин Александрович Федин скончался 15 июля 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище (рис. 12, 13).

1 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

2 В «Откликах» начал свой литературный путь советский писатель К.Я. Горбунов (род. в 1903 г.), автор романа «Ледолом». В Сызрани Горбунов окончил школу и работал несколько лет в местной газете.

3 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

4 «Литературная газета», № 14, 1940, «Четыре встречи».

5 «Литературные записки», № 3, 1922.

7 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

8 «Литературная учеба» № 4, 1930, стр. 114.

9 К. Федин, Горький среди нас, ч. I, стр. 136.

10 «Волжская коммуна» № 47, 1952, «Сызранские встречи».

11 «Волжская коммуна», № 47, 1952, «Сызранские встречи».

Список литературы

Брайнина Б.Я. По законам красоты: О трилогии К. Федина и о героях необыкновенного времени. М., 1968.

Брайнина Б.Я. Федин и Запад: Книги. Встречи. Воспоминания. М., 1983.

Бугаенко П.А. Константин Федин: личность, творчество. Саратов, 1980.

Бугаенко П.А. Романическая трилогия: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» К.А. Федина. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1981.

Воспоминания о Константине Федине. Составитель Н.К. Федина. М., 1988.

Ерощева Ф.Ф. Романы Константина Федина о революции. Краснодар, 1967.

Заградка М. О художественном стиле романов Константина Федина. Прага, 1962.

Кузнецов М.М. Романы Константина Федина. М., 1980.

Левинсон З.И. Романы Константина Федина. Тула, 1988.

Оклянский Ю.М. Константин Федин. М., 1986 (серия «Жизнь замечательных людей»).

Орлов И.М. Правофланговый солдат первой роты: К. Федин на Брянском фронте. М., 1984.

Проблемы развития советской литературы. Проблематика и поэтика творчества К. Федина. Межвуз. науч. сб. Отв. ред. П.А. Бугаенко, В.А. Ковалев. Саратов, 1981.

«Свела нас Россия»: переписка К.А. Федина и И.С. Соколова-Микитова, 1922-1974. Под ред. И.Э. Кабановой, И.В. Ткачевой; Гос. музей К.А. Федина. М., 2008.

Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1953. С. 149-153.

Старков А. Ступени мастерства: Очерк творчества К. А. Федина. - М., 1985.

Старков А. Трилогия Константина Федина: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». М., 1989.

Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография. М.: АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького, 1966.

Фединские чтения. Константин Федин и его современники. Саратов, Гос. музей К.А. Федина. Вып. 1-5.

Федин К.А. Пустырь. М., Круг. 1923.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 9 тт. - М., 1960.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 10 тт. - М., 1969.

Федин К.А. Собрание сочинений. В 12 тт. - М., 1982-1986.

Федин К.А. Избранные произведения. В 3 тт. М., 2009.

Шеншин В.К. Традиции Ф.М. Достоевского и советский роман 1920-х годов: К. Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов. Красноярск, 1988.

Константин Александрович Федин (родился в 1892, умер в 1977году) - советский литератор, общественный деятель, награжден сталинской премией, герой соц. труда.

Биография Константина Александровича Федина

Константин родился в Саратове 12 февраля 1892 года. Отец Кости был хозяином писчебумажного магазина. Уже с детских лет Федин увлекался литературой и писательством. Отец хотел сделать Константина коммерсантом, но тот не хотел такой карьеры и убегал из дома. Однако в 1911 г. он всё же подчинился и поступил в коммерческий институт города Москвы. В 1914 г. его направили в Германию для улучшенного изучения немецкого языка. Первая мировая война застала Константина в Германии. Он был гражданским пленным, что давало ему право на любую работу в пределах Германии. Он сменил много профессий и даже был актёром.

В конце 1918 году Федин возвращается в Россию. Константин попал в город Сызрань. В 1919 году по его инициативе был создан художественно-литературный журнал «Отклики».

Также Константин работал в газетах «Сызранский коммунар», «Алый путь». Там же, в Сызрани, он написал свои первые произведения: «Дядя Кисель» и «Счастье». Рассказ «Дядя Кисель» был хорошо воспринят читателями, получил литературную премию и понравился Горькому. Сызранская жизнь дала Федину много материала для дальнейших произведений. Все сызранские черты можно увидеть в книге «Города и годы», в которой автор описывал вымышленный город Семидол. Также сызранские мотивы можно увидеть в рассказе сад, который был написан в 1921 году. В произведении «Необыкновенное лето» весь сюжет развивается в 1919 году на берегах Волги. Уже в зрелые годы Федин написал, что восемь месяцев проведённых в Сызрани значительно повлияли на его писательскую карьеру.

В 1921 году Константин был участником литературного объединения «Серапионовы братья». Впоследствии на рассказы Федина значительно повлияли заграничные путешествия и идеи этого литературного кружка. Проследить это влияние можно в произведении «Города и годы». Эта книга, описывает сложный период гражданской войны и революции. Однако интересна она тем, что все события в книге происходят в обратной хронологической последовательностями.

В 1927 году, совместно с несколькими писателями, он пишет книгу «Большие пожары», которую вскоре опубликует журнал «Огонёк». С 1933 по 1935 год Константин пишет произведение «Похищение Европы». Данная книга была первым политическим романом, на территории молодого советского союза.

В 1940 году он пишет произведение «Санаторий „Арктур"», которое основано на книге Т. Мана «Волшебная гора». Федин противопоставляет здоровый советский союз гнилому западу.

В 1958 году он становится академиком АН СССР, потом членом правления союза писателей СССР (1971-77гг). Он был участником травли Пастернака и подписал критическое письмо в газету «Правда», которое описывало деятельность Сахарова и Солженицына.

В конце жизни был признан советским литературным классиком, написал книги «Необыкновенное лето», «Первые радости», «Костёр».

Федин скончался в 1977 году 15 июля. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище города Москвы.

В честь него названы улицы в Чебоксарах, Москве и также площадь в Саратове.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Федина Константина Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Рассказать друзьям